Формирование основ целостного художественного восприятия — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Формирование основ целостного художественного восприятия

2020-04-01 139
Формирование основ целостного художественного восприятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Рассмотрим музейно-игровую методику по развитию художественного восприятия для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Она предназначена для работы как в условиях музейной среды, так и в образовательном учреждении - при наличии необходимого дидактического обеспечения: слайдов, репродукций, видеокассет и др.

Основные задачи занятий

• Освоение музейной среды как пространства культуры на основе интеграции музейно-педагогических, дошкольных и театральных методик, соотнесенных с психологическими особенностями старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

• Воспитание уважения и творческого отношения к произведению изобразительного искусства и формирование основ зрительской музейной культуры.

• Формирование навыков произвольного внимания к пластической выразительности окружающего ребенка предметного мира и произведений искусства.

• Развитие сенсорной сферы (в частности, осязания), познание пластической формы и пластических возможностей ребенка.

• Развитие воображения и фантазии как основы творческой деятельности ребенка1.

Психолого-педагогическая специфика занятий предполагает сотворчество музейного педагога, педагога по театрализованной пластике и музыканта.

Интеграция может быть успешной только при условии согласованного взаимодействия всех участников педагогического процесса. При этом деятельность педагогов, проводящих занятия, должна быть построена с учетом психологических особенностей развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Исходя из возможностей художественного музея в воспитании зрительного восприятия, познавательных и творческих способностей ребенка, использование пластических упражнений в музее, на основе возрастной специфики1, способствует лучшему усвоению ребенком визуальных образов изобразительного искусства, а также развивает произвольное (концентрированное) внимание и творческое воображение.

Подтверждение верности избранного направления работы авторы находят в книге известного петербургского психолога М.В. Осориной «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых», где раскрыт новый психологический подход к освоению ребенком пространственных представлений и формированию модели окружающего мира. «Модель мира любого человека, даже маленького ребенка, доступна для внешнего восприятия только при том условии, что она каким-то образом воплощена, «овнешнена», материализована - в виде рассказа, рисунка, поступка и т.п. - утверждает автор. - Если же взрослый (например, воспитатель) хочет приобщить ребенка к определенной системе мировоззренческих принципов, а значит и определенной модели мироустройства, то он обязательно должен воплотить ее в виде словесного, изобразительного или поведенческого текста (рассказа, песни, басни, картины, модели поведения и т.п.), которые максимально легко и полно могут быть усвоены воспитуемым»2.

Воспринимая произведения изобразительного искусства, ребенок в процессе занятий расширяет круг известных ему ранее образов, представлений и понятий.

Пластические занятия дают возможность «прожить» увиденное в движении и отразить художественный образ через свое телесное «я». Культурно-пространственная среда музея включается в умственное, личностное развитие ребенка совокупностью зрительных, слуховых, вестибулярных, тактильных, кинестетических и других ощущений, которые постепенно становятся неотъемлемой частью модели мира ребенка.

Для запоминания особенностей конкретного произведения и дальнейшего домашнего рисования по впечатлениям от музейного занятия педагог, обращаясь к зрительной памяти ребенка, подчеркивает индивидуальные отличия, неповторимые качества персонажей, изображенных в произведениях искусства. Затем он просит пластически воспроизвести сложившийся в воображении ребенка образ, выделяя главное, характерное для того или иного явления, персонажа, предмета и др., что требует от каждого из них особой концентрации внимания на осмысленном движении тела.

Это развивает способности детей к обобщению, мобилизует фантазию и совершенствует природные данные соответствующей тренировкой, развивая их в нужном направлении.

Занятия по театрализованной пластике проходят в специально оборудованном помещении, имеющем напольное ковровое покрытие и музыкальный инструмент. Это является дополнительным фактором а создании особой атмосферы свободы движения и защищенности ребенка. Общение с педагогами на пластическом занятии делает возможным восприятие музейной среды как игровой, расширяет психотелесный опыт и дает возможность свободно манипулировать впечатлениями, образами, персонажами в пластических импровизациях.

Роль музыки в этом процессе исключительно велика. Она создает положительный эмоциональный фон, удерживающий непроизвольное внимание и позволяющий ребенку участвовать в выполнении задания или отдыхать, не теряя интереса к конкретному упражнению, выполняемому группой.

