II. Пилотируемая космонавтика — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

II. Пилотируемая космонавтика

2020-02-15 88
II. Пилотируемая космонавтика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В ушедшем году стартовали всего три космических корабля, с космонавтами на борту. Это самая низкая интенсивность, которую “показала” мировая пилотируемая космонавтика за последние 15 лет. Конечно, этому есть свои причины. Вместе с тем, обидно, что до сих пор полёты в космос остаются уделом избранных.

Все запущенные корабли были российского производства и все были запущены с космодрома Байконур в Казахстане по программе работ на МКС. Все старты были успешными.

Ожидалось, что в 2019 году войдут в строй новые американские пилотируемые корабли “Дрэгон” и “Старлайнер”, что привело бы к увеличению интенсивности полётов. Однако этого не случилось – были проведены только тестовые полёты без экипажа на борту. А вот с космонавтами корабли, будем надеяться, полетят в 2020 году. Таким образом, Россия по-прежнему остается единственной космической державой, регулярно запускающей пилотируемые корабли.

Ну а пока о “пилотируемых” итогах минувшего года.

В июне 2019 года завершилась экспедиция на МКС, начатая в декабре 2018 году. В настоящее время на орбите работают шесть космонавтов, которые вернутся на Землю в 2020 году.

За 58 лет эры пилотируемых полетов в космос было выполнено 316 успешных запусков кораблей с космонавтами на борту: 163 – в США, 147 – в СССР (России), 6 – в Китае.

 

ПОЛЁТЫ

КК “Союз МС-11” стартовал с космодрома Байконур (1-я площадка) 3 декабря 2018 года. На борту корабля находились: командир корабля Олег Дмитриевич Кононенко (Россия, 4-й полёт в космос), бортинженер-1 корабля Давил Сан-Жак (фр. David Saint- Jacques) (Канада, 1-й полет в космос) и бортинженер-2 корабля Энн Шарлотт МакКлейн  (англ. Anne Charlotte McClain) (США, 1-й полёт в космос).

Работа на станции продолжалась более 200 суток – дольше, чем это изначально планировалось. На Землю экипаж возвратился 25 июня 2019 года.

 

КК “Союз МС-12” стартовал с космодрома Байконур (1-я площадка) 14 марта 2019 года. На борту корабля находились “участники” прошлогоднего аварийного старта командир корабля Алексей Николаевич Овчинин (Россия, 2-й полёт в космос) и бортинженер-1 Тайлер Никлаус Хейг (англ. Tyler Nicklaus Hague) (США, 1-й полет в космос), а также бортинженер-2 Кристина Мэри Хэммок Кох (англ. Christina Marie Hammock Koch) (США, 1-й полёт в космос).

Овчинин и Хейг проработали на орбите более 200 суток и 3 октября 2019 года мягко приземлились в степях Казахстана.

А вот Кристина Кох “зависла” на МКС. Из-за задержки с началом полётов новых американских пилотируемых кораблей, а также из-за необходимости выполнения обязательств российской стороной по “вывозу” в космос космонавта из ОАЭ, возникла потребность оставить на борту кого-то из американских космонавтов.  Выбор пал на Кох. Теперь ей предстоит установить рекорд среди женщин по продолжительности полета в космос. На Землю она вернется в феврале 2020 года.

КК “Союз МС-13” стартовал с космодрома Байконур (1-я площадка) 20 июля 2019 года. На борту корабля находились: командир корабля Александр Александрович Скворцов (Россия, 3-й полёт в космос), бортинженер-1 Лука Салво Пармитано (итал. Luca Salvo Parmitano) (Италия, 2-й полёт в космос) и Эндрю Ричард Морган (англ. Andrew Richard Parmitano) (США, 1-й полёт в космос).

Скворцову и Пармитано предстоит работать в космосе до февраля 2020 года. А вот Моргану придётся остаться на МКС до апреля того же года. Его место на “Союзе МС-13” займет Кристина Кох, которой уже пора будет возвращаться на Землю после 11-месячного пребывания на орбите.

 

КК “Союз МС-15” стартовал с космодрома Байконур (1-я площадка) 25 сентября 2019 года. На борту корабля находились: командир корабля Олег Иванович Скрипочка (Россия, 3-й полёт в космос), бортинженер-1 Джессика Ульрика Меир (англ. Jessica Ulrika Meir) (США, 1-й полёт в космос) и участник космического полета Хаззаа Али Абдан Халфан аль-Мансури (араб. هَزَّاع عَلِي عَبْدان خَلْفَان ٱلْمَنْصُوْرِي) (ОАЭ, 1-й полёт в космос).

Скрипочка и Меир пробудут на МКС до апреля 2020 года. А первый космонавт из ОАЭ аль-Мансури работал на станции шесть дней, после чего возвратился на Землю на корабле “Союз МС-12” вместе с Овчининым и Хейгом.

