Восточные славяне в древности ( VI – IX вв.): происхождение, общественно-политический строй. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Восточные славяне в древности ( VI – IX вв.): происхождение, общественно-политический строй.

2020-02-15 197
Восточные славяне в древности ( VI – IX вв.): происхождение, общественно-политический строй. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Образование государства у восточных славян в IX в.

К моменту появления варягов на Руси, очевидно, не позже VIII в., у восточных славян появились свои княжения, предшественники государ­ственности, ставшей результатом возникновения имущественного нера­венства и социального расслоения. В то же время в Восточной Европе IX в. во главе некоторых княжеств стояли «призванные» варяжские князья.

К образованию Древнерусского государства принято относить две отправные даты. «Повесть временных лет» сообщает, что до призвания Рюрика варяги в Северной Руси господствовали над славянами и взима­ли с них дань; затем варягов в 862 г. прогнали, но вскоре призвали Рюрика из-за начавшихся междоусобиц. Таким образом, в летописном тексте речь идет вовсе не о создании государства на Руси, а о появлении варяж­ской династии в Новгородской земле. Далее некие Аскольд и Дир, по летописи — бояре Рюрика, властвовавшего на севере в земле ильменс­ких словен, отправились в поход на Киев и утвердились там. Аскольд и Дир освободили землю полян от дани хазарам.

Рюрик умер, оставив после себя малолетнего сына Игоря, вместо которого стал управлять родственник князя Олег (879—912). Это позво­ляет предположить, что в то время наследование шло не от отца к сыну, а переходило к старшему в роду. Такой порядок престолонаследия правя­щей варяжской династии отражал взгляд на государство как на коллектив­ную родовую собственность князей-завоевателей.

В своем походе на юг Олег закрепился в землях вдоль «пути из варяг в греки», достиг Киева, где умертвил Аскольда и Дира, и стал править там с 882 г. Затем он подчинил ближайших соседей полян — древлян и севе­рян. Именно с 80-х гг. IX в. можно говорить о складывании единого госу­дарства Русь в результате объединения двух политических центров вос­точных славян: южного с центром в Киеве и северного с центром в Новгороде. Постепенно Олег подчинил все земли на «пути из варяг в греки». В 911 г. Олегу удалось взять столицу Византии Константинополь, по-русски Царьград, и подписать договор с греками.

Княжение Олега, прозванного Вещим, по своему значению было ру­бежным: именно с этого момента можно говорить о существовании Древ­нерусского государства, державы Рюриковичей. Это было своеобразное политическое объединение. В отличие от «варварских» государств Запад­ной Европы, которые унаследовали многие государственные и правовые традиции античности, Восточная Европа оказалась вне ее рамок. Этим можно объяснить сравнительно медленные темпы вызревания государ­ственных институтов, их архаичность и своеобразие. Олег и его ближай­шее окружение были варягами, но на юге быстро ославянились, хотя термин «русы» и в первой половине X в. употреблялся по отношению к княжеской дружине. В то же время объединение государства вокруг Кие­ва, его этнического и политического ядра, определило в дальнейшем ха­рактерные черты будущего государства, а понятие «Русь, Русская земля» распространилось на другие восточнославянские земли.

Создание первого государства восточных славян открыло новый, фе­одальный период в истории народов Восточной Европы, сменивший первобытность. Возникновение государства сразу стало предметом вни­мания во всем средневековом Старом Свете. В IV—IX вв. происходят крупные исторические явления в мире — кризис первобытнообщинно­го строя у значительной части земледельческих и кочевых народов и кри­зис рабовладения в античном мире.

Культура Киевской Руси.

