Особенности средневекового рынка — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности средневекового рынка

2020-02-15 95
Особенности средневекового рынка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Новая, феодальная форма производства зародилась еще в Римской империи и получила название колоната. В III - II вв. до н. э. владельцы латифундий начали дробить свои все менее прибыльные имения на мелкие участки и передавать их для обработки колонам  - рабам и обедневшим крестьянам, которые отдавали землевладельцам значительную часть получаемой продукции. Многие народы перешли к феодализму непосредственно от общинного строя, минуя рабовладельческое общество.

Термин феодализм произошел от позднелатинского feodum, что значит наследственное земельное владение, пожалованное сеньором вассалу под условием несения службы или уплаты установленных обычаем взносов. Таким образом основой феодализма являлась полная собственность феодалов на землю и неполная собственность на крестьян. Получая землю от помещиков, крестьяне при помощи собственных орудий производства обрабатывали эту землю, передавая помещику созданный ими прибавочный продукт - феодальную земельную ренту, которая выступала в трех видах - отработочной ренты (или барщины), ренты продуктами (или натурального оброка), денежной ренты (денежного оброка). Крестьянин, имеющий собственное хозяйство, был больше заинтересован в результатах своего труда, чем раб, что способствовало поступательному развитию производства.

Феодализм охватывает весьма длительный период в истории человечества. Так, в Китае он существовал более двух тысяч лет, а в Западной Европе - со времен падения Римской империи в V в. до XVII в. в Англии и до XVIII в. во Франции.

Особенностью рыночных отношений в условиях средневекового общества является их весьма слабое развитие, особенно на ранних этапах феодализма. Ранний феодализм (или раннее средневековье) - период формирования крупного землевладения и постепенного закрепощения свободных общинников, продолжался с V до конца X в. В это время земледелие было практически единственной отраслью производства, хозяйство носило натуральный характер, а обмен был развит крайне слабо. Крестьяне не только производили сельскохозяйственную продукцию, но и перерабатывали ее: пряли, ткали, делали обувь, мебель, хозяйственный инвентарь, строили для себя и своего феодала. Воспроизводство носило простой характер, т. е. практически не расширялось на протяжении многих столетий.

Крупнейшим феодалом в Европе была христианская церковь, служители которой принимали активное участие в хозяйственной жизни. Вся умственная жизнь средневековья также сосредоточивалась в лоне церкви. Естественно, экономические учения того времени носили черты господствовавших религиозных воззрений.

Взгляды христианской религии на хозяйственную жизнь вытекали из двух идей христианства. Во-первых, забота о мирских благах, о богатстве греховна, поскольку истинная задача верующего - искание царства божия, служба Всевышнему. Во-вторых, христианской доктрине свойственно представление о равенстве всех людей перед богом. Эти идеи проповедовались в трудах одного из видных религиозных деятелей раннего средневековья - Августина Блаженного (354-430 гг. н. э.). Ссылаясь на изречение апостола Павла “кто не работает, тот не ест”, он требовал, чтобы все трудились, признавал такую же почетность физического труда, как и умственного, а самым почетным занятием считал земледелие и осуждал торговлю.

Расцвет средневековья наступил в XI - XV вв. и сопровождался полным утверждением феодальных отношений в деревне. Постепенное развитие общественного разделения труда и обмена вызвало оживление ремесла и отделение его от сельского хозяйства. Возрождались города, сохранившиеся еще со времен рабовладения, появлялись новые. В них сосредоточились ремесла и торговля. Для того чтобы оградить себя от притеснений со стороны феодалов, которым первоначально принадлежали города, расположенные на их земле, ремесленники объединялись в цехи, а купцы - в гильдии. Обычно в цехи входили ремесленники одной специализации. Полноправными их членами были мастера, которые имели некоторое число подмастерьев и учеников, впоследствии имевшие возможность стать мастерами. Цех строго регламентировал все условия производства и сбыта продукции: устанавливал число подмастерьев и учеников, продолжительность рабочего дня, а главное - строго определял объем, качество, цены и даже время и место продажи выпускаемых товаров.

Натуральное хозяйство, господствовавшее на протяжении веков, начало колебаться. Сильнейшим толчком для развития меновых отношений послужили крестовые походы, предпринятые в XI - XIII вв., всколыхнувшие, приведшие в движение огромные массы народа. Во-первых, эти походы пробили путь на Восток, который ранее закрывала Византийская Империя, лежавшая на перепутье между Востоком и Западом. Во-вторых, под влиянием крестовых походов произошла перемена во вкусах и нравах. Европейцы почувствовали интерес к предметам роскоши и продуктам с Востока, а у жителей Востока появился спрос на товары из Европы. Оживились отношения между самими европейскими странами. Романтические похождения крестоносцев пробудили вкус к путешествиям и приключениям, что в конечном итоге способствовало открытию Америки.

На первый план выдвинулись торговые приморские города. На севере - это могущественный Ганзейский торговый союз (XIV-XVI вв., северные немецкие города во главе с Любеком. Главные опорные пункты: Брюгге, Новгород, Лондон, Берген), на юге - Генуя, Пиза и особенно Венеция, которая владела монополией на торговлю с Востоком. Несколько позднее первостепенное значение в торговле приобретают голландские города Брюгге и Антверпен.

