Сценарий деловой игры в подготовительной к школе группе «Одаренный ребенок. Кто он?» — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Сценарий деловой игры в подготовительной к школе группе «Одаренный ребенок. Кто он?»

2020-01-13 148
Сценарий деловой игры в подготовительной к школе группе «Одаренный ребенок. Кто он?» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сценарий деловой игры в подготовительной к школе группе «Одаренный ребенок. Кто он?»

Количество участников: 24.

Продолжительность:60 мин.

Материалы и оборудование: небольшие кружки основных цветов теста Люшера (для распределения по группам), большие кружки таких же цветов с номером от1 до 6, бланки для самоанализа, мультимедийное оборудование для презентации.

Ход деловой игры

Примечание. Перед началом игры участники распределяются по группам (всего 6). На этом же этапе каждая группа получает кружок с номером вопроса.

Вводное упражнение

Цели: определить проблематику мероприятия, настроить на работу.

Инструкция педагога-психолога: Те, кто считает, что одаренность встречается очень редко поднимите, пожалуйста, руку … Поднимите руку те, кто считает, что каждый ребенок одарен по-своему…. Поднимите руку те, кто считает, что одаренному ребенку помогать не надо, талант пробьется сам… Поднимите руку те, кто считает, что с одаренным ребенком нужно работать … Поднимите руку те, кто считает, что полностью готов к работе с одаренными детьми. А теперь встаньте те, кто желает узнать о работе с одаренными детьми больше…. Мы с вами все дружно встали. Как хорошо, что наши мнения в этом вопросе совпали.

Основная часть

Работа с вопросами

Инструкция. Основная часть игры проходит с использованием презентации. Алгоритм работы следующий:

· На экран выводится слайд с формулировкой вопроса

· Выводится слайд с вариантами ответов

· В течении 3мин. участники обсуждают предлагаемый вопрос

· Представитель группы, которой достался при жеребьевке данный вопрос, дает ответ

· Общее обсуждение

· Более подробная информация и комментарии к каждому из вариантов ответов от педагога-психолога.

Вопрос 1. Одаренные дети это: А) дети с ускоренным развитием интеллекта. Б) дети, которые любят читать энциклопедии больше, чем сказки. В) дети, которые выделяются яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеют внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Г) дети, которые много и бойко говорят. Их по-взрослому сложная речь воспринимается как признак исключительного ума.

 

Информация педагога-психолога. Правильный ответ «В». Такое определение одаренного ребенка дает большинство ученых. До сих пор в науке представлены две противоположные точки зрения на одаренность. Сторонники одной из них считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя заметить конкретный вид способностей и развить их.

По мнению исследователей, разделяющих противоположную точку зрения, одаренность представляет собой весьма редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей, поэтому явление одаренного ребенка подобно кропотливому поиску крупиц золота. Ясно одно, что и в первом, и во втором случае детям необходимо целенаправленное развитие.

Еще недавно психологи считали одаренными только тех детей, которые ярко  и быстро проявляли свой талант. Им и предрекали великое будущее. Сегодня ученые куда более осторожны в оценках. Биографии великих людей убеждают, что талант не всегда заметен с первого взгляда, а из детей-вундеркиндов вырастали весьма заурядные взрослые.

Существует одаренность «ложная», которая не приносит реальных плодов. Одаренный ребенок обгоняет в умственном развитии своих сверстников. Но дети ведь и растут по-разному. Так же неравномерно порой формируются и интеллектуальные  способности. Способности детей, которых считают одаренными, связаны с ускоренным развитием их интеллекта. А что происходит потом? Не исключено, что через несколько лет несостоявшегося вундеркинда легко догонят в развитии их ровесники.

Еще одной разновидностью мнимой одаренности психологи считают «жертву родительских амбиций» - маленького эрудита, который любит читать энциклопедии больше, чем сказки. Но отличить его от по-настоящему одаренного ребенка нетрудно: эрудит обладает знаниями и навыками, одаренный - умеет думать. Столкнувшись с неизвестной задачей, первый, скорее всего растеряется, второй – с азартом бросится искать ее решение.

