Глава 3.1 Процесс работы над спектаклем — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Глава 3.1 Процесс работы над спектаклем

2020-01-13 210
Глава 3.1 Процесс работы над спектаклем 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Процесс работы над спектаклем начинается со встречи режиссера-постановщика с актерами и со всеми службами театра, с изложения художественной идеи спектакля, его смысла и драматургии. Со звукорежиссером, помимо вопросов музыкальной драматургии спектакля, решается, где и какие шумы и звуки нужны, обсуждается специфика звукового дизайна спектакля. Затем работа идет внутри каждого цеха самостоятельно. Существуют также отдельные сводные технические репетиции, где отрабатывают все световые и музыкальные переходы без игры актеров на сцене. Такие репетиции нужны для точной проработки всех музыкальных и световых переходов. Очень часто музыкальный переход зависит от светового перехода и наоборот – перемена света следует за музыкальной репликой. Все это закрепляется во время технических репетиций. И только во время прогонов (когда спектакль играется целиком) режиссер снова встречается со всей командой и смотрит проделанную работу каждого цеха. Итого всех репетиций является генеральная репетиция – рождение спектакля, показ на зрителя.

 

Глава 3.2 Музыкальное оформление спектакля

В звуковое оформление спектакля входит подбор музыки для спектакля, шумов и различных звуков, и так называемое звукотехническое оформление.

Музыкальное оформление спектакля

Музыка в драматическом спектакле неизбежно играет подчиненную роль, но при этом достаточно важную. Она должна быть созвучна с происходящим драматическим действием, создавать у зрителей определенные настроения, помогать в развитии сюжетных линий, подчеркивать эмоциональные акценты, при этом не отвлекая зрителя от действия. Музыка также влияет на игру актеров на сцене, их эмоциональное состояние, тем самым помогая сосредоточиться и более глубоко раскрыть образы.

Подбор музыки к спектаклю очень часто является задачей звукорежиссера. Звукорежиссер может использовать материал как оригинальный, специально - написанный композитором для предстоящего спектакля, так и уже написанный разными авторами в разное время и в различных жанрах.

Существует несколько типовых видов музыки, используемых в тот или иной момент спектакля:

· музыка для начала спектакля, выполняющая роль увертюры или вступления, вводящая зрителей в атмосферу действия;

· музыка для перехода между сценами отдельные музыкальные номера и лейтмотивы;

· музыка для финала спектакля.

Любая музыка для спектакля может выполнять различные функции. Например, иллюстративность, когда музыка подчеркивает то или иное настроение актера, имеет прямую связь с действием. Тем самым иллюстративная музыка при творческом ее решении может помочь зрителю полнее прочувствовать сценическое действие, дополнить и разнообразить впечатление от видимого на сцене. Или музыка может быть контрастирующей с действием, происходящим на сцене. Прием контраста между действиями музыкой является очень сильным психологическим приемом, позволяющим полнее раскрыть саму суть происходящего конфликта. Еще один музыкальный прием, часто применяемый в драматургии спектакля, – это использование лейтмотивов, небольших фраз, характеризующих либо героя, либо сюжетные перипетии. Лейтмотивы могут звучать на протяжении всего спектакля, изменяясь по ходу действия или оставаясь неизменными.

Музыкальное оформление спектакля – задача творческая, требующая от звукорежиссера не только знания текста пьесы, режиссерской концепции спектакля, но также глубокого понимания характеров всех персонажей и драматургии сюжета.

 

Глава 3.2 Шумовое оформление спектакля

Неотъемлемой частью звукового оформления практически любого спектакля являются шумы и «звуки». Шумы представляют собой сложные по тембру звуки, такие как шум дождя, ветра, самолета и тому подобные. А «звуки» имеют выраженную тональную определенность, например, звук колокольчиков, голоса птиц и так далее. Сейчас существуют огромные библиотеки с шумами и различными «звуками», которые в большом количестве применяются в кино. В театре тоже ими пользуются, но там также существует другой способ извлечения шумов и звуков – непосредственно актерами, помощниками режиссеров или шумовиками за кулисами или на сцене. Все шумы, используемые в спектаклях, по их функциональной принадлежности делятся на три группы: игровые, сценические и фоновые.

Игровыми называются те шумы, которые сопровождают действия актеров на сцене синхронно, когда источник шума явно обозначен. Например, шум падающего предмета из рук актера или звук стреляющего пистолета. В этих случаях важно, чтобы шум звучал непосредственно в зоне действия актера и синхронно с его движением.

Сценическими шумами называются шумы, возникновение которых не связано непосредственно с действиями актеров, однако они так или иначе реагируют на них. К таким шумам относятся, например, удар гонга, плач ребенка, различные звуки, означающие какое-либо происшествие, являющиеся логической причиной последующих действий актера.

