Плетение на дощечках в 2 утка — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Плетение на дощечках в 2 утка

2020-02-15 261
Плетение на дощечках в 2 утка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Увидела как-то интересную фотографию тесьмы, вроде как на дощечках плетёной, но местами в ней просвечивал уток. Что такое? Ведь при ткачестве на дощечках уток не виден! Стала узнавать и выяснила, что такие тесьмы плетутся в два утка. О такой технике и хочу рассказать в этой статье.

 

Я, конечно, понимала, что для начала лучше бы взять узор попроще, но… комсомольцы не ищут легких путей! И я взяла вот такой узор:


Для упрощения моей задачи решила выткать вторым утком только центральные ромбики. Дощечки заправляла сдвоенной нитью «ирис».

Как это частенько со мной случается, я перепутала заправку и вращала дощечки в обратную сторону, то есть там, где по схеме идёт forward — у меня дощечки поворачиваются назад, а колонка с надписью backward служила мне для поворота дощечек вперёд.

Добравшись по схеме до девятнадцатого ряда, я взяла в качестве второго утка сдвоенную нитку серебряного мулине. Не две тоненькие ниточки, а два пучка, от двух моточков. Сначала, как на фото ниже, пробовала прокинуть одну нить, но мне показалось маловато — уток был еле заметен, так как выбирать я взялась очень небольшой «кусочек» узора. Для более выраженного узора рекомендую «выбирать» не одну «клеточку»-дощечку, как в данном случае, а как минимум две. На фотографии готовой тесьмы видно, что там, где выбирались две «клеточки», уток более заметен.

Итак, перейдём к девятнадцатому ряду. Сначала я очень боялась, что будет непонятно, какие именно нити нужно «опускать», но так как они удачным образом отличались по цвету, всё оказалось легко — я опустила все скопом: все четыре белые и подвернувшиеся под руку две красные. Ну, чтоб уж не промахнуться.



После прокидки «серебряного» утка в обычный зев прокидывала обычный бордовый уток.

Затем поворачивала дощечки для следующего ряда.



Чтобы закрепить конец серебряного утка, прокинула его конец в обычный зев, вместе с бордовым.

В итоге я получила вот такой узор:



И хоть на этой фотографии серебро не очень заметно, на самой тесёмке оно очень весело блестит на солнышке.

Так как этот «эксперимент» я проделывала впервые, тесьма немного косовата. Но уже в следующем подобном кусочке все выравнивается.

Если вы не знаете, как нужно выбирать узор, почитайте статью о браном ткачестве, или посмотрите этот ролик, выложенный на YouTube пользователем brikvaever.

 

 


Здесь видно, как мастерица прокидывает два разноцветных утка, как поворачивает дощечки. Правда, узор её тесьмы другой.

    СХЕМЫ НОВГОРОДКИХ ПОЯСОВ   В отверстия заправляются нити контрастных цветов. На схемах буквами «А» обозначены отверстия находящиеся вверху, буквами «Б» — внизу. Простейший рисунок горизонтальными полосами вырабатывается на заправке, при которой дощечки устанавливаются все одинаково. В зависимости от положения дощечек S или Z –образного получаются различные варианты узоров (схема 1, фото.1, 2).
Схема 1. Заправка дощечек с 2 отверстиями для рисунка поперечными полосами


Для получения рисунка шахматная клетка дощечки устанавливаются парами. Цвета в отверстиях размещаются следующим образом: 1 пара вверху светлые нити, 2 пара вверху темные нити (схема 2). Для получения продольных полос в узоре 1 дощечка заправляется темными нитями, 2 дощечка светлыми нитями и т.д. При ткачестве все дощечки вращаются одновременно в одном направлении.


Схема 2. Заправка дощечек с 2 отверстиями для шахматного рисунка


Для создания рисунка диагональ дощечки кромки 1 и 7 вращаются то на себя, то от себя. Узорные дощечки вращаются все время в одном направлении (схема 3, фото 1). Для создания рисунка ломаная диагональ узорные дощечки вращаются в противоположную сторону (схема 3, фото 3).


Схема 3. Заправка дощечек с 2 отверстиями для рисунка диагональ, ломаная диагональ и зигзаг


Во всех изделиях использовался цвет натуральной шерсти (черный, коричневый, желтовато-белый). В одном изделии использовано 2-3 оттенка одновременно. Типичное сочетание цветов: коричневая кромка и узор, состоящий из черных и желтовато-белых нитей.

Пояса переплетения саржа 2/2 — распространенный вид изделий, они встречаются в слоях, начиная с XII до начала XV века в количестве 14 экземпляров. Для декора применялся чаще всего узор диагональ или ломаная диагональ. Использовались цвета натуральной шерсти (черный, коричневый, желто-белый). Ширина изделий колеблется от 1,7 до 3,5 см. Рассмотрим инструменты, при помощи которых, они могли быть изготовлены. Наиболее распространенный инструмент для ткачества поясов в этнографическом материале — бердышко. Оно представляет собой дощечку с круглыми и щелевидными отверстиями. Заправка нитей в отверстия и прорези делит основу на две группы — четные и нечетные. Для придания симметрии рисунку при ткачестве на берде с прорезями использовалось нечетное количество нитей основы. Перебор через 1, 3, 5 нитей осуществлялся в порядке поднятия нитей, нижние нити добавлялись вверх или верхние убирались вниз согласно рисунку. Прокидывание через 2 нити как в переплетении саржа 2/2 не применялось, так как этот вид переплетения технологически нецелесообразен и не стыкуется с устройством самого приспособления. Необходимо также отметить, что ни целые инструменты, ни части бердышек при раскопках обнаружены не были.

