О внешнем неотречении от богатства — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

О внешнем неотречении от богатства

2020-01-13 79
О внешнем неотречении от богатства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Итак, мы кратко рассмотрели внешнее и внутреннее отречение от мира. Но есть еще один путь отречения (правильнее назвать «неотречения внешнего, но внутреннего») - это пребывание в миру и пользование богатством путем праведного приобретения и пользования. В разделе «Учения святых отцов о богатстве» было сказано о трех родах богатств – о добром, злом и нечто среднем. Из этого достаточно ясно, что любому христианину необходимо отречься от злого и среднего, бывающего злом. А для того чтобы богатство, которым владеют некоторые обеспеченные христиане, стало добром, им необходимо отречься от многих своих пристрастий и неправых мнений. Также, из вышерассмотренного вопроса о различных типах богатых людей, понятно, что каждым из них необходимо своя степень отречения. Поэтому поговорим о тех христианах, которые не хотят в прямом смысле отречься от богатства, но хотят наследовать Царствие Божие.

Христиане первых времен, которые не стали на путь совершенства через отречение и строгого подвижничества, оставшись жить в достатке, старались ни в чем не нарушать заповеди, творить милостыню и пожертвования, при этом все свободное время посвящать Богу (об этом уже было сказано выше). Это также является праведным путем, т.к. через праведных богатых христиан, Господь содержит бедных и тех, кто отрекся от мира ради служения Ему.

Тем, кто выбрал путь – жить в достатке и помогать другим, святые отцы дают следующие советы: во-первых, необходимо изменить свои ложные мнения о материальных благах и отказаться от лукавых оправданий себя и своих действий.

Климент Александрийский (Кто из богатых спасется, гл.11): ««Продай имение твое». Но что значит это? Не это повелевает Господь, о чем некоторые слишком поспешно думают, что наличное свое имущество он должен был разбросать и со своими богатствами расстаться; нет, он должен был только (ложные) мнения относительно богатства из своей души выкинуть, алчность и жажду их, беспокоиться о них перестать, устранить со своего пути эти терния жизни, заглушающие собой семена Слова».

Надеемся, что рассматриваемые в этих беседах вопросы о страсти сребролюбия также помогут нам в этом. И слава Господу нашему, что не оставляет нас в неведении!

В-вторых, отцы говорят о том, что на деле необходимо отказаться от неправедного приобретения и пользования.

Климент Александрийский (Там же, гл.13): «Не повелевает ли Господь Сам Закхею и Матфею, которые богаты были и мытарями состояли (Лк.5:29), оказать Ему гостеприимство? Он не говорит, чтобы они отказались от своих богатств, а только иметь из них (из богатств) им не принадлежащее запрещает; и после того, как богатства, неправедным образом захваченные, Закхеем были розданы. Господь говорит: «...ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама...» (Лк.19,9). Господь употребление богатств на пользу даже настолько хвалит, что вместе с этим сообщением заповедь дает: жаждущих поить, голодных кормить, бескровным приют давать, нагих одевать. Но если этим потребностям невозможно удовлетворять без средств; и если Господь повелевает со средствами к этому расставаться, то что иное Он повелевал бы, как не это: давать и не давать, питать и не питать, в дом принимать и из него выталкивать, оказывать участие и не оказывать, - причем одно другим исключалось бы?».

А когда человек заметит, что из-за богатства или имущества он злится и ругается с людьми, или что его мысли – это постоянные мысли об имуществе и деньгах, или что ему хочется все больше и больше иметь материальных благ и т.п., то необходимо отказаться от того что тебе хочется иметь, что необходимо перестать думать о деньгах и вещах, что необходимо понимать, что твой гнев на людей – это плод страсти сребролюбия и т.д.

