Международные нормативные правовые акты — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Международные нормативные правовые акты

2020-02-15 142
Международные нормативные правовые акты 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ

Кафедра уголовного процесса

 

 

 

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

 

Методические указания по организации самостоятельной подготовки для курсантов факультета подготовки сотрудников для подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции,

обучающихся по специальности 38.05.01  Экономическая безопасность

Специализации: экономико-правовое обеспечение экономической безопасности, финансовый учёт и контроль в правоохранительных органах

 

 

 

 

Москва – 2018


 

 

Андреев А.В. Золотухин Н.А. Правоохранительные органы: Методические указания по организации самостоятельной подготовки для курсантов факультета подготовки сотрудников для подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции, обучающихся по специальности 38.05.01  Экономическая безопасность (специализации: экономико-правовое обеспечение экономической безопасности, финансовый учёт и контроль в правоохранительных органах). - М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2018. – 18 с.

Автор: преподаватель кафедры, к.ю.н.. Андреев А.В., ст. преподаватель кафедры Золотухин Н.А.

    Рецензент: доцент кафедры уголовного процесса к.ю.н., доцент Гурдин С.В.

 

 

Методические указания по организации самостоятельной подготовки составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Правоохранительные органы» по специальности 38.05.01  Экономическая безопасность (специализации: экономико-правовое обеспечение экономической безопасности, финансовый учёт и контроль в правоохранительных органах, квалификация (степень) выпускника: экономист). В них содержится тематический план курса, общие методические рекомендации, список нормативных актов и юридической литературы, методические рекомендации для подготовки к отдельным занятиям и самостоятельной работе.

Материалы обсуждены и одобрены на заседании кафедры уголовного процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя«19» июня 2018 г. протокол № 20.

 

 

                              © Андреев А.В. Золотухин Н.А.                                                                                © Московский университет МВД России

                                                          имени В.Я. Кикотя, 2018

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине «Правоохранительные органы»

для курсантов 1 «Ж» курса факультета подготовки сотрудников для подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции

(специальность 38.05.01 Экономическая безопасность, специализация – экономико-правовое обеспечение экономической безопасности)

в 1 семестре 2018/2019 учебного года

 

 

№ п/п Наименование раздела дисциплины Л С ПЗ ЛР КР Всего ауд. СРС Всего
1. Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы». Правовые основы организации и деятельности правоохранительных органов   2   2         4   2   6
2. Судебная власть и судебная система Российской Федерации. Принципы правосудия 2 2       4 2 6
3. Конституционный Суд Российской Федерации, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации   2             2   2   4
4. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды 4 4 2     10 6 16
5. Органы юстиции Российской Федерации 2 2       4 2 6
6. Органы прокуратуры Российской Федерации 2 2       4 2 6
7. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие   2   2         4   2   6
8. Органы, осуществляющие охрану правопорядка и обеспечение безопасности в Российской Федерации   2   2         4   2   6
9. Организации по оказанию юридической помощи и защиты по уголовным делам: адвокатура и нотариат   2   2         4   2   6
  Подготовка к зачету             4 4
  Зачет             6 6
  Итого 20 18 2     40 32 72

Общие методические рекомендации

Изучение дисциплины «Правоохранительные органы» предполагает комплексный подход, во взаимосвязи с такими общеправовыми дисциплинами, как теория государства и права, история государства и права, конституционное право России. Вместе с тем, данный курс является вводным, предшествующим изучению таких дисциплин как уголовный процесс, прокурорский надзор, гражданский процесс, оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел, административная деятельность органов внутренних дел и других. Поэтому изучение дисциплины «Правоохранительные органы» предполагается на первоначальном этапе обучения, что позволяет курсантам и слушателям лучше подготовиться к восприятию последующих юридических дисциплин.

1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины «Правоохранительные органы» - подготовить курсантов (слушателей, студентов) обучающихся по специальности 38.05.01  Экономическая безопасность к постепенному, более глубокому усвоению других юридических дисциплин, обеспечить усвоение исходных сведений о правоохранительных органах, их понятии, системе, структуре и полномочиях, основных направлениях (функциях) правоохранительной деятельности; подготовить их к последующей высокопрофессиональной правоприменительной деятельности по завершению обучения в Московском университете МВД России.

