Достичь успеха в трудных условиях: «резильентность» — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Достичь успеха в трудных условиях: «резильентность»

2020-01-13 295
Достичь успеха в трудных условиях: «резильентность» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

«Резильентность» — это способность человека с достоинством преодолевать жизненные трудности. «Резильентность» как человеческая реальность является, вероятно, ровесницей человечества. В конечном итоге, именно благодаря такой способности смогли выжить нищие и угнетенные. Им необходимо было быть «резильентными» даже, если они не сумели выразить это в виде концепции.

Однако «резильентность» стала предметом научных исследований сравнительно недавно. В некотором смысле можно сказать, что именно мудрость бедных и угнетенных привлекла внимание ученых. Благодаря этому мы можем получить более точное представление о «резильентности» и, возможно, найти ей новое практическое применение.

Настоящая брошюра — отражение профессиональной позиции автора, который осуществляет свою деятельность на международном уровне на стыке науки, политики и практики. Здесь таится опасность того, что данная брошюра ничем не обогатит ни науку, ни политику, ни практику, но и надежда на то, что она станет для них источником вдохновения. Читатель, который ждет от этой работы революционных открытий или универсальных решений, будет, вероятно, разочарован. Тот же читатель, который ищет источник вдохновения и новые способы восприятия знакомых реалий, не пожалеет о нескольких часах, потраченных на ее чтение.

Мы с коллегами давно думали о том, что пришло время опубликовать материал о «резильентности»; но вместе с тем, мое понимание этого феномена углубляется с каждым днем. Таким образом, настоящая работа должна рассматриваться толь­ко как рабочий документ. Может быть, в дальнейшем мы опубликуем и другие материалы о «резильентности», если получим достаточно новых сведений на эту тему.

Я надеюсь, что чтение этого опуса не подвергнет Вашу «резильентность» слишком тяжелым испытаниям. Удачи Вам!

 

Что такое резильентность»?

Иной угол зрения

Если ребенок сталкивается с большими трудностями из-за того, что его отец — алкоголик, следует ли из этого, что все дети алкоголиков испытывают трудности? Ответ, естественно, будет отрицательным, потому что некоторые дети алкоголиков - вполне успешные люди. Это «несоответствие» не оправдывает алкоголизм отцов, но указывает на слабое место в нашей работе. В самом деле, ученые и социальные работники часто концентрируют все свое внимание на тех, кого называют «трудными детьми», совершенно не интересуясь другими детьми, у которых есть чему поучиться.

Почему некоторые дети не «сгибаются» под тяжестью проблем, которые у них возникают? Почему дети, рискующие столкнуться с определенными проблемами, избегают их? Могут ли некоторые «резильентные» дети научить нас тому, что могло бы нам помочь в профилактической и иной работе с другими, менее удачливыми детьми? Можем ли мы обнаружить у «трудных детей» сильные стороны, на которые они могли бы опереться, чтобы построить или изменить свою жизнь?

Эти вопросы приводят нас к необходимости взглянуть на ситуацию под иным углом зрения. Вместо того, чтобы изучать слабости и недостатки, а также способы их преодоления, мы начинаем с поиска сильных сторон и возможностей их использования. Вместо того, чтобы выявлять проблемы и выдавать их готовые решения, мы выявляем потребности и сильные стороны отдельных лиц, семей и сообществ. Мы пытаемся мобилизовать эти сильные стороны, чтобы помочь людям, семьям и сообществам самим решать свои проблемы. Образно говоря: недостаточно наложить на рану стерильную повязку, чтобы человек выздоровел. Именно здоровые ткани тела, окружающие рану, позволят ей по-настоящему затянуться. Следовательно, чтобы способствовать процессу выздоровления, нужно укреплять весь организм.

