Абсолютный и относительный слух. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Абсолютный и относительный слух.

2020-01-13 132
Абсолютный и относительный слух. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В какой-то момент каждый музыкант сталкивается с задачей развития своего слуха. Студенты, изучающие музыку, затрачивают как минимум от двух до 4-х лет или больше на надлежащие занятия по теории музыки и развитию слуха. Подростки, самостоятельно научившиеся играть на гитаре, также тренируются, чтобы стать мастерами в выборе материала на слух. Умение, обычно достигаемое с помощью данных занятий, называется абсолютным слухом. Относительный слух – это способность быстро сопоставлять высоту двух тонов, чтобы определить их относительное расположение или интервал. Музыкальная теория классифицирует соотношение между двумя нотами в качестве специфических связей – интервалов. Эта схема иллюстрирует интервалы только между нотой C и другой нотой, но данная структура может быть применена к любой ноте. Обратите внимание, что название интервала зависит от того, как ноты записаны (т.е. F# или Gb), но существующая дистанция между нотами не меняется. Например, F# является энгармоничной (идентичной по высоте) к Gb потому, что в действительности это разные обозначения одной и той же ноты. Поэтому, даже не смотря теоретическую формулировку, что F# составит увеличенную кварту (augmented fourth up) от C и Gb уменьшенную квинту (diminished fifth up) от С, существующая дистанция до ноты С неизменна. Относительный слух подразумевает связи. Музыкант с относительным слухом настолько легко понимает все эти интервалы, что может оценивать связи между аккордами и одиночными нотами. Если сыграть A и C#, он может сказать вам, что они составляют интервал большой терции (major thrird). Или если он услышит A, то сможет легко спеть С#, используя знание дистанции большой терции. При развитии относительного слуха, музыканты обычно используют мнемонические приемы, помогающие запомнить, как звучит каждый интервал. Используется легко узнаваемая песня, содержащая требуемый интервал, которая помогает запомнить этот интервал в будущем. Первые две ноты «My Bonnie Lies Over Ocean» составляют большую сексту (major sixth), а вторая и третья нота «Taps» составляют чистую кварту (perfect fourth). Хорошим упражнением является подбор и запоминание подходящей песни для каждого интервала. Затем, когда данный интервал звучит, он может быть связан с песней и соответственно с названием интервала. Самый сложный интервал для пения это увеличенная кварта (aumented fourth), песня, называемая «дьявол в музыке», являлась настоящим табу в ранних церковных песнопениях. Увеличенная кварта также может быть названа уменьшенной квинтой или тритоном, это более позднее имя, т.к. интервал включает 3 тона. Тренируйтесь с этим звуков, чтобы он не обескураживал вас. Музыканты, которые впервые изучают относительный слух, иногда жалуются, что они не могут вспомнить мотив или песню содержащую интервал увеличенной кварты или уменьшенной квинты. Но на самом деле, если вы внимательно послушаете музыку периода Барокко, то заметите, что данный интервал является неотъемлемой его частью, его часто можно услышать в современных работах, кинофильмах и телеспектаклях. В саундтреке к Star Wars есть короткая периодически повторяющаяся мелодия, первый и последний тоны которой составляют увеличенную кварту. Также гармонические структуры часто противостоят мажорным аккордам в тритонах.

 

