О смирении, терпении, путь терпения — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

О смирении, терпении, путь терпения

2020-01-13 89
О смирении, терпении, путь терпения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение 4

Методика работы со сказками 5

О смирении, терпении, путь терпения 6

О зависти 9

О жадности, милосердии, милостыне 12

О совести 14

О любви 18

О наказании 22

О внимании друг к другу 25

О служении 28

О любви к родителям 31

Разговор о смерти 33

Приложение 1. Справка о работе детского социально-реабилитационного центра Балашихинского района

«Росинка» 37

Приложение 2. Практическая симфония 39

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Специалисты нашего Центра убедились на опыте, что многие заболевания, которыми страдают дети, возникают по причине безнравственного поведения, злых поступков, жесткосердных мыслей и чувств самих детей или того окружения, в котором ребенок вынужден сосуществовать.

Например, если родители в семье проявляют нелюбовь друг к другу или к своему ребенку, то у последнего могут развиться патологии (вегетососудистая дистония, неврозы, энурез, другие заболевания). Некомфортная обстановка в детском коллективе, школе также может спровоцировать заболевания нервной и сердечно-сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта и другие.

Выяснилось, что система реабилитационной работы может быть полностью результативной только в том случае, когда она учитывает еще один аспект жизнедеятельности человека – его духовно-нравственную основу.

Зачастую духовно ориентированное содержание подменяют психотерапией. Психология (от греческого – «наука о душе») не может претендовать на целостное познание души, так как давно утеряла связи с духовным источником.

Так же обстоит дело и с педагогикой, которая, ориентируясь на такую психологию, считает, что только воздействием на психику ребенка можно добиться положительных результатов воспитания.      

Заданная схема не работает ни в первом, ни во втором случае.

Мы беседуем о любви, совести, смирении, грехе, разрушающем душу и тело; рассуждаем о том, как человек обретает мир в своей душе; свидетельствуем о полноте, состоятельности личности – все это нельзя усвоить методами рациональных наук.

Ни в коем случае не отрицая современные завоевания медицины, психологии, педагогики, мы поняли, что полноценную помощь «по восстановлению нарушенных функций организма» (чем призвана заниматься реабилитация) возможно оказать только при условии соблюдения принципа, который существует в христианской антропологии:  целостности человека в Духе, Душе и Теле.

Результаты анкетирования родителей, чьи дети посещают наш Центр, показали, что духовно-нравственная реабилитация стоит на одном из первых мест по степени востребованности.

Предлагаемый цикл бесед проходил апробацию на протяжении десяти лет в разных аудиториях: в воскресной школе, в общеобразовательных школах (как в младших, так и в старших классах). С ним были ознакомлены заведующие детскими садами г. Железнодорожного Московской области; учителя, преподающие предмет «Основы духовно-нравственной культуры» Ногинского района; семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями; ветераны, пенсионеры центра «Родное Подмос-ковье» из Балашихинского района и другие.  

Опыт показал, что после бесед происходит глубокое переосмысление личностных проблем, снимаются ощущения тревоги, страха, душевной тоски, неудовлетворенности, открывается понимание причин трудностей нравственного и духовного характера.

МЕТОДИКА РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ

 

Привычный для нас еще со школы логико-понятийный способ выражения мысли в данном цикле бесед «не работает». Мы беседуем о совести, о любви, о трусливом или добром сердце, о смерти. Для нас это – не абстрактные понятия, а образы-символы, где образ и смысл слиты воедино. Такой язык не переводим на язык понятий. Потому-то и не выстраивается логическая цепочка рассуждений, чтобы их усвоить.

В этом способе нет ничего нового. В литературе многозначное поэтическое слово обладает  такой способностью: раскрывать нам многогранность мира, через  образы-символы. Поэтому поэзия сложна для  тех, кто воспринимает ее рассудком, а открывается только тем, кто принимает сердцем.  

По этой же причине язык Священного Писания сокрыт для человека с рациональным складом ума. Усвоение языка Библии не сделает нас религиозными, однако именно он служит источником знания о духовно-нравственном законе жизни.        

Образный язык волшебных сказок помогает вести беседу в живой, активной форме диалога, не просто рассуждать о проблемах духовно-нравственного характера, но и выявлять причины, источ-ники, следствия этих проблем в доступной для собеседников форме.

Разный возраст детей требует и неодинакового подхода. Младшим (от 4-х лет) необходима большая вариативность приёмов и методов. Например, беседа (не более 10–15 минут), театрализация (импровизация сказки непосредственно на встрече), творческие задания (нарисовать жадного муравья, слепить из пластилина легкомысленную стрекозу). Полезно использовать слайды, репродукции, диафильмы. Старшим детям и подросткам предоставляется больше самостоятельности.

