Психодрама, центрированная на протагонист e , или на индивиде — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Психодрама, центрированная на протагонист e , или на индивиде

2020-01-13 247
Психодрама, центрированная на протагонист e , или на индивиде 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Центрированная на протагонисте психодрама, как го­ворит уже само название, концентрируется на протагони­сте, или на главном исполнителе, который с помощью ведущего психодрамы и партнеров изображает в психо­драматической игре реальную или воображаемую ситуа­цию из своей жизни. Более детально процесс центриро­ванной на протагонисте психодрамы описан в предыду­щих главах. Здесь следует только еще раз отметить, что благодаря сценическому изображению становится по­нятным и наглядным своеобразие протагониста в пере­живании существующей межличностной ситуации и во взаимодействии с другими, втянутыми в эту ситуацию людьми. Игра воспроизводит особенности протагониста «in actu» и «in situ» и имеет поэтому очень важное диаг­ностическое значение. Центрированная на протагонисте психодрама является также раскрывающей психотера­пией, поскольку в свободном психодраматическом дейст­вии вытесненные события очень быстро достигают уров­ня переживания и осознания. Связанный с этим катар­сис способствует эмоциональному раскрепощению и оживлению тех или иных житейских ситуаций, вызыва­ющих невротическую реакцию. Даже если центрирован­ная на протагонисте психодрама вращается вокруг про­тагониста, то в этой форме терапии протагонист все же не вращается вокруг себя самого. Он действует, как уже говорилось, не только в собственной роли, но и в ролях своих партнеров по взаимоотношениям. Все это после прежней, преимущественно односторонней, оценки свое­го положения обогащает его многосторонним опытом «Я» и опытом «Ты» и, кроме того, знанием новых воз­можностей, позволяющих проявлять гибкость, терпимость, высказывать различные суждения и самоутверж­даться. На этих важных промежуточных результатах ос­нована изменяющая поведение часть психодрамы, цент­рированной на протагонисте. Последняя в подлинном смысле является креативной и, как любая форма психодрамотерапии, содержит возможность опробования и разучивания новых способов поведения, обеспечиваю­щих более эффективные «совладения» с реальностью. Примером центрированной на протагонисте психодрамы служит описание на с. 182 — 186.

Психодрама, центрированная на теме

Если на занятии группы нет актуального группового конфликта или замотивированного протагониста, как это нередко бывает в новых группах, то всегда находится те­ма, затрагивающая всех членов группы, которая должна быть проиллюстрирована каждым из них через изобра­жение соответствующих событий. Вначале, например, один из участников группы заводит разговор о том, что он всегда испытывает волнение, оказавшись среди незна­комых людей. Другой выражает свое понимание и гово­рит, что ему тоже знакомо это тягостное чувство, возни­кающее у него по любому поводу. Третий утверждает, что со школы ничего подобного уже не испытывает, од­нако его самого это удивляет, поскольку в остальных случаях он очень часто ведет себя неумело и тоже испы­тывает страх. Затрагивая тему страха, одна участница группы замечает, что боится только того, что муж ей из­меняет, хотя этот страх не имеет никаких реальных ос­нований. Пожалуй, правильнее будет это назвать не страхом, а ревностью. Другой участник группы, взды­хая, прерывает ее речь; с такими сценами он хорошо знаком благодаря своей жене. На вопрос, не ведомо ли ему самому чувство ревности, он рассказывает, как еще ребенком ревновал к своей младшей сестре, которой слишком много восторгались.

В ходе относительно короткой групповой беседы страх и ревность оказываются центральными темами занятия. Члены группы решают, что неплохо было бы каждому участнику вкратце изобразить ситуацию, в которой страх или ревность угнетали его самого. Небольшие эпизоды (или, как их еще называют, виньетки), как и любая пси­ходрама, играются на импровизационной основе. При этом, за исключением незаменимой техники обмена роля­ми, другие психодраматические техники применяются лишь в редких случаях. Короткие сценические представ­ления часто позволяют распознать важные проблемы от­дельных участников группы. Они служат материалом для последующей — центрированной на протагонисте или на­правленной на группу — психодрамы.

