Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием

2020-01-13 362
Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рындина Елена Александровна

Одной из главных культурно – гуманистических функций образования выступает общая направленность на гармоническое развитие личности. При этом каждый компонент образовательной системы вносит свой вклад в решение гуманистической цели образования.

Цель современного образования – развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально – ценностную деятельность.

Человек – система динамическая, становящаяся личностью и проявляющаяся в этом качестве в процессе взаимодействия с окружающей средой. Новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее при поступлении в школу, педагог- психолог Л.И.Божович назвала «внутренней позицией школьника», считая это новообразование критерием готовности к обучению в школе.

Современная педагогическая наука ориентирует нас не на пассивное приспособление к имеющемуся уровню развития учащихся, а на формирование психических функций, создание условий для их развития в процессе обучения. То есть на формирование познавательной активности, которое можно выразить весьма лаконично формулой С.Л. Рубинштейна: «Внешние условия действуют через посредство внутренних, образуя с ними единое целое» Поэтому большое значение уделяется современными педагогами построению обучения, по словам Л.С. Выготского которое учитывало бы «зону ближайшего развития» личности, то есть ориентировалось не на имеющийся сегодня уровень развития, а на тот завтрашний, которого ученик может достичь под руководством и с помощью учителя.

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

Поэтому готовность к обучению в школе рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

Характерными психологическими особенностями детей младшего школьного возраста являются:

- умение сознательно подчинять свои действия правилам, обобщенно

определяющим способ действия,

- умение ориентироваться на заданную систему требований,

- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания,

предлагаемые в устной форме,

- умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно

воспринимаемому образцу.

Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе, исследователи выявляют соответствующий возрасту уровень развития речи.

Согласно выявленного уровня готовности к обучению, с учетом у учащихся задатков и способностей, вырабатывается система определенных мер, обеспечивающих развитие младших школьников в оптимальном режиме. Одной из форм является развитие познавательной деятельности посредством различных педагогических методов и приёмов.

 

Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса. Поэтому активизация познавательной деятельности школьников - составная часть совершенствования методов обучения (преподавания и учения).

Идея активизации обучения имеет большую историю. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует лучшему запоминанию, более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. В основе стремления к побуждению интеллектуальной активности лежат определенные философские взгляды. Постановка проблемных вопросов собеседнику и его затруднения в поисках ответов на них были характерны для дискуссий Сократа, этот же прием был известен в школе Пифагора.

Один из первых сторонников активного учения был знаменитый чешский ученый Я.А.Коменский. Его «Великая дидактика» содержит указания на необходимость «воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к учению», она направлена против словесно-догматического обучения, которое учит детей «мыслить чужим умом».

Идею активизации обучения с помощью наглядности, путем наблюдения, обобщения и самостоятельных выводов в начале 19 века развивал швейцарский ученый И. Г.Песталоцци.

За развитие умственных способностей ребенка и внедрение в обучение исследовательского подхода вел борьбу французский философ Ж.Ж.Руссо «Сделайте вашего ребенка, писал он, внимательным к явлениям природы. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а что сам понял». В этих словах Руссо четко выражена идея обучения на повышенном уровне трудности, но с учетом доступности, идея самостоятельного решения учеником сложных вопросов.

Эта идея активизации обучения с помощью самостоятельного решения учеником сложных вопросов получила свое дальнейшие развитие в трудах Ф.К.Дистервега. Он утверждал, что «хорош только тот метод обучения, который активизирует его только на запоминание изучаемого материала. То, чего человек не приобрел путем своей самостоятельности, - не его».

Будучи сторонником активного обучения, К.Д. Ушинский выдвинул идею познавательной самостоятельности учащихся. «Ученикам следует - писал К.Д.Ушинский - передавать не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно без учителя приобретать новые познания»

Начиная со второй половины 50-х годов, советские дидакты по-новому и более остро ставят вопрос о необходимости активизации учебного процесса.

Во второй половине 60-х годов и начале 70-х годов в советской педагогике и педагогической психологии идея проблемного обучения начинает белее широко разрабатываться. Т.е. настоятельно пропагандируется деятельностный подход к проведению учебно-воспитательного процесса.