Хорошо зарекомендовал себя метод сократической беседы, при котором руководитель (сказочница, воспитатель, педагог-организатор) выстраивает систему вопросов так, что выводы, которые делают собеседники, становятся плодом их личного  умозаключения, а не руководителя.

Важно избавиться еще от одной «вредной» педагогической привычки: назидать, учить, настаивать. Ведь мы, порой, сами не соответствуем тем моральным представлениям, о которых рассказываем. «Делай, как я!» – на опыте эта позиция многих современных учителей вызывает у детей (особенно у подростков)  обратную реакцию – несогласие, тем самым не оставляя им вариантов для самосовершенствования. Наш принцип «Не навредить!» диктует и соответствующие приемы: рассказывать, свидетельствовать, созидать, создавать условия для свободного, самостоятельного выбора.

Волшебные сказки подобраны последовательно, по мере постепенного накопления личного духовного опыта. Поэтому каждая встреча – это основа для содержания  последующей беседы. Сказки «не самостоятельны», а задуманы единым циклом, где значимо каждое звено в единстве целого.  

И последнее. Необходимо быть осторожными в выборе произведений. Несколько поколений воспитаны на ложном мировоззрении и ложных лозунгах, которые извратили истину и лейтмотивом звучат во многих произведениях. Это касается многочисленных редакций сказок, например: «Гуси-лебеди» в обработке М. Булатова (Изд. Малыш, 1985), Ш. Перро «Волшебные сказки», перевод Н. Касаткиной (М.: Детская литература, 1966),      С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» под редакцией Н.К. Покровской (Изд. Советская Россия, 1992) и других, не пригодных для наших бесед. Эти издания подогнаны к мировоззрению социалистического реализма, идеологии, царившей более 85 лет, выхолощенной от идей духовно-нравственного просвещения. Нужно подбирать неадапти-рованные издания, где открывается нам истинное слово, бережно сохраненное народом, помогающее переосмыслить путь своей собственной жизни, важное для духовного здоровья людей.

Цели и задачи беседы:

· Познакомить с  нравственными качествами: смирением (от мира в душе), душевной красотой, терпением.

· Рассказать о путях достижения красоты и гармонии, через осознание ответственности за ближнего, любви и уважения к матери, родителям и др.

· Приобщать к  бережному и внимательному общению друг с другом.

 

Ход беседы:

СКАЗОЧНИЦА: Золушка была красивой?

ОТВЕТ: Да.

СКАЗОЧНИЦА: Посмотрите внимательно на рисунок, изобража-ющий Золушку. Как же её можно назвать красивой, если у неё испачканы лицо и руки сажей, на фартуке заплатка и пятна? Ведь Золушке приходилось выполнять самую грязную и тяжёлую работу в доме, спать на ящике с углем. Кого это украсит?

Попробуем разобрать.

Давайте прочитаем, что о Золушке говорит автор: «А все-таки Золушка в своем стареньком платьице, перепачканном золой, была во сто раз милее, чем её сестрицы, разодетые в бархат и шелка».

Почему, как вы думаете?

ОТВЕТЫ.

 СКАЗОЧНИЦА: Подлинная красота – не во внешнем проявлении, а в душе. Мы называем это – красота души. Вы замечали, что нередко при общении с другим человеком, вам становится не так важно, как он одет, красиво ли его лицо, главное –  добр ли он с вами, правдив ли?

А на кого была похожа Золушка? Найдите в тексте слова автора.

ОТВЕТ: «У мужа тоже была дочка, добрая, приветливая, милая – вся в покойную мать. А мать её была самая красивая и добрая женщина на свете».

СКАЗОЧНИЦА: Ведь все лучшее и доброе мы берём от родителей, а мама для каждого – самая красивая, самая добрая на свете! Надо помнить об этом, ценить и беречь её.

Далее читаем: «Бедная девушка молча сносила все обиды и не решалась пожаловаться даже отцу…»       

СКАЗОЧНИЦА: Поясните мне, пожалуйста, почему она молчала и «не решалась пожаловаться»?

ОТВЕТЫ.

СКАЗОЧНИЦА: И в этом тоже проявление доброты характера Золушки – иначе: берегла отца от своих жалоб! Она была очень терпелива и добра.

Давайте прочитаем, как Золушка общалась со злой мачехой и её дочерьми?

ОТВЕТ: Когда золушкины сестры получили приглашение на бал, то принялись выбирать наряды и придумывать, как бы причесаться, чтобы удивить всех гостей и понравиться принцу. У бедной Золушки хлопот прибавилось. Ей пришлось «гладить сестрам платья, крахмалить их юбки, кроить воротники и оборки… Сёстры то и дело подзывали Золушку и спрашивали у неё, какой выбрать гребень, ленту или пряжку…”

СКАЗОЧНИЦА: Почему же сёстры все время спрашивали совета у Золушки, хотя не любили её и презирали? Найдите ответ в тексте сказки.

