Тема 12. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Тема 12. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации.

2020-02-15 169
Тема 12. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Конституционно-правовая природа местного самоуправления. Право граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления.

Правовые, территориальные, экономические основы местного самоуправления в Российской Федерации. Муниципальные образования: городские, сельские поселения, муниципальные районы, городские округа и внутригородские территории городов федерального значения.

Вопросы местного значения. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Система муниципальных правовых актов.

Система органов местного самоуправления: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, иные органы.

Конституционные гарантии местного самоуправления.

4.3.2. Перечень вопросов

Теоретические вопросы

1. Конституционное право: понятие, предмет и метод правового регулирования, место в системе российского права.

2. Источники конституционного права.

3. Конституции в истории России, их основные черты.

4. Конституция Российской Федерации 1993 года: история разработки и принятия, основные черты содержания, юридические свойства.

5. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации. Порядок принятия поправок к Конституции Российской Федерации. Порядок внесения изменений в Конституцию Российской Федерации.

6. Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, виды.

7. Конституционно-правовые отношения: понятие, виды, юридическая конструкция (субъекты, объекты, содержание). Юридические факты.

8. Понятие, юридическое закрепление и структура основ конституционного строя Российской Федерации. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью как основа конституционного строя.

9. Демократическое государство как основа конституционного строя Российской Федерации. Непосредственная и представительная демократия.

10. Федеративное государство как основа конституционного строя Российской Федерации. Принципы федеративного устройства.

11. Республиканская форма правления как основа конституционного строя Российской Федерации.

12. Разделение властей как основа конституционного строя Российской Федерации.

13. Экономические основы конституционного строя Российской Федерации.

14. Социальное государство как основа конституционного строя Российской Федерации.

15. Идеологическое и политическое многообразие как основы конституционного строя Российской Федерации. Конституционно-правовой статус политических партий и иных общественных объединений.

16. Светское государство как основа конституционного строя Российской Федерации.

17. Конституционно-правовой статус личности: понятие, структура, особенности правового регулирования.

18. Гражданство Российской Федерации: понятие, принципы, основания приобретения и прекращения.

19. Личные права и свободы человека и гражданина: содержание и практика их реализации в Российской Федерации.

20. Политические права граждан Российской Федерации: содержание и практика их реализации в Российской Федерации.

21. Экономические права и свободы человека и гражданина: содержание и практика их реализации в Российской Федерации.

22. Социальные права и свободы человека и гражданина: содержание и практика их реализации в Российской Федерации.

23. Конституционные обязанности граждан Российской Федерации.

24. Принципы конституционно-правового статуса личности.

25. Конституционные гарантии реализации, охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

26. Судебная защита конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

27. Особенности конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

28. Конституционно-правовой статус Российской Федерации.

29. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации. Особенности конституционно-правового статуса отдельных субъектов Российской Федерации.

30. Понятие и принципы избирательного права в Российской Федерации.

31. Избирательная система Российской Федерации.

32. Основные стадии избирательного процесса в Российской Федерации.

33. Порядок избрания Президента Российской Федерации. Основания и порядок прекращения полномочий Президента Российской Федерации.

34. Конституционные функции и полномочия Президента Российской Федерации.

35. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации, его структура. Состав и порядок формирования палат Федерального Собрания Российской Федерации.

36. Конституционные функции и полномочия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

37. Конституционные функции и полномочия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

38. Законодательный процесс в Российской Федерации: понятие и основные стадии.

39. Конституционно-правовой статус депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.

40. Правительство Российской Федерации: порядок формирования, конституционные функции и полномочия.

41. Судебная система Российской Федерации. Конституционные принципы организации судов и осуществления правосудия.

42. Конституционный Суд Российской Федерации: состав, порядок формирования, конституционные функции и полномочия.

43. Конституционные основы статуса судей в Российской Федерации.

44. Особенности организации и функционирования законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

45. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации.