Итак, кардинальной проблемой, определяющей сущность формирования личности, является деятельность, её место в общественной жизни, её влияние на развитие новых поколений.

Если говорить о роли деятельности в развитии школьника, следует выяснить, в какой деятельности происходит наиболее интенсивное его развитие как личности.

По этому поводу существуют различные точки зрения.

Десятилетие назад почти общепризнанным считалось, что генетически более ранней формой развития ребенка является игра, затем учение, а затем уже труд. Для каждого возраста выделялась ведущая деятельность, в дошкольном - игра, в школьном - учение.

Однако в последнее десятилетие это единодушие нарушилось, что явилось следствием изменения условий жизни, обстоятельств нового времени и развития научной мысли.

Для педагогики проблема деятельности служит основой формирования общественной личности. Вне деятельности невозможно решать задачи учебно-воспитательного процесса.

Содержание любой деятельности - трудовой, познавательной, общественной, художественной и т. д. - необходимый компонент структуры. Оно расширяет соприкосновение ребенка с внешним миром, содействует обогащению его знаний, приобретенного опыта.

Если содержание новое, малознакомое ребёнку, развитие его кругозора бесспорно: если содержание уже знакомо, то постановка новых задач способствует углублению деятельности, более свободному, умелому оперированию своими достижениями.

Назначение деятельности учителя - всемерно способствовать тому, чтобы ученик сознательно и целенаправленно совершал учебные действия, руководствовался значимыми мотивами, осуществлял самоорганизацию, самонастраивание на деятельность. Слияние деятельности учителя и учащихся, выполнение намеченной цели с высоким результатом обеспечивают совершенствование учебного процесса.

Учебно-познавательная деятельность учащихся в школе - необходимый этап подготовки молодого поколения к жизни. Это деятельность особого склада, хотя структурно и выражает единство с любой другой деятельностью. Учебно-познавательная деятельность - это направленность учебной деятельности на познавательный интерес.

Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития ребёнка и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности.

Познавательная деятельность способствует подготовке образованных людей, отвечающих потребностям общества, решению задач научно-технического процесса, развитию духовных ценностей народа.

Процесс познавательной деятельности требует значительной затраты умственных сил и напряжения, это удается далеко не каждому, поскольку подготовка к осуществлению интеллектуальных операций не всегда достаточна. Поэтому проблему усвоения составляет не только овладение знаниями, но и процесс длительного развития устойчивого внимания, напряжения умственных сил, волевых усилий.

 

Познавательная деятельность, вооружает знаниями, умениями, навыками; содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, идейных, эстетических качеств учащихся; развивает их познавательные силы, личностные образования, активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся; приобщает к поисковой и творческой деятельности.

Процесс обучения определяется стремлением учителя активизировать учебную деятельность учащихся.

Поскольку проблемное обучение активизирует весь процесс обучения, его отождествляют с активизацией.

Суть активизации учения школьника посредством проблемного обучения заключается не в обычной умственной активности и мыслительных операциях по решению стереотипных школьных задач, она состоит в активизации его мышления, путем создания проблемных ситуаций, в формировании познавательного интереса и моделирования умственных процессов, адекватных творчеству.

Сущность активной учебно-познавательной деятельности определяется компонентами: интерес к учению, инициативность, познавательная деятельность.

Учебно-познавательная деятельность является ведущей в процессе обучения. Разработка данной педагогической проблемы имеет длительную историю, начиная с учений античности и кончая современными психолого-педагогическими исследованиями. Было установлено, что эффективность усвоения учебного материала во многом зависит от познавательного интереса учащихся. Поэтому учет познавательных интересов в учебно-познавательной деятельности позволяет оптимизировать весь учебно-познавательный процесс как целенаправленно организованную деятельность по присвоению учащимся социально значимых ценностей, выработанных человечеством.

Решение той или иной проблемы на уроке способствует формированию мотива деятельности учащихся, активизации их познавательной деятельности. Курс русского языка в начальной школе вмещает в себя очень большой объем знаний из орфографии, морфологии и синтаксиса. Все это не только необходимо дать детям в теоретическом виде, но и отработать грамматические умения и навыки. Можно давать весь материал в готовом виде: познакомить с правилами, привести примеры, но можно пойти другим путем: дать ученикам возможность увидеть закономерность. Чтобы достичь этого, необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться.

