Произведения раннехристианских писателей — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Произведения раннехристианских писателей

2020-01-13 86
Произведения раннехристианских писателей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Климент Римский (Κλήμης, Clemens Romanus,? — 101) — так называемый Муж Апостольский (Patres Apostolici),[940] епископ Рима (92–101) (Евсевий. Церковная история. III.15:24).[941] Ему принадлежит написанное в период с 92 по 96 гг. Первое послание Климента Римского к коринфянам (Clem.Ad Corinthios I), которое имело огромный авторитет.[942] Христианским кругам было известно и так называемое Второе послание Климента Римского к коринфянам (Ps.-Clem.Ad Corinthios II), которое Клименту не принадлежит.[943] Это — составленная в 50-х — 70-х гг. II века первая известная нам проповедь, произнесенная за богослужением и направленная против гностиков. Кроме того, в конце второго века были созданы Псевдоклементийские Гомилии (Ps.-Clem.Homil) — произведение, авторство которого христиане приписывали Клименту Римскому. Псевдоклементийские Гомилии дошли до нас в редакции IV века.[944] (PG Migne, 1–2 vols.)

Поликарп (Πολύκαρπος, Polycarpus) — ученик апостола Иоанна, епископ Смирны.[945] Евсевий называет Поликарпа «собеседником апостолов» (Церковная история. III.36:1). Согласно сочинению Мученичество смирнского епископа Поликарпа (9:3), он в возрасте восьмидесяти шести лет умер мученической смертью в Риме. По мнению современных исследователей, Поликарп пострадал 23 февраля 155 или 22 февраля 156 года. Однако эти даты не согласуются с указанием Евсевия (Церковная история. IV.15), датирующего мученичество Поликарпа седьмым годом правления Марка Аврелия (161–180), что послужило основанием для других исследователей датировать смерть Поликарпа 23 февраля 167 года. Некоторые исследователи переносят эту дату на 26 марта 166 года. Сохранилось Послание Поликарпа к филиппийцам (Polyc.Ad Philippenses) (Евсевий. Церковная история. IV.14:8–9). В современной науке утвердилось мнение, что рукописная традиция слила воедино два послания Поликарпа к филиппийцам: I-е написано около 110 года, II-е — двумя десятилетиями позже. (PG Migne, 5 vol.)

Юстúн (Ἰουστῖνος, Justinus, нач. II века — 166 г.) — раннехристианский апологет и писатель, странствующий проповедник. Родился в Сихеме, древнем городе Самарии, который после восстановления его императором Флавием Веспасианом (69–79) стал называться «новым городом Флавиевым» — Флавия Неаполь (Flavia Neapolis). Юстин по происхождению был греком и получил полное по тогдашнему времени образование. Переходя от одной философской системы к другой, Юстин наконец обратился в христианство. Его крещение относится или к 133, или к 137 году, хотя некоторые исследователи датируют это событие 40-ми годами II века. В период гонений на христиан Юстин был обезглавлен в Риме.[946] Некоторые сочинения Юстина до нас не дошли — например, О душе и Певец. Другие ложно ему приписываются, как-то: Письмо к Зене и Серену, Вопросы с ответами эллинам, Ответы православным, Опровержение Аристотелевых мнений и Изложение веры (все они были созданы не ранее IV века). Другие произведения, восходя ко времени Юстина или еще древнее, по своему слогу, содержанию или другим признакам представляют основания сомневаться в их происхождении от Юстина; к ним относятся: Послание к Диогнету, Речь к эллинам (Λόγος πρὸς Ἑλλῆνας), Увещание (Λόγος παραινέτικος) к эллинам, О единовластительстве (Περὶ μοναρχίας) и отрывок О воскресении (Περὶ ἀναστάσεως) (ср. Евсевий. Церковная история. IV.18:1–7). Не подлежит сомнению аутентичность трех сочинений Юстина: Apologia I (Первая Апология), Apologia II (Вторая Апология) и Dialogus cum Tryphono Judaeo (Разговор с Трифоном-иудеем). Первая Апология (Just.Apol.I)[947] была написана при императоре Антонине Пии (138–161) — вероятно, в 139 или 150 году. Вторая Апология (Just.Apol.II) была написана вскоре после Первой.[948] Разговор с Трифоном иудеем (Just.Dial) был написан уже после Апологий и посвящен некоему Марку Помпею. (PG Migne, 6 vol.)

Ириней (Εἰρηναῖος, Irenaeus, ок. 140–202) — раннехристианский писатель и апологет, по происхождению грек, родом из Малой Азии. Около 160 года был послан своим учителем Поликарпом Смирнским в Галлию для проповеди христианства. Ириней был пресвитером в Лугудуне (совр. Лион), а с 178 года, после казни епископа Фотина римлянами, принял кафедру (Евсевий. Церковная история. V.5:8). Вероятно, погиб во время массовых гонений на христиан при императоре Септилии Севере (193–211). Главное сочинение Иринея — Обличение и опровержение лжеименного знания, или Пять книг против ересей (это сочинение было впервые издано Эразмом Роттердамским в 1526 году) — посвящено полемике с гностиками и монтанистами. В науке это произведение носит более краткое название: Adversum haereses (Iren.Haer) — Против ересей.[949] (PG Migne, 7 vol.)

