О богатых и бедных христианах — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

О богатых и бедных христианах

2020-01-13 110
О богатых и бедных христианах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Мы – все христиане, но среди нас есть бедные, обеспеченные в различной степени и богатые люди, поэтому теперь поговорим о христианах с этой точки зрения.

В мире есть явно выраженное разделение на богатых и бедных. Оно вошло через страсть любоимания.

Симеон Новый Богослов (Слово 21): «Все вещи, сущие в мире сем, создал Бог обще для всех людей, как-то: солнце, от коего получаем свет, воздух, коим дышим, пастбища для скотов в лугах и на горах и другое, все обще всем, чтоб каждый пользовался тем на свою потребу, а не завладевал, как господин. Но привзошло в жизнь нашу, как тиран какой, любоимание, и то, что Господь Бог дал обще для всех, разделило одним рабам своим, состоящим в его власти, иным таким способом, другим - другим, обгородив участки оградами и башнями, с вратами и запорами, а прочих всех лишило пользования благами, кои Бог дал обще всем. И говорит еще оно, развращенное: я госпожа всего и всем владею, все мое, а не обще, и спорит, будто оно никого не неоправдывает. А слуги и угодники этой тиранки, то есть любоимания, бывают обыкновенно не господами и владыками тех вещей и денег, а их рабами и стражами».

Любоимание видимо разделило людей, но в Церкви Христовой такое разделение в корне отличается от того, которое есть в мире. По промыслу Божиему в Его храмах стоит рядом бедный и богатый, участвуя в Таинствах, и Господь принимает молитвы и того и другого. Если же происходили случаи разделения, то они строго воспрещались.

Иоанн Златоуст (Толков. на Пс.48): «У вас (богатых и бедных) общая природа, общее рождение, общая собственность: для чего же ты делаешь внешнюю принадлежность поводом к разделению? Я не терплю этого, и потому призываю тебя вместе с бедным: "богатый вместе с убогим". В других местах не увидишь вместе богатого и бедного, ни в судилищах, ни в царских черто­гах, ни на торжищах, ни на пиршествах; там один в чести, другой в презрении, тот с дерзновением, этот со стыдом: "мудрость бедняка пренебрегается, и слов его не слушают" (Еккл.9:16); "заговорил богатый, – и все замолчали и превознесли речь его до облаков; подвергся несчастью бедняк, и еще бранят его; сказал разумно, и его не слушают" (Сир.13:27,28). А здесь не так. В церкви я не терплю такого преимущества и такого безумия, но предлагаю всем общее учение».

Вышеуказанное разделение на бедных и богатых свойственно христианам при ведении их мирских и домашних дел. В такие моменты мы склонны разделять людей по их материальному достатку, и, как правило, осуждать и даже завидовать богатым людям, при этом забывая, что они такие же христиане. Поэтому кратко укажем на основные вопросы, связанные с понятиями «бедный» и «богатый».  

Во-первых, в учениях отцов можно часто встретить сравнительный анализ внешней жизни богатых и бедных людей.