Использование активной игровой формы в сопровождении «живой музыки» способствует развитию чувства ритма и оригинального творческого мышления. При этом важно помнить, что настройка на ритм движений - самый древний, самый универсальный и самый успешный способ психологического присоединения. Действия педагога, которым дети стремятся подражать, не требуют точного запоминания и повторения, взаимодействуя с глубинами души, они вызывают у детей их собственные мощные емкие образы.

В отличие от дидактических игр музыкально-пластические занятия не ставят целью усвоение информации, а дают детям возможность приобрести умения в игровой форме воспроизводить персонажи, предметы, явления природы, изображенные в произведениях искусства. В восприятии детей они предстают как живые, трансформирующиеся, развивающиеся во времени. Такие игры условно называют символическими.

«Символическая игра, употребление ребенком символов является существенным моментом в развитии его психики. Использование символов, способность замещать один объект посредством другого объекта представляет собой приобретение, обеспечивающее в дальнейшем овладение социальными знаками. Благодаря развитию символической функции у ребенка формируется классифицирующее восприятие, существенно изменяется содержательная сторона интеллекта и другие собственно человеческие способности»1.

Символическая игра с преобладанием в ней детского инстинкта подражания удовлетворяет потребности ребенка в общении с миром взрослых и активно готовит его к жизненный реалиям.

В условиях художественного музея театрально-пластические игры способствуют развитию эмпатии, то есть воображаемого перенесения себя в ту или иную эпоху, проживанию изображаемых ситуаций, идентификации с персонажами произведений искусства, ощущению сопричастности к ним. Способность к сопереживанию, приобретенная в рамках данных занятий, впоследствии может успешно переноситься ребенком на более широкий спектр ситуаций (в том числе и на ситуации межличностного взаимодействия).

Структурна интегрированных занятий и условий их проведения таковы:

Предлагаемые двенадцать занятий рассчитаны на учебный год, с периодичностью два занятия в месяц!

Продолжительность занятия - два академических часа. Игровой метод и смена видов деятельности позволяют детям сохранять в течение этого времени познавательную и творческую активность.

Темы

«Мы идем по дворцу»,

«Образы скульптуры»,

«Что такое живопись»,

«Цвет в живописи»,

«Мир животных в изобразительном искусстве»,

«Боги и герои Древней Греции»,

«Чудо-мастера»,

«Человек и время (портрет)»,

«Как люди раньше жили»,

«Природа глазами художников»,

«Фантастические сюжеты в искусстве»,

«Образы минувшего».

Условия занятий:

Наличие напольного коврового покрытия, игровых кубов и музыкального инструмента повышает состояние комфорта во время пластических игр.

Использование репродукций и диапозитивов, воспроизводящих зрительный ряд экскурсии, способствует накоплению разнообразных переживаний, связанных с образами, проецируемыми в ходе занятий.

Четкие пространственно-временные границы, создаваемые использованием постоянного места и времени проведения занятий, обеспечивают возможность поддержания «исихологичес-к-дистанции» (отстранения од внешнего мира).

Особенности проведения

Каждое занятие состоит из двух частей.

I часть - рассказ о произведении искусства с помощью метода диалога и музейно-педагогической игры.

II часть - пластические игры-упражнения, направленные на развитие эмоционально-образного восприятия мира и произведений искусства.

Последовательность частей зависит от темы и задач каждого занятия.

художественный воспитание изобразительный педагогический

Пример занятия на тему «Образы минувшего»

 

I ЧАСТЬ

Задачи

. Раскрыть понятие исторической живописи как жанра искусства, воспроизводящего реальные эпизоды жизни прошлых эпох, переломные события в жизни общества, а также мифологические сюжеты.

. Показать роль композиции в исторической картине.

. Рассказать о сюжете и содержании в исторических произведениях разных времен.

Зрительный ряд

. Верещагин В.В. У дверей мечети. 1873.

. Рябушкин А.П. Семья купца в XVII веке. 1896.

. Васнецов В.М. Бой скифов со славянами. 1881.

. Брюллов К.П. Последний день Помпеи. 1833..

. Семирадский Г.И. Фрина на празднике Посейдона в Элевсине. 1889.

