Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2020-01-13 | 1817 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Композиционные особенности стихотворения «Тучи» (5 б.)
В композиционном плане стихотворение включает в себя три строфы. В основе произведения — прием сравнения. Лирический герой ассоциирует себя с вечными странниками-тучами: «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники». Образ туч (частый образ в русской поэзии) — «вечных странников» наделяет стих особой остротой. Кто остановит тучи? Кому дано такое право? Тучи свободны; они вольны в своём движении. Сравнивая себя с тучами, лирический герой представляет себя таким же изгоем (странником), мятущимся без близких по духу людей по жизненной стезе.
Во второй строфе лирический герой пытается определиться с гонителем: «Кто же вас гонит: судьбы ли решение?..» Освещая этот вопрос, Лермонтов использует особые средства, специальные обороты речи («риторическое обращение»). Риторическое обращение никогда не требует ответа.
Третья строфа начинается со слова «нет». Нет — это противопоставление. Его и можно заметить. Если тучам нет никакого дела до мира страстей и страданий, то лирический герой совершенно в другой ситуации: он терзается и тревожится. Любимую родину вынуждают покинуть. Это горестно. А у туч нет родины. Незнакомо им понятие «изгнание».
Темы и мотивы стихотворения «Тучи» (5 б.)
Проводя анализ стихотворения «Тучи» можно сказать, что главными темами стихотворения являются темы одиночества и свободы. Автор описывает терзания лирического героя, вынужденного оставить обжитые места, и мчаться хоть и сторону теплую, южную, но не родную. Лирический герой — изгнанник. Мотив изгнания красной нитью проходит через всё стихотворение. Что такое изгнание? Изгнание — тип наказания, смысл которого состоит в том, чтобы переместить лицо или группы лиц с места обычного проживания на иную территорию под страхом тюремного заключения или казни.
|
Средства поэтической выразительности стихотворения (5 б.)
Эпитеты — «тайная зависть», «ядовитая клевета», «открытая злоба», «степью лазурною», «с милого севера», «цепью жемчужною».
Метафоры — «мчитесь вы, кто же вас гонит», «чужды вам страсти и чужды страдания», «вам наскучили нивы».
Олицетворение — «тучки — странники»
Стихотворный размер (5 б.)
Стихотворный размер — дактиль.
Дактиль — трёхсложная стопа, характерная для в русского силлабо-тонического стихосложения, в которой ударение падает на первый из трёх слогов.
ТУЧ-ки не-БЕС-ны-е, ВЕЧ-ны-е СТРАН-ни-ки.
III -й уровень. Творческое задание (1 задание – 30 баллов: 15 и 15 баллов)
Напишите сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем (от 0,75 страницы),
Моё любимое стихотворение А.С. Пушкина
Мой Лермонтов
Моя любимая басня И.А. Крылова
IV-й уровень. Выразительное чтение наизусть.
10. Художественное чтение. Поясните выбор художественного произведения. (10 баллов)
Художественное чтение – публичное исполнение произведений литературы (стихов, прозы, а также публицистики), драматических отрывков.
КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ МЕЖЛИЦЕЙСКОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ЭТАПА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Учебный год
ЛИТЕРАТУРА
Класс
I-й уровень (6 заданий = 30 баллов)
1. Мотивы лирики А. С. Пушкина разнообразны. Соотнесите указанные стихотворения поэта и мотивы (темы) его лирики (1б.*5=5 баллов)
1) | «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Эхо», «Памятник». | а) | Тема поэта и поэзии; |
2) | «Три ключа», «Дар прекрасный, дар случайный», «Цели нет передо мною», «Кавказ», «Бесы». | б) | вольнолюбивая лирика; |
3) | «Я вас любил», «Не пой, красавица, при мне», «К***», «В последний раз твой образ милый». | в) | любовная лирика; |
4) | «Зимняя дорога», «Воспоминания», «Предчувствия», «Дорожные жалобы». | г) | тема одиночества; |
5) | «Андрей Шенье», «Арион», «В Сибирь», «Анчар», «Деревня», «Дурацкий колпак». | д) | философская лирика. |
|
Ответ.
1 — а) тема поэта и поэзии, 2 —д) философская лирика, 3 — в) любовная лирика, 4 — г) тема одиночества, 5 — б) вольнолюбивая лирика.
