Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2020-03-31 | 214 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Содержание
Введение
1. Организация социальной работы с военнослужащими и их семьями
2. Профессиональная этика социального работника с военнослужащими, вышедшими в запас
3. Этические проблемы социальной работы с военнослужащими и их семьями
Заключение
Список использованных источников
Введение
«Современное положение России в мире, новая система вызовов и угроз ставят перед государством и обществом задачи укрепления военной организации страны, повышения престижа военной службы, усиления патриотического воспитания молодежи. Это напрямую связано с обеспечением национальной безопасности России» [52, с.3].
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что стране нужна мобильная, компактная и высоко профессиональная армия, говорится давно. На это нацелены мероприятия реформирования Вооруженных Сил и военной организации страны в целом. В условиях военной реформы все большее значение приобретают социальные вопросы, повышение качества жизни защитников Отечества. Поэтому в системе правового регулирования военной службы особое место занимает совершенствование законодательства в сфере социальной защиты военнослужащих с учетом условий экономического развития страны, а также разработка конкретных механизмов реализации действующих законов в этой области.
Недостаточное внимание к этим вопросам и непринятие в течение длительного периода времени надлежащих мер по повышению материального благосостояния военнослужащих привело к падению престижа военной службы, снижению заинтересованности офицерского состава в результатах служебной деятельности, явилось основной причиной увольнения из Вооруженных Сил квалифицированных, перспективных молодых офицеров, прапорщиков и мичманов.
|
Достаточно сказать, что доходы семей военнослужащих в последние годы не обеспечивали нормального уровня и качества жизни этой категории российских граждан. Особенно в трудном положении оказались семьи молодых офицеров. Сегодня ни у кого не вызывает сомнений то, что создавать армию нового типа должны военные, труд которых должен вознаграждаться достойно в денежной форме. Фактически впервые за последнее десятилетие эта проблема решается кардинальным образом, путем создания новой системы стимулирования воинского труда, опирающейся на законы рыночной экономики и развитие социальной защиты военнослужащих и их семей.
Объект данного исследования – военнослужащие и их семьи, предмет исследования – этические аспекты социальной помощи военнослужащих.
Цель данной работы – исследовать этические аспекты социальной помощи военнослужащих и их семей.
Исходя из поставленной цели, в работе предполагается решить следующие задачи:
изучить современное состояние организации социальной работы с военнослужащими и их семьями;
рассмотреть основные принципы профессиональной этики социального работника с военнослужащими, вышедшими в запас;
охарактеризовать этические проблемы социальной работы с военнослужащими и их семьями.
Задачи данной работы определили ее структуру. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Данная работа представлена на 48 страницах печатного текста.
Заключение
Проанализировав динамику изменений социально-правовых основ регулирования статуса военнослужащих и его нынешнее состояние, приходим к следующим выводам:
1. Произошедшее в 2002 – 2005 годах определённое увеличение денежного довольствия военнослужащих в совокупности с одновременной отменой для них ряда льгот и преимуществ (в налоговой сфере, по проезду на общественном транспорте, по оплате жилья), с учётом ужесточения ответственности военнослужащих за административные правонарушения, не разрешило проблем повышения их социально-правового статуса.
|
2. Увеличение размеров должностных окладов военнослужащих до уровня соответствующих размеров должностных окладов соответствующих категорий федеральных государственных служащих принесло реальное увеличение доходов военнослужащих пока всего на уровень, адекватный годовому росту инфляции в Российской Федерации. Сегодня военнослужащие по-прежнему являются одной из наиболее социально незащищённых категорий граждан. Будучи ограниченными в ряде прав и свобод, они не должны ущемляться в реализации тех социальных льгот и преимуществ, которые традиционно им гарантировались ранее государством.
3. Особый правовой статус военнослужащих и специфический характер их деятельности, сопряженной с опасностью для жизни и здоровья, специальные требования и условия прохождения военной службы предполагают предоставление данной категории лиц (а в определенных случаях – и членам их семей) повышенных социальных гарантий.