Климент Александрийский (Κλήμης Ἀλεξανδρείας, Clemens Alexandrinus, ок. 150 — ок. 217) — христианский писатель и апологет. Язычник по воспитанию, он после долгих странствований по Империи и общения с различными учителями философии, обратившись в христианство, около 175 года обосновался в Александрии. Около 190 года он был избран главой Александрийского Огласительного собрания. Во время гонений при императоре Септимии Севере, начавшихся в 201 году, переселился в Каппадокию. Климент Александрийский, которого Иероним назвал omnium eruditissimus, в числе других произведений написал сочинение Stromata (Сlem.Strom) — Строматы (Евсевий. Церковная история. V.11:1–2; VI.13:1–3). (PG Migne, 8–9 vols.)

Тертуллиан (Tertullianus) Квинт Септилий Флоренс (ок. 160 — после 220) — сын римского кентуриона, пресвитер в Карфагене, крупнейший христианский апологет. Его фанатизм ярко выразился в провозглашенном им лозунге: credo quia absurdum (верю, потому что нелепо). Вот как это положение сформулировано Тертуллианом: «Распят Сын Божий — не стыдно, ибо это постыдно. И умер Сын Божий — это вполне достоверно, ибо нелепо. А погребенный, Он воскрес — это верно, ибо невозможно[950]» (De carne Christi (О теле Христовом).5). В 207 году Тертуллиан порвал отношения с главной Церковью, обвиняя ее в отступничестве, и примкнул к монтанистам. Он развивал учение «нового пророчества» монтанистской ереси в ряде своих произведений, особенно в сочинениях: De corona (О венце), Adversus Praxean (Против Праксея), De pudicitia (О стыдливости), De ieiunio adversus psychicos (О воздержании против душевных), De exhortatione castitatis (О поощрении целомудрии), De resurectione carnis (О воскресении плоти), De fuga in persecutione (О бегстве во время гонений), De monogamia (О единобрачии), De virginibus velandis (Об укрывании дев), Adversus Marcionem (Против Маркиона). К апологическим сочинениям Тертуллиана относятся: 1) Apologeticus (Tert.Apol) — Апологетик (197 г.); 2) Ad nationes — К язычникам (197 г.); 3) Ad Scapulam — К Скáпуле (212 г.). Другая группа — против еретиков: 1) Adversus Hermogenem — Против Гермогена (200–206 гг.); 2) Adversus Iudaeos — Против иудеев (200–206 гг.); 3) De praescriptione haereticorum (Tert.Praescr. haer) — О предписании еретикам (200 г.); 4) Adversus Marcionem в пяти книгах (207–208 гг.); 5) Adversus Valentinianos — Против валентиан (208–211 гг.); 6) Adversus Praxean (213 г.); 7) Scorpiace (220 г.). Отметим также следующие работы Тертуллиана: De poenitentia — О покаянии; Ad martyres — К мученикам; De oratione — О молитве; De anima — О душе; De baptismo (Tert.Bapt) — О крещении. (PL Migne, 1–2 vols.)

Ориген (Ὠριγένης, Origenes, ок. 185–253 или 254) — христианский апологет и писатель. Сын александрийского христианина Леонида (Евсевий. Церковная история. VI.1; ср. там же, VI.19:7), он с детских лет изучал Писание и греческие науки и к семнадцати годам — когда отец претерпел мученичество (гонения при Септимии Севере, 202 г.), а семья, лишившись имущества, осталась без средств к существованию — настолько преуспел в этом, что сам мог преподавать (там же, VI.2:15–3:3). В это же время Ориген по просьбе язычников, желавших обратиться в христианство, стал главой Огласительного собрания, ибо «угроза гонения разогнала всех {христиан из Александрии}» (там же, VI.3:1). Ориген соблюдал строгий пост, мало спал и, наконец, чтобы избежать брака, оскопил себя (там же, VI.8:1–2).[951] В 231 году из-за критики со стороны александрийской и других экклесий Ориген переселился в Кесарию Палестинскую, где провел последние годы жизни, основал там школу по типу александрийской и, вероятно, только там, то есть уже на склоне лет, был удостоен священнического сана (ср. там же, VI.8:4; 23:4; 26:1). Во время гонений на христиан Ориген был заключен в тюрьму в городе Тире и подвергся пыткам (там же, VI.39:5), от которых впоследствии умер. Соединяя платонизм с христианством, он отклонялся от ортодоксального учения Церкви, которой и был осужден как еретик на V (553 г.), а потом и на VI (680 г.) Вселенских соборах. Письменное наследие Оригена, дошедшее, правда, далеко не полностью, до сих пор вызывает изумление как по объему,[952] так и по широте поставленных им вопросов.[953] Он изучал еврейский язык, чтобы заняться критическим изданием Писания (Евсевий. Церковная история. VI.16:1), и в результате была составлена Гексапла в 50-ти томах. Даже по словам своих противников, Ориген прекрасно знал греческую философию и «постоянно обращался к Платону», к сочинениям Нумения, Крония, многих знаменитых пифагорейцев и стоиков (там же, VI.19:8). Одна из значительных работ Оригена: Contra Celsum (Orig.CC) — Против Цельса — апологический труд в восьми книгах, написанный в годы правления императора Филиппа Араба (там же, VI.36:2), по-видимому, в 248 году. В данном произведении Ориген перефразирует и цитирует почти всю книгу Цельса Аlethes logos (Правдивое слово), направленную против христиан и написанную неким философом по имени Цельс (Celsus) в 177–178 гг. Кроме того, руке Оригена принадлежат следующие произведения: Commentarii in Mattheum (Orig.Matth) — Комментарии к Матфею; Adversum haereses (Orig.Haer) — Против ересей. (PG Migne, 11–17 vols.)