Отец-алкоголик, о котором шла речь в начале этой главы, - это только один пример; ребенок может столкнуться с другими трудностями: конфликт в семье, психологическая травма, полученная в результате войны… К сожалению, таких ситуаций неисчислимое множество…

В настоящей брошюре я стремился объяснить суть иного взгляда на вещи, о чем говорилось выше, всем тем, кого волнует воспитание и счастье детей. Основываясь на опыте, который я приобрел за время работы в международной организации, за­нимающейся защитой детства, я постараюсь дать ответы на все эти вопросы. Итак, настоящая брошюра — это ни научный документ, ни изложение социальной политики, ни подробная программа, ни свод предписаний или запретов, а некий синтез на­уки, политики, практической деятельности и жизненного опыта, который может стать хорошей основой работы для читателя, если он этого пожелает. Я не могу даже претендовать на то, что такой сплав науки, политики и практики является единственно возможным, но надеюсь, что он станет источником вдохновения для тех, кто непосредственно работает с детьми, кто определяет социальную политику и, может быть, даже для ученых. В ко­нечном итоге, каждый должен решить, каким образом он будет использовать «строительные элементы резильентности», о ко­торых идет речь в этой брошюре.

Я надеюсь, что опыт многих читателей или детей, с которыми они живут, найдет свое подтверждение в этой брошюре. В этом случае, настоящая публикация позволит им иначе взглянуть на свой опыт и, может быть, вызовет у них новые мысли и новые надежды для работы и жизни рядом с детьми.

 

ВОСПИТАНИЯ «РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ»

 

Пятый аспект: чувство юмора

В исследованиях, посвященных «резильентности», редко говорится о юморе. Тем не менее, практические работники, представляющие разные культуры, отмечают его большое значение.

Юмор — нечто гораздо более важное, чем просто умение шутить. Один мой друг, всегда веселый и счастливый, но много повидавший на своем веку, заметил мне как-то, что юмор может скрывать страдание. Относиться к жизни с юмором означает осознавать все несовершенство мира и неизбежность страданий, но с улыбкой принимать это, как данность. Если нельзя избежать страданий, то, по крайней мере, можно не дать им себя сломить. Юмор — это не просто способ убежать от суровой действительности: юмор помогает нам находить положительные моменты в этой действительности, что дает возможность легче переносить все невзгоды. Это свойство юмора может быть источником огромной силы и, следовательно, иметь прямую связь с «резильентностью». Чувство юмора может проявляться по-разному: от громкого смеха до улыбки, которую мы сохраняем в несчастье. Человек, умеющий посмеяться над самим собой, обретает большую свободу и большую внутреннюю силу.

Юмор тесно связан с той культурой, в которой он существует. Французский юмор очень отличается от английского, но и тот и другой могут вызвать улыбку и смех, если хорошо знать культурную среду, в которой этот юмор существует. Я никогда не слышал о культуре, лишенной юмора в той или иной форме, и дети, похоже, обладают чувством юмора с самого раннего возраста, что выражается просто улыбкой и смехом. Затем, с возрастом и с опытом, чувство юмора может иногда приобретать очень изощренные формы.

Мы можем выделить несколько составляющих юмора: это и сознательное согласие с несовершенством мира и с неизбежностью неудач, и понимание того, что все в этой жизни относительно, и парадоксальное мышление, и уверенность, что все будет хорошо, даже когда все плохо, и игра, и дух творчества, и воображение… — вот далеко не полный перечень слагаемых юмора. История лысого бородача, который утверждал, что ему просто удалось заставить волосы расти в обратном направлении, лучшее тому подтверждение.

Мы не можем «обучить» людей юмору, но, возможно, мы можем создать, в рамках какого-либо проекта, в какой-нибудь семье или даже школе, атмосферу, в которой юмор мог бы возникнуть и развиться. Мы должны искать такие игры и занятия, которые стимулируют развитие чувства юмора.

