Организация социальной работы военнослужащих и их семей — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация социальной работы военнослужащих и их семей

2020-03-31 214
Организация социальной работы военнослужащих и их семей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Введение

1. Организация социальной работы с военнослужащими и их семьями

2. Профессиональная этика социального работника с военнослужащими, вышедшими в запас

3. Этические проблемы социальной работы с военнослужащими и их семьями

Заключение

Список использованных источников

 


Введение

 

«Современное положение России в мире, новая система вызовов и угроз ставят перед государством и обществом задачи укрепления военной организации страны, повышения престижа военной службы, усиления патриотического воспитания молодежи. Это напрямую связано с обеспечением национальной безопасности России» [52, с.3].

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что стране нужна мобильная, компактная и высоко профессиональная армия, говорится давно. На это нацелены мероприятия реформирования Вооруженных Сил и военной организации страны в целом. В условиях военной реформы все большее значение приобретают социальные вопросы, повышение качества жизни защитников Отечества. Поэтому в системе правового регулирования военной службы особое место занимает совершенствование законодательства в сфере социальной защиты военнослужащих с учетом условий экономического развития страны, а также разработка конкретных механизмов реализации действующих законов в этой области.

Недостаточное внимание к этим вопросам и непринятие в течение длительного периода времени надлежащих мер по повышению материального благосостояния военнослужащих привело к падению престижа военной службы, снижению заинтересованности офицерского состава в результатах служебной деятельности, явилось основной причиной увольнения из Вооруженных Сил квалифицированных, перспективных молодых офицеров, прапорщиков и мичманов.

Достаточно сказать, что доходы семей военнослужащих в последние годы не обеспечивали нормального уровня и качества жизни этой категории российских граждан. Особенно в трудном положении оказались семьи молодых офицеров. Сегодня ни у кого не вызывает сомнений то, что создавать армию нового типа должны военные, труд которых должен вознаграждаться достойно в денежной форме. Фактически впервые за последнее десятилетие эта проблема решается кардинальным образом, путем создания новой системы стимулирования воинского труда, опирающейся на законы рыночной экономики и развитие социальной защиты военнослужащих и их семей.

Объект данного исследования – военнослужащие и их семьи, предмет исследования – этические аспекты социальной помощи военнослужащих.

Цель данной работы – исследовать этические аспекты социальной помощи военнослужащих и их семей.

Исходя из поставленной цели, в работе предполагается решить следующие задачи:

изучить современное состояние организации социальной работы с военнослужащими и их семьями;

рассмотреть основные принципы профессиональной этики социального работника с военнослужащими, вышедшими в запас;

охарактеризовать этические проблемы социальной работы с военнослужащими и их семьями.

Задачи данной работы определили ее структуру. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

Данная работа представлена на 48 страницах печатного текста.

 


Заключение

 

Проанализировав динамику изменений социально-правовых основ регулирования статуса военнослужащих и его нынешнее состояние, приходим к следующим выводам:

1. Произошедшее в 2002 – 2005 годах определённое увеличение денежного довольствия военнослужащих в совокупности с одновременной отменой для них ряда льгот и преимуществ (в налоговой сфере, по проезду на общественном транспорте, по оплате жилья), с учётом ужесточения ответственности военнослужащих за административные правонарушения, не разрешило проблем повышения их социально-правового статуса.

2. Увеличение размеров должностных окладов военнослужащих до уровня соответствующих размеров должностных окладов соответствующих категорий федеральных государственных служащих принесло реальное увеличение доходов военнослужащих пока всего на уровень, адекватный годовому росту инфляции в Российской Федерации. Сегодня военнослужащие по-прежнему являются одной из наиболее социально незащищённых категорий граждан. Будучи ограниченными в ряде прав и свобод, они не должны ущемляться в реализации тех социальных льгот и преимуществ, которые традиционно им гарантировались ранее государством.