Philosophoumena Origenis (Философские вопросы Оригена) — безосновательно приписывавшаяся некоторыми исследователями Оригену работа неизвестного компилятора, обнаруженная в середине XIX века и опубликованная в 1851 году. Она включает в себя сочинение христианского писателя конца II — первой половины III веков Ипполита (Ἱππόλυτος, Hippolytus), — по-видимому, ученика Иринея, — Опровержение всех ересей (Refutatio omnium haeresium), содержащее важную информацию о гностиках, и в современной литературе обычно фигурирует под названием Philosophoumena Hippolytis (Hippol.Philosoph).[954]

Евсевий (Εὐσέβιος, Eusebius) Кесарийский (Евсевий Памфил) (260/265 — 338 или 339) — римский церковный писатель, епископ Кесарии с 311 года. Одна из его работ: In Mattheum (Eus.Matth) — К Матфею. Основным сочинением Евсевия является произведение Нistoria ecclesiastica (Eus.HE) — Церковная история (ἐκκλησιαστικὴ ἱστορία), — в котором отражена история христианства до 324 года. В данном труде Евсевий опирался на такие авторитеты, как Поликарп, Папий, Гегезипп,[955] Юлий Африканский[956] и др.[957] (PG Migne, 19–24 vols.)

Епифаний (Ἐπιφάνιος, Epiphanius) Кипрский (307–403) — епископ Саламинский. Его основное сочинение: Epiphanii librorum adversus haereses proemium (Epiph.Haer) — Панарион, или Против ересей.[958] (PG Migne, 41–43 vols.)

Иероним (Ἱερώνυμος, Hieronymus) Евсевий Софроний, прозванный Блаженным (347–419), — отец Церкви, переводчик Библии на латинский язык (Vulgata). Он родился в Далмации, изучал в Риме риторику и философию. Около 374 года отправился на Восток, где в Сирии и Палестине изучал богословие и еврейский язык. В 382–385 годах Иероним пребывал в Риме, где по поручению Дамаса начал исправление имеющихся тогда латинских переводов новозаветных произведений. В 385 году Иероним возвратился в Палестину и в 389 году основал монастырь в Вифлееме. К XIII веку сложилась легенда, согласно которой Дамас сделал Иеронима кардиналом. Среди работ Иеронима отметим следующие: Commentarii in Mattheum (Hier.Matth), Adversus Pelagium (Hier.Pel) и De viris illustribus (Hier.De vir. ill) — О знаменитых мужах. (PL Migne, 22–30 vols.)

 

Приложение 3. Дата празднования христианской Пасхи

 

В 324 году римский император Константин (ок. 285–337) провозгласил христианство государственной религией. Через год он созвал в городе Никее (совр. Извик в Турции) церковный собор, на котором обсуждению подвергся и вопрос о дате празднования Пасхи. Причин для беспокойства у Никейского собора было немало: ведь чуть ли не в каждой провинции огромной Римской империи были свои представления о том, когда следует отмечать этот праздник и как определять его дату. Прежде всего, многие христиане Малой Азии и Палестины праздновали Пасху вместе с евреями с 14 на 15 нисана, независимо от того, на какой день недели она приходилась; эти христиане получили название «четыренадесятников» (τεσσαρεσκαιδεκατιτοί). Также следует отметить, что многие видные представители Западной Церкви II–V вв. — в частности, пресвитеры Ипполит и Тертуллиан — приняли «на веру» сведения из подложных Актов Пилата о том, что Христос якобы пострадал 25 марта (Epiph.Haer.L.1).

Подлинный текст Никейского собора не сохранился. Его не было в архиве константинопольской экклесии уже в начале V века. В качестве официального документа имеется лишь послание императора Константина из Никеи епископам, не присутствовавшим на соборе. В этом послании утверждается, что собору «показалось неприличным совершать этот святейший праздник по обыкновению иудеев…» (Eusebius. Vita Constantini.III.18). Вопрос же о том, когда именно было сформулировано правило празднования Пасхи только после весеннего равноденствия, остается открытым, хотя точно известно, что такое правило существовало еще до 375 года (Epiph.Haer.L.3).