Золотая Орда

После разгрома Руси монгольские орды двинулись в Европу, но в 1242 г. их постиг ряд неудач в Чехии и Венгрии, и они решили вернуться обратно на восток. Но и на русских землях монголо-татары не остались, так как они были не пригодны - для кочевого скотоводства. Батый уводит свои орды в волжские сте­пи и создает государство Золотая Орда. Золотая Орда охватывала обширную территорию от Дуная до Иртыша. Столицей Золотой Орды был город Сарай, расположенный в низовьях Волги. Золотая Орда являлась одним из самых круп­ных государств своего времени. В начале XIV столетия она могла выставить 300-тысячное войско. Расцвет Золотой Орды приходится на правление хана Уз­бека (1312-1342). В эту эпоху государственной религией Золотой Орды стал ис­лам. Затем так же, как и другие средневековые государства. Орда переживала период раздробленности. Уже в XIV веке отделились среднеазиатские владения Орды, в 1438 г. выделилось Казанское ханство, в 1443 - Крымское, в 1459 - Аст­раханское в конце XV в. - Сибирское ханство. Распад Золотой Орды облегчил борьбу русских земель против золотоордынского ига. В 1502 г. Крымское ханст­во наносит сокрушительный удар по Золотой Орде, после чего она прекращает свое существование.

В результате монголо-татарского нашествия Русь не потеряла своей госу­дарственности, она сохранила собственную администрацию и церковную орга­низацию, но попала в вассальную зависимость от Золотой Орды. Иго Золотой орды выражалось в экономическом и политическом плане.

В экономическом плане:

1. ежегодная выплата дани («выхода») Золотой Орде;

2. содержание монгольских гарнизонов в русских землях;

3. отработка повинностей русским населением (извоз, строительство в пользу завоевателей);

4. создание выгодных условий для ордынских купцов. В политическом плане:

1. русские князья перед вступлением на престол должны были получать в Золо­той Орде "ярлык" - разрешение на княжение;

2. создавался институт баскаков - руководителей военных отрядов монголо-татар, следивших за деятельностью русских князей;

3. постоянные карательные набеги монгольских отрядов на русские земли;

4. террор в отношении русских князей.

Монгольское завоевание и золотоордынекое иго имели огромные послед­ствия для Руси:

> разорение русских земель и городов привело к задержке экономического, культурного и политического развития Руси. Русские земли начинают отста­вать в своем развитии от европейских государств;

> закрепляло феодальную раздробленность земель;

> разорвало связи между северо-восточной и юго-западной Русью;

> подорвало авторитет Руси на международной арене;

> Русь выпадает из числа европейских стран и переходит на восточный (азиат­ский) путь развития.

Восточные славяне в древности (VI – IX вв.): происхождение, общественно-политический строй.

 

(В I тысячелетии до н.э. появляются первые пись­менные известия по этнической истории нашей страны. Согласно этим источникам, древнейшим населением, проживавшим на рубеже II—I ты­сячелетия до н.э. в Северном Причерноморье, были киммерийцы. В VIII—VII вв. до н.э. они были вытеснены со своей территории скифами, которые позднее основали здесь политическое объединение, известное как Скифское царство. Это был мощный племенной союз, во главе кото­рого стояли так называемые царские скифы, жившие в низовьях Днепра и Дона и считавшиеся верхушкой союза племен. Им подчинялась основ­ная масса скифов, которая обитала в течение многих веков в причерно-морских степях от Дуная до Крыма и Дона.

Этничерки скифы были иранцами, но в состав их политического со­юза входили и иные этносы, среди которых современная историческая наука видит и праславян. Скифы еще не знали государства как такового, но у них уже выделилась племенная знать — басилеи, а общественный строй можно охарактеризовать как военную демократию. Что касается занятий скифов, то часть из них была кочевниками, обитавшими на пра­вобережье Дона, а часть занималась земледелием (скифы-пахари) в причерноморских степях. Около VII в. до н.э. на территории Северного Причернорморья началась греческая колонизация — появились эллинские полисы Ольвия, Пантикапей (ныне Керчь), Херсонес Таврический (на территории нынешнего Севастополя). Вокруг Пантикапея возникло Боспорское царство (Боспором Киммерийским греки называли Керченский пролив). У скифов греки заимствовали название Черного моря — Понт Аксинский (Негостеприимное море), которое, впрочем, скоро стало Го­степриимным (Понт Эвксинский), и это название удержалось на века.

В III в. до н.э. в Северное Причерноморье с востока из-за Дона хлыну­ли новые потоки кочевников — сарматов — племен, родственных ски­фам. Большая часть скифов ассимилировалась с новыми племенами, остальные сохранили прежнее название и обосновались в Крыму, обра­зовав Скифское царство.)