Разбор проблемных ситуаций

Статьи / Детская психология

 


SchoolFiles.net: школьные файлы.
Материалы для учителей и учеников

 

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:

РАДАЕВА Ч.Ф. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УУД // Психология, социология и педагогика. 2012. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/12/1473 (дата обращения: 07.02.2019).

Автор: Радаева Чулпан Фиркатовна,

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №34» г. Ульяновска

Развитие педагогической мысли в последнее десятилетие достигло апогея. Многие ведущие дидакты современности говорят о безоговорочном преимуществе такого обучения, в ходе которого ученик выступает как субъект познания и наравне с учителем участвует в учебном процессе. Одним из способов достижения такого результата является проблемное обучение, в ходе которого учителем создаются такие проблемные ситуации, которые принимаются учащимися как личностно-значимые. Такая проблемная ситуация преобразуется в учебную задачу, решая которую ученик овладевает универсальными учебными действиями.

Для того, чтобы наметить некоторые приемы создания проблемной ситуации в учебной деятельности младших школьников, требуется переосмысление и отбор того, чем располагает в настоящее время теория и практика современного обучения, с учетом специфики умственной деятельности учащихся начальных классов, их возможностями в усвоении знаний, умений, навыков, дидактической целью урока, уровнем усвоенных знаний и содержанием учебного материала.

 

Нам представляется возможным отметить следующие приемы создания проблемной ситуации в учебной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира:

1. Создание проблемной ситуации на основе предварительных домашних заданий.

Такие задания позволяют поставить учебные проблемы на уроке, к которым учащиеся подошли самостоятельно. По характеру эти задания могут быть различны: предварительное домашнее чтение, выполнение практических действий, наблюдений.

Для примера возьмем урок окружающего мира в 3 классе. Тема урока: Почва.

Ее состав.

За 20 дней до урока учащиеся получили задание: замочить горох, вести дневные наблюдения за ним и делать необходимые записи. К данному уроку у учащихся сделана примерная запись:

1 ноября – замочили горох, положили в сырую тряпочку, поставили в
теплое место

2 ноября – горох разбух

3 ноября – появился беленький росточек

4 ноября – росточек стал больше, крепче

5 ноября – росточек врос в тряпочку

6 ноября – появился бледно-зеленый росточек

11 ноября – цвет гороха стал серым

18 ноября – отстала чешуя, горох распался на 2 части

19 ноября – росток сгнил

20 ноября – росток и листочек пропали

Урок начинается с чтения записей.

- Что же случилось? У всех ли такое явление?

- Да, у всех, – отвечают дети.

Учитель показывает детям банку со всходами гороха, посаженного в тот же день, 1 ноября в почву.

- Почему так хорошо пророс горох?

Ответы самые разные: «В банке теплее», «В банке свет, а в тряпочке темно», «В тряпочке нет питательных веществ, а в земле они есть».

Проблемная ситуация принимается учащимися, возникшее затруднение требует своего разрешения – это уже учебная проблема. Учащиеся высказывают свои гипотезы. В дальнейшем учитель умело управляет поиском учащихся, использует их наблюдения, проведенные во время экскурсии, дополняет ответы учеников, сообщает новые факты, направленные на обоснование выдвинутой гипотезы.

2. Создание проблемной ситуации на основе постановки предварительных заданий на уроке к материалу учебника.

Такие задания ставятся перед учащимися до изучения нового материала или в начале объяснения нового материала. В статье «Как изменяется горизонт при движении» (учебник «Природоведение» 3 класс, автор М.Н. Скаткин) описывает спор между Лидой и Петей. «Можно ли дойти до линии горизонта?» Статья заканчивается проблемным вопросом «Как вы думаете, кто прав – Лида или Петя?»

На этот вопрос нет готового ответа в тексте. Если дети не смогли ответить на этот вопрос, то не следует сообщать кто же прав. Надо предложить обратиться к рисунку, к которому даны вопросы. Ответив на эти вспомогательные вопросы, вспомнив о своих жизненных наблюдениях, учащиеся ответят на проблемный вопрос.

Такая работа требует логического анализа материала, активизирует внимание и мыслительную деятельность, делает восприятие материала более целенаправленным.

