Общие закономерности роста и развития подростков — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие закономерности роста и развития подростков

2020-02-15 132
Общие закономерности роста и развития подростков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Переход от детства к подростковому возрасту сопровождается активизацией роста и развития - физического, полового, психосексуального и психосоциального. В пубертатном периоде происходят бурный рост тела и конечностей, развитие половых желез, а вслед за этим - и вторичных половых признаков, что сопровождается изменением строения тела и внутренних органов. К 15-16 годам подростки уже имеют тело взрослого человека. Это совпадает с завершением физического и полового созревания, а также со становлением сексуальности. В то же время в этом возрасте уровень психосоциальной зрелости еще далек от совершенства. Образно подростка можно представить как человека, имеющего тело взрослого, но голову ребенка. Эти особенности помогают понять специфику поведения подростка, в том числе и его рискованных для здоровья форм.

Половое развитие девочек происходит более стремительно и скачкообразно. Они раньше мальчиков проходят все стадии развития. У мальчиков этот процесс протекает менее интенсивно и заканчивается позже, чем у девочек. Вследствие различий в темпах развития возможны напряженные отношения между мальчиками и девочками одного класса. Мальчики часто чувствуют себя ущемленными в своей мужской роли. [13, с. 168]

Существует так же понятие о физиологической зрелости. Важная особенность пубертатного периода - возникновение у части подростков несоответствия между биологическим и календарным возрастом. Это обусловлено различием в темпах полового созревания у разных подростков. Например, в одном и том же классе при календарном возрасте 14 лет часть учеников будет иметь реальный биологический возраст (физиологическую зрелость), соответствующий 10 годам, часть - 14 годам, а часть - 16-18 годам. В связи с этим учителю и родителям следует соотносить свои требования к подростку с его биологическим возрастом. При несоответствии биологического возраста календарному подростки испытывают физические, психологические и социальные проблемы. Поэтому при одном и том же календарном возрасте, например, сексуальное влечение у разных подростков будет неодинаковым. Различной будет потребность в сексуальной информации и в мерах профилактики рискованного поведения. Следует помнить еще об одной важной особенности пубертатного периода, оказывающей существенное влияние на поведение подростка и успешность образовательного процесса - характер функционирования центральной нервной системы в большей степени определяется уровнем половой зрелости, чем календарным возрастом. Эндокринные изменения, связанные с половым созреванием, оказывают значительное влияние на организацию деятельности мозга. Повышается активность гипоталамуса и нарушается баланс корково-подкоркового взаимодействия. На этапе бурного полового созревания (13-14 лет) выявляются отрицательные отклонения в функциональной организации мозга. Интеллектуальные способности учащихся могут временно снижаться. В некоторых старших классах на фоне снижения интереса к учебе может появиться так называемая тотальная влюбленность. [16, с. 128]

Стоит различать понятия «половое развитие» и «психосексуальное развитие», они не являются синонимами. Между тем, в повседневной жизни эти понятия обычно смешивают, и даже врачи не всегда представляют суть различий между ними. Термин «половой» отражает любые свойства, связанные с принадлежностью к мужскому или женскому полу. Термин «сексуальный» - только те свойства и отношения, которые касаются генитально-эротической сферы, то есть сексуальное влечение и поведение.

Половое развитие - это формирование вторичных половых признаков, развитие репродуктивных органов, формирование способности к деторождению. Оно запрограммировано генетически и происходит без нашего участия.

Психосексуальное развитие - это формирование полового самосознания (ощущение себя представителем определенного пола), половой роли, адекватной направленности полового влечения и наличие соответствующих стереотипов полового поведения.

Психосексуальное развитие (ПСР) - формирование сексуального влечения и сексуального поведения в результате совместных усилий природы и воспитания. Понятия половое развитие и ПСР соотносятся как категории формы и содержания. Половое развитие дает материальную основу репродукции (форма), а ПСР - духовную основу (содержание). [20, с. 153]

Подростковая сексуальность имеет несколько этапов становления:

)   этап - На начальных стадиях развития ребенок связывает половую принадлежность с внешней атрибутикой пола (мужчины носят брюки и коротко стригутся, женщины - носят платья и пользуются косметикой), а также со стилем поведения. Детям кажется, что пол легко можно сменить. Например, мальчик может сказать: «Вот надену платье и стану девочкой». Однако, сравнивая себя с другими, общаясь с ними, ребенок получает образное представление о своей половой принадлежности. В процессе игры в «дочки-матери», в «доктора» ребенок уточняет строение своего тела и сравнивает себя с другими детьми, начинает осваивать половую роль. Понимание половой принадлежности также реализуется через детское любопытство, изучение своих половых органов. Дети интересуются гениталиями. Пугаться этого не следует.

Детям просто интересно знать, что скрыто под одеждой. Никакой «сексуальной озабоченности» в этом нет. Интерес к гениталиям у маленьких детей чисто познавательный. При этом ребенок начинает понимать, что у тех детей, которых называют мальчиками, под одеждой скрыто одно, а у девочек - другое. Дети также видят, что мальчики и девочки мочатся по-разному. Если родители обеспокоены таким любопытством ребенка, они могут сами рассказать, чем мальчики отличаются от девочек. В противном случае интерес к разглядыванию гениталий может стать чрезмерным.

