Типы и формы животного эпоса — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы и формы животного эпоса

2020-02-15 113
Типы и формы животного эпоса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение

1. Типы и формы животного эпоса

1.1 Типы сюжетов, построение мотив обмана в сказках о животных

2. Методика чтения сказок о животных в начальной школе

2.1 Процесс восприятия детьми сказок о животных

Заключение

Список использованных источников


Введение

 

Животный эпос характерен для творчества многих народов мира; особенно ярко он выразился в баснях. Здесь животный эпос нравоучителен. При этом животные обычно наделяются особенностями человеческого характера; образы животных аллегоричны (лиса отождествляет хитрость, волк - жадность, сова - мудрость, заяц - трусость и другие). Животный эпос проявился также и в сказках, однако сказочные животные только изредка носят аллегорический характер; этот вид животного эпоса - обычно имеющий сатирическую <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%B0> направленность - широко представлен в русском народном творчестве.

Истоки животного эпоса лежат в ранних народных сказаниях. Известен античный животный эпос (комический эпос "Война мышей и лягушек <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%85%D0%B8%D1%8F>", V век до н.э.; греческие басни, в том числе произведения Эзопа <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%B7%D0%BE%D0%BF>), затем индийский эпос "Панчатантра <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0>".

Временем расцвета животного эпоса являются Средние века (немецкий, голландский, французский эпос, центральный персонаж которых - лис Ренар; большинство произведений являются вариантами эпического "Романа о Лисе <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%B5%D0%BA%D0%B5-%D0%9B%D0%B8%D1%81>", XII - XIV века, переработки которого появлялись и в Новое время). Одно из известнейших средневековых эпических произведений - "Изенгрим" Нирварда Гентского <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9D%D0%B8%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B4_%D0%93%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9&action=edit&redlink=1> - восходит к античному животному эпосу и написано на латинском языке <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D1%8B%D0%BD%D1%8C> (животный эпос на западноевропейских языках получил распространение лишь в середине XII века <http://ru.wikipedia.org/wiki/XII_%D0%B2%D0%B5%D0%BA>).

В XVII веке была опубликована повесть Латробио (Дж.П. Джуссани) "Бранкалеоне" (1610); в этой истории занимательных похождений умного осла (с печальным концом) соединяются сюжеты античного и средневекового происхождения. К животному эпосу относят многие произведениях И.А. Крылова, Ж. Лафонтена, поэму Гёте "Рейнеке-Лис".

В данной курсовой работе, следует рассмотреть сказки о животных в целом, и использование данных сказок в обучающих программах по литературе в начальной школе.

Цель: определение роли сказок о животных в обучающем процессе младших классов.

Объект исследования: Сказки о животных.

Задачи:

определение типов и форм животного эпоса;

рассмотрение основных типов сюжетов в сказках о животных;

рассмотреть принцип построения обмана в контексте животного эпоса;

дать описание основным методикам применения сказок о животных в процессе обучения младших классов;

Рассмотреть процесс восприятия детьми сказок о животных.


Заключение

 

Обобщая выводы из рассмотренного выше материала, можно выделить следующее:

.   Архаичный характер сказок о животных. Многие представления и образы, встречающиеся в сказках о животных, относят их к одному из наиболее архаичных пластов фольклорного наследия. Отсюда вытекает второй пункт.

2. Целевая аудитория сказок о животных - дети. Есть, конечно же, сказки о животных, ориентированные на взрослого слушателя, но таких очень мало. Это согласуется с предыдущим пунктом, так как по опыту исследований мы знаем - все фольклорные явления, утерявшие со временем свою первоначальную направленность, заимствуются детской культурной средой. Так произошло с языческими заговорами погоды, превратившимися в детские речевки (дождик - дождик, пуще, будет травка гуще); с загадками, из магических иносказательных оборотов, превратившихся в игру; так же, хоть и не столь явно, эволюционировали и сказки о животных. Отсюда - пункты третий и четвертый.

.   Воспитательность и нравоучительность сказок о животных довольно примитивны. В них не рассматривается благородство, патриотизм, гражданский долг и прочие сложные или недоступные для детского мировоззрения добродетели. Здесь мы видим дружбу, товарищескую взаимовыручку, сострадание, заботу - все то, что просто и понятно маленьким слушателям, то, что помогает им стать лучше, то, что они могут проявить и почувствовать в повседневной жизни - играх, прогулках с друзьями и т.д.

