Итальянский период (1600-1601) — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Итальянский период (1600-1601)

2020-01-13 156
Итальянский период (1600-1601) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС

(1577 – 1640)

 

 

Пи́тер Па́уль Ру́бенс (28 июня 1577, Зиген — 30 мая 1640, Антверпен) — нидерландский (фламандский) живописец, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер.

  Творческое наследие Рубенса насчитывает:

 

· около 3000 картин, значительная часть которых выполнена в сотрудничестве с учениками и коллегами, крупнейшим из которых был Антонис ван Дейк.

· 1403 аутентичных работ по каталогу М. Джаффе

 

Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая.

 

Титулы:

· был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624)

· пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб

· с приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора.

 

БИОГРАФИЯ

Детские годы

1577 год родился в Германии, в Зигене, в почтенной семье из Антверпена Яна Рубенса, юриста и Марии Пейпелинкс. Семья жила в Германии, спасаясь от зверств испанского владычества во Фландрии. Питер Пауль был шестым ребенком в семье.

1578 - после смерти отца мать решает вернуться в Антверпен. Питеру Паулю исполнился 1 год. Закончил латинскую школу.

Питер был отдан в пажи – Графине Маргарите де Линь. Изучает придворный этикет, становится секретарем и доверенным лицом.

Мечтает о деятельности художника.

 

Художественное образование (1590-е)

 

Как художник получил образование у разных мастеров. Тобиас Верхахт, Адам ван Норт,  Отто ван Веен (Вениус) – известные фламандские художники.

 

1598 год (в 21 год) он становится членом антверпенской гильдии Святого Луки, и получает возможность продавать свои картины как свободный художник.

 

1600 год – по совету мастера он едет в Италию профессионально стажироваться.

Погружается в искусство великих итальянских мастеров. Особое влияние Тициана.

 

Итальянский период (1600-1601)

 

1600 год - поступает на службу к герцогу Мантуанскому Винченцо 1 Гонзаго (коллекционеру искусства). Копирует работы многих прославленных мастеров. Пишет портреты известных красавиц разного сословия, но коллекция не сохранилась.

Входит в свиту Винченцо Гонзага и в 1600 году осенью отправляется во Флоренцию на бракосочетание Марии Медичи и Генриха IV.

 

1603-1604 – поездка в Испанию с дипломатическим поручением к Филлипу Третьему.

 

За 8 лет развились профессиональные навыки:

- визуальная память.

-строгая дисциплина.

- кропотливые тренировки,

- твердость руки при создании рисунков и набросков.

 

1608 год умирает мать,  и художник возвращается в Антверпен.

 

Возвращение на родину. Антверпен. (1608 – 1626)

 

1609 год – заключение 12 летнего мирного договора между Фландрией, Голландией и Испанией. Период благополучия. Рубенс живет в Антверпене. Уже обретает славу выдающегося живописца. Получает приглашение на службу эрцгерцога Альберта и инфанты Изабеллы. Он становится доверенным лицом Испанской короны и блистательно ведет дипломатическую службу. Эрцгерцоги создают Рубенсу прекрасные возможности для жизни и творчества.

 

1609 год – женится на дочери секретаря городского суда. Изабелле Брандт. Ей 18 лет, Ему -  32.

1609 год – «Автопортрет с Изабеллой Брандт».

Счастливый период жизни.

1610 году приобретает дом в Антверпене. Там же делает студию.

1610 год получает удостоверение о звании Придворного живописца.

 

Первый успех

Работы Рубенса в этот период:

1608 – «Поклонение пастухов» - дебют художника в родном городе. Картина написана для городской ратуши. Сильное влияние Караваджо (итальянской манеры кьяроскуро) в светотеневом контрасте для изображения глубины пространства.

1610-1611 год – триптих «Воздвижение креста», Собор Антверпена.

1611 – 1614 – триптих «Снятие с креста», Собор Антверпена.

Успех. Внутренне напряжение, динамика жестов и поз героев, драматическая экспрессия, мощь композиции, светотень и пластическая выразительность формы – это несомненное влияние Караваджо. В этих триптихах проявились сила обобщения, масштабность образов, яркая зрелищность, глубина жизненного содержания. Центром композиции у Рубенса становится диагональ (в обеих работах – тело Христа, высвеченное на общем, более темном фоне). Рубенс выстраивает многофигурную композицию по единому принципу, располагая фигуры персонажей вокруг диагонально расположенного тела Христа. Все персонажи находятся в движении, в состоянии острой экспрессии. Следует сказать, что драматизм и пафос сюжета достигается благодаря яркой контрастной  гамме, где выделяются пунцово-красный, черный и белый. Рубенс писал маслом, отчего динамика цвета получила особую выразительность.

