Цветущий город и семейство Медичи — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Цветущий город и семейство Медичи

2020-01-13 192
Цветущий город и семейство Медичи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Врата баптистерия Сан-Джованни

Очень часто речь о искусстве Возрождения начинают с известного конкурса на скульптурное оформление врат флорентийского баптистерия. Сам по себе флорентийский баптистерий тоже представляет собой удивительное здание, удивительный памятник Флоренции. В античные времена на этом месте находился храм, построенный еще по приказу Юлия Цезаря для легионеров, потому что, как мы говорили, Флоренция была построена как город для легионеров-ветеранов. Здесь они как бы реабилитировались после своих войн и походов. И этот храм, конечно, был посвящен богу войны Марсу. Но от этой первой постройки сохранились немножко камни фундамента, даже фрагменты пола находят, но это уже при раскопках были найдены, потому что в V веке на этом месте был устроен баптистерий. Видимо, и нынешняя форма баптистерия, такая октагональная, восьмигранная, она восходит, скорее всего, к античной постройке, потому что такие постройки тоже были в античности, и баптистерии раннехристианские тоже часто строили как восьмигранники. В XI-XII веке он был перестроен и облицован бело-зеленым мрамором.

Вот это такое средневековое сооружение, но внутри у него прекрасные мозаики XIII-XIV века, которые были исполнены венецианскими мастерами. Мы знаем, что в Венеции работали византийские мастера, в Сан Марко, и ученики, видимо, тех византийских мастеров потом уже делали в разных местах Италии тоже такие мозаики, как тогда говорили, maniero greco, в греческой манере.

Здесь крестили практически всех флорентийцев, включая и Данте, и весь клан Медичи, и здесь многие похоронены, в том числе и знаменитые люди. Баптистерий примыкает к флорентийскому собору и составляет с ним общую группу, поскольку потом флорентийский собор Санта Мария дель Фьоре тоже был облицован мрамором, но только гораздо позже.

Итак, Брунеллески участвует в конкурсе на украшение рельефами врат баптистерия. В этом конкурсе принимали участие многие известные мастера: Якопо делла Кверча, Лоренцо Гиберти, всего семь мастеров, и каждый из них уже был достаточно именит. Филиппо Брунеллески был самым неименитым среди них, но, может быть, самым амбициозным, потому что, когда 30 судей, а это было большое судейское жюри из очень знатных горожан, рассматривало представленные работы, то этот суд признал, что лучшими работами являются работы Гиберти и Филиппо Брунеллески.

Но поскольку Гиберти больше разнообразил свои работы, то пальма первенства все-таки склонялась к ним, но все равно эти два имени фигурировали как победители на конкурсе. И им было предложено совместное участие. Каждый из них предоставил только по одному рельефу, но они должны были делать их десять, по-моему, рельефов в огромные такие врата.

Филиппо Брунеллески представил жертвоприношение Авраама, где он с присущим ему темпераментом и попыткой разнообразить эту сцену показал вот этот момент, когда ангел хватает за руку Авраама и предотвращает неугодное на самом деле Богу убийство. Филиппо Брунеллески посчитал, что Гиберти выиграл конкурс, и поскольку были голоса, что его рельефы технические более совершенны, он отказался от совместной работы и ушел.

А напрасно, потому что, конечно, Гиберти создал прекрасные врата, которые потом были названы «Райскими вратами».

Материалы

· Архитектура эпохи Возрождения в Италии. В кн. «Всеобщая история архитектуры. Том V. Архитектура Западной Европы XV—XVI веков. Эпоха Возрождения». Отв. редактор: В.Ф. Маркузон. Москва, Стройиздат, 1967.

· Данилова И.Е. Брунеллески и Флоренция. Творческая личность в контексте ренессансной культуры. М., 1991.

· Данилова И.Е. Итальянский город XV века. Реальность, миф, образ. М.. 2000.

· Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Курс лекций. М, Искусство, 1978.

· Жестаз Б. Ренессанс от Брунеллески до Палладио.М., 2003.

· Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия. Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.

· История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение. Под ред. Ц. Г. Нессельштраус. М., 1982.

· Тарханова С. Брунеллески. В кн. Великие архитекторы. Том XIII. М., 2015.

· Argan G. C. Brunelleschi. Milan, 1978.

· Field J. V. The invention of infinity: Mathematics and art in the Renaissance. Oxford, 1997.

