Мониторинга психологического обследования детей — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Мониторинга психологического обследования детей

2020-01-13 181
Мониторинга психологического обследования детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

АЛГОРИТМ

МОНИТОРИНГА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ

В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Мониторинг в дошкольном учреждении представляет собой форму организации, систему сбора, обработки, хранения и распространения информации о психологическом развитии воспитанников, обеспечивающую непрерывное отслеживание и прогнозирование развития воспитанников;

Первый этап работы: просвещение педагогов и родителей

Специфика психологического просвещения в условиях детского сада состоит в том, что оно носит одновременно и профилактический и образовательный характер. В первом случае речь идет о предупреждении отклонений в развитии и поведении детей посредством информирования родителей и педагогов. Во втором случае имеется в виду ознакомление родителей и педагогов с различными областями психологических знаний, способствующих самопознанию, познанию в сфере человеческих отношений.

 Психологическое просвещение всегда требует изучения конкретных условий детского сада, учета квалификации педагогического коллектива и индивидуального стиля работы каждого его члена, учета контингента детей и родителей.

Работа психолога должна прогнозировать возможность появления проблем связанных с закономерностями развития детей и проводить работу в направлении их предупреждения. Только тогда уменьшится количество дезадаптивных детей, поменяется отношение к психологическому здоровью ребенка и взрослых, педагоги будут применять дифференцированный подход к детям с учетом их возможностей и особенностей развития, повысится уровень психологической культуры населения.

ЦЕЛЬ работы: психологическое сопровождение субъектов образовательного пространства в подборе оптимальных условий воспитания и развития детей.

ЗАДАЧИ:

· Ознакомление педагогов и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития детей данного возраста.

· Формирование потребности в психологических знаниях об актуальном состоянии детей, желание использовать их в повседневной жизни и педагогической деятельности.

· Повышение мотивационной готовности педагогов и родителей к проведению психологического обследования.

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕРВОГО ЭТАПА РАБОТЫ:

Ø Психолого-педагогическая характеристика детей данного возраста

Ø Наличие информации о цели, процедуре и кратком содержании методик обследования

Ø Наличие заключенных договоров с родителями о проведении диагностики

Ø активность родителей на мероприятиях психолога (вопросы, уточнения, индивидуальные встречи и т.д.).

Второй этап работы: диагностика детей

Диагностика выступает неотъемлемой составляющей сопровождения детей, и от ее качества во многом зависит успешность деятельности ДОУ по созданию социально-психологических условий для всестороннего развития каждого ребенка с учетом его актуальных и потенциальных возможностей. Своевременность диагностики определяет возможности и результативность коррекционной работы по ликвидации отставаний и пробелов в психическом развитии детей до школы. Информация о реальном состоянии и возможностях ребенка помогает наладить конструктивное взаимодействие с ним, создав поддерживающую среду, в которой осуществляется развитие недооформленных функций ребенка, и формируются позитивные ожидания взрослых относительно положительных изменений ребенка до школы.

ЦЕЛЬ: изучение актуального уровня психического развития

ЗАДАЧИ:

· Определение уровня сформированности основных психических новообразований в области познавательного и эмоционального развития детей данного возраста

· Выявление детей, нуждающихся в специальной коррекционной помощи и помочь им в рамках компетенции психолога.

· Оказание помощи участникам воспитательно-образовательного процесса в подборе оптимальных условий воспитания и развития детей.

· Прогнозирование психологического развития детей обследуемого возраста.

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВТОРОГО ЭТАПА:

Ø Наличие диагностического минимума

Ø Наличие заполненных карт индивидуального психического развития детей данного возраста

Ø Заполненные бланки опросников, протоколы обследования

Ø Психологическое заключение по результатам обследования

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ 5 ЛЕТ»

Актуальность.

Период дошкольного детства - один из наиболее интенсивных периодов развития человека. В этом возрасте активно развивают познавательные процессы, являющиеся важнейшей составной частью психического развития ребенка, которые выступают основой формирования его умственных способностей.