Чувство юмора тесно связано и с другими рассмотренными выше аспектами. Например, Фрод Собстад, специалист по развитию чувства юмора у детей (Колледж им. Королевы Мод Трондхейм, Норвегия), объяснил мне, какое большое значение для естественного развития чувства юмора имеет доверительная атмосфера (см. первый аспект, рассмотренный выше). Может быть, чувство юмора разовьется и при отсутствии такой атмосферы, но оно может стать очень агрессивным. В своем отчете о детских садах, представленном в Министерство семьи и детства, господин Собстад привлек внимание норвежских властей к необходимости воспитания чувства юмора у детей, начиная с детского сада.

Следующий пример показывает нам, как можно использовать юмор. Одна монахиня, которая занимается детьми, работающими слугами в Индии, объяснила мне, каким образом чувство юмора помогало этим детям сохранить минимум самоуважения. На слуг оказывалось огромное давление для того, чтобы они забыли о своем происхождении и отказались от своих ценностей в пользу мелкобуржуазных ценностей: дети защищались от этого, высмеивая те самые ценности, которые им навязывались. Это уже крайняя форма юмора, граничащая с его опасным извращением: ирония, насмешка, цинизм могут «убить»! Сарказм и насмешка могут быть очень опасными не только для объекта насмешек, но, в конечном итоге, и для человека, который к ним прибегает: пытаясь защититься от реальности с помощью насмешек, он оказывается в изоляции, потому что люди начинают его сторониться. Чувство юмора также связано с другими рассмотренными нами аспектами.

Недаром угнетенные народы развивают в себе необыкновенное чувство юмора, ведь оно позволяет им смеяться над угнетателями. Так было при различных диктаторских режимах, как левого, так и правого толка, например, в Латинской Америке или в Восточной Европе. Это не оправдывает угнетателя, но показывает, каким образом юмор может помочь примириться с суровой реальностью, не позволяя себе при этом падать духом.

Христиане вспомнят, наверное, слова Христа, сказанные им в Нагорной проповеди в Евангелии от Луки: «Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь!» (Лука 6, 21), что прекрасно выражает суть настоящего юмора. К сожалению, создается впечатление, что многие христиане помнят только версию, которую дает Евангелие от Матфея: «Ибо они утешатся».

Христиане могут увидеть в юморе прямую связь с распятием и воскресением Христа. Помимо своей исторической реальности это событие свидетельствует о том, что жизнь каждого человека находится в руках Господа: зло (раны распятого Христа) оборачивается добром и знаменует собой начало новой и неожиданной жизни. Мы до сих пор не знаем, почему смех и юмор вызывали такое недоверие в христианской традиции, особенно в уставе Святого Бенедикта. К счастью, сам юмор отличается, если можно так сказать, «резильентностью», и многие монахи — это веселые люди, умеющие смеяться от души и не думающие неукоснительно следовать указаниям своего «шефа» на этот счет.

Мы можем понять, что кто-то боится, что поверхностное понимание юмора может привести к пустому веселью, не позволяющему проникнуть в суть вещей. Это вызывает в памяти знаменитую фразу Нейла Постмана: «Мы умираем от смеха». Но это не должно нас заставить не замечать добродетелей юмора, подобных Богу, улыбающемуся нам сквозь слезы. В конечном итоге, юмор — это слишком серьезная тема, чтобы можно было им пренебрегать в жизни детей!

 

Казита» («Домик»)

«Казита» по-испански означает «домик». Идея представить строительные элементы «резильентности» в виде домика, который нужно построить, пришла к нам в Чили, в ходе работы с педагогами. Это слово легко произносится на всех языках, что является немаловажным преимуществом, учитывая международный характер работы.

В «казите», каждая комната представляет собой аспект возможной работы, направленной на воспитание и сохранение «резильентности». На рисунке мы найдем все аспекты, о которых шла речь во второй главе этой брошюры. Тому, кто хочет развивать «резильентность» ребенка, эти комнаты укажут на возможные аспекты работы. Но он сам должен определить именно тот аспект, с которым ему предстоит работать в данной ситуации, и тот аспект, в который ему пока не нужно вторгаться.