Достижению указанных целей должно способствовать решение следующих задач:

- обеспечить курсантов и слушателей знаниями о понятии, системе и структуре правоохранительных органов, принципах их организации и деятельности, основных полномочиях;

- уяснить содержание и основные направления (функции) правоохранительной деятельности, ее цели, социального значения и правовых основ, роль в этой деятельности правосудия и конституционного контроля, осуществления иных полномочий органов судебной власти, организационного обеспечения деятельности судов, прокурорского надзора, выявления и раскрытия преступлений, оказания правовой помощи, в том числе защиты по уголовным делам;

- воспитать курсантов и слушателей в духе неукоснительного соблюдения законов, прав и свобод человека и гражданина;

- сформировать у курсантов и слушателей отношение нетерпимости к любому нарушению закона в профессиональной деятельности, бережного отношения к чести и достоинству гражданина, ответственности за судьбы людей и порученное дело.

На базе этих положений курсанты и слушатели получают представление об организации и полномочиях судов общей юрисдикции, арбитражных судов, Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации, учреждений, реализующих организационное обеспечение деятельности судов, прокуратуры, органов системы Министерства юстиции РФ, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, адвокатуры и некоторых других, а равно об их взаимодействии друг с другом и иными государственными структурами, в том числе, обеспечивающими общественную безопасность. В целом это преимущественно те учреждения, с которыми сотрудничают в своей повседневной деятельности работники практически всех служб органов внутренних дел.

2. Требования к результатам освоения дисциплины

Дисциплина «Правоохранительные органы» включена в базовую часть профессионального цикла  по специальности 38.05.01  Экономическая безопасность по специализации: экономико-правовое обеспечение экономической безопасности, финансовый учёт и контроль в правоохранительных органах, изучается на первом курсе и является предшествующей для всех последующих юридических дисциплин.

В процессе изучения дисциплины «Правоохранительные органы» курсант (слушатель, студент) должен обладать компетенциями указанными в рабочей программе, соответствующей указанной специальности.

Особенность условий, в которых идет процесс изучения данной дисциплины определяется не только значительным количеством рассматриваемых объектов, их функций, но также нестабильностью совершенствующегося законодательства, иных правовых актов, а равно практики их применения. Поэтому курсантам (слушателям) рекомендуется следить за публикациями в таких периодических изданиях как “Российская газета”, “Собрание законодательства Российской Федерации”, “Российская юстиция”, “Государство и право”, “Бюллетень нормативных актов органов исполнительной власти”, “Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации” и др. Активно использовать в работе справочные правовые системы «Консультант Плюс» и «Гарант».

Основными видами занятий по курсу "Правоохранительные органы" являются лекции, семинары и самостоятельная подготовка.

В лекциях особое внимание обращается на определения понятий системы, структуры, основных направлений деятельности правоохранительных органов.

Семинарские занятия направлены на проверку, закрепление и углубление теоретических знаний, выработку умения и навыков публичных выступлений. Подготовка к семинару предполагает: ознакомление с настоящими методическими рекомендациями, как общими, так и применительно к соответствующей теме занятия, изучение законодательных и ведомственных нормативных актов, конспекта лекции и рекомендованной литературы; анализ проблемных вопросов темы; составление логической схемы ответа по каждому вопросу темы с обязательной ссылкой на соответствующие нормы закона, а при необходимости и на нормы иных правовых актов.

Непременным условием успешного овладения учебным материалом по курсу является самостоятельная работа. Самостоятельная работа предполагает изучение и анализ действующего законодательства, учебной и учебно-методической литературы, научных публикаций.

Применительно к каждой теме данные учебно-методические материалы содержат список рекомендованной литературы, законодательных и иных нормативно-правовых актов, который приводится после перечня вопросов для самостоятельной подготовки. Те темы, по которым тематическим планом не предусмотрено проведение семинарских занятий могут быть отработаны слушателями самостоятельно, с использованием методических указаний.

Самостоятельная работа курсантов и слушателей [1] Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя [2] – это планируемая работа обучающихся, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия, и является составной частью образовательного процесса

Основной целью самостоятельной работы обучающихся является улучшение профессиональной подготовки специалистов высшей квалификации, направленное на формирование действенной системы фундаментальных и профессиональных знаний, умений и навыков, которые они могли бы свободно и самостоятельно применять в практической деятельности

Самостоятельная работа предполагает изучение и анализ действующего законодательства, учебной и учебно-методической литературы, научных публикаций. Самостоятельная работа включает в себя: подготовку к лекционным занятиям, подготовку к семинарским занятиям и самостоятельное изучение дополнительных вопросов по теме. [3]

 

Изучение курсантами и слушателями очной формы обучения дисциплины «Правоохранительные органы» завершается сдачей экзамена.