 

Необходимо добавить, что в 2019 году был запущен ещё один корабль серии “Союз МС”, под № 14. Но космонавтов на его борту не было. Вместо них “кресло пилота” занял андроид Skybot F-850 [прежнее название FEDOR (Final Experimental Demonstration Object Research) – “Финальный экспериментальный демонстрационный объект исследований”].

Полёт “Союза МС-14” проводился с целью проверки совместимости пилотируемого корабля с ракетой-носителем “Союз-2.1а”, которую в будущем предполагается использоваться при пилотируемых стартах.

КОСМОНАВТЫ

На околоземной орбите в 2019 году работали 12 космонавтов. Это меньше, чем годом ранее, чем двумя годами ранее, чем тремя годами ранее, и так далее.

 

         
  Олег Кононенко   Давил Сан-Жак   Энн МакКлейн   Алексей Овчинин   Ник Хейг
         
  Кристина Кох   Александр Скворцов   Лука Пармитано   Эндрю Морган   Олег Скрипочка
                 
  Джессика Меир   Хаззаа аль-Мансури      

 

Из тех, кто побывал на орбите в минувшем году, пятеро имели американское гражданство, четверо – российское, по одному – канадское, итальянское и гражданство ОАЭ.

В 2019 году в космос отправились пятеро «новичков»: четверо американцев и один араб.

Среди тех, кто работал на орбите в 2019 году, были три женщины: американки Энн МакКлейн, Кристина Кох и Джессика Меир.

Трое космонавтов – россиянин Олег Кононенко, канадец Давид Сан-Жак и американка Энн МакКлейн – отправились на орбиту ещё в 2018 году, а возвратились на Землю уже в 2019 году. Ещё шестеро – россияне Александр Скворцов и Олег Скрипочка, американцы (и американки) Кристина Кох, Эндрю Морган и Джессика Меир, а также итальянец Лука Пармитано – встретили наступление 2020 года на околоземной орбите. Их возвращение на Землю ожидается в наступившем году.

Продолжительность полётов космонавтов в 2019 году в порядке убывания приведена в таблице 1 (для тех, кто стартовал в 2018 году, а возвратился на Землю в 2019 году, и для тех, кто завершит полёт только в 2020 году, указано только время “налета” в 2019 году).

Таблица 1

 

№№ п/п Фамилия, имя, отчество Продолжительность пребывания в космосе
1 Кох Кристина Мэри Хэммок 291:04:45:52
2 Овчинин Алексей Николаевич 202:15:45:12
3 Хейг Тайлер Никлаус 202:15:45:12
4 Кононенко Олег Дмитриевич 175:02:47:41
5 Сан-Жак Давид 175:02:47:41
6 МакКлейн Энн Шарлотт 175:02:47:41
7 Скворцов Александр Александрович 164:07:31:39
8 Пармитано Лука Салво 164:07:31:39
9 Морган Эндрю Ричард 164:07:31:39
10 Скрипочка Олег Иванович 097:10:02:17
11 Меир Джессика Ульрика 097:10:02:17
12 Аль-Мансури Хаззаа 007:21:01:37

 

Общий “налет” в 2019 году составил 1917,52 чел.-дн. (5,25 чел.-лет). Это на 16 чел.-дн. больше, чем годом ранее. Прирост незначительный. В других случаях можно было бы сказать – “в пределах статистической погрешности”.

А всего за период с 1961 год по 2019 год включительно земляне пробыли в космосе 150,55 чел.-лет.

По состоянию на 01.01.2020 года в орбитальных космических полётах приняли участие 562 человека из 38 стран. Из числа летавших в космос, 499 мужчины и 63 женщины.

 

* * *

 

И вновь о потерях среди космонавтов.

В 2019 году ушли из жизни лётчики-космонавты СССР Валерий Фёдорович Быковский, Алексей Архипович Леонов, Геннадий Михайлович Манаков, первый космонавт ГДР Зигмунд Вернер Пауль Йен (нем. Sigmund Werner Paul J ä hn), американский астронавт Оуэн Кей Гэрриотт (англ. Owen Kay Garriott).

 