.   На том же уровне находится и культура комичного в сказках о животных. Это именно детский смех. Дети смеются над волком, которому оторвало хвост, не осознавая того, как чувствует себя бедное животное, смеются над столкновением характеров различных животных, не осознавая того, что в дикой природе представители этих видов так не ведут себя, и уж тем более не стали бы хоть как-то общаться. Это смех непосредственный, смешны ситуации, смешны персонажи, смешон весь мир произведения. Смешон настолько же, насколько условен. Мир, который еще слишком прост. Мир, который еще недостоин того, чтобы принимать его всерьез.


Содержание

Введение

1. Типы и формы животного эпоса

1.1 Типы сюжетов, построение мотив обмана в сказках о животных

2. Методика чтения сказок о животных в начальной школе

2.1 Процесс восприятия детьми сказок о животных

Заключение

Список использованных источников


Введение

 

Животный эпос характерен для творчества многих народов мира; особенно ярко он выразился в баснях. Здесь животный эпос нравоучителен. При этом животные обычно наделяются особенностями человеческого характера; образы животных аллегоричны (лиса отождествляет хитрость, волк - жадность, сова - мудрость, заяц - трусость и другие). Животный эпос проявился также и в сказках, однако сказочные животные только изредка носят аллегорический характер; этот вид животного эпоса - обычно имеющий сатирическую <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%B0> направленность - широко представлен в русском народном творчестве.

Истоки животного эпоса лежат в ранних народных сказаниях. Известен античный животный эпос (комический эпос "Война мышей и лягушек <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%85%D0%B8%D1%8F>", V век до н.э.; греческие басни, в том числе произведения Эзопа <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%B7%D0%BE%D0%BF>), затем индийский эпос "Панчатантра <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0>".

Временем расцвета животного эпоса являются Средние века (немецкий, голландский, французский эпос, центральный персонаж которых - лис Ренар; большинство произведений являются вариантами эпического "Романа о Лисе <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%B5%D0%BA%D0%B5-%D0%9B%D0%B8%D1%81>", XII - XIV века, переработки которого появлялись и в Новое время). Одно из известнейших средневековых эпических произведений - "Изенгрим" Нирварда Гентского <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9D%D0%B8%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B4_%D0%93%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9&action=edit&redlink=1> - восходит к античному животному эпосу и написано на латинском языке <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D1%8B%D0%BD%D1%8C> (животный эпос на западноевропейских языках получил распространение лишь в середине XII века <http://ru.wikipedia.org/wiki/XII_%D0%B2%D0%B5%D0%BA>).

В XVII веке была опубликована повесть Латробио (Дж.П. Джуссани) "Бранкалеоне" (1610); в этой истории занимательных похождений умного осла (с печальным концом) соединяются сюжеты античного и средневекового происхождения. К животному эпосу относят многие произведениях И.А. Крылова, Ж. Лафонтена, поэму Гёте "Рейнеке-Лис".

В данной курсовой работе, следует рассмотреть сказки о животных в целом, и использование данных сказок в обучающих программах по литературе в начальной школе.

Цель: определение роли сказок о животных в обучающем процессе младших классов.

Объект исследования: Сказки о животных.

Задачи:

определение типов и форм животного эпоса;

рассмотрение основных типов сюжетов в сказках о животных;

рассмотреть принцип построения обмана в контексте животного эпоса;

дать описание основным методикам применения сказок о животных в процессе обучения младших классов;

Рассмотреть процесс восприятия детьми сказок о животных.


Типы и формы животного эпоса

 

Сказки о животных - очень древний вид народного эпоса. Но дошли они до нас преимущественно не в первоначальной форме, а в виде народной сатиры, выводящей людей под видом разных животных, и особых сказок для детей. Использование образов животного эпоса для иносказания о пороках людей, о злоупотреблении в общественных делах, о недостатках действительности, как показывает древнерусская литература (см. повести о Ерше Щетинникове, о Куре), имело место еще в средневековой Руси. Возможности такого использования давала устойчивость изображения отдельных зверей, наделение их качествами, свойственными людям, уподобление животных человеку. Зверь, рыба и птица представали обобщенными носителями положительных или отрицательных свойств, воспринимались как символы - типы человеческого общества. Например, лиса представлялась воплощением хитрости и коварства, заяц - трусости, волк - грубой свирепости, сочетаемой с глупостью, коршун и ястреб - хищности и насилия, орел и сокол - благородства и мужества, ерш - увертливости и хитрой ловкости, щука - злости и хищности и т.д. Образы животного эпоса тождественны символике животного мира в песенной поэзии, былинах; исторических песнях. Известная былина о птицах и зверях, характеризующая социальный строй и положение разных слоев общества в древней Руси, в трактовке образов животного мира полностью совпадает с сатирическими сказками о животных, обличавшими действительность. Значение образов отдельных животных, птиц, рыб в большинстве случаев сохраняется и в других сказочных жанрах (см., например, в сказке о хитрой науке); исключение составляют сказки, включающие образы благодарных животных - среди них есть и волк, и лиса, и щука, и многие другие, и все они верно служат сказочному герою: не только спасают его от грозящей беды, но даже воскрешают его, спрыскивая мертвой и живой водой, когда он лежит в темном лесе - чистом поле, убитый родными братьями.