3. Особый правовой статус военнослужащих и специфический характер их деятельности, сопряженной с опасностью для жизни и здоровья, специальные требования и условия прохождения военной службы предполагают предоставление данной категории лиц (а в определенных случаях – и членам их семей) повышенных социальных гарантий.

4. Практика временного приостановления федеральными законами действия льгот для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, установленных Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», а также осуществлённая с 1 января 2005 года замена льгот прямого действия на социальные гарантии привели к фактическому сужению гарантированных законом прав и преимуществ военнослужащих и членов их семей.

5. В целях усиления социальной защиты военнослужащих на законодательном уровне целесообразно ввести запрет на приостановление другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав и социальных гарантий военнослужащим.

6. В законодательстве Российской Федерации также следует предусмотреть норму, устанавливающую, что правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих, могут быть отменены или снижены федеральными законами только путём замены соответствующими компенсационными мерами материального и иных видов обеспечения.

7. В целях исключения существенного различия в доходах военнослужащих, проходящих службу в центральном аппарате Минобороны России и в войсках, действие Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 1258 «Вопросы денежного довольствия военнослужащих» целесообразно распространить на всех военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Переход страны на новые экономические основы, развитие рыночных отношений в обществе, с одной стороны, и преобразование Вооруженных Сил, осуществляемое в этих сложных социально-экономических условиях, с другой, обусловливают значительный рост напряженности в обществе и армии. Резко обострились социальные проблемы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Складывающаяся ситуация требует разработки и реализации ряда радикальных мер по: изменению социального статуса военнослужащих и членов их семей, закрепленного в законодательном порядке; по приоритетному развитию социальной работы с ними в закрытом воинском социуме; по поиску и использованию потенциала не только государственной и ведомственной социальной политики в отношении этой специфической группы населения, но и нетрадиционных форм оказания социальной помощи членам семьи военнослужащего.

Гармонизация взаимодействия клиентов военно-социальной работы с социальной военной средой, с конкретным воинским социумом предполагает определенный, достаточно высокий уровень культуры и клиента, и окружающей его среды, и организации самой этой работы. Следовательно, организаторами военно-социальной работы должны быть профессионально подготовленные специалисты, соответствующие в полной мере требованиям профессионально-этического стандарта применительно к этой категории работников.

С другой стороны, развитие военно-социальной работы требует затраты определенных сил и средств для реализации эстетических требований к ее организации. Энтузиазм военно-социальных работников, способных функционировать в разных условиях, является важным, но далеко не единственным или самодостаточным фактором.

Наконец, уровень развития военно-социальной работы, состояние ее инфраструктуры является безусловным критерием культуры любого военного руководителя в том или ином социуме, отражающим степень понимания и практической реализации им требований как социальной политики и социального законодательства, так и требований повседневной жизни.

Можно сделать вывод, что целью военно-социальной работы является гармонизация взаимодействия человека и социальной военной среды, конкретного воинского социума. Принципиально важным является акцентирование внимания специалистов военно-социальной работы на том факте, что не только сам человек как таковой, не только сама по себе социальная военная среда или конкретный воинский социум являются объектом и предметом этого вида социальной деятельности. Именно взаимосвязь человека и социальной военной среды обусловливает три основных особенности этики военно-социальной работы, а, следовательно, и потребности в соответствующих специалистах.

Первая задача - организация и осуществление воздействий на человека в целях его социализации в военной среде, обеспечение вхождения в конкретный воинский социум. Эта задача предполагает подготовку разнопрофильных кадров военно-социальных работников, специализирующихся на включении человека в воинский социум.

Вторая задача - совершенствование социальной военной среды (и, естественно, конкретного воинского социума) в интересах человека. Данная задача обусловливает подготовку разно­профильных военно-социальных работников, специализирующихся на преобразовании социальных отношений в воинском социуме.

Третья задача военно-социальной работы - оптимизация взаимодействия человека и социальной военной среды, того или иного воинского социума; она предполагает подготовку разно­профильных кадров военно-социальных работников, специализирующихся на гармонизации взаимодействия клиентов и социальной военной среды.