ХОД ЭКСКУРСИИ

. В.В. Верещагин. У дверей мечети. 1873

На примере этого произведения детям легче понять разницу между бытовой и исторической картиной.

Расскажите, что художник Верещагин жил во второй половине XIX века, много путешествовал. Его живо интересовал быт разных народов, их художественная культура, история. В картине изображены двери средневекового восточного храма (мечети) в городе Самарканде (Средняя Азия, Узбекистан, в XIX веке - Туркестан).

Задайте вопросы:

Как вы считаете, здесь отображено какое-либо важное историческое событие или живая реальная сцена?

Что делают два человека, пришедшие к дверям мечети? Это грозные стражи, охраняющие вход в храм, или путники, отдыхающие возле него?

Рассмотрите мирные позы путников, их теплые расшитые халаты, изношенные сапоги, войлочные шляпы, флягу с водой, посох и выясните, что это путники, которые, видимо, долгое время находятся в пути, они утомились и решили отдохнуть от жаркого палящего солнца в тени, у огромных дверей.

Укажите на контраст между мирными действиями людей, изображенных в живых естественных позах, и огромными, неподвижными, монументальными дверями мечети, свидетельствующими о силе и могуществе восточного монарха.

С помощью педагога по пластике проведите игру.

Игра «Дверь и путники»

Всмотритесь внимательно в полотно и запомните, как изображена дверь, каковы позы путников, где они расположились. Разделитесь по пять человек и по очереди изобразите пластически то, что вы увидели. Двое из вас примут позы путников, три человека, плотно сомкнувшись, изобразят «характер» и положение двери.

Остальные дети проверяют, правильно ли отразили композицию картины играющие.

Вы, наверное, ощутили, как неподвижны каменные двери, потому что тела ваши выпрямились, напряглись и застыли. А путники замерли тоже в неподвижных, но «живых», естественных позах.

Кто главенствует в картине - люди или дверь и почему?

Объясните, почему дверь является основой композиции, отметив ее огромные размеры, богатые резные узоры, выписанные с невероятной тщательностью.

Подчеркните, что возвышающиеся громадой над людьми двери, как бы возникающие из глубин истории, очень искусно украшенные пышным резным ковровым орнаментом, рождают не только ощущение величия, но и чувство восхищения высочайшей культурой народов Востока.

Орнаментальное узорочье отделки дверей, яркие, пестрые одежды путников воссоздают могущественный и неповторимый образ средневекового Востока с его традициями и позволяют зрителю проникнуться духом его исторического прошлого.

. А.П. Рябушкин. Семья купца в XVII веке. 1896

Цель показа: объяснить детям, что историческое начало или «дух» истории может присутствовать в групповом портрете.

Поясните, что для художника Рябушкина, создавшего эту картину в конце прошлого века, идеалом красоты и гармонии в русской жизни являлся семейный уклад купеческого сословия в XVII веке, в допетровское время.

Выясните в беседе с детьми, что в этом произведении, как и в предыдущей картине, внешне ничего не происходит, то есть нет сюжета, интересного, захватывающего действия.

Словно на старой фотографии, разместившись в ряд, торжественно застыла купеческая семья, как бы демонстрируя себя зрителю.

Но о чем же важном, значительном в историческом прошлом нашей родины хотел поведать нам художник?

Путем наводящих вопросов попытайтесь выяснить у детей, «кто есть кто» в этой картине.

Кто здесь глава семьи?

Обратите внимание на крепкую уверенную посадку фигуры немолодого энергичного купца в дорогой меховой шубе, красном кафтане и красиво расшитой рубахе с бело-голубым орнаментом, на его умное загорелое лицо с напряженным взглядом, свидетельствующее о том, что он привык постоянно трудиться и что все его богатство и достаток заработаны честно. От этого он преисполнен чувства собственного достоинства.

Найдите и опишите всех членов его семейства. Рассмотрите купчиху с ребенком на коленях. Она одета, как предписывал обычай того времени замужним женщинам - в сиреневый шелковый струящийся сарафан, волосы убраны под кокошник-кику с подзором, плавно ниспадающий на плечи шелковый платок. Ее голова мягко склонена. Все эти детали говорят о нежности, мягкости этой женщины, послушании воле мужа.