Нил Синайский (К монаху Агафию, гл.7): «Но в жизни нашей никакого нет единообразия. Одни не довольствуются заботами о богатстве, от великой попечительности об имуществе не имеют времени для сна, по слову сказавшего: «Насытившегося богатством земли не оставляет оно уснути» (ср.: Еккл.5,11): всячески высчитывает он доходы, расчисляет месячный рост, все продолжение ночи употребляет на то, чтобы, опустив что из памяти, не утратить и малой какой выгоды. Другие не имеют в достатке и необходимого, пребывая без пищи, с пренебрежением к этому предаются сну, и великое для них приобретение продлить беспробудность сна, оставаться нечувствительными к своей скудости. У одних позлащенные огромные дома стоят пустыми, без людей, служа обширным обиталищем воронов и сов, а может быть, и губительных демонов, а у других для укрытия нет и в три локтя помещения. У одних служит даже на бесчестные потребности серебро, перекованное в тяжеловесные сосуды, назначаемые для принятия в себя мочи и нечистот чрева, а у других нет и глиняного черепка, в котором бы в жажде поднести воду к устам. У одних по варварскому безумию гниет дорогая одежда, а у других для прикрытия срама нет и рубища из лоскутков. У одних тесно на столе от снедей всякого рода, и земных, и воздушных, и водяных, ибо нет ничего такого, чего не вкушало бы сластолюбие, всюду распростершее всеуловляющие сети, в которые вовлекает обитающих в глубинах и близ самого эфира и уготовляет из них обильное наслаждение сластолюбцам, между тем как жалкое чрево отчаивается в возможности насыщения, оказывается уже недостаточным к тому, чтобы служить ненасытности неудовлетворимого пожелания, которого в неудержимом стремлении не останавливает наполнение внутренних сосудов, потому что пределом потребности почитает не удовлетворение оной, но одно то, чтобы не оставить ничего приготовленного. Почему как приемлющие сосуды при сем расторгаются и не выносят тяжести пресыщения, то сластолюбие при всем обилии остается неудовлетворенным, мучаясь жадностию при виде оставленного и жалуясь на малый объем чрева, не способного вмещать в такой мере, в какой оно желает, и всего того, что оно в неудержимом стремлении зияет жадно поглотить. А у других пожелание ограничивается одним куском, и отчасти удовлетворить потребности почитают они роскошью, потому что пресыщение заставляет примышлять многие новые одно за другим изобретенные удовольствия, даже и ненадолго не пользуясь удовольствиями привычными, если в том, что услаждает, не будет частых и непрерывных перемен, которые, поражая необычайностию, привлекают к себе ни на чем не останавливающееся пожелание и услаждают вкус то тем, то другим качеством; напротив того, скудость убеждает одно полезное признавать любимым, повелевая наполнять пустоту, а не услаждать вожделение».

Такое сравнение дается при указании нечестивого богатого и благочестивого бедного. Но, к сожалению, как мы уже разобрали, не все бедные благочестивы, и, к радости, не все богатые нечестивы. Из этого выходит второй вопрос, встречающийся в учениях отцов о бедном и богатом.

Тихон Задонский (Об истинном христианстве, гл.8): «§110. Сребролюбие, как и всякая страсть, в сердце у человека имеет свое место и сердцем обладает. Следовательно: сребролюбец не только тот, который са­мым делом всячески богатство собирает и хранит у себя, не уделяя требующим; но и тот, кто хотя и не собирает и не имеет, но ненасытно желает его. …Нищий, который хотя бы и ничего у себя не имел, но имеет к богатству любовь, есть истинный сребролюбец. И потому не тот, кто мно­го имеет, но кто много желает, и не тот, кто бо­гат, но кто к богатству сердцем прилепляется, порочится».

Феофан Затворник (Толкование на 1Тим.6,9): «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу». Укор не вообще богатство имеющим, но пристрастным к нему, жаждущим его, гоняющимся за ним и употребляющим его только в свое собствен­ное удовольствие и удовлетворение своих пожеланий и страстей. Возможно и обладание богатством безу­коризненное, и пользование им похвальное,—относительно чего ниже и дает Апостол уроки, — ст.17и д. Почему сказал: «желающие»— обладаемые желанием, непрестанно им влекомые и снедаемые. «Не сказал просто: богатящиеся (обладающие богатством), но: «желающие обогащаться»…«Не тех, которые, имея стяжания, хорошо распоряжаются ими, не пристращаясь к ним и раздавая их бедным, обличает Апостол, а тех, которые жаждут приобретения'' (св. Злат.)».

Исходя из этого ясно, что «не все богатые будут осуждены на мучения; также и не все убогие и нищие будут посланы в рай» и не все бедные лишены страсти сребролюбия.

Дмитрий Ростовский (Поучение в неделю 22-ю по Святом Духе): «Пусть будет известно и то, что не все богатые будут осуждены на мучения; также и не все убогие и нищие будут посланы в рай. Много и богатых окажется в царстве небесном, много и нищих будет в геенне огненной. Те богатые, которые приобретают себе богатство от безгрешных промыслов, от своих собственных трудов, от справедливых сборов, которые, кроме того, милосердны и благоподатливы, - такие…покупают себе великое спасение. Не слышим ли мы, что многие, бывшие в жизни сей богатыми, ныне находятся в царстве небесном? Богат был царь Давид, не нищие были и святые праотцы Авраам, Исаак и Иаков, а все они спасены. Также и в новой благодати много царей, вельмож, богатых и славных, о которых мы знаем, что они спасены, и некоторые из них даже в святцах считаются между святыми. Нищие же, убогие, которые ленятся работать и трудиться, а питаются воровством, крадут или на разбой идут, или другое что-либо делают худое, или ищут пропитания только от милостыни, от подаяния людского, и лезут в глаза людям, точно смола, хотя другие могли бы и трудиться, и зарабатывать себе хлеб, - такие не только не получат себе в будущей жизни милости Божией и царства небесного, но будут посланы даже и в муку вечную и будут мучиться с бесами во веки. Таким образом, богачи праведные и добродетельные и в сей жизни богаты, и в будущей жизни наследуют богатство небесное. Нищие же воры, лежни и тунеядцы и здесь нищи, и там будут нищи, а сверх того они будут осуждены и на муку вечную, от чего да избавит нас Христос Бог Своим милосердием. Аминь».