Валерий Фёдорович Быковский родился 2 августа 1934 г. в г. Павловский Посад (Московская обл., РСФСР, ныне – Российская Федерация). С первого по шестой класс учился в школе г. Тегеран (Иран), где жил с родителями. С седьмого по десятый класс учился в мужской средней железнодорожной школе № 1 Москвы. Окончил школу московского аэроклуба ДОСААФ. В 1953 г. окончил 6-ю военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков в г. Каменка (Пензенская обл.). В 1955 г. окончил Качинское военное авиационное училище лётчиков (ВАУЛ) им. А.Ф. Мясникова. С 23 января 1956 г. служил лётчиком, а с 17 декабря 1957 г. до зачисления в отряд космонавтов служил старшим лётчиком 23-го истребительного авиационного полка (ИАП) 17-й истребительной авиационной дивизии (ИАД) Московского округа ПВО. С 1960 г. – в отряде космонавтов ВВС (1-й набор). С 16 марта 1960 г. по 18 января 1961 г. проходил общекосмическую подготовку. С октября 1960 г. по апрель 1961 г. проходил непосредственную подготовку к полёту на корабле “Восток” в составе группы. С мая по август 1961 г. проходил подготовку к полёту на корабле “Восток-2” в составе группы космонавтов. С 30 сентября по 2 ноября 1961 г. проходил подготовку к полёту на корабле “Восток-3” по программе трёхсуточного одиночного полёта в составе группы космонавтов. Полёт был отменён в связи с изменением программы. С ноября 1961 г. по май 1962 г. проходил подготовку к первому групповому полёту двух кораблей “Восток” в качестве дублёра пилота корабля “Восток-3”. В связи с отсрочкой полёта со 2 июня по 1 августа 1962 г. проходил подготовку по той же программе в режиме поддержания. Во время старта корабля “Восток-3” 11 августа 1962 г. был дублёром пилота. С сентября 1962 г. по 25 мая 1963 г. проходил подготовку в качестве основного пилота корабля “Восток-5” по программе совместного полёта двух кораблей, один из которых должна была пилотировать женщина-космонавт. Свой первый полёт в космос совершил с 14 по 19 июня 1963 г. в качестве пилота корабля “Восток-5” (позывной – “Ястреб”). Выполнил совместный полёт с кораблём “Восток-6”, который пилотировала В.В. Терешкова. Продолжительность полёта составила 4 сут. 23 час. 7 мин. С сентября 1965 г. по апрель 1967 г. проходил подготовку к полёту в качестве командира основного экипажа пассивного корабля “Союз-2” вместе с А.Ф. Вороновым, которого в сентябре 1966 г. сменил А.С. Елисеев, и Е.В. Хруновым. Полёт корабля “Союз-2” был отменён 24 апреля 1967 г. (накануне старта) из-за неполадок на борту выведенного ранее на орбиту корабля “Союза-1”, с которым он должен был состыковаться. С июня 1967 г. продолжал подготовку в качестве командира основного экипажа пассивного корабля “Союз”. 11 июля 1968 г. был назначен командиром отряда космонавтов. В январе 1968 г. окончил инженерный факультет Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского и получил квалификацию “лётчик-космонавт-инженер”. С января 1968 г. по 8 января 1970 г. проходил подготовку в качестве командира экипажа корабля “Л-1” (по программе облёта Луны) вместе с Н.Н. Рукавишниковым. C 21 января по 13 сентября 1970 г. проходил подготовку в командира экипажа корабля “Л-3” (по программе экспедиции на Луну) вместе с Н.Н. Рукавишниковым. В 1973 г. защитил диссертацию и получил степень кандидата технических наук. 4 ноября 1975 г. решением медкомиссии был признан годным только к кратковременному космическому полёту. Свой второй полёт в космос совершил с 15 по 23 сентября 1976 г. в качестве командира корабля “Союз-22” (позывной – “Ястреб-1”) по программе “Интеркосмос”. В ходе полёта была испытана и отработана многозональная фотокамера МКФ-6, изготовленная в ГДР. Продолжительность полёта составила 7 сут. 21 час. 52 мин. 17 сек. С 22 августа 1977 г. по 9 августа 1978 г. проходил подготовку к полёту в качестве командира основного экипажа по программе 4-й экспедиции посещения долговременной орбитальной станции (ДОС) “Салют-6” (ЭП-4) вместе с Зигмундом Йеном (ГДР). Свой третий полёт в космос совершил с 26 августа по 3 сентября 1978 г. в качестве командира советско-германского экипажа 4-й экспедиции посещения ДОС “Салют-6” по программе “Интеркосмос” вместе с Зигмундом Йеном. Стартовал на корабле “Союз-31”, возвратился на Землю на корабле “Союз-29”. Продолжительность полёта составила 7 сут. 20 час. 49 мин. 4 сек. Общая продолжительность космических полётов В.Ф. Быковского составляет 20 сут. 17 час. 48 мин. 21 сек. С 11 октября 1979 г. по 10 июля 1980 г. проходил подготовку к полёту по программе экспедиции посещения ДОС “Салют-6” в качестве командира дублирующего экипажа вместе с Буй Тхань Лиемом (СРВ). Во время старта корабля “Союз-37” 24 июля 1980 г. был дублёром командира корабля. Отчислен из отряда космонавтов 26 января 1982 г., но приказом Главкома ВВС оставлен в должности начальника 3-го отдела 1-го управления 1-го НИИ Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина и одновременно назначен ведущим инженером-испытателем. Уволен с действительной военной службы в запас по возрасту 2 апреля 1988 г. После увольнения из Вооружённых Сил в 1988-1990 гг. работал директором Дома советской науки и культуры в Берлине (ГДР). Дважды Герой Советского Союза (1963, 1976). Герой Социалистического Труда Народной Республики Болгария (1963). Герой Германской Демократической Республики (1976). Герой Труда Социалистической Республики Вьетнам. Лётчик-космонавт СССР (1963). Награждён тремя орденами Ленина (1963, 1976, 1978), орденами Трудового Красного Знамени (1976), Красной Звезды (1961), медалью “За освоение целинных земель” (1963) и девятью юбилейными медалями, орденом Дружбы (2011), а также орденом Георгия Димитрова (Болгария, 1963), орденом Крест Грюнвальда I степени (Польша, 1963), орденом Звезды Индонезии 2-го класса (Индонезия, 1963), двумя орденами Карла Маркса (1976, 1978), медалью “За укрепление братства по оружию” (Болгария), медалью “25 лет народной власти” (Болгария, 1974), медалью “Братство по оружию” III класса (ГДР), знаком “Братство по оружию” (Польша). Почётный гражданин российских городов Павловский Посад, Калуга, Ржев, Мирный, казахстанского Астана (бывший – Целиноград), болгарских Бургас и Варна, польского Серадз. Именем Быковского названы улицы во многих городах России. В честь В.Ф. Быковского назван крупный алмаз “Быковский” весом 15,74 карата. Скончался 27 марта 2019 г. Похоронен на кладбище дер. Леониха (Московская обл., Щелковский р-н).

