Создание Вселенных и живых существ — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Создание Вселенных и живых существ

2020-01-13 178
Создание Вселенных и живых существ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Начало

Кала (время) Карма Свабхава

Прадхана (гуны не активны)

Гуны становятся активными:
махат-таттва (саттвичная) и сутра-таттва (раджасичная)

Аханкара (тамасичная)

Cаттвичная аханкара — джняна-шакти (MOG) Раджасичная аханкара — крия-шакти (MOP) Тамасичная аханкара — дравья-шакти (MOI)
Ум и десять полубогов чувств, управляющих пятью органами восприятия (джнянендрийя) и пятью органами действия (кармендрийя). Разум, прана и десять чувств:  5 джнянендрийя и 5 кармендрийя звук — эфир тактильные ощущения — воздух зрительные образы — огонь вкус — вода запах — земля

 

· Путем трансформации аханкары в саттва -гуне возник ум и полубоги, управляющие чувствами. Это адхидайва-аспект картр-атмы. Из полубогов, управляющих чувствами проявились объекты чувственного восприятия.

Примечание: Из аханкары в саттва -гуне возник ум и его божество, а также десять полубогов, управляющих чувствами: полубоги сторон света, Ваю, Бог Солнца, Варуна, Ашвини-кумары, Агни, Индра, Упендра, Митра и Праджапати Дакша.

 

[стр. 31]

· Из аханкары в раджасе возникают знание и чувства (адхйатма -аспект / карана)

Примечание: Из аханкары в раджасе возникает интеллект (шакти пяти органов восприятия), прана (шакти пяти органов действия) и десять органов чувств. Десять органов чувств это уши, кожа, нос, глаза, язык, голос, руки, ноги, анус и пенис.

· Из аханкары в тамасе возникают пять объектов чувственного восприятия (танматрас), начиная со звука, и пять первоэлементов (панча-махабхута), начиная с эфира (адхибхута аспект / карья).

Формирование вселенной (Карья-сришти) [3]

До тех пор, пока первоэлементы, чувства и ум не были соединены вместе, они не могли порождать материальные тела. Соединившись вместе под воздействием энергии Господа (когда Господь вошёл в них), приняв первичные и вторичные формы, они произвели тело всей вселенной и индивидуальные тела внутри него.

· Верховный Господь, Бхагаван, помня о молитвах персонифицированных элементов, решил создать форму вселенной из Своей чит-шакти, чтобы элементы могли исполнить свои функции. С такой мыслью Господь вошёл в неё как антарьями.

Примечание: Как Господь вошёл? Видя, что создаваемая вселенная находится в непробуждённом состоянии, поскольку элементы не были смешаны, Господь, сначала при помощи Своей энергии соединения, а затем как антарьями, вошёл в эти двадцать три элемента (5 первоэлементов, 5 объектов чувств, 10 чувств, ум, ложное эго и махат-таттва) одновременно.

· Господь, войдя в виде своей крия-шакти (энергии действия) и разбудив спящую карму джив, соединил все элементы.

· Двадцать три элемента, пробудившись под действием крия-шакти Господа, произвели универсальную форму (ади пурушам), став её составными частями. Они сформировали зародыш, или золотое яйцо (брахманду, или хираньянду), внутри которого находятся планеты и живые существа.

· Эта золотая универсальная форма (хираньянда), содержащая покоящиеся в ней дживы (совокупная вселенная, самашти-вират), на протяжении тысячи лет оставалась в водах (сахасра-париватсаран).

 

[стр. 32]

Примечание: Эта золотая форма представляла собой совокупную вселенную (самашти-вират, или золотое яйцо). Он оставался во вселенной, погруженной в воды причинного океана, в течение 1000 лет.

· По прошествии тысячи лет Господь (пуруша, душа всей совокупности джив, Хираньягарбха), находящийся внутри времени, кармы и свабхавы, вызвал к жизни неживую вселенную, лежащую в водах причинного океана, войдя в неё в своём частичном проявлении, известном как Гарбходакашайи Вишну.

· Этот пуруша пронзил вселенную и вышел наружу. Там Он (как Каранодакашайи Вишну, или Маха-Вишну) находится в форме с тысячью ног, рук, глаз, лиц и голов.

Примечание: Господь, бросив взгляд на пракрити, создал вселенную и отделил её от Себя, поместив Себя вне её.

· Когда этот чистый пуруша (Гарбходакашайи Вишну) пожелал место для сна (айанам) для Себя внутри вселенной (тасмин), Он создал воды Причинного океана. Господь, будучи чист по природе (ш́учих̣), создал воду, являющуюся чистой (ш́учих̣).