В-третьих, сравнивая положение бедных и богатых в этой жизни и в будущей, отцы однозначно говорят о превосходстве пути благочестивого бедного над путем богатого человека.

Тихон Задонский (Об истинном христианстве, кн.1, гл.11): «Смотри на богатого и нищего: богатый про­живет дни свои, и нищий проживет. Богатый живет в богатых покоях, богатым столом насы­щается, в богатую одежду одевается, нищий — в хижине, хлебом с водой питается, в рубищах ходит, но также дни проводит, как и богатый. У богатого и нищего вчерашний день прошел, то же и впредь будет. Богатый имеет сокровище, но с сокровищем имеет и попечение, страх и боязнь, как бы его не лишиться; нищий не име­ет сокровища, но не имеет и страха. Богатый боится воров и разбойников; нищий от этого свободен. Богатый вместе с богатством часто и жизни от злодеев лишается; нищий этого не боится, ибо на нищего не нападает разбойник. Богатому многие завидуют, как самое дело по­казывает; а кому завидуют многие, тому много и козней бывает, ибо зависть без того не быва­ет; нищий того не опасается, ибо кто нищете позавидует? Богатый осуждению и злословию подлежит из-за скупости и немилосердия; ни­щий того не знает, ибо кто чего не имеет, того и не дает. Богатый должен расходовать богатство по воли Божией, иначе перед судом Божиим будет виноват; нищий от того свободен.

С богатством почти всегда неразлучна гор­дость, начало всякого греха; нищета учит сми­рению. Богатство или скупостью связывает, или роскошью и сластолюбием расслабляет сердца богатых; в нищете того нет, ибо что нищему давать, когда ничего сам не имеет? Или на что роскошно жить, когда терпит недостаток? Бо­гатому следует ответ дать перед Богом о расхо­де богатства; нищий о том не думает. Богатый перед смертью рассуждает, кому и как оставить богатство, нищий о том не заботится. Богатый, умирая, оставляет богатство, нищий как не имел, так и не оставляет. Богатому и при смерти не допускает богатство заботиться о душе своей, а нищий об одной душе своей подвизается.

О богатых говорит Христос: Истинно гово­рю вам, что трудно богатому войти в царство небесное (Мф 19:23). О нищих — не то; но что? Послушайте, — говорит апостол, — братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками царствия, ко­торое Он обещал любящим Его (Иак 2:5)? Да не помыслит кто, что богатство само со­бой губит и нищета сама собой спасает! Но как неверие с плодами своими к погибели приво­дит, так вера, действующая любовью (Гал 5:6), дверь к вечной жизни отворяет. Всем Бог хочет спастись — богатым и нищим; но по большей части нищие этой спасительной Божией воли повинуются; а богатые, прилепившись к суете мира сего, отрекаются от нее. Отсюда слышим, что званные на вечерю великую начали все из­виняться, все житейскими попечениями запу­танные. Один сказал: Я купил землю и мне нуж­но пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: Я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. И третий сказал: Я женился и потому не могу прий­ти (Лк 14:16—20). Это означает не что иное, как пристрастие к земным и тленным вещам, пре­зрение Слова Божия и преслушание воли Бо­жией, которая хочет, чтобы все спаслись (1 Тим 2:4). Напротив, нищие, хотя их и отводят от спасительного пути общие враги — дьявол, плоть и мир, но много им нищета против них помогает, как выше сказано. Видишь, сколь блаженнее нищета по сравнению с богатством, хотя люди за этим гоняются, а той избегают!»

Но если говорить об отречении от мира, то отречение богатого достойнее отречения бедного. В разделе «О вольной бедности» был приведен рассказ из Пролога о двух подвижниках, которые по-разному отреклись от стяжания. До того, как начать вести подвижнический образ жизни, один был нищий, и ему не отчего было отказываться, а другой был очень богат и отказался от всего.