Животный Эпос этоциклы связанных между собой рассказов, часто в форме длинных эпических поэм, персонажами которых выступают животные. Хотя и в животном эпосе, и в баснях звери думают и действуют как человеческие существа, между этими жанрами имеются важные различия. Басня использует образы зверей, чтобы преподать читателю уроки морали. Цель животного эпоса - представить в сатирическом виде общество и людские безрассудства. Происхождение животного эпоса в точности не выяснено, но все исследователи сходятся на том, что в 12-13 вв. этот жанр процветал. Главным героем центрального эпического цикла был Лис Ренар - хитрец, ставший символом победоносного зла. Почти все версии истории Ренара возникли в Нидерландах, Северной Франции и Западной Германии. По всей видимости, в основе сюжета лежат сказки о животных. В западноевропейской литературе этот сюжет впервые был использован Павлом Диаконом в короткой латинской поэме ок.820. Очевидно, на протяжении следующих двух столетий сюжет интенсивно разрабатывался, что позволило Мастеру Нирварду Гентскому сочинить около 1150 своего Изенгрима (Ysengrimus) - быть может, вообще лучший образец животного эпоса. Эта книга, отличающаяся продуманностью композиции и написанная латинскими гекзаметрами, включает большое количество эпизодов в духе классического эпоса. Началом служит рассказ о встрече Лиса и Волка, когда Волк в первый и единственный раз перехитрил своего противника. Первые версии животного эпоса на западноевропейских языках датируются 1170-1180-ми годами. От книги Генриха Глихезера Рейнхард Лис (Reinhard der Fuchs), известной также под названием Изенгрим в беде (Isengrims Not), дошли только фрагменты, но зато сохранилась переработанная версия, датируемая примерно 1320. Ее сюжет явно восходит к ранним вариантам наиболее знаменитой версии французской версии - Романа о Лисе (Roman de Renart), представляющего собой поэму в 30 000 строк, первоначальная редакция которой датируется приблизительно 1175. Существует множество разных "ветвей" этой поэмы, в совокупности дающих полную картину жизни Ренара от рождения до смерти. В Нидерландах некий автор, известный только по имени Виллем, написал целую серию книг о Лисе, имеющих общее ядро и восходящих к сочинению 13 в. на среднеголландском языке. Главный пафос этих книг заключается в том, что Ренар, несмотря на свою полную безнравственность, одерживает победы, играя на чужих слабостях и пороках. Когда в 1479 в г. Гоуда (Нидерланды) вышло в свет очередное переиздание Романа о Лисе, английский печатник Уильям Кэкстон перевел его на английский язык и в 1481 опубликовал под названием История о Лисе Ренаре (History of Reynard the Fox), после чего эпос стал известен в Англии. Так, Рассказ монастырского капеллана из Кентерберийских рассказов Дж. Чосера представляет собой блестящую переработку эпизода с Ренаром и петухом Шантеклером. В Новое время модернизированные версии цикла о Ренаре появились почти во всех западноевропейских странах. Характерны сатирические сказки животного эпоса, обличающие неправедный суд: о ерше, о птичьем суде. Сказка о ерше рассказывает, как ершишка-плутишка всех обманул и от праведного суда чистым ушел. Сказка о птичьем суде говорит о кукушице-горюшице, вдове горе-горькой, кормившей детей; ворона разорила гнездо кукушицы и побила детей; кукушица пожаловалась в суд; ворону наказали, да и кукушиду не помиловали - заодно выпороли за то, что у нее денег не было.

Значение социальной сатиры имеет сказка "Кот на воеводстве" ("Бурмистр сибирских лесов"), рассказывающая, как громким ворчаньем, фырканьем, и мяуканьем кот испугал сильных, но глупых лесных зверей, воеводил над ними, а они приносили ему в дар всякую животину.

Сатирическому осмеянию подвергались и отрицательные явления в повседневном быту: глупость, болтливость, вздорность и т.п. (см. сказку о "Курочке-рябе" и др.).