Климент Александрийский (Кто из богатых спасется, гл.24): «Но вот ты замечаешь, что богатство тебя порабощает и выводит тебя из равновесия. Брось его, отвергни, возненавидь, откажись, убеги. «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его... лучше» одноглазым быть тебе в Царстве Божием, нежели не изуродованным бить в огне (Мф.5,29). И если рука, нога, жизнь соблазняют тебя, возненавидь их; потому что если что-либо из этого потеряно будет ради Христа, то опять возродится к жизни там».

Многим из нас нужно учиться быть довольными тем, что у нас уже есть, отдавать лишнее нуждающимся, и жить по мере потребностей, а не пристрастий и желаний.

Иоанн Златоуст (Творения, т.7): «Как же можно спастись богатому? Все стяжание свое делая общим для нуждающихся, как поступал Иов, изгоняя из души пристрастие к большему и ни в коем случае не преступая пределов необходимого».

Следующий совет, который дается отцами, заключается в необходимости отречения от всех душевных страстей.

Климент Александрийский (Кто из богатых спасется, гл. 14): «Оттого (что пользование богатством происходит по воле человека) отрешаться должно не столько от богатства, сколько душу от страстей освобождать: эти затрудняют собой правильное пользование богатством. Кто добр и праведен, тот и богатство будет употреблять во благо. Следовательно, отречение ото всего, чем кто владеет и продажу всего своего имущества нужно так понимать, что сказано это с отношением к душевным страстям».

К такому пути призывает и Пресвятая Богородица через откровение, записанное Максимом Греком.

Максим Грек (ч.1,слово 15): «О, творение премудрого Бога! часто певаемое Мне то­бою «радуйся», тогда будет Мне благоприятно, когда увижу, что ты делом исполняешь заповеди Родившегося от Меня, —что ты отстал от всякого, вообще, зла, от блуда и лжи, гордости и лести, и от неправедного похищения чужих мнений. А пока ты пребываешь в этих делах и ими услаждаешься, пока двойными про­центами с радостью пьешь кровь живущих в бедности и бесчисленными принудительными трудами высасываешь у них мозги,—до тех пор ты для Меня ничем не отличаешься от иноплеменника—скифа и христоубийц, хотя и хвалишься крещением. Я нисколько не внемлю тебе, хотя бы ты бесчисленные каноны и стихиры воспевал Мне приятным голосом. «Милости», говорит Господь, «хочу, а не жертвы, и Боговедения, нежели всесожжений» (Осия 6,6). Ты же, как свинья, предаваясь ненасытно всякому студодеянию, и, как хищный волк, похищая чужие имения и обижая бедных вдовиц, изобилуя же во всем и будучи преисполнен беззаконных дел, как христоненавистный татарин, занимаясь играми и упиваясь, играя всегда в гусли и услаждая себя пением скверных и блудных песен, окончательно изгнав из души своей страх Божий,—думаешь ли ты благоугодить Мне множеством канонов и стихир, воспевая их высоким воплем? Не слышишь ли проповедника, который ясно говорит, что творящие таковое наследуют не царство Божие, а скорее те горькие вечные муки, которые под землею? Не обманывай же себя! Но если желаешь избавиться мучений и наследовать царство Божие вместе со всеми праведными, то отстань решительно от всяких своих беззаконных злых дел и от всей души возлюби противоположные им добродетели, насади в мысль свою страх Божий, любовь и желание небесных благ. Ибо иначе нет возможности ни избавиться мучений, ни благоугодить страшному Судии. Если же этих Моих советов не послушаешь, о, безум­ный, но будешь продолжать держаться своего беззаконного нрава, то познаешь свое безумие тогда, когда будешь связан по рукам и по ногам кандалами, как неимеющий одежды, приличной духовного брака, и будешь ввержен в преисподние бесконечные огненные мучения; когда вместе с негодными рыбами будешь выброшен, как воспитавшийся не в чистых струях благоверия, а в мутных болотах греховных и ожиревший блудом, почитая для себя жизнью—наслаждение похотью; когда услышишь оное изречение: «аминь глаголю вам, не вем вас», исчезните от Меня делатели беззакония; когда затворится тебе мысленный чертог за то, что не приял ты в сосуд свой елея, но, будучи побежден сребролюбием, никогда не переставал без надобности всех обижать и возненавидел убогих. Тогда-то, о, несмысленный, тогда познаешь достоверно, и будешь напрасно и бесполезно плакать, когда вполне поймешь, что неложны те обетования Родившегося от Меня, которыми предвозвестил о мучениях и о вечных благах, и что повинующимся всегда Его слову, уготовано веселие, а неповинующимся—огнь, никогда не угасающий. Итак, если искренно желание получить от Меня помощь и угодить Богу, Царю всех: то с целомудрием и со щедротами к нищим старайся всегда воспевать Мне: «радуйся»».