В четвертых, среди некоторых людей принято считать, что бедные нуждаются в богатых, и это так. Но и богатые не менее, а иногда и более, нуждаются в том человеке, который питается от трудов своих.

Ерм (Пастырь, подобие 2-ое): «Однажды, когда я, прогуливаясь по полю, увидал вяз и виноградное дерево и размышлял о плодах их - пастырь явился мне и спросил:

- Что ты думаешь об этом виноградном дереве и вязе?

- Думаю, что они пригодны друг для друга. И сказал он мне:

- Эти два дерева являют рабам Божиим глубокий смысл.

- Желал бы я познать, господин, этот смысл.

- Смотрите же, - сказал он, - это виноградное дерево имеет плод, а вяз - дерево бесплодное; но виноградное дерево не может приносить обильных плодов, если не будет опираться на вяз. Ибо, лежа на земле, оно дает гнилой плод; но если виноградная лоза будет висеть на вязе, то дает плод и за себя, и за вяз. Итак, видишь, что вяз дает плод не меньший, а гораздо больший, нежели виноградная лоза, потому что виноградная лоза, поддерживаемая вязом, дает плод и обильный и хороший, но, лежа на земле, дает плод плохой и малый. Этот пример служит притчею рабов Божиих, для бедного и богатого.

- Каким образом, объясни мне.

- Слушай, - говорит он, - богатый имеет много сокровищ, но беден перед Господом. Занятый своими богатствами, он очень мало молится Господу и если имеет какую молитву, то скудную и не имеющую силы. Но когда богатый подает бедному то, в чем он нуждается, тогда бедный молит Господа за богатого, и Бог подает богатому все блага, потому что бедный богат в молитве и молитва его имеет великую силу пред Господом. Богатый подает бедному, веруя, что ему внимает Господь, и охотно и без сомнения подает ему все, заботясь, чтобы у него не было в чем-нибудь недостатка. Бедный благодарит Бога за богатого, дающего ему. Так люди, думая, что вяз не дает плода, не понимают того, что во время засухи вяз, имея в себе влагу, питает виноградную лозу, и виноградная лоза благодаря этому дает двойной плод - и за себя, и за вяз. Так и бедные, моля Господа за богатых, бывают услышаны и умножают богатства их, а богатые, помогая бедным, ободряют их души. Те и другие участвуют в добром деле. Итак, кто поступает таким образом, не будет оставлен Господом, но будет вписан в книге жизни. Блаженны те, которые, имея богатство, сознают, что они обогащаются от Господа, ибо кто почувствует это, тот может совершать добро».

Иоанн Златоуст (т.12, Сл.11): «Богом премудро установлена такая необходимость для нас пользоваться взаимными услугами, что, хотя бы кто-нибудь был богаче всех людей, он и в таком случае не может обойтись без этого взаимообщения и не нуждаться в меньшем. Не только ведь бедные нуждаются в богатых, но и богатые в бедных, и последние нуждаются даже больше в первых, чем первые - в последних. И чтобы тебе видеть это яснее, создадим, если угодно, два города, один - только одних богатых, другой - бедных, и пусть ни в городе богатых не будет ни одного бедняка, ни в городе бедных - ни одного богача, и посмотрим, который из них более может быть сам для себя довлеющим. Итак, в первом городе, городе богатых, не будет ни одного ни ремесленника, ни зодчего, ни плотника, ни башмачника, ни хлебопека, ни земледельца, ни кузнеца, ни веревочника, ни чего-либо другого подобного. Кто, в самом деле, из богатых захочет когда-нибудь приняться за такие дела, если и сами те, которые занимаются ими, когда становятся богатыми, не выносят тяжести этих трудов? Как же будет существовать у нас этот город? Богатые, скажешь, давши серебро, купят это у бедных. Но как же они построят дома? Или и это купят? Но это по самому существу дела невозможно. Необходимо, следовательно, призвать туда мастеров; и, таким образом, нарушить закон, который мы установили вначале, созидая город. Посмотрим теперь на город бедных, будет ли и он точно так же терпеть недостаток, будучи лишен богатых. Предварительно точно определим при этом богатство, разумея под ним именно золото, серебро, драгоценные камни, шелковые, пурпуровые и золототканые одежды. Что же? Если мы все это удалим из города бедных, станет ли он, скажи мне, вследствие этого недостаточным? Ни в коем случае. В самом деле, надо ли построить дом, или сковать железо, или соткать одежду, для этого нужны не золото, или серебро, или жемчуг, а искусство и руки. Равным образом, если нужно пахать или копать землю, богатые или бедные требуются для этого? Для всякого очевидно, что бедные. Где же, наконец, нам нужны будут богатые, как в том разве лишь случае, если нужно будет разорить этот город?».