 

Первый в мире космонавт, совершивший выход в открытый космос, Алексей Архипович Леонов родился 30 мая 1934 г. в с. Листвянка (Тискульский р-н, Западно-Сибирский край, РСФСР, ныне – Кемеровская обл., Российская Федерация), был восьмым ребенком в семье. В 1937 г. вместе с матерью переехал в г. Кемерово. Учился в школах №№ 35 и 37. В 1947 г. семья переехала по месту работы отца в г. Калининград. Окончил среднюю школу № 21 г. Калининград в 1953 г. В 1955 г. окончил 10-ю Военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков в г. Кременчуг (Полтавская обл., Украинская ССР, ныне – Республика Украина), куда поступил по комсомольскому набору. В 1957 г. окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков. С 30 октября 1957 г. служил лётчиком 113-го истребительного авиационного полка 10-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии 69-й Воздушной армии (ВА) Киевского военного округа. С 14 декабря 1959 г. служил старшим лётчиком 294-го отдельного разведывательного авиационного полка 24-й ВА в составе Группы советских войск в Германии. С 1960 г. – в отряде космонавтов ВВС (1-й набор). С 16 марта 1960 г. по 30 марта 1961 г. прошёл общекосмическую подготовку. С апреля по май 1963 г. проходил подготовку в качестве одного из резервных пилотов для полёта на корабле “Восток-5” по программе совместного полёта двух кораблей. С 15 августа 1964 г. по 25 февраля 1965 г. проходил подготовку в качестве второго пилота основного экипажа корабля “Восход-2” по программе выхода в открытый космос вместе с П.И. Беляевым. Выполнил 12 полётов на Ту-104ЛЛ, отрабатывая выход в открытый космос на макете корабля “Восход” и 6 полётов на Ил-14 для тренировки с системой медицинского контроля. Свой первый полёт в космос совершил с 18 по 19 марта 1965 года в качестве второго пилота корабля “Восход-2” (позывной – “Алмаз-2”). В ходе полёта совершил первый в мире выход в открытое космическое пространство продолжительностью 23 мин. 41 сек. (из них 12 мин. 9 сек. вне корабля, удалялся от него на 5,35 м). При возвращении на Землю из-за отказа системы автоматического управления (из-за отклонений в работе системы ориентации корабля на Солнце) командиру корабля П.И. Беляеву пришлось осуществить ручное управление посадкой, которая произошла в нерасчетном районе в 180 км севернее г. Пермь. Экипаж был обнаружен через четыре часа после посадки в тайге между дд. Сороковая и Щучино (Усольский р-н, Пермская обл., ныне – Пермский край), но из-за глубокого снега был эвакуирован с места посадки только через двое суток. Продолжительность полёта составила 1 сут. 2 час. 2 мин. 17 сек. С 10 января 1967 г. по 8 января 1970 г. проходил подготовку по программе облёта Луны на корабле “Л-1” сначала в составе группы, а затем в качестве командира экипажа вместе с О.Г. Макаровым. С 21 января по 13 сентября 1968 г. проходил непосредственную подготовку по программе Н1-ЛЗ (полёт на Луну) в качестве командира экипажа. В рамках подготовки отрабатывал действия по пилотированию лунного корабля (ЛК) при посадке на Луну и взлёте с нее на вертолётных тренажёрах Ми-4 и Ми-8, а также прошёл тренировки по переходу из лунного орбитального корабля в ЛК и обратно в скафандре “Орлан”. В 1968 г. окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Н.Е. Жуковского. 13 мая 1970 г. был назначен командиром дублирующего экипажа для полёта на долговременную орбитальную станцию (ДОС) “Салют”. 10 февраля 1970 г. был назначен заместителем начальника Центра подготовки космонавтов (ЦПК) им. Ю.А. Гагарина по лётной подготовке космонавтов С 18 сентября 1970 г. по 20 марта 1971 г. проходил непосредственную подготовку к полёту на ДОС “Салют” в качестве командира дублирующего экипажа по программе первой экспедиции вместе с В.Н. Кубасовым и П.И. Колодиным. Во время старта корабля “Союз-10” 23 апреля 1971 г. был дублёром командира корабля. С 27 апреля по 27 мая 1971 г. проходил подготовку в качестве командира основного экипажа для полёта по программе первой экспедиции на ДОС “Салют”. 4 июня 1971 г. (за два дня до старта) решением Государственной комиссии основной экипаж был отстранён от полёта из-за обнаруженного у В.Н. Кубасова затемнения в легких. С 16 июня по 9 июля 1971 г. готовился в качестве командира основного экипажа по программе второй экспедиции на ДОС “Салют” вместе с Н.Н. Рукавишниковым и П.