Схемы установки микрофонов для записи акустической гитары — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Схемы установки микрофонов для записи акустической гитары

2020-01-13 189
Схемы установки микрофонов для записи акустической гитары 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Один из основных вопросов при записи акустической гитары – это получение правильного баланса различных шумов, производимых этим инструментом. Многое можно сделать, чтобы изменить гитарный звук непосредственно в источнике, но также можно обеспечить окраску звука, если разумно и аккуратно управлять расположением микрофона. Таким образом, следует знать некоторые базовые принципы того, откуда вообще появляется звук в гитаре и как он достигает микрофона.

Корпус гитары резонирует со струнами. Стоит знать, что в резонанс вступают не только деревянные панели (верхняя и нижняя деки, обечайка), из которых он сделан, но и воздух, находящийся между ними. Резонирующие панели воздействуют на звуковой характер инструмента чрезвычайно сложным способом. Верхняя дека колеблется как единое целое лишь герц до 200, что приблизительно соответствует ноте соль малой октавы (третья открытая струна), а далее на деке в разных местах появляются области, колеблющиеся независимо друг от друга с разными частотами и фазами. Таких областей может быть более десятка, и чем их больше, тем богаче тембр. Образуется своеобразный многоголосый хор, стройность и тембральное богатство которого определяется качеством верхней деки. Основной же резонанс деки, где ее отдача максимальна, для разных конструкций гитар находится в районе ноты соль малой октавы (198 Гц) плюс-минус полтора тона. Пород дерева, пригодных для верхней деки, не так уж и много, в основном, это хвойные породы – ель, пихта, кедр. Чаще всего применяется так называемая резонансная ель, название которой само говорит за себя – она обладает отличными резонирующими свойствами и чутко отзывается на малейшее колебание струн. Пружины – деревянные реечки, приклеиваемые к деке – придают ей механическую прочность и в тоже время не препятствуют свободным колебаниям. Эта конструкция и излучает основную часть звуковой энергии, которую мы называем акустическим звуком.

А вот влияние воздушного резонанса происходит несколько проще. Прежде всего, он влияет на громкость и сустейн в низких регистрах. Он способствует активному излучению самых низких гитарных частот, что, с одной стороны, придает тембру плотную основу, но в тоже время сильно повышает вероятность гулкости записанного звука.

Воздушный резонанс чаще всего настраивается во время изготовления гитары, и его частота обычно находится где-то в районе 100 Гц. Влияние воздушного резонанса может быть неадекватно усилено, если поместить микрофон близко к резонаторному отверстию на одной оси с ним. Это приведёт к непривлекательно гудящему звуку, с выпрыгивающими на некоторых нотах низкочастотными пиками – в зависимости от того, как фундаментальные частоты взаимодействуют с резонансами. Перемещая микрофон от резонаторного отверстия ближе к грифу, можно понизить мощность ненужных низких частот (поскольку воздушные резонансы уже не «дуют» в микрофон), и заодно уменьшить окраску, произведённую резонансами деревянных панелей. Это позволяет захватить больше прямого и яркого звука от струн инструмента. 

Другой основной принцип, знание которого может помочь в поисках «правильного» звука, заключается в том, что воздушные резонансы и резонансы корпуса меньше ослабляются с расстоянием, чем звуки, непосредственно произведённые струнами или механическими шумами (скрип ладов, призвуки от касания струн медиатором или ногтями и т.п.). Так, если все эти скрипы/дребезжания слишком заметны в звучании инструмента, можно довольно значительно уменьшить их, если установить микрофон подальше от гитары. Но, с другой стороны, такое отдаление микрофона немного уменьшает воспринятый уровень высокочастотной атаки (которая может быть захвачена при более близком расположении микрофона). К тому же, эти звуки обычно более богаты высокими частотами, и потому они сильнее подвержены эффекту высокочастотного затенения, чем менее яркие воздушные и корпусные резонансы. Таким образом, стоит понять, что любое положение микрофона, при котором он напрямую не «видит» струн, приведёт к более тёплому и приглушённому звуку.