Возьмем следующий пример: африканские тюрьмы, где содержатся брошенные дети. Глядя на фундамент «казиты», волонтеры, навещавшие этих детей, решили организовать свои визиты таким образом, чтобы между ними и детьми сложились устойчивые доверительные отношения, дающие детям ощущение, что их принимают такими, какие они есть. А в других ситуациях работа начиналась с развития навыков (2-ой этаж «казиты») или с поиска смысла жизни (1 -и этаж «казиты»).

Под крышей «казиты» располагается чердак, названный «приобретение иного опыта», потому что в любой ситуации может существовать специфический потенциал, который мы не найдем в другом месте. Например, приобщение к природе может открыть новые педагогические возможности для некоторых беспризорных детей, «запертых» в крупных городах; вот почему кто-то устраивает для них лагеря отдыха, а кто-то организует их пребывание на ферме. Приобщение к красоте и к творчеству также может помочь ребенку обрести смысл жизни, помочь ему выразить страдание. Существование близких ребенку людей, способных послужить ему примером, тоже может сыграть важную роль в построении «резильентности». Невозможно составить полный список таких возможностей, тем более что факторы, благотворно влияющие на одного ребенка, не обязательно будет оказывать такое же воздействие на другого.

Следует уточнить, что мы можем только предложить пустые комнаты «казиты», но мы не можем указать, каким образом их обставить, то есть, какие действия следует предпринять и какие слова сказать в каждом конкретном случае. Ситуации, проблемы, культуры слишком отличаются, чтобы можно было это сделать. Тем не менее, мы можем привести некоторые примеры, которые могут породить новые идеи, хотя сами по себе они не поддаются обобщению.

Почва, на которой строится «казита», представляет собой естественные материальные потребности. Если ребенок голоден, его нужно накормить. Если у него очень плохое здоровье, нужно попытаться его вылечить. Это этап, предваряющий все последующие действия. Почва, на которой располагаются естественные материальные потребности, должна быть достаточно крепкой, чтобы можно было построить солидный «домик». При этом материальные потребности меняются в зависимости от страны, и их не следует преувеличивать, чтобы не попасться в ловушку общества потребления с его культом излишеств.

Местная культура является в некотором роде строительным материалом для возведения «казиты». Необходимо это учитывать. Какие элементы мы можем найти в культуре ребенка и культуре его окружения, чтобы построить «казиту» резильентности? Список этих элементов бесконечен: сказки, легенды, картинки, музыка, танцы, игры, местный юмор, занятия спортом, праздники, обычаи…

Сравним это со строительством настоящего жилища. Человек может строить дом из кирпича, бетона, дерева, соломы, камня, горных пород, глины, снега, шкур, бамбука в зависимо­сти от обстоятельств, потребностей и климата…

«Казита» может применяться для построения «резильентности» ребенка, а иногда и целой семьи, общины, а также для по­строения «резильентности» педагога, социального работника, специалиста.

 

4.3. Сильные и слабые стороны

«Казита» может использоваться для выявления сильных и слабых сторон ребенка и среды, в которой он живет. Это не означает, что в некоторых серьезных случаях можно обойтись без более глубокой профессиональной диагностики. Никогда не следует забывать о том, что «резильентность» — это только подход и что «казита» — это только инструмент работы; речь никогда не идет о магическом решении всех проблем.

Каждая комната может вызывать много вопросов. Эти вопросы позволяют подчеркнуть сильные стороны, те элементы, которые, возможно, будут способствовать воспитанию «резильентности» и строительству новой жизни.

Но мы можем также спрашивать себя о том, чего еще не хватает «казите». Существуют ли иные элементы фундамента? Как в случае с африканским ребенком-беженцем, на глазах которого расстреляли всю семью. Убежав в город и оказавшись на улице в столице чужой страны, он пытался кое-как выжить до своего ареста и помещения в тюрьму за совершение незначительного правонарушения. Там он и был «забыт», пока один социальный работник его не «обнаружил». По словам последнего, вся «казита» рухнула на этого ребенка, от нее больше ничего не осталось. Но восстановление могло начаться с установления доверительных отношений между ребенком и социальным работником.