Как видим, нельзя обманываться тем, что если мы, христиане, читаем молитвы, поем славословия и учения святых, то мы уже спасены. Тем более так не должен думать богатый человек, т.к., живя в миру и участвуя в его делах, ходит посреди сетей многих и старается послужить и Богу и мамоне.

Симеон Новый Богослов (Слово 21): «Богатым прежде всего надлежит по заповеди отложить богатство свое, как тяжелую ношу, препятствующую вести истинную о Христе жизнь, а потом взять крест на рамена свои и последовать Христу Господу. Ибо нет возможности, чтоб понес кто-либо то и другое, то есть и богатство, и крест».

Тихон Задонский (Об истинном христианстве, гл. 4): «§ 68 ….всякий христианин должен по­мнить и внимать, что всякое излишество, как в пище, в строении и прочем, к этой жизни над­лежащем, так и в одеянии, без греха не бывает. Дается Богом нам имение и богатство не толь­ко ради нас самих, но и ради нищих, дабы им и сами умеренно довольствовались, и неимущих снабжали. А если человек того не делает, а на излишество и роскошь богатство расточает — поступает против воли Божией и потому грешит, ибо все то грех, что против воли Божией делает­ся: за что и наказан будет, как неправедный рас­порядитель и расточитель Божиего добра».

В-четвертых, апостолы и святые отцы учат о том, что бы богатый человек все свои силы и возможности направлял на благотворительность.

Феофан Затворник (Толков. на 1 посл. Тим 6.18,19): ««…чтобы они (богатые) благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни».

Восставая так против неразумного отношения к богатству, Апостол, однако ж, не говорит, чтоб бросали богатство, а только внушает обращать его на доброе употребление, чтобы таким образом самому навыку много иметь и быть богатым дать другое, душеспасительное направление. Если ты привык, говорит, богатым быть и иметь сокро­вищницы свои наполненными, богатись, но добры­ми делами,— собирай себе сокровище, но на небесах для будущего века. «Если хочешь богатиться, бога­тись в благотворении» (блаженный Феофилакт). «Если ты ищешь богатства, ищи того, которое ос­тается твердым и неизменным, которое происходит от делания добрых дел» (святой Златоуст). То и другое совершишь ты, обратив богатство свое на благотворение ближним своим. Все сие внушать богатым — дело пастыря. Внушай, говорит, благотворить. Пусть готов будет на всякое дело благое, и, как только представится случай, творит его. Как голодный о том только и думает, как бы достать что поесть, и, увидев съестное, неудержи­мо бросается на него, так и богатый пусть только и дум имеет, что о том, как бы кому и где добро сделать, и, как только надумает, пусть спешит на дело сие. Такой образ действования сделает то, что он будет непрестанно богатитися в делах добрых. Богатиться добрыми делами и благотво­рить — одно и то же означает, — увеличивать сумму благих дел, видимо являемых».

Каков же путь блаженнее? Путь неотречения или отречения? Конечно же, второй.