(Для накопления у детей исторического опыта полезно рассказать, что в те времена царил «домострой» - свод правил поведения в семье и в обществе. Можно привести несколько правил, например, «жена да убоится мужа своего» и так далее.)

Обратите внимание на то, что младшая дочь с куклой в руке одета и причесана уже почти по-европейски, но особенно выделена в композиции картины и длинным светлым одеянием, и статью старшая дочь - краса и гордость семьи.

Объясните, что женские образы отражают народные представления того времени о роли женщины в семейной жизни, когда красота и нравственность выражались в манере держаться - скромно, просто, но достойно, то есть благочестиво. А выражением красоты внешнего облика являлись «соболиные» брови, темные большие глаза, прямой нос и маленький алый рот (все женские лица в картине имеют такие черты).

Вспомним картину Верещагина - там путники изображены на фоне огромных дверей, говорящих о могуществе правителя, о седой древности, а на каком фоне мы видим эту семью и что он означает?

Покажите дубовые панели со вставками из крупно плетеной рогожи и солому под ногами у персонажей. Объясните, что дубовая стена дома свидетельствует о достатке хозяина, а солома - о его бережливости и хозяйственности, так как перед домом всегда был двор с воротами, и для того чтобы гость, входя в дом, не запачкал полы, во дворах у аккуратных хозяев подстилалась солома, ступая по которой гость вытирал обувь.

Предложите детям всмотреться в выразительность цветового решения полотна, построенного на сочетании красного, светло-лилового, розового и белого пятен, символизирующем гармонию и ясность отношений, согласие людей друг с другом, с миром.

Сделайте вывод: художник через эмоциональную и декоративную выразительность образов воспел мерность движения жизни, красоту обычаев и нравов наших предков. Так, при отсутствии внешнего сюжета Рябушкин смог открыть нам глубокое содержание жизни и вновь воскресить дух исторического бытия допетровской Руси.

. В.М. Васнецов. Бой скифов со славянами. 1881

Напомните детям, что В.М. Васнецов - мастер исторической картины, создатель образов русских богатырей, пришедших к нам из народных сказок и былин. В этой картине он обратился к реальной истории из далекого прошлого нашей родины.

Расскажите, как в давние времена Русь долго и тяжело боролась за свою независимость с врагами, отражая набеги степных кочевников.

Объясните, что степные кочевники - скифы постоянно старались неожиданно напасть на славянские княжества и, разбив княжеские дружины, стремились захватить добычу, увести в плен скот, женщин, детей. Скифы были жестокими, имели быстроногих коней, налетали на русские станы стремительно. В картине отображен эпизод битвы славян со скифами.

Задайте вопрос:

Что происходит на наших глазах в картине? (Битва, сражение, бой.) Найдите здесь скифов.

Для того чтобы облегчить детям задачу и для лучшего понимания образов кочевников, очень хорошо прочитать им вслух строки А.А. Блока из стихотворения «Скифы»:

 

Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы,

Попробуйте, сразитесь с нами!

Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,

С раскосыми и жадными очами!

 

Еще раз напомните детям, как важно в исторической картине композиционное размещение героев, и поясните, что диагональная композиция подчеркивает бурное действие и решительность схватки «не на жизнь, а на смерть», то есть готовность каждого из воинов сражаться до конца.

Обратите внимание на следующие моменты:

Стремительно, яростно несутся из глубины полотна справа на славянского воина скифы, в национальных костюмах, с поднятыми копьями, на горячих рыжей масти конях. Их решительные лица с горящими глазами исполнены неистовой страсти, желания сразить врага наповал, а один из коварных степных людей, залегший в густой траве, натягивает лук и метит в русского дружинника.

На переднем плане встал на дыбы непреодолимой преградой мощный черный конь с могучим русским воином - княжеским дружинником в воинских доспехах, размахивающим богатырской булавой, от которой не будет пощады захватчикам.

Удаль молодецкая, исключительная храбрость, сила, отвага и уверенность в победе ощущаются в тяжеловесной, могучей и бесстрашной фигуре русского богатыря. На заднем плане, слева, рубится с врагами другой славянин, в шлеме на гордо вздыбленном белом коне. Поле битвы кажется необъятным, и за каждую пядь земли идет жестокое сражение. Доблестно бьются славяне за землю русскую, и потому неодолимы они для врагов.