И. Колодиным. Старт планировался на 20 июля 1971 г. на корабле “Союз-12”. Из-за гибели экипажа “Союза-11” полёт был отменён. С 10 октября 1971 г. по июль 1972 г. проходил подготовку в качестве командира основного экипажа первой экспедиции на ДОС “Салют-2” вместе с В.Н. Кубасовым. Полёт был отменён из-за аварии 29 июля 1972 г. ракеты-носителя “Протон” во время запуска ДОС “Салют-2”. С августа по сентябрь 1972 г. проходил подготовку в качестве командира основного экипажа по программе испытательного автономного полёта на корабле “7К-Т” с целью испытания новых скафандров “Сокол-К”. Решением Госкомиссии экспедиция была отменена и корабль совершил беспилотный полёт. С 25 октября 1972 г. по 10 апреля 1973 г. проходил подготовку в качестве командира основного экипажа первой экспедиции на ДОС “Салют-3”. Полёт был отменён из-за аварии ДОС “Салют-3” (получившей в открытой печати наименование “Космос-557”) на орбите. С мая 1973 г. по 16 июня 1975 г. проходил подготовку в качестве командира основного экипажа по программе ЭПАС (Экспериментальный полёт “Аполлон” – “Союз”) вместе с В.Н. Кубасовым. Свой второй полёт в космос совершил с 15 по 21 июля 1975 года в качестве командира корабля “Союз-19” по программе ЭПАС (позывной – “Союз-1”). В ходе полёта впервые была выполнена стыковка на орбите пилотируемых кораблей разных стран – “Союз-19” (СССР) и “Аполлон” (США). Продолжительность полёта составила 5 сут. 22 час. 30 мин. 51 сек. Общая продолжительность космических полётов А.А. Леонова составляет 7 сут. 33 мин. 8 сек. В 1981 г. защитил диссертацию и получил степень кандидата технических наук. После отчисления из отряда космонавтов с января 1982 г. по сентябрь 1991 г. служил первым заместителем начальника ЦПК им. Ю.А. Гагарина. С 1991 г. работал одним из руководителей международной акционерной компании “Четек” и директором фирмы “Четек-космос”. В 1992 г. уволен с действительной военной службы в запас по возрасту. С 1993 г. работал президентом чекового инвестиционного фонда “Альфа-капитал”, инвестиционной компании “Беринг-Восток” и президентом компании “Восток-Капитал”. С 1997 г. по 2009 г. работал вице-президентом “Альфа-банка”. С 2009 г. являлся советником первого заместителя председателя совета директоров “Альфа-банка”. Являлся Президентом Общества российско-сербской дружбы (с 2005 г.), Президентом Международного фонда поддержки космонавтики. Имеет 4 изобретения и автор более 10 научных трудов. Увлекался живописью, автор и соавтор восьми альбомов рисунков на космическую тему. Его работы экспонируются во многих музеях мира. Автор эскизов для ряда почтовых марок СССР и России. Дважды Герой Советского Союза (1965, 1975). Герой Социалистического Труда Народной Республики Болгария (1965). Герой Труда Демократической Республики Вьетнам. Лётчик-космонавт СССР (1965). Награждён двумя орденами Ленина (1965, 1975), орденом Красной Звезды (1961), орденом “За службу Родине в Вооружённых Силах СССР” III степени (1975), орденом “За заслуги перед Отечеством” III (2014) и IV (2000) степеней, орденом Дружбы (2011) и 9-ю юбилейными медалями, а также орденом Георгия Димитрова (Болгария, 1965), орденом Карла Маркса и медалью А. Беккера (ГДР, 1965), орденом Государственного Знамени (Венгрия, 1965), орденом “За отличие” I степени (Сирия, 1966), “Золотой медалью партизана” (Италия, 1967). Лауреат Государственной премии СССР (1981) и премии Ленинского комсомола (1979). Почётный гражданин городов Белгород, Владимир, Вологда, Калининград (1988), Калуга, Кемерово, Нальчик, Пермь, Череповец (Россия), Аркалык (Казахстан), Кременчуг, Чугуев (Украина), Велико-Тырново, Видин, Свищов (Болгария, Усти-над-Лабем (Чехия), Сан-Антонио (Чили). Почётный гражданин Московской и Калининградской областей. Почётный член Российской академии художеств. Именем А.А. Леонова названы улицы, скверы, школы в разных городах России, городская библиотека № 4 в г. Калининград, кратер на обратной стороне Луны, малая планета (9533) Aleksejleonov, международный аэропорт г. Кемерово, самолёт С-47 времен Второй мировой войны, участвовавший в проекте “Аляска-Сибирь-2015”. Бронзовые бюсты А.А. Леонова установлены в Москве, на Аллее космонавтов, в Кемерово, на Весенней улице, и на родине космонавта в с. Листвянка. Имя Леонова внесено в списки Международного зала космической славы. Скончался 11 октября 2019 г. Похоронен на Федеральном военном мемориальном кладбище в г. Мытищи (Московская обл.).