Характеризуя цель и задачи военно-социальной работы, необходимо отметить, что, во-первых, цель в некоторой степени совпадает с формулировкой третьей задачи (однако не отождествляется в силу различия сущности оптимизации и гармонизации). Такое совпадение обусловлено как триединством ее объекта, в качестве которого выступают конкретный человек и социальная военная среда, воинский социум, так и особой ролью их взаимодействия, т.е. сущностью самой военно-социальной работы.

Во-вторых, цель и задачи военно-социальной работы отражают ее педагогическую направленность, что характерно именно для российского опыта развития социальной работы в целом. Социально-педагогический компонент военно-социальной работы обусловливает необходимость формирования двух типов специалистов: социальных педагогов и социальных работников, между которыми имеются как общие черты, так и значительные различия.

В-третьих, задачи военно-социальной работы предопределяют недостаточность только практики социальной защиты отдельных категорий населения (дети, инвалиды, пожилые, люди в состоянии кризиса и пр.) и реализации отдельных видов социальной помощи (образовательной, медицинской, бытовой, психологической и д.). Это - ведомственный подход, ведущий к распылению сил и средств, дублированию усилий специалистов различного профиля и приводящий к тому, что обычный человек, находящийся в нормальном состоянии, выводится за рамки клиентов социальной работы, а ее службы начинают свою работу только тогда, когда он переходит в категорию проблемных лиц. Такой подход отражает ориентацию руководителей социальной работы на ее кризис-интервентную модель в ущерб моделям комплексного, профилактическою и превентивного характера.

Наконец, в-четвертых, мультипликаторный характер клиентов военно-социальной работы (военнослужащие; лица, уволенные в запас или отставку; члены их семей) в свою очередь способствует расширению объема цели и задач военно-социальной работы: она призвана обеспечить гармоничное взаимодействие человека не только с военной, но и с гражданской социальной средой за счет его реадаптации к ней, своевременного включения бывших военнослужащих и членов их семей в общегражданскую жизнь.

 


Содержание

 

Введение

1. Организация социальной работы с военнослужащими и их семьями

2. Профессиональная этика социального работника с военнослужащими, вышедшими в запас

3. Этические проблемы социальной работы с военнослужащими и их семьями

Заключение

Список использованных источников

 


Введение

 

«Современное положение России в мире, новая система вызовов и угроз ставят перед государством и обществом задачи укрепления военной организации страны, повышения престижа военной службы, усиления патриотического воспитания молодежи. Это напрямую связано с обеспечением национальной безопасности России» [52, с.3].

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что стране нужна мобильная, компактная и высоко профессиональная армия, говорится давно. На это нацелены мероприятия реформирования Вооруженных Сил и военной организации страны в целом. В условиях военной реформы все большее значение приобретают социальные вопросы, повышение качества жизни защитников Отечества. Поэтому в системе правового регулирования военной службы особое место занимает совершенствование законодательства в сфере социальной защиты военнослужащих с учетом условий экономического развития страны, а также разработка конкретных механизмов реализации действующих законов в этой области.

Недостаточное внимание к этим вопросам и непринятие в течение длительного периода времени надлежащих мер по повышению материального благосостояния военнослужащих привело к падению престижа военной службы, снижению заинтересованности офицерского состава в результатах служебной деятельности, явилось основной причиной увольнения из Вооруженных Сил квалифицированных, перспективных молодых офицеров, прапорщиков и мичманов.

Достаточно сказать, что доходы семей военнослужащих в последние годы не обеспечивали нормального уровня и качества жизни этой категории российских граждан. Особенно в трудном положении оказались семьи молодых офицеров. Сегодня ни у кого не вызывает сомнений то, что создавать армию нового типа должны военные, труд которых должен вознаграждаться достойно в денежной форме. Фактически впервые за последнее десятилетие эта проблема решается кардинальным образом, путем создания новой системы стимулирования воинского труда, опирающейся на законы рыночной экономики и развитие социальной защиты военнослужащих и их семей.