Многие музыканты ошибочно полагают, что относительный слух – это «плохо развитый» абсолютный слух, что хороший относительный слух является попутной составляющей абсолютного слуха. Из нашего анализа, следует, что относительный слух и абсолютный слух являются совершенно разными функциями слухового восприятия. Относительный слух подразумевает способность оценивать соотношение между различными нотами, в то время как абсолютный слух подразумевает способность воспринимать тональный цвет индивидуальных нот. Относительный слух – это вид «горизонтальных» звуковых ощущений. В развитии способности различать отношения между нотами, относительный слух затрагивает поверхностный уровень слухового восприятия при формировании суждений на данном уровне. Абсолютный слух больше похож на «вертикальный» слух, он проникает глубоко внутрь звука индивидуальных нот в тончайший уровень ощущений, не замечаемый большинством людей. Открытие слуха для восприятия тональных цветов является, в сущности, развитием осознания музыки (улучшение понимания звуков), в отличии от развития сосредоточения, требуемого при тренировках относительного слуха (обучение сопоставлению звуков на конкретном уровне восприятия, который уже открыт и доступен для ученика). Для полностью развитого музыкального слуха должен присутствовать как абсолютный, так и относительный слух, они не могут заменить друг друга. Оба навыка играют уникальные и важные роли в музыкальном восприятии, и в своем развитом состоянии оба увеличивают музыкальное мастерство в различных направлениях. Некоторые музыканты с неразвитым цветным слухом утверждают, что относительный слух – это все, что необходимо и говорят, что они даже не хотели бы настолько «абсолютного» восприятия дабы не стать «слишком чувствительными» и не начать обращать внимание на пока неизбежные отклонения в настройке музыкальных инструментов. Эти доводы, конечно же, безосновательны и часто обнажают беспомощность музыкантов и недостаток знаний о развитии абсолютного слуха. Те, кто безуспешно пытался развить музыкальный слух должны знать, что цветной слух невозможно развить никакими видами тренировок относительного слуха. Цветной слух развивается только тогда, когда человек начинает слушать цвет. Многие попытки достичь абсолютного слуха провалились также из-за того, что музыканты пытались «запомнить» высоту звука не пытаясь замечать его цвет. Значение высоты звука очень сложно держать в памяти, пока с ним не будет связано какое-то качество, которое отличает его от других значений, и этим качеством является цвет. Кроме того, человек с цветным слухом не страдает от «слишком хорошего» слуха – он воспринимает настройку также непостоянно и субъективно, как любой другой музыкант. Другая группа аргументов «против» абсолютного слуха исходит из предположительного случая, когда хорошо известный исполнитель был необходим для транспонирования (перенесение из одного тона в другой, производится обыкновенно для уравнения инструментов – прим. переводчика) нот, необходимого исходя из оркестровых соображений. Во время этого занятия он у него возникли сильные затруднения, т.к. музыка «звучала по-другому» в новой тональности. Данные ситуации возникают только в виду недостаточных навыков транспонирования или адекватного развития относительного слуха. Поэтому данный аргумент применим скорее к относительному слуху, чем к абсолютному.

 

Словарь The New Grove Dictionary of Music and Musicians (1980) так комментирует подобные случаи недопонимания касательно абсолютного слуха: Доказательства, что наличие абсолютного слуха у музыкантов сомнительно (особенно задействованных в транспонировке), можно сравнить с вымышленной ситуацией, если бы большинство дальтоников пытались доказать меньшинству нормально видящих людей, что даже пожелай они стать художниками, то цветное зрение приносит больше трудностей и не стоит этого. На самом деле менее удивительно, что лишь некоторые владеют абсолютным слухом, чем то, что у многих этого умения нет. Развитие только абсолютного слуха на самом деле более желательно, чем развитие относительного слуха. Даже слабое чувство абсолютного слуха занимает более обширную область, чем полностью развитый относительный слух, вот почему люди с цветным слухом могут обычно долго выполнять самые сложные упражнения для развития слуха даже без наличия правильной подготовки относительного слуха. Музыкант, владеющий абсолютным слухом, почти всегда развивает относительный слух спонтанно или с незначительными усилиями. Т.к. цветной слух легко приспособляем, то он не сталкивается с трудностями сопоставления тонов, что наблюдается среди многих студентов на занятиях по развитию слуха сегодня. Цветной слух чувствует музыку на более глубоком уровне, в сравнении с относительным слухом. В то время как относительный слух открывает знание музыкальной структуры, абсолютный слух представляет глубокое ощущение звука как такового. Чувство абсолютного слуха создает в ухе осознание цвета в музыке, понимание артистизма чистого звука, который выделяется, пока что частично, из структуры музыкальной композиции. Абсолютный и относительный слух занимают свои собственные области, однако, исходя из этого, они дополняют друг друга во всеобъемлющем восприятии музыки.

При абсолютном слухе без относительного, не хватает теоретических знаний о связях и соотношениях, поэтому абсолютный слух не может быть окончательно изобретательным. Относительный слух без абсолютного, страдает от недостатка глубокого восприятия звука и также не может быть достаточно креативным или артистично восприимчивым. Но в полностью развитом музыкальном слухе, относительный слух представляет собой каркас, на котором умело расположены строительные блоки цветного слуха. Поэтому, когда абсолютный и относительный слух одновременно развиты, они повышают качество друг друга и формируют базис для еще более завершенного и полного понимания музыки.