· Многие годы (сахасрам париватсаран) Он пребывал в этой воде, которую создал из Самого Себя. По этой причине Его называют Нарайаной, поскольку воды (нāрā) возникли из пуруши (нара).

· Этот Господь, пожелав стать многими, поднялся со Своего ложа после сна всеобщего разрушения (ночь Господа Брахмы) и создал универсальную форму, ярко сверкающую в трёх формах (адхидайвам, адхйатмам и адхибхутам) Его энергии.

· В этой универсальной форме выделились обители для различных полубогов.

· Мудрые видят планеты во вселенной как части тела Господа: от ягодиц и ниже — семь низших планет; от бедер и выше — семь высших планет.

· Земля и низшие планеты считаются произошедшими из ступней (Бхулока). Бхуварлока находится в пупке, а Сварга-лока — это голова.

· Заключение: Цель описания этого удивительного творения Вселенной — показать, что Верховный Господь есть источник всего и привлечь все сотворенные сущности к поклонению Господу без всяких корыстных мотивов. Это позволяет каждому полностью очиститься и достичь конечной цели существования.

· Шукадева Госвами подробно разъясняет все это в ШБ 9.24.58 и ШБ 10.87.2.

 

[стр. 33]

йан майа-чештитам пумсах

стхитй-утпаттй-апйайайа хи

ануграхас тан-ниврттер

атма-лабхайа чешйате

Даже действия Господа в форме пуруши в отношении майи для создания, поддержания и разрушения вселенной есть милость в чистом виде. Эта милость заключается в том, чтобы отвлечь живых существ от мира и привлечь их к Господу, обитающему в духовном мире.

Ø Когда Господь (пумсах) бросает взгляд на пракрити (майа-чештитам) для создания, поддержания и разрушения тел для джив, Он, несомненно, проявляет этим Свою милость.

Ø Что же говорить о таких Его действиях, как поднятие холма Говардхан, где майя полностью отсутствует?

Ø Милость Господа проявляется, когда он бросает взгляд на майю, думая при этом: «Пусть эти дживы, получив разум и чувства, насладятся радостями материального мира!»

Ø Кто-то может спросить: «Но как это может быть милостью? Ведь дживы, наслаждающиеся материальными объектами и подвергающиеся творению, поддержанию и разрушению, испытывают лишь страдания».

Ø Но Он действует таким образом, чтобы джива могла отвернуться от этого мира с его радостями путем бхакти, гьяны и вайрагьи и достичь Господа (атма-лабхайа).

Ø Без разума и чувств джива не могла бы прийти к бхакти или гьяне. Цель сотворения мира — пролить милость на дживы.

буддхиндрийа-манах-пранан

джананам асриджат прабхух

матрартхам ча бхавартхам ча

атмане 'калпанайа ча

Ø Верховный Господь дал живым существам материальный разум, чувства, ум и жизненный воздух, для того чтобы они могли, удовлетворяя свои желания, получить удовольствие от жизни, и, пройдя через множество перерождений, вовлекаясь в деятельность ради её плодов, наконец, возвыситься и в конце концов достичь освобождения.

Примечание: Поклонение (калпанам) Верховному Господу (атмане) есть средство, при помощи которого живые существа могут исполнить божественное предназначение своего существования. Разум, ум и чувства нужны для поклонения Верховному Господу.

 

 

[стр. 34]

Наймитика-сришти — история творения Господа Брахмы (Висарга)

Рождение Господа Брахмы в начале дня Брахмы [4]

· Вселенная лежала в водах опустошения, когда Гарбходакашайи Вишну, исполненный Своей чит-шакти, с закрытыми глазами покоился на Своем ложе — змее Шеше — пока длилась ночь Господа Брахмы.

Примечание: Разрушив в надлежащее время грубые тела обитателей трёх миров, Гарбходакашайи Вишну помещает их тонкие тела внутрь Себя. Это называется совокупным тонким телом джив. В это время он находится ниже Паталоки, в Своей обители (све паде) в водах Причинного океана (океана Гарбходака).

· Проспав в той воде тысячу циклов по четыре юги (ночь Господа Брахмы) вместе со своей майя-шакти, Он взглянул на живые существа из Брахмы и на неподвижные существа (локан), принявшие тонкую форму внутри Его тела, чтобы исторгнуть их из Своего тела.