Мужские образы обеих картинах Рубенс наделяет подчеркнутой силой и грубой мощью, почти в духе Микеланджело, при том, что состояние героев этих сюжетов совершенно различное. Если  в «Воздвижении креста» художник подчеркивает силовое напряжение, здесь ужас и боль ощущаются буквально «на разрыв аорты», то в «Снятии с креста» обще линии человеческих тел принимают более кантиленное звучание. Мертвое тело Христа плавно опускается вниз, контрастируя с прямой линией воздвигнутого креста. Общее звучание проникнуто плачем и горестным lamentо.

 

Мастерская Рубенса славилась в Антверпене. Огромное число желающих поступить. Рубенс был хорошим педагогом. Из его мастерской вышли А.ван Дейк, Ф. Снайдерс. Сам художник сначала делал эскиз композиции, по которому затем ученики на холсте создавали авторскую идею. Лишь в конце работы художник вносил поправки и завершал всю работу.

 

Высочайшие достижения

(1615 -1620)

 

«Христос в терновом венце» (1612), «Отцелюбие римлянки» (1612), Государственный Эрмитаж, «Похищение дочерей Левкиппа», 1618, «Вакханалия» (1615), «Персей и Андромеда» (1620).

 

Композиционная усложненность – диагональ, эллипсы, спираль...

Ярко выраженная телесность, царство плоти, полнота и динамика бытия. Барокко.

 

1626 год – смерть Изабелла Брандт (34 года).

 

ТВОРЧЕСТВО

 

Рубенс развивал следующие жанры:

1. Портрет

2. Христианские сюжеты

3. Античная мифология

4. Пейзаж

5. Анималистика

Черты стиля

Рубенс никогда не стеснялся подражать тем из предшественников, которые восхищали его, и особенно Тициану с Брейгелем. Первое десятилетие его творчества представляет картину трудолюбивого и методичного освоения достижений художников XVI века. Благодаря такому подходу он освоил все жанры ренессансной живописи и стал самым универсальным художником своего времени.

Композиционные решения Рубенса отличаются исключительным разнообразием (диагональ, эллипс, спираль), богатство его красок и жестов никогда не перестаёт удивлять.

Вполне соответствуют этой жизненности и грузные женские формы, так называемые «рубенсовские», которые могут оттолкнуть современного зрителя своей несколько тяжеловесной телесностью.

 

В 1610-е гг. Рубенс разрабатывает новые для фламандской живописи формы, в частности, жанр охотничьих сцен, которые проникнуты страстной динамикой зрелого барокко («Охота на крокодила и гиппопотама»). В этих работах вихрь композиционного движения сносит ограничения, традиционно налагаемые на художников линией и формой.

Рубенсовские мазки поражают смелостью и свободой, хотя при всей широте их он никогда не впадает в пастозность.

Его непревзойдённое искусство владения кистью очевидно и в многометровых композициях 1620-х годов, и в точных, лёгких, подвижных мазках небольших работ последнего периода.

 

Женский идеал Рубенса

Нигде так явственно не чувствуется задорный, веселый, полный здоровой жизни дух Рубенса, как в картинах, изображающих обнаженную женскую натуру. Эротические, как и подобает быть всем «ню», но не пошлые, цельные, но не банальные, его обнаженные женские фигуры свидетельствуют о его сердцем прочувствованном, получаемом от жизни удовольствии.

Вряд ли можно назвать противоречием, что этот величайший религиозный художник своего времени был также еще и великим мастером женских форм.

По его мнению, тело человека до последней детали в такой же степени творение Божие, как и жизнь любого святого, и хотя он часто помещал обнаженные женские фигуры на фоне прошлой, языческой истории, он рисовал их всегда с откровенной прямотой, что отражало его крепкие религиозные убеждения. С технической точки зрения в изображении Рубенсом «ню» почти невозможно отыскать изъян, хотя современные вкусы в отношении женской красоты значительно отличаются от вкусов и подходов художника.

Он рисовал пышных, полнотелых моделей не только потому, что они лучше отражали идеалы его времени, а еще потому, что тело с роскошной плотью, с его складками, выпуклостями и изгибами ему было куда интереснее рисовать.

