Тема 16: основные дидактические принципы используемые в процессе обучения изобразительному искусству — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Тема 16: основные дидактические принципы используемые в процессе обучения изобразительному искусству

2020-01-13 482
Тема 16: основные дидактические принципы используемые в процессе обучения изобразительному искусству 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1. Принцип научности. В процессе обучения ученики должны усвоить систему достоверных научно-обоснованных знаний, то есть знаний, правильно отражающих предметы и явления реального мира. В соответствии с этим в основе методики обучения должен лежать принцип научности. Задача педагогики - изложить закономерности строения природы и законы изображения её на плоскости так, чтобы ученики привыкли рисуя мыслить методами реалистического искусства, как наиболее объективного и всеобъемлющего отображения действительности. Научные основы учебного рисунка базируются на целом ряде наук, таких как, перспектива, цветоведение, теория теней, где изучаются светотени, анатомия и другие. Обучая перспективному рисованию преподаватель обращает внимание всех детей на точное соблюдение правил и законов перспективы. Анализируя конструктивное строение формы все ученики привыкают строго соблюдать в рисунке структуру данного предмета. Манера рисунка может быть индивидуальной, но закономерность расположение плоскостей в пространстве каждый должен передать правильно и одинаково, так как это уже научные основы рисунка. Принцип научности обязывает педагога передавая знания подкреплять их научными положениями.

2. Принцип наглядности - считается одним из ведущих. Использование наглядности повышает внимание у учащихся, углубляет их интерес к изучаемому предмету. Принцип наглядности состоит в том, что учащиеся идут к достоверным знаниям, обращаясь к самим предметам и явлениям, как к источнику познания. Рисование с натуры уже самим по себе является методом наглядного обучения. Процесс рисования с натуры начинается с чувственного, зрительного восприятия изображаемого предмета с живого эмоционального наблюдения, поэтому необходимо добиваться, чтобы сама натурная постановка привлекала внимание рисующего к главному. Также одним из эффективных приёмов наглядного обучения является рисунок педагога. Когда педагог демонстрирует перед учениками процесс работы над рисунком, то усваивается не только учебный материал, но и возможности техники исполнения. Но главным в данном случае должны быть пояснения педагога, а рисунок только дополняет его слова.

3. Принцип сознательности активности обучения. В педагогической науке этот принцип рассматривается, как один из главных, поэтому при обучении рисованию и художественному труду, этот принцип тоже считается одним из основных. Сознательное овладение знаниями требует обязательной активности и самостоятельности учеников, без чего невозможно эффективное усвоение знаний. Этот принцип требует, чтобы учитель ставил учеников в такие условия, чтобы им приходилось добывать знания проявляя самостоятельность. Сознательная и активная и самостоятельная работа всегда ведёт к лучшему усвоению учебного материала и к более прочному закреплению его.

4. Принцип систематичности и последовательности обучения. Прочное усвоение знаний и навыков предопределяет непрерывность связи нового материала с пройденным, последовательное расширение и углубление знаний. Принцип систематичности и последовательности состоит в том, что новый учебный материал вызывает в памяти раннее воспринятое, уточняет его и дополняет. Принцип систематичности в обучении рисунку требует строгого правила не переходить к новому учебному материалу, пока не усвоен и не закреплён предыдущий.

5. Принцип доступности обучения требует от педагога четкого установления степени сложности и глубины освещения учебного материала для каждого класса и для каждого возраста детей. Соблюдая принцип доступности и посильности обучения, необходимо учитывать индивидуальные особенности и способности каждого ученика. И так как в классе не может быть совершенно одинаковых учеников, поэтому учителю следует поставить каждого в такие условия работы, при которых все могли бы достигнуть наибольших успехов. Каждый принцип тесно связан с другими принципами и эффективность его зависит от всей системы обучения. Преподавание изобразительного искусства требует определенной методики обучения. И как бы не строилась индивидуальная система обучения, какие бы методы не были бы положены в основу построения изображения, они должны отвечать основным принципам дидактики.

6. Принцип прочности усвоения знаний. Важным условием реализации этого принципа является точное представление целей урока. В начале урока учитель должен сформировать у детей четкое представление о том, к какому результату они должны прийти к концу урока. Какие знания и умения они должны подучить за это время. Прочность усвоения знаний тесно связано с количеством информации. Большое влияние на прочность усвоение знаний и умений оказывает интерес к учебе, который повышается при правильном подборе рисунков, заданий творческого характера, постановки творческих целей, проведение самостоятельных работ.

7. Принцип связи теории с практикой. Это связь на уроках художественного труда имеет двухсторонний характер. С одной стороны дети используют на практике знания, полученные на уроках математики, природоведения, рисования и так далее, а так же знаний об материалах, инструментах, технической документации, полученных на уроках художественного труда ранее. При этом теоретические знания реализуются в практические умения. С другой стороны, ставя перед учениками посильные проблемы, учитель вынуждает детей пополнять практические умения новыми теоретическими знаниями, с помощью опытов и лабораторных работ, наблюдений. Все это активно развивает мышление учащихся.

8. Политехнический принцип обучения -реализуется на уроках художественного труда. Этот принцип требует, чтобы у учащихся на конкретном учебном материале формировались представления о наиболее типовых чертах современного производства. Учитель должен познакомить детей с преобразованием предмета художественного труда в готовое изделие. Смысл политехнического принципа заключается в получении учащимися знаний и приобретении умений.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.