Галерея (60)

Флоренция, Тоскана

 

Вид на Понте-Веккьо
Флоренция, Тоскана

 

Флоренция, Тоскана

 

Козимо Медичи Старший
Скульптор – Луиджи Маджи (итал. Luigi Magi, 1804–1871). Галерея Уффици, Флоренция

 

Палаццо Медичи-Риккарди. 1444–1460
Архитектор – Микелоццо ди Бартоломео (итал. Michelozzo di Bartolomeo, 1396–1472). Флоренция

Герб Медичи
Палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция

 

Внутренний двор Палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция

 

Шествие волхвов. 1459–1460
Фреска. Художник – Беноццо Гоццоли (итал. Benozzo Gozzoli, 1420–1497). Капелла волхвов. Палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция

 

Шествие волхвов. Фрагмент. 1459–1460
Фреска. Художник – Беноццо Гоццоли (итал. Benozzo Gozzoli, 1420–1497). Капелла волхвов. Палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция

 

Филиппо Брунеллески. Ок. 1838
Скульптор – Луиджи Пампалони (итал. Luigi Pampaloni, 1791–1847). Галерея Уффици, Флоренция

Портрет Антонио Манетти. 1490–1550
Фрагмент картины «Пять основателей флорентийского искусства». Неизвестный художник. Лувр, Париж

 

Предполагаемый портрет Филиппо Брунеллески. 1427–1428
Фрагмент фрески. Художник – Мазаччо (итал. Masaccio, 1401–1428). Капелла Бранкаччи, Флоренция

 

Портрет Филиппо Брунеллески. 1490–1550
Фрагмент картины «Пять основателей флорентийского искусства». Неизвестный художник. Лувр, Париж

 

Паоло даль Поццо Тосканелли. XIX в.
Фрагмент памятного рельефа. Церковь Санта Кроче, Флоренция

 

Трёхскоростная лебёдка Брунеллески. Ок. 1480
Художник – Леонардо да Винчи (итал. Leonardo da Vinci, 1452–1519). Библиотека Амброзиана, Милан

Фрагменты алтаря Сан Якопо. 1400–1401
Серебро, позолота. Скульптор – Филиппо Брунеллески (итал. Filippo Brunelleschi, 1377–1446). Капелла Распятия, собор Сан-Дзено, Пистойя

 

Портрет Донателло. 1490–1550
Фрагмент картины «Пять основателей флорентийского искусства». Неизвестный художник. Лувр, Париж

 

Распятие. 1410–1415
Скульптор – Филиппо Брунеллески (итал. Filippo Brunelleschi, 1377–1446). Капелла Гонди, церковь Санта Мария Новелла, Флоренция

 

Мадонна с Младенцем. 1402–1405
Скульптор – Филиппо Брунеллески (итал. Filippo Brunelleschi, 1377–1446) или Лоренцо Гиберти (итал. Lorenzo Ghiberti, 1378–1455). Дворец Даванцати

 

Баптистерий Сан-Джованни. 1059–1129
Флоренция

Мозаики на своде купола баптистерия Сан-Джованни. XIII–XIV вв.
Флоренция

 

Баптистерий Сан-Джованни и собор Санта Мария дель Фьоре
Флоренция

 

Жертвоприношение Авраама. 1401
Бронза, позолота. Скульптор – Филиппо Брунеллески (итал. Filippo Brunelleschi, 1377–1446). Музей Барджелло, Флоренция

 

Райские врата. 1403–1424
Бронза, позолота. Скульптор – Лоренцо Гиберти (итал. Lorenzo Ghiberti, 1378–1455). Баптистерий Сан-Джованни, Флоренция

 

Храм Минервы Медики. IV в. Рим

Перспективный рисунок церкви Санто Спирито. 1428
Автор – Филиппо Брунеллески (итал. Filippo Brunelleschi, 1377–1446)

 

Св. Троица. 1425–1427
Художник – Мазаччо (итал. Masaccio, 1401–1428). Базилика Санта Мария Новелла, Флоренция

 

Собор Санта Мария дель Фьоре. 1296–1436
Флоренция

 

Раскопки собора Святой Репараты
Собор Санта Мария дель Фьоре, Флоренция

 

Интерьер собора Санта Мария дель Фьоре
Флоренция

Разрез и план купола собора Санта Мария дель Фьоре
Художник – Чиголи (итал. Cigoli di San Miniato, 1559–1613). Кабинет рисунков и гравюр, галерея Уффици, Флоренция

 

Автопортрет. Фрагмент «Райских врат». 1403–1424
Скульптор – Лоренцо Гиберти (итал. Lorenzo Ghiberti, 1378–1455). Баптистерий Сан-Джованни, Флоренция

 

Модель купола собора Санта Мария дель Фьоре. 1418–1419
Дерево. Архитектор – Филиппо Брунеллески (итал. Filippo Brunelleschi, 1377–1446). Музей собора, Флоренция

 

Схема внутренних лесов купола собора Санта Мария дель Фьоре, разработанная Филиппо Брунеллески
Реконструкция XVII в.