 

Геннадий Михайлович Манаков родился 1 июня 1950 г. в с. Ефимовка (Андреевский р-н, ныне – Курманаевский р-н, Оренбургская обл., РСФСР, ныне – Российская Федерация) в учительской семье. В 1967 г. окончил среднюю школу в с. Ефимовка. В 1969 г. окончил два курса Куйбышевского авиационного института (ныне – Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П. Королёва), после чего перевёлся в Армавирское высшее военное авиационное училище лётчиков (ВВАУЛ) Войск ПВО. Одновременно с учёбой в институте проходил авиационную подготовку в школе ДОСААФ в г. Куйбышев (ныне – Самара). В 1973 г. окончил Армавирское ВВАУЛ с отличием и золотой медалью по специальности “Командная истребительная авиация”. Получил диплом лётчика-инженера. С 13 ноября 1973 г. служил лётчиком 636-го истребительного авиационного полка (ИАП) 9-й дивизии ПВО в г. Краматорск (Донецкая обл., Украинская ССР, ныне – Республика Украина). С 25 ноября 1974 г. служил лётчиком 894-го ИАП 19-й дивизии ПВО. С 17 марта 1975 г. служил старшим лётчиком 636-го ИАП 9-й дивизии 8-й отдельной армии ПВО в г. Краматорск. Освоил пилотирование самолёта Су-15ТМ. С 5 ноября 1975 г. служил старшим лётчиком, а с 14 июня 1976 г. – заместителем командира авиационной эскадрильи по политчасти 865-го ИАП Дальневосточного округа ПВО в г. Елизово (Камчатская обл.). С 9 августа 1978 г. служил в той же должности в 153-м ИАП 16-го корпуса ПВО Московского округа ПВО в г. Моршанск (Тамбовская обл.). С 21 декабря 1979 г. проходил подготовку в 267-м Центре испытания авиационной техники и подготовки лётчиков-испытателей. В августе 1980 г. окончил 267-й Центр в г. Ахтубинск (Астраханская обл.). С 8 августа 1980 г. служил лётчиком-испытателем 5-й авиационной испытательной эскадрильи службы лётных испытаний бомбардировочной авиации 1-го управления НИИ ВВС. С 8 января 1981 г. служил лётчиком-испытателем, с 15 июля 1983 г. – ведущим инженером и старшим лётчиком-испытателем 4-й авиационной истребительной эскадрильи службы лётных испытаний истребителей-перехватчиков ПВО и самолётов фронтовой авиации. Дополнительно освоил пилотирование самолётов МиГ-21, МиГ-23МЛ, МиГ-23П, МиГ-25, МИГ-27К, МиГ-27Д, МиГ-29, Су-15ТМ, Су-17М-3, Су-22М-3, Су-25, М-17. В 1985 г. окончил Ахтубинский филиал Московского авиационного института им. Серго Орджоникидзе “Взлёт” (вечернее отделение), факультет “Самолётостроение”. Летом 1985 г. был отобран для работы по программе “Буран”. С ноября 1985 г. по май 1987 г. проходил общекосмическую подготовку в Центре подготовки космонавтов (ЦПК) им. Ю.А. Гагарина (методом сборов) и после сдачи зачётов в мае 1987 г. получил квалификацию “космонавт-испытатель”. В связи с затягиванием реализации программы “Буран” 8 января 1988 г. приказом министра обороны СССР был зачислен во 2-ю группу отряда космонавтов ЦПК ВВС на должность космонавта-испытателя (9-й набор ВВС). В 1988-1989 гг. проходил подготовку в группе космонавтов по программе полётов на орбитальный комплекс (ОК) “Мир”. С февраля по сентябрь 1989 г. готовился в качестве командира резервного экипажа для полёта на ОК “Мир” вместе с Г.М. Стрекаловым и В.