ОТВЕТ: Автор говорит: «Они знали, что Золушка лучше понимает, что красиво и что не красиво”.

СКАЗОЧНИЦА: Да, Золушка понимала красоту, все тонкости её проявления, её гармонию. Помните, как сестры при этом издевались над Золушкой?

ОТВЕТ: «А что, Золушка, хотелось бы тебе поехать на королевский бал?» «Вот бы была умора, если бы такая замарашка явилась на бал!»

СКАЗОЧНИЦА: Как отвечает им Золушка?

ОТВЕТ: «Ах, что вы, сестрицы! Вы смеётесь надо мной! Разве меня пустят во дворец в этом платье и в этих башмаках?»

СКАЗОЧНИЦА: Если бы над вами так смеялись, смогли бы вы так смиренно (мирно), кротко ответить? И как бы вы причесали своего обидчика при этом?

ОТВЕТ: Я бы сделал безобразный начес…

СКАЗОЧНИЦА: Но только не Золушка! Посмотрите, что пишет автор: «Другая бы на месте Золушки причесала бы сестриц как можно хуже. Но Золушка была добра: она причесала их как можно лучше».

Она обладала удивительным даром: со- радоваться (совместно радоваться) радости чужой, как своей.

*Приставка «со» в словах: сочувствовать, сострадать, сообщность и т.п. говорит о совместности, единстве, собирании людей.

Да, долго она терпела несправедливость, сносила обиды… Кто помог Золушке?

ОТВЕТ: Фея.

СКАЗОЧНИЦА: Кем приходилась фея Золушке?

ОТВЕТ: Крёстной.

СКАЗОЧНИЦА: Кто такая крёстная?

ОТВЕТ: Духовная мать, одна из ответственных за всё, что происходит с её крестником или крестницей плохого и хорошего…

СКАЗОЧНИЦА: Помощница, защитница, наставница…

И появилась она вовремя, когда Золушке было совсем плохо, крёстная застала её в слезах… И вы, конечно, помните все чудеса и превращения, которые произошли с Золушкой…

ОТВЕТЫ.

СКАЗОЧНИЦА: Счастливый конец у сказки?

ОТВЕТ: Да.

СКАЗОЧНИЦА: А почему Золушка дождалась своего счастья?

ОТВЕТ: Потому, что она была терпеливой, смиренной, доброй, красивой…

СКАЗОЧНИЦА: Да, красоты без добра не бывает! Золушка жила со злой мачехой и ее дочерьми и была послушной, терпеливой, доброй. А мы, живя в любви со своими родными, поступаем зачастую не лучшим образом, обижая их, капризничая…

Мудрые люди также учат нас: ”Терпение даже важнее иногда иных благоугодных дел” (Златоуст в 31 беседе на Евангелие от Матфея). Поэтому давайте стараться быть терпеливыми друг к другу, добрыми, внимательными, чтобы, в конце концов, стать счастливыми!

О ЗАВИСТИ

(По сказке А.С. Пушкина

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

 

Цели и задачи беседы:

·  Рассказать об источниках зла: зависти, гордости, своенравии, злости.

·  Раскрыть красоту качеств, присущих нравственному человеку.

·  Воспитывать непримиримость к проявлениям всякого в себе зла, своеволия.  

 

Ход беседы:

СКАЗОЧНИЦА: О каких нравственных качествах мы говорили на прошлой беседе?

ОТВЕТ: О смирении, терпении, доброте, душевной красоте, кротости…

СКАЗОЧНИЦА: Сегодня мы с вами прочитаем ещё одну сказку, где зло борется с добром. Это «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина. Прочитаем её внимательно:

                    «Царь с царицею простился,

                   В путь-дорогу снарядился,

                   И царица у окна      

                  Села ждать его одна…»

                   (До слов: «… гордо в зеркальце глядясь»).

СКАЗОЧНИЦА: Какие черты характера подчеркивает поэт у мачехи в этом отрывке?

ОТВЕТ: Гордость, самолюбование, хвастовство… и др.

СКАЗОЧНИЦА: Это и есть проявление своеволия, эгоизма. Такой человек живет своими законами, отличными от закона нравственного. И если не бороться, не искоренять из своего сердца эти дурные качества, то они могут привести ещё к большей беде, к еще худшему пороку. Давайте проследим это по сказке:

                 «Но царевна молодая,

                 Тихомолком расцветая…»

                 (До слов… «Королевич Елисей»).

Когда мачеха увидела, что рядом расцветает и становится красавицей молодая царевна, как она стала себя вести, что делать?

Проследите по тексту.

ОТВЕТ: «На девичник собираясь,

Вот царица, наряжаясь

Перед зеркальцем своим,

Перемолвилася с ним:

«Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?»