Развитие познавательных процессов определяет легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач, что имеет особое значение для подготовки к школьному обучению. Поэтому чрезвычайно важно раннее определение степени сформированности у ребенка различных психических функций.

 Данный диагностический минимум, доработан в результате обобщения накопленного опыта и поступивших запросов и предложений от педагогов-психологов ДОУ города Салавата на творческой группе «Мониторинг психологического развития детей в ДОУ» направлен на изучение особенностей развития познавательных процессов и эмоциональной сферы детей 4-5 лет.

Использование данного минимума дает возможность дошкольным работникам соотнести особенности познавательного и эмоционального развития каждого ребенка с примерной возрастной нормой и прогнозировать возможные варианты развития, а также вносить изменения в образовательную работу.

 В данный диагностический минимум вошли и систематизированы классические диагностические методики, успешно используемые психологами нашего города.

   Диагностический минимум предназначен для специалистов педагогов - психологов, работающих в ДОУ.

Цель. Задачи.

ЦЕЛЬ: изучение актуального уровня психического развития детей 5 лет.

ЗАДАЧИ:

1. Определение актуального уровня развития детей и зоны ближайшего развития.

2. Выявление детей, нуждающихся в специальной коррекционной помощи и помочь им в рамках компетенции ДОУ.

3. Прогнозирование психического развития детей дошкольного возраста.

4. Оказание помощи родителям и педагогам в подборе оптимальных условий воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Содержание диагностики

Обследование детей предполагает участие педагога-психолога, воспитателей группы, родителей и логопеда. Психологическая диагностика включает изучение трех основных сфер психического развития ребенка:

1. познавательная (речь, мышление, восприятие, воображение, память)

2. эмоционально – волевая (самооценка, личностные проявления: тревожность, страхи, агрессивность…)

3. деятельность (сюжетно-ролевая игра)

Первые два направления проводит психолог, опираясь на диагностическую программу, речь обследует логопед. Воспитатели и родители отвечают на вопросы анкет.

При изучении эмоционально – волевой сферы и поведения учитываются: контактность, длительность сосредоточения внимания, эмоциональный фон настроения, реакции на поощрение и порицание.

КОНТАКТНОСТЬ:


- легкий, быстрый контакт

- поверхностный

- контакт устанавливается с трудом

- уходит от контакта

- протестная реакция


ВНИМАНИЕ:

- взгляд фиксирует – не фиксирует

- внимание устойчивое – не устойчивое

- хорошая переключаемость с одного предмета на другой

- застревание

ФОН НАСТРОЕНИЯ:


- нормальный

- несколько повышен – снижен

- депрессивный

- констрастирующий


РЕАКЦИЯ НА ПООЩРЕНИЕ И ПОРИЦАНИЕ:


- адекватная

- отсутствие реакции

- с повышением (снижением) результативности работы

- корректировка деятельности

- отказ от деятельности при порицании

- агрессивная реакция на порицание

- дезорганизация деятельности


Результаты исследования заносятся в карту. Перед началом психологического исследования собираются полные анамнестические сведения, социальная характеристика семьи. Заключение по результатам обследования представляются на ПМПка, разрабатываются рекомендации, проводится консультирование с родителями и педагогами.


ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДИКИ.

ВОСПРИЯТИЕ.

МЕТОДИКА «РАЗРЕЗАННЫЕ КАРТИНКИ»- определить наличие у ребёнка целостных образов предметов окружающего мира и их адекватность. Выявить степень овладения зрительным синтезом – объединением элементов в целостный образ.

СТИМУЛЬНЫИ МАТЕРИАЛ: цветные картинки, разрезанные на 3 - 5 частей (набор Н.Я.Семаго). Картинки раскладываются перед ребенком так, чтобы ему нужно было придать им правильное пространственное положение.