В XIV веке о правиле празднования Пасхи византийский монах Матфей Властарь говорил: «Относительно нашей Пасхи необходимо обращать внимание на четыре постановления, из которых два содержатся в Апостольском правиле, а два ведут начало из ненаписанного предания. Первое — мы должны праздновать Пасху после весеннего равноденствия. Второе — не праздновать ее вместе с иудеями в один день. Третье — праздновать не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия. И четвертое — после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы».

Второе правило, по всей вероятности, понималось лишь в том смысле, что необходимо праздновать Пасху в тот день, который подпадает под условия трех остальных правил, а не по расчетам евреев; самого же запрещения праздновать Пасху 15 нисана в нем не усматривалось. Достаточно вспомнить, что Александрийская Церковь уже в ближайшие годы после Никейского собора — в 343, 347, 367, 370, 374, 394 гг. — отмечала Пасху в один день с иудеями. Впрочем, Римская Церковь отказывалась назначать Пасху на 15 нисана вплоть до 20-х годов VI века, когда в пасхалии, составленной Дионисием Малым, воскресенье 15 нисана уже могло считаться пасхальным днем.

Таким образом, христианская Пасха празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия. Православная Пасха рассчитывается по юлианскому, а католическая — по григорианскому календарю.

 

 

Приложение 4. Жены Ирода Великого и их потомство

 

Приложение 5. Библейские весы и деньги

 

Ветхозаветной единицей веса являлся шекель[959] (שֶׁקֶל {шé-кэль} — вес) (Быт.23:15; 24:22; Исх.30:13,15; Нав.7:21; 4 Цар.6:25; 7:1,16,18).

Шекель подразделялся на две беки[960] (בֶּקַע {бэ-ка} — осколок).

В беке (Исх.38:26) считалось десять гер (גֵּרָה {гэ-рá}), ибо двадцать гер составляли полный священный (эталонный) шекель (Исх.30:13; Лев.27:25).

Пятьдесят, а иногда шестьдесят, шекелей составляли манэ[961] (מָנֶה — монета) (3 Цар.10:17; 1 Езд.2:69; Неем.7:71–72; Иез.45:12), или мна (μνᾶ).

Шестьдесят манэ составляли киккaр[962] (כִּכָּר {кик-кáр}), тождественный тáлантосу (Исх.25:39; 38:24–29; 2 Цар.12:30; 3 Цар.9:28; 10:14; 2 Пар.29:4,7). Слово киккар означает круглый — вероятно, сама гиря имела круглую форму. Гири сначала были каменные, и, чтобы иметь узаконенную систему веса, при скинии были установлены эталонные весы и гири, которые впоследствии были перенесены в Иерусалимский храм под охрану священников (1 Пар.23:29). Неизвестно, какую форму имели эти гири. У ассирийцев и египтян они имели форму различных животных. При обыденных торговых сделках пользовались своими собственными весами, которые постоянно носили за поясом или в особой сумке, причем бывали случаи и обмана при помощи фальшивых гирь (Втор.25:13). Точно перевести древнееврейскую меру веса в современную систему единиц практически невозможно. Кроме того, следует помнить о том, что для разных металлов одна и та же мера веса выражалась по-разному.

Что касается денежных единиц в смысле чеканной монеты, то у евреев их не было вплоть до 350 года до н. э., когда Иудея некоторое время чеканила собственные монеты.

После вавилонского плена у евреев вошел в употребление персидский дарик, называемый по-еврейски даркмоном[963] (דַּרְכְּמוֹן {дар-к’мóн}), который впоследствии стал известен под именем драхмэ (1 Пар.29:7; 1 Езд.2:69; 8:27; Неем.7:70–71).

Около 138 года до н. э. Симон Хашмонай возобновил чеканку собственных монет с разрешения сирийского царя Антиоха VII Сидета (1 Макк.15:6). До этого при купле-продаже товар обычно оценивался в весовом выражении какого-нибудь драгоценного металла — преимущественно, серебра. Таким образом, монетная система первоначально соответствовала системе весовой и имела те же наименования: талантос, мна и т. д.

В некоторых местах Танаха упоминается особая монета — ксита (קְשִׂיטָה {к’си-тá}), — которая в Синодальном издании именуется просто монетой (Быт.33:19; Нав.24:32; Иов.42:11). Что подразумевалось под этим названием? — неизвестно (его можно перевести как украшение); однако, судя по тому, что в Септуагинте и Вульгате это слово переведено как ягненок, можно предположить, что это были такого рода слитки, которые имели хождение по известной цене, имея определенный вес и форму ягненка.

Кроме того, в Танахе упоминается пим (פִּים), который, вероятно, соответствовал ⅔ шекеля (Ш’муэль I.13:21 = 1 Цар.13:21).

Что касается новозаветных денежных единиц, то в Палестине имели хождение греческие и римские монеты.

Греческая драхмэ[964] (δραχμή) в I веке примерно соответствовала римскому денaриусу[965] (denarius {дэ-нá-ри-ус}).