· После того как Его взгляд проник в тонкие тела всех джив (артха сукшма), чтобы извлечь их наружу, материальные элементы в Нём, находящиеся в очень тонкой форме (танийан), в надлежащее время пришли в возбуждение под действием раджаса и были произведены на свет через Его пупок.

· Материальные элементы, трансформировавшиеся под действием времени в бутон лотоса, силой пробудившейся кармы джив поднялись над водами опустошения. Источником этого бутона лотоса был Вишну (āтма). Он был как солнце, осветившее всё своим сиянием.

· Господь Вишну как а нтарьями вошёл в этот лотос, состоявший из всех планет. Этот лотос содержал внутри себя проявления всех гун, Сварга и Нарака, на радость всем дживам. Брахма появился из этого лотоса. Его называют саморожденным, поскольку он не был рождён обычным образом.

Аскезы Брахмы и наставления Господа [5]

· Брахма, находясь в центре лотоса, не мог видеть планет вселенной. Поворачивая голову и вглядываясь в пространство, он получил четыре головы, чтобы видеть в четырёх направлениях.

· Не имея возможности определить источник лотоса и самого себя, но слыша лишь два слова: «та-па», Брахма, контролируя своё дыхание и ум, продолжал сидеть в полной концентрации, медитируя на Господа.

 

[стр. 35 и начало стр. 36]

· Совершая практику медитации на Господа в течение ста человеческих лет, он достиг Божественной реализации. Он увидел Господа, явившего Себя в его сердце, которого прежде не мог увидеть при помощи зрения.

· Желая создать разнообразие во вселенной, Брахма не мог видеть ничего, кроме лотоса, исходящего из воды в пупке Вишну, самого себя и трёх элементов — воды, воздуха и эфира.

· Под воздействием раджаса и творческого устремления, Брахма, сконцентрировав ум, начал прославлять Господа, достойного поклонения.

· Господь, видя намерение Брахмы получить знание, необходимое для создания подходящих тел для живых существ, дал ему глубокие наставления и развеял заблуждения, чтобы он мог выполнить свою задачу творения, не связывая себя влиянием раджа-гуны.

Чудесное творение Брахмы [6]

· После этого Брахма, следуя наставлениям Господа, медитировал еще 100 астрономических лет, сосредоточив свой ум на Нарайяне.

· Обретя силу знания при помощи продолжительной медитации (зрелое знание и длительное покаяние), а также почитания мантры, посвящённой Господу, Брахма уничтожил ветер и воды опустошения.

· Увидев простиравшийся до самой Сатьялоки лотос, на котором он сидел, и получив вдохновение от Господа, Брахма вошел в цветок лотоса и разделил его на 3 части, а позже разделил его на 14 частей, чтобы создать разнообразие.

· Согласно наставлениям Господа, Брахма заселил эти 14 частей различными формами жизни. Вселенная, в том виде как она существует сейчас, существовала до опустошения и снова будет существовать после опустошения.

Примечание: Поскольку вселенная имеет начало и конец, она не может быть реальной. Но как нереальная вселенная могла быть разделена? Это невозможно объяснить. Вселенная существовала до великого разрушения (агре). Когда период опустошения завершится, она снова будет существовать. Это не иллюзорный объект, хотя и временный.

· Первичное творение (Пракрита -творения вселенных майя - шакти Господа, пракрити), которое было подробно рассмотрено выше, суммируется здесь для более ясного понимания и подразделяется на шесть типов. Последующее творение Господа Брахмы (Вайкрита – создание тел для движущихся и неподвижных существ) также подразделяется на четыре типа творения, что в сумме составляет десять типов творения.

[стр. 36]

1. Создание махат-таттвы;

2. Создание ложного эго;

3. Создание первоэлементов и танматрас;

4. Создание органов восприятия и органов действия;

5. Создание полубогов чувств и ума;

6. Создание невежества (порожденного при помощи авидья-шакти Господа, чтобы ввести дживы в неведение).

Примечание: Первые пять относятся к трансформациям прадханы. Шестое творение – создание невежества. Оно создано авидья-шакти Господа, чтобы ввести дживы в неведение (абуддхи). Смысл этого таков. У майи есть три состояния: прадхана, авидья и видья. При помощи прадханы из махат-таттвы создаются пять первых элементов (до земли включительно). Это реальное творение, посредством которого создаются агрегатное тело (самашти) и индивидуальные тела джив  (вьяшти), включая плотные тела и тонкие тела. При помощи авидьи (шестое творение), которая вводит души в неведение, создаются пять видов невежества – авидья, асмита, рага, двеша и абхинивеша. Они не являются реальными. Мир, состоящий из реального и нереального, создается прадханой и авидьей. При помощи видьи (кармы, санкхьи, йоги и бхакти) создаётся знание, разрушающее пять видов невежества.