3. Использование жизненных наблюдений и опыта.

Урок окружающего мира в 3 классе.

Тема: Круговорот воды в природе.

Это явление природы должно восприниматься учащимися как мировой процесс, поэтому здесь целесообразно начать урок со следующего вступления:

Много рек течет со всех сторон в моря и озера. Кажется, что моря должны переполниться и затопить сушу. Почему этого не происходит? Для ответа на этот вопрос у учащихся 3 класса знаний явно не достает. Но их жизненные наблюдения, данные опыта «Круговорот воды в природе», полученные на уроке, умело используются учителем в беседе о постоянно происходящем круговороте воды в природе.

4. Создание проблемных ситуаций при решении познавательных задач.

Такой прием часто используется учителями начальных классов в практике, но нередко это не осознается учащимися как познавательное затруднение, поэтому дальнейшее решение задачи не принимает строго целенаправленного действия. При создании проблемной ситуации учебная проблема превращается в цепь познавательных действий и становится познавательной задачей для учащихся. Решая такие задачи, учащиеся могут пройти все звенья поиска, от выдвижения гипотезы до практической проверки.

Окружающий мир, 3 класс. При изучении темы «Кожа», рассматривается ее терморегулирующая функция. Можно использовать эту познавательную задачу: «За сутки через кожу человек выделяет столько тепла, что его хватит для того чтобы вскипятить 33 литра ледяной воды. Сколько воды можно вскипятить теплом, которое выделяет кожа всех учеников нашего класса?»

Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием

Между житейским представлением учеников и научным фактом
а) обнажить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием с “ловушкой”;
б) предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией

С затруднением
Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя
Дать практическое задание, не выполнимое вообще

Дать практическое задание, не сходное с предыдущим
а) дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим;
б) доказать, что задание учениками не выполнено

С помощью проблемных ситуаций решаются многие педагогические задачи:

1. Самостоятельный поиск новой информации.
2. Самостоятельная работа с учебником.
3. Овладение навыком решения задачи.
4. Воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству.
5. Развитие личностных качеств.
6. Прочность усвоения знаний, так как путём поиска разрешения проблемной ситуации достигается полное понимание материала.
7. Решение проблемы психологического комфорта на уроках.


Примеры проблемных ситуаций во внеурочной деятельности:

Проблемная ситуация в театрализованной деятельности. (1-4 класс)
«Злой герой из сказки ластик,
Весь сценарий захватил.
Плачут все актеры наши,
Каждый роль свою забыл»
Цель: Учить вступать в ролевые диалоги. Организовывать совместную деятельность. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, сопереживание.
Материал: Изображения героев сказки (любая из программного содержания)
Ход
I Часть
Учитель говорит: «Ребята! Сегодня случилась беда: «Злой герой из сказки ластик, Весь сценарий захватил. Плачут все актеры наши, Каждый роль свою забыл»
«Что же нам делать? Как помочь нашим друзьям? Подумайте»
Учитель выслушивает варианты решения проблемы, если дети затрудняются, предлагает свой вариант.
Учитель: «Ребята, мы же очень хорошо знаем эту (может быть любая сказка по программе) сказку. Давайте поможем нашим актерам озвучить наш спектакль»
I I Часть Далее учитель помогает выбрать р
·оли, в случае необходимости напоминает сюжет сказки, забытые детские реплики.
Дети разыгрывают спектакль
I I I Часть Учитель хвалит детей, герои их благодарят. Говорят, что злой ластик им не страшен, если есть такие замечательные помощники.

Проблемная ситуация по социально-нравственному воспитанию детей.(1 класс)

Цель: Учить передавать эмоциональное состояние при помощи выразительных средств (мимики и пантомимики), расширять круг понимания эмоций.
Материал: Кукла, рамка, зеркало, альбомные листы, краски, кисти, стаканчик с водой, тряпка, стенд, иллюстрации, фотографии, палитра.