ИНСТРУКЦИЯ: «Посмотри внимательно на эти картиночки. Как ты думаешь, что это такое? Какой предмет на них изображён? А теперь сложи картиночки так, чтобы получился названный тобой предмет». Если изображение не узнано до начала работы, предлагают начать собирать картинку, и в процессе тестирования (либо после его окончания) взрослый ещё раз спрашивает ребёнка, узнал ли он изображённый предмет.

АНАЛИЗИРУЕМЫЕ ВИДЫ СТРАТЕГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

· хаотическая, манипулятивная деятельность ребенка (без учета результативности своих попыток)

· метод «проб и ошибок» - действия в наглядно-действенном плане (подносит все части друг к другу), с учетом проведенных проб и полученных ошибок

· целенаправленное выполнение задания – ребенок при соотнесении частей сразу отбрасывает ошибочные варианты и приходит к конечному результату.

·  Наглядно-образный план – сбор на основе зрительного соотнесения части и целого в их пространственной координации.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ:

ВЫСОКИЙ (5 баллов) – узнаёт предмет по частям и самостоятельно выкладывает картинку на основе зрительного соотнесения.

ВЫШЕ СРЕДНЕГО (4 балла) – выполняет самостоятельно, по частям предмет называет не правильно, а узнаёт в процессе работы. Выкладывает методом целенаправленных проб.

СРЕДНИЙ (3 балла) ­ - по частям не узнаёт, при выкладывании использует дозированную помощь взрослого. Метод проб и целенаправленных прикладываний.

НИЖЕ СРЕДНЕГО (2 балла) – выполняет задания только с помощью взрослого, методом проб и ошибок.

НИЗКИЙ (1 балл) – задание не понимает, совершает неадекватные действия.

МЕТОДИКА «ЭТАЛОН» Л.А.Венгер - диагностика мыслительной операции сравнения свойств предмета с эталоном, определение степени обобщенности сенсорных эталонов.

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ: 16 изображений предметов, 4 эталона.

ИНСТРУКЦИЯ: «Посмотри на эту фигурку (показывают эталон). Она решила спрятаться и укрылась среди других фигурок, надела на себя дополнительные украшения, но форма ее осталась прежней. Найди ее в картинках».

Во время выполнения задания можно обращать внимание детей на анализ формы фигуры: «Внимательно смотри на фигуру под картинкой, такая она». Допускается возможность проведения рукой по контуру эталона и картинки.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ:

А) КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ: за каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Каждая неправильно положенная карточка рассматривается как ошибка (1 балл). Ребенок получает оценку равную разнице между максимальным баллом (16) и количеством допущенных ошибок.

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ – 15 – 16 баллов

ВЫШЕ СРЕДНЕГО – 13 – 14 баллов

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ – 9 – 12 баллов

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ – 0 – 8 баллов

Б) КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ (типы выполнения задания)

1. Дети с доэталонной ориентировкой. Они ориентируются не на сходство предмета с эталоном, а на внешние побочные признаки.

2. Синкретическая ориентировка. На основе выделения одной детали или без учета характерных деталей контура дети ошибочно относят предмет к какому-либо из эталонов. Например, изображение гитары относят к эталону, имеющему форму угла, на основании одной детали – выемки сбоку. Или ее относят к эталону конусообразной формы на основании общего направления линии контура без учета характерных деталей.

3. Смешанная ориентация. Простые объекты, детали которых находятся внутри общего контура (ботинок, собака), дети безошибочно относят к нужному эталону. При анализе объектов с выступающими за контур деталями у этих детей проявляется синкретический тип ориентировки.

4. Адекватная ориентировка. При анализе формы предмета дети ориентируются на соотношение общего контура и отдельных деталей, что позволяет им безошибочно сопоставить предмет с эталоном. Дети с таким типом ориентировки могут допустить лишь 1 – 2 случайные ошибки.

МЕТОДИКА «НЕЛЕПИЦЫ» С.Д.Забрамная - оцениваются элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о связях и отношениях между объектами этого мира, наличие и специфика чувства юмора. Понимание конфликтности предъявляемых изображений возможно при сохранности и целостности зрительного восприятия.