4. Практика временного приостановления федеральными законами действия льгот для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, установленных Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», а также осуществлённая с 1 января 2005 года замена льгот прямого действия на социальные гарантии привели к фактическому сужению гарантированных законом прав и преимуществ военнослужащих и членов их семей.
5. В целях усиления социальной защиты военнослужащих на законодательном уровне целесообразно ввести запрет на приостановление другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав и социальных гарантий военнослужащим.
6. В законодательстве Российской Федерации также следует предусмотреть норму, устанавливающую, что правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих, могут быть отменены или снижены федеральными законами только путём замены соответствующими компенсационными мерами материального и иных видов обеспечения.
7. В целях исключения существенного различия в доходах военнослужащих, проходящих службу в центральном аппарате Минобороны России и в войсках, действие Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 1258 «Вопросы денежного довольствия военнослужащих» целесообразно распространить на всех военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
|
Переход страны на новые экономические основы, развитие рыночных отношений в обществе, с одной стороны, и преобразование Вооруженных Сил, осуществляемое в этих сложных социально-экономических условиях, с другой, обусловливают значительный рост напряженности в обществе и армии. Резко обострились социальные проблемы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Складывающаяся ситуация требует разработки и реализации ряда радикальных мер по: изменению социального статуса военнослужащих и членов их семей, закрепленного в законодательном порядке; по приоритетному развитию социальной работы с ними в закрытом воинском социуме; по поиску и использованию потенциала не только государственной и ведомственной социальной политики в отношении этой специфической группы населения, но и нетрадиционных форм оказания социальной помощи членам семьи военнослужащего.
Гармонизация взаимодействия клиентов военно-социальной работы с социальной военной средой, с конкретным воинским социумом предполагает определенный, достаточно высокий уровень культуры и клиента, и окружающей его среды, и организации самой этой работы. Следовательно, организаторами военно-социальной работы должны быть профессионально подготовленные специалисты, соответствующие в полной мере требованиям профессионально-этического стандарта применительно к этой категории работников.
С другой стороны, развитие военно-социальной работы требует затраты определенных сил и средств для реализации эстетических требований к ее организации. Энтузиазм военно-социальных работников, способных функционировать в разных условиях, является важным, но далеко не единственным или самодостаточным фактором.
Наконец, уровень развития военно-социальной работы, состояние ее инфраструктуры является безусловным критерием культуры любого военного руководителя в том или ином социуме, отражающим степень понимания и практической реализации им требований как социальной политики и социального законодательства, так и требований повседневной жизни.
|
Можно сделать вывод, что целью военно-социальной работы является гармонизация взаимодействия человека и социальной военной среды, конкретного воинского социума. Принципиально важным является акцентирование внимания специалистов военно-социальной работы на том факте, что не только сам человек как таковой, не только сама по себе социальная военная среда или конкретный воинский социум являются объектом и предметом этого вида социальной деятельности. Именно взаимосвязь человека и социальной военной среды обусловливает три основных особенности этики военно-социальной работы, а, следовательно, и потребности в соответствующих специалистах.
Первая задача - организация и осуществление воздействий на человека в целях его социализации в военной среде, обеспечение вхождения в конкретный воинский социум. Эта задача предполагает подготовку разнопрофильных кадров военно-социальных работников, специализирующихся на включении человека в воинский социум.
Вторая задача - совершенствование социальной военной среды (и, естественно, конкретного воинского социума) в интересах человека. Данная задача обусловливает подготовку разнопрофильных военно-социальных работников, специализирующихся на преобразовании социальных отношений в воинском социуме.
Третья задача военно-социальной работы - оптимизация взаимодействия человека и социальной военной среды, того или иного воинского социума; она предполагает подготовку разнопрофильных кадров военно-социальных работников, специализирующихся на гармонизации взаимодействия клиентов и социальной военной среды.