 

 

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ И ЛИТЕРАТУРА

КО ВСЕМ ТЕМАМ

Ресурсы сети «Интернет»

Официальный сайт Конституционного суда Российской Федерации: http://www.ksrf.ru/

Официальный сайт Верховного суда Российской Федерации: http://www.vsrf.ru

Официальный сайт Президента России: http://www.kremlin.ru

Официальный сайт Правительства России: http://www.government.ru

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации: http://www.mvd.ru

Официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации: http://www.minjust.ru

Официальный сайт Следственного комитета Российской Федерации: http://www.sledcom.ru

Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации: http://www.genproc.gov.ru

Официальный сайт Европейского Суда по правам человека: http://www.echr.coe.int, http://www.espch.ru

Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: http://ombudsmanrf.org

Официальный сайт Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя https://мосу.мвд.рф

Официальный сайт библиотеки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя http://lib.mosumvd.com

Портал правовой информации: http://pravo.ru

Юридическая Россия: Федеральный правовой портал: http://law.edu.ru

Российская государственная библиотека: www.rsl.ru

Электронная библиотека: www. bibliotekar.ru

Юридическая научная библиотека издательства «Спарк»: http://www.lawlibrary.ru/

Научная электронная библиотека: http://elibrary.ru

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ»

Тема 1. Предмет и система дисциплины «Правоохранительные

Правоохранительных органов

 

   

Самостоятельная работа – 2 часа

Подготовка к семинару - 2 часа

 Вопросы для подготовки:

1. Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы».

2. Правоохранительная деятельность как вид государственной деятельности; ее понятие, основные признаки, цели и задачи.

3. Понятие и признаки правоохранительного органа. Виды правоохранительных органов.

4. Общая характеристика нормативных правовых актов, регулирующих основы организации и деятельности правоохранительных органов.

 

Методические указания к теме:

Изучая первый вопрос, курсанты и слушатели должны иметь в виду, что предмет любой учебной дисциплины определяется, прежде всего, кругом тех вопросов и проблем, которые должны изучаться в ее рамках. Его содержание составляют сведения о государственных органах и некоторых негосударственных образованиях, осуществляющих правоохранительную деятельность, основах их организации, задачах и наиболее существенных направлениях деятельности, характере взаимодействия друг с другом и иными органами государства. Необходимо также уяснить систему курса «Правоохранительные органы», получить представление о которой можно, в частности, путем уяснения перечня тем, предусмотренных для изучения тематическим планом, представленным в данных учебно-методических материалах. Целесообразно обратить внимание на соотношение и взаимосвязь курса «Правоохранительные органы» с другими юридическими дисциплинами.

В рамках второго вопроса необходимо определить понятие правоохранительной деятельности, а также признаки, ее характеризующие и в своей совокупности позволяющие отличить этот специфический вид государственной деятельности от других, смежных. Важно понять теоретическое и практическое значение этого понятия, уяснение которого позволяет уточнить виды и систему правоохранительных органов Российской Федерации, что особо актуально в связи с отсутствием в России законодательного акта, который бы исчерпывающим образом закреплял перечень этих органов. Требуется также сформировать четкое представление о целях и задачах правоохранительной деятельности, предопределяющей особенности организации и функционирования конкретных правоохранительных органов.

При изучении третьего вопроса курсантам и слушателям надо сформулировать понятие правоохранительного органа, определить систему присущих им признаков. Для определения видов правоохранительных органов целесообразно взять за основу основные направления правоохранительной деятельности и уяснить, какие органы реализуют каждое из них. Это позволит получить представление не только о видах, но и системе правоохранительных органов, действующих в Российской Федерации, понять их взаимосвязь в достижении общей цели правоохраны. Желательно обратить внимание на то, что правоохранительная деятельность – это вид государственной деятельности, но она может осуществляться не только государственными органами, но и некоторыми негосударственными организациями, виды которых также необходимо определить в рамках рассматриваемого вопроса.

Четвертый вопрос нацеливает на уяснение системы нормативных правовых актов, регулирующих основы организации и деятельности правоохранительных органов, предполагает знание общей характеристики законодательства в данной сфере. Учитывая, что деятельность правоохранительных органов регулируется десятками нормативных правовых актов, возникает необходимость в их классификации по определенным основаниям, в том числе, по содержанию и по юридической силе. Надо иметь представление и об основных международных документах, касающихся организации и деятельности правоохранительных органов и их юридическом значении.