· Господь Брахма, изначальный творец, сначала создал функции невежества – тамас (забвение своей истинной природы), моха, махамоха, тамишра и андха-тамишра (ШБ 3.12.2 и ШБ 3.20.18).

сасарджагре ‘ндха-тамисрам атха тамисрам ади-крит
 махамохам ча мохам ча тамаш чаджнана-вриттайах

· Итак, Господь Брахма вначале при помощи своей тени создал невежество пяти видов (тамас, моха, махамоха, тамишра и андха-тамишрам), поскольку дживы должны были приобрести ложное самоотождествление. Без невежества это невозможно.

Примечание: В конце первичного творения Верховный Господь уже установил функции невежества. Однако в начале последующего творения Господа Брахмы эти функции воплотились в конкретные формы, начиная с тамаса.

· Во время создания якшей, ракшасов, полубогов и людей, дживы должны были приобрести ложную самоидентификацию, что невозможно без невежества. Поэтому вначале Брахма сотворил различные функции невежества.

 

[стр. 37 и начало стр. 38]

1. Тамасавидья (забвение сварупы дживы);

2. Мохаасмита (эгоизм или ложная идентификация с телом);

3. Маха-мохарага (чувство собственности по отношению к объектам наслаждения);

4. Тамишрамдвеша (неприязнь, ненависть к тем, кто препятствует получению наслаждения);

5. Андха-тамишрамабхинивеша (страх смерти или привязанность к материальным наслаждениям).

· Все это отсутствует в дживе, но было создано авидьей. Незнание своей сварупы, ложная самоидентификация, ненависть, страх и страдания это только две функции авидьиаварана и викшера. Аварана это авидья (тамас) или аджняна, а викшера это асмита (моха) или випарьяса. Привязанности, ненависть, страх смерти (рага, двеша, абхинивеша) это качества ума, а также типы викшеры. Хотя они не так известны, как викшера, они входят в это понятие.

Примечание: В связи с этим сошлёмся на одну беседу из Шестой Песни (ШБ 6.16.51), где Господь Санкаршана даёт наставления царю Читракете о джняне, чтобы развеять его сомнения. Господь сказал: «Послушай. Ты должен обдумать это. Есть два типа реальных объектов: постоянные (вечные) и временные. Есть три вечных объекта: Брахман, Параматма и Бхагаван со Своими спутниками. Я — Веды (шабда-брахма), которые суть Моё дыхание. Я — имперсональный Брахман, осознаваемый джняни. Это две Мои формы, и они существуют вечно (шабда-брахма парам брахма мамобхе шашвати тану). Безжизненная вселенная (состоящая из джив и объектов их наслаждения, поскольку Я не отличен от Своей майя-шакти и джива-шакти), которая состоит из материи, является временным объектом. Дживы в этом случае являются временными объектами, поскольку они покрыты невежеством (ахам ваи сарва-бхутани бхутатма бхута-бхаванах). Есть два типа нереальных объектов: существующие и несуществующие. Существующие нереальные объекты состоят из грез и магии. Несуществующие нереальные объекты являются плодами воображения, например, цветок в небе или кролик с рогами». В Первой Песни Шримад Бхагаватам говорится, что постоянные объекты предпочтительны: ведйам ваставам атра васту (ШБ 1.1.2).

· Затем Брахма создал (в качестве седьмого творения) шесть типов неподвижных живых существ (тастхусам), которые растут вверх (шесть типов деревьев и растений: ванаспатй-ошадхи-лата тваксара вирудхо друмах).

 

[стр. 38]

1. Ванаспатй: растения без цветов, но имеющие плоды.

2. Ошадхи: однолетние растения, погибающие каждый год.

3. Лата: растения, требующие опоры, вьющиеся, ползучие растения.

4. Тваксара: бамбук и другие полые растения.

5. Вирудха: растения, не требующие опоры, имеющие прочные стебли (кустарники).

6. Друмах: деревья, которые дают фрукты, вырастающие из цветов.

· Растения поднимают вверх получаемое ими питание. Они почти не имеют сознания, но способны чувствовать боль когда их срезают. Они не ограничены по размеру и разнообразие их форм нескончаемо.