Почти всегда, однако, находятся также члены груп­пы, изображающие в психодраме, центрированной на те­ме, динамику группы, например страх перед другим членом группы, перед ведущим группы или перед но­вым лечением. Ревность к другим членам группы тоже может стать как предметом центрированной на теме пси­ходрамы некоторых членов группы, так и последующих центрированных на группе психодрам. Социальные про­блемы служат поводом для проведения социодрам или для опробования в игре социокреативных проектов.

В целом центрированные на теме психодрамы могут быть для участников группы началом процессов позна­ния и обучения и дополняться, к примеру, ролевыми иг­рами. Зачастую они оказываются отправной точкой для психотерапевтических или социотерапевтических пси­ходрам. Ввиду этой функции центрированная на теме психодрама причисляется к психодраматическим техни­кам разогрева. Кроме того, ее функция, как и, напри­мер, интеракции, центрированной на теме, по Р. Кон (20), состоит в том, чтобы создавать в групповом про­цессе определенное равновесие между обсуждением, ак­центированным на группе, человеке и теме, коллективе, индивиде и «третьей вещи», как Бертольт Брехт называ­ет тему или цель, объединяющую различных индивидов в совместном действии (15).

Психодрама, направленная на группу

Направленная на группу психодрама зачастую осуще­ствляется в виде психодрамы, центрированной на прота­гонисте. Характерной особенностью направленной на группу психодрамотерапии является терапевтическая ра­бота с проблемой, затрагивающей всех членов группы.

Такой проблемой в группе супружеских пар может быть, к примеру, супружеская неверность или в группе алко­голиков — возвращение поздно ночью домой из рестора­на, в группе подростков — возможно, отбывание срока в исправительной колонии, в группе родителей — пробле­мы с подрастающими детьми. Почти все участники груп­пы получают возможность для идентификаций, которые детально обсуждаются в фазе обсуждения. Как и при центрированной на протагонисте психодраме, психодра­ма, направленная на группу, может быть нацелена на раскрытие этиологии того или иного состояния, но преж­де всего она ориентирована на обретение всеми участни­ками группы, благодаря обмену ролями, нового, углуб­ленного понимания проблематики, в той или иной степе­ни затрагивающей каждого из них.

Пример: В группе родителей дискутируется вопрос об авторитарном и неавторитарном воспитании. Один весьма напряженно держащийся • отец полагает, что без муштры в воспитании детей не обойтись. Плохо только, что вопреки всему они так и не преуспевают в школе. Несколько истеричная мать жалуется: она по­зволяла своим детям все, а они не проявляют ника­кой благодарности и только раздражают ее. Иногда в приступе ярости они даже несправедливо обвиняют ее в авторитарном поведении. Другие члены группы также вмешиваются в разговор и высказывают свои точки зрения. Спустя некоторое время группа решает не только обсудить различные стили воспитания, но и пережить их на практике и осмыслить на характер­ных примерах. Отец, о котором говорилось выше, го­тов изобразить в качестве примера авторитарного по­ведения ту или иную сцену. Упомянутая мать хотела бы на психодраматически инсценированных приме­рах продемонстрировать практикуемый ею антиавторитарный стиль воспитания.

Первым начинает молодой отец. Спонтанно он вспоминает не о собственной практике воспитания, а о суровых методах воспитания в родительском до­ме, которые к нему применялись. На примере се­мейной трапезы сценически изображается, сколь ритуализированно проходят эти повседневные встречи небольшой семьи. Отдельные блюда подаются по очереди: сначала отцу, затем сыну и нако­нец матери. Родители разговаривают между собой только в случае крайней необходимости. Сыну же вообще запрещено говорить без спросу. В ролевой обратной связи партнеры по психодраме описывают чувство безотрадности, овладевавшее ими в этой сцене. В последующих сценах это чувство достигает состояния подавленности. Протагонист демонстри­рует на сцене, как он просит своего отца разрешить ему поехать вечером на его автомобиле на танцы в соседнюю деревню. Первые попытки подступиться к этому вопросу грубо отцом отвергаются: у него сейчас нет времени говорить о разных пустяках. В конце концов он внимает просьбе сына и разрешает воспользоваться автомобилем. Однако прежде, чем уступить машину, отец суровым тоном учиняет до­прос о том, как далеко находится соседняя деревня и каковы будут показания счетчика километража: «Стало быть, деревня находится в пяти километ­рах. Это значит десять километров туда и обратно. Можешь проехать одиннадцать километров, в крайнем случае двенадцать. Точно запиши показа­ния счетчика до и после поездки. За полчаса до полуночи вернешься обратно!» Последующая пси­ходраматическая сцена демонстрирует, как страх перед авторитарным отцом заставляет восемнадца­тилетнего юношу покинуть компанию друзей и воз­вратиться домой. Незадолго до половины двенадца­того он входит в родительский дом и случайно встречает мать, идущую из ванной. Проходя мимо и мельком взглянув на часы, она не находит ничего лучшего, как сказать: «Что ж, ты вернулся вовре­мя. Твое счастье!» В других сценах протагонист изображает унижение, испытанное им, когда отец на улице прямо на глазах школьных друзей отлу­пил его. На вопрос, не бьет ли он сам своих детей, протагонист демонстрирует, как он обычно отчиты­вает их из-за плохих отметок в школе.