Действительно, отправной точкой восстановления «казиты» часто является установление отношений, основанных на признании ребенка таким, какой он есть. Однако по словам практических работников, это не всегда так. Иногда, нужно начинать с другой «комнаты», например, с повышения самооценки или с приобретения навыков. И тогда «казита» постепенно восстанавливается. Например, один социальный работник обнаружил у очень «тяжелого» ребенка, которого бросили родители, большие способности к рисованию. Он помог ему развить этот талант. Затем, молодой человек освоил искусство батика. Это повысило его самооценку, он все больше чувствовал, что его принимают таким, какой он есть. Он начинает продавать свои работы, что требует приобретения новых знаний и навыков. В конечном итоге, юноша начинает заниматься продажей батиков. Его жизнь потекла по новому руслу и приобрела иной масштаб. В ходе этого процесса он приобрел новых знакомых, и понемногу «резильентность» и жизнь стали возрождаться, разумеется, со своими взлетами и падениями, но определенно в положительном направлении.

 

4.4. Гибкая, как жизнь

«Казита» не может быть застывшей структурой. Кто-то захочет ее перестроить или добавить новые комнаты, или новые элементы. Например, чилийские педагоги хотели, чтобы домик был окружен садом, который бы отражал близость к природе. Другие специалисты считали, что нужно было более четко отобразить любовь и привязанность, которые подразумевает «готовность принимать личность такой, какая она есть», и оснастить домик системой отопления (печкой). Естественно, использование «казиты» не должно перерасти в занятия рисованием, но работа с «казитой» помогает структурировать свои идеи и мысли, касающиеся воспитания «резильентности» и построения жизни. Каждая деталь, добавленная к рисунку, должна выражаться в действиях и словах, направленных на улучшение положения ребенка.

Комнаты «казиты» связаны между собой при помощи дверей и лестниц. Действительно, как свидетельствуют вышеприведенные примеры, в реальной жизни существуют связующие звенья (мостки) между различными аспектами. Возьмем другой пример. Хорошо подготовленный специалист может вести занятия по философии для детей для группы обездоленных детей. На этих занятиях дети могут развивать свои умственные способности и получать определенные знания. Но в то же время сам факт присутствия в этой группе может помочь ребенку почувствовать, что его принимают таким, какой он есть. Что касается приобретенного умения мыслить, оно может ему помочь обрести смысл жизни и определенные ориентиры… Оба эти достижения будут способствовать воспитанию «резильентности» ребенка.

Неслучайно, ученые пришли к следующему заключению: «резильентность» обычно зависит от суммы совокупных факторов. Таким образом, если говорить о созидании, очень большое значение приобретают инструменты работы, которые могут привести к положительным совокупным результатам.

Так же, как и настоящий дом, «казита» нуждается в уходе: ее необходимо убирать, ремонтировать и даже перестраивать, если происходит какое-либо несчастье. Это сравнение показывает, что «резильентность» не является данной и неизменной характеристикой, но что она может меняться в течение всей жизни, с которой она связана, и что за ней нужно «ухаживать». «Ре-зильентные» люди могут стать менее «резильентными» и наоборот. Самоуважение, признание человека таким, какой он есть, приобретение знаний — все эти понятия обычно нуждаются в подкреплении, будь то слово благодарности или поддержки, искренняя (а не просто вежливая) улыбка. То же самое можно сказать об игре на музыкальных инструментах, о занятия пением или спортом… И в жизни случаются «стихийные бедствия»: смерть близкого человека, болезнь, насилие, война, необходимость бегства… Эти ситуации могут настолько разрушить «казиту», что становится необходимой ее частичная реконструкция. Например: беженцы или мигранты, которые обосновываются в другой стране, часто должны осваивать сумму совсем новых знаний и навыков и заводить новых друзей… В некоторых ситуациях проблемы беженцев решались с помощью добровольных «приемных семей» из данной страны.

