Как организовано обучение чтению в странах мира — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Как организовано обучение чтению в странах мира

2020-01-13 113
Как организовано обучение чтению в странах мира 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В Сингапуре этот показатель составляет 1040 ч в году (по результатам опроса директоров и учителей школ), а в Финляндии – 731 ч. В России на изучение всех предметов в 4 классе в среднем отводится 652 ч. Из них на изучение родного языка отводится 263 ч (41%, максимальный процент среди всех стран), а на обучение чтению – 171 ч (27%).

В рамках исследования PIRLS не выявлено связи между числом часов на обучение чтению и результатами по читательской грамотности. Подтверждается вывод прошлых циклов исследования, что важно не столько количество времени на обучение чтению, сколько качество проводимого обучения, профессионализм учителя, используемые методы обучения, т. е. эффективность использования времени урока.

Хорошие читатели растут в хорошей образовательной среде

В России, как и во всех странах мира, наивысшие достижения учащихся по чтению связаны со следующими факторами: 

· Наличие в семье значительного числа ресурсов для обучения ребенка (книги, условия для учебных занятий, высокий уровень образования и профессиональной квалификации родителей).

· Положительное отношение родителей к чтению.

Российские семьи по-прежнему достаточно эффективно обеспечивают успех своих детей в чтении, несмотря на то, что по сравнению с 2011 годом в России несколько уменьшилось число учащихся из семей со значительным уровнем ресурсов (с 18 до 14%).

В 2016 году в большинстве стран – участниц исследования PIRLS наметилась тенденция снижения интереса родителей к чтению – это произошло в 31 стране, в том числе и в России, а увеличение интереса к чтению зафиксировано всего в двух странах. 

Хороших читателей готовят с детства!

В исследовании PIRLS выявлены два фактора успешного обучения чтению:

· До поступления ребенка в школу родители отводили значительное время на занятия с ним деятельностью, связанной с чтением и письмом.

· Ребенок посещал дошкольное образовательное учреждение.

Родители учащихся России и Казахстана – лидеры по времени, которое они отводили на занятия со своими детьми в дошкольном возрасте деятельностью, связанной с чтением. Как и во многих странах, в России таких родителей стало больше по сравнению с 2011 годом.

В России более 85% учащихся посещали детские сады и другие дошкольные образовательные учреждения. Как и во всех других странах-участницах, эти дети показали более высокие результаты по чтению, чем остальные учащиеся.

Посещение детьми детских садов и занятия в семье приводят к тому, что более 60% российских детей поступают в 1 класс, имея очень хорошую или хорошую подготовку к школе.

Хорошие читатели посещают хорошо оснащенные школы с высокой степенью направленности на успешное обучение. В России, как и в других странах, учащиеся имеют более высокие результаты по чтению, если в их школе: 

– все участники учебного процесса нацелены на высокие достижения;

– большинство поступающих в 1 класс детей имеют высокий уровень готовности к обучению чтению;

– имеется достаточное количество образовательных ресурсов, а  возможный их недостаток не оказывает значительного влияния на результаты обучения;

– обеспечены безопасность и порядок.

О степени направленности образовательной организации на высокие достижения своих учащихся в исследовании 2016 года можно было судить по ответам директоров и учителей. Их оценки практически совпали – о высокой степени направленности на успешное обучение заявили 48% директоров и 53% учителей. Это означает, что в этих школах сами учащиеся, их учителя и родители демонстрируют высокую степень заинтересованности в повышении успеваемости: учителя хорошо понимают цели обучения, успешно реализуют программы обучения и ожидают от учащихся высокой успеваемости; учащиеся хотят хорошо учиться, а их родители помогают в этом своим детям. Результаты учащихся из таких образовательных организаций в среднем выше, чем у остальных. 

По сравнению с другими странами российские учителя и директора школ имеют более высокий уровень образования и профессиональной подготовки. Число учащихся 4 классов, которые не сталкиваются в своей школе с негативными проявлениями отношений, в России (52%) ниже, чем в среднем по всем странам-участницам (57%). Это учащиеся, которые заявили о том, что над ними не смеялись, их не обзывали, не дразнили, не толкали, у них ничего не украли и т.д.  Результаты этих учащихся на 23 балла выше, чем у 14% российских четвероклассников, которые сталкиваются в своих школах с физическим и психологическим насилием со стороны одноклассников. Обращает на себя внимание тот факт, что в последние годы во всем мире негативные проявления отношений все активнее переходят в информационное пространство – возрастает число случаев запугивания детей со стороны их сверстников с использованием мобильной связи и Интернета.

 Хорошие читатели любят читать, уверены в своих силах и прекрасно чувствуют себя на уроках чтения.

 Во всех странах более высокие результаты по чтению показывают учащиеся, которые положительно относятся к чтению, высоко оценивают свою успешность в овладении чтением, чувствуют себя полноправными участниками учебного процесса на уроках чтения.

 В 2016 году значительно выросло число российских четвероклассников, которые очень любят читать и каждый день читают для собственного удовольствия, самостоятельно определяя круг чтения (с 26% в 2011 году до 46% в 2016 году). Эти учащиеся имеют самые высокие результаты по грамотности чтения – 582 балла по международной шкале. Число российских детей, которые не любят читать и очень редко читают для собственного удовольствия, немного уменьшилось (с 13% в 2011 году до 10% в 2016 году). Однако если в 2011 году различия в результатах по чтению этих двух групп учащихся составляли 33 балла, то в 2016 году в России впервые зафиксирована очень слабая связь между результатами исследования PIRLS и отношением учащихся к чтению: не любящие читать учащиеся показали результаты всего на 10 баллов меньше, чем их сверстники, которые читать очень любят.

В 2016 году в России произошло некоторое уменьшение числа учащихся 4 классов, чувствующих уверенность в себе, когда речь идет о чтении. В 2011 году таких учащихся было 87%. По результатам исследования PIRLS наиболее успешными в выполнении заданий международного теста по чтению оказались учащиеся 4 классов всех стран, имеющие высокую степень вовлеченности в учебный процесс, которая характеризуется эффективностью взаимодействия учителя с учениками (понятно ли объясняется материал урока, оказывает ли учитель индивидуальную помощь учащимся, поддерживает ли интерес учащихся к своему предмету и др.). Россия не исключение: различие в результатах по чтению между вовлеченными и не вовлеченными в учебный процесс составляет 14 баллов по международной шкале. Это различие меньше, чем в среднем по странам, где оно равно 26 баллам. Обращает на себя внимание, что в 2016 году зафиксировано увеличение числа российских учащихся, в полной мере вовлеченных в учебный процесс по чтению, – с 53 до 65%.

Мнения экспертов


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.