Возможны два способа создания подобных изделий: на нитченках — нитяных петельках и на дощечках. В первом случае навязываются петельки, которые в определенном порядке поднимают нити основы. Для создания раппорта переплетения саржа 2/2 необходимы 4 нитченки. Для того, чтобы выполнить пояс (схема 4) первая нитченка подвязывается к 1 и 2 нитям основы, вторая к 2 и 3, третья к 3 и 4; четвертая к 1, и 4 и т.д. Для получения диагонального узора поднимают нитченки в следующей последовательности; 1, 2, 3, 4, 1, 2, 3, 4. Для получения перелома в узоре поднимают нитченки: 1, 2, 3, 4, 3, 2, 1. Подвязывание нитченок достаточно трудоемкий процесс и для изделий низкого сорта качества вряд ли применялся. В средневековом Новгороде существовал более простой способ выработки подобных поясов на дощечках с двумя отверстиями.


Схема 4. Заправка дощечек с 4 отверстиями для поясов саржа 2/2


В бердо заправляется нечетное число нитей, в дощечки всегда четное. Можно предположить, что изделие, имеющее четное число нитей в основе, было изготовлено на дощечках. На дощечках возможно создание разных видов переплетений. При помощи вращения попеременно то вперед, то назад можно получить полотняное переплетение. Переплетение саржа 2 на 2 не применялось на берде, но его можно выполнить на дощечках. Очевидно, что для изготовления изделий из толстых нитей не использовалось витое переплетение, так как в этом случае получается грубая не эластичная структура ткани.

Для реконструкции процесса изготовления пояса саржа 2/2 на семи дощечках был составлен ткацкий заправочный рисунок (схема 4.). Дощечки 1 и 7 узора не дают, нити, продетые в них, соединяются с утком полотняным переплетением (1/1), что придает изделию большую плотность и предотвращает скручивание. Каждая узорная нить основы (2, 3, 4, 5, 6 нити на схеме) перекрывает две нити утка, образуя переплетение основный репс (нитей утка не видно). В ткани видны диагональные полосы светлого и темного тонов. Отличительная черта узора — перелом в обратное направление характерен для кардного ткачества (схема 4, фото 3).

Для выработки поясов саржа 2/2 в дощечки с 4 отверстиями заправляются по 2 нити в диагональном направлении. На схеме буквой «А» обозначены верхние отверстия, находящиеся ближе к ткачу. Буквами «Г» — верхние отверстия, расположенные дальше от ткача. Буквами «Б» и «В» — нижние отверстия. При работе дощечки поворачиваются на четверть полного оборота (на 90˚). Диагональный рисунок в ткани получается при установке цветов в дощечках по спирали, тогда нити одного цвета последовательно выходят наверх. Дощечки кромки установлены симметрично, на всем протяжении ткачества вращаются попеременно на четверть оборота то на себя, то от себя. Центральные узорные дощечки вращаются в одном направлении. При вращении дощечек в одном направлении на четверть оборота, каждая новая нить основы выходит наверх через два поворота, т.е. проходит над 2 уточными нитями. Каждая нить утка перекрывает по две рядом находящиеся нити основы. На схеме тоном отмечены цветные нити, пустые клетки показывают отверстия без нитей.

Саржа 2/2 наиболее сложный вид текстильного переплетения в средневековом Новгороде, использовавшийся для производства поясов. В археологическом материале встречаются ткани, выработанные на дощечках с двумя отверстиями простого полотняного переплетения (схема 1, фото.3, схема 5).


Схема 5. Заправка дощечек с 2 отверстиями для полотняного переплетения


Для пояса полотняного переплетения узорные дощечки разбиты на две группы (схема 6). Цвета в них установлены следующим образом: в трех дощечках вверху темные нити, в трех дощечках — светлые. При ткачестве таких изделий все дощечки поворачиваются одновременно то на себя, то от себя.


Схема 6. Заправка дощечек с 2 отверстиями полотняного переплетения


Для создания рисунка зигзаг используется та же схема заправки, что и для диагонального орнамента. При ткачестве все дощечки и узорные и кромочные вращаются попеременно один раз вперед и один раз назад (схема 3, фото.2).

Вы можете ознакомится с анализом текстиля средневекового Новгорода, выработанного на дощечках, анализом новгородских инструментов и новгородскими текстильными находками.

Марина Михайловна Савенкова, доцент кафедры дизайна ВГПУ, соискатель докторантуры кафедры археологии исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.