Археологические раскопки позволили обнаружить в Нижнем При­днепровье своеобразную «черняховскую культуру», получившую на­звание от места первых открытий. Хронологически эта культура датиру­ется II—IV вв. н.э., а по происхождению органически связана с материальной культурой скифов и сарматов предшествующего време­ни. Среди «черняховцев», стоявших на пороге государственности, пред­положительно были праславяне.

Наступает эпоха Великого переселения народов, перекроившая в эт­ническом плане карту всего нынешнего материка. Готы, по всей видимо­сти - одно из восточногерманских племен, во II — начале III в. сдвину­лись со своих мест и пришли в движение, повлияв на изменение этнической ситуации на юге нынешних Украины и России. Пришлые германцы стояли на более низком уровне цивилизации и не оказали су­щественного влияния на экономику и культуру Северного Причерномо­рья, но политически они господствовали здесь.

В 70-х гг. IV в. с востока, с северных рубежей Китая, появилось гроз­ное кочевое племя гуннов и устремилось на поселения «черняховцев». Вопрос об этнической принадлежности пришельцев до сих пор не ясен, но скорее всего это были прототюрки. Гунны подвергли опустошению черняховскую цивилизацию, носители которой вынуждены были, спаса­ясь, двинуться к северу и укрываться в лесостепной полосе.

В середине VI в. с востока на запад, из пределов нынешней Монголии, вновь устремился мощный поток прототюркских племен. Они создали сильную конфедерацию из покоренных народов, назвав ее Тюркский ка­ганат. Глава этого объединения носил титул хакана, или кагана, который в кочевой иерархии означал высшего правителя, «хана ханов».

Тюркский каганат простирался на огромном пространстве от Мон­голии до Волги. Самым серьезным последствием существования этого мощного политического объединения явился массовый приход на за­пад, в том числе в Восточную Европу, тюркских племен, которые быс­тро ассимилировали местное население. Именно с этими племенными союзами связаны судьбы юга Восточной Европы VI—X вв. Постепен­но население почти всей степной части Восточной Европы подверг­лось тюркизации, тогда как в лесостепной зоне утверждался доминат славян.

• В западном Предкавказье VI в. господствующее положении заняли булгары. После распада Тюркского каганата именно Булгарский союз стал играть главную роль на Северном Кавказе, а область обитания бул­гар получила наименование Великая Булгария. Она занимала примерно территорию нынешнего Краснодарского края, севернее реки Кубань.

Первая половина VII в. проходила в борьбе за господство на Север­ном Кавказе и в нынешних южнорусских степях между булгарами и хаза­рами. В отличие от булгар, которые передали свое название южносла­вянскому племени и тем сохранили свое имя до наших дней, хазары исчезли с карты мира еще много веков назад. Хазарам удалось устано­вить свое господство и над восточнославянскими племенами, многие из которых платили им дань вплоть до конца IX в. Таким образом, в течение трех столетий именно Хазарский каганат доминировал в Восточной Ев­ропе до возвышения Руси. В 30-х гг. VII в. глава хазар принимает титул хакана.

На протяжении 30—70-х гг. VII в. шла упорная борьба между хазара­ми и булгарами, в результате которой значительная часть булгар вынуж­дена была отступить на запад, преимущественно на Балканы. Лишь часть булгар осталась на побережье Азовского моря вплоть до XI в., а часть переселилась в Среднее Поволжье. Здесь возникло государство Волжс­кая Булгария. Ее правители искали помощи у давних врагов хазар — му­сульман, и в начале X в. булгарские правители приняли ислам.

Хазары были союзниками Византии, и этот союз неоднократно под­креплялся брачными связями между членами семей императоров и хаканов. Центром Хазарской державы сначала был приморский Дагестан, где находились две первые столицы Баланджар и Самандар (в районе современной Махачкалы). В VIII в. в результате арабского нашествия ха­зары вынуждены были перенести свою столицу в устье реки Атиль (Вол­ги), и этот город, названный по имени реки, оставался центром Хазарии более чем два века. Русские летописи сообщают, что хазарам платили дань вятичи, северяне, радимичи и какое-то время поляне, т.е. часть во­сточного славянства.