Римский серебряный денариус (Мф.18:28; 20:2,9-10,13; 22:19; Мк.6:37; 12:15; 14:5; Лк.7:41; 10:35; 20:24; Ин.6:7; 12:5; Отк.6:6) соответствовал десяти, а позднее — в частности, при Тиберии — шестнадцати áссам (as), или ассарúосам (ἀσσαρίος). Кроме того, денариус соответствовал четырем сестертиусам (sestertius {сэс-тэр-ти-ус}).

Медный римский асс[966] (Мф.10:29; Лк.12:6) соответствовал четырем квáдрансам (quadrans), или, в греческом варианте, кодрантесам (κοδράντης {код-рáн-тэс}) (Мф.5:26; Мк.12:42).

Римский медный квадранс[967] (кодрантес) соответствовал двум греческим лептóнам (λεπτόν).

Медное греческое лептон[968] (Мк.12:42; Лк.21:2) соответствовало римскому медному минýтум (minutum).

Четыре греческих драхмэ (Лк.15:8–9) составляли серебряный греческий статэр[969] (στατήρ) (Мф.17:27).

Кроме того, серебряная греческая драхмэ делилась на шесть оболóсов (ὀβολός), оболос делился на восемь халкýсов (χαλκοῦς). Оболос являлся медной монетой, и при переводе его в серебряную драхмэ обычно считали не по 6, а по 7, 7 ¼, и т. д. оболосов в драхмэ.

Сто драхмэ составляли одну мна.[970]

Шестьдесят мна (Лк.19:13,16,18,20,24–25) составляли один тáлантос (Мф.18:24; 25:15–28).

Талантос[971] (τάλαντος) серебра различные исследователи переводят в современную систему единиц по-разному: А. П. Лопухин[972] определяет его в 51,57 кг (3 п. 5 ф. 90 з.), и это весьма in dubio; Толковая Библия определяет талантос в пределах 26–35 кг; современные исследователи Евангелий определяют более определенно — 26,2 кг. Однако, судя по историческим документам, в Римской империи происходило своего рода inflatio, ведущее к уменьшению содержания в монетах и слитках драгметалла; таким образом, я склоняюсь к тому мнению, что при Тиберии талантос соответствовал 20,47 кг серебра.

 

Приложение 6. Облачение священников в Храме

 

Следует помнить, что описываемое здесь облачение священники могли надевать только во внутреннем дворе Храма; за пределами этого двора они носили другую одежду (Исх.28:43; Иез.42:14; 44:19; Рар. Ох.840).

Одеяние священников прежде всего состояло из мак-н’сúн (מַכְנְסִין) (Таргум Онкелоса, Ваййикра.6:3; ср. μαναχάσην у Иосифа Флавия. — Jos.AJ.III.7:1), или микнасáйим (מִכְנָסַיִם) (Ш’мот.39:28 = Исх.39:28; Ваййикра.6:3 = Лев.6:3; Вав Талм. Йома.23б), представляющего собой сделанный из сученого виссона штаны для нижней части тела — «для прикрытия телесной наготы» (Исх.28:42).

Поверх этой одежды священники были одеты в льняное облачение из двойного тонкого виссона. Этот хитон назывался ташбэц (תַּשְׁבֵּץ — клетчатый, то есть вытканный квадратиками), он имел узкие рукава, плотно прилегал к телу и доходил до голеней. Ташбэц не имел пазухи, а оставлял шею и верхнюю часть груди открытыми, причем прикреплялся к плечам шнурками, идущими от передней и задней обшивки его верхних краев (Jos.AJ.III.7:2; Ш’мот.28:4 = Исх.28:4).

Ташбэц стягивался поясом, украшенным всевозможными узорами, которые отливались красным, пурпурным и фиолетовым цветами. Ширина этого пояса, который в Торе назван абнэт (אַבְנֵט), но после вавилонского плена иногда именовался ἐμίαν, была около десяти сантиметров. Эмиан, начинаясь около груди, вокруг которой он несколько раз обвивался, затем спускался до голеней (Jos.AJ.III.7:2; Ш’мот.39:29 = Исх.39:29).

Голову священников покрывал убор в форме усеченного конуса, который назывался мигбá[973] (מִגְבָעה). Он был похож на венок, ибо скручен был из тканой льняной материи и состоял из частых стеганных и затем сшитых складок. Сверху к мигбе прикреплялась вуаль, которая обматывалась вокруг убора и спускалась до глаз, скрывая швы складок (Jos.AJ.III.7:3; Ш’мот.39:28 = Исх.39:28; Ваййикра.8:13 = Лев.8:13).

Одежда первосвященника отличалась еще бóльшим изяществом. Сверх того, во что были одеты священники, на нем красовался безрукавый пурпурно-фиолетовый м’иль[974] (מְעִיל), который не был сшит из отдельных кусков материи, а по всей своей длине был соткан из одного куска. К подолу м’иля были пришиты золотые колокольчики и кисти, похожие по виду и цвету на гранаты (Jos.AJ.III.7:4; Ш’мот.28:31–35 = Исх.28:31–35).