Также важно определить место и роль и значение постановлений Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений по вопросам судебной практики Верховного Суда РФ в деятельности правоохранительных органов.

Дополнительная литература:

1. Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 12мая 2008г. № 724 (с последующими изменениями и дополнениями)// СЗ РФ от 19.05.2008. №20. Ст.2290.

2. Правоохранительные органы: учебник для студентов вузов, обуч. по направлению "Юриспруденция" и по специальности "Юриспруденция" / К. Ф. Гуценко; МГУ им. М.В. Ломоносова, Юрид. фак. - 2-е изд., испр. и перераб. - М.: Кнорус, 2014. С.11-24.

3. Правоохранительные органы Российской Федерации: практикум: учеб. пособие для бакалавров / Урал. гос. юрид. акад.; под общ. ред. В.М. Бозрова. – М.: Юрайт, 2014. С. 6-15.

 

Тема 2. Судебная власть и судебная система Российской Федерации.

Принципы правосудия

Самостоятельная работа – 2 часа

Подготовка к семинару - 2 часа

 Вопросы для подготовки:

1. Судебная власть: понятие и основные признаки, соотношение с законодательной и исполнительной ветвями государственной власти.

2. Понятие и структура судебной системы Российской Федерации. Судебные звенья и судебные инстанции: понятие и виды.

3. Правосудие как одно из важных направлений (функций) судебной власти. Отличительные признаки правосудия.

4. Демократические основы (принципы) правосудия, их система.

Методические указания к теме:

Раскрывая первый вопрос, необходимо иметь в виду, что понятие судебной власти производно от понятия государственной власти, которая делится на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Поэтому, проанализировав различные точки зрения на проблему разделения властей, дайте определение судебной власти. Укажите, какие полномочия, кроме правосудия, присущи судебной власти. Затем назовите формы взаимодействия с двумя другими ветвями власти, о которых говорилось выше. Необходимо также определить, какие государственные органы реализуют судебную власть, в чем состоит их специфика, в рамках каких видов судопроизводства осуществляется судебная власть.

По второму вопросу, прежде всего, следует дать определение судебной системы. Далее необходимо обозначить основные подсистемы (блоки) российской судебной системы (федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации), а также назвать, какие суды входят в подсистему судов общей юрисдикции, арбитражных судов. Кроме того, важно определить место Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации в судебной системе России.

В рамках второго вопроса на основе усвоения материала об устройстве судебной системы требуется получение четкого представления об общих понятиях: “звено судебной системы”, “судебная инстанция”. Для этого необходимо дать понятие судебной инстанции, назвать основные ее разновидности, отличия компетенции судов первой, второй (апелляционной и кассационной) и надзорной инстанций.

По третьему вопросу необходимо дать определение судейского корпуса, назвать совокупность прав и обязанностей, носителями которых являются судьи в силу своего должностного положения.

 Далее - остановиться на требованиях, предъявляемых к кандидату в судьи, порядке отбора кандидатов в судьи, наделения их полномочиями судьи и сроках полномочий. Необходимо выяснить, что означает независимость судей и подчинение их только закону; назвать ее гарантии (предусмотренная законом процедура осуществления судопроизводства; правила приостановления или прекращения полномочий судьи, неприкосновенность судьи и др.).

Отдельно следует осветить правовую регламентацию привлечения судей к дисциплинарной и административной ответственности, порядка их задержания и привода в связи с производством по делам об административных правонарушениях, о полномочиях Дисциплинарной судебной коллегии Верховного Суда российской Федерации, а также вопроса о привлечении судьи к уголовной ответственности, задержании по подозрению в совершении преступления и заключении под стражу. Также необходимо раскрыть статус присяжных и арбитражных заседателей, их права и обязанности, порядок наделения их полномочиями; перечислить гарантии их независимости.

При ответе на данный вопрос следует дать определение понятия судейского сообщества, с пояснения, с какой целью оно создано в Российской Федерации. Затем необходимо охарактеризовать положения Федерального закона «Об органах судейского сообщества», где говорится о порядке образования и полномочиях органов судейского сообщества, таких как Всероссийский съезд судей, Совет судей Российской Федерации, собрание судей Верховного Суда Российской Федерации. Следует ответить на вопрос, с какой целью были созданы Высшая квалификационная коллегия судей и такие же нижестоящие коллегии. Затем необходимо раскрыть полномочия органов судейского сообщества.