I Часть Учитель говорит: «Ребята! Когда я сегодня шла в школу, то увидела куклу Машу. Она громко плакала, и я подошла к ней и поинтересовалась, что у нее случилось. Она сказала, что у нее совсем нет друзей и ей совсем не с кем поиграть»
Учитель показывает детям куклу (Кукла плачет).
«Давайте поможем кукле Маше, найдем ей друзей!»
I I Часть «Как вы думаете, какие должны быть у нее друзья, что бы ей было с ними интересно и весело. (Дети предлагают варианты ответов)
«Какие вы молодцы! Как много качеств, которыми должен обладать друг вы знаете. Но вот беда, наша Маша не знает, как определить настроение. Как узнать добрый человек или злой, грустный или веселый. Как же она найдет себе друга?»
«У меня есть идея! Нужно взять волшебную рамку, стоит только в нее заглянуть и подумать о каком-нибудь настроении, то оно тут же появиться. Но нам нужно будет его угадать»
Учитель показывает сам, а потом предлагает поучаствовать детям.
«Молодцы ребята! Вот смотрите, Маша радуется, т.к. уже стала понимать разные настроения.
А теперь пойдемте со мной в книжный уголок, где вас ждет сюрприз. Пойдем мы с вами под волшебные слова, повторяйте их за мной:
Маша шла, шла, шла Топ, топ, топ,
Белый гриб нашла. Топ, топ, топ.
Раз грибок, два грибок В ладоши: Хлоп, хлоп, хлоп
Положила в кузовок. Хлоп, хлоп, хлоп
По ровненькой дорожке А потом, потом, потом
Шагают наши ножки. Все бегом, бегом, бегом

«Ну, вот мы и пришли. Смотрите, здесь висят сказочные картинки и фотографии. Как вы думаете, что на них изображено? (Варианты ответов)
Правильно, здесь изображено много разных детских настроений.
А давайте с вами тоже попытаемся показать эти настроения!
Для этого я дам вам зеркальца, вы будете смотреть в них, и показывать настроения, которые изображены на фотографиях.
А теперь давайте с вами нарисуем для куклы Маши друзей с различными настроениями. (Учитель помогает, дает советы. Дети рассматривают рисунки друг друга.)
III Часть Учитель хвалит детей, подводит итоги совместно с детьми - что сегодня узнали нового? Кукла Маша благодарит за то, что дети помогли ей найти друзей.


Проблемная ситуация по социально - нравственному воспитанию. (1-2 класс)
«Вот проблема – брат с сестрой сели разной стороной,
Что случилось, как помочь. Мы беду прогоним прочь!».
Цель: Развитие эмоциональной отзывчивости, умение понимать эмоциональные состояния окружающих людей и оказывать необходимую поддержку и помощь.
Основные методы: обнаружение проблемы – картинка с изображением детей (девочки и мальчика) отвернувшихся друг от друга, между ними сломанная игрушка; проблемный вопрос: Что случилось? Обсуждение эмоционального состояния детей изображенных на картинке. Как помочь? Обсуждение вариантов помощи и объединение по 2-м подгруппам для создания игрушек для детей. Помощь учителя в распределении на подгруппы и показывание способов создания новых игрушек.


.
Проблемная ситуация по социально - нравственному воспитанию.(1-2 класс)
«Гости к нам бегут толпой, ты скорее стол накрой,
Пыль со всех шкафов сотри, другу тоже помоги».
Цель: Побуждать детей к сотрудничеству в совместных делах.
Основные методы: обнаружение проблемы – в гости спешат друзья, а класс не готов к их приёму; проблемный вопрос: Как успеть? Поиски выхода из сложившейся ситуации. Организация и распределение детей на подготовку к приёму. Помощь со стороны учителя. Положительная оценка.

Проблемная ситуация по развитию познават. способн. и умствен. активности.(.(1-2 класс)
«Помоги догадаться Буратино на что похоже?»
Цель: Учить узнавать и называть геометрические свойства предметов (по условным обозначениям).
Основные методы: обнаружение проблемы – Буратино не может догадаться, на что похожи его любимые предметы; проблемный вопрос: На что похоже? Предложение детьми ответов. Учитель помогает детям увидеть в каком-либо предмете геометрическую форму. Оценка участия детей и самооценка.

Проблемная ситуация по развитию познават. способн. и умствен. активности.(1 класс)
«У мистера Всезнайки завяли все растения кроме кактусов? Поможем ему?»
Цель: учить устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы.
Основные методы: обнаружение проблемы – Всезнайка озадачен тем, что все цветы завяли, а кактусы нет; проблемный вопрос: Почему? Варианты детей о случившемся. Что надо сделать? Дети делают выводы о причинах и о том, как необходимо заботиться о растениях (разным растениям нужен разный уход).