Фоновые шумы – это те, что главным образом создают необходимую сценическую атмосферу или отмечают место действия, как, например, равномерный перестук колес движущегося поезда, шум моря, пение птиц. Этот вид шумов создает атмосферу, в которой происходит действие.

Все шумы могут воспроизводиться с фонограммы либо производиться шумовиками из-за кулис или на сцене. Роль шумов в спектакле способствует развитию сюжета: использованием шумов можно подчеркнуть место, время и действие, определенную атмосферу, более выразительно передать местность, где происходит действие. Также шумы могут влиять на драматургию спектакля, являясь символом судьбы героя, олицетворением злого рока и смерти в кульминации спектакля. В финале одного спектакля главный герой произносит финальный текст и уходит со сцены. Дальнейшее действие происходит в виде шумовой картины, как бы продолжая действие героя: звук ключей, которые актер достал из кармана, звук сигнализации машины, звук открывания дверей, завода мотора, звук разгоняющегося автомобиля, сигнала машины, едущей навстречу – и звук автокатастрофы…

Составляя шумовую партитуру для спектакля, звукорежиссер должен ясно представлять себе звуковые особенности изображаемых событий, учитывая сценическую атмосферу и обстановку, в которой будут воспроизводиться те или иные шумы. Если спектакль поставлен по литературному произведению, важно знакомиться с первоисточником и обратить внимание на звуковые образы, описываемые автором. В любом случае шумы и звуки должны включаться в спектакль, неся определенный смысл и эмоциональную окраску, они должны быть оправданы. Поэтому подбор шумов является для звукорежиссера творческой задачей, требующей знания как общехудожественного замысла постановки спектакля, так и конкретных задач того или иного сценического эпизода.

Очень часто бывает, что шумы и шумовые картины из библиотек не всегда подходят для спектакля, тогда задачей звукорежиссера является запись шумов с натуры и составление шумовых картин путем наложения шумов, их монтажа и сведения. Это очень увлекательный процесс. Для того чтобы качественно записать шумы, например звук поезда в метро или щебетания птиц в лесу, используют профессиональную звуковую технику – конденсаторные микрофоны, профессиональные портативные цифровые многодорожечные или стерео рекордеры, внешние модули-интерфейсы, а проще говоря, портативную звуковую студию, которую часто используют в кино для записи звука с площадки.

Также стоит сказать о звуковом дизайне шумовой картины. Ведь не все звуки, слышимые в реальной жизни, подходят к действию спектакля. Например, для создания смеха, слышимого во сне, обычный смех не подойдет. В этом случае шум может обрабатываться различными приборами реверберации для создания нужного эффекта. Также используется имитация шумов при записи, то есть не сам природный звук, а его имитация путем использования различных приспособлений или даже музыкальных инструментов. Так, например, топот копыт по мягкому грунту (проселочная дорога) можно имитировать при помощи хлопков по коленям. Способ имитации шумов широко использовался в те времена, когда шумовые библиотеки были большой редкостью, а запись природного звука была затруднительной.

 

Глава 4 Звукотехническое оформление спектакля

Самой основной задачей звукорежиссера в театре, как уже говорилось, является звукотехническое оформление спектакля. В эту часть работы входит:

· распределение фонограммы, шумов и звуковых эффектов в театральном пространстве;

· использование ранее записанной речевой фонограммы в спектакле;

· применение микрофонной техники;

· создание различных звуковых эффектов по ходу театрального действия;

· звуковое сопровождение видеоматериала, включенного в часть действия;

· озвучивание музыкальных коллективов, которые участвуют в театральном действии.

Театральный звукорежиссер должен также обладать навыками работы в области концертной звукорежиссуры для того, чтобы грамотно суметь озвучить музыкальные коллективы, участвующие в спектакле. Нередко стилистика звукового оформления спектакля строится по законам кино, и театральному звукорежиссеру важно иметь представление и об этой области звукорежиссуры. Также часто в театре звукорежиссеру приходится записывать музыку для спектакля, соответственно, для этого необходимы навыки студийной работы над музыкальной фонограммой. И, как было сказано выше, театральный звукорежиссер должен очень хорошо разбираться в возможностях аппаратуры и оперативно решать поставленные задачи.

Сейчас практически все театры оснащены профессиональной звуковой техникой. В зависимости от качества и количества технического оснащения у звукорежиссера есть возможность свободно творить, создавать оригинальные звуковые эффекты и делать звуковое оформление максимально интересным. Техническое оснащение театра состоит из микшерного пульта – главного инструмента звукорежиссера, различных приборов пространственной и динамической обработки (ревербераторы, компрессоры),микрофонного парка (динамические, конденсаторные и радио микрофоны), а также системы звукоусиления, включающей линии цифровых задержек, эквалайзеры, усилители и собственно акустические системы, состоящие из громкоговорителей.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.