 

4.5. «Казита»: целостный взгляд

В целом, «казита» не есть нечто революционное. Научные идеи, лежащие в основе «казиты», были известны задолго до того, как были получены результаты научных исследований. Кто-то увидит в «резильентности» и в «казите» подтверждение собственного опыта и своих интуитивных догадок, профессиональных или личных.

Но «казита» может помочь практическим работникам углубить и систематизировать свои предположения и свой опыт, особенно если одновременно они начинают смотреть на ситуацию под иным углом зрения, что присуще подходу, основанному на «резильентности», то есть, если они начинают искать элементы, необходимые для созидания, а не концентрируют все свое внимание только на выявленных проблемах.

«Казита» помогает добиться изменения взгляда на ситуацию очень простым и «жизненным» способом. К тому же, «казита» рассматривает ребенка не как набор деталей, а как цельную личность, находящуюся в определенной ситуации и в неразрывной связи со своим окружением. «Казита» не рассматривает ребенка вне его окружения и в отрыве от определенной ситуации. Она не заостряет свое внимание на незначительных деталях из жизни ребенка, упуская из вида другие важные моменты.

Мы можем еще больше расширить горизонт, помещая домик ребенка в деревню, где стоят другие «казиты» и другие здания. Это позволяет размышлять над бесконечно сложными вопросами, например такими, как связь между «резильентностью» разных людей. На международной конференции сотрудников БИСЕ такая деревня была названа «pueblito» или «barrio», что означает квартал. Но эта идея еще не была детально проработана.

Сила схемы «казиты» состоит, вероятно, в том, что, используя мощный символ, которым является дом, очаг, она удовлетворяет потребность, испытываемую специалистами «на местах» в самых разных странах и в самых разных ситуациях. Речь идет о потребности лучше понять и лучше использовать опыт и интуицию практических работников, а также взрослых и детей, которым эти специалисты пытаются помочь.

 

ВВЕДЕНИЕ

«Резильентность» — это способность человека с достоинством преодолевать жизненные трудности. «Резильентность» как человеческая реальность является, вероятно, ровесницей человечества. В конечном итоге, именно благодаря такой способности смогли выжить нищие и угнетенные. Им необходимо было быть «резильентными» даже, если они не сумели выразить это в виде концепции.

Однако «резильентность» стала предметом научных исследований сравнительно недавно. В некотором смысле можно сказать, что именно мудрость бедных и угнетенных привлекла внимание ученых. Благодаря этому мы можем получить более точное представление о «резильентности» и, возможно, найти ей новое практическое применение.

Настоящая брошюра — отражение профессиональной позиции автора, который осуществляет свою деятельность на международном уровне на стыке науки, политики и практики. Здесь таится опасность того, что данная брошюра ничем не обогатит ни науку, ни политику, ни практику, но и надежда на то, что она станет для них источником вдохновения. Читатель, который ждет от этой работы революционных открытий или универсальных решений, будет, вероятно, разочарован. Тот же читатель, который ищет источник вдохновения и новые способы восприятия знакомых реалий, не пожалеет о нескольких часах, потраченных на ее чтение.

Мы с коллегами давно думали о том, что пришло время опубликовать материал о «резильентности»; но вместе с тем, мое понимание этого феномена углубляется с каждым днем. Таким образом, настоящая работа должна рассматриваться толь­ко как рабочий документ. Может быть, в дальнейшем мы опубликуем и другие материалы о «резильентности», если получим достаточно новых сведений на эту тему.

Я надеюсь, что чтение этого опуса не подвергнет Вашу «резильентность» слишком тяжелым испытаниям. Удачи Вам!

 

Что такое резильентность»?