Проблемная ситуация в театрализованной деятельности.(1-4 класс)
«Оказалась вдруг проблема, очень странная для нас,
В нашей сказке про принцессу, принца сменит – Карабас,
Ну-ка дети не тяните, им скорее помогите».
Цель: учить создавать воображаемые ситуации, развитие словесного творчества, изменение диалога в зависимости от смены ролей.
Основные методы: обнаружение проблемы – в разыгрываемой сказке появляется новый герой, которого тоже необходимо озвучить; проблемный вопрос: Как измениться сюжет? Предлагаются возможные варианты для дальнейшего развития действий. Разыгрывание детьми наиболее оптимального варианта. Помощь в выборе лучшего поворота событий.


Проблемная ситуация по развитию познават. способн. и умствен. активности.(1-4 класс)
Обнаружена пропажа – в нашей книжки нет конца,
Дорисуем, разберемся, чем закончилась она?»

Цель: учить достраивать сюжет с определённой логикой развития событий.
Основные методы: обнаружение проблемы – в любимой книге не хватает последних страниц; проблемный вопрос: Как узнать чем закончилась книга? Что можно сделать? Обсуждение с детьми (дорисовать, дописывать, придумать окончание самим). Помощь в напоминании сюжета (предшествующие события). Оценка: сравнение полученного результата с задумкой автора.

 

 

Проблемная ситуация как средство активизации
познавательной деятельности учеников младших классов

Рындина Елена Александровна

Одной из главных культурно – гуманистических функций образования выступает общая направленность на гармоническое развитие личности. При этом каждый компонент образовательной системы вносит свой вклад в решение гуманистической цели образования.

Цель современного образования – развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально – ценностную деятельность.

Человек – система динамическая, становящаяся личностью и проявляющаяся в этом качестве в процессе взаимодействия с окружающей средой. Новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее при поступлении в школу, педагог- психолог Л.И.Божович назвала «внутренней позицией школьника», считая это новообразование критерием готовности к обучению в школе.

Современная педагогическая наука ориентирует нас не на пассивное приспособление к имеющемуся уровню развития учащихся, а на формирование психических функций, создание условий для их развития в процессе обучения. То есть на формирование познавательной активности, которое можно выразить весьма лаконично формулой С.Л. Рубинштейна: «Внешние условия действуют через посредство внутренних, образуя с ними единое целое» Поэтому большое значение уделяется современными педагогами построению обучения, по словам Л.С. Выготского которое учитывало бы «зону ближайшего развития» личности, то есть ориентировалось не на имеющийся сегодня уровень развития, а на тот завтрашний, которого ученик может достичь под руководством и с помощью учителя.

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

Поэтому готовность к обучению в школе рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

Характерными психологическими особенностями детей младшего школьного возраста являются:

- умение сознательно подчинять свои действия правилам, обобщенно

определяющим способ действия,

- умение ориентироваться на заданную систему требований,

- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания,

предлагаемые в устной форме,

- умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно

воспринимаемому образцу.

Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе, исследователи выявляют соответствующий возрасту уровень развития речи.

Согласно выявленного уровня готовности к обучению, с учетом у учащихся задатков и способностей, вырабатывается система определенных мер, обеспечивающих развитие младших школьников в оптимальном режиме. Одной из форм является развитие познавательной деятельности посредством различных педагогических методов и приёмов.

 

Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса. Поэтому активизация познавательной деятельности школьников - составная часть совершенствования методов обучения (преподавания и учения).

Идея активизации обучения имеет большую историю. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует лучшему запоминанию, более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. В основе стремления к побуждению интеллектуальной активности лежат определенные философские взгляды. Постановка проблемных вопросов собеседнику и его затруднения в поисках ответов на них были характерны для дискуссий Сократа, этот же прием был известен в школе Пифагора.

Один из первых сторонников активного учения был знаменитый чешский ученый Я.А.Коменский. Его «Великая дидактика» содержит указания на необходимость «воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к учению», она направлена против словесно-догматического обучения, которое учит детей «мыслить чужим умом».