Этап можно считать завершенным, когда ребенок четко усвоил, кто он - мальчик или девочка. К 4-6 годам дети уже должны понимать, что пол изменить нельзя, и отнесение человека к мужскому или женскому полу определяется строением гениталий. Создав образное представление о своей половой принадлежности, ребенок начинает усваивать половые роли.

)   этап - формирование стереотипа полоролевого поведения - публичного выражения половой идентичности, соответствующего принятым в обществе нормативам и обеспечивающего индивиду принадлежность к определенному полу в глазах окружающих. Этот этап продолжается весь препубертатный период. Навыки и стиль полоролевого поведения формируются в играх и быту. Мальчик должен усвоить мужской тип поведения, девочка - женский. Содержание этапа реализуется, прежде всего, через половое воспитание в семье - правильное поведение и распределение ролей матери и отца. Оно во многом определяет формирование соответствующей половой роли у подрастающего ребенка. Родители воспринимаются как модель мужественности и женственности, как образец взаимоотношения полов. Наблюдение за поведением мужчин и женщин в повседневной жизни способствует половому воспитанию. Идеалом для мальчика должна быть мужественность, а для девочки - женственность. Мальчики должны заниматься в быту работой, традиционной для мужчин, а девочки - для женщин.

Маленькие дети играют вместе. Легко заметить, что на этапе освоения половой роли игровые группы мальчиков и девочек становятся самостоятельными. Такое разделение коллектива и противопоставление друг другу по половому признаку играет важную роль, поскольку благодаря этому антагонизму возрастают требования к проявлениям мужественности и женственности, почти полностью исключаются компромиссы в выборе половой роли. Родителям и воспитателям следует положительно относиться к созданию и существованию однополых коллективов в этом возрасте. При этом девочка, которая дружит преимущественно с мальчиками, общается в среде мальчиков, имеет высокую вероятность не сформировать адекватное женское полоролевое поведение. То же касается и мальчиков, растущих и формирующихся преимущественно в девичьей среде и выбирающих девочек в качестве партнеров по играм. Именно в общении со сверстниками, первую очередь в полоролевых, «семейных» играх, требующих выполнения определенной роли (отца, матери, ребенка, жениха, невесты, няни и т.д.) апробируется и закрепляется для будущего выбранная половая роль, отражающая различные аспекты человеческих отношений, в том числе сексуальные, отрабатывается мужское или женское поведение.

Родителям, врачам и педагогам следует знать, что стремление мальчика одеваться в женское платье, а девочки - верховодить мальчишеской компанией может служить ранним признаком серьезных отклонений в ПСР в последующие годы, в том числе и формирования гомосексуальности. На таких детей должны обращать внимание школьный психолог и медицинский работник.

)   этап - формирование психосексуальных ориентаций: выбор объекта влечения, реализация своего влечения. Это направленность полового влечения, определяющая выбор полового партнера и особенности полового поведения. Этого уровня дети достигают к началу полового созревания. В формировании участвуют как гормональный фон (степень половой зрелости), гены, инстинкты, так и соответствующий уровень психической и социальной зрелости (особенно морали), сексуальное воспитание. Крайне важно влияние окружающей социокультурной среды. В детстве и далее в подростковом возрасте идет процесс усвоения норм, взглядов и особенностей поведения, которые перенимаются от окружающих в конкретное время и в конкретной историко-культурной обстановке.

Этап психосексуальной ориентации включает три стадии:

А) формирование платонического либидо - до 12-14 лет,

Б) формирование эротического либидо - в 10-14 лет,

В) формирование сексуального либидо - в норме не ранее 16 лет.

Каждая стадия состоит их двух фаз. Значение 1-й фазы любой стадии заключается в выработке установки и накоплении информации об особенностях полового поведения, его внешних проявлениях и сущности. Индивидуальную ориентацию в 1-й фазе каждой стадии можно считать завершенной при наличии внутренней готовности к реализации сформированных тенденций. Задача 2-й фазы каждого этапа - научиться реализовать свое половое влечение (платоническое, эротическое и сексуальное).

Между стадиями нет четких границ, они плавно переходят другв друга, возможны пограничные стадии. Таким образом, в платонических мечтах содержатся элементы эротических фантазий, а в эротических - сексуальных.

ПСР подростка нельзя рассматривать в отрыве от полового, психического и социального созревания. В становлении сексуальности последовательно формируется эмоциональный, затем телесный компонент и лишь затем, по мере созревания морали, - чувство ответственности.

Таким образом, в подростковом возрасте у ребенка происходит ряд важных изменений. У подростков наблюдаются значительные изменения в личностном и психическом развитии. Важной особенностью данного возрастного периода является половая социализация. Кроме того, это возраст, в течение которого организм достигает половой зрелости. У подростка формируются представления о собственном телесном облике, происходит познание собственного тела, его чувственных и половых потребностей и реакций. [3, с. 69-72]

Подростковый возраст - это время, когда происходит формирование половой самоидентификации, познание сексуальных и любовных отношений между людьми, формирование индивидуальной системы сексуальных ценностей и правил взаимоотношения с противоположным полом, что в значительной мере определяет отношение подростка к своему репродуктивному здоровью.

подросток половой здоровье репродуктивный


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.