саптамо мукхйа-саргас ту шад-видхас тастхушам ча йах

ванаспатй-ошадхи-лата тваксара вирудхо друмах

утсротасас тамах-прайа антах-спарша вишешинах

· Затем (в качестве восьмого творения) он создал различных животных, в которых их питание распространяется в горизонтальном направлении, всего двадцать восемь видов. Они не имеют представлений о будущем, озабочены лишь поиском еды, осознают свои потребности по запаху, не способны к длительным размышлениям и не могут ничего помнить в своём сердце.

тирашчам аштамах саргах со 'штавимшад-видхо матах

авидо бхури-тамасо гхрана-джна хридй авединах

· К этим движущимся созданиям относятся животные, обитающие на суше, рептилии и змеи, животные, обитающие в воде, птицы, живущие на суше, и птицы, живущие на воде.

◦ 1 – 25: Животные, обитающие на суше (9+5+11 = 25)

▪ 9 животных с раздвоенными копытами (коровы, козы, буйволы, чёрные олени, кабаны, дикие быки, антилопы, овцы и верблюды).

▪ 5 животных с нераздвоенными копытами (ослы, лошади, мулы, олени, шарабхи и яки)

▪ 11 животных с пятью когтями (собаки, шакалы, волки, тигры, кошки, кролики, дикобразы, львы, обезьяны, слоны и (25-е) черепахи).

◦ 25-е: рептилии (черепахи, ящерицы) и змеи (ШБ 3.20.47-48).

◦ 26-е: водные животные (драконы – аллигаторы…)

◦ 27-е: птицы, обитающие на суше: цапли, грифы, журавли, ястребы, хищные птицы, гуси, павлины, вороны, совы и

 

[стр. 39]

◦ 28-е: водоплавающие птицы (лебеди, индийские журавли, казарки).

· Затем Господь Брахма создал людей (девятое творение), и это единственный класс живых существ, в которых пища движется вниз. Находясь под влиянием раджаса, они посвящают себя трудам и мнят себя счастливыми даже в страданиях.

арвак-сротас ту навамах кшаттар эка-видхо нринам

раджо 'дхиках карма-пара духкхе ча сукха-манинах

· Затем Господь Брахма создал восемь видов полубогов (десятое творение), включая главных полубогов, питаров (предков), асуров, гандхарвов и апсар; якшей и ракшасов; сиддхов, чаранов, видьядхаров; бхутов, претов и пишачей; киннаров, кимпурушей и других.

Тело Брахмы Трансформируется в Создания, принимающие трансформированные формы
1 Невежество (тама) Ночь, возбуждающая голод и жажду Якши и Ракшасы (тама)
2 Сияющая красота Брахмы День (MOG) Главные полубоги (саттва)
3 Ягодицы Брахмы, или ужасное тело (раджас) Вечерние сумерки, возбуждающие вожделение Демоны, потомки Дити, падкие до женщин, которым в сумерках мерещились женщины легкого поведения
4 Красота, которой он наслаждается Лунный свет Гандхарвы и Апсары, возглавляемые Вишвавасу
5 Тело лени Сон и осквернение (зевота и сон) Бхуты, преты, пишачи, ходившие голыми с распущенными волосами
6 Тело силы и невидимости Сила и невидимость Садхьи (предложение мудрецам хавйи) и питы (предложение мудрецам кавйи)
7 Тело исчезновения Способность к исчезновению Сиддхи, чараны и видьядхары.
8 Красота отражения Брахмы в зеркале Изображение мужчин и женщин вместе Киннары и кимпуруши

 

[стр. 40 и начало стр. 41]

Создание полубогов состоит из восьми частей. Верховный Господь произвёл эти десять творений: (дева-саргаш чашта-видхо... саргас те вишва-срик-критах).

· Далее было творение четырёх Кумаров, 11 Рудр, 10 Манаса-путров, таких как Маричи и других, таких как Дхарма, Адхарма, Вак и Кардама, через различные конечности его тела.

Четыре Кумара представляют четыре аспекта видьи (санкхья, йога, вайрагья и тапас). Манаса-путры под предводительством Маричи появились как представители карма-йоги. Джняна, вайрагья, тапас, йога и карма будут успешны только при следовании бхакти, которое и приносит результаты. Бхакти, высший из всех результатов, появляется в самом конце как Нарада.

· Затем, из своих четырёх ртов Господь Брахма сотворил прочие манифестации, такие как веды, упаведы, или дополнения к ведам, а также огненные жертвоприношения, варнашрамы, искусства и науки, различные ведические гимны во главе с пранавой, ведическую систему мер, стихосложение, отчётливые звуки в речи – вайкхари, и множество других подобных вещей.