По четвертому вопросу следует дать определение правосудия и указать черты (признаки), отличающие его от других видов правоохранительной деятельности, назвать основные законодательные акты, регламентирующие процедуру осуществления правосудия. После этого надлежит уяснить, что входит в понятие “принципы правосудия”, перечислить и охарактеризовать основные из них.

 

Дополнительная литература:

1. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»//Российская газета от 6 января 1997 г. №3. (с послед. измен.).

2. Федеральный закон от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»//СЗ РФ от 18.03.2002. №11. Ст.1022. (с послед. измен.).

3. Федеральный закон от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 30. Ст. 1792 (с последующими изменениями и дополнениями).

4. Мелехин А.В. Судебная власть Российской Федерации: Курс лекций // СПС Консультант Плюс. 2012.

 

Тема 3. Конституционный Суд Российской Федерации, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации

Самостоятельная работа – 2 часа

 

Самостоятельное изучение – 2 часа

Вопросы для самостоятельного изучения:

 1. Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля.

2. Состав и полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.

3. Решения Конституционного Суда Российской Федерации: виды, содержание, форма и юридическое значение.

4. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, их состав, порядок образования и полномочия.

Методические указания к теме:

Рассматривая первый вопрос, необходимо раскрыть понятие конституционного контроля, как одного из полномочий судебной власти. Следует отразить, почему выполнение этой функции возложено Конституцией Российской Федерации на судебную власть. Кроме того, требуется показать становление этого относительно нового для нашей страны вида правоохранительной деятельности; а также назвать основные направления конституционного контроля, установленные Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

По второму вопросу определите, каковы основные принципы организации и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, в чем их особенности. Далее следует указать состав Конституционного Суда Российской Федерации, порядок его образования и срок полномочий; гарантии деятельности Конституционного Суда Российской Федерации; остановиться на требованиях, предъявляемых к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, сроке его полномочий, порядке назначения на должность, основаниях и порядке приостановления и прекращения полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Далее необходимо рассмотреть порядок рассмотрения и разрешения дела в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации; определить порядок избрания и организационные полномочия Председателя, его заместителя и судьи-секретаря Конституционного Суда Российской Федерации.

Ответ на третий вопрос следует посвятить рассмотрению круга решений, которые принимаются Конституционным Судом Российской Федерации. При этом обратите внимание, что юридическое значение постановлений, заключений и определений Конституционного Суда Российской Федерации неоднозначно. Кроме того, укажите основные требования, предъявляемые к форме и содержанию решений.

Изучение четвертого вопроса предполагает получение курсантами и слушателями знаний о месте конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации в судебной системе, о порядке их образования, составе и полномочиях. Необходимо знать, в чем состоит отличие конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации от Конституционного Суда Российской Федерации, а также уяснить правовое значение решений, принимаемых конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации.

 

Дополнительная литература:

1. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447 (с последующими изменениями и дополнениями).

2. Регламент Конституционного Суда РФ (ред. От 24.01.2011)//СПС Консультант Плюс.

3. Еникеев З., Васильева Е., Шагеева Р., Ежова Е. Вопросы уголовного судопроизводства в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. Научно-практическое пособие. – М.: Юрайт. 2014.

    Тема 4. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды

Самостоятельная работа – 6 часов

 

Подготовка к семинару1 - 2 часа

 Вопросы для подготовки:

1. Верховный Суд Российской Федерации: состав, порядок формирования и полномочия. Структура Верховного Суда Российской Федерации.

2. Суды общей юрисдикции, их система, основные задачи и полномочия.

3. Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов; районный суд: состав, порядок формирования, полномочия и структура

4. Мировые судьи, их место в судебной системе Российской Федерации. Порядок создания участков мировых судей и наделение их полномочиями.

Методические указания к теме:

При рассмотрении первого вопроса, необходимо уяснить, что: Верховный Суд Российской Федерации — высший судебный орган по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами. Состав, порядок формирования и полномочия Верховного Суда Российской Федерации. Структура Верховного Суда Российской Федерации. Разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики и их значение. Научно-консультативный совет при Верховном Суде Российской Федерации.

Во втором вопросе необходимо обозначить систему судов общей юрисдикции, их основные задачи и полномочия.

В третьем вопросе рассмотрению подлежит состав, порядок формирования, полномочия и структура Верховных суды республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономных областей и автономных округов, районных судов.