Иной угол зрения

Если ребенок сталкивается с большими трудностями из-за того, что его отец — алкоголик, следует ли из этого, что все дети алкоголиков испытывают трудности? Ответ, естественно, будет отрицательным, потому что некоторые дети алкоголиков - вполне успешные люди. Это «несоответствие» не оправдывает алкоголизм отцов, но указывает на слабое место в нашей работе. В самом деле, ученые и социальные работники часто концентрируют все свое внимание на тех, кого называют «трудными детьми», совершенно не интересуясь другими детьми, у которых есть чему поучиться.

Почему некоторые дети не «сгибаются» под тяжестью проблем, которые у них возникают? Почему дети, рискующие столкнуться с определенными проблемами, избегают их? Могут ли некоторые «резильентные» дети научить нас тому, что могло бы нам помочь в профилактической и иной работе с другими, менее удачливыми детьми? Можем ли мы обнаружить у «трудных детей» сильные стороны, на которые они могли бы опереться, чтобы построить или изменить свою жизнь?

Эти вопросы приводят нас к необходимости взглянуть на ситуацию под иным углом зрения. Вместо того, чтобы изучать слабости и недостатки, а также способы их преодоления, мы начинаем с поиска сильных сторон и возможностей их использования. Вместо того, чтобы выявлять проблемы и выдавать их готовые решения, мы выявляем потребности и сильные стороны отдельных лиц, семей и сообществ. Мы пытаемся мобилизовать эти сильные стороны, чтобы помочь людям, семьям и сообществам самим решать свои проблемы. Образно говоря: недостаточно наложить на рану стерильную повязку, чтобы человек выздоровел. Именно здоровые ткани тела, окружающие рану, позволят ей по-настоящему затянуться. Следовательно, чтобы способствовать процессу выздоровления, нужно укреплять весь организм.

Отец-алкоголик, о котором шла речь в начале этой главы, - это только один пример; ребенок может столкнуться с другими трудностями: конфликт в семье, психологическая травма, полученная в результате войны… К сожалению, таких ситуаций неисчислимое множество…

В настоящей брошюре я стремился объяснить суть иного взгляда на вещи, о чем говорилось выше, всем тем, кого волнует воспитание и счастье детей. Основываясь на опыте, который я приобрел за время работы в международной организации, за­нимающейся защитой детства, я постараюсь дать ответы на все эти вопросы. Итак, настоящая брошюра — это ни научный документ, ни изложение социальной политики, ни подробная программа, ни свод предписаний или запретов, а некий синтез на­уки, политики, практической деятельности и жизненного опыта, который может стать хорошей основой работы для читателя, если он этого пожелает. Я не могу даже претендовать на то, что такой сплав науки, политики и практики является единственно возможным, но надеюсь, что он станет источником вдохновения для тех, кто непосредственно работает с детьми, кто определяет социальную политику и, может быть, даже для ученых. В ко­нечном итоге, каждый должен решить, каким образом он будет использовать «строительные элементы резильентности», о ко­торых идет речь в этой брошюре.

Я надеюсь, что опыт многих читателей или детей, с которыми они живут, найдет свое подтверждение в этой брошюре. В этом случае, настоящая публикация позволит им иначе взглянуть на свой опыт и, может быть, вызовет у них новые мысли и новые надежды для работы и жизни рядом с детьми.

 

Достичь успеха в трудных условиях: «резильентность»

Слово «resilience» употребляется редко. Во французском и испанском языках оно используется только, как технический термин для обозначения свойства материала принимать первоначальную форму после деформации, полученной в результате давления (сопротивление материалов). В английском языке этот технический термин употребляется также применительно к человеческим качествам. Мы будем использовать здесь этот термин именно в широком смысле.