Характеризуя цель и задачи военно-социальной работы, необходимо отметить, что, во-первых, цель в некоторой степени совпадает с формулировкой третьей задачи (однако не отождествляется в силу различия сущности оптимизации и гармонизации). Такое совпадение обусловлено как триединством ее объекта, в качестве которого выступают конкретный человек и социальная военная среда, воинский социум, так и особой ролью их взаимодействия, т.е. сущностью самой военно-социальной работы.
Во-вторых, цель и задачи военно-социальной работы отражают ее педагогическую направленность, что характерно именно для российского опыта развития социальной работы в целом. Социально-педагогический компонент военно-социальной работы обусловливает необходимость формирования двух типов специалистов: социальных педагогов и социальных работников, между которыми имеются как общие черты, так и значительные различия.
|
В-третьих, задачи военно-социальной работы предопределяют недостаточность только практики социальной защиты отдельных категорий населения (дети, инвалиды, пожилые, люди в состоянии кризиса и пр.) и реализации отдельных видов социальной помощи (образовательной, медицинской, бытовой, психологической и д.). Это - ведомственный подход, ведущий к распылению сил и средств, дублированию усилий специалистов различного профиля и приводящий к тому, что обычный человек, находящийся в нормальном состоянии, выводится за рамки клиентов социальной работы, а ее службы начинают свою работу только тогда, когда он переходит в категорию проблемных лиц. Такой подход отражает ориентацию руководителей социальной работы на ее кризис-интервентную модель в ущерб моделям комплексного, профилактическою и превентивного характера.
Наконец, в-четвертых, мультипликаторный характер клиентов военно-социальной работы (военнослужащие; лица, уволенные в запас или отставку; члены их семей) в свою очередь способствует расширению объема цели и задач военно-социальной работы: она призвана обеспечить гармоничное взаимодействие человека не только с военной, но и с гражданской социальной средой за счет его реадаптации к ней, своевременного включения бывших военнослужащих и членов их семей в общегражданскую жизнь.
Содержание
Введение
1. Организация социальной работы с военнослужащими и их семьями
2. Профессиональная этика социального работника с военнослужащими, вышедшими в запас
3. Этические проблемы социальной работы с военнослужащими и их семьями
Заключение
Список использованных источников
Введение
«Современное положение России в мире, новая система вызовов и угроз ставят перед государством и обществом задачи укрепления военной организации страны, повышения престижа военной службы, усиления патриотического воспитания молодежи. Это напрямую связано с обеспечением национальной безопасности России» [52, с.3].
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что стране нужна мобильная, компактная и высоко профессиональная армия, говорится давно. На это нацелены мероприятия реформирования Вооруженных Сил и военной организации страны в целом. В условиях военной реформы все большее значение приобретают социальные вопросы, повышение качества жизни защитников Отечества. Поэтому в системе правового регулирования военной службы особое место занимает совершенствование законодательства в сфере социальной защиты военнослужащих с учетом условий экономического развития страны, а также разработка конкретных механизмов реализации действующих законов в этой области.
Недостаточное внимание к этим вопросам и непринятие в течение длительного периода времени надлежащих мер по повышению материального благосостояния военнослужащих привело к падению престижа военной службы, снижению заинтересованности офицерского состава в результатах служебной деятельности, явилось основной причиной увольнения из Вооруженных Сил квалифицированных, перспективных молодых офицеров, прапорщиков и мичманов.
Достаточно сказать, что доходы семей военнослужащих в последние годы не обеспечивали нормального уровня и качества жизни этой категории российских граждан. Особенно в трудном положении оказались семьи молодых офицеров. Сегодня ни у кого не вызывает сомнений то, что создавать армию нового типа должны военные, труд которых должен вознаграждаться достойно в денежной форме. Фактически впервые за последнее десятилетие эта проблема решается кардинальным образом, путем создания новой системы стимулирования воинского труда, опирающейся на законы рыночной экономики и развитие социальной защиты военнослужащих и их семей.