Сделайте вывод: вот так, благодаря картине В.М. Васнецова, изобразившего только один эпизод ожесточенной битвы, мы смогли очень много узнать о героическом прошлом Древней Руси, о ее славных бесстрашных сынах.

. К.П. Брюллов. Последний день Помпеи.1833

Это полотно огромных размеров, его пластическая композиция необычайно выразительна, а потому при разборе произведения, избегая подробного анализа, надо сосредоточить внимание детей на выражении различных чувств через позы, жесты, мимику персонажей. Это поможет на доступном для маленьких детей уровне раскрыть содержание произведения.

С помощью наводящих вопросов помогите им понять, что стихийное бедствие бывает не только на море, но и на земле.

Страшное или радостное событие происходит в картине?

Чего боятся и от чего спасаются люди?

Что происходит на небе, вдали от города и на городской улице?

Рассмотрите сверкающие молнии, огненно-красную лаву, стремительно надвигающуюся на город, падающие статуи, разрушающиеся здания, дрожащие от их падения камни мостовой, мечущихся людей, животных и вместе обсудите, какое стихийное бедствие обрушилось много веков назад на древний город Помпеи и его жителей.

Так как из практического опыта выяснилось, что дети не только не знают, но и с большим трудом понимают при объяснении педагога такие слова, как «вулкан», «извержение вулкана», необходимо дать объяснение в образной форме, что такое «спящий вулкан» и что происходит, когда он «кипит» и лава изливается из кратера.

Далее расскажите, что на выставке в Петербурге эту картину увидел А.С. Пушкин, и прочтите строки его стихотворения:

 

Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется - с шатнувшихся колонн

Кумиры падают!..

 

Задайте вопрос:

Как вы считаете, что для художника, кроме извержения Везувия, было важно отобразить в картине и почему на переднем плане он разместил такое большое количество людей, объединенных в группы?

Предложите детям всмотреться в лица людей, изображенных на переднем плане, и обсудите, как через позы, жесты, движения, мимику персонажей Брюллов сумел передать такие чувства, как страх, ужас, испуг, надежду, гнев, сострадание1. Сделайте вывод, что людьми, конечно, владел страх и они старались спастись.

Но присмотритесь, только ли страх за себя владел людьми? Что многие из этих людей делают?

Так как обычный ответ детей - «убегают», то можно тему спасения людьми друг друга начать с предложения: «Найдите в картине самое беспомощное маленькое существо - птичку, которая трепыхается на камнях».

Далее обратите внимание детей на то, как малыш тянется ручками к птичке, пытаясь ее спасти; как малыша и его старшего брата, спасая, обняла мама; как все семейство прикрывает своим сильным телом отец.

Покажите двух сыновей - мальчика и воина, несущего на руках старика-отца; юношу, склонившегося над обессилевшей матерью; юношу-жениха, бережно держащего в объятьях потерявшую сознание невесту; христианского священника, в этот страшный момент находящегося рядом со своими прихожанами - матерью с двумя юными дочерьми.

Спросите:

О чем говорят их действия?

Рассмотрев последовательно разные фрагменты картины, подведите итог: несмотря на грандиозное бедствие, многие люди, изображенные художником, сумели преодолеть свой страх и старались спасти близких. В самую тяжелую минуту жизни они оказались способными на самопожертвование и сострадание. Чтобы подчеркнуть красоту и величие человеческой души, К.П. Брюллов показал своих героев и внешне прекрасными.

Отметьте, что среди образов жителей Помпеи, слева, на ступеньках храма, художник поместил свой автопортрет с этюдником на голове. Обратите внимание на его застывшую фигуру, возвышающуюся над всеми героями картины, лицо с наряженным взглядом, ловящим все оттенки трагедии в лицах окружающих. Объясните, что, вводя самого себя в сцену гибели Помпеи, Брюллов хотел напомнить зрителям о высочайшей роли живописца, правдиво и с блестящим мастерством отобразившего историческое событие далекой эпохи.

. Г.И. Семирадский. Фрина на празднике Посейдона в Элевсине. 1899

Показом именно этого произведения желательно завершить тему занятия, так как яркая декоративность полотна в сочетании с праздничной атмосферой, царящей в нем, служат также достойным завершением всей программы, направленной на осознание детьми главной цели искусства - вносить в жизнь людей радость и красоту.