 

 

Уровни абсолютного слуха.

Сейчас нам нужно достичь ясной концепции абсолютного слуха, отличающейся от многих других музыкальных понятий. Как мы увидели, цветной слух не сливается с синестезией или цветовой ассоциацией, он также никак не соотносится с тональным окрасом инструментов (тембром) или с другими музыкальными понятиями относительно цвета. Цветной слух просто подразумевает умение «слышать цвет», что предполагает способность различать музыкальные частоты, ориентируясь на ощущаемый тональный цвет. Цвет тона может быть описан как определенное «качество» звука, принадлежащее ему и любому другому музыкальному тону. Для большинства людей, видимо, сложно уловить разницу между тонами помимо их высоты. Для цветного слуха существует более глубокая разница между каждым индивидуальным тоном – некое свойство, отличающее один тон от следующего. Высота играет главной роли в идентификации тона, только цвет является секретом умения узнавать тон на слух. Если развернуть суть музыкального восприятия, ухо имеет тенденцию проходить через несколько уровней или стадий развития. Эти названия не идеально подходят нам, ведь они весьма условны, но их можно применить для общего описания развития слухового процесса. Мы рассмотрим индивидуально каждый шаг этого процесса в направлении к полному вступлению в игру абсолютного слуха.

 

 

Уровень один: ОСОЗНАНИЕ ЦВЕТА

Первый шаг в развертывании чистого тонального восприятия – это простое осознание того, что существуют тональные цвета. Клавиатура – это спектр звуковых цветов, которые имеют сравнительно больший размах по сравнению со спектром визуальных цветов и повторяются, меняя «оттенки» в каждой октаве. Цветовое осознание – это простая и слаборазвитая стадия, во время которой ухо начинает получать новые еще абстрактные ощущения. Это сравнимо с ребенком, который замечает визуальные цвета, но еще недостаточно зрело, чтобы быть способными их классифицировать. Так же как ребенок может вначале путаться в простых цветах, типа красного и оранжевого, пока не научится лучше определять название каждого цвета; ухо, которое только начинает чувствовать цвета должно сначала сгруппировать вместе тоны, имеющие сходный звуковой цвет.

Уровень два: РАСПОЗНОВАНИЕ ЦВЕТОВ

Пока простая цветовая осведомленность еще не достаточно развита, чтобы называться «абсолютным слухом», распознавание цветов, можно сказать, является первым настоящим проявление хорошо развитого слуха. Распознавание цветов это вдохновляющая способность точно ориентироваться среди двух хроматических музыкальных цветов (их октавных оттенков, наподобие способности определять основные цвета в наборе красок. Это базовый уровень абсолютного слуха, когда ученик начинает определять высоту звука своего музыкального инструмента на слух. Распознавание цветов – это правильно развитое осознание цветов.

Уровень три: УСОВЕРШЕНСТВОВАННОЕ РАСПОЗНАВАНИЕ ЦВЕТОВ

После начала четкого восприятия и определения цветов в звуковом спектре вашего любимого инструмента, а дальнейшее продвижение предполагает развитие чувствительности уха к цветовым вариациям в области отдельного тона. На данном этапе ухо настолько свободно ориентируется в цветах каждого тона, что становится способным отличать небольшие значения повышения или понижения высоты тона. Повышение или понижение высоты тона представляет собой его изменение, при котором он все больше приобретает качества соседнего тона, так же, как красный переливается в красно-оранжевый перед окончательным переходом в оранжевый в визуальном спектре. Если пониженная F звучит, ухо с усовершенствованным распознаванием цветов услышит, что она немного «затенена» цветом E и таким образом обнаружится ее пониженность. Если ваш слух не достаточно развит, то вы просто услышите F, а если она будет слишком понижена, вы даже можете перепутать её с E. Моцарт использовал свою совершенную способность распознавать цвета для определения разницы между звуком двух скрипок в истории, упоминавшейся ранее. Не забывайте, что Моцарт был невероятно талантлив во всем, что он делал в музыке, поэтому умение различать четверть полутона без прямого сравнения будет являться великим достижением. Пока что не важно, насколько искусно вы определяете внутритональные явления, следующие уровни цветового слуха на данном этапе соразмерно подготовлены для его развития.