· Понимая, что сотворение, произведённое могущественными мудрецами (Маричи и другими), недостаточно, Брахма снова стал размышлять в своём сердце: “Как удивительно! Хотя я постоянно занят творением, население не увеличивается. Определённо, есть какая-то причина такого неудовлетворительного положения дел”.

· Пока он действовал должным образом и размышлял о своей неудаче, тело его стало двумя существами – из них одно имело бороду, другое груди – которые стали известны как потомки Брахмы.

· Воодушевившись, Брахма в конце концов создал в своём уме Ману и его жену для увеличения населения. Брахма дал Ману свою собственную человеческую форму. Ману появился и принял человеческое обличье для завершения творения.

· Затем те, которые были созданы прежде, посмотрели на Ману и стали возносить хвалу Брахме:

ахо этадж джагат-сраштах сукритам бата те критам

пратиштхитах крийа йасмин сакам аннам адама хе

· “О, творец вселенной! Воистину, создав Ману, ты сделал хорошее дело. Тем самым будут установлены жертвенные действа, и Ману станет защитником для всех. И мы все сможем питаться остатками жертвенных подношений”. (ШБ 3.20.51)

· В БГ 3.10 также говорится, что “Господь Брахма, создав род людской вместе с жертвоприношениями, сказал в то далёкое время: 'Да будет вам процветание через эти жертвоприношения. Да исполнят они все ваши материальные желания'”.

[стр. 41]

саха-йаджнах праджах срштва пуровача праджапатих

анена прасавишйадхвам эша во 'ств ишта-кама-дхук

Примечание: Очень давно, вместе с яджаной Господь Брахма произвел существ, квалифицированных делать подношения Вишну, и сказал “Увеличивайте население всё больше и больше при помощи этой дхармы и яджаны. Пусть эта яджана дарует вам все желаемые наслаждения (ишта-кама-дхук)”.

· Все виды жизни, ранее созданные Брахмой, получили развитие, приобретя мужскую и женскую формы, чтобы творение могло возобновляться до окончания дня Брахмы.

· Объединяясь, эти формы увеличивают население вплоть до завершения дня Брахмы.

· Это нескончаемое творение, которое будет продолжаться до завершения дня Господа Брахмы, называется Нитья -творением или Нитья-сришти.

Начало

Создание Вселенных и живых существ

Когда Махарадж Парикшит осознал, что совершил недостойный поступок, повесив мёртвую змею на шею ни в чем не повинного мудреца Шамики, он впал в глубокое уныние. Он думал о том, что совершив столь предосудительный поступок (niçam), он действовал как нецивилизованный дикарь в отношении благочестивого брахмана, наделенного могучей силой, и теперь, в качестве расплаты за свой грех, должен ожидать неотвратимых бедствий, дабы никогда более не смел он поступать подобным образом. Он желал лишь одного: «Раз я столь греховен, то пусть огонь гнева семьи этого брамина уничтожит моё царство, мою силу и всё мое достояние! Да не посмею я никогда даже помышлять о причинении вреда брахманам, божествам и коровам!»

Пока он размышлял так, к нему явился посланный Шамикой ученик по имени Гаурамукха и рассказал о проклятии, наложенном на царя сыном Шамики по имени Шрингин, согласно которому Парикшит должен был умереть через семь дней от укуса змея Такшаки. Царь почёл за благо, что вскоре пламя из пасти Такшаки освободит его от бремени материальной жизни, и, зная, что служение лотосным стопам Кришны есть высшая цель жизни, он сел на берегу Ганги и дал обет поститься до самой смерти. Когда благородные мудрецы, являющие собой всю чистоту этого мира, пришли со своими учениками, чтобы встретиться с ним, царь Парикшит оказал им должное почтение и попросил их воспевать славу Верховного Господа (гайата вишну -гатхах). Когда же он попросил их рассказать о том, ради чего живет человек, и что должно делать человеку, который вскоре должен умереть, мудрецы, не придя к единому мнению о различных процессах, таких как жертвоприношения, йога, аскезы и благотворительность, призвали в своём уме появление великой души. И, в ответ на их мысленное желание, великий сын Вьясы, Шукадева, странствующий везде, где пожелает, явился в том месте, будто по воле Провидения (йаддричхайа).