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ: картинка с изображением довольно нелепых ситуаций.

ИНСТРУКЦИЯ: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, то укажи на это и объясни, почему ты так думаешь».

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ:

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ – ребенок отметил все имеющиеся нелепицы, удовлетворительно объяснил, что не так и как должно быть на самом деле. Адекватно эмоционально реагирует на изображение (смех, улыбка, удивление).

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ – ребенок замечает нелепицы, но для понимания причинно-следственных связей требуются наводящие вопросы. Проявляет интерес к картинке, эмоциональные реакции выражены средне. В речи ребенка простые предложения.

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ – ребенок видит не все нелепицы, причинно-следственные связи объясняет только с помощью взрослого, речь бедная, эмоциональные реакции выражены недостаточно.

МЫШЛЕНИЕ.

МЕТОДИКА «ЧТО ЗДЕСЬ ЛИШНЕЕ?» - определить уровень развития мыслительных операций: обобщение, классификация, сравнение. Способность выделять существенные признаки предметов и на этой основе производить существенные суждения на образном уровне.

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ: карточки с четырьмя изображениями, одно из которых лишнее.

ИНСТРУКЦИЯ: «Посмотри на эти предметы. Один из них здесь лишний, он не связан с остальными. Подумай и назови, какой предмет является лишним и почему?».

АНАЛИЗИРУЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ:

· Характер ошибок при выделении признаков (внешние характеристики, основные или второстепенные признаки)

· Характер рассуждений ребенка и уровень обобщающих операций

· Объем и характер необходимой помощи со стороны взрослого

· Характер деятельности (целенаправленность, хаотичность)

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ:

2,5 балла - верный выбор с использованием обобщающего слова (головной убор, домашние птицы, инструменты, транспорт).

2 балла – ребёнок даёт правильное объяснение, указывает на основной признак (носят на голове, летают – крылья, нужны для работы, машины)но не употребляет правильного обобщающего слова.

1,5 балла – ребенок дает правильное объяснение, указывает не всегда основной признак, не употребляет правильного обобщающего слова, возможна наводящая помощь взрослого.

1 балл – ребёнок производит только классификацию предметов.

0 баллов – неверно выполняет задания, не принимает помощь взрослого.

10-8 баллов – ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ;

7-5 баллов – СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ;

4-1 баллов - НИЗКИЙ УРОВЕНЬ.

МЕТОДИКА «СЛОЖИ УЗОР» (модификация методики КООСА) – изучение уровня развития наглядно – образного мышления, сформированности операций зрительного анализа и синтеза, конструктивного праксиса, пространственная ориентация.

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ: карточки с изображением узора из четырех квадратов и набор квадратов.

ИНСТРУКЦИЯ: «Посмотри внимательно на образец и рядом выложи точно такой же.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ:

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ (5 баллов) - самостоятельно выполняет задания, рядом с образцом, зрительное соотнесение.

ВЫШЕ СРЕДНЕГО (4 балла) – выполняет задание методом целенаправленных проб.

СРЕДНИЙ (3 балла) – использует метод прикладывания, работает в действенном плане, возможна наводящая помощь взрослого.

НИЖЕ СРЕДНЕГО (2 балла) – частично накладывает на рисунок, необходима помощь взрослого в анализе образца, опыт переносит частично, пространственные трудности.

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ (1 балл) – не понимает задания или только наложение.

МЕТОДИКА «ПОЧИНИ КОВРИК» ТЕСТ РАВЕНА

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ: серия карточек с заданиями возрастающей сложности (серия А).

ИНСТРУКЦИЯ: «Посмотри внимательно на картинку. Нужно помочь починить испорченный коврик, и для этого тебе надо найти такую заплатку, которая не отличалась бы по рисунку от этого коврика. Внизу даны разные варианты, выбери правильный».

