Принцип связи с микросоциальным окружением — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Принцип связи с микросоциальным окружением

2020-03-31 193
Принцип связи с микросоциальным окружением 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Он предполагает учет особенностей микросоциального окружения ребенка. Логопед, как правило, на специальных занятиях в процессе различных тренировочных упражнений формирует у ребенка различные операции: фонематический анализ, фонематический синтез, фонематические представления. Предполагается, что большую часть, работы по закреплению этих навыков должны взять па себя воспитатели и родители. Кроме того, в систему коррекционной логопедической работы включаются все дети.

Развитие операций фонематического анализа и синтеза осуществляется в два этапа: I этап - подготовительный и II этап - этап развития фонематического анализа и синтеза. На первом - подготовительном этапе ведется работа по узнаванию неречевых звуков, развитию речеслуховой памяти и внимания. Особое значение уделяется работе по формированию фонематических представлений. Прежде чем приступить к работе по формированию у детей операций фонематического анализа и синтеза, у них необходимо выработать умения определять наличие звука в слове, что является основой, на которой формируется умение различать звуки языка. Сначала наличие звука определяется и по слуху, и на основе собственного произношения, затем - только по слуху или по произношению и, наконец, по слухо-произносительным представлениям, в умственном плане. Умение выделить звук зависит от его характера, положения в слове, от произносительных возможностей звукового ряда.

Работу в данном направлении необходимо начинать с гласных звуков, так как они выделяются легче, особенно в ударном положении из начала слова. Необходимо определять наличие или отсутствие звука в словах различной сложности: односложных, двухсложных, трехсложных; без стечения и со стечением согласных. Причем заданный звук должен находиться и в начале, и в середине, и в конце слова. Уже на этом этапе работы можно связывать звук со зрительным образом буквы.

Формирование навыка выделения (узнавания) звука на фоне слова является первой элементарной ступенью, способствующей развитию более сложных форм фонематического анализа.

На втором этапе - этапе развития фонематического анализа и синтеза работу необходимо начинать с элементарных операций - умения вычленять звук из начала и конца слова. Начинается эта работа с вычленения первого ударного гласного, предварительно уточняется его артикуляция, звук произносится с интонированием, с выделением голоса.

Можно представить следующую последовательность работы:

· вычленение звука из ряда гласных в начальный позиции (уиа - око оиу и др.);

· из серии слогов с повторяющимися гласными (ул - ус - ут; ил - ис - ик и т.д.);

· из слов, где гласный звук находится в начальной позиции под ударением (утка, астра, Аля, аист и т.д.);

· из слов, в которых гласный звук находится в середине слова под ударением (сом, ком, шум, рис, кит, сок и т.д.).

Аналогично проводится работа по формированию умения вычленять согласные звуки. Однако работа по развитию функции фонематического анализа по вычленению первого согласного звука проводится после того, как у детей отработан навык выделения звука из открытого и закрытого слогов и узнавание начальных гласных. Работу можно проводить следующим образом: для анализа детям предлагается закрытый слог типа ум, ох, ам, ус и др., они выделяют гласный звук, затем определяют, какой звук произносится после выделенного, при этом согласный сначала выделяется интонационно. После закрепления этого действия, детям предлагаются открытые слоги, состоящие из тех же звуков, но в иной последовательности (му, хо, ма, су и т.д.).

Следующей ступенью развития простых форм фонематического анализа и синтеза является обучение определения места звука в слове (в начале, середине, конце). Сначала необходимо учить детей определять место ударного гласного в односложных и двусложных словах. При работе уточняется артикуляция звука, вычленяется изученный звук из слова, определяется место, при этом на начальном этапе используются простые, односложные слова.

Такая же схема сохраняется при определении места согласного звука в слове.

После закрепления данного навыка переходят к развитию сложных форм фонематическою анализа и синтеза (определению последовательности звуков в слове, количества их в слове, места звуков в слове по отношению к другим звукам, которые являются более совершенными умственными действиями и проходят определенные этапы формирования (П. Я. Гальперин)

I этап. Освоение действия с опорой на материализацию.

Формирование фонематическою анализа и синтеза осуществляется с опорой на вспомогательные средства и действия: графическую схему слова и фишки. Так, при формировании умения определять последовательность звуков в слове, дети последовательно заполняют графическую схему фишками, выделяя каждый звук и определяя его характер («согласный» - «гласный»; «ударный гласный» - «безударный гласный»). Действия, выполняемые детьми, представляют собой практические действия по моделированию последовательности звуков в слове.

II этап. Формирование операций фонематического анализа и синтеза в речевом плане.

Здесь опора на материализацию исключается. Слово называется, определяется последовательность звуков в слове, количество звуков в слове. Или, при формировании операции фонематического синтеза детям называются звуки по порядку следования их в слове. Они должны составить из них слово. Называются звуки [к], [о], [т], дети повторяют звуки по порядку, уточняют их количество, последовательность и называют слово «кот».

III этап. Формирование действий фонематического анализа и синтеза в умственном плане.

Дети выполняют операции фонематического анализа и синтеза, не называя слова и непосредственно на слух их не воспринимая. Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза осуществляется в следующей последовательности:

определение количества звуков в слове (гласных, согласных). Составление слов из заданного количества звуков;

· определение последовательности звуком в слове (гласных, и согласных), составление слов из заданной последовательности звуков;

· определение места звука в слове по отношению к другим звукам в слове.

Особое значение при формировании операций фонематического анализа и синтеза отводится подбору речевого материала. При этом учитываются такие факторы как длина слова, слоговая структура, частота употребления слова, ударность слога.

В процессе работы на каждом этапе необходимо учитывать следующее:

I.Вырабатываемые временные связи у детей с задержкой психического развития отличаются нестойкостью, поэтому необходимо использовать большое количество разнообразных игровых и учебных заданий, тренировочных упражнений, которые проводятся продолжительное время до полной автоматизации навыка и повторяются на протяжении всего коррекционного обучения.

II.У детей с задержкой психического развития отмечается быстрая утомляемость, склонность к охранительному торможению. В процессе коррекционной работы необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключение внимания ребенка с одной работы на другую.

III.Нарушение деятельности анализаторов у детей с задержкой психического развития приводит к обеднению круга представлений. В связи с этим, особенностью коррекционной работы является максимальное включение анализаторов в процесс обучения, актуализация ощущений разной модальности, а также использование максимальной и разнообразной наглядности (плакаты, схемы, таблицы, технические средства обучения и т.п.).

Таким образом, для успешного обучения грамоте детей с задержкой психического развития необходима комплексная и целенаправленная работа по развитию фонематического анализа и синтеза. Эффективность этой работы повысится, если ее содержание будет основано на вышеперечисленных принципах, поэтапно, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.