Профессиональные черты социального работника — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Профессиональные черты социального работника

2020-04-01 169
Профессиональные черты социального работника 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

апреля 1991 г. решением Государственного комитета по труду и социальным вопросам №92 перечень профессий Российской Федерации был дополнен тремя относительно новыми специальностями и направлениями научной и практической деятельности: «социальный педагог», «социальный работник» и «специалист по социальной работе». С самого начала потребовалось определить: кто такой профессиональный социальный работник в России? Что имеет отношение к сфере его профессиональной компетенции?

Специалист по социальной работе - работник, оказывающий услуги различным группам населения и отдельным лицам, нуждающимся в социальной помощи, защите и психологической поддержке.

Профессия относится к типу: «Человек - Человек», она ориентирована на общение и взаимодействие с людьми. Для этого требуются умения устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей и разбираться в человеческих взаимоотношениях, проявлять активность, общительность и контактность, обладать развитыми речевыми способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью.

Для успешного освоения профессии специалисту по социальной работе необходима общая осведомленность в социально-гуманитарных и нравственных вопросах, полезны базовые знания по истории, русскому языку, обществознанию.

В понятие профессиональной компетентности входят:

. Методическая компетентность - владение специальным профессиональным инструментарием - технологиями, методами социальной работы.

. Социальная компетентность - под ней понимается социальная зрелость личности специалиста, профессиональная позиция, также его независимость от внешних влияний и оценок, коммуникативность и самоэффективность.

. Организаторская компетентность включает в себя организационные умения, настойчивость, целенаправленность, способность принимать решения, самоорганизованность социального работника.

Успешность социального работника зависит от равновысокой компетентности на всех трех уровнях, но в равной степени можно утверждать, что они могут существовать в непропорциональном составе. По степени выраженности той или иной компетентности социальных работников условно можно поделить на следующие группы:

. При ярко выраженной методической компетентности социального работника можно назвать консультантом. Это скорее учитель, умеющий передавать свои знания. Наиболее подходящий для него вид деятельности - из категории «человек-человек».

. При ведущей социальной компетентности социального работника можно назвать миссионером, так как в его деятельности преобладает руководство в большей степени личным опытом, деятельность его скорее подходит к категории «человек-община».

. Специалист с преобладающей организаторской компетентностью может быть назван организатором, наиболее полно, профессиональная компетентность такого социального работника проявляется при деятельности, относящейся к категории «человек-группа». Благодаря его умелым действиям в максимальной степени может раскрыться потенциал каждого члена группы.

Следует отметить, что не всегда профессиональная компетентность бывает представлена у того или иного социального работника полностью. Следовательно, таких социальных работников нельзя охарактеризовать как профессионалов. Скорее это псевдопрофессионалы, которых можно представить в качестве представителей из перечисленных ниже групп:

. Отсутствие методической компетентности - т.е. в наличии у данного специалиста лишь социальная и организационная компетентность. Это наиболее распространенный на сегодняшний день вариант социального работника. В связи с острой необходимостью кадров в социальной сфере и невозможностью еще в должной мере представить дипломированных специалистов по социальной работе руководители социальных служб вынуждены привлекать к работе такого рода непрофессионалов, идущих в социальную работу по воле сердца или при бегстве от безработицы. Деятельность таких специалистов порой отличается непродуманностью, непоследовательностью и даже иногда полной неграмотностью в применении социальных технологий.

. Отсутствие социальной компетентности - чаще всего это студенты, подрабатывающие в социальной сфере, не имеющие еще достаточного жизненного опыта и навыков практической деятельности.

. Отсутствие организационной компетентности - социальные работники из этой группы представлены довольно широко. Чаще всего они сгорают на работе и впоследствии меняют производственную сферу. Эту категорию работников можно отнести к категории, играющих в игру «Загнанная домохозяйка», выделенную Э. Берном.

. Отсутствие социальной и организаторской компетентности, т.е. в наличии лишь методическая компетентность - это советчик, методист, оторванный от реальной действительности. К сожалению, часто это преподаватели социальной работы, пришедшие в эту область для занятия чистой наукой сразу после окончания вуза.

. Отсутствие методической и организационной компетентности, т.е. в наличии социальная компетентность - это проповедник социальной работы. В большинстве своем эти люди занимаются пропагандой социальной работы, чаще всего это просто волонтеры.

. Отсутствие методической и социальной компетентности, т.е. имеется лишь организационная компетентность - это организатор, главная цель которого организовать любую деятельность, особо не уделяя внимания ее содержанию. В социальной работе эта категория представлена бывшими военнослужащими, офицерами, вышедшими в отставку, но еще желающими работать.

Таким образом, можно сказать, что социальная работа является универсальным видом деятельности. Она требует от специалиста знаний в различных областях и умения их применять на практике.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.