Экономическая жизнь в тот период в значительной мере складывалась под влиянием канонического права - совокупности правил, установленных церковными соборами и постановлениями папы Римского, регулирующего деятельность церковных судов и повседневную жизнь верующих. Соответственно каноническому праву идеалом являлось натуральное хозяйство и самообеспеченность государства. Вместе с тем не осуждалась и торговля, если она служила для обеспечения населения необходимыми продуктами, а не велась с целью наживы, не была спекуляцией. Важнейшим пунктом канонического права являлось осуждение процента с капитала. В древности должником обычно был человек, находящийся в нужде, а кредитором - богач, стремящийся еще более разбогатеть. Поэтому еще античные авторы осуждали ростовщичество. Аристотель считал отдачу денег под проценты занятием недостойным свободного и просвещенного человека. Катон Старший сравнивал ростовщика с убийцей. Со стороны христианской религии прибавлялись аргументы, что процент это греховное обогащение без труда, порождает зависть и раздоры, противоречит христианскому милосердию, отвлекает от земледелия и простого труда.

Соответственно этим взглядам каноническое право еще в 325 г. н. э. запретило духовенству ссужать деньги под проценты, а в IX в. это было запрещено и мирянам. В XIV в. даже сомнение в греховности процента объявлялось ересью и грозило сожжением.

Поздний феодализм, конец XV - середина XVII в., - это период разложения феодализма и появление хозяйства, основанного на капитале. Обострялись противоречия между натуральным характером феодального производства и растущими рыночными отношениями. Жестоко угнетаемое крестьянство было не состоянии увеличивать производство сельскохозяйственных продуктов. В городе развитие ремесла также наталкивалось на серьезные препятствия, и прежде всего цеховую регламентацию, не позволяющую расширять производство. Все это требовало установления новых экономических отношений.

Особое значение для развития капитализма сыграли Великие географические открытия конца V - XVII вв., и прежде всего открытие Америки и морского пути в Индию. Они раздвинули границы торговли и изменили ее характер. Америка и Индия стали снабжаться европейскими промышленными товарами, а оттуда вывозились сырые материалы. Гегемония в морской торговле от средиземноморских городов перешла к городам Испании и Португалии. Но самое важное последствие открытия Нового Света - громадный наплыв благородных металлов в страны Европы. Легкое обогащение Испании и Португалии не давало покоя другим странам. Главной задачей мореплавания стало отыскание новых источников золота. К нему обратились все помыслы. Люди искренне верили, что счастье народов зависит от золота. Золото произвело также переворот в ценах на товары. В течение средних веков цены колебались очень мало. После открытия Америки за сравнительно небольшой промежуток времени (50 - 60 лет) цены на товары поднялись в 5 - 10 раз.

Особенно ярко указанные изменения проявились в Англии, которая еще в средние века вела заграничную торговлю. Кроме шерсти, вывозились кожа, молочные продукты, олово, свинец. Наплыв драгоценных металлов вызвал в Англии огромный подъем цен, что выразилось в удорожании жизни и повышении заработной платы. Так, цена пшеницы в XIII, XIV и XV вв. держалась на уровне 5 - 6 шиллингов за квартер, а концу XVI в. века повысилась до 40 шиллингов. Заработная плата рабочего за этот период повысилась приблизительно в два раза. Цена шерсти, которая держалась на одном уровне в течение трех веков, за 9 лет увеличилась более чем в три раза.

Разрушение средневекового строя означало разложение феодального хозяйства и появление наемных земельных отношений, замену в промышленности строгого цехового порядка господством капиталистов-препринимателей, стоящих вне цеховых ограничений. В сфере обмена ограничения, налагавшиеся каноническим правом на торговлю и кредит, были преодолены. Появились векселя, банки, акционерные общества. Таким образом, средневековый строгий порядок заменился более свободными отношениями. Однако это не означало перехода к полной бесконтрольности для предпринимателя. Просто функции контроля от городских и цеховых советов перешла к государству, которое не могло осуществлять такой мелочной надзор, как цеховые надзиратели.

Развитие меновых отношений изменило отношение к богатству, а также соотношения между общественными классами. В условиях средневековья практически единственным источником богатства считалась земля. Она же составляла главное ценное имущество. Изменение исторических условий привело к возникновению нового источника богатства - торговли. На место родовой земельной аристократии выдвинулась буржуазия, шелковая и шерстяная знать.

В конце средневековья произошел переворот и в духовной жизни, наступила эпоха Возрождения. Культура Ренессанса, антифеодальная в своей основе, характеризуется антицерковным характером, гуманизмом, обращением к культурному наследию античности, проникнута верой в безграничные возможности человека, его разума и воли, отрицанием католических догм. Имена ее деятелей сохранились на века: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан, Рабле, Шекспир, Сервантес, Петрарка, Эразм Роттердамский. Герой реформации, поэт рыцарства Гуттен восклицает: “Науки процветают, умы пробуждаются, весело жить!”.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.