Что же зеркальце в ответ?

«Ты прекрасна, спору нет,

Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее».

Как царица отпрыгнет,

Да как ручку замахнет,

Цель и задачи беседы:

· Рассказать о том, что означает: быть милосердным.

· Свидетельствовать о том, как делать добрые дела.

· Воспитывать осознанное неприятие к грехам бессердечия и немилосердия.

 

Ход беседы:

СКАЗОЧНИЦА: Как легко мы научились сочувствовать и утешать. И нам легче отдавать, т.е. творить милость в радости, чем принять в радости милость самому.

СКАЗОЧНИЦА: Давайте найдем в этимологическом словаре, что означает слово «милосердие»?

ОТВЕТ: Слово «милосердие» состоит из двух слов (латинских): первое – «достоин сожаления, милости», второе – «сердце».

 СКАЗОЧНИЦА: Давать милостыню, какую-то материальную помощь, или совет, легче (правда, если человек добр сердцем), а вот признать в себе человека, «достойного сожаления, милости» – оказывается очень трудно. А значит, и принять помощь с радостью и открытым сердцем мы не можем.

Иногда можно услышать такую фразу: «Я всю жизнь прожил и ни копейки ни у кого не взял!»  Какая черта характера, уже знакомая нам по сказкам, проявляется в этой фразе?

ОТВЕТ: Гордость…

СКАЗОЧНИЦА: Но какая-то ложная гордость. Человек не может быть «сам по себе» и жить, ни от то кого не завися.

Кто ходит в церковь, знает, как священник обращается к людям?

ОТВЕТ: Братья и сестры…

СКАЗОЧНИЦА: Да, мы все связаны кровными, духовными узами, даже те, кто не ходит в Храм.  И если рядом брат или сестра, трудно ли тогда принять от них помощь, милость?

Подумайте об этом, пожалуйста.

А сейчас обратимся к литературному произведению, перейдем уже на понятный нам язык литературных образцов. Внимательно перечитаем басню И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».

 Что рассказывается в басне про стрекозу?

 ОТВЕТ: Легкомысленная стрекоза «лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза…» «Нужда, голод настает, стрекоза уж не поет …» «Злой тоской удручена, к Муравью ползет она…»

СКАЗОЧНИЦА: Пока Стрекоза «лето целое все пела», чем занимался Муравей?

ОТВЕТ: Можно предположить, что муравей все лето готовился к холодной зиме, трудился в поте лица, заготавливал запасы…

СКАЗОЧНИЦА: В учебной литературе всегда осуждалась легкомысленная Стрекоза и ставился в пример трудяга Муравей. Но давайте посмотрим на ситуацию с нравственной точки зрения. О чем попросила Стрекоза Муравья (по тексту)?

ОТВЕТ: «Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!»

СКАЗОЧНИЦА: «До вешних только дней» – это большой срок?

ОТВЕТ: Да, надо пережить долгую зиму до весны.

СКАЗОЧНИЦА: Почему Муравей отказал Стрекозе, как вы думаете?

ОТВЕТ: Он наказал Стрекозу за легкомыслие. Надо было как он, Муравей, работать, чтобы не умереть с голоду зимой.

СКАЗОЧНИЦА: Да, трудись как Я, в поте лица, делай запасы, а то поздно будет… Но, отказав Стрекозе в приюте, на что он ее обрек?

ОТВЕТ: На смерть…

СКАЗОЧНИЦА: Кто дает нам право рассуждать над тем: достоин тот или иной нашей милости или нет? И не скрывается ли за этими нашими рассуждениями обыкновенная муравьиная жадность?

Вспомните сказку А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», какие черты характера привели злую мачеху к убийству?

ОТВЕТ: Гордость, своенравие, злость, зависть…

СКАЗОЧНИЦА: И опять мы можем выстроить цепочку: жадность – немилосердие (жестокосердие) – убийство! Один порок ведет к еще большему пороку!

Хочу закончить словами, оставленными для нас в наставление: «Потому что мы все покоим себя, боимся пожертвовать своими удобствами для удобства ближних. Отсюда неисцельно страдаем грехами бессердечия и немилосердия». «Мы начинаем подсчитывать доходы другого, обсуждать его жизнь, всячески ища поддержку своей жадности». (Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). «Опыт построения исповеди по Заповедям блаженства». Изд. Свято-Успенского Псково - Печерского монастыря. 1993. С. 83.). Будем помнить об этом!

 

О СОВЕСТИ

(По сказке А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке»)

 

Цели и задачи беседы:

· Раскрыть понимание  чувства совести.

· Воспитывать чувства ответственности в себе, бдительности по отношению ко злу.

Ход беседы:

И забыл он перед ней

Смерть обоих сыновей ».