Объект данного исследования – военнослужащие и их семьи, предмет исследования – этические аспекты социальной помощи военнослужащих.

Цель данной работы – исследовать этические аспекты социальной помощи военнослужащих и их семей.

Исходя из поставленной цели, в работе предполагается решить следующие задачи:

изучить современное состояние организации социальной работы с военнослужащими и их семьями;

рассмотреть основные принципы профессиональной этики социального работника с военнослужащими, вышедшими в запас;

охарактеризовать этические проблемы социальной работы с военнослужащими и их семьями.

Задачи данной работы определили ее структуру. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

Данная работа представлена на 48 страницах печатного текста.

 


Организация социальной работы военнослужащих и их семей

 

Социально-правовой статус военнослужащих регламентируется соответствующим законом. За непродолжительный период действия современного российского законодательства уже дважды принимались законы о статусе военнослужащих: Закон Российской Федерации от 22 января 1993 г. № 4338-I «О статусе военнослужащих» и одноимённый Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Закон Российской Федерации от 22 января 1993 г. № 4338-I «О статусе военнослужащих» был введён в действие с 1 января 1993 года и применялся ровно пять лет, до 1 января 1998 г. Этот закон был достаточно стабильным, действие норм, закреплённых в нём за пятилетие (1993-1998 гг.) ни разу не приостанавливалось.

Ныне действующий Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» оказался менее стабильным, чем одноимённый первый закон и снискал славу одного из самых изменяемых федеральных законов. С момента принятия указанный закон уже 20 раз претерпевал существенные изменения. Соответственно 20 раз претерпевал изменение и статус военнослужащих, причём нередко одновременно в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» вносились десятки изменений (например, в редакции от 22 августа 2004 года в указанный закон было внесено более 70 изменений). В абсолютном большинстве случаев изменения Федерального закона «О статусе военнослужащих» были связаны с ограничением ранее действовавших прав и преимуществ военнослужащих и членов их семей.

Наиболее ощутимо права военнослужащих и членов их семей были ограничены дважды: с 1 июля 2002 года и с 1 января 2005 года.

Первое существенное урезание права и льгот военнослужащих было осуществлено в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 2002 г. № 49-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот».

Этим законом с 1 июля 2002 года были отменены выплаты военнослужащим, проходящим службу по контракту, денежной компенсации в размере удерживаемого с их денежного довольствия налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Одновременно было отменено право военнослужащих, имеющих право на пенсию за выслугу лет, на выплату ежемесячной надбавки в размере от 25% до 50% от пенсии, которая могла быть им назначена.

Кроме того, из Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» было исключено право военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, временно исполняющих помимо обязанностей военной службы по своим штатным воинским должностям ещё и обязанности военной службы по воинским должностям, неукомплектованным личным составом, на ежемесячную доплату к денежному довольствию в размере до 50% оклада по дополнительно исполняемой воинской должности [29, с.40].

Также с 1 июля 2002 года была отменена норма пункта 10 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствии с которой военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения, и совместно проживающие с ними члены их семей имели право на льготную оплату в размере 50%: общей площади занимаемых ими жилых помещений, коммунальных услуг, абонентской платы за пользование радиотрансляционными точками, коллективными телевизионными антеннами, пользование телефоном.

Указанная льгота сохранена только членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходящих военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более, а также для военных пенсионеров, которые в соответствии со статьёй 23 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» являются ветеранами военной службы.

Теперь далеко не все пенсионеры Министерства обороны Российской Федерации имеют право на льготную оплату жилищно-коммунальных услуг, а только тех из них, которые достигли возраста, дающего им право на пенсию по старости (мужчины с 60 лет, женщины с 55 лет). Следует также обратить внимание, что с 1 июля 2002 года указанная льгота распространяется исключительно на самих пенсионеров по старости, но не применяется в отношении членов их семей, которые теперь лишены права на 50%-ную оплату жилищно-коммунальных услуг.