2. Определите, что такое кульминация и что является кульминацией романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». (2б+2б.=4 балла)
1. Элемент композиции, в котором художественный конфликт достигает критической точки своего развития и требует обязательного немедленного разрешения. 2. Элемент композиции, в котором возникает художественный конфликт. 3. Элемент композиции, в котором происходит разрешение или снятие основного конфликта. | 1. Дуэль Онегина и Ленского. 2. Объяснение Татьяны в любви Онегину. 3. Бал в доме Лариных. 4. Объяснение Евгения и Татьяны на балу в доме князя. |
Ответ
1 – 4
3. Определите стихотворный размеротрывков из произведений М.Ю. Лермонтова (1б.*5=5 баллов)
1) | Ямб | а) | Листья в поле пожелтели, И кружатся, и летят; Лишь в бору поникши ели Зелень мрачную хранят. |
2) | Хорей | б) | Над морем красавица-дева сидит; И к другу, ласкаяся, так говорит... |
3) | Анапест | в) | Приди ко мне, любезный друг, Под сень черемух и акаций, Чтоб разделить святой досуг В объятьях мира, муз и граций. |
4) | Амфибрахий | г) | Чисто вечернее небо, Ясны далёкие звёзды, Ясны, как счастье ребёнка... |
5) | Дактиль | д) | Будь со мною, как прежде бывала; О, скажи мне хоть слово одно; Чтоб душа в этом слове сыскала, Что хотелось ей слышать давно... |
Ответ
1 – в), 2 – а), 3 – д), 4 – б), 5 – г)
4. Определите тип рифмовки. (3 балла)
1) | Перекрёстная | а) | В море царевич купает коня; Слышит: «Царевич, взгляни на меня!» Фыркает конь и усами прядет, Брызжет и плещет и дале плывёт. |
2) | Параллельная | б) | Но скоро сей порыв чудесный Слабел в груди его младой, И утомленный и немой Он забывал огонь небесный. |
3) | Кольцевая | в) | Замолкли звуки чудных песен, Не раздаваться им опять: Приют певца угрюм и тесен, И на устах его печать. |
Ответ
1 – в), 2 – а), 3 – б)
5. Охарактеризовать рифму. ( 4*1б. = 4 балла)
1. Вдохновенный — священный.
2. Молвой — головой.
|
3. Бросить — покосит.
4. Темнотой — больной.
Ответ
1. Вдохновенный — священный. (Женская, точная, бедная.)
2. Молвой — головой. (Мужская, точная, богатая.)
3. Бросить — покосит. (Женская, неточная, бедная.)
4. Темнотой — больной. (Мужская, точная, бедная.)
6. Определите писателя по фактам биографии (1*3=3 б.). Дополните предложенную последовательность 2 фактами из его жизни (0,5*2*3=3 б.) и назовите 2 его произведения (0,5*2*3=3 б.) .(9 баллов).
А) | Родился в 1766 году в Симбирске, в семье провинциальных дворян. Получил хорошее образование в частной школе немца – профессора Московского университета. После окончания школы познакомился с И.П. Тургеневым, который ввел его в среду масонов. Стал писать для московских журналов. |
Два факта из жизни: а) б) | |
Два произведения: а) б) | |
Б) | Родился в Москве. Отец, Сергей Иванович, – офицер, вышедший в отставку в 1785 г. в чине секунд-майора; мать Настасья Федоровна (из более старинного рода однофамильцев). В августе 1828 г. женился на дочери грузинского поэта и военно-административного деятеля А.Г. Чавчавадзе, Нине Александровне… |
Два факта из жизни: а) б) | |
Два произведения: а) б) | |
В) | Был солдатом, а потом и офицером Преображенского полка, участвовал в подавлении восстания Е. Пугачева, был губернатором г. Тамбова, позже сенатором, был министром юстиции и членом Государственного совета. Стал известен в литературе, когда ему уже было 40 лет. |
Два факта из жизни: а) б) | |
Два произведения: а) б) |
Образец ответа
А) Н.М. Карамзин.
Совершил путешествие по Европе, издатель журналов «Московский журнал» и «Вестник Европы»,
историограф, много общался с Александром I
«Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», «Марфа Посадница», «История государства Российского».
Б) А.С. Грибоедов.
Закончил Московский университет с двумя дипломами, во время Отечественной войны 1812 года записался в кавалерию, но в военных действиях участия не принимал, назначен русским послом в Персию, где и погиб). «Горе от ума», «Студент».
В) Г.Р. Державин.
Родился и учился в гимназии в Казани,
в последние годы жил в имении Званка. «Фелица», «Водопад», «На смерть Мещерского».
|
II-й уровень (2 задания: 10 и 20 балов = 30 баллов)
7. Решите литературную задачу. (10 баллов)
Изучив «облако слов», определите название произведения (2 б.), вспомните его жанр (2 б.), автора (2 б.). Какой юбилей мы отмечаем в этом году? (1 б.) Назовите 3 произведения этого писателя-юбиляра 2019 года (3 б.).
Образец ответа
«Тарас Бульба».
Повесть.
Н.В. Гоголь.
Лет со дня рождения.
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!