 

[стр. 26]

Парикшит оказал ему подобающее уважение и, предложив занять почетное место, стал смиренно вопрошать: «В чем совершенство жизни и каковы пути его достижения? О чем следует слушать, что воспевать, о чём памятовать, чему поклоняться, а также чего не следует слушать, воспевать, помнить и чему не следует поклоняться?» Оставшись довольным вопросами Парикшита, Шукадева Госвами ответил, что «высшее совершенство состоит в принятии прибежища у лотосных стоп Господа и достигается оно воспеванием имен Господа и слушанием и рассказов о Его деяниях. Таков высочайший процесс».

Царь подумал: «Ты объяснил, что перед лицом смерти мне следует слушать, памятовать и говорить о качествах, формах и играх Господа Кришны. Тогда сначала я спрошу об играх творения с помощью майя-шакти. Затем спрошу об играх поднятия холма Говардхан при помощи чит-шакти». Помыслив так, царь попросил Шукадеву Госвами рассказать о деяниях Пуруша-аватаров по созданию вселенных. Выслушав рассказ о деяниях Пуруша-аватаров, создавших вселенные, Парикшит стал расспрашивать мудреца о Господе Кришне. Оставшись довольным вопросами царя о Господе Кришне, Шукадева Госвами рассказал священное писание «Бхагавата Пурана», содержащее суть всех вед, которое вначале было рассказано Господом Брахмой в первую калпу и состояло из четырех стихов, известных как «Чатур-шлока шримад-бхагаватам».

 

║ШБ 2.10.1-2 ║

атра сарго висаргаш ча стханам пошанам утайах

манвантарешанукатха ниродхо муктир ашрайах

Шукадева Госвами объясняет, что «в этой Пуране обсуждаются десять основных тем: творение, вторичное творение, поддержание, покровительство Господа, материальная деятельность, правление Ману, повествования о Господе, разрушение вселенной, освобождение и высшее прибежище».

дашамасйа вишуддхй-артхам наванам иха лакшанам

варнайанти махатманах шрутенартхена чанджаса

Великие преданные, такие как Видура и Майтрея, через писания и различные истории подробно объясняют первые девять тем, для того чтобы подвести нас к высочайшему знанию, связанному с десятой темой.

 

 

[стр. 27]

Краткое описание десяти основных тем Шримад Бхагаватам

Сарга: бхута-матрендрийа-дхийам джанма сарга удахртах Сарга означает проявление десяти материальных элементов, тонких элементов (танматрас), чувств, ложного эго, и изначальной материи (махат-таттва) в результате трансформации гун Господом.
Висарга: брахмано гуна-ваишамйад висаргах паурушах смритах Висарга это сотворение Брахмой тел для джив. Висарга включает создание движущихся и неподвижных сущностей и означает наделение джив умом, чувствами и телом для вовлечения их в материальные наслаждения, поиск освобождения или практику бхакти в соответствии с их квалификацией.
Стханам: стхитир ваикунтха-виджайах Стханам означает покровительство Господа Его преданным. В этом проявляется совершенство Бога. Стхитих означает положение дживы, а ваикунтха-виджайах означает, что Господь устраняет страдания дживы. После творения положение джив описывается указанием различных географических мест во Вселенной.
Пошанам: пошанам тад-ануграхах Пошанам означает милость Господа (полная умиротворенность ума под покровительством Господа). Защищая джив, Господь проявляет милосердие по отношению к преданным, совершающим садхану, даже если они случайно оказываются вовлеченными в греховные действия.
Утайах: утайах карма-васанах Ути означает последствия, создаваемые действиями дживы, из-за которых она получает новые рождения в будущем. Последствия могут быть плохими или хорошими. Благочестивые и неблагочестивые поступки становятся причиной благополучия либо страданий в будущем.
Манвантарани: манвантарани сад-дхарма Манвантара означает время правления одного правителя, периоды манвантары. Религиозные принципы правления царей в период манвантары раскрываются посредством повествований. 
   

 

 

[конец стр. 27, стр. 28 и начало стр. 29]

Ишанукатха: аватаранучаритам хареш часйанувартинам пумсам иша-катхах прокта нанакхйанопабрмхитах Наука о Господе — иша-катха — представляет собой описания аватаров Господа и их преданных в виде разнообразных повествований. Необходимо слушать об аватарах и их преданных и прославлять их. Слушание и воспевание описываются как одна из ступеней преданного служения для садхаков.
Ниродха: ниродхо 'сйанушайанам атманах саха шактибхих Ниродха означает погружение дживы вместе с ее материальной оболочкой в Господа во время разрушения вселенной (сворачивания космического проявления).
Мукти: муктир хитванйатха рупам сва-рупена вйавастхитих Мукти означает достижение состояния чистой атмы или слияния с Богом после отторжения грубого и тонкого материального тел (вечное состояние живого существа).
Ашрая: абхасаш ча ниродхаш ча йато 'стй адхйавасийате са ашрайах парам брахма параматмети шабдйате Ашрая — Бхагаван, из которого исходят творение, вторичное творение, покровительство, милосердие, карма, дхарма царей, аватары, разрушение и освобождение; Его также называют Параматмой и Брахманом (Высшим Источником, Верховной Абсолютной Истиной).