Во избежание взаимной неприязни или зависти между христианами с различным материальным достатком, в учениях некоторых св. отцов говорится об обязанностях богатых и бедных. Приведем одно из них.

Тихон Задонский (т.5,57): «О должности богатых и убогих. Богатых: 1) Богатство есть Божие добро, людям данное, ибо Господня земля и все, что наполня­ет ее (Пс. 23,1). Дается оно тебе, христианин, не ради тебя одного, но и ради убогих, доволь­ствуйся же им умеренно, и Бога благодари, и недостатки убогих восполняй. Это правиль­ное употребление богатства. Помни, что ты распорядитель, а не хозяин богатства, и за все будешь отвечать. Святое Божие Слово хвалит и ублажает тех, которые милостивы и щедры к убогим: Блаженны милостивые, ибо они помилованы бу­дут (Мф.5,7). Блажен помышляющий о нищем и убогом (Пс.40,1). Дела милости пред всем ми­ром превозносятся праведным Судией Хрис­том и в других местах Святого Писания (Мф.25:33-36). Христианин! Если хочешь быть участником вечного блаженства, будь милостив и щедр к убогим. Много имеешь, много и давай. Мало имеешь, мало и давай, но давай от усердия. Милостыня судится не по величине отданного, но по усердию дающего, ибо до­брохотно дающего любит Бог (2 Кор.9:7). Даешь ныне в руки нищих и убогих, но от рук Христовых сторицей примешь. Итак, подавай милостыню. Не бойся, не погибнет то, что ты отдал, ибо верен Обещавший. Многие христиане, несмотря на то, что милостыня такое великое получает вознаг­раждение, или, как сторожа, имение свое хранят, или расточают его на прихоти и роскошь. Имение, которое хранили, останется чуждым, а часто и врагам в руки попадает. Имение, расточаемое на прихоти и роскоши, погибает, как сам видишь, человек. Но и хранители и расточители таковые не только лишаются блаженства, но и истязаны будут Господом, как злые рабы. Берегись этого, христианин. Богатство человеку или вредит, или пользу подает. Польза от него бывает, если по воле Божией его расходуешь, а вред, если не так, как надлежит, его употребляешь. Будь же вер­ным распорядителем имения Господня, чело­век, и истинно богатым будешь.

О должности убогих: Убогие, которые принимают милостыню, должны быть благодарны и Богу, являющему им Свою милость через человека, и человеку, дающему и в нуждах им помогающему, и его как своего благодетеля любить, почитать и в молитвах своих поминать. Обязанность бога­того — подавать, нищего — благодарно прини­мать и усердно молиться за дающего. Однако, даже если принимающие милостыню и не мо­лятся за дающего, милостыня, поданная от до­брого сердца, сама по себе, больше всех людей молится, и непрестанно ходатайствует к Богу, и милости у Него дающему беззвучно просит».

Этот вопрос достаточно ясен, и поэтому перейдем к другому очень важному вопросу: какими мы являемся христианами, будучи богатыми или бедными людьми.

Кратко хотелось бы отметить, что независимо от того, какое христианин имеет материальное положение – богат он или беден, он прежде всего христианин. Если человек будет это осознавать и всегда помнить, то никакое материальное благополучие не завладеет им. Так, богатый будет понимать, что это Господь дал ему богатство для того, чтобы он помогал своим братьям и сестрам во Христе. От такого правого расположения сердца сможет ли христианин жалеть то, что ему не принадлежит, а вверено ему Богом. Если же у нас не будет таких мыслей и чувств, то мы не являемся Богоугодными христианами, т.к. не исполняем то, чему Он нас научил.

Нил Синайский (Добротолюбие, т.2,28): «(Превышение меры, т.е. излишество) подвергается великому порицанию тех, которые в состоянии исследовать природу вещей».

Как видим, истинные христиане, осознающие о том, что все их заботы направлены на увеличение достатка, а не на служение Богу и удовлетворение потребностей, будут подвержены «великому порицанию», как идолопоклонники. Поэтому с великой помощью Божией будем «исследовать природу вещей», и, познав ее, будем делателями, а не праздными слушателями духовных учений.

