Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Тема: «Семья в современном мире».

2020-02-15 250
Тема: «Семья в современном мире». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

 

Подготовила:

ученица 9 б класса

Гайфуллина Ангелина

Куратор проекта:

Нурмухамедова А.К.

учитель истории и обществознания

 

Астрахань  2019г.

 

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Семья в современном обществе.

Что такое семья.

Функции семьи.

Виды современной семьи.

1.3.1. По типу семьи.

1.3.2. По размеру семьи.

1.3.3. По числу детей в семье.

Семья и брак.

1.4.1. Что такое «гражданский брак».

Проблемы современной семьи и возможные пути их разрешения.

2.1. Пагубные привычки.

2.2. Разные характеры/интересы

2.3. Материальные трудности.

2.4. Проблемы быта.

2.5. Отсутствие жизненных целей

2.6. Неправильно расставленные приоритеты.

2.7. Взаимоотношения с родственниками.

2.8. Отсутствие любви и уважения.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Социологическое исследование «Роль семьи в жизни современного подростка».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

ВВЕДЕНИЕ.

Среди условий и факторов развития, воспитания и становления человека ведущим по праву считается СЕМЬЯ. Именно здесь он рождается, здесь получает задатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые элементарные навыки и умения во всех видах деятельности, здесь он получает изначальные критерии нравственной оценки - доброты, истины, красоты. Здесь протекает большая часть его жизни, закладываются основы его отношений с миром, т.е. начинается процесс социализации.

Конечно, ребенок всегда является членом нескольких одновременно или последовательно оказывающих на него влияние коллективов: классного, школьного, он участник кружка или спортивной секции, входит в компанию сверстников, жителей города. В детстве и юности мальчики и девочки могут менять многие из этих больших и малых сообществ. Но только семья остается единственным неизменным коллективом, сопровождающих его на протяжении всей жизни.

Именно в семье человек органично и последовательно осваивает социальные роли – ребенка и внука, брата, отца, деда. Именно в семье формируются любовь к своей Родине, патриотизм и гражданственность. Таким образом, семья настоящий университет человеческих отношений, основа будущего благополучия человека, его уверенности в завтрашнем дне.

Кроме того, семья является клеточкой социального организма – страны, живущей с ней в едином ритме, отражающая, как капелька воды, и большие идеи, и большие общие цели. Динамичность развития современного общества привела и к изменениям такого традиционного института, как семья. Исследования социологов практически во всех странах приводят к неутешительным выводам – традиционная семья переживает глубокий кризис. Проблемы современной семьи многочисленны и разнородны – это рост числа разводов, снижение числа заключаемых браков, многие люди сознательно отказываются вступать в брак, растет число неполных и малодетных семей, в мире набирает популярность движение «чайлдфри», увеличивается тенденция «сдачи» стариков в дома престарелых при обеспеченных родственниках, увеличивается число сирот при живых родителях… Все чаще на страницах печати и в интернете можно прочитать, рассуждения – есть вообще будущее у семьи или семья как социальный институт уже устарела.

Тема семьи, на мой взгляд, является краеугольным камнем в понимании личностного развития человека, общества и страны в целом. Проблемы семьи и семейных ценностей в современном обществе определили актуальность выбранной мной темы исследования.

Цель исследования: Изучение роли семьи в современном обществе на основе общественного мнения подростков.

Задачи исследования:

1. Дать характеристику понятию «семья», определить ее функции и особенности.

2. Рассмотреть проблемы современной семьи.

3. Провести исследование о значении семьи и ее роли в жизни современных подростков.

Гипотеза исследования: Ценность семьи среди молодежи падает.

Объект исследования: семья

Методы исследования: информационно-поисковый, сравнительный анализ, анкетирование, подготовка презентации.

Семья в современном обществе.

Что такое семья.

Несмотря на свою общеупотребительность, понятие семьи довольно многогранно, а его чёткое научное определение довольно затруднено. В различных обществах и культурах определение семьи может различаться. Существует много определений семьи. Каждое из них зависит от конкретных исторических, этнических и социально-экономических условий, а также от конкретных целей исследования. Вот некоторые из них:

«Семья – это группа живущих вместе родственников / муж и жена, родители с детьми» (словарь С.И. Ожегова);

«Группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми» (Э. Гидденс, анг. социолог);

« Экономическая ячейка общества» (Ф. Энгельс);

«Наиболее эффективное средство сохранения культуры народа и передачи социальной наследственности» (Л.Н. Боголюбов, академик)

«Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью» (Энциклопедический словарь);

Таким образом, если говорить языком социолога, то семьей называется небольшая группа людей, объединённых родственными и супружескими связями, общим бюджетом, взаимопомощью, взаимной ответственностью и, как правило, – общим жильём. Кроме того, каждая семья тесно связана с обществом, в котором она живёт, с его экономикой, политикой, культурой, ориентирами, настроением людей.

Функции семьи.