СКАЗОЧНИЦА: Как же так? Только что выл от горя и тут же забыл смерть обоих сыновей. Почему?

ОТВЕТ:...?

СКАЗОЧНИЦА: Давайте разберемся. Человек, который не просвещен духовно, открыт для зла. Он  даже может не понимать, где добро, а где - зло. Единственный выход – слушать свою совесть. Только она может служить нам ориентиром в распознавании греха. (В церкви мы исповедуемся, прежде всего, в том, в чем обличает нас наша совесть).

Дадон так и не понял, для чего мудрец подарил ему петушка. Посмотрите, что происходит с царем далее. Прочитайте, пожалуйста.

ОТВЕТ: «И потом, неделю ровно,

Покоряясь ей безмолвно,

Околдован восхищен,

Пировал у ней Дадон».

СКАЗОЧНИЦА: Так, о каком враге предупреждал петушок?

ОТВЕТ: Здесь враг – Шамаханская царица. Она воплощение греха! Почему мы это узнаем?

Несмотря на то, что царица красива, миловидна, однако плодами ее проявления служат: и смерть обоих сыновей, и омертвелость души Дадона. («По плодам их судите о них»). Беды могло бы и не произойти, если бы царь Дадон с самого начала понял бы, о каком враге предупреждал петушок – его совесть.

СКАЗОЧНИЦА: Вот почему нет следов битвы с другим врагом. Царь «околдован», «покорен», он уже сам в «сетях» греха и в этом очаровании греха, окаменелости души совершает убийство мудреца, который второй раз приходит ему на помощь, требуя Шамаханскую царицу.

СКАЗОЧНИЦА: Как себя ведет царица? Найдите хоть одно слово, произнесенное ею.

ОТВЕТ: Слов нет. Только расхохоталась после убийства мудреца:

«…Вся столица

Содрогнулась, а девица –

Хи-хи-хи да ха-ха-ха!

Не боится, знать, греха.

Царь хоть был встревожен сильно,

Усмехнулся ей умильно».

СКАЗОЧНИЦА: Царь, взяв на душу еще больший грех, обрекает и себя на гибель: в конце он погибает.

СКАЗОЧНИЦА: А что стало с Шамаханской царицей?

ОТВЕТ: Она исчезла.

СКАЗОЧНИЦА: Да, совершив свое страшное дело (погибель живой души) она исчезла.

Вывод: когда наша совесть – петушок, сидящий высоко на шпиле, – закричит, предупреждая о враге, надо быть начеку!

СКАЗОЧНИЦА: Внимательнее перечитайте сказку, проследите за героями.

Подумайте над вопросом, в какие одежды может рядиться «враг» и как же его распознать?

 

О ЛЮБВИ

(С.Т. Аксаков. Аленький цветочек.

Сказка ключницы Пелагии. Изд. Дет. лит. 1983.)

 

Цель и задачи беседы:

·  Раскрыть понимание чувства любви как служения ближнему и семейного брака как проявления этого служения.

 

Ход беседы:

СКАЗОЧНИЦА: Сегодня предстоит нам сложный разговор о любви.

В сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» говорится о любви как особом даре человека.

Купец имел несметные сокровища: жемчуга, драгоценные каменья, серебро, золото, но самым большим богатством были его дочери.

Собираясь по торговым делам за море, за тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство, купец обещает дочерям привезти подарки.

Как вы думаете, почему купец дал три дня сроку дочерям, чтобы выбрать себе подарок?

ОТВЕТ.

СКАЗОЧНИЦА: Да, выбрать себе подарок очень сложно, в этом выборе проявляется суть человека: черты его характера, потаенные желания… Поэтому и было дано три дня на раздумье.

Обратили ли вы внимание на то, как почтительны дочери к отцу? (Словами текста).

ОТВЕТ: «Старшая дочь поклонилась отцу в ноги…» (И так поступает каждая из дочерей, прежде чем обратиться к нему).

СКАЗОЧНИЦА: В наше время, к сожалению, отношение детей к родителям потеряло ту строгость и почитание, которое было раньше.

Как характеризует каждую из дочерей выбор для себя подарка? (Одна выбрала золотой венец, другая – зеркало «из хрусталя восточного, цельного, беспорочного»).

ОТВЕТ: Венец – это символ гордости, желания покрасоваться, жажда славы, почета, богатства. Зеркало – символ эгоизма,  самости, самолюбования своей внешней красотой.

СКАЗОЧНИЦА: Обратите, пожалуйста, внимание на то, что достать такие подарки для дочерей купцу трудно, однако ничего не жалко для любимых детей, и он знает, где можно найти их: «Работа будет нелегкая, да для моей казны супротивного нет», – рассуждает отец.

Что попросила младшая дочь?

ОТВЕТ: Младшая дочь попросила аленький цветочек, «которого краше не было бы на белом свете».