 

Эта книга посвящена третьей из перечисленных выше тем, «Стханам», которая подробно обсуждается в Пятой Песни «Шримад Бхагаватам». Перед этим кратко рассматриваются также первые две темы, первичное и вторичное творение Вселенной (Сарга и Висарга). С середины второй и до середины пятой песни «Шримад Бхагаватам» дается подробное описание Первичного творения (Сарга — создание всеобщего вещества и элементов, проявляющихся из пракрити под взглядом Господа Вишну) и вторичного творения (Висарга — создание материальных тел для джив из комбинаций 24 элементов из тела и ума Господа Брахмы).

Пракритика сришти — Создание Вселенной, состоящей из 24 элементов (Сарга)

Состояние до Творения: До создания вселенной (идам агре) Бхагаван, исполненный шестью силами, был один, поскольку все было в Нём. По Своей беспричинной милости сострадательный Господь почувствовал Себя несовершенным без Своей полноты и отделённых частей и частиц. И для того чтобы начать творение, Он внедряет живые существа в материальную природу и тогда, под воздействием вечного времени, живые существа являются в мир.

 

 

[стр. 29]

Процесс первичного творения — Карана-сришти [2]

· Господь майи, первый пуруша, пожелав стать многими, по Своей собственной воле и при посредстве майи порождает время, которое было заключено в Нём, а также карму (судьбы джив) и свабхаву (природу, присущую дживам).

калам карма свабхавам ча майешо майайа свайа

атман йадриччхайа праптам вибубхушур упададе

Бхагаван, Господь Маха-вайкунтхи, в Своей свамша -экспансии, как первый пуруша (известный также как Каранодакашайи Вишну) в начале творения бросает взгляд на пракрити.

Примечание. Это энергия, содержащая в себе причины и следствия, называемая пракрити или майя. Эта энергия Господа известна также как прадхана, где свойства находятся в равновесии. С помощью этой энергии Господь создает вселенную. Это происходит в начальный момент выдоха маха-пуруши.

· Находясь в форме Свамша -экспансии, Господь помещает джива-шакти — подобие сознания (вирйам) в майю, просто бросая взгляд на отдалении (пурушенатма-бхутена вирйам адхатта вирйаван). (Джива-шакти, войдя в майя-шакти, становится зависимой от неё.)

· Под воздействием времени невидимая пракрити (прадхана), претерпевает трансформацию, необходимую для творения, и является как махат-таттва, состоящая из знания, в саттва-гуне.

Примечание. Под влиянием времени гуны выходят из состояния равновесия. Они преобразуются в другие формы свабхавой. Махат-таттва появляется из-за кармы джив. Она состоит из знания (в иджнанатма) с преобладанием саттвы. Затем махат-таттва становится сутра-таттвой (разновидностью махат-таттвы), которая получается из махат-таттвы при помощи крия-шакти, с преобладанием раджаса. Таким образом, в махат-таттве преобладают саттва и раджас. Все это происходит по воле Господа.

[стр. 30 и начало стр. 31]

· Из махат-таттвы, в которой преобладают саттва и раджас, возникает субстанция, в которой преобладает тамас: аханкара (ложное эго), состоящая из адхибхуты, адхйатмы и адхидайвы.

· Аханкара служит вместилищем для адхибхуты, адхйатмы и адхидайвы и трансформируется в первоэлементы, чувства, ум и полубогов. Она разделяется на саттву, раджас и тамас, называемые джняна-шакти, крия-шакти и дравья-шакти.

Каранодакашайи Вишну — первый Пуруша
(бросает взгляд на Свою майя-шакти, прадхану)

Взгляд Господа порождает:

Кала (время) Карма Свабхава

Прадхана (гуны не активны)

Гуны становятся активными:
махат-таттва (саттвичная) и сутра-таттва (раджасичная)

Аханкара (тамасичная)

Cаттвичная аханкара — джняна-шакти (MOG) Раджасичная аханкара

Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.117 с.