 

План купола собора Санта Мария дель Фьоре

Разрез собора Санта Мария дель Фьоре

 

Общий вид крана Брунеллески. I пол. XV в.
Художник – Таккола (итал. Taccola, 1382–1453). Национальная центральная библиотека Флоренции

 

Купол собора Санта Мария дель Фьоре. 1420–1436
Архитектор – Филиппо Брунеллески (итал. Filippo Brunelleschi, 1377–1446). Флоренция

 

Фонарь собора Санта Мария дель Фьоре. 1446–1471
Архитектор – Микелоццо ди Бартоломео (итал. Michelozzo di Bartolomeo, 1396–1472). Флоренция

 

Портрет папы Евгения IV. XV в.
Гравюра. Художник – Жан Фуке (фр. Jean Fouquet, 1420–1481). Национальная библиотека Франции, Париж

Иоанно-Предтеченский монастырь. 1860–1879
Архитектор – Михаил Быковский (1801–1885). Москва

 

Флоренция. 1493
Миниатюра из «Нюрнбегской хроники»

 

Кран Брунеллески. XV в.
Художник – Буонаккорсо Гиберти (итал. Bonaccorso Ghiberti, 1451–1516). Национальная центральная библиотека Флоренции

 

Восточный фасад собора Санта Мария дель Фьоре
Флоренция

 

Герб Демидовых. Фасад собора Санта Мария дель Фьоре
Флоренция

Собор Санта Мария дель Фьоре с высоты птичьего полета
Флоренция

 

Воспитательный дом. 1419–1445
Архитектор – Филиппо Брунеллески (итал. Filippo Brunelleschi, 1377–1446). Флоренция

 

Воспитательный дом. Фасад. 1419–1445
Архитектор – Филиппо Брунеллески (итал. Filippo Brunelleschi, 1377–1446). Флоренция

 

Медальоны на фасаде Воспитательного дома. Ок. 1490
Скульптор – Андреа делла Роббиа (итал. Andrea della Robbia, 1435–1525). Флоренция

 

Церковь Сан Лоренцо. 393
Перестроена в 1420–1429. Архитектор – Филиппо Брунеллески (итал. Filippo Brunelleschi, 1377–1446). Флоренция

Интерьер церкви Сан Лоренцо
Флоренция

 

Капелла Пацци. 1429–1478
Архитектор – Филиппо Брунеллески (итал. Filippo Brunelleschi, 1377–1446). Флоренция

 

Интерьер капеллы Пацци
Флоренция

 

Ораторий церкви Санта Мария дельи Анджели. 1434–1937
Архитектор – Филиппо Брунеллески (итал. Filippo Brunelleschi, 1377–1446). Флоренция

 

Церковь Санто Спирито. 1439–1487
Архитектор – Филиппо Брунеллески (итал. Filippo Brunelleschi, 1377–1446). Флоренция

Палаццо Питти. 1458–1464
Флоренция

 

Портрет Луки Питти. II пол. XVI в.
Неизвестный художник. Курская областная картинная галерея им. А.А. Дейнеки

 

Филиппо Брунеллески. 1447–1448
Скульптор – Андреа Кавальканти (итал. Andrea di Lazzaro Cavalcanti, 1412–1462)

 

Гробница Филиппо Брунеллески
Собор Санта Мария дель Фьоре, Флоренция

 

Филиппо Брунеллески. Ок. 1769–1775
Гравюра. Художник – Джованни Баттиста Чекки (итал. Giovanni Battista Cecchi, ок. 1748–1815). Британский музей, Лондон

 

Цветущий город и семейство Медичи

Сегодня мы поговорим о Флоренции, о Брунеллески и о том, собственно говоря, что и сделало Флоренцию столицей Ренессанса, а Брунеллески — величайшим архитектором, может быть, даже первым архитектором эпохи Возрождения. Флоренция — не только столица Тосканы, огромной части Италии, прекрасной Италии. Она действительно столица Ренессанса. Здесь происходили мощные явления, которые перевернули культуру Европы.

Название Флоренции, бывшему римскому поселению, дал Юлий Цезарь. Это значит «цветущая». И она цветущая не только потому, что в ней есть сады, цветы, вообще Италия — это цветущий край, а Тоскана — тем более, но и потому, что Флоренция расцвела в XV веке величайшими произведениями искусства, величайшими гениями. Действительно, это цветущий город, которым можно любоваться со всех точек зрения.