Объект данного исследования – военнослужащие и их семьи, предмет исследования – этические аспекты социальной помощи военнослужащих.
Цель данной работы – исследовать этические аспекты социальной помощи военнослужащих и их семей.
Исходя из поставленной цели, в работе предполагается решить следующие задачи:
изучить современное состояние организации социальной работы с военнослужащими и их семьями;
рассмотреть основные принципы профессиональной этики социального работника с военнослужащими, вышедшими в запас;
охарактеризовать этические проблемы социальной работы с военнослужащими и их семьями.
Задачи данной работы определили ее структуру. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Данная работа представлена на 48 страницах печатного текста.
Организация социальной работы военнослужащих и их семей
Социально-правовой статус военнослужащих регламентируется соответствующим законом. За непродолжительный период действия современного российского законодательства уже дважды принимались законы о статусе военнослужащих: Закон Российской Федерации от 22 января 1993 г. № 4338-I «О статусе военнослужащих» и одноимённый Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Закон Российской Федерации от 22 января 1993 г. № 4338-I «О статусе военнослужащих» был введён в действие с 1 января 1993 года и применялся ровно пять лет, до 1 января 1998 г. Этот закон был достаточно стабильным, действие норм, закреплённых в нём за пятилетие (1993-1998 гг.) ни разу не приостанавливалось.
Ныне действующий Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» оказался менее стабильным, чем одноимённый первый закон и снискал славу одного из самых изменяемых федеральных законов. С момента принятия указанный закон уже 20 раз претерпевал существенные изменения. Соответственно 20 раз претерпевал изменение и статус военнослужащих, причём нередко одновременно в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» вносились десятки изменений (например, в редакции от 22 августа 2004 года в указанный закон было внесено более 70 изменений). В абсолютном большинстве случаев изменения Федерального закона «О статусе военнослужащих» были связаны с ограничением ранее действовавших прав и преимуществ военнослужащих и членов их семей.
Наиболее ощутимо права военнослужащих и членов их семей были ограничены дважды: с 1 июля 2002 года и с 1 января 2005 года.
Первое существенное урезание права и льгот военнослужащих было осуществлено в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 2002 г. № 49-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот».
Этим законом с 1 июля 2002 года были отменены выплаты военнослужащим, проходящим службу по контракту, денежной компенсации в размере удерживаемого с их денежного довольствия налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Одновременно было отменено право военнослужащих, имеющих право на пенсию за выслугу лет, на выплату ежемесячной надбавки в размере от 25% до 50% от пенсии, которая могла быть им назначена.
Кроме того, из Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» было исключено право военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, временно исполняющих помимо обязанностей военной службы по своим штатным воинским должностям ещё и обязанности военной службы по воинским должностям, неукомплектованным личным составом, на ежемесячную доплату к денежному довольствию в размере до 50% оклада по дополнительно исполняемой воинской должности [29, с.40].
Также с 1 июля 2002 года была отменена норма пункта 10 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствии с которой военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения, и совместно проживающие с ними члены их семей имели право на льготную оплату в размере 50%: общей площади занимаемых ими жилых помещений, коммунальных услуг, абонентской платы за пользование радиотрансляционными точками, коллективными телевизионными антеннами, пользование телефоном.
Указанная льгота сохранена только членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходящих военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более, а также для военных пенсионеров, которые в соответствии со статьёй 23 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» являются ветеранами военной службы.
Теперь далеко не все пенсионеры Министерства обороны Российской Федерации имеют право на льготную оплату жилищно-коммунальных услуг, а только тех из них, которые достигли возраста, дающего им право на пенсию по старости (мужчины с 60 лет, женщины с 55 лет). Следует также обратить внимание, что с 1 июля 2002 года указанная льгота распространяется исключительно на самих пенсионеров по старости, но не применяется в отношении членов их семей, которые теперь лишены права на 50%-ную оплату жилищно-коммунальных услуг.