Четвертый вопрос предусматривает рассмотрения в нем: мировые судьи, их место в судебной системе Российской Федерации. Контроль вышестоящих судов за законностью и обоснованностью приговоров и иных решений мировых судей. Аппарат мировых судей.

 

Подготовка к семинару 2 - 2 часа

 Вопросы для подготовки:

1.  Военные суды: полномочия, порядок формирования, состав и структура.

2. Арбитражные суды, их система, основные задачи и полномочия.

3. Организационное обеспечение деятельности Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

4. Иные арбитражные органы (третейские суды) и их полномочия.

 

Методические указания к теме:

Первый вопрос включает в себя военные суды, их место в системе судов общей юрисдикции. Особенности задач военных судов, их полномочия, порядок формирования, состав и структура.

При рассмотрении второго вопроса необходимо уяснение системы, основных задач и полномочий арбитражных судов. Необходимо так же остановиться на Федеральных арбитражных судах округов (арбитражные кассационные суды), арбитражных апелляционных судах, арбитражных судах первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (арбитражные суды субъектов Российской Федерации); специализированные арбитражные суды. Рассмотреть их состав, порядок формирования, полномочия и структуру.

Третий вопрос предусматривает рассмотрение организационного обеспечения деятельности Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Рассмотрению в четвёртом вопросе подлежат иные арбитражные органы (третейские суды) и их полномочия.

 

Дополнительная литература:

1. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 18. ст. 1589. (с последующими изменениями и дополнениями).

2. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3170 (с последующими изменениями и дополнениями).

3. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 51. Ст.6270. (с последующими изменениями и дополнениями).

4. Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» // Российская газета. 2011. 11 февраля.

5. Федеральный закон от 30 мая 2001 г. N 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»// СЗ РФ. 4.06.2001. №23. Ст.2288. (с послед. измен.)

6. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014г. №3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. №6. ст.550 (с последующими изменениями и дополнениями).

7. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»//СПС Консультант Плюс.

8. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»//СЗ РФ. 29.07.2002. №30. Ст.3019. (с послед. измен.)

9. Положение о международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате РФ и Положение о морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате РФ: Федеральный закон РФ от 7 июля 1993 года//РГ от 14 августа 1993 г. (с послед. измен.).

Подготовка к практическому занятию – 2 часа

 

Форма самостоятельной работы – письменное решение практических задач.

 

                                                             Задачи:

Задача №1.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РФ рассмотрела по протесту Генерального прокурора РФ уголовное дело в отношении Ивашова и своим решением отменила приговор районного суда и все последующие судебные решения  по данному делу.

В качестве суда какой инстанции судебная коллегия рассмотрела это дело?

Задача №2.

На период отпуска председателя Верховного Суда Республики Дагестан обязанности председателя исполнял его заместитель – председатель коллегии по уголовным делам. Однако он внезапно заболел и был госпитализирован.

Кто будет исполнять обязанности председателя в данном случае? Кто правомочен принимать решения об этом?

Задача №3.

Ввиду периода летних отпусков председатель краевого суда принял решение не созывать президиум в июле-августе, поскольку его заседания все равно вряд ли будут правомочны. Правомерно ли решение председателя суда? Как часто созываются заседания президиума краевого суда? Когда заседание президиума краевого суда считается правомочным?

Задача №4.

В Талдомском муниципальном районе работает один мировой судья: судебный участок данного судьи полностью совпадает с границей судебного района.

Какой судья (какой суд) будет рассматривать подсудное мировому судье уголовное дело, если он на длительное время окажется нетрудоспособным?

Вправе ли данное уголовное дело рассмотреть судья районного суда?

Задача №5.

Районный суд вынес решение по делу о признании недействительным договора купли-продажи квартиры. Ответчик не согласился с указанным решением и воспользовался своим правом обжалования решения суда до вступления его в законную силу.

Изобразите схематически движение этого дела по всем возможным инстанциям в системе судов общей юрисдикции.

Задача №6.

Мировым судьей гражданин Бубнов признан виновным и приговорен к обязательным работам сроком на 250 часов за совершение преступления, предусмотренного ст. 119 «Угроза убийством или причинения тяжкого вреда здоровью» УК РФ. Осужденный категорически не согласен с приговором суда.

В качестве суда какой инстанции выступил мировой судья? Какие возможности имеются у осужденного Бубнова по обж


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.