Поверх м’иля первосвященник надевал еще третью ризу, называемую эпóд[975] (אֵפוֹד) и похожую на греческий наплечник. К эподу примыкал пояс, каждый конец которого был украшен кистями, состоящими из цельных золотых трубочек. Эпод сдерживался на плечах двумя ониксами, которые были оправлены в золотые ободы, устроенные в форме удобно замыкающихся браслетов. На этих камнях палеоеврейскими буквами были вырезаны имена сыновей Израиля, по шести на каждом из камней (Ш’мот.28:6-14 = Исх.28:6-14).

Поверх эпода находился нагрудник — хóшен[976] (השֶׁן), — украшенный золотыми и такого же цвета узорами, как эпод. Хошен представлял собой четырехугольную сумку размером в одну квадратную зэрет (זֶרֶת), то есть 20 см х 20 см. В этой сумке находились загадочные урим и туммим (אוּרִים {у-рим} — советы; תֻּמִּים {тум-мим} — совершенства), с помощью которых первосвященник гадал о будущем народа (Ш’мот.28:30 = Исх.28:30). На поверхности хошена помещались двенадцать удивительной величины и красоты драгоценных камней, каждый из которых был вделан в золотую оправу. Первый ряд камней состоял из изумруда, топаза и рубина; второй — из алмаза, сапфира и карбункула; третий — из аметиста, агата и опала; в четвертом, наконец, первое место занимала яшма, затем шел оникс, а замыкался ряд хризолитом (Исх.28:17–20;[977] ср. Jos.AJ.III.7:5). На камнях были выгравированы имена сыновей Израиля — по одному имени на каждом камне. По краям хошена были вделаны четыре золотых кольца. Через верхние кольца были пропущены кованые золотые цепочки, которые шли к золотым филигранной работы брошкам на предплечьях. Через нижние кольца проходили голубые шерстяные шнуры, которые привязывались к кольцам на эподе (Ш’мот.28:15–28 = Исх.28:15–28).

 

Иудейский первосвященник (восковая фигура, реконструкция)

 

У первосвященника был такой же головной убор, как и у священников, но поверх мигбы у него еще находилась мицнэпет[978] (מִצְנֶפֶת) — сделанный из узорчатой фиолетовой ткани тюрбан, вокруг которого шел золотой кованый венок, называющийся ἐφιελίς и напоминающий своей формой, по крайней мере в задней его части от темени до висков, цветок растения ὑοσκύαμος. На лбу первосвященника находилась золотая бляха — циц[979] (צִיץ), или нэзер-hаккóдеш[980] (נֵזֶר־הַקּדֶשׁ), — на которой было выгравировано палеоеврейским письмом: קדש ליהוה — «Святыня Яхве» (Ш’мот. 28:36–37; 39:28–30 = Исх.28:36–37; 39:28–30; Jos.AJ.III.7:6).

 

 

Хронологическая таблица

 

Дохристианская эпоха

 

(В книге хронологические ряды даны параллельно, но в fb2 такая таблица не прочитается, поэтому 2 столбца таблицы даны один за другим постранично: Еврейский народ — Другие народы. — Прим. автора fb2)

 

Еврейский народ

 

Сер. — 2-я пол. XIII в. Исход евреев из Египта.

Ок. 1220 — ок. 1030 Период судей.

Ок. 1030 — ок. 101 °Cаул — царь.

Ок. 1010 — ок. 970 Давид — царь. Взятие Иерусалима (ок. 1000).

Ок. 970–931 гг. Соломон — царь. Построение Иерусалимского храма (ок. 966 — ок. 959).

931 г. Собрание в Сихеме и разделение царств.

931 — 721 Израильское (Северное) царство.

Деятельность пророка Илии (ок. 870 — ок. 850). Деятельность пророка Елисея (ок. 850–790). Деятельность пророка Амоса (783–743). Деятельность пророков Осии, Ионы и Одеда (сер. — 2-я пол. VIII в.). Конец Израильского царства (722 или 721).

931 — 587 Иудейское (Южное) царство. Разграбление Иерусалима и Храма фараоном Шешонком (ок. 928). Борьба царя Иосафата с идолопоклонством и написание книги Второзаконие (ок. 870 — ок. 848). Деятельность пророка Исаии (ок. 740 — после 700). Деятельность пророка Михея (2-я пол. VIII в.). Езекия — царь Иудеи (ок. 716 — ок. 687) и данник Синахериба (ок. 701). Деятельность пророка Софонии (ок. 640 — ок. 625). Деятельность пророка Иеремии (ок. 626 — ок. 587). Опубликование Торы (622 или 621). Религиозная реформа и редакция книг Иисуса Навина и Судей; первоначальное написание книг Царств (622–609). Деятельность пророка Наума (кон. VII в.). Деятельность пророка Аввакума (ок. 609 — ок. 597) (?). Вторжение Навуходоносора II в Палестину (ок. 605).

Повторное вторжение Навуходоносора II в Палестину и взятие Иерусалима; увод в плен царя Иехонии (16 марта 597). Деятельность пророка Иезекииля (593–571). Восстание царя Седекии против Вавилона и новая осада Иерусалима (589 или 588). Взятие Иерусалима и конец Иудейского царства (587 или 586).

587 или 586–538 Вавилонский плен. Деятельность Второисаии.

