Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2020-01-13 | 161 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В расчетно-пояснительной записке выполнен энергокинематический расчет привода; выполнено проектирование редуктора, в частности расчет косозубой передачи; выполнен ориентировочный расчет валов; конструирование зубчатого колеса и вала и крышки подшипника; выбор типа и размеров подшипников качения; уточненный расчет валов; выбор смазки подшипников и зацепления и подбор муфт.
1. Назначение и краткое описание привода
Целью данной работы является проектирование привода цепного транспортера. Приводом называется система, состоящая из двигателя и связанных с ним устройств для приведения в движение одного или нескольких твердых тел, входящих в состав машины.
Наиболее существенную часть задания составляет расчет и проектирование редуктора.
Редуктором называют механизм, состоящий из зубчатых или червячных передач, выполненный в виде отдельного агрегата и служащий для передачи вращения от вала двигателя к валу рабочей машины. Назначение редуктора - понижение угловой скорости и соответственно повышение вращающего момента ведомого вала по сравнению с ведущим.
Редуктор состоит из корпуса, в котором помещают элементы передачи – зубчатые колеса, валы, подшипники и др. В отдельных случаях в корпус редуктора помещают устройства для смазывания или охлаждения зацеплений и подшипников.
Редукторы классифицируют по следующим основным признакам: по типу передачи (зубчатые, червячные, зубчато-червячные), по числу ступеней (одноступенчатые, двухступенчатые и т.д.), по типу зубчатых колес (цилиндрические, конические), по относительному расположению валов (горизонтальные, вертикальные).
Основные требования, предъявляемые к создаваемой машине: высокая производительность, надежность, ремонтопригодность, минимальные габариты и масса, удобство эксплуатации, экономичность. Все эти требования учитывают в процессе проектирования и конструирования.
|
Привод составлен из асинхронного двигателя, одноступенчатого цилиндрического редуктора. Редуктор является горизонтальным.
Данный курсовой проект включает в себя сборочный чертеж редуктора со спецификацией, привода, деталирование промежуточных вала, зубчатого колеса и шестерни.
Энергокинематический расчет привода
2.1. Выбор электродвигателя, определение общего передаточного отношения и разбивка его по ступеням привода
По табл. 1.1[1] примем следующие значения КПД:
- для закрытой зубчатой цилиндрической передачи: h1 = 0,97
- для закрытой зубчатой цилиндрической передачи: h2 = 0,97
- для открытой цепной передачи: h3 = 0,92
Общий КПД привода будет:
h = h1 x h2 x h3 x hподш.4 x hмуфты= 0,97 x 0,97 x 0,92 x 0,994 x 0,98 = 0,815
где hподш. = 0,99 - КПД одной пары подшипников.
hмуфты = 0,98 - КПД муфты.
Делительный диаметр тяговой звёздочки:
D = = = 838,688 мм
где t - шаг зубьев тяговой звёздочки, Z - количество зубьев тяговой звёздочки.
Угловая скорость на выходном валу будет:
wвых. = = = 4,531 рад/с
Требуемая мощность двигателя будет:
Pтреб. = = = 5,828 кВт
В таблице 24.7[2] по требуемой мощности выбираем электродвигатель 132S4 (исполнение IM1081), с синхронной частотой вращения 1500 об/мин, с параметрами: Pдвиг.=7,5 кВт. Номинальная частота вращения с учётом скольжения nдвиг. = 1440 об/мин, угловая скорость
wдвиг. = = = 150,796 рад/с.
Oбщее передаточное отношение:
U = = = 33,281
Примем для передач, не входящих в редуктор, следующие передаточные числа из рекомендуемых диапазонов (см. табл. 1.2[2]):
U3 = 1,66 – для цепной передачи.
Тогда суммарное передаточное число редуктора:
U(ред.) = = = 20,049
По формулам из таблицы 1.3[2] для двухступенчатого редуктора, выполненного по разветвлённой схеме, для тихоходной передачи получаем передаточное число:
|
U2 = 0.88 x = 0.88 x = 3,94
Примем U2 = 4
Тогда передаточное число для быстроходной передачи:
U1 = = = 5,012
Примем U1 = 5 – для быстроходной зубчатой цилиндрической передачи.
2.2. Определение вращающих моментов, угловых скоростей и частоты вращения валов.