4.3.3.   Рекомендуемая литература

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учётом поправок, внесённых законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

2. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации».

3. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».

4. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».

5. Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации».

6. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

7. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

8. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

9. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

10. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ«О Конституционном Суде Российской Федерации».

11. Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

12. Федеральный закон от 03.12.2012 № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

13. Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

14. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

15. Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

16. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

17. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

18. Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

19. Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях».

20. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

21. Федеральный закон от 05.07.1999 №3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

22. Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации».

23. Федеральный закон от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».

24. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

25. Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

26. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

27. Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

28. Закон Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

29. Кодекс судейской этики. Утверждён VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012.

Учебная литература

     Перечень основной и дополнительной литературы см. в Приложении 2 «Карта обеспеченности литературой».

4.3.4. Методические рекомендации по разделу «Конституционное право»

Подготовка к государственному экзамену позволяет студенту закрепить и систематизировать знания, умения на навыки в сфере конституционного права. При подготовке к государственному экзамену студенту необходимо использовать рекомендованные кафедрой нормативные правовые акты, постановления судебных органов, основную и дополнительную литературу, материалы лекций, учебно-методические комплексы по дисциплинам «Конституционное право» и «Практикум по общетеоретическим дисциплинам», а так же настоящую программу.

Самостоятельную подготовку к государственному экзамену необходимо проводить поэтапно:

- ознакомление с содержанием рабочей программы и методических рекомендаций;

- ознакомление с перечнем вопросов, выносимых на государственную итоговую аттестацию,

- чтение, изучение и анализ учебной, научно-методической литературы, нормативных правовых актов, конспектирование первоисточников, текстов лекций,  

- повторение и анализ практических задач, решенных в ходе изучения дисциплины «Практикум по общетеоретическим дисциплинам».

 Самостоятельное изучение темы целесообразно начинать с изучения положений нормативного правового акта, регулирующего те или иные общественные отношения, а затем обращаться к материалам, изложенным в учебной литературе.

В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме, дополнить конспекты лекций недостающим материалом, выписками из рекомендованных первоисточников, выделить непонятные термины, найти их значение в словарях. Невыясненные в ходе самостоятельной работы вопросы следует выписать и впоследствии прояснить их на консультации с преподавателем.

В процессе самостоятельной работы необходимо использовать справочно-информационные базы Консультант Плюс, Гарант и другие. Использование этих систем позволяет достаточно оперативно отслеживать изменения законодательства, изучать судебную практику.

После изучения каждой темы дисциплины целесообразно осуществление самопроверки. Она может проводиться путем ответа на вопросы, воспроизведения теоретических понятий, положений закона. При самопроверке целесообразно обращение к конспектам лекций, учебной литературе, справочной литературе.

В ходе решения задачи необходимо изучить ее условия, уяснить, на какие вопросы требуются ответы. Сами ответы должны быть  логичными, последовательными, обоснованными с указанием на применимые нормы права, их взаимосвязь. В случае, если ответ на вопрос, поставленный в задаче, не является однозначным, необходимо формулировать и аргументировать собственную позицию.

4.3.5. Образец задания с ответом:

Задача. Изучите фабулу и нормы права, дайте развёрнутый ответ на поставленные вопросы.

Начиная с 2012 года, в ряде районов Москвы была введена плата за парковку на улицах (Постановление Правительства Москвы от 5 октября 2012 года № 543-ПП, основанное на статье 12 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», позволяющей это). Цель данного проекта – «справиться с проблемой «хаотичного паркования» и создать возможность для комфортного передвижения пешеходов, средств общественного транспорта и автомобилей». Контроль за соблюдением правил платных парковок в Москве возложен на государственное казённое учреждение «Администратор Московского парковочного пространства». Оно же выписывает штрафы за нарушение правил оплаты парковки. Нарушение фиксируется в автоматическом режиме на фотоснимке.

Впоследствии среди водителей в массовом порядке распространилась практика сокрытия номерных знаков своих автомобилей бумагой, какими-либо предметами с целью избежать штрафов за неоплаченную парковку.