Иоанн Кассиан (О постановлениях киновитян, кн.7,гл.17): «Итак, кто же блаженнее, ужели те, которые из числа язычников недавно обратившись и будучи не в состоянии восходить к евангельскому совершенству, еще удерживали у себя свое имущество, между которыми апостол почитал большим плодом и то, если, воздерживаясь хоть от идолопоклонства, блуда, удавленины и крови (Деян.15,29), приняли веру Христову с удержанием своего имущества? Или те, которые, выполняя евангельское учение, ежедневно нося крест Господень, не хотели ничего оставить у себя из собственного имущества? (Мф.19,21). И сам блаженный апостол, поелику часто подвергался узам, темницам, или утомлению от путешествия, и потому не имел возможности своими руками, по своему обыкновению, приобретать себе привычное (ежедневное) пропитание, по уверению его, получал потребное для своих нужд от братий, приходивших из Македонии. Недостаток мой, говорит, восполнили братия, пришедшие из Македонии (2Кор.11, 9). И к филиппийцам пишет: вы филиппийцы, сами знаете, что после моего выхода из Македонии ни одна церковь не участвовала со мною в подаянии и принятии, кроме вас одних: потому что и в Фессалоникию вы раза два присылали мне нужное (Фил.4,15.16). По мнению сребролюбцев, которое они составили себе по холодности сердца, ужели и эти будут блаженнее апостола, потому что уделяли ему из своего имущества. Этого не осмелится сказать и безумный».

Поэтому те, кто выбирает путь неотречения, должны знать, что они далеки от пути совершенных, а возможно стоят и на пагубном пути сребролюбия. Этот путь достаточно труднее и опаснее, т.к. соблазны и старые пристрастия не дают душе приобрести свободу.

Иоанн Златоуст (Творения, т.1): «…Кто владеет богатством, тому нелегко вырваться из оков его; такое множество недугов объемлет его душу, то есть страстей, которые как бы густое и темное облако, заграждая взоры ума, не попускают взирать на небо, но заставляют преклоняться вниз и смотреть в землю».

Иоанн Златоуст (Творения, т.9): «Рабство тяжелее всякого мучения, о чем хорошо знают все те, которые удостоились освободиться от него. Потому, чтобы и вам узнать эту прекрасную свободу, разорвите уза, бегите от сетей, пусть у вас в доме хранится не золото, но то, что дороже бесчисленных богатств – милостыня и человеколюбие. Это дает нам дерзновение перед Богом, а золото покрывает нас великим стыдом и много содействует диаволу влиять на нас».

И в заключение этой темы приведем увещевание, направленное христианам и да поможет нам Господь исполнить все советы святых, испытавших все то что они говорят на собственном опыте.

Нил Синайский (Добротолюбие т.2): «Начнем же отрешаться от настоящих благ, пренебрежем имущество и деньги, и все, что погружает в себя и потопляет помысл. Обуреваемые выбросим груз, чтоб мог спастись кормчий - ум и с плавателями - помыслами. Если плывущие морем во время бури небрегут о своих товарах и своими руками бросают и дорогия вещи в море, имущество ставя ниже жизни, то почему же мы для лучшей жизни не пренебрегаем того, что душу влечет в бездну? Почему у нас не столько силен страх Божий, сколько у тех страх моря? Те из любви ко временной жизни не высоко ценят утрату того, что везут; а мы, говоря о себе, что вожделеваем вечной жизни, не пренебрегаем и малости, но решаемся лучше погибнуть с ничтожным грузом, нежели спастись, лишившись его. - Посему умоляю, совлечемся всего. Борцы не вступают в борьбу одетыми; закон борьбы изводит их на поприще обнаженными. В жар ли, в холод ли, - так, они выходят, оставляя одежды вне поприща. Коли же кто из них откажется обнажить себя, то должен отказаться и от борьбы. А мы, дав обет подвизаться, не только не совлекаемся одежды (имуществ), но, тысячи бремен неся на плечах, вступаем в подвиг, доставляя тем противникам множество удобств схватить нас».

 

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.