Рассчитанные частоты и угловые скорости вращения валов сведены ниже в таблицу:
Вал 1-й | n1 = nдвиг. = 1440 об./мин. | w1 = wдвиг. = 150,796 рад/c. |
Вал 2-й | n2 = = = 288 об./мин. | w2 = = = 30,159 рад/c. |
Вал 3-й | n3 = = = 72 об./мин. | w3 = = = 7,54 рад/c. |
Вал 4-й | n4 = = = 43,373 об./мин. | w4 = = = 4,542 рад/c. |
Мощности на валах:
P1 = Pтреб. x hподш. x hмуфты = 5,828 x 103 x 0,99 x 0,98 = 5769,72 Вт
P2 = P1 x h1 x hподш. = 5769,72 x 0,97 x 0,99 = 5540,662 Вт
P3 = P2 x h2 x hподш. = 5540,662 x 0,97 x 0,99 = 5320,698 Вт
P4 = P3 x h3 x hподш. = 5320,698 x 0,92 x 0,99 = 4846,092 Вт
Вращающие моменты на валах:
T1 = = = 38261,758 Нxмм
T2 = = = 183715,044 Нxмм
T3 = = = 705662,865 Нxмм
T4 = = = 1066951,123 Нxмм
Проектирование редуктора
3.1 Расчет первой ступени. Выбор материала и термической обработки для зубчатых колес
Так как в задании нет особых требований в отношении габаритов передачи, выбираем материалы со средними механическими характеристиками (см. табл. 2.1-2.3[2]):
- для шестерни: сталь: 45
термическая обработка: улучшение
твердость: HB 230
- для колеса: сталь: 45
термическая обработка: улучшение
твердость: HB 210
3.1.1 Определение допускаемых контактных напряжений для шестерни и колеса первой ступени
Допустимые контактные напряжения (стр. 13[2]), будут:
[s]H =,
По таблицам 2.1 и 2.2 гл. 2[2] имеем для сталей с твердостью поверхностей зубьев менее HB 350:
sH lim b = 2 x HB + 70.
sH lim(шестерня) = 2 x 230 + 70 = 530 МПа;
sH lim(колесо) = 2 x 210 + 70 = 490 МПа;
SH - коэффициент безопасности SH = 1,1; ZN - коэффициент долговечности, учитывающий влияние ресурса.
ZN =,
где NHG - число циклов, соответствующее перелому кривой усталости, определяется по средней твёрдости поверхности зубьев:
NHG = 30 x HBср2.4 £ 12 x 107
NHG(шест.) = 30 x 2302.4 = 13972305,126
NHG(кол.) = 30 x 2102.4 = 11231753,462
NHE = mH x Nк - эквивалентное число циклов.
Nк = 60 x n x c x tS
|
Здесь:
- n - частота вращения, об./мин.; nшест. = 1440 об./мин.; nкол. = 288 об./мин.
- c = 1 - число колёс, находящихся в зацеплении;
tS = 365 x Lг x C x tc x kг x kс - продолжительность работы передачи в расчётный срок службы, ч.
- Lг=8 г. - срок службы передачи;
- С=1 - количество смен;
- tc=24 ч. - продолжительность смены;
- kг=0,7 - коэффициент годового использования;
- kс=0,78 - коэффициент суточного использования.
tS = 365 x 8 x 1 x 24 x 0,7 x 0,78 = 38263,68 ч.
mH - дополнительный множитель для эквивалентной циклической долговечности.
mH = S = + + + = = 0,87
Тогда:
Nк(шест.) = 60 x 1439,996 x 1 x 38263,68 = 3305972768,717
Nк(кол.) = 60 x 287,999 x 1 x 38263,68 = 661194094,579
NHE(шест.) = 0,87 x 3305972768,717 = 2876196308,784
NHE(кол.) = 0,87 x 661194094,579 = 575238862,284
В итоге получаем:
ZN(шест.) = = 0,412
Так как ZN(шест.)<1.0, то принимаем ZN(шест.) = 1
ZN(кол.) = = 0,519
Так как ZN(кол.)<1.0, то принимаем ZN(кол.) = 1
ZR = 0,9 - коэффициент, учитывающий влияние шероховатости сопряжённых поверхностей зубьев.
Zv - коэффициент, учитывающий влияние окружной скорости: Zv = 1...1,15.
Предварительное значение межосевого расстояния:
aw' = K x (U + 1) x
где К - коэффициент поверхностной твёрдости зубьев, для данных сталей К=10, тогда:
aw' = 10 x (5 + 1) x = 118,236 мм.