Уровень четыре: УНИВЕРСАЛЬНОЕ РАСПОЗНАВАНИЕ ЦВЕТОВ

Восприятие тональных цветов обычно лучше всего получается на том музыкальном инструменте, с которым вы больше всего подружились. Гитарист, например, должен без затруднений слышать тональные цвета гитарного звука, но при прослушивании флейты звук может показаться им абсолютно невнятным. Эта неожиданная ситуация может быть настолько внезапной, что человек, остро слышащий цвета своего инструмента, может оказаться беспомощным со звуком других инструментов. Похоже, что ухо имеет сложности в «поиске» тональных цветов с отличными качествами звука других инструментов, практики на которых было мало. Причина данного феномена заключается в неразвитости способности отличать тональный цвет от тембра. (Напомню, что тембр, или «тональный оттенок», это некая структурная форма, приобретаемая тоном, то специфическое качество звука, которое делает каждый музыкальный инструмент узнаваемым, несмотря на дублирование одних и тех же тонов на них.) На данной стадии развития слуховое восприятие остается все еще немного «размытым», поэтому есть недостаток концентрации для распознавания тонального цвета и тонального оттенка (тембра). Когда ухо учится распознавать тональный цвет на каком-то хорошо знакомо инструменте, его не смущает тембр инструмента, т.к. он остается неизменным во время смены тональных цветов. Например, все звуки на пианино имеют тембр пианино, хотя каждая нота на клавиатуре имеет свой тональный цвет в зависимости от частоты вибрации. Когда пианист слушает пианино, его слух настраивается на восприятие только тональных цветов, пока не столкнется с тембром другого инструмента. Его слух может быть обескуражен, когда столкнется с совершенно новой звуковой структурой после прослушивания цвета глубоко внутри тонов. Ухо вынуждено сконцентрироваться на новом тембре и при этом уже не может переключиться на более абстрактные значения тонального цвета, которые лежит на более глубоком уровне ощущений.

Однако со временем ухо учится универсально отличать текстуру звука определенных инструментов и тональный цвет, являющиеся различными понятиями. Мало-помалу слух не заводят в тупик различные звуковые структуры музыкальных инструментов и тональный цвет становится легко различимым, не смотря на «искажения» различных тембров. По достижению данного уровня развития, ухо обычно осваивает более глубокое восприятие тембра в дополнение к более развитому ощущению тонального цвета. Следующее уравнение может точно описать уровень универсального распознавания цветов:

 

Вот пример того, как развитие абсолютного слуха выливается в увеличение музыкальной сноровки, открывая другие аспекты музыкальности. «Сигнальный» цвет воспринимаемый ухом это не только тонкое ощущение тонального цвета, это также лучший уровень восприятия и чувствительности к музыке.

Уровень пять: СПЕКТРАЛЬНОЕ РАСПОЗНАВАНИЕ

Как только ухо начинает четко чувствовать абсолютный тональный цвет любого музыкального тона (универсальное цветовое восприятие), оно опять начинает различать некоторую область между тонами. Спектральное распознавание является отточенным цветовым распознаванием применительно к любому тональному спектру или инструменту. Ухо становится чувствительным ко всему тональному цветовому спектру во всех формах и проявлениях.

Уровень шесть: СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ

Слуховая память это продвинутое достижение цветного слуха. Даже без фактического слушания тона, музыканты со слуховой памятью могут представить цвет того, как звучит F#, Bb или любой другой тон. Таким же способом они могут представить и спеть тон, без предварительного его прослушивания. Такой музыкант достиг четкой реализации того, что до этого было абстрактным восприятием. Настоящая проверка слуховой памяти делается легко и быстро, т.к. после прослушивания любого тона его можно идентифицировать цветным слухом и, таким образом, обозначить нахождение других тонов с помощью относительного слуха. Эти прогрессивные уровни цветового слуха не полностью изолированы друг от друга. Они только отражают основной курс способности воспринимать тональный цвет. Также вполне возможно, например, обладать хорошей слуховой памятью, он не иметь высокоразвитое спектральное распознавание. Однако человек со слуховой памятью развил восприятие на уровень выше спектрального распознавания, поэтому будущий потенциал уже открыт и может быть раскрыт полностью небольшими усилиями.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.