Напомните детям, что они только что видели картину Брюллова, посвященную трагическому событию из истории Древней Италии, и объясните, что на полотне Г.И. Семирадского изображено событие из древней истории другой прекрасной южной страны - Греции.

Посмотрите внимательно, зачем в древнем городе Элевсине собралось так много людей? Какое впечатление рождает у вас картина?

Почему картина кажется вам нарядной, красивой, радостной?

С помощью чего художник создал царящую в произведении атмосферу праздника и южного солнечного дня?

Рассмотрите, как художник наполнил этот вымышленный мир дыханием жизни, обратите внимание на высокое голубое небо с легкими светлыми, нежными облаками; на синие воды залива, покрытого гребешками волн, с парящими над ним белыми чайками; на узкую полоску гор, тающих в легкой дымке влажного морского воздуха; на солнечный свет, заливающий правую часть картины и плавно переходящий в трепетное мерцание, пробивающийся сквозь крону дерева; на легкие ажурные тени, легко скользящие по стенам храма; живописной группе людей в правой части полотна.

Помогите детям увидеть, как в свете южного солнца яркие цвета одежд «разбеливаются» и становятся более легкими и нарядными.

Для более полного понимания замысла художника и перехода к сюжету картины здесь можно привести слова Семирадского из письма в Академию художеств: «Давно я мечтал о сюжете из жизни греков, дающем возможность вложить как можно больше классической красоты в ее представление. В этом сюжете я нашел громадный материал! Солнце, море, архитектура, женская красота и немой восторг греков при виде красивейшей женщины своего времени - восторг народа художника....»1

Кратко изложите сюжет, ограничась рассказом о том, как красавица Фрина на празднике бога морей Посейдона, вознамерясь бросить вызов богине любви и красоты, в самый разгар праздника, когда из храма спускалась процессия, неся статую Посейдона, сбросила одежды, спустилась к морю и вышла из него, подобно «пенорожденной» Афродите.

Обратите внимание на построение картины: несмотря на то что, как и в «Последнем дне Помпеи», мы видим многофигурную композицию, здесь центром притяжения и внимания всех групп является одна главная героиня - Фрина.

Сообщив, что Фрина в переводе с греческого «белокожая», отметьте красоту и совершенную пластику почти мраморного обнаженного тела молодой женщины, текучую линию силуэта, грациозный жест поднятых рук и выразительный поворот головы со струящимися по плечам золотистыми волосами, свободу и естественность ее позы.

Рассмотрите, как служанки помогают Фрине снять одежды, и их простые, обыденные действия и жесты подчеркивают и оттеняют совершенство ее образа. Слева расположилась группа художников, поэтов, музыкантов, восхищенных ее идеальной красотой, они бросают ей под ноги цветы, слагают гимны.

Расскажите, что земная женщина Фрина была так прекрасна, что послужила моделью прославленному греческому скульптору Праксителю для создания статуи «Афродиты Книдской», своей красотой она была равна богине.

Сделайте вывод: художнику великолепно удалось воссоздать исторический эпизод прекрасного мира Древней Греции как мира счастья, красоты, гармонической слитности людей с дивной южной природой.часть. Занятие в студии

Цель итогового занятия - выявление педагогом:

достигнутого уровня зрительного восприятия визуального материала;

умения сосредоточиться на выполнении предложенных педагогом заданий;

степени овладения навыками общения в группе;

уровня пластического развития каждого ребенка;

индивидуального творческого развития ребенка.

Игра «Переходы». Дети стоят полукругом.

Внимательно посмотрите друг на друга и молча, бесшумно, не задевая друг друга, на счет «пятнадцать» меняемся по росту местами так, чтобы самый высокий из вас стоял слева, а самый маленький - справа.

Игра продолжается с уменьшением счета до тех пор, пока педагог не добьется четкости и бесшумности исполнения. Для разнообразия и усложнения игры можно менять стороны: самый высокий - справа, маленький - слева.

Игру можно модифицировать путем изменения задания: перестроиться по цвету ботинок, по цвету кофточек и рубашек - от самого светлого к самому темному и наоборот.