Для оценки произошедших 1 июля 2002 года изменений статуса военнослужащих рассмотрим и другие изменения их прав и льгот. В связи с введением ныне действующего Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях было произведено ужесточение ответственности военнослужащих за административные правонарушения. Ранее все военнослужащие несли ответственность за административные правонарушения в основном в дисциплинарном порядке. За некоторые административные правонарушения (правил дорожного движения, охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил, пограничного режима и режима Государственной границы Российской Федерации) военнослужащие и раньше несли ответственность на общих основаниях. Однако к ним не могли быть применены административные наказания в виде штрафа, лишения права управления транспортными средствами, а также административный арест. Указанные преимущества военнослужащих были закреплены пунктом 3 статьи 28 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и статьёй 16 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. Однако с 1 июля 2002 года эти нормы были признаны утратившими силу.

Теперь военнослужащие несут административную ответственность на общих основаниях, и они не подлежат только одному виду административных наказаний – административному аресту. С 1 июля 2002 года все категории военнослужащих, проходящих службу по контракту, за совершение соответствующих административных правонарушений могут быть оштрафованы и лишены права управления транспортными средствами. Правовая норма, содержащая запрет наложения штрафов сохранена только одной категории военнослужащих – тем, кто проходит военную службу по призыву.

Следует отметить, что в качестве компенсационных мер были введены некоторые изменения законодательства в пользу военнослужащих. Однако компенсационные меры вводились не одновременно с ограничением льгот военнослужащих, а поэтапно.

На первом этапе (с 1 января 2002 года) Указом Президента Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1509 «О дополнительных мерах по материальному стимулированию некоторых категорий военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, замещающим воинские должности командиров воинских подразделений и воинских частей и имеющим в подчинении личный состав, установлена ежемесячная надбавка за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями. Порядок выплаты указанной надбавки определен приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 января 2002 г. № 33, согласно которому размер этой надбавки составляет от 200 до 500 рублей в зависимости от занимаемой должности [27, с.35].

Указом Президента Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1510 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты военнослужащих» с 1 января 2002 года были увеличены предельные размеры надбавки военнослужащим за сложность, напряженность и специальный режим военной службы с 50 до 70% от оклада по воинской должности [27, с.37].

На втором этапе (с 1 июля 2002 года) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, были установлены оклады по воинским должностям в размерах не ниже должностных окладов соответствующих категорий федеральных государственных служащих.

Также с 1 июля 2002 года произошло увеличение размеров надбавки за выслугу лет, установленной пунктом 6 статьи 13 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», исчисляемой в процентах от окладов по воинской должности и воинскому званию при выслуге лет.

Кроме того, с 1 июля 2002 года было законодательно закреплено, что при повышении денежного содержания федеральных государственных служащих одновременно в той же пропорции будет осуществляться и повышение размеров денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

На третьем этапе (с 1 января 2003 года) было произведено установление военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, окладов по воинским званиям в размерах не ниже надбавок за квалификационные разряды соответствующих категорий федеральных государственных служащих.

Казалось бы, перечисленные изменения должны были существенно укрепить материальное положение военнослужащих. Приравнивание окладов военнослужащих к окладам государственных служащих по оценкам Главного финансово-экономического управления Минобороны России в 2002 году повлекло увеличение денежного довольствия военнослужащих в 2 – 2,5 раза. Однако реальные доходы военнослужащих увеличились гораздо меньше (с 1 июля 2002 г. всего в 1,5 – 2 раза). Кроме того, указанное увеличение денежного довольствия и доходов военнослужащих в 2002 – 2003 годах было минимизировано ростом инфляции, а также увеличением оплаты жилищно-коммунальных услуг с одновременной отменой для военнослужащих льгот по оплате жилья [27, с.41].