Для решения задачи детям надо найти принцип, по которому построена данная матрица, и выбрать правильный ответ из предложенных вариантов. Матрицы предъявляются в порядке возрастающей сложности. Если ребенок затрудняется при выборе правильного варианта, возможна подсказка с объяснением способа решения данной задачи на первых картинках.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ:

Скорость ответа ребенка (время реакции 15-20 секунд) позволяет выделить импульсивных детей, которые отвечают не подумав. Большое количество неправильных ответов у них связано с нарушением внимания, его низкой концентрацией, а также с неумением спланировать свою деятельность.

Анализ процесса решения заданий помогает выявить обучаемость детей. Если дети моментально схватывают объяснения взрослого, быстро обучаются решать задачи этого типа, то они могут перенести усвоенный прием и на более трудные, последние задания. При низкой обучаемости дети справляются с первыми заданиями, но трудные не решают, несмотря на помощь взрослого.

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ – 12-10 баллов (каждое верное решение 1 балл).

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ – 9-5 баллов.

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ - 4-0 баллов.

ВООБРАЖЕНИЕ.

МЕТОДИКА «ДОРИСОВЫВАНИЕ ФИГУРЫ» О.М.ДЬЯЧЕНКО- исследование образной креативности.

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ: лист белой бумаги с нарисованными контурами фигур (набор № 1).

ИНСТРУКЦИЯ: «Посмотри на этот листок. Кто-то из ребят начал рисовать, но не успел закончить. Придумай, что из фигурок может получиться, и закончи, пожалуйста, рисунок».

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ:

Для оценки уровня выполнения задания каждым ребенком подсчитывают коэффициент оригинальнос­ти (КО) — количество неповторяющихся изображений ни у кого из детей группы и у самого ребенка.

 Одинаковыми считаются изображения, в которых фи­гура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треу­гольника в экран телевизора считается повторением, или у разных детей квадрат превращается в телевизор – эти изображения не засчитываются.

На группу составляется сводный протокол: по горизонтали расположены фигурки для дорисовывания, по вертикали — имена детей. Под каждой фигуркой записывается, какие изображения выполнил ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертика­ли (повторы по одной и той же фигурке у разных де­тей) выделяют (например, зачеркивают). Количество незачеркнутыхответов — КО каждого ребенка. Затем выводят средний КО по группе (индивидуальные ве­личины КО суммируются и делятся на количество де­тей в группе).

Низкий уровень выполнения задания — КО меньше среднего по группе на 2 и более балла.

Средний уровень — КО равен среднему по группе или на один балл выше или ниже среднего.

Высокий уровень — КО выше среднего по группе на 2 и более балла.

Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выпол­нения задания.

При интерпретации полученных данных обращают внимание на беглость, гибкость и оригинальность полученных ответов.

А) беглость – количество ответов: от отказа рисовать до 3-х и более вариантов дорисовывания.

Б) гибкость – количество используемых категорий: люди, животные, фрукты и другие разнообразные предметы (0-3балла).

В) оригинальность разных категорий оценивается по баллам (всего 3балла):

0,5 – звери, пища, транспорт.

1 балл – игрушки, человек.

1,5 – герои сказок, одежда, птица, растения.

2 балла – мебель, рыбы.

2,5 – насекомые, техника.

3 балла – предметы туалета, светильники, музыкальные инструменты, постельные принадлежности. 

Г) характер рисунка 0-3балла.

   0 баллов – отказ рисовать, воспроизведение тождественного контура рядом, без названия.

   0,5 – дорисовывание с минимальным количеством линий, традиционное использование контура.

1 балл – рисунок состоит из дополнительных элементов, соединенных с основным контуром.

1,5 – основной контур является частью в других предметах или их деталью

2 балла – есть определенный сюжет, выражает некоторое действие

2,5 – 3 балла – в рисунке есть несколько персонажей или предметов, раскрывающих его тему.