Также вундеркиндами нередко считают так называемых вербалистов. Вербализм – это отклонение в развитии, когда ребенок много и бойко говорит, но не умеет, что называется «работать руками», не может толком ни построить пирамидку, ни сложить матрешку. В каждом возрасте есть вид деятельности, без которого не возможно нормальное развитие. У дошкольников сначала это изучение предметов, потом – игра. По-взрослому сложная речь ребенка, которая нередко его родителям кажется проявлением исключительного ума, как ни парадоксально, может быть свидетельством отставания в развитии. Поэтому речь сама по себе отнюдь не признак особого интеллектуального дара.

Вопрос 2. Одаренность бывает… А) актуальная и потенциальная Б) явная и скрытая В) общая и специальная Г) ранняя и поздняя

 

Информация педагога-психолога. Правильными являются все ответы. По критерию «степень сформированности» выделяют актуальную и потенциальную одаренность.

Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами.

Потенциальная одаренность – психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможность в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.)

Правильный ответ «Б»

Среда развития ребенка в детском саду – важный компонент, который должен соответствовать возрастным особенностям воспитанников, их потребностям и интересам. Развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально- моделирующая содержание развития его духовного и физического облика, а обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств, обеспечение разнообразной детской деятельности. Поэтому среда имеет важное значение для развития маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности. Деятельность зависит от того, как устроена окружающая его предметно-пространственная среда, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и как они расположены.

В целом работа с родителями должна быть направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов. Необходимо подготовить родителей к тому, что из одаренного ребенка растет одаренный взрослый, и объяснить им, что в этом нет ничего страшного, это замечательно.

Важно, чтобы умственные усилия ребенка, его познавательная энергия встречали доброжелательное отношение, поддержку со стороны старших не только в детском саду, но и дома.

Семья одаренного или способного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим.

Мотивация – условия воздействия на мотивационную сферу детей. Важно:

· Вызвать   у ребенка интерес к деятельности, стимулируя тем самым его любознательность

· Строить процесс обучения по принципу сотрудничества, педагогической поддержки, верить в каждого ребенка и его возможности; оценивать не личность, а действия, поступки; видеть ценность не только результата, но и самого процесса взаимодействия с ребенком; проявлять внимание, поощрять их

· Учить детей планировать свою деятельность, предвидеть результат

· Выстраивать деятельность так, чтобы в процессе работы возникали новые вопросы и ставились новые задачи

· Помнить, что правильнее будет сравнивать успехи ребенка не с успехами других детей, а с его прежними результатами

· Поддерживать детскую активность, инициативу, исследовательский интерес и любопытство.

Вопрос 6. Методы исследования одаренности в детском саду…. А) наблюдение, тестирование, анкетирование, экспертное заключение Б) эксперимент В) энцефалограмма Г) изучение результатов деятельности  

Правильный ответ «А».

Основным  методом исследования одаренности в дошкольном возрасте является наблюдение. Также используются анкетирование родителей и педагогов. в дошкольном возрасте вероятнее всего проявление творческой одаренности. Задача педагогов – разглядеть и пригласить эксперта. Экспертное заключение даст нам право называть ребенка одаренным.

Рефлексия мероприятия.

Инструкция. Участникам предлагается поделиться впечатлениями от проведенного мероприятия, рассказать, что получилось, что нет. Задать интересующие вопросы. Высказать пожелания на будущее.

Положительный результат подобного мероприятия: многие педагоги и родители становятся более внимательны к своим детям.

 Литература: Справочник педагога-психолога №8, 2015г.

Сценарий деловой игры в подготовительной к школе группе «Одаренный ребенок. Кто он?»

Количество участников: 24.

Продолжительность:60 мин.

Материалы и оборудование: небольшие кружки основных цветов теста Люшера (для распределения по группам), большие кружки таких же цветов с номером от1 до 6, бланки для самоанализа, мультимедийное оборудование для презентации.

Ход деловой игры

Примечание. Перед началом игры участники распределяются по группам (всего 6). На этом же этапе каждая группа получает кружок с номером вопроса.

Вводное упражнение

Цели: определить проблематику мероприятия, настроить на работу.