Анализ документов к Федеральному закону от 7 мая 2002 г. № 49-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот» свидетельствует, что уже на стадии его подготовки и принятия обе палаты российского парламента на официальном уровне высказывали в адрес исполнительной власти предупреждения о том, что меры, установленные этим законом, не решат проблемы повышения защищённости и благосостояния военнослужащих и членов их семей.

Совет Федерации, при одобрении Федерального закона от 7 мая 2002 г. № 49-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот», также выразил обеспокоенность по вопросу перспектив улучшения материального положения военнослужащих и членов их семей. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации счёл необходимым направить Президенту Российской Федерации специальное обращение, в котором было отмечено, что «предусмотренное указанным Федеральным законом повышение денежного довольствия военнослужащих с одновременной отменой ряда важных социальных льгот не улучшит коренным образом материальное положение военнослужащих и приравненных к ним лиц. В целях снятия социальной напряжённости в воинских коллективах, повышения привлекательности военной службы необходимо в ближайшее время разработать комплекс мер для существенного повышения денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц».

Таким образом, уже на момент принятия указанного выше Федерального закона стало очевидно, что предусмотренные в нём меры не приведут к существенному улучшению материального положения военнослужащих и членов их семей.

Одновременно с отменой ряда льгот и преимуществ военнослужащих и членов их семей исполнительная власть инициировала практику временного приостановления действия отдельных льгот.

В последние годы при хронической нехватке средств на финансирование национальной обороны Правительство Российской Федерации оказалось не в состоянии в полном объёме обеспечить военнослужащих всеми видами натурального обеспечения (вещевым, продовольственным и жилищным). На компенсацию военнослужащим положенных видов натурального довольствия денежными выплатами бюджетных средств также не хватает.

В 1999 – 2004 годах, оказавшись не в состоянии в полном объёме обеспечить военнослужащих всеми видами натурального обеспечения (вещевым, продовольственным и жилищным) и не имея достаточных денежных средств на компенсацию военнослужащим положенных видов натурального довольствия денежными выплатами, Правительство Российской Федерации выработало достаточно эффективный правовой механизм приостановления ежегодно принимаемым в ранге федерального закона федеральным бюджетом действия норм законодательных актов о правах военнослужащих.

В указанный период времени и общество и самих военнослужащих постепенно приучили к тому, что в условиях дефицита бюджетных средств, вызванного трудностями экономического роста в Российской Федерации, можно на годы заморозить реализацию целого ряда льгот и преимуществ военнослужащих и членов их семей.

Конституцией Российской Федерации (ч. 2 ст. 15) установлено, что законы подлежат обязательному исполнению всеми органами государственной власти [1]. Эта норма, безусловно, распространяется и на исполнение законов, устанавливающих права и льготы военнослужащих. Сложилась противоречивая ситуация: законодательство о статусе военнослужащих следует исполнять, однако в федеральном бюджете хронически не хватает средств на его реализацию.

До бесконечности замораживать действие законодательства о статусе военнослужащих невозможно – это неизбежно приведёт к падению доверия армии к органам государственной власти, что негативно скажется на уровне обеспечения военной безопасности государства. В этих условиях правительство и парламент Российской Федерации решились на проведение следующего этапа реформирования социального статуса военнослужащих, суть которого состоит в замене ряда натуральных льгот на компенсационные меры (главным образом денежные выплаты).

Второй этап существенного изменения прав и социально-правового статуса военнослужащих связан с введённой с 1 января 2005 года «монетизацией» (заменой на денежные выплаты) социальных льгот граждан Российской Федерацией.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации…» которым был установлен перечень правовых норм, которые подлежат отмене или изменению с 1 января 2005 года. Указанным законом были существенно изменены 155 действующих законов, еще 41 закон с 1 января 2005 года признаны утратившими свою силу.

Ревизия социального законодательства существенно изменила и Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в который внесено порядка 70 изменений, вступивших в силу с 1 января 2005 года [12, с.77]. Что же это за изменения и насколько они минимизируют ранее применявшиеся льготы военнослужащих и членов их семей?