В. Заболотским. С сентября 1989 г. по январь 1990 г. проходил подготовку в качестве командира дублирующего экипажа по программе 6-й основной экспедиции на ОК “Мир” (ЭО-6) вместе с Г.М. Стрекаловым. В апреле-июле 1990 г. проходил подготовку в качестве командира основного экипажа 7-й основной экспедиции на ОК “Мир” (ЭО-7) вместе с Г.М. Стрекаловым. Свой первый полёт в космос совершил с 1 августа по 10 декабря 1990 г. в качестве командира корабля “Союз ТМ-10” и ОК “Мир” по программе ЭО-7 и программе советско-японского полёта (позывной – “Вулкан-1”). Стартовал вместе с Г.М. Стрекаловым, возвратился на Землю вместе с Г.М. Стрекаловым и Тоёхиро Акиямой (Япония). Во время полёта совершил один выход в открытый космос продолжительностью 2 час. 45 мин. Продолжительность полёта составила 130 сут. 20 час. 35 мин. 51 сек. В марте-июле 1992 г. проходил подготовку в качестве командира дублирующего российско-французского экипажа по программе 12-й основной экспедиции на ОС “Мир” (ЭО-12) вместе с А.Ф. Полещуком и Жан-Пьером Эньере (Франция). С 16 сентября 1992 г. по 10 января 1993 г. проходил подготовку в качестве командира основного экипажа 13-й основной экспедиции на ОК “Мир” (ЭО-13) вместе с А.Ф. Полещуком. Свой второй полёт в космос совершил с 24 января по 22 июля 1993 г. в качестве командира корабля “Союз ТМ-16” и ОК “Мир” по программе ЭО-13 (позывной – “Вулкан-1”). Стартовал вместе с А.Ф. Полещуком, возвратился на Землю вместе с А.Ф. Полещуком и Жан-Пьером Эньере (Франция). Во время полёта совершил два выхода в открытый космос общей продолжительностью 10 час. Продолжительность полёта составила 179 сут. 43 мин. 46 сек. Общая продолжительность космических полётов Г.М. Манакова составляет 309 сут. 21 час. 19 мин. 37 сек. С 14 февраля по август 1995 г. проходил подготовку в качестве командира дублирующего экипажа 20-й основной экспедиции на ОК “Мир” (ЭО-20) вместе с П.В. Виноградовым и Кристером Фуглесангом (Швеция). С октября 1995 г. по июль 1996 г. проходил подготовку в качестве командира основного экипажа корабля “Союз ТМ-24” по программе ЭО-22 (22-я основная экспедиция на ОК “Мир”) / НАСА-3 / “Кассиопея” вместе с П.В. Виноградовым, Джоном Блаха (США) и Клоди Андре-Деэ (Франция). 9 августа 1996 г. во время предполётного медицинского обследования у него был обнаружен микроинфаркт миокарда задней стенки. Поэтому 12 августа 1996 г. было принято решение о замене российской части экипажа на дублёров. 20 декабря 1996 г. был отчислен из отряда космонавтов по состоянию здоровья. С 27 ноября 1997 г. по 4 июля 2000 г. работал начальником 2-го управления НИИ ЦПК. 4 июля 2000 г. приказом министра обороны РФ уволен в запас. Имеет общий налёт более 1620 час., освоил 42 типа и модификации самолётов, инструктор парашютно-десантной подготовки ВВС, выполнил 248 прыжков. Герой Советского Союза (1990). Лётчик-космонавт СССР (1990). Награждён орденом Ленина (1990), орденом Дружбы народов (1993), орденом “За военные заслуги” (2000), медалью “За заслуги в освоении космоса” (2011) и пятью другими медалями. Офицер ордена Почётного легиона (Франция, 1992). Почётный гражданин города Гагарин. Скончался 26 сентября 2019 г. Похоронен на Федеральном военном мемориальном кладбище в г. Мытищи (Московская обл.).