 

 

О настоящих нищих и бедных

 

О бедности и нищете мы уже сказали в разделе «О подвижнической средней степени нестяжательности», но кратко еще раз остановимся на этой теме.

Св. отцы говорят, что бедность не является добром и злом.

Иоанн Златоуст (Творения, т.3): «…Бедность – не добро, но доброе пользование бедностью – добро».

Иоанн Златоуст (Творения, т.6): «Если бы бедность была злом, то все бедные должны бы быть злыми; если же многие из бедных достигли небес. То, следовательно, бедность – не зло».

Иоанн Златоуст (Творения, т.6): «Бедность для многих кажется злом, но на самом деле она не такова, если кто внимателен и любомудр, она служит даже к истреблению зла».

Как происходит, что бедность истребляет зло? Когда человек перестает увлекаться и соблазняться вещами мира, приобретать неправедное богатство, раздает все свое имущество, или дает щедрые пожертвования и милостыню, оставляя себе только на самое необходимое, то его страсти – любостяжание, самолюбие, маловерие, ненадеяние на Бога и т.д. – теряют свою силу и человек постепенно очищается от них.

Иоанн Златоуст (Творения, т.12): «Добрый христианин обнаруживается более в бедности, нежели в богатстве. Почему? Потому что в бедности он становится негорделивее, целомудреннее, честнее, смиреннее, благоразумнее, а в богатстве встречает множество к тому препятствий».

Кто относится к действительно бедным людям?

Журнал «Христианское чтение» (Нравы первых христиан, Труд и ремесла): «Церковь пеклась о бедных всякого возраста и пола. Но бедными не считались те, кто мог трудиться, поскольку они в состоянии были не только содержать самих себя, но и другим бедным подавать пособие. Да и закон гражданский возбранял между нищими находиться здоровым. Поэтому, если то были вольные люди, им давали казенные земли для обработки; если рабы, их отпускали на волю. Подобным образом поступали с подкинутыми детьми: их отдавали в дом общественного призрения. Таким образом, почти не было других нищих, кроме престарелых невольников, которых при полной неспособности к службе бесчеловечные господа не отпускали на волю, кроме лишенных зрения, безногих и других увечных».

Тихон Задонский (Об истинном христианстве, кн.1, гл.11): «§ 264: …только те имеются в виду нищие, которые подлинно нищенствуют по Божиему, все нам на пользу строящему Промыслу; или которые расточают имения и дают убогим, и так самопроизвольно изволят ради имени Христо­ва нищету терпеть и в след Христа, обнищав­шего ради нас, ходить».

Нравственное Богословие (Грехи против 4-ой заповеди, грех - Нищенство по лености или же для нетрезвости):«Не проводи нищенской жизни» (Сир.40,29). Нищие, впрочем, всегда были и будут (Мф.26,11). Го­сподь Бог оставляет их между людьми, как для них самих, чтобы они между прочим нищетою выстрадались для будущей жизни, так и для пользы других; например, чтобы богатые и состоятельные люди могли оказывать к ним свое милосердое, а милосердием развивали бы в себе вообще любовь к ближнему изаслуживали бы царства небесного. Самый наружный вид нищего наводит на мысли, способные научить: дряхлый и калека, которые просят милостыню у церкви, своим видом напоминают людям молодым и красивым, что и этим изменят их молодость и красота; одетый же в рубище и имеющий через плечо суму, между тем как прежде может быть зани­мался торговлей или занимал хорошую должность,— напоминает богатым или должностным, что «никто не должен отрекаться от сумы, как и оттюрьмы». Но как «бедность, по пословице, не порок», так и вынужденная нищетане составляет порока. Истинному нищему и прият­но сделать подаяние».

Такие нищие находятся под особым попечительством и утешением Божиим.