Акустическая гитара – это не точечный источник звука. Другими словами, у неё довольно существенные физические размеры, играющие особую роль при записи с использованием близкого микрофона. Поскольку различные части инструмента излучают различные частоты в разных направлениях, есть опасение получить несбалансированный однобокий звук в том случае, если слишком сфокусировать микрофон на одной точке инструмента (к примеру, очень близко поставить или использовать модель с узкой направленностью). Но, с другой стороны, пытаясь захватить более натуральный и цельный звук, и отодвинув микрофон подальше от инструмента, можно поднять слишком много реверберации своего помещения, и к тому же, пожертвовать некоторой частью привлекательной непосредственности, шарма и живости, переданными сопутствующими игре шумами (да и сами струны излучают определённую энергию в области 6000-15000 Гц).

При поиске оптимального места для расположения микрофона можно опираться на 3 основных метода:

· Ванильное место

· Посредине деки

· Эмпирический подход

    Если начать с одномикрофонной записи, то чаще всего рассматривается «Ванильное место». Здесь микрофон находится в районе соединения грифа с корпусом (12-й лад). Используя такое расположение, можно довольно легко достичь хорошего баланса между воздушными и корпусными резонансами, и одновременно захватить щедрую дозу дополнительной живости непосредственно от струн. Это идеально для типичной роли акустической гитары, работающей в контексте плотного микса. Конечно, скорее всего, потребуется подстройка точного положения и угла микрофона, но можно довольно быстро получить хороший результат.

    При рассмотренном способе записи происходит подчёркивание собственного звука струн и снижение характерных резонансов тела инструмента. Таким образом, микрофон (если музыка не предполагает характерных исполнительских шумов и призвуков) следует помещать посередине деки. Это приводит ко второму распространённому методу, одобренному такими светилами, как Стив Альбини (Steve Albini), Эл Шмитт (Al Schmitt) и Джим Скотт (Jim Scott). Все они помещают микрофон напротив резонатора (но вне его оси) и направляют его так, чтобы он смотрел в точку соединения грифа с корпусом.

    Следует признать, что резонансные качества различных инструментов могут изменяться в очень широком диапазоне. Таким образом, эмпирический подход к способам размещения микрофонов может сослужить неплохую службу. Майк Клинк в интервью для журнала S.O.S сказал: «Поскольку каждая гитара звучит по-своему, и все играют по-разному, я похожу вокруг и послушаю, чтобы понять, откуда приходит самый лучший звук…». А вот Пьер Марчан предпочитает работать, ориентируясь на тембр, захваченный микрофоном. Таким образом, он предлагает, чтобы провести «три минуты с наушниками, перемещая микрофон вокруг инструмента до тех пор, пока всё не зазвучит как надо…»

    При эмпирическом подходе следует опираться на такие тезисы, как:

· Некоторые звукоинженеры предлагают размещать микрофон в районе бриджа. Эта позиция предлагает широкое разнообразие в плане резонансной окраски от верхней деки. Однако, выбирая эту позицию, следует тщательно подойти к вопросу высокочастотного затенения от правой руки музыканта (или левой – если он левша). К тому же, это расположение может сильно подчеркнуть шумы от медиатора.

· Другой распространённый способ – это размещение микрофона возле головы (а вернее – ушей) гитариста. Это может дать звук, привычный для гитариста, которому не нравится, что гитара через микрофон звучит не так, как он её слышит вживую. Следует учитывать возможное высокочастотное затенение, поэтому, по возможности держать микрофон немного впереди головы музыканта, хотя это чревато призвуками и шумами от дыхания исполнителя.

· Ещё один набор довольно неплохих позиций может быть найден при перемещении микрофона по дуге вправо от бриджа (если смотреть со стороны гитариста). Они могут быть особенно полезны в тех случаях, когда во время игры производится много дополнительных шумов (особенно таких, как скрип ладов), поскольку микрофон находится очень далеко от их источника. Размещая микрофон выше или ниже гитары, можно избежать проблем с акустическим затенением и обеспечить широкую гамму звуковых оттенков.

Одномикрофонная запись при всей ее простоте имеет такой существенный недостаток, как монофоничность реверберации помещения, в котором производится запись. При вставке трека в микс эта реверберация воспринимается как примитивная, устаревшая обработка. Это ставит перед звукорежиссером задачу получение сухих исходных треков с минимумом реверберации.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.