Арабские источники сообщают, что еще в IX в. транзитная торговля между Азией и Европой находилась в руках еврейских купцов, прожива­ние которых сосредоточилась на территории Хазарии. Еврейские колонии возникли здесь еще в глубокой древности и увеличились в результате гоне­ний на евреев в Византии и других странах. Хазары, которые долгое время были язычниками, охотно принимали гонимых, ставших затем огромной экономической и политической силой. При выборе религии монотеизма (единобожия) хазарская знать все больше склонялась к иудаизму, который был принят к качестве государственной религии в конце VIII в. Впрочем, эту веру приняла только часть хазарской знати, а большинство населения исповедовало ислам, христианство и старые языческие культы. Хазары-иудаисты составили сравнительно небольшую группу, изолированную от иноверного, а потому чуждого ей народа.

На покоренных Хазарией территориях поднимались восстания, а в IX в. освободилось от власти хазар славянское племя полян, опиравшее­ся на союз с северными варягами. В X в. Русь окончательно разгромила Хазарский каганат.

В древнейших описаниях нашей страны вплоть до первых столетии нашей эры мы не находим даже упоминания имени славян. Предки славян выделились из индоевропейской семьи народов приблизительно в 1 тысячелетии до н.э. Античные и византийские авторы описывают их под именем венедов, склавинов или антов. Есть все основания полагать, что ареал расселения праславян был весьма невелик.

Сам процесс расширения территории древних славян, а затем трех групп народов — их потомков — занял многие столетия исторического развития. По-видимому, правы те историки, кто помещает первоначаль­ную территорию расселения славян в Центральной Европе — от бассей­на Эльбы до Верхней Волги, от Прибалтики до Дона, Дуная и Балкан.

К середине I тысячелетия н.э. в основном завершается процесс их расселения по территории Европы. С этим связано начало разделения славян на три основные группы—западных (впоследствии поляки, чехи, словаки), южных (болгары, сербы, хорваты, боснийцы, черногорцы, ма­кедонцы) и восточных (русские, украинцы, белорусы). Обособление вет­ви восточного славянства из единой славянской общности относится к VI в.

Восточные славяне возникли в результате слияния праславян, носите­лей славянской речи, с другими этносами Восточной Европы. «Повесть временных лет» называет следующие восточнославянские объединения: поляне, северяне, древляне, радимичи, вятичи, кривичи, словене ильмен­ские, дреговичи, волыняне (или дулебы), белые хорваты, тиверцы и ули­чи. Ряд ученых считает, что в летописи речь идет не о племенах, но о союзах племен, объединениях предгосударственного порядка, занимав­ших четко фиксированную территорию, — следовательно, можно гово­рить о начале перехода к политическому объединению типа раннеклас­сового общества. Важнейшей группой их были поляне, в чьей земле находилась столица Древней Руси — Киев. Они расселялись в Среднем Поднепровье севернее притока Днепра речки Рось, что дало основания многим историкам связывать происхождение названия «Русь» именно с нею.

Названия восточнославянских племен имели либо географическую этимологию, связанную с характером занимаемой территории (поляне", древляне, северяне), либо патронимическую, по имени легендарных предков (радимичи — от Радима, кривичи — от имени Кривой). Поселе­ния славян группировались в своего рода гнезда из трех-четырех посел­ков, а несколько поселков составляли общину—вервь.

Главным занятием восточных славян было подсечно-огневое земле­делие в сочетании с развитым скотоводством и различного рода про­мыслами (бортничество, охота, рыболовство). На севере большее значе­ние имели промыслы, тем более что во внешней торговле с Востоком и Византией особую роль играл экспорт пушнины. Если здесь земледелие было в основном подсечным и малоприбыльным, то на юге, в лесостепи условия для земледелия были весьма благоприятны. В качестве путей сообщения чаще всего выступали речные пути по Волге, Днепру, Дону и т.д., которые имели международное значение. Ведущую роль в тран­зитной торговле через Восточную Европу в VIII—IX вв. играл Волжский путь по Волге и Каспию. Но уже с IX в. все большее значение приобрета­ет «путь из варяг в греки», связывавший север Европы с Черным морем. Таким образом, восточные славяне занимали важное географическое положение, делавшее их как бы связующим мостом в торговле между Западной Европой и Востоком.