Окружная скорость Vпредв.:
Vпредв. = = = 2,972 м/с
По найденной скорости получим Zv:
Zv = 0.85 x Vпредв.0.1 = 0.85 x 2,9720.1 = 0,948
Принимаем Zv = 1.
Допустимые контактные напряжения:
для шестерни [s]H1 = = 433,636 МПа;
для колеса [s]H2 = = 400,909 МПа;
Для косозубых колес расчетное допустимое контактное напряжение находим по формуле на стр. 14[2]:
[s]H =
Тогда расчетное допускаемое контактное напряжение будет:
[s]H = = 417,593 МПа.
Требуемое условие выполнено:
[s]H = 417,593 МПа < 1.25 x [s]H2 = 1.25 x 400,909 = 501,136 МПа.
Допустимые напряжения изгиба (стр. 15[2]), будут:
[s]F =,
По таблицам 2.1 и 2.2 гл. 2[2] имеем
sF lim(шестерня) = 414 МПа;
sF lim(колесо) = 378 МПа;
SF - коэффициент безопасности SF = 1,7; YN - коэффициент долговечности, учитывающий влияние ресурса.
YN =,
где NFG - число циклов, соответствующее перелому кривой усталости:
|
NFG = 4 x 106
NFE = mF x Nк - эквивалентное число циклов.
Nк = 60 x n x c x tS
Здесь:
- n - частота вращения, об./мин.; nшест. = 1440 об./мин.; nкол. = 288 об./мин.
- c = 1 - число колёс, находящихся в зацеплении;
tS = 365 x Lг x C x tc x kг x kс - продолжительность работы передачи в расчётный срок службы, ч.
- Lг=8 г. - срок службы передачи;
- С=1 - количество смен;
- tc=24 ч. - продолжительность смены;
- kг=0,7 - коэффициент годового использования;
- kс=0,78 - коэффициент суточного использования.
tS = 365 x 8 x 1 x 24 x 0,7 x 0,78 = 38263,68 ч.
mF - дополнительный множитель для эквивалентной циклической долговечности.
mF = S = + + + = 1,152
Тогда:
Nк(шест.) = 60 x 1439,996 x 1 x 38263,68 = 3305972768,717
Nк(кол.) = 60 x 287,999 x 1 x 38263,68 = 661194094,579
NFE(шест.) = 1,152 x 3305972768,717 = 3808480629,562
NFE(кол.) = 1,152 x 661194094,579 = 761695596,955
В итоге получаем:
YN(шест.) = = 0,319
Так как YN(шест.)<1.0, то принимаем YN(шест.) = 1
YN(кол.) = = 0,417
Так как YN(кол.)<1.0, то принимаем YN(кол.) = 1
YR = 1 - коэффициент, учитывающий влияние шероховатости, переходной поверхности между зубьями.
YA - коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки (реверса). При нереверсивной нагрузке для материалов шестерни и колеса YA = 1 (стр. 16[2]).
Допустимые напряжения изгиба:
для шестерни [s]F1 = = 243,529 МПа;
для колеса [s]F2 = = 222,353 МПа;
По таблице 2.5[2] выбираем 9-ю степень точности.
Уточняем предварительно найденное значение межосевого расстояния по формуле (стр. 18[2]):
aw = Ka x (U + 1) x,
где Кa = 43 - для косозубой передачи, для несимметрично расположенной цилиндрической передачи выбираем yba = 0,315; KH - коэффициент нагрузки в расчётах на контактную прочность:
KH = KHv x KHb x KHa
где KHv = 1,059 - коэффициент, учитывающий внутреннюю динамику нагружения (выбирается по табл. 2.6[2]); KHb - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий, обусловливаемую погрешностями изготовления (погрешностями направления зуба) и упругими деформациями валов, подшипников. Коэффициент KHb определяют по формуле:
KHb = 1 + (KHbo - 1) x KHw
Зубья зубчатых колёс могут прирабатываться: в результате повышенного местного изнашивания распределение нагрузки становиться более равномерным. Для определения коэффициента неравномерности распределения нагрузки в начальный период работы KHbo предварительно вычисляем ориентировочное значение коэффициента ybd:
ybd = 0.5 x yba x (U + 1) = 0.5 x 0,315 x (5 + 1) = 0,945
По таблице 2.7[2] KHbo = 1,142. KHw = 0,2 - коэффициент, учитывающий приработку зубьев (табл. 2.8[2]). Тогда:
KHb = 1 + (1,142 - 1) x 0,2 = 1,028
Коэффициент KHa определяют по формуле:
KHa = 1 + (KHao - 1) x KHw
KHao - коэффициент распределения нагрузки между зубьями в связи с погрешностями изготовления (погрешность шага зацепления и направления зуба) определяют в зависимости от степени точности по нормам плавности для косозубой передачи и для данного типа сталей колёс:
|
KHao = 1 + 0.25 x (nст - 5) = 1 + 0.25 x (9 - 5) = 2
Так как значение получилось большим 1.6, то принимаем KHao = 1.6
KHa = 1 + (1,6 - 1) x 0,2 = 1,12
В итоге:
KH = 1,059 x 1,028 x 1,12 = 1,219
Тогда:
aw = 43 x (5 + 1) x = 140,956 мм.