В итоге подсчитывается сумма баллов за все 4 показателя:

0 – 4 балла – НИЗКИЙ УРОВЕНЬ фактически не обладают творческими способностями, хотя могут иметь высокий интеллектуальный уровень

При низком уровне дети фактически не понимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигурой что-то свое, или делают беспредметное изображение («такой узор»), иногда могут нарисовать 1 -2 предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки.

5 – 8 баллов – СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ

При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок однако, все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки повторяющиеся – самим ребенком или другими детьми группы.

9 – 12 баллов – ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ (11 – 12 балла, одаренность ребенка)

При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка или его второстепенной деталью, последнее является показателем творческого воображения.

 

  4. РЕЧЬ.

МЕТОДИКА «ИСТОРИЯ В КАРТИНКАХ» – выявление сформированности у ребенка причинно-следственных, пространственно – временных, логических связей. Уровень развития монологической речи.

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ: серии из 3-4 картинок, с последовательным развертыванием сюжета (серии Г.Вицлака из 3 картинок и Векслера из 4 картинок)

ИНСТРУКЦИЯ: «Здесь несколько картинок, на которых нарисован один маленький рассказ. Они все перепутаны. Посмотри на них внимательно и скажи мне, с какой картинки начинается этот рассказ? А что было дальше, покажи, что было в конце?» После того как ребенок закончит раскладывать картинки, его просят рассказать историю, переходя постепенно от одного эпизода к другому. Если в раскладе допущена ошибка, то ребенку указывают на нее в процессе рассказа, при помощи наводящих вопросов. Если ребенок сам ошибку не исправляет, взрослый не должен перекладывать картинки до окончания рассказа.

АНАЛИЗИРУЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ:

· Доступность задания, возможность устанавливать связи, полнота понимания смысла

· Особенности речевого развития (объем самостоятельности речи, продуктивность и непродуктивность слов в высказывании и т.д.).

· Стратегия зрительного восприятия (целостность, фрагментарность) и общей деятельности

· Объем необходимой помощи взрослого при анализе серии картинок.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ:

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ – ребенок самостоятельно выкладывает правильный порядок расположения картинок, который соответствует логике развития или «житейской» последовательности повествования. Существенное и второстепенное описано с одинаковым вниманием.

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ – при правильной последовательности событий, рассказ составляет только с помощью наводящих вопросов взрослого. Ребенок неправильно выкладывает последовательность событий, которую исправляет при наводящих вопросах. Рассказ отрывочен и вызывает у ребенка трудности, особое внимание уделено второстепенным деталям.

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ – ребенок не смог выложить последовательность картинок, описал их отдельно друг от друга. По выложенной последовательности составляет не логичный рассказ. Выложенная последовательность не соответствует рассказу и после наводящих вопросов ребенок не меняет последовательность.

 

МЕТОДИКА «ОПИШИ КАРТИНКУ» Г.Вицлак – умение выделять существенные детали картины, определять ее основное содержание. Оценивается разговорная и связная речь (развернутость, беглость, агромматизмы).

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ: сюжетная картинка.

ИНСТРУКЦИЯ: Ребенку показывают картинку и говорят: «Расскажи подробно, пожалуйста о том, что происходит на картинке»

АНАЛИЗИРУЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ:

· Понимание смысла сюжетной картинки

· Умение построить рассказ с выделением основной мысли

· Наличие и частота употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ:

Высокий уровень – беглая речь без запинок. Ребенок понимает смысл картинки. В речи использует существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, предлоги (8-10 частей). Предложения сложной конструкции.

Средний уровень – беглая речь с паузами. Ребенок понимает смысл картинки. Наличие различных частей речи ограничено (4-7 части), рассказ с помощью наводящих вопросов взрослого. Предложения различной конструкции.

Низкий уровень – речь запинающая, прерывная. Ребенок не может передать основное содержание картинки, использует простые предложения и перечисления.

ПАМЯТЬ.

МЕТОДИКА «УЗНАВАНИЕ ФИГУР» вариант БЕРНШТЕЙНА - для определения объема кратковременной зрительной памяти, умения удерживать инструкцию взрослого.

  СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ: две таблицы с фигурами. На одной 9 фигур, на другой 24 фигуры (9 из них из первой таблицы).

ИНСТРУКЦИЯ: «Сейчас я покажу тебе на короткое время таблицу с фигурами. Будь очень внимательным, постарайся их запомнить и затем показать на другой таблице. На ней будет уже больше фигурок, но среди них будут и те, что ты запомнишь. Тебе нужно будет только их найти и показать мне».

 Время экспозиции стимульной картинки 30 секунд. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку.

АНАЛИЗИРУЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ:

· Количество узнанных фигур

· Характер ошибок узнавания (по пространственным признакам)

· Стратегия деятельности при запоминании (просмотр справа налево, слева направо, хаотично, последовательно; проговаривая, на что похоже, прорисовка пальцем и т.д.).

· Способность к узнаванию (самопроверка ребенка – показ не узнанных фигур)

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ:

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ – ребенок назвал 8-9 фигур в быстром темпе без ошибок, при самопроверке показывает фигуру, которую забыл показать.

ВЫШЕ СРЕДНЕГО УРОВНЯ – ребенок назвал 7-8 фигурок в среднем темпе, при этом мог назвать 1-2 фигуры не из первой таблицы, но после наводящего вопроса взрослого исправился. При запоминании проговаривает названия фигурок. При самопроверке показывает фигуру, которую забыл показать.

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ – ребенок назвал 4-6 фигур, мог назвать до 3 фигур не из первой таблицы. Самопроверка частичная, то есть при проверке показывает не все фигуры, которые не показал. При запоминании использует различные приемы запоминания.

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ – 0-3 картинки.

МЕТОДИКА «10 СЛОВ» А.Р.ЛУРИЯ – особенности памяти, выявление органических поражений мозга и других отклонений в психическом статусе (истощаемость, утомляемость, неустойчивость внимания).

МАТЕРИАЛ: 10 односложных и двусложных слов, не имеющих смысловой связи. Книга, сад, конь, звон, рак, дом, мир, куст, вода, мед.

ИНСТРУКЦИЯ: «Сейчас, я прочту 10 слов. Слушай внимательно, а затем повтори, сколько запомнишь». Ребенок повторяет слова, взрослый фиксирует их в протоколе. «Сейчас я снова прочту те же слова, и ты опять должен повторить их: и те, которые ты называл, и те, которые еще запомнишь». Опыт повторяют до тех пор, пока ребенок не назовет все слова (3-5 раз).

АНАЛИЗИРУЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ:

· Объем кратковременного слухоречевого запоминания (одна попытка, норма 3-4 слова)

· Скорость запоминания данного объема слов (число повторений для запоминания всего ряда – норма 8-9 слов после 5 попыток)

· Объем отсроченного воспроизведения (через 30 минут после предъявления – норма 5-7 слов)

· Уровень непосредственной памяти (не запомнил весь ряд после 5 попыток; не мог воспроизвести 2-3 слов после первой попытки и при отсроченном воспроизведении).

· Особенности слухового, фонематического восприятия

· Выявление поражений мозга и отклонений в психическом статусе (истощаемость, утомляемость, неустойчивость внимания) – составление кривой запоминания

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ:

Подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов в каждом повторе. По протоколу может быть составлена «кривая запоминания». По вертикали откладывается число воспроизведенных слов, по горизонтали – номера предъявлений десяти слов.

Кривая после незначительного подъема образует плато, то есть дети воспроизводят одно и то же количество одних и тех же слов, называют другие слова - органические поражения мозга

Кривая сначало идет вверх, а затем, поскольку после каждой пробы воспроизводится все меньше и меньше слов, кривая падает вниз – астения

При неустойчивости внимания и его колебаниях кривая имеет зигзагообразный характер.

Если попросить ребенка повторить слова через час, то результаты воспроизведения будут свидетельствовать об объеме долговременной памяти.