После этих сцен дается ролевая и идентифика­ционная обратная связь. Общее обсуждение стилей воспитания не должно происходить до изображения позиции попустительства, излишней уступчивости.

Затем на сцену устремляется мать, практикую­щая антиавторитарный стиль воспитания. Она изо­бражает, скольких трудов стоит ей подготовить ве­чером своих детей-школьников ко сну и уложить их в постель. Немало хлопот доставляет и купание. Прежде чем матери удается уговорить младшую де­вочку раздеться, старший ребенок-дошкольник спу­скает набранную для купания воду. Не успевает она перевести дух от младших детей, как сын-пя­тиклассник, завладев отцовской сигарой, раскури­вает ее и усаживается с нею перед телевизором. Спустя некоторое время его обнаруживает мать. Она набрасывается на отца, который во время всег­да шумного укладывания детей спать обычно поки­дает поле сражения. В конце концов она робко вы­говаривает мальчику, на что тот нахальным тоном тут же упрекает ее в том, что она плохая, недобрая мать. В растерянности мать снова занимается малы­шами и сталкивается со все новыми неприятными сюрпризами в ванной. Наконец дети ложатся спать. Изможденная, мать закуривает сигарету и собира­ется смотреть только что начавшийся телевизион­ный фильм, но опять слышит шум в детской. Мать обретает покой только после того, как в начале две­надцатого дети засыпают на ковре в общей комнате, а отец осторожно разносит их по своим кроватям.

Обратная связь показывает, какие родители идентифицируют собственное свое положение с ав­торитарными сценами и какие с антиавторитарными ситуациями. Все члены группы чувствуют себя тем или иным образом затронутыми изображенными сценами. Для выяснения практикуемого каждым участником группы стиля воспитания не нужно, чтобы до сих пор просто наблюдавшие члены груп­пы изображали свое родительское поведение, зато от всех членов группы требуется принять участие в спектрограмме (61,102), строящейся по критерию «стиль воспитания».

Авторитарный полюс спектрограммы маркирует знакомый нам протагонист, антиавторитарный — протагонистка. Остальные родители стараются оценить свой собственный стиль воспитания и в зависимости от своей жесткости или своего попусти­тельства располагаются в ряду между двумя полю­сами. Такой автодиагноз имеет важное значение для групповой терапии. Примерно посередине спектро­граммы находится участница, утверждающая, что с подобными сценами она вообще не сталкивалась. Проблема же, с которой она столкнулась, с тех пор как развелась с мужем, — это возникшие у ее детей трудности в учебе. В этой связи ее попросили на примере нескольких сценических представлений показать всей группе,, как прежде она обходилась со своими детьми. То, что было изображено, соот­ветствует средней позиции на спектрограмме. Ее стиль воспитания, характеризующийся исполнен­ным любви обращением и адекватной ситуации строгостью, избавил как детей, так и родителей от фрустраций. Партнерами по психодраме, теми же самыми, что и при демонстрациях других стилей воспитания, этот стиль комментируется как наиболее приемлемый. Зрители настолько взволнованы, что хотели бы сами теперь опробовать и разучить в представленных ситуациях другие способы поведе­ния. Эта возможность предоставляется им в роле­вой игре на следующих терапевтических занятиях. Разумеется, успех направленной на группу психодрамотерапии зависит также от динамики груп­пы, более того, он даже предполагает наличие гар­моничной групповой динамики. Если таковая отсут­ствует, то сначала следует заняться динамической проблемой всей группы в рамках психодрамы, цен­трированной на группе.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.