СКАЗОЧНИЦА: Что же в мире может быть краше всего на свете?

Прежде, чем мы разберемся, что означает аленький цветочек, расскажу вам одну сказку. (Прочитала в одном детском журнале). 

Три мальчика гуляли по лесу. Вдруг из ямы они услышали тоненький голосок. Первый подошел к яме и спросил: «Эй, кто там кричит, просит о помощи?» А из ямы: «Это я, твое счастье, проси, что хочешь!» – «Я хочу много денег…» И вдруг из ямы прямо ему в руки вылетает кошелек, туго набитый деньгами. Подбежал к яме второй мальчик: «А я хочу быть отличником…». Из ямы ему в руки вылетает дневник, усыпанный пятерками. Третий мальчик подошел к яме и сказал: «Бедное счастье, что ты там в темноте сидишь, дай-ка я тебя вытащу». Вытащил он счастье, и оно тихонько покатилось за ним…

Понравилось? Непростая сказка… В жизни, если чего-то очень хочешь, как правило, получаешь, но вознаграждается лишь тот, кто научится жить, поступая по совести, как последний мальчик. (Поэтому счастье осталось с ним навсегда).

Вернемся к аленькому цветочку…

Что ответил отец младшей дочери после ее просьбы?

ОТВЕТ: «Аленький цветочек не хитро найти, да как же мне узнать, что краше его нет на белом свете?»

СКАЗОЧНИЦА: Отправился купец по чужим сторонам заморским. Все у него получается, все спорится. Для двух дочерей подарки нашел, а заветного гостинца для меньшой найти все не мог. Бродил купец по лесу дремучему, по бурелому непроходимому, а как нашел дорогу, путь легче стал, хорошо ему, все думает, что за чудо совершается.

Много чудесного с ним произошло в лесу. Перекрестившись, вышел на дворец «королевский или царский», угостился там, отдохнул…

Снятся купцу дочери – веселым-веселехоньки, а печальная одна дочь меньшая – любимая. Скучает купец, и на душе у него после сна радостно и нерадостно. В саду нашел он цветок аленький и понял, что краше его на всем свете нет.

Как же он вдруг понял, что это именно тот самый аленький цветочек?

ОТВЕТ: …?

СКАЗОЧНИЦА: Давайте разбираться дальше.

Гордое сердце вокруг себя ничего не замечает и быстро забывает хорошее, а у сердца чуткого – и испытаний, и страданий за другого человека больше.

У купца даже не мелькнуло мысли, что нельзя срывать цветок. Но он его сорвал!

Почему после того, как купец сорвал цветок, вся природа померкла, налетел ветер, стало темно?

ОТВЕТ: Сорвал цветок – нарушил гармонию, совершил насилие над миром, который приютил его, пригрел.

СКАЗОЧНИЦА: Совершил зло – и на тебя тоже восстает зло: появляется чудище.

Когда мы по своему несовершенству, незнанию делаем зло ближнему, то и он может предстать перед нами тоже в некрасивом, даже безобразном виде.

Как ведет себя купец? Как оправдывается за совершенное зло?                          

ОТВЕТ: Он кается: «…Каюсь я в своей вине перед твоим величеством. Ты прости мне, неразумному и глупому, отпусти меня к моим дочерям родимым и подари мне цветочек аленький на гостинец моей меньшой, родимой дочери. Заплачу я тебе из казны золотой, что потребуешь».

СКАЗОЧНИЦА: Но от зла не так легко избавиться, да и откупиться деньгами –  невозможно! Зло тем и коварно, что чаще всего за наши проступки страдают родные и близкие.

Что потребовало чудище за то, что купец погубил аленький цветочек?

ОТВЕТ: Выкуп – живую душу, самое драгоценное, что есть на земле.

СКАЗОЧНИЦА: Купец решает перед гибелью повидаться с дочерьми и дать им свое родительское благословение: «А коли они меня от смерти избавить не захотят, то приготовиться к смерти по долгу христианскому и воротится к лесному зверю, чуду морскому».

Как встретили купца дочери? (По тексту).

ОТВЕТ: «Стали старшие дочери его допрашивать, не потерял ли он своего богатства великого, меньшая же дочь говорит: «Мне богатства твои не надобны: богатство дело наживное, а открой ты мне свое горе сердешное…»

СКАЗОЧНИЦА: Да, сердце неумное, гордое, корыстное большей беды, чем потерять богатство, не знает, а сердце чуткое, как у младшей дочери, чувствует беду. Вот почему старшие дочери отказались спасти отца.

Младшая же дочь смогла своей любовью залечить рану, которую нанесла: вместо отца отправилась к чудищу и  вернула на место цветочек, который сразу же расцвел краше прежнего. И зажила она счастливо у чудища, зная, что спасла батюшку, с чувством выполненного долга.