сказка животное начальная школа

Сатирические сказки животного эпоса рассказывались во взрослой аудитории и детям. Но были и специальные детские сказки о животных. Сюжеты этих детских сказок чрезвычайно просты, композиция отчетлива, несложна. Эти сказки, собственно, и являются основным циклом животного эпоса. Они рассказывают о проделках зверей, об их взаимоотношениях и о том, как человек нередко побеждает даже сильного зверя. Особую популярность среди сказок русского животного эпоса приобрели сказки о лисе, которая учит волка, как ловить рыбу хвостом, ложится на дорогу и притворяется мертвой и этим вводит в заблуждение старого крестьянина, выгоняет зайца из лубяной избушки, сама съедает мед, а уверяет волка, что мед съел он, умудряется спастись от потопа и от пожара (в пожаре она обгорела, рыжей стала, один кончик хвоста белый остался) и т.д. Широко известны также несложные сказки "Терем-теремок" (приходят звери к "теремку", спрашивают, кто в нем живет, остаются в нем жить и т.д.), "Коза лупленая", жалующаяся, что ее не кормят, хотя наедается до отвала, и другие, подобные им.

Русские сказки о животных, как можно видеть, разнообразны по сюжетам и образам. Но сопоставление репертуара животного эпоса у русских и у других народов показывает, что в русском сказочном эпосе сказки о животных менее богато представлены, чем в эпосе многих зарубежных и советских народов (в частности, в украинском и белорусском эпосе).

Как правило, сказки о животных невелики по размеру. Композиционное построение их очень простое. Часто встречается прием многократного повторения одного и того же действия. Описывается, например, гстреча животных: сначала одного зверька с другим, затем эти двое встречаются с третьим, потом три зверька встречаются с четвертым и т.д. Иногда один зверек встречается по очереди с разными зверями, превосходящими друг друга силой. Иной раз повторение действия дается с постоянным нарастанием (по формуле: 1,1 + 1,1 + 1+ 1 и т.д.).

Такой композиционный прием лежит в основе построения сказки "Терем-теремок". Близок к нему прием сказки о козе лупленой, в которой находим многократность изображения одинакового повторяющегося действия (каждодневное возвращение козы домой).

Многократность действия часто бывает связана с повторением словесных формул (в виде диалога или какой-либо реплики). Словесная формула повторяется столько раз, сколько повторяется и само действие. Так построена сказка о зайце, у которого лиса отняла лубяную избушку: заяц встречает разных зверей, они спрашивают, кто зайца обидел, заяц отвечает, звери пытаются выгнать лису, лиса пугает их; выгоняет лису петух.

Некоторые сказки о животных строятся цеиевидно (кумулятивное построение) с нарастанием действия подобно знаменитой сказке о репке.

Очень часто среди сказок о животных встречаются формы диалогического повествования (прозаического или песенно-стихотворыого), когда само действие по существу занимает очень небольшое место, а основное внимание уделяется диалогу отдельных животных.

Простота и в то же время разнообразие построения сказок о животных является одной из причин того, что дети любят эти сказки, они занимательны и легко доходят до детского сознания.

Происхождение животного эпоса обычно принято толковать по образцу охотничьей теории происхождения изобразительного искусства. Ставя рядом с древней изобразительной деятельностью предположительные повествования о животных, этнографы предоставляют нам возможность судить о палеолитической сказке. В зависимости от культурных традиций, территории проживания, этнических и религиозных различий народов и выделяются главные типы животного эпоса. Эти типы так же зависят от временных и пространственных рамок. Неправильно, например, рассматривать сказку о трусости зайца, например в пустыне. Конкретно разделить животный эпос на типы нельзя однозначно они имеют нечеткие и переходящие от контекста и ситуации рамки и образы.

Однако Костюхин Е. А в своих работах всё-таки сумел вывести основные, по его мнению, типы животных эпосов: басня, сказка, миф, легенда, рассказ, сказание, быль.

Они делятся на основании активности влияния на слушателя. Например, миф оказывает общеразвивающее воздействие, преподнося на основе героев некую историческую информацию. Сказки и легенды выступают в качестве поучающих примеров. В них человека на основе поведения героев видит, что нужно делать, что наоборот делать нельзя и к каким это приведет последствиям. Изначально же по мнению Костюхина Е. А животный эпос зародился вместе с первобытным искусством живописи, то есть в своих работах он фактически принимает охотничью теорию, в которой люди впервые осознали ценность животных в своей жизни, впервые начали изучать их повадки и сравнивать поведение с людским.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.