Для оценки произошедших 1 июля 2002 года изменений статуса военнослужащих рассмотрим и другие изменения их прав и льгот. В связи с введением ныне действующего Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях было произведено ужесточение ответственности военнослужащих за административные правонарушения. Ранее все военнослужащие несли ответственность за административные правонарушения в основном в дисциплинарном порядке. За некоторые административные правонарушения (правил дорожного движения, охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил, пограничного режима и режима Государственной границы Российской Федерации) военнослужащие и раньше несли ответственность на общих основаниях. Однако к ним не могли быть применены административные наказания в виде штрафа, лишения права управления транспортными средствами, а также административный арест. Указанные преимущества военнослужащих были закреплены пунктом 3 статьи 28 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и статьёй 16 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. Однако с 1 июля 2002 года эти нормы были признаны утратившими силу.
Теперь военнослужащие несут административную ответственность на общих основаниях, и они не подлежат только одному виду административных наказаний – административному аресту. С 1 июля 2002 года все категории военнослужащих, проходящих службу по контракту, за совершение соответствующих административных правонарушений могут быть оштрафованы и лишены права управления транспортными средствами. Правовая норма, содержащая запрет наложения штрафов сохранена только одной категории военнослужащих – тем, кто проходит военную службу по призыву.
Следует отметить, что в качестве компенсационных мер были введены некоторые изменения законодательства в пользу военнослужащих. Однако компенсационные меры вводились не одновременно с ограничением льгот военнослужащих, а поэтапно.
На первом этапе (с 1 января 2002 года) Указом Президента Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1509 «О дополнительных мерах по материальному стимулированию некоторых категорий военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, замещающим воинские должности командиров воинских подразделений и воинских частей и имеющим в подчинении личный состав, установлена ежемесячная надбавка за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями. Порядок выплаты указанной надбавки определен приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 января 2002 г. № 33, согласно которому размер этой надбавки составляет от 200 до 500 рублей в зависимости от занимаемой должности [27, с.35].
Указом Президента Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1510 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты военнослужащих» с 1 января 2002 года были увеличены предельные размеры надбавки военнослужащим за сложность, напряженность и специальный режим военной службы с 50 до 70% от оклада по воинской должности [27, с.37].
На втором этапе (с 1 июля 2002 года) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, были установлены оклады по воинским должностям в размерах не ниже должностных окладов соответствующих категорий федеральных государственных служащих.
Также с 1 июля 2002 года произошло увеличение размеров надбавки за выслугу лет, установленной пунктом 6 статьи 13 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», исчисляемой в процентах от окладов по воинской должности и воинскому званию при выслуге лет.
Кроме того, с 1 июля 2002 года было законодательно закреплено, что при повышении денежного содержания федеральных государственных служащих одновременно в той же пропорции будет осуществляться и повышение размеров денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
На третьем этапе (с 1 января 2003 года) было произведено установление военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, окладов по воинским званиям в размерах не ниже надбавок за квалификационные разряды соответствующих категорий федеральных государственных служащих.
Казалось бы, перечисленные изменения должны были существенно укрепить материальное положение военнослужащих. Приравнивание окладов военнослужащих к окладам государственных служащих по оценкам Главного финансово-экономического управления Минобороны России в 2002 году повлекло увеличение денежного довольствия военнослужащих в 2 – 2,5 раза. Однако реальные доходы военнослужащих увеличились гораздо меньше (с 1 июля 2002 г. всего в 1,5 – 2 раза). Кроме того, указанное увеличение денежного довольствия и доходов военнослужащих в 2002 – 2003 годах было минимизировано ростом инфляции, а также увеличением оплаты жилищно-коммунальных услуг с одновременной отменой для военнослужащих льгот по оплате жилья [27, с.41].