Нет жизни лучше, когда живешь, выполняя долг свой!

Как складывались отношения между дочерью купца и чудищем, проследите по тексту.

ОТВЕТ: Привыкнув к добру, которое ее окружает и вниманию, она захотела услышать голос хозяина. Услышав «рык звериный», испугалась, но виду не подала. Стали они беседовать изо дня в день, и решилась она тогда увидеть чудовище. От страха упала в обморок, но все же начали они гулять вместе, и хотя ей было страшно - вида не показывала.

СКАЗОЧНИЦА: Терпение ее принесло плоды. Чудище стало доверять девице и дало ей полную свободу, и даже разрешение повидать родных.

Почему сестры обманули девицу?

ОТВЕТ: Злые ревнивые сестры, завидуя ее богатству (а для них только в этом счастье), обманывают сестрицу.

СКАЗОЧНИЦА: Девица еле-еле успевает вернуться к назначенному сроку: за одну минуточку, но поздно – друг ее умер.

Почему девица говорит чудищу страшному такие слова: «Ты встань, пробудись, мой сердечный друг, я люблю тебя, как жениха желанного»?

ОТВЕТ: Сердце ее любящее не выдержало…

СКАЗОЧНИЦА: И помните о чудесном превращении чудища в жениха прекрасного и о счастливом окончании сказки?!

Как часто в семейной жизни любви хватает только на один месяц! И как только молодая семья сталкивается с первыми трудностями, то вместо любимого начинают видеть друг в друге «чудовище заморское», и слышать вместо голоса нежного – «рык звериный».

А нас с вами вид «чудища» не должен испугать, потому что мы теперь знаем – даже под грубой внешностью в груди может биться горячее, любящее сердце. Добраться до него бывает очень трудно, но можно. А как?

ОТВЕТ: Терпением, смирением, добротой…

СКАЗОЧНИЦА. Да, семейная жизнь – это, прежде всего,   служение любимому человеку. Не послужив друг другу, трудно стать счастливыми.

Нельзя забывать и о том, что крепкий брак держится поддержкой родителей, их любовью, благословением. Недаром через отца приходит счастье к младшей дочери.

Так что же все-таки такое – аленький цветочек, которого нет краше на земле?

ОТВЕТ: Это – любовь.

СКАЗОЧНИЦА: Вот так и приходит к нам, как подарок, не только понимание, но и твердое знание: о нашей вере, любви и надежде.

 

О НАКАЗАНИИ

(Сестрица Аленушка и братец Иванушка.

Русская народная сказка. Обработка

А. Н. Толстого. Ставрополь, 1985)

 

Цель и задачи беседы:

· Раскрыть понимание наказания, как следствия нарушения наказа.

· Рассказать о том, почему важно исполнять наказ (послушание) родителей, старших.

· Поведать об ответственности за дела свои.

 

Ход беседы:

СКАЗОЧНИЦА. Вас дома наказывают?

ОТВЕТ: Ставят в угол, ругают…

СКАЗОЧНИЦА: Но есть и другое наказание, сейчас мы об этом узнаем, прочитав сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». С чего начинается сказка?

ОТВЕТ: «Пошла Аленушка на работу, братца с собой взяла. Захотел он пить…»

СКАЗОЧНИЦА: Сколько раз предупреждала Аленушка братца не пить из копытца?

ОТВЕТ: Три раза…

СКАЗОЧНИЦА: Мы уже знаем по другим сказкам, к чему приводит непослушание…

ОТВЕТ: К беде.

СКАЗОЧНИЦА: Давайте прочитаем, что случилось с Иванушкой.

ОТВЕТ: «Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козленочком… В ту пору ехал мимо купец…»

СКАЗОЧНИЦА: Обратите внимание на это обстоятельство. Оказывается, потерпеть-то нужно было совсем чуть-чуть. Конечно же, купец напоил бы братца Иванушку и даже накормил… но уже случилась беда.

За наши ошибки, непослушание, нетерпение страдают близкие, родные. Вот тут-то и начинается наказание…

Что случилось с Аленушкой?

ОТВЕТ: Заманила ведьма Аленушку и бросила в воду, привязав камень тяжелый на шею, а сама надела ее платье и к купцу пошла.

СКАЗОЧНИЦА: Вспомните сказку А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке», как трудно распознать зло! Почему?

ОТВЕТ. Потому что зло рядится в разные одежды. Шамаханская царица была красива лицом… Царь Дадон не распознал в ней зло. В очаровании зла совершил сам много страшных проступков и погиб.

СКАЗОЧНИЦА: А как же распознать зло, чтобы не попасть в беду и не погибнуть самому?

ОТВЕТ: Нужно слушать свою совесть…

СКАЗОЧНИЦА: Найдите место в сказке, где сказано, откуда появилась ведьма?