С 1 января 2005 года были отменены следующие 18 льгот, которыми ранее пользовались военнослужащие и члены их семей.

Отменённый пакет социальных льгот военнослужащих и членов их семей в денежном эквиваленте составил не менее 3 тысяч рублей ежемесячно. Так, только ежемесячная закупочная стоимость продовольственного набора общевойскового продовольственного пайка в 2006 году составляет порядка 1680 рублей, примерно столько же составляет ежемесячный проезд на городском и пригородном общественном транспорте в крупных городах.

Что же получили военнослужащие взамен отменённых льгот?

С 1 января 2005 года взамен отменённых льгот военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, был увеличен до 120% размер надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, составлявшей ранее до 70% оклада по воинской должности. Для офицеров, проходящих военную службу по контракту в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях указанную надбавку увеличили до 160%, а солдатам, матросам, сержантам, старшинам, прапорщикам и мичманам – до 200 % оклада по воинской должности.

Однако принятое законодателями решение о переводе натуральных льгот в денежную форму путем включения компенсационных выплат военнослужащим в ежемесячную надбавку за сложность, напряженность и специальный режим службы вызывает некоторые сомнения, а именно:

правомерно ли включение компенсационных выплат в состав денежного довольствия, подлежащего налогообложению?

почему различие в должностных окладах военнослужащих должно влиять на размер надбавки, а значит и на компенсационную сумму?

чем мотивируется явное ущемление прав пенсионеров военной службы, если указанная надбавка не входит в базу для расчета пенсии?

насколько будут сопоставимы индексация денежного довольствия, включающая в себя компенсационные выплаты, с реальным ростом инфляции?

К сожалению, при принятии решения о переводе натуральных льгот в денежную форму путем включения компенсационных выплат военнослужащим в ежемесячную надбавку за сложность, напряженность и специальный режим службы законодатели чётких ответов на указанные вопросы не дали.

Практически во всех случаях, когда в нормах Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» содержались указания на конкретный размер (в денежном, процентном или ином выражении) предоставляемых льгот или выплачиваемой компенсаций, такие нормы с 1 января 2005 года были заменены указаниями о полномочиях Правительства России или федерального ведомства определять порядок и размер их предоставления.

Так, в 15 случаях вместо ранее чётких и понятных норм о конкретных льготах вводятся отсылочные нормы, согласно которым с 1 января 2005 года реализация социальных гарантий осуществляется в размере и порядке, определяемых Правительством Российской Федерации в том числе:

1) размер и порядок получения военнослужащими выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости;

2) размер стоимости продовольственного пайка для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

3) размер выплаты военнослужащим денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (ранее закон предусматривал выплату указанной компенсации в размере полной стоимости продпайка, однако последние 5 лет выплаты были заморожены и осуществлялись из расчёта не более 20 рублей в сутки);

4) размер и порядок получения военнослужащими (по перечню категорий) денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования (ранее закон предусматривал выплату указанной компенсации в размере стоимости предметов вещевого имущества);

5) порядок возмещения учреждениям государственной или муниципальной систем здравоохранения расходов по оказанию в неотложных случаях медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы (ранее такие расходы должны были возмещаться военным ведомством);

6) порядок оказания медицинской помощи членам семей офицеров, а также лицам, находящимся на их иждивении, в военно-медицинских учреждениях;

7) размер и порядок получения военнослужащими выплаты для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей (ранее такая норма в законе отсутствовала);

8) порядок возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и перевозом личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, бронированием мест в гостиницах при направлении военнослужащих в служебные командировки (ранее указанные расходы возмещались в полном объёме);

9) размер и порядок обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, денежными средствами для проезда на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси) в связи с переводом натуральных льгот в денежную форму (ранее проезд был бесплатным);

10) порядок осуществления расходов военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, по уплате государственной пошлины за подачу жалобы в суд п<


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.