Тихон Задонский (Об истинном христианстве, кн.1, гл.11): «§ 263. Поскольку нищета немалую скорбь приносит, особенно тем, которые с женами и детьми в нищете живут, и подушные подати и оброки платят, то должны они в этом бедствии не чем иным, как терпением себя укрепить, на волю Божию отдаться и так милости Его ожи­дать. Однако да внимают следующему предложению: утешение нищим может быть от срав­нения богатого с нищим. Хотя сыны века сего и полагают блаженство в богатстве, но если на состояние богатого и нищего посмотрим, то увидим, что этот блаженнее того. Ибо блаженство состоит не во многом стяжании, но в по­кое душевном; не в том, чтобы много иметь, но в том, чтобы тем довольствоваться, что имеем. …Утешение нищие в нищете своей получа­ют от имени Христова, которое, хотя многие богатые, скупостью плененные, презирают, од­нако многие с радостью и усердием в слух и сер­дце принимают, и так отворяют двери милосердия просящим ради Него. Это имя для них бо­лее всякого сокровища мира сего, это имя их питает, одевает, напаивает и успокаивает; с этим именем везде им дом, трапеза, одежда, утеше­ние, где только ни имеются христолюбивые сер­дца. Богатый часто приходит в скудость; но ни­щий с именем Христовым всегда равен, доволен и богат. На это драгоценнейшее сокровище на­деяться, им утешаться должны нищие. Хотя Бог, как Щедрый и Милостивый, обо всех промышляет, но о нищих, как беспомощных, особенно. Ибо называется Отцом сирых и Судией вдовиц (Пс.67:6; Ин. 14:18). И еще сказа­но: Сироту и вдову примет (Пс.145:9). Почему во многих местах Писания читаем, что о них нам заботиться, им помогать, им, просящим, подавать повелевает и вменяет то Себе, что нищим доброхотно подается. Милующий нищего взаймы дает Богу (Притч.19:17). И Христос говорит: Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф.25:40). Христос, Сын Божий, будучи богат, обнищал, дабы мы обогатились Его нищетою (2Кор.8:9). От этого великое утешение нищим проис­текает, что Христос, у Которого весь мир в руке, Царь неба и земли, волею обнищал, так что Сын Человеческий, как Сам о Себе сказал, не имел, где приклонить голову (Мф.8:20). Ибо они ни­щетой своей Ему сообразуются, когда ее с благодарением терпят. Как богатые, так и нищие не случайно бывают, но как богатство, так и нищета — от Господа (Сир 11:14). Итак, что от Бога, не мо­жет быть зло, но добро. Как всякое бедствие, так и нищету может Бог Своим человеколюбием или прекратить, или облегчить, — что и на самом деле бывает, когда с земли поднимает нищего и от гноища возвышает убогого, чтобы посадить его с князьями, с кня­зьями народа Своего (Пс.112:7-8). Так воздвиг Иосифа из темницы и посадил выше князей египетских. Так избрал Давида, раба Своего, и взял его от стада овец (Пс.77:70). Наконец, как всякое бедствие, так и ни­щета смертью оканчивается. Всему конец — смерть: богатству и нищете; и богатых утеше­ние, и нищих терпение смертью заключается».

Как видим, бедный человек не всегда относится к тем действительным нищим, а является несостоятельным, но могущим заработать себе на пропитание и нужды.

Какие правила были у первых христиан, относительно небогатых людей?

Журнал «Христианское чтение» (Нравы первых христиан, Труд и ремесла): «Прочие же христиане (не состоятельные) занимались ремеслами, чтобы иметь средства на прожитие, для погашения долгов и раздачи милостыни, но их ремесла были самыми невинными и совершенно отвечающими христианскому стремлению к уединению и кротости (“Постановления апостолов”)».

Также следует отметить, что в учениях святых отцов бедность рассматривается, как добродетель, и, в основном, отцы утешают бедных и призывают не скорбеть и не отчаиваться.

Иоанн Златоуст (Творения, т.7): «Не будем унывать по причине бедности, но будем искать того богатства, которое состоит в добрых делах…».

Иоанн Златоуст (Творения, т.12): «О том ли ты скорбишь, что стоишь на пути, ведущем к добродетели? Разве ты не знаешь, что бедность доставляет нам великое дерзновение?».

Иоанн Златоуст (Творения, т.12): «Когда ты окажешься в бедности, вспомни о случившемся с (Иовом), и ты тотчас воспрянешь и бросишь всякую мысль об унынии»,

Симеон Новый Богослов (Слово 21): «Бог соделался для нас бедным человеком; должен и ты, верующий в Него, быть подобным Ему, бедным».

Далее. Уже не раз отмечалось, что бедность необходимо переносить смиренно и с благодарением.

Иоанн Златоуст (Творения, т.3): «Бедный, почивающий в недрах Авраама, удостоился похвалы не за то, что был беден, но за то, что с благодарением переносил бедность».

Но многие из нас, как правило, недовольны своим материальным положением, даже когда оно не является действительной бедностью, а это - временные материальные трудности.