ОТВЕТ: «Откуда ни возьмись, приходит ведьма…»

СКАЗОЧНИЦА: Это откуда?

ОТВЕТ: …?

СКАЗОЧНИЦА: Вспомните другую сказку А. С. Пушкина – «О мертвой царевне и семи богатырях». Почему погибла мачеха, злая царица?

ОТВЕТ: От зависти…

СКАЗОЧНИЦА: А почему появилась в ней зависть?

ОТВЕТ: Гордость – самолюбование – злость – зависть – убийство…

СКАЗОЧНИЦА: Вот что получается: ослушался братец Иванушка свою сестрицу – случилась беда, а на эту беду и еще большая беда: «ведьма, откуда ни возьмись». Один незначительный порок ведет к еще худшему. Зло рядом ходит, надо быть внимательным!

Распознал ли купец ведьму? И что из этого вышло? (Читаем дальше).

ОТВЕТ: Купец не распознал ведьму и, когда она просит зарезать козленочка, соглашается на это.

СКАЗОЧНИЦА: Как же так, неужели купец не зал, что это Иванушка? Найдите то место в сказке, где возможен ответ на этот вопрос.

ОТВЕТ: «О чем, красная девица, плачешь? Рассказала ему Аленушка про свою беду».

СКАЗОЧНИЦА: Значит, знал и согласился убить братца Иванушку? Почему?

ОТВЕТ: Жить рядом со злом – сердце поражается злом…

СКАЗОЧНИЦА: Вот как опасно вовремя не распознать зло и не искоренить его! Читаем дальше, что произошло?

ОТВЕТ: Козленочка некому защитить, побежал он к реке, жалуется Аленушке, помощи просит.

СКАЗОЧНИЦА: Может ему помочь Аленушка?

ОТВЕТ: Нет!

СКАЗОЧНИЦА: Почему?

ОТВЕТ: Она сама страдает, камень у нее на шее…

СКАЗОЧНИЦА: Но «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам…» (Лк 11: 9-10). Пришла помощь к Иванушке?

ОТВЕТ: Услышал слуга жалобы козленочка, созвал народ…

СКАЗОЧНИЦА: Как вы думаете, из-за кого страдала Аленушка? Почему случилась беда?

ОТВЕТ: Из-за братца Иванушки, из-за его непослушания.

СКАЗОЧНИЦА: Вот какое наказание бывает! От какого слова возникло слово «наказание»?

ОТВЕТ: От слова «наказ».

СКАЗОЧНИЦА: Слово «наказ» означает – «направить на путь, дать наставление, предупреждение». А слово «наставление» означает «поучающий, нравоучительный совет».

Запомните это, пожалуйста.

Предупреждала сестрица братца. Не послушался! Своим страданием Аленушка искупила проступок Иванушки.

Давайте прочитаем конец сказки.

ОТВЕТ: «Достали Аленушку из воды мутной, тины болотной, омыли в ключевой воде, одели ее в нарядныеплатья. Аленушка ожила и стала краше, чем была.(!)

СКАЗОЧНИЦА: Целый обряд совершили. Настрадалась, переродилась и стала краше, чем была! Так обычно бывает, когда человек не за себя, а за другого страдает.

СКАЗОЧНИЦА: Счастливый конец у сказки? Что стало с козленочком?

ОТВЕТ: А козленочек сразу же превратился опять в мальчика Иванушку.

СКАЗОЧНИЦА: Что же с ведьмой стало?

ОТВЕТ: «Злую ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле».

СКАЗОЧНИЦА: Даже читать страшно… Ведьма – сказочный образ, отражающий представления простых людей о зле, поэтому так жестоко, без всякого сочувствия расправляются они со злом. Иначе нельзя, чтобы неповадно было.

 

О ВНИМАНИИ ДРУГ К ДРУГУ

(По русской народной сказке «Гуси-лебеди»

Обработка А.Н. Толстого. Изд. Малыш. 1985)

 

Цель и задачи беседы:

·  Раскрыть понимание послушания (от слова «слушать» и «слышать»).

·  Воспитывать умение дружить, общаться, уступать.

·  Рассказать о том, как важно быть внимательными друг к другу.

 

 

Ход беседы:

СКАЗОЧНИЦА: Вы обращали внимание, какой корень в слове «послушание»?

ОТВЕТ: Корень с луш - (слуш ать, вы слуш ать, слуш аю, по слуш ник…).

СКАЗОЧНИЦА: Если мы не умеем слушать родителей своих или тех, кто нас любит, то, как же мы сможем услышать тех, кто нуждается в нашей помощи. И как же мы сможем быть внимательными друг к другу? 

СКАЗОЧНИЦА: А кто такой ближний?

ОТВЕТ: Тот, кто рядом стоит.

СКАЗОЧНИЦ


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.337 с.