Игра «Создаем фигуры». Дети свободно располагаются по площадке.

На счет «пятнадцать» вновь четко, бесшумно, молча образуем круг и беремся за руки. Кто не успел, выбывает из игры.

Опустили руки и вновь на счет «пятнадцать» круг превращаем в треугольник.

Из треугольника мы создаем четырехугольник.

И опять встаем в круг, но повернувшись внутрь круга спиной.

Выстроились по диагонали справа налево, а затем - слева направо.

А теперь спокойно шагом выстраиваемся по диагонали в правую сторону по росту - таким образом, чтобы самый маленький был впереди, а самый высокий последним.

Я считаю, а вы приседаете на корточки поочередно, с первого до последнего. Все присели? Я перестаю считать, а вы сами, начиная с первого, по очереди поднимаетесь с поднятыми руками. Медленно опустили руки через стороны вниз.

А сейчас мы выполним самое сложное движение: стоя по той же диагонали - справа налево, начинаем перестраиваться в прямую колонну по центру площадки. Для этого первый смещается справа налево до середины площадки, а последний одновременно с первым передвигается слева направо, также до центра, остальные стараются удержать строй. У нас получилась прямая колонна по центру. А как нам сделать левую диагональ, не разрывая строя?

Мы продолжаем для этого движение. Первый дальше перемещается влево, а последний - вправо. Стоим по левой диагонали, но по моему хлопку разбегаемся, по второму хлопку вновь встаем в левую диагональ, строго на свои места.

Вновь по хлопку разбегаемся. Следующий хлопок - опять собираемся в ту же диагональ, но будьте внимательны - теперь первый должен оказаться последним, второй - предпоследним и так далее, то есть стоим по росту.

Игра «Живые картины». Желательно разделить детей на три равные группы, для того чтобы каждая из групп делала свою картину. Педагог напоминает увиденные картины и предлагает каждой группе выбрать по одной из трех картин: «Семья купца XVII века», «У дверей мечети», «Битва славян со скифами» - и дать время на подготовку одновременно всем группам. С помощью педагога по пластике дети в каждой из групп вспоминают и обсуждают расположение персонажей в картине, их действия, позы, движения, выражение лиц. Затем стараются воспроизвести композицию картины и по очереди показывают свои «композиции».

Музыкальный руководитель к каждой картине играет подобранную им музыкальную тему. Затем совместно обсуждают, насколько каждой группе удалось передать не только внешнюю форму изображения, но и характерность персонажей и их внутреннее состояние.

Игра «Последний день Помпеи»

Вспомним самую яркую и драматическую картину К.П. Брюллова «Последний день Помпеи», где сверкает молния, низвергается горячая лава вулкана Везувий, рушатся дома, с крыш падают огромные каменные статуи и мечутся люди, стараясь спасти себя и своих близких. Представим себя на месте катастрофы. Попробуем вспомнить, кто изображен на переднем плане картины.

Дети, беседуя с педагогом, вспоминают изображения основных композиционных групп: юноша с невестой, мать и сын, старик, мальчик и воин, погибшая женщина с ребенком, молодой отец с семейством, священник с тремя женщинами. Для активизации их памяти можно воспользоваться показом репродукции картины.

А теперь попробуем еще раз разобрать действия персонажей в каждой группе и пластически их воспроизвести.

Дети разбиваются на пары, тройки, четверки, в зависимости от количества персонажей в каждой группе. Каждая сценка разыгрывается одной группой, остальные ребята смотрят и поправляют, подсказывают, помогая исполнителям правильно передать позы, действия и состояние героев, то есть активно участвуют в игре.

Поочередно, под руководством и наблюдением педагога, дети принимают позы, заданные художником, а затем «оживляют» своих героев, начинают движение. «Жених» старается поддержать «невесту», мягко опускающуюся на ковер, как бы падающую без чувств. «Сын», бережно обняв за левое плечо полулежащую «мать», старается увлечь ее за собой, прижимая ее руку к груди, жест руки матери - жест отказа. Как бы вы назвали эту сцену? («Прощание».) «Молодой отец», наклонившись вперед, пытается собой заслонить «жену и детей», обняв жену правой рукой, а левой стараясь отвести падающие на них камни и пепел. Жена обнимает своих детей, правой рукой обхватив малыша, а левой рукой прижимает к себе голову второго ребенка, который обхватывает обоих родителей руками.