Принимаем ближайшее значение aw по стандартному ряду: aw = 140 мм.
Предварительные основные размеры колеса:
Делительный диаметр:
d2 = = = 233,333 мм.
Ширина:
b2 = yba x aw = 0,315 x 140 = 44,1 мм.
Ширину колеса после вычисления округляем в ближайшую сторону до стандартного числа (см. табл. 24.1[2]): b2 = 45 мм.
Максимально допустимый модуль mmax, мм, определяют из условия неподрезания зубьев у основания:
mmax » = = 2,745 мм.
Минимально допустимый модуль mmin, мм, определяют из условия прочности:
mmin =
где Km = 2.8 x 103 - для косозубых передач; [s]F - наименьшее из значений [s]F1 и [s]F2.
Коэффициент нагрузки при расчёте по напряжениям изгиба:
KF = KFv x KFb x KFa
Здесь коэффициент KFv = 1,119 - коэффициент, учитывающий внутреннюю динамику нагружения, связанную прежде всего с ошибками шагов зацепления шестерни и колеса. Находится по табл. 2.9[2] в зависимости от степени точности по нормам плавности, окружной скорости и твёрдости рабочих поверхностей. KFb - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения напряжений у основания зубьев по ширине зубчатого венца, оценивают по формуле:
KFb = 0.18 + 0.82 x KHbo = 0.18 + 0.82 x 1,142 = 1,116
KFa = KHao = 1,6 - коэффициент, учитывающий влияние погрешностей изготовления шестерни и колеса на распределение нагрузки между зубьями.
Тогда:
KF = 1,119 x 1,116 x 1,6 = 1,998
mmin = = 0,917 мм.
Из полученного диапазона (mmin...mmax) модулей принимаем значение m, согласуя его со стандартным: m = 2.
Для косозубой передачи предварительно принимаем угол наклона зубьев: b = 10o.
Суммарное число зубьев:
ZS = = = 137,873
Полученное значение ZS округляем в меньшую сторону до целого числа ZS = 138. После этого определяется действительное значение угла bo наклона зубьев:
b = = = 9,696o
Число зубьев шестерни:
z1 = ³ z1min = 17 x Cos3(b) = 16,282»17 (для косозубой и шевронной передач).
z1 = = 23
Принимаем z1 = 23
Коэффициент смещения x1 = 0 при z1 ³ 17.
Для колеса внешнего зацепления x2 = -x1 = 0
Число зубьев колеса внешнего зацепления:
z2 = ZS - z1 = 138 - 23 = 115
Фактическое передаточное число:
Uф = = = 5
Фактическое значение передаточного числа отличается на 0%, что не более, чем допустимые 4% для двухступенчатого редуктора.
Делительное межосевое расстояние:
a = 0.5 x m x (z2 + z1) = 0.5 x 2 x (115 + 23) = 138 мм.
Коэффициент воспринимаемого смещения:
y = = = -1
Диаметры колёс:
делительные диаметры:
d1 = = = 46,667 мм.
d2 = 2 x aw - d1 = 2 x 140 - 46,667 = 233,333 мм.
диаметры da и df окружностей вершин и впадин зубьев колёс внешнего зацепления:
da1 = d1 + 2 x (1 + x1) x m = 46,667 + 2 x (1 + 0) x 2 = 50,667 мм.
df1 = d1 - 2 x (1.25 - x1) x m = 46,667 - 2 x (1.25 - 0) x 2 = 41,667 мм.
da2 = d2 + 2 x (1 + x2 - y) x m = 233,333 + 2 x (1 + 0 - (-1)) x 2 = 236,533 мм.
df2 = d2 - 2 x (1.25 - x2) x m = 233,333 - 2 x (1.25 - 0) x 2 = 228,333 мм.
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!