Именно в конце VIII—IX вв. началась так называемая эпоха викингов, когда вследствие избытка населения в бедных скандинавских странах из них хлынул поток людей на запад и восток. На востоке викинги, норман­ны (или, как их называли, русь, а затем —варяги) столкнулись с местным населением, находившимся на том же уровне цивилизации. Происхож­дение термина «Русь», как сказано, многие историки связывают с выход­цами с севера, из Скандинавии, то есть первоначальные русы (VIII— IX вв.) были скандинавами, которые затем установили связи со славянскими землями, в том числе, особенно на севере, заключали со­юзы с местным населением.

 

Образование государства у восточных славян в IX в.

К моменту появления варягов на Руси, очевидно, не позже VIII в., у восточных славян появились свои княжения, предшественники государ­ственности, ставшей результатом возникновения имущественного нера­венства и социального расслоения. В то же время в Восточной Европе IX в. во главе некоторых княжеств стояли «призванные» варяжские князья.

К образованию Древнерусского государства принято относить две отправные даты. «Повесть временных лет» сообщает, что до призвания Рюрика варяги в Северной Руси господствовали над славянами и взима­ли с них дань; затем варягов в 862 г. прогнали, но вскоре призвали Рюрика из-за начавшихся междоусобиц. Таким образом, в летописном тексте речь идет вовсе не о создании государства на Руси, а о появлении варяж­ской династии в Новгородской земле. Далее некие Аскольд и Дир, по летописи — бояре Рюрика, властвовавшего на севере в земле ильменс­ких словен, отправились в поход на Киев и утвердились там. Аскольд и Дир освободили землю полян от дани хазарам.

Рюрик умер, оставив после себя малолетнего сына Игоря, вместо которого стал управлять родственник князя Олег (879—912). Это позво­ляет предположить, что в то время наследование шло не от отца к сыну, а переходило к старшему в роду. Такой порядок престолонаследия правя­щей варяжской династии отражал взгляд на государство как на коллектив­ную родовую собственность князей-завоевателей.

В своем походе на юг Олег закрепился в землях вдоль «пути из варяг в греки», достиг Киева, где умертвил Аскольда и Дира, и стал править там с 882 г. Затем он подчинил ближайших соседей полян — древлян и севе­рян. Именно с 80-х гг. IX в. можно говорить о складывании единого госу­дарства Русь в результате объединения двух политических центров вос­точных славян: южного с центром в Киеве и северного с центром в Новгороде. Постепенно Олег подчинил все земли на «пути из варяг в греки». В 911 г. Олегу удалось взять столицу Византии Константинополь, по-русски Царьград, и подписать договор с греками.

Княжение Олега, прозванного Вещим, по своему значению было ру­бежным: именно с этого момента можно говорить о существовании Древ­нерусского государства, державы Рюриковичей. Это было своеобразное политическое объединение. В отличие от «варварских» государств Запад­ной Европы, которые унаследовали многие государственные и правовые традиции античности, Восточная Европа оказалась вне ее рамок. Этим можно объяснить сравнительно медленные темпы вызревания государ­ственных институтов, их архаичность и своеобразие. Олег и его ближай­шее окружение были варягами, но на юге быстро ославянились, хотя термин «русы» и в первой половине X в. употреблялся по отношению к княжеской дружине. В то же время объединение государства вокруг Кие­ва, его этнического и политического ядра, определило в дальнейшем ха­рактерные черты будущего государства, а понятие «Русь, Русская земля» распространилось на другие восточнославянские земли.

Создание первого государства восточных славян открыло новый, фе­одальный период в истории народов Восточной Европы, сменивший первобытность. Возникновение государства сразу стало предметом вни­мания во всем средневековом Старом Свете. В IV—IX вв. происходят крупные исторические явления в мире — кризис первобытнообщинно­го строя у значительной части земледельческих и кочевых народов и кри­зис рабовладения в античном мире.

Культура Киевской Руси.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.