Анализ документов к Федеральному закону от 7 мая 2002 г. № 49-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот» свидетельствует, что уже на стадии его подготовки и принятия обе палаты российского парламента на официальном уровне высказывали в адрес исполнительной власти предупреждения о том, что меры, установленные этим законом, не решат проблемы повышения защищённости и благосостояния военнослужащих и членов их семей.
Совет Федерации, при одобрении Федерального закона от 7 мая 2002 г. № 49-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот», также выразил обеспокоенность по вопросу перспектив улучшения материального положения военнослужащих и членов их семей. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации счёл необходимым направить Президенту Российской Федерации специальное обращение, в котором было отмечено, что «предусмотренное указанным Федеральным законом повышение денежного довольствия военнослужащих с одновременной отменой ряда важных социальных льгот не улучшит коренным образом материальное положение военнослужащих и приравненных к ним лиц. В целях снятия социальной напряжённости в воинских коллективах, повышения привлекательности военной службы необходимо в ближайшее время разработать комплекс мер для существенного повышения денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц».
Таким образом, уже на момент принятия указанного выше Федерального закона стало очевидно, что предусмотренные в нём меры не приведут к существенному улучшению материального положения военнослужащих и членов их семей.
Одновременно с отменой ряда льгот и преимуществ военнослужащих и членов их семей исполнительная власть инициировала практику временного приостановления действия отдельных льгот.
В последние годы при хронической нехватке средств на финансирование национальной обороны Правительство Российской Федерации оказалось не в состоянии в полном объёме обеспечить военнослужащих всеми видами натурального обеспечения (вещевым, продовольственным и жилищным). На компенсацию военнослужащим положенных видов натурального довольствия денежными выплатами бюджетных средств также не хватает.
В 1999 – 2004 годах, оказавшись не в состоянии в полном объёме обеспечить военнослужащих всеми видами натурального обеспечения (вещевым, продовольственным и жилищным) и не имея достаточных денежных средств на компенсацию военнослужащим положенных видов натурального довольствия денежными выплатами, Правительство Российской Федерации выработало достаточно эффективный правовой механизм приостановления ежегодно принимаемым в ранге федерального закона федеральным бюджетом действия норм законодательных актов о правах военнослужащих.
В указанный период времени и общество и самих военнослужащих постепенно приучили к тому, что в условиях дефицита бюджетных средств, вызванного трудностями экономического роста в Российской Федерации, можно на годы заморозить реализацию целого ряда льгот и преимуществ военнослужащих и членов их семей.
Конституцией Российской Федерации (ч. 2 ст. 15) установлено, что законы подлежат обязательному исполнению всеми органами государственной власти [1]. Эта норма, безусловно, распространяется и на исполнение законов, устанавливающих права и льготы военнослужащих. Сложилась противоречивая ситуация: законодательство о статусе военнослужащих следует исполнять, однако в федеральном бюджете хронически не хватает средств на его реализацию.
До бесконечности замораживать действие законодательства о статусе военнослужащих невозможно – это неизбежно приведёт к падению доверия армии к органам государственной власти, что негативно скажется на уровне обеспечения военной безопасности государства. В этих условиях правительство и парламент Российской Федерации решились на проведение следующего этапа реформирования социального статуса военнослужащих, суть которого состоит в замене ряда натуральных льгот на компенсационные меры (главным образом денежные выплаты).
Второй этап существенного изменения прав и социально-правового статуса военнослужащих связан с введённой с 1 января 2005 года «монетизацией» (заменой на денежные выплаты) социальных льгот граждан Российской Федерацией.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации…» которым был установлен перечень правовых норм, которые подлежат отмене или изменению с 1 января 2005 года. Указанным законом были существенно изменены 155 действующих законов, еще 41 закон с 1 января 2005 года признаны утратившими свою силу.
Ревизия социального законодательства существенно изменила и Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в который внесено порядка 70 изменений, вступивших в силу с 1 января 2005 года [12, с.77]. Что же это за изменения и насколько они минимизируют ранее применявшиеся льготы военнослужащих и членов их семей?