Рубенс, вероятно, понимал лучше, чем любой художник в истории, каким образом можно достичь необычных, тончайших нюансов с помощью красной, голубой, белой и коричневой красок для точного воспроизведения цвета плоти.

Женщины у Рубенса, как говорили, кажутся «созданными из молока и крови».

Будучи блестящим колористом, Рубенс мастерски умел отражать тонкости текстуры и строения самого тела. Наравне со своим предшественником Тицианом и своим последователем Ренуаром он является непревзойденным художником форм человеческого тела.

Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». Они являются отличными иллюстрациями к методам изображения обнаженной натуры, которыми пользовался Рубенс,  и которые подвергались изменениям от середины его творческой карьеры до более позднего периода жизни. На первой картине мифологические двоюродные братья Кастор и Поллукс похищают дочерей короля Мессены. Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. Контрастные поверхности доведенных до блеска лат, шерсть и кожа лошадей, шелковые ткани и женская обнаженная плоть оживляют картину своей почти осязаемой текстурой. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. Контрастом этой картине служит вторая, на которой изображен спокойный танец служанок Венеры. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника.

 

"Три грации".1639

 

Написанная за год до смерти, картина «Три грации» представляет нам идеал рубенсовской женской красоты. Этот идеал, в отличие от мужского, несомненно,  унаследован от Тициана, которому Рубенс поклонялся и бесконечно копировал. Образ пышнотелой красавицы с золотистыми волосами многократно проработанный художником, очень ясно демонстрирует тициановский канон.

 

Ее композиция, напоминающая позы греческих скульптур,  наделена энергией и силой. Здесь эти три обнаженные фигуры художник наполнил дивной жизненной силой…

Анималистика

 

Никто не изображал людей и животных в жестокой схватке так, как это делал Рубенс. Все его предшественники тщательно изучали прирученных зверей и рисовали их в сценах вместе с людьми.

Такие работы обычно преследовали одну цель — продемонстрировать знания анатомического строения животного и основывались главным образом на библейских или мифологических рассказах. Воображение Рубенса увлекло его далеко за пределы реальности истории, заставляя создавать живой мир, в котором люди и звери сражаются друг с другом в стихийно возникшей схватке. Его охотничьи сцены характеризуются огромным напряжением: страсти накалены до предела, возбужденные люди и животные бесстрашно, с яростью набрасываются друг на друга. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника.

 

"Охота на гиппопотама" 1618

 

На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов, изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Там, в верхней части картины, словно веером, расположились длинные конские морды, взметнувшиеся руки охотников, пики и мечи, которые образуют мощные диагонали, возвращающие взгляд зрителя в центр полотна, в центр схватки. Таким образом, Рубенс добивается разнообразия форм на своей картине, которые, соединяясь и сливаясь, усиливают разыгрывающуюся на глазах у зрителя драму, перенося все его внимание не на жизнь, а на смерть этих животных в самом центре картины.

Портреты Рубенса

Рубенс был большим мастером портретной живописи, и хотя его работы по своему психологизму и степени постижения модели уступают портретам Тициана, все же, Рубенс по праву входит в число самых значительных портретистов в истории.

 

Портреты Рубенса можно назвать настоящим живописным справочником «кто есть кто» представителей западноевропейской знати XVII столетия.

 

За восемь лет пребывания в Италии он написал портреты многих аристократов, включая самого первого его покровителя герцога Мантуанского. В 1609 году после возвращения в Антверпен Рубенс стал придворным живописцем при правителях Испанских Нидерландов эрцгерцоге Альберте и эрцгерцогине Инфанте Изабелле. На этой должности он получил особую привилегию посещать дома самых богатых и знатных дворян. Он написал портреты английского короля, герцога Бекингемского, графиню Шрюсберийскую, испанского короля Филиппа IV, французских королей Генриха IV и Людовика XIII, польского короля Владислава IV Вазы и Марию Медичи. Во время своих творческих путешествий Рубенс оказался вовлеченным в дипломатическую деятельность. Инфанта Изабелла, отдавая себе отчет в том, что искусство Рубенса давало ему свободный доступ в самые знатные королевские дома Европы, сделала его своим хоть и неофициальным посланником, но лицом весьма доверенным. Рисуя портреты или обсуждая заказы на монументальные декоративные украшения стен дворцов, Рубенс одновременно с этим зачастую вел с королями и принцами секретные переговоры.