Под функцией семьи следует понимать определённые действия по реализации потребностей. Функция отражает связь семейной группы с обществом, а также направленность её деятельности. Часть функций являются устойчивыми к изменениям, их можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции:

репродуктивная — в любой семье важнейшей является проблема деторождения.

хозяйственно-экономическая — включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета;

образовательно-воспитательная — (социализация). Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям;

сфера первоначального социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

социально-статусная — предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

духовного общения — развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение; позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

рекреативная — (лат. recreatio — восстановление). Связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.

Исследователи единодушны в том, что функции отражают исторический характер связи между семьёй и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила многие функции, цементировавшие её в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др.

Виды современной семьи.

С демографической точки зрения выделяется несколько видов семьи и её организации. При этом практика демографической статистики выделяет семьи по следующим признакам: тип семьи, размер семьи, количество детей в семье.

1.3.1. По типу семьи:

Нуклеарные семьи (англ. nuclear family) — семьи, состоящие состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:

элементарная — семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь:

полной — в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок

неполной — семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей

составная — полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей.

Сложная семья или патриархальная семья — большая семья, состоящая из нескольких поколений. К  семейному ядру добавляются другие родственники как по восходящей линии (прародители, прапрародители-  бабушки и дедушки), так и по боковым линиям (различные родственники каждого из супругов -  братья и их жёны, сестры и их мужья, племянников и племянниц и пр.). Также может включать в себя несколько брачных пар, члены которых связаны родственными узами и ведением совместного хозяйства.

1.3.2. По размеру семьи:

По количеству брачных партнеров, демографы выделяют:

Моногамная семья — состоящая из двух партнёров

Полигамная семья — состоящая из более двух партнёров:

многожёнство (полигиния) — одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Причём брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно. Например, в шариате есть ограничение на количество жён — не более четырёх

полиандрия — одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов

шведская семья — семья, основанная на отношениях между тремя партнёрами

По числу детей в семье.

По количеству детей в семье, семья бывает:

бездетная, или инфертильная семья;

однодетная семья;

малодетные семьи — 1-2 ребёнка

среднедетные семьи — 3-4 ребёнка

многодетные семьи — 5 и более детей (намного больше, чем это нужно для замещения поколений)

В России до 1992 года многодетными считались лишь матери, воспитавшие 5 и более детей (за демографические достижения вручались награды: II и I степеней — вручался матерям, воспитавшим 5 и 6 детей; III, II, I степеней — вручался матерям, воспитавшим 7, 8 и 9 детей соответственно, вручался матерям, воспитавшим 10 и более детей). Сегодня официально «многодетность» начинается от трёх детей, то есть многодетной считается уже среднедетная семья. Именно такая по численности детей семья сегодня является наиболее оптимальной, комфортной для государства, и пользующейся всесторонней социальной поддержкой, в соответствии с Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».

Каждую из категорий семей характеризуют протекающие в ней социально-психологические явления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивидуально-психологические потребности её членов.

 

 

Семья и брак.

«Семья» и «Брак» – это разные понятия, но между ним существует тесная связь. Ученые считают, что брак способствует построению более уравновешенных отношений между супругами.

Брак – это свободный и равноправный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи и порождающий между супругами взаимные права и обязанности.

Можно выделить следующие признаки брака в РФ:

• Брак – это союз мужчины и женщины. Слово «союз» шире, чем слово «сделка» или «договор», так как помимо распределения обязанностей в семье, союз мужчины и женщины предполагает некую духовную общность, предрасположенность к друг другу, предпочтение другим.

• Брак – это единобрачный союз, т.е. союз, в котором предпочтение отдается лишь одному партнеру. Моногамия – это единственная форма брака, признанная в западных странах и России. В некоторых государствах, где господствует мусульманская религия, существуют полигамные браки (многоженство).

• Брак – это свободный союз. Вступление в брак свободно и добровольно, равно как в принципе свободно и расторжение брака.

• Брак – это равноправный союз. Мужчина и женщина, вступающие в брак равны между собой как в отношении личных прав, выбора профессии, воспитания детей, так и в отношении совместно нажитого имущества.

• Брак – это такой союз, который зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Именно с момента регистрации брака возникают права и обязанности супругов.

Семья – более глубокое понятие, так как это не только круг лиц, связанных между собой правами и обязанностями, вытекающими из зарегистрированного брака. Семья, в отличие от брака, представляет собой более сложную систему отношений. Она объединяет не только супругов и их детей, но и других родственников, а также и близких, и необходимых членам семьи людей.

Ученые считают, что брак способствует построению более уравновешенных отношений между супругами. Например, в случае различного рода обстоятельств, возникающих в семейной жизни (потеря работы, выход на работу жены-домохозяйки и т.д.), в семье сильно меняются и личные, и эмоциональные отношения: возникают конфликты, ссоры, разногласия. В таких случаях супруги принимают решение о пересмотре отношений ради сохранения брака.

В целом, можно сказать, что нормальная семья возникает и развивается лишь на основе брака, но не вне его.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.592 с.