 

Согласно Конституции Российской Федерации:

- каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом (часть 2 статьи 45);

- никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением (часть 2 статьи 54);

- права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55).

Европейский Суд по правам человека признаёт такую меру ответственности, как штраф оправданным вмешательством в право каждого физического и юридического лица на уважение своей собственности (абзац первый статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод), но полагает, что финансовое обязательство, вытекающее из уплаты штрафа, если оно возлагает чрезмерное бремя на заинтересованное лицо или оказывает значительное влияние на его финансовое состояние, может поставить под сомнение указанное право (Постановление по делу «Мамидакис (Mamidakis) против Греции»).

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях:

- запрещает управлять автомобилем с нечитаемыми либо видоизменёнными номерами (статья 12.2), а оставлять его в таком виде на парковке – нет;

- устанавливает, что нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств, совершённое в Москве или Санкт-Петербурге, влечёт наложение административного штрафа в размере двух тысяч пятисот рублей (часть 5 статьи 12.19).

 

1. Есть ли основания считать введение платы за парковку на улицах в Москве вмешательством в конституционные права человека и гражданина? Ответ обоснуйте.

2. Правомерна ли цель введения платы за парковку? Ответ обоснуйте.

3. Правомерны ли действия водителей, не оплачивающих парковку и скрывающих номера своих автомобилей? Ответ обоснуйте.

4. Каковы, по-Вашему, позитивные стороны у ситуации, когда обязанность оплатить парковку существует, а прямой ответственности за её неисполнение нет?

5. Каковы негативные стороны у данной ситуации?

 

Ответ:

1. Да.

За «пользование» таким элементом дорожной инфраструктуры, как парковка на улице взимаются деньги.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им (часть 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации). Аналогичное право закреплено в процитированной фабуле абзаца первого статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Деньги – разновидность имущества. Любая ситуация, когда предусмотрена их уплата за товар или услугу либо в качестве наказания за правонарушение, установленное законом, автоматически затрагивается (и даже ограничивает) право собственности на деньги.

2. Да.

Цель проекта по введению платных парковок – упорядочить дорожное движение, согласовать интересы всех, кто находится на улицах.

Согласно Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в целях защиты, в том числе, прав и законных интересов других лиц (часть 3 статьи 55).

Улицы предназначены для передвижения людей и транспортных средств (свобода передвижения гарантирована частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации). Комфортное дорожное движение – законный интерес всех его участников.

3. Нет.

В части неоплаты парковки:

- как установлено в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств является административным правонарушением и карается административным штрафом (часть 5 статьи 12.19);

- парковка – место, предназначенное для стоянки автомобиля. Если пользование ею возможно при условии оплаты (о чём обычно информирует соответствующий дорожный знак), но оно не выполнено, правила стоянки считаются нарушенными.

В части сокрытия номера автомобиля на стоянке:

- такого административного правонарушения законодательством не предусмотрено. Но данные действия тоже нельзя квалифицировать как правомерные, поскольку лицо, которое действует подобным образом, намерено пренебречь правилами стоянки и остаться при этом безнаказанным, иными словами, злоупотребить ситуацией в своих интересах.

4. Лица, готовые злоупотреблять ситуацией в своих интересах, пользуются парковками бесплатно и не штрафуются, сохраняют свои деньги. Для них это, наверное, хорошо.

5.Создаётся ситуация правовой неопределённости, провоцирующая злоупотребление правом и влекущая недополучение дохода, налоговых поступлений.

 

Студенту можно сослаться на постановление Конституционного Суда РФ прошлого года по этой проблеме, где он занял иную позицию.

 

Допускается указание других формулировок в ответе, не искажающих его сущность и не разрушающих логической связи между тезисом и приведенными участником аргументами.

4.4.  Программа по разделу «Судоустройство

4.4.1.Содержание


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.