 

Портрет королевы Франции Марии Медичи, 1622

 

Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия». Его искусство, характеризуемое его кипучей жизненной энергией, его страстями, является квинтэссенцией грандиозного стиля барокко. Более 1000 картин художника — это монументальное достижение.

 

А ведь оно только одно из многих. Рубенс был поразительно начитанным человеком, его интересы простирались от философии стоиков до изучения редких гемм. Во время своих продолжительных путешествий, когда он старательно штудировал и зачастую копировал произведения искусства различных эпох, он на равных встречался со многими знаменитыми европейскими интеллектуалами. Среди них такие ученые-классики, как Никола Пейреск, Каспар Шиопиус и французский гуманист Пьер Дюпюи. Все они в один голос восхваляли его острый ум и вели с ним продолжительную ученую переписку.

 

«У Рубенса было столько талантов, — заметил один из его покровителей, — что его умение рисовать следует отнести к самому последнему».

 

Пейзажи

Рубенс нечасто рисовал пейзажи — спрос на его работы заставлял его в основном заниматься живыми сценами, но все же он сделал множество набросков и этюдов своего любимого сельского фламандского пейзажа. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот, или моста, или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания.

 

Пейзаж с руинами Палатина в Риме, 1608

 

На закате жизни, когда Рубенс отошел от крупных заказов, он снова вернулся к пейзажной теме.

 

За последнее десятилетие жизни, как считают, Рубенс написал несколько десятков пейзажей на открытом воздухе, большая часть из которых не сохранилась. Применяя свой свободный, плавный стиль, разработанный им самим, он, вероятно, лишь для собственного удовольствия рисовал ту землю, на которую так долго глядел с восторгом и любовью. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. Настоящие чудеса света и цвета, эти картины часто носят личностный характер, они гораздо сильнее прочувствованы им, чем многие крупные сцены, написанные прежде. Здесь он страстно, точными, уверенными мазками, проявляет творческую энергию, свойственную его ранним работам. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Кажется, что свет исходит из самой картины, из глубины. В этих работах Рубенс намного предвосхитил то, что впоследствии мы увидим только у импрессионистов.

ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС

(1577 – 1640)

 

 

Пи́тер Па́уль Ру́бенс (28 июня 1577, Зиген — 30 мая 1640, Антверпен) — нидерландский (фламандский) живописец, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер.

  Творческое наследие Рубенса насчитывает:

 

· около 3000 картин, значительная часть которых выполнена в сотрудничестве с учениками и коллегами, крупнейшим из которых был Антонис ван Дейк.

· 1403 аутентичных работ по каталогу М. Джаффе

 

Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая.

 

Титулы:

· был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624)

· пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб

· с приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора.

 

БИОГРАФИЯ

Детские годы

1577 год родился в Германии, в Зигене, в почтенной семье из Антверпена Яна Рубенса, юриста и Марии Пейпелинкс. Семья жила в Германии, спасаясь от зверств испанского владычества во Фландрии. Питер Пауль был шестым ребенком в семье.

1578 - после смерти отца мать решает вернуться в Антверпен. Питеру Паулю исполнился 1 год. Закончил латинскую школу.

Питер был отдан в пажи – Графине Маргарите де Линь. Изучает придворный этикет, становится секретарем и доверенным лицом.

Мечтает о деятельности художника.

 

Художественное образование (1590-е)

 

Как художник получил образование у разных мастеров. Тобиас Верхахт, Адам ван Норт,  Отто ван Веен (Вениус) – известные фламандские художники.

 

1598 год (в 21 год) он становится членом антверпенской гильдии Святого Луки, и получает возможность продавать свои картины как свободный художник.

 

1600 год – по совету мастера он едет в Италию профессионально стажироваться.

Погружается в искусство великих итальянских мастеров. Особое влияние Тициана.

 

Итальянский период (1600-1601)

 

1600 год - поступает на службу к герцогу Мантуанскому Винченцо 1 Гонзаго (коллекционеру искусства). Копирует работы многих прославленных мастеров. Пишет портреты известных красавиц разного сословия, но коллекция не сохранилась.

Входит в свиту Винченцо Гонзага и в 1600 году осенью отправляется во Флоренцию на бракосочетание Марии Медичи и Генриха IV.

 

1603-1604 – поездка в Испанию с дипломатическим поручением к Филлипу Третьему.

 

За 8 лет развились профессиональные навыки:

- визуальная память.

-строгая дисциплина.

- кропотливые тренировки,

- твердость руки при создании рисунков и набросков.

 

1608 год умирает мать,  и художник возвращается в Антверпен.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.