Инструкция педагога-психолога: Те, кто считает, что одаренность встречается очень редко поднимите, пожалуйста, руку … Поднимите руку те, кто считает, что каждый ребенок одарен по-своему…. Поднимите руку те, кто считает, что одаренному ребенку помогать не надо, талант пробьется сам… Поднимите руку те, кто считает, что с одаренным ребенком нужно работать … Поднимите руку те, кто считает, что полностью готов к работе с одаренными детьми. А теперь встаньте те, кто желает узнать о работе с одаренными детьми больше…. Мы с вами все дружно встали. Как хорошо, что наши мнения в этом вопросе совпали.

Основная часть

Работа с вопросами

Инструкция. Основная часть игры проходит с использованием презентации. Алгоритм работы следующий:

· На экран выводится слайд с формулировкой вопроса

· Выводится слайд с вариантами ответов

· В течении 3мин. участники обсуждают предлагаемый вопрос

· Представитель группы, которой достался при жеребьевке данный вопрос, дает ответ

· Общее обсуждение

· Более подробная информация и комментарии к каждому из вариантов ответов от педагога-психолога.

Вопрос 1. Одаренные дети это: А) дети с ускоренным развитием интеллекта. Б) дети, которые любят читать энциклопедии больше, чем сказки. В) дети, которые выделяются яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеют внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Г) дети, которые много и бойко говорят. Их по-взрослому сложная речь воспринимается как признак исключительного ума.

 

Информация педагога-психолога. Правильный ответ «В». Такое определение одаренного ребенка дает большинство ученых. До сих пор в науке представлены две противоположные точки зрения на одаренность. Сторонники одной из них считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя заметить конкретный вид способностей и развить их.

По мнению исследователей, разделяющих противоположную точку зрения, одаренность представляет собой весьма редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей, поэтому явление одаренного ребенка подобно кропотливому поиску крупиц золота. Ясно одно, что и в первом, и во втором случае детям необходимо целенаправленное развитие.

Еще недавно психологи считали одаренными только тех детей, которые ярко  и быстро проявляли свой талант. Им и предрекали великое будущее. Сегодня ученые куда более осторожны в оценках. Биографии великих людей убеждают, что талант не всегда заметен с первого взгляда, а из детей-вундеркиндов вырастали весьма заурядные взрослые.

Существует одаренность «ложная», которая не приносит реальных плодов. Одаренный ребенок обгоняет в умственном развитии своих сверстников. Но дети ведь и растут по-разному. Так же неравномерно порой формируются и интеллектуальные  способности. Способности детей, которых считают одаренными, связаны с ускоренным развитием их интеллекта. А что происходит потом? Не исключено, что через несколько лет несостоявшегося вундеркинда легко догонят в развитии их ровесники.

Еще одной разновидностью мнимой одаренности психологи считают «жертву родительских амбиций» - маленького эрудита, который любит читать энциклопедии больше, чем сказки. Но отличить его от по-настоящему одаренного ребенка нетрудно: эрудит обладает знаниями и навыками, одаренный - умеет думать. Столкнувшись с неизвестной задачей, первый, скорее всего растеряется, второй – с азартом бросится искать ее решение.

Также вундеркиндами нередко считают так называемых вербалистов. Вербализм – это отклонение в развитии, когда ребенок много и бойко говорит, но не умеет, что называется «работать руками», не может толком ни построить пирамидку, ни сложить матрешку. В каждом возрасте есть вид деятельности, без которого не возможно нормальное развитие. У дошкольников сначала это изучение предметов, потом – игра. По-взрослому сложная речь ребенка, которая нередко его родителям кажется проявлением исключительного ума, как ни парадоксально, может быть свидетельством отставания в развитии. Поэтому речь сама по себе отнюдь не признак особого интеллектуального дара.

Вопрос 2. Одаренность бывает… А) актуальная и потенциальная Б) явная и скрытая В) общая и специальная Г) ранняя и поздняя

 

Информация педагога-психолога. Правильными являются все ответы. По критерию «степень сформированности» выделяют актуальную и потенциальную одаренность.

Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами.

Потенциальная одаренность – психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможность в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.)


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.