538 Возвращение иудеев из плена.

537 Закладка Второго храма (Jos.CA.I.21).

520 Деятельность пророков Аггея и Захарии.

520 — 515 Завершение и освящение Второго храма (Езд.4:24; 6:15; Jos.CA.I.21). Зоровавель и первосвященник Иисус. Окончательная редакция книг Иисуса Навина, Судей, Царств, Плача и Песнь песней. Редакция книг Иова, Притчей, Руфи и Псалтири; написание некоторых псалмов.

459 или 458 Начало деятельности Ездры (Езд.7:7–8).

Ок. 450 Книга пророка Малахии.

446 или 445 Начало деятельности Неемии (Неем.2:1–8).

 

Другие народы.

 

Ок. 1304 — ок. 1184 гг. Правление в Египте XIX династии. Фараон Рамзес II (ок. 1290 — ок. 1224). Фараон Мернептах (ок. 1224 — ок.1204).

Ок. 1070 — ок. 945 гг. Правление в Египте XXI династии.

Ок. 945 — ок. 725 Правление в Египте XXII династии. Фараон Шешонк I (ок. 945 — ок. 925).

Ок. 726 — ок. 722 Салманасар V — царь Ассирии.

Ок. 722 — ок.705 Саргон II — царь Ассирии. В 722 или 721 году он овладевает Самарией, и она становится ассирийской провинцией.

Ок. 704 — ок. 681 Синахериб — царь Ассирии. Его поход в Иудею и Египет (ок. 701). Его поход в Иудею и Аравию (ок. 690).

Ок. 669–630 или 626 Ашшурбанипал — царь Ассирии. Его два похода в Египет и опустошение Фив.

Ок. 663 — ок 609 Псаметих I — фараон. Изгоняет ассирийцев из Египта (ок. 650). Останавливает нашествие скифов (ок. 625).

626 — 605 Набопаласар — правитель Вавилона. Объявляет о независимости Вавилона от Ассирии (ок. 623). Падение столицы Ассирии, Ниневии, под натиском Набопаласара и Киаксара, царя Мидии (612).

609 — 594 Нехо II — фараон. Делает попытку помочь Ассирии в ее борьбе с Вавилоном, но терпит поражение от Набопаласара; битва при М’гиддо (609). Терпит поражение от Навуходоносор а II при Кархемыше (605).

606 Конец Ассирийской монархии.

Сентябрь 605–562 Навуходоносор II — царь Вавилона.

562 — 560 Эвиль-Меродак — царь Вавилона.

560 — 556 Нериглисар — царь Вавилона.

556 — 555 Лоборосоарходос — царь Вавилона.

555 — 539 Набонид — царь Вавилона (Jos. CA. I.20).

539 Конец Вавилонской монархии.

Ок. 558–530 Кир II Великий — царь Персии. Его победа над Астиагом, царем Мидии (ок. 550). Взятие Киром II Вавилона (539). Его Указ о возвращении иудеев из плена и разрешение отстроить Иерусалим (538) (Jos.AJ.XI.1:3).

530 — 522 Камбиз, сын Кира II, — царь Персии. Он покоряет Египет, в котором воцаряется персидская династия вплоть до 400 г.

522 — 486 Дарий I — царь Персии.

486 — 465 Ксеркс I — царь Персии.

465 — 424 Артаксеркс I Лонгиман — царь Персии. Он вслед за Киром II разрешает иудеям отстроить Иерусалим: сначала в 459 или 458 г. (Езд.7:7–8,12-269:9), а потом в 446 или 445 г. (Неем.2:1–8).

 

Еврейский народ

 

444 Окончательная редакция и канонизация Торы.

350 Иудея становится теократическим государством.

Сер. — 2-я пол. IV в. Написание кн. Ездры и Неемии.

Ок. 330 — ок. 301 Ония I — первосвященник.

Ок. 320 Птолемей I Сотер овладевает Иерусалимом, и Иудея переходит под владычество Египта (Птолемеев).

Ок. 301 — ок. 291 Симон I Праведный — первосвященник.

Нач III в. Составление кн. Паралипоменон.

1-я пол. III в. Деятельность Антиг’носа иш Соко.

291 — 240 Первосвященники Елеазар и Манассия.

240 — 226 Ония II — первосвященник.

226 — 198 Симон II Праведный — первосвященник.

Период между 203 и 198 Палестина переходит под владычество Сирии (Селевкидов).

198 — 175 или 174 Ония III — первосвященник.

Кон. III или нач. II вв. Книга Екклесиаста.

Ок. 180 Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова.

175 или 174–172 Иасон — первосвященник.

172 — 168 Менелай — первосвященник.

171 или 17 °Cмерть Онии III.

168 или 167–164 Бесчинства Антиоха IV Епифана. Упразднение иудейских жертвоприношений в Храме и заклание свиньи Зевсу Олимпийскому (декабрь 167).

 

Другие народы.

 

424 — 423 Ксеркс II — царь Персии.

423 — 404 Дарий II — царь Персии.

404 — 358 Артаксеркс II Мнемон — царь Персии.