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ – 9-10 слов, кривая запоминания идет вверх, использовалось 5 и менее попыток

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ – ребенок воспроизвел 6-8 слов, использовались все попытки запоминания

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ – ребенок воспроизвел менее 5 слов.

ВНИМАНИЕ.

МЕТОДИКА «ОТЛИЧИЯ» - развитие объема, устойчивости внимания и наблюдательности.

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ: две картинки, которые имеют между собой 10-15 отличий.

ИНСТРУКЦИЯ: «Посмотри на эти две картинки. Они очень похожи друг на друга, но имеют 10 отличий. Постарайся найти их как можно быстрее».

АНАЛИЗИРУЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ:

· Устойчивость внимания – длительность сохранения внимания (рассматривает картинку, пока не найдет все отличия; отвлекается после каждого отличия или на середине пути; эпизодически ребенка возвращаем к выполнению задания и т.д.).

· Стратегия деятельности при сравнивании (последовательно, хаотично, эпизодические отвлечения)

· Характер ошибок (повторы отличий, неправильно названные отличия и пропущенные отличительные признаки).

· Если ребенок работал быстро, но сделал много ошибок, то это говорит, о необходимости совершенствования всех свойств внимания.

· Если испытуемый медленно включался в работу, показал низкую скорость выполнения задания, но не совершил, ни одной ошибки, то необходимо развивать восприятие ребенка.

· Концентрация внимания – сосредоточенность на рисунке (называет последовательно отличия; взгляд скользит по рисунку, не видя отличий).

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ:

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ – ребенок заинтересован, за короткое время нашел 10 и более отличий, последовательно рассматривает картинки, допускает 1-2 ошибки.

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ – ребенок сам нашел 6-8 отличий, допускает до 4 ошибок, отвлекается во время работы, помощь взрослого принимает, непоследователен в рассматривании.

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ – ребенок долго включается в работу, отвлекается, пропускает отличительные признаки, нашел менее 5 отличий.

ВОСПРИЯТИЕ

Разрезные картинки _________________________________________________________________

«Эталон» Венгер Л.А.________________________________________________________________

«Нелепицы» Забрамная_____________________________________________________________

МЫШЛЕНИЕ

«Почини коврик» Равен (серия А)_______________________________________________________

1.     2. 3.   4. 5.  6.  7.  8.   9.    10.   11.    12. 

«Сложи узор»________________________________________________________________________

«Что здесь лишнее?» ________________________________________________________________

РЕЧЬ

«Опиши картинку» Г.Вицлак__________________________________________________________

«История в картинках» (3-4)__________________________________________________________

ВООБРАЖЕНИЕ

«Дорисовывание фигур» О.М.Дьяченко_______________________________________________

ПАМЯТЬ

«Узнавание фигур» Бернштейн (серия А)______________________________________________

«10 слов» Лурия__________________________________________________________________

ВНИМАНИЕ

«Отличия»________________________________________________________________________

САМООЦЕНКА

«Лесенка»________________________________________________________________________

«Рисунок человека»________________________________________________________________

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

«Выбери нужное лицо» тревожность Р.Тэммл_________________________________________

Агрессивность (опросник) Лаврентьева_________________________(родит -      б; восп -      б)

Коммуникативно-личностные особенности (опросник)_____________(род. -      б; восп. -      б)

Сформированность сюжетно-ролевой игры (опросник)_______________________(восп. -    б)


ЗАКЛЮЧЕНИЕ, РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

РЕКОМЕНДАЦИИ ЛОГОПЕДА___________________________________________________________

ПОДПИСЬ РОДИТЕЛЕЙ__________________________(расшифровка)________________________

Методика «Эталон»

эталон Ошибки детей
   
   
   
   

Методика «Что здесь лишнее»

  1 2 3 4
классификация        
обобщение        

Методика «10 слов»

слова 1 2 3 4 5  30минут
книга            
сад            
конь            
звон            
рак            
дом            
мир            
куст            
вода            
мед            
Правильно            
ошибки            

«Выбери нужное лицо»


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.201 с.