Флоренция раскинулась по обе стороны реки Арно, и соединяют эти два берега мосты, и самый старый из них – Понте Веккьо, собственно, что и переводится как «старый мост», был построен еще в XIV веке.

А в XV веке Флоренция становится самым влиятельным городом в Италии. Коммуна, которая здесь появилась, одна из ранних, превращается в синьорию именно потому, что с середины XV века власть во Флоренции захватывает клан Медичи. Но Медичи не были тиранами. Это очень сложное явление, власть Медичи, потому что, с одной стороны, они были банкирами, сосредоточили всю экономическую, политическую, культурную, всякую власть в своих руках, а с другой стороны, они обеспечивали народ работой. Они снизили налоги, когда взяли власть в свои руки, развернули большое строительство. Медичи покровительствовали художникам, поэтам, философам.

Правильно говорят, что без Медичи, может быть, и эпоха Возрождения выглядела бы иначе. Это правда. XV век ведь называют золотым веком флорентийского искусства. И хотя часто говорят, что Кватроченто — это Раннее Возрождение, а есть еще в XVI веке Высокое, мы увидим, что высота флорентийского искусства невероятна. И вот это вот деление на раннее и высокое, может быть, достаточно условно. Первый из Медичи, получивший власть над городом, был Козимо Старший, и именно он завел вот эту вот особенную дружбу с людьми искусства, и он вкладывал немалые средства в украшение города. И, может быть, даже то, как выглядит сегодня Флоренция, мы обязаны прежде всего Козимо Медичи, а потом его внуку Лоренцо Великолепному.

Ну, конечно, говоря о Медичи, мы не можем обойти палаццо Медичи. Сейчас оно называется палаццо Медичи-Риккарди, неподалеку от базилики Сан Лоренцо. О ней тоже пойдет сегодня речь. Базилика, которая стала усыпальницей клана Медичи, недалеко от Санта Мария дель Фьоре. Это тоже герой сегодняшнего нашего рассказа, и на всех, так сказать, видах Флоренции, конечно, это эпицентр города, жизни, красоты. Палаццо Медичи-Риккарди — это первое светское здание Ренессанса в городе. Оно было построено любимцем Козимо Медичи, архитектором Микелоццо. И здание, оно такое мощное, оно похоже, скорее, на римские постройки, с рустованным основанием. И можно сказать, что это первый шаг от средневековых замков, потому что оно тоже типа оборонительного, замкового, к тем изящным палаццо, которые будут строиться в конце XV и в основном в XVI веке.

На этом здании мы можем видеть герб Медичи. Его по-разному трактуют. Но, скорее всего, изначально он возводится, как и фамилия Медичи, то есть от слова «медицина», врачи, то есть это, скорее всего, россыпь таблеток или каких-то, так сказать, пилюль, которые образовывают вот такое ожерелье.

Здание построено, как я уже сказала, с элементами античного декора и такое рустованное, очень мощное, с прорисованными деталями, а внутри оно более изящное. Внутри, как часто бывает в итальянских палаццо, внутренний дворик-сад с колодцем и так далее.

Но еще более интересно оно внутри, в своих интерьерах. И здесь особенно хочется отметить фреску Беноццо Гоццоли в семейной капелле Медичи, «Шествие волхвов». По четырем стенам этой капеллы замечательное шествие, где все семейство Медичи отмечено. Интересно, что эта фреска была написана на сюжет прибытия волхвов в Вифлеем, потому что во многих городах, а во Флоренции это делалось с особо пышным великолепием, на праздник волхвов все выходили в город, шли вот таким шествием к собору и там тоже приносили дары, то есть все население города включалось в шествие волхвов.

Практически это, можно сказать, репортаж с места событий, конечно, приукрашенный, конечно, романтизированный, конечно, своеобразный, но здесь мы видим не только представителей семейства Медичи, но и многих знатных горожан. Мы уже говорили, что Кватроченто, начиная с Мазаччо, и многие это будут делать, любит вводить в священные сюжеты реальных лиц, чтобы показать, что это происходит здесь и сейчас и что каждый может стать не только зрителем, но и как бы участником сакрального действия.

Интересно, что эта фреска была написана по случаю собора. Для католической церкви это Вселенский собор, в нашей историографии это знаменитый Ферраро-Флорентийский собор, который пытался заключить унию между восточной и западной церковью, к тому времени достаточно жестоко разошедшимися ветвями единой некогда церкви. И вот в ознаменование этого действительно вселенского события Медичи заказывают эту фреску Беноццо Гоццоли.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.