У нас получилась самая сплоченная группа, в которой все стараются спасти друг друга, поэтому ее можно назвать «дружная семья».

«Священник» с горящим факелом в правой руке твердо стоит, повернув лицо навстречу стихии, как бы противопоставляя себя ей. Мать и две ее дочери, опустившись на колени, обнимают друг друга руками, подняв головы к небесам в надежде на спасение, под защитой священника и его веры.

А теперь, каждая группа должна занять свое место в «картине». Все не занятые в «картине» помогают выстроить общую композицию.

(Как правило, дети стараются расположиться по одной линии на ковре, как бы имитируя передний план запомнившейся им картины, поэтому педагог должен скорректировать их местоположение.)

Все вы расположились по одной линии и поэтому не уместились на ковре. Представим, что размеры ковра соответствуют размерам картины, где, как и на полотне, у художника должны разместиться все группы. Вспомним, все ли группы людей расположены у Брюллова на одной линии? Посмотрите еще раз внимательно на репродукцию и запомните, какая группа стоит ближе, какая - дальше, кто стоит лицом, кто - боком к зрителю, чья фигура обращена вправо, влево, и куда обращены лица у каждого персонажа. Теперь снова займем свои места в «картине».

Так как целью этой игры является закрепление у детей понимания композиционного решения полотна, то ее желательно повторить несколько раз, для того чтобы каждый ребенок мог быть не только ее участником, но видеть представленную в окончательном варианте сцену со стороны и высказать свое мнение.

Заключительная игра «Праздник бога морей Посейдона»

Мы с вами вспомнили и разыграли страшное бедствие, произошедшее много лет назад в итальянском городе Помпеи. А теперь мы перенесемся в древнегреческий город Элевсин, который мы видели на картине художника Семирадского «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине». Вспомним природу Греции, теплое, ласковое Средиземное море с гребешками волн, играющих на солнце, и парящими над ними в небе чайками. Давайте «оживим» пейзаж, увиденный в картине.

Дети под музыку изображают волны, набегающие на берег.

Ввиду того, что дети повторяют знакомые им задания, педагогу важно в данном случае не столько следить за техникой исполнения, сколько постараться им помочь путем введения «предлагаемых обстоятельств», передать состояние южного ласкового, животворящего моря, из волн которого как бы возникает все, что они видели в картине, - бегущие облака, парящие чайки, цветущие деревья, античный храм бога Посейдона, люди, которые пришли на праздник.

Представим себя древними греками, пришедшими на праздник, - в легких туниках, сандалиях, с корзиночками цветов, с музыкальными инструментами - лирами, бубнами, кифарами, тростниковыми флейтами, с зонтами от солнца, с посохами в руках, подношениями для бога морей. Звучит веселая музыка, а каждый из вас попробует вести себя так, как один из персонажей картины, наиболее вам запомнившийся.

(Педагог дает возможность детям свободно существовать в атмосфере праздника в течение двух-трех минут, наблюдая за происходящим действием и выделяя мотивы поведения детей в наиболее ярких ситуациях, с целью последующего краткого разбора их действий.)

Вам удалось передать с помощью движения и музыки атмосферу праздника, но ваш праздник отличался от того, который изобразил художник. Вы бегали, прыгали, танцевали, то есть веселились каждый сам по себе. Ваше веселье было беспорядочно, хаотично. А в Древней Греции праздники проходили по определенным правилам - ритуалу. Праздник, посвященный богу морей Посейдону, включал в себя ритуальное шествие со статуей бога от храма Посейдона к морю.

Возьмем в руки наши воображаемые подношения, выстроимся в колонну, мальчики в центре процессии, подняв руки, поддерживают воображаемую статую Посейдона, как бы подчеркивая свое почитание бога, и под торжественную музыку медленно, не останавливаясь, двигаемся по кругу, изображая ритуальное шествие.

Что же остановило это шествие на картине, что привлекло всеобщее внимание? Какое событие? Они увидели перед собой женщину, столь прекрасную, что приняли ее за ожившую статую богини любви и красоты Афроди<


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.144 с.