358 — 338 Артаксеркс III Ох — царь Персии.

338 — 336 Арсес — царь Персии.

336 — 331 Дарий III Кодоман — царь Персии.

336 — 323 Александр Великий — царь Македонии и основанной им монархии.

334 — 331 Покорение Персии Александром Великим Македонским.

331 Конец государства Ахеменидов (Персидского царства).

323 Разделение монархии Александра.

323 — 285 Птолемей I Сотер — правитель Египта.

305 — 281 Селевк I Никатор — правитель Сирии.

285 — 246 Птолемей II Филадельф — правитель Египта. При нем начинается перевод книг Библии на греч еский язык — перевод, который примерно в I в. до н. э. составил Септуагинту.

281 — 261 Антиох I Сотер — правитель Сирии.

261 — 246 Антиох II Теос — правитель Сирии.

246 — 226 Селевк II Каллиник — правительСирии.

246 — 221 Птолемей III Евергет — правитель Египта.

226 — 223 Селевк III — правитель Сирии.

223 — 187 Антиох III Великий. Он отвоевывает Палестину у Египта (период между 203 и 198).

221 — 205 Птолемей IV Филопатор — правитель Египта.

204 — ок. 173 Птолемей V Епифан — правитель Египта.

187 — 175 Селевк IV Филопатор — правитель Сирии.

175 — 164 Антиох IV Епифан — правитель Сирии.

Ок. 173 — ок. 146 Птолемей VI Филометр — правитель Египта. При нем Ония IV, сын Онии III, строит храм в Леонтополисе.

 

Еврейский народ

 

167 Восстание против Селевкидов под руководством Маттафии Хашмоная. Движение хасидеев.

166 Смерть Маттафии. Иуда Маккавей, сын Маттафии, возглавляет восставших.

164 Взятие Иудой Иерусалима, очищение Храма и установление праздника Ханукка. Написание Книги пророка Даниила.

163 Захват Иерусалима Лисием. Антиох V предоставляет иудеям религиозную свободу.

162 Назначение Алкима первосвященником.

Апрель — май 160 Битва при Елеасе, поражение иудеев и смерть Иуды Маккавея.

160 — 143 Ионатан Хашмонай — правитель в Иудее. Александр Валас дарует ему первосвященство, венец и порфиру (осень 152).

Ок. 150 — ок. 110 Деятельность Учителя Праведности. Возникновение ордена ессеев. Основание первого поселка в районе Кумрана (ок. 140).

143 Смерть Ионатана, которому наследует его брат, Симон.

143 — 134 Правление Симо на Хашмоная. Освобождение от ига Селевкидов (141). Симон провозглашен первосвященником, стратегом и этнар хом Иудеи (141). Убийство Симона его зятем, Птолемеем.

134 — 104 Правление Иоанна Гиркана, сына Симона. Он овладевает Моавом и Самарией; разрушение храма на горе Гаризим. Возникновение партий саддукеев и фарисеев. Смерть Гиркана (104).

II в. Книга Еноха.

124 Вторая книга Маккавейская.

104 — 103 Аристобул I — этнарх и первосвященник. Присваивает себе титул царя.

103 — 76 Александр Янай (Ианний) — царь Иудеи. Он преследует фарисеев.

76 — 67 После смерти Александра Яная его жена, Александра, наследует ему и назначает первосвященником своего старшего сына Гиркана II. В 67 г. он наследует своей матери, но вскоре младший брат Аристобул свер гает его.

67 — 63 Аристобул II — первосвященник и царь Иудеи.

 

 

Другие народы.

 

164 — 162 Антиох V Евпатор — правитель Сирии.

162 или 161–150 Димитрий I Сотер — правитель Сирии.

150 — 145 Александр Валас — правитель Сирии.

Ок. 146 — ок. 116 Птолемей VII Фискон — правитель Египта.

 

 

Еврейский народ

 

63 Взятие Иерусалима Помпеем. Он возвращает Гиркану II первосвященнический сан и уводит в плен Аристоб ула II и его сына Антигона.

54 Красс расхищает Храм.

Сер. I в. до н. э. Написание Псалмов Соломона.

49 Аристобул II освобожден Цезарем, но сторонники Помпея убивают его.

47 Цезарь назначает Гиркана II этнархом (47–41), а идумейца Антипатра — первым наместником Иудеи. Ирод, сын Антипатра, назначается стратегом Галилеи.

43 Смерть Антипатра.

41 Антоний назначает тетрархами Ирода и его брата, Фасаила.

40 Вторжение парфян в Сирию и Палестину. Они провозглашают Антигона, последнего из Хашмонаев, царем и первосвященником. Однако Антоний и Октавиан назначают царем Иудеи Ирода.

39 — 37 Борьба между Иродом и Антигоном. Взятие Иерусалима Сосием и Иродом; казнь Антигона (37).

37 — 4 до н. э. Ирод Великий — царь Иудеи.

22 — 5 до н. э. Симон — первосвященник.

Кон. I в. до н. э. Школы Гиллеля и Шамая.

5 — 4 до н. э. Матфий — первосвященник.

Ок. 5


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.228 с.