С 1 января 2005 года были отменены следующие 18 льгот, которыми ранее пользовались военнослужащие и члены их семей.
Отменённый пакет социальных льгот военнослужащих и членов их семей в денежном эквиваленте составил не менее 3 тысяч рублей ежемесячно. Так, только ежемесячная закупочная стоимость продовольственного набора общевойскового продовольственного пайка в 2006 году составляет порядка 1680 рублей, примерно столько же составляет ежемесячный проезд на городском и пригородном общественном транспорте в крупных городах.
Что же получили военнослужащие взамен отменённых льгот?
С 1 января 2005 года взамен отменённых льгот военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, был увеличен до 120% размер надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, составлявшей ранее до 70% оклада по воинской должности. Для офицеров, проходящих военную службу по контракту в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях указанную надбавку увеличили до 160%, а солдатам, матросам, сержантам, старшинам, прапорщикам и мичманам – до 200 % оклада по воинской должности.
Однако принятое законодателями решение о переводе натуральных льгот в денежную форму путем включения компенсационных выплат военнослужащим в ежемесячную надбавку за сложность, напряженность и специальный режим службы вызывает некоторые сомнения, а именно:
правомерно ли включение компенсационных выплат в состав денежного довольствия, подлежащего налогообложению?
почему различие в должностных окладах военнослужащих должно влиять на размер надбавки, а значит и на компенсационную сумму?
чем мотивируется явное ущемление прав пенсионеров военной службы, если указанная надбавка не входит в базу для расчета пенсии?
насколько будут сопоставимы индексация денежного довольствия, включающая в себя компенсационные выплаты, с реальным ростом инфляции?
К сожалению, при принятии решения о переводе натуральных льгот в денежную форму путем включения компенсационных выплат военнослужащим в ежемесячную надбавку за сложность, напряженность и специальный режим службы законодатели чётких ответов на указанные вопросы не дали.
Практически во всех случаях, когда в нормах Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» содержались указания на конкретный размер (в денежном, процентном или ином выражении) предоставляемых льгот или выплачиваемой компенсаций, такие нормы с 1 января 2005 года были заменены указаниями о полномочиях Правительства России или федерального ведомства определять порядок и размер их предоставления.
Так, в 15 случаях вместо ранее чётких и понятных норм о конкретных льготах вводятся отсылочные нормы, согласно которым с 1 января 2005 года реализация социальных гарантий осуществляется в размере и порядке, определяемых Правительством Российской Федерации в том числе:
1) размер и порядок получения военнослужащими выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости;
2) размер стоимости продовольственного пайка для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
3) размер выплаты военнослужащим денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (ранее закон предусматривал выплату указанной компенсации в размере полной стоимости продпайка, однако последние 5 лет выплаты были заморожены и осуществлялись из расчёта не более 20 рублей в сутки);
4) размер и порядок получения военнослужащими (по перечню категорий) денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования (ранее закон предусматривал выплату указанной компенсации в размере стоимости предметов вещевого имущества);
5) порядок возмещения учреждениям государственной или муниципальной систем здравоохранения расходов по оказанию в неотложных случаях медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы (ранее такие расходы должны были возмещаться военным ведомством);
6) порядок оказания медицинской помощи членам семей офицеров, а также лицам, находящимся на их иждивении, в военно-медицинских учреждениях;
7) размер и порядок получения военнослужащими выплаты для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей (ранее такая норма в законе отсутствовала);
8) порядок возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и перевозом личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, бронированием мест в гостиницах при направлении военнослужащих в служебные командировки (ранее указанные расходы возмещались в полном объёме);
9) размер и порядок обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, денежными средствами для проезда на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси) в связи с переводом натуральных льгот в денежную форму (ранее проезд был бесплатным);
10) порядок осуществления расходов военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, по уплате государственной пошлины за подачу жалобы в суд п<
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!