Идею активизации обучения с помощью наглядности, путем наблюдения, обобщения и самостоятельных выводов в начале 19 века развивал швейцарский ученый И. Г.Песталоцци.

За развитие умственных способностей ребенка и внедрение в обучение исследовательского подхода вел борьбу французский философ Ж.Ж.Руссо «Сделайте вашего ребенка, писал он, внимательным к явлениям природы. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а что сам понял». В этих словах Руссо четко выражена идея обучения на повышенном уровне трудности, но с учетом доступности, идея самостоятельного решения учеником сложных вопросов.

Эта идея активизации обучения с помощью самостоятельного решения учеником сложных вопросов получила свое дальнейшие развитие в трудах Ф.К.Дистервега. Он утверждал, что «хорош только тот метод обучения, который активизирует его только на запоминание изучаемого материала. То, чего человек не приобрел путем своей самостоятельности, - не его».

Будучи сторонником активного обучения, К.Д. Ушинский выдвинул идею познавательной самостоятельности учащихся. «Ученикам следует - писал К.Д.Ушинский - передавать не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно без учителя приобретать новые познания»

Начиная со второй половины 50-х годов, советские дидакты по-новому и более остро ставят вопрос о необходимости активизации учебного процесса.

Во второй половине 60-х годов и начале 70-х годов в советской педагогике и педагогической психологии идея проблемного обучения начинает белее широко разрабатываться. Т.е. настоятельно пропагандируется деятельностный подход к проведению учебно-воспитательного процесса.

Итак, кардинальной проблемой, определяющей сущность формирования личности, является деятельность, её место в общественной жизни, её влияние на развитие новых поколений.

Если говорить о роли деятельности в развитии школьника, следует выяснить, в какой деятельности происходит наиболее интенсивное его развитие как личности.

По этому поводу существуют различные точки зрения.

Десятилетие назад почти общепризнанным считалось, что генетически более ранней формой развития ребенка является игра, затем учение, а затем уже труд. Для каждого возраста выделялась ведущая деятельность, в дошкольном - игра, в школьном - учение.

Однако в последнее десятилетие это единодушие нарушилось, что явилось следствием изменения условий жизни, обстоятельств нового времени и развития научной мысли.

Для педагогики проблема деятельности служит основой формирования общественной личности. Вне деятельности невозможно решать задачи учебно-воспитательного процесса.

Содержание любой деятельности - трудовой, познавательной, общественной, художественной и т. д. - необходимый компонент структуры. Оно расширяет соприкосновение ребенка с внешним миром, содействует обогащению его знаний, приобретенного опыта.

Если содержание новое, малознакомое ребёнку, развитие его кругозора бесспорно: если содержание уже знакомо, то постановка новых задач способствует углублению деятельности, более свободному, умелому оперированию своими достижениями.

Назначение деятельности учителя - всемерно способствовать тому, чтобы ученик сознательно и целенаправленно совершал учебные действия, руководствовался значимыми мотивами, осуществлял самоорганизацию, самонастраивание на деятельность. Слияние деятельности учителя и учащихся, выполнение намеченной цели с высоким результатом обеспечивают совершенствование учебного процесса.

Учебно-познавательная деятельность учащихся в школе - необходимый этап подготовки молодого поколения к жизни. Это деятельность особого склада, хотя структурно и выражает единство с любой другой деятельностью. Учебно-познавательная деятельность - это направленность учебной деятельности на познавательный интерес.

Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития ребёнка и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности.

Познавательная деятельность способствует подготовке образованных людей, отвечающих потребностям общества, решению задач научно-технического процесса, развитию духовных ценностей народа.

Процесс познавательной деятельности требует значительной затраты умственных сил и напряжения, это удается далеко не каждому, поскольку подготовка к осуществлению интеллектуальных операций не всегда достаточна. Поэтому проблему усвоения составляет не только овладение знаниями, но и процесс длительного развития устойчивого внимания, напряжения умственных сил, волевых усилий.

 

Познавательная деятельность, вооружает знаниями, умениями, навыками; содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, идейных, эстетических качеств учащихся; развивает их познавательные силы, личностные образования, активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляет и реализует потен<


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.