Попытка дать точное определение «резильентности» человека может вылиться в нескончаемые дискуссии. В настоящей работе мы ограничимся кратким определением даже, если оно вызывает много научных и политических вопросов: «резильентность» - это способность человека или социальной системы строить нормальную, полноценную жизнь в трудных условиях. Это определение дается здесь только для того, чтобы облегчить нашу работу. Оно включает в себя элементы различных формулировок, предложенных учеными и практиками. Несмотря на кажущуюся простоту, это определение требует некоторых объяснений.

С практической точки зрения очень важно отметить, что концепция «резильентности» шире, чем просто «преодоление», так как она включает в себя два понятия:

— сопротивление разрушению, т.е. способность человека защищать свою целостность, когда он испытывает сильное давление;

— а также, помимо простого сопротивления, способность строить полноценную жизнь в трудных условиях; такое «созидание» предполагает умение планировать свою жизнь, что подразумевает движение в определенном направлении в течение какого-то времени.

В этом смысле, «резильентность» отличается от понятий «справиться с трудной ситуацией», «преодолеть преграды», «найти выход», которые все-таки подразумевают однократные действия: человек решает какую-то проблему, затем другую, но он не строит ничего продолжительного. Например, существуют социальные службы, которые, помогая людям справляться с различными ситуациями, делают их зависимыми от себя. Может быть, социальные службы должны стремиться к другой цели: помогать людям строить, по мере возможности, свою «резильентность»?

«Резильентность» подразумевает не просто преодоление человеком (обществом) трудностей и возврат к прежнему состоянию, тому, каким оно было до возникновения трудностей, а прогресс, движение вперед через трудности к новому этапу жизни.

В определении отмечается: «в трудных условиях», а не «вопреки» или «несмотря на» трудные условия. Практические работники говорят, что трудности, с которыми сталкиваются некоторые люди, действуют на них, как катализаторы, мобилизующие такие силы, о которых они и не подозревали. В самом деле, проблемы могут играть двоякую роль. Однако простая констатация этого факта совершенно не оправдывает их существование.

Краткий анализ концепции «резильентность» позволит лучше в ней разобраться. Если человек нормально взаимодействует со своим окружением, то это взаимодействие развивает и укрепляет в нем способность и к сопротивлению и к созиданию. Но если такое взаимодействие нарушается, эта способность, которую мы назвали «резильентностью», постепенно утрачивается. Следует подчеркнуть, что «резильентность» может находиться в латентном состоянии. Но вследствие различных событий, происходящих в жизни каждого человека, его «дремлющая» способность сопротивляться разрушению и строить свою жизнь вопреки всему может «перейти в активную фазу» и даже усилиться. Речь идет о «разбуженном» потенциале. Следовательно, сам процесс перехода из пассивного состояния в активное может усилить способность к «резильентности». Результатом такого процесса является позитивное развитие в тяжелой жизненной ситуации.

«Резильентность» может проявляться по-разному. Например, немецкий ученый Фридрих Лозель выделил следующие аспекты:

— Положительный результат достигается, несмотря на высокий риск, например, когда приходится преодолевать многочисленные факторы, вызывающие стресс и напряжение. Для примера сошлемся на беспризорного ребенка, ставшего хорошим уличным социальным работником;

— Сохранение способностей в опасной ситуации. Примером этого может, вероятно, служить Анна Франк, которая в течение двух лет продолжала гармонично развиваться в исключительно тяжелых условиях (см. текст на стр. 8) до момента гибели в концентрационном лагере;

— Восстановление после перенесенной травмы и достижение успеха впоследствии: в качестве примера можно привести фигуристку Оксану Баюл, золотую медалистку Зимних Олимпийских Игр 1994 года в Норвегии. Когда Оксане было 2 года, ее бросил отец, в 13 лет она потеряла мать, но затем девочка гармонично развивалась в приемной семье.

С чисто практической точки зрения, нас интересует не определение «резильентности», а то, каким образом мы можем ее развивать и стимулировать. Вот почему в настоящей публикации основное внимание будет уделено тем аспектам, в которых мы можем найти «кирпичики» для возможного построения «резильентности».

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.