 

Первый космонавт ГДР Зигмунд Вернер Пауль Йен родился 13 февраля 1937 г. в пос. Моргенрете-Раутенкранц (район Фогтланд, земля Саксония, Германский Рейх, ныне – ФРГ) в семье рабочего лесопильного завода и швеи-надомницы. С 1943 г. по 1951 г. учился в местной школе, после 8 класса получил специальность печатника на народном предприятии “Типография Фалькенштейн” в г. Клингельталь (земля Саксония). В 1955 г. поступил на службу в ВВС ГДР. В 1958 г. окончил Высшее офицерское училище ПВО им. Франца Мёринга. Служил лётчиком в авиации ПВО ГДР. С 1961 г. по 1963 г. служил заместителем командира эскадрильи по политчасти. В 1970 г. в СССР окончил Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина. В 1976 г. был назван одним из двух претендентов на советско-немецкий космический полёт по программе “Интеркосмос”. В декабре того же года приступил к занятиям и тренировкам в Центре подготовки космонавтов (ЦПК) им. Ю.А. Гагарина. Прошёл полный курс подготовки. Получил назначение в основной экипаж вместе с В.Ф. Быковским. Свой полёт в космос совершил с 26 августа по 3 сентября 1978 г. в качестве космонавта-исследователя советско-немецкого экипажа 4-й экспедиции посещения долговременной орбитальной станции “Салют-6” (позывной – “Ястреб-2”). Стартовал на корабле “Союз-31”, на Землю возвратился на корабле “Союз-29”. При приземлении Йен получил сильный ушиб спины. Продолжительность полёта составила 7 сут. 20 час. 49 мин. 4 сек. После возвращения на родину продолжил службу в ВВС ГДР, являлся заместителем начальника Центра космического образования в Высшем офицерском училище ПВО им. Франца Мёринга. В 1979 г. стал начальником Центра и оставался в этой должности до выхода в отставку. В 1983 г. в Центральном институте физики Земли в г. Потсдам (земля Бранденбург) получил степень доктора наук по специальности “Дистанционное зондирование Земли”. В 1990 г. был уволен из рядов Национальной народной армии ГДР в звании генерал-майора. После объединения в 1990 г. двух Германий работал представителем Немецкого космического агентства в Москве. Затем перешёл в Европейское космическое агентство (ЕКА) и до 1993 г. работал представителем агентства в Москве, советником по работам европейских астронавтов на орбитальном комплексе “Мир”. Затем работал представителем ЕКА в ЦПК им. Ю.А. Гагарина. В начале 2000-х гг. вышел на пенсию. Участвовал в движении “Живой пояс планеты”. В 2008 г. стал одним из организаторов глобального проекта, инициированного Экологическим советом планеты Земля, предполагающего учреждение Фонда людей и зверей. Герой Германской Демократической Республики (1978). Герой Советского Союза (1978). Лётчик-космонавт ГДР (1978). Заслуженный военный лётчик ГДР (1977). Награждён орденом Ленина (СССР, 1978), орденом Карла Маркса (ГДР, 1978), медалью “За заслуги в освоении космоса” (Россия, 2011), другими наградами. Почётный гражданин городов Берлин, Моргенрете-Раутенкранц, Штраусберг, Нойхарденберг. Именем Йена названа малая планета (17737) Sigmundjähn, планетарий в г. Галле (земля Саксония-Анхель), школы, детские сады, парки в различных городах Германии, а также сухогруз типа “Нептун-421”. В Берлине установлен бюст Зигмунда Йена. Образ Зигмунда Йена с его разрешения был использован в художественном фильме “Гудбай, Ленин!” (Good Bay, Lenin, 2003). В 1979 г. в его родном городе Моргенрете-Раутенкранц в здании бывшей железнодорожной станции была открыта выставка, посвященная полёту Йена в космос. В 1991-1992 гг. экспозиция была значительно расширена и превратилась в Германскую аэрокосмическую выставку. Скончался 21 сентября 2019 г.

 

Оуэн Кей Гэрриотт родился 22 ноября 1930 г. в г. Энид (шт. Оклахома, США). В 1948 г. окончил среднюю школу верхней ступени в г. Энид. В 1953 г. окончил Университет Оклахомы и получил степень бакалавра наук по электротехнике. С 1953 г. по 1956 г. служил в ВМС США в качестве офицера по электронному оборудованию на борту эскадренных миноносцев DD-547 “Коуэлл” и DD-692 “Ален М. Самнер”. В 1957 г. в Стэнфордском университете получил степень магистра наук, а в 1960 г. там же защитил диссертацию и получил степень доктора наук в области электротехники. С 1961 г. по 1965 г. работал сначала доцентом, а затем адъюнкт-профессором факультета электротехники Стэнфордского университета. Занимался исследованиями в области физики ионосферы, преподавал электронику, теорию электромагнетизма и физику. В числе шести учёных 27 июня 1965 г. был зачислен в отряд астронавтов НАСА (4-й набор). 29 июля того же года приступил к лётной подготовке на самолёте T-38 на авиабазе “Уилльямс” (шт. Аризона), которую завершил в 1966 г., получив квалификацию пилота реактивных самолётов. В течение шести месяцев проходил подготовку в Центре пилотируемых космических кораблей (ныне – Космический центр имени Джонсона). Во время полёта корабля “Аполлон-11” работал сменным оператором связи (CapComs) в Центре управления полётом в Хьюстоне (шт. Техас). В январе 1972 г. был включён в состав основного экипажа 2-й экспедиции на орбитальную станцию “Скайлэб” в качестве научного сотрудника. Свой первый полёт в космос совершил с 28 июля по 25 сентября 1973 г. в качестве научного сотрудника 2-й экспедиции на орбитальную станцию “Скайлэб”. Во время полёта совершил три выхода в открытый космос общей продолжительностью 13 час. 43 мин. Продолжительность полёта составила 59 сут. 11 час. 9 мин. 4 сек. С 1974 г. по 1978 г. (с перерывом в 1976 г. для работы в Стэнфордском университете) работал в Отделе по исследованиям и их применениям в Космическом центре имени Джонсона на должностях заместителя директора, исполняющего обязанности директора, а затем – директора Отдела. В дальнейшем готовился к полётам на шаттлах. В 1983 г. вместе со своими сыновьями и программистом Чарльзом Бьючем основал компанию “Ориджин”, ставшую одним из общепризнанных лидеров по разработке игровых программ. Свой второй полёт в космос совершил с 28 ноября по 8 декабря 1983 г. в качестве специалиста полёта в экипаже шаттла “Колумбия” по программе STS-9. Основной задачей миссии являлось проведение научных экспериментов в лаборатории “Спейслэб”. <


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.