Василий Великий (Творения, ч.4): «Укоризненно - не нищим быть, а не иметь мужества в перенесении нищеты».

Важен тот факт, что зачастую человек сам неправильно действует при ведении своих дел и тем сам создает ситуации, ведущие к материальным трудностям. Например, неразумно вкладывает деньги в товар, желая большего обогащения. При этом берет в долг, самонадеянно уверяя себя в том, что быстро все вернет, т.к. считает, что его сделка это удачное предприятие. В этом случае, необходимо увидеть все свои ошибки, покаяться, исправить их и не повторять.

Если же материальные потери зависят не от наших неразумных и алчных желаний, то необходимо смиренно принять их и верить, что все это во благо. Но вместо этого мы ропщем и обижаемся на Бога, а значит то добро, которое Господь уготовил нам, превращаем во зло.

Иоанн Златоуст (т.3): «…а если ты за (бедность) хулишь Создателя и осуждаешь Промысл Его, то ты употребил ее (бедность) во зло».

Приведем поучение Тихона Задонского в утешение бедным христианам, и пусть эти слова войдут в наше сердце и разгонят наши печали и ропот.

Тихон Задонский (Об истинном христианстве, ч.2, §426): «Те христиане, которые терпят нищету и от той унывают, следующими рассуждениями мо­гут себя утешать. Как прочее бедствие, как выше сказано, так и нищета от Господа попускается нам. Доб­рое и худое, жизнь и смерть, бедность и богатство — от Господа (Сир.11:14) и для доброй цели посылается нам, как ниже увидишь. Нищетой человек от всех тех зол, которы­ми богатство окружается, удобно может освобо­диться. Гордость, скупость, роскошь и прочее тому подобное зло в нищете почти не имеют себе места. Нищета смиряет всякого, и расточитель­ным и роскошным быть нищему не от чего. При богатых сии христианские язвы находятся, и тех сердца поражают. От попечения о хранении богатства, которое за богатым неотлучно ходит и содержит сердце его, нищий свободен; нищий не боится воров и хищников, которым богат­ство подвержено; ржавчина нищеты не истреб­ляет, моль не растлевает; от зависти, которая на богатство неприятно смотрит, удалена нищета; нищий ответа не готовит за расточение богат­ства, за что богатые истязаны будут. Нищета в праздности и лености жить не попускает, как обычай есть богатым, но понуждает работать. «Нищета, — говорит св. Златоуст, — не празд­ность, но трудолюбие порождает» (Беседа 2-я на Послание к Ефесянам). Видишь, от скольких зол и бед нищета ос­вобождает тебя! Да будет же нищета твоя в уте­шение тебе, а не в оскорбление и негодование, ибо она отводит тебя от гордости, скупости, роскоши, пышности, тщеславия, печали, стра­ха, зависти людской, праздности, лености, не­жности и прочих душевных зол, и возводит тебя на путь христианский, тесный, и руководству­ет к небесам. «Руководство некое, — говорит св. Златоуст, — на пути, ведущем к небесам — ни­щета, помазание страдальческое, обучение не­кое, великое и чудное, пристанище благоутишное» (Беседа 18-я на Послание к Евреям). Что и Христос, назнаменуя, говорит: «Трудно бога­тому войти в царство Небесное» (Мф.19:23). Если богатому неудобно, удобно нищему благодатью Христовою войти в царство небесное.

3) Нищий и богатый равно дни проводят и живут: ни богатому богатство, ни нищему ни­щета дней жизни не отнимает и не придает; немощная плоть равно богатою и убогою пи­щею подкрепляется, равно богатым платьем и рубищем покрывается, равно в хижине и свет­лых чертогах упокоевается; равно и житие свое и тот и другой оканчивает, но только с тем от­личием, что богатый как живет, так и кончится с печалью и страхом, — нищий без печали и страха; равный, наконец, и богатого и нищего гроб заключает, и в смерти и по смерти бога­тый с нищим равняется. И когда бы на всемир­ном суде равно судимы были! Но нет, не будет того. От всякого, кому дано много, много и потребуется (Лк.12:48). Следует богатому дать ответ Судии о богатстве своем, как и на что богатство, данное ему от Бога, дер­жал и расходовал, как и всякий о таланте своем воздаст Господу ответ (Мф.25:19-30). Нищий о том не печется: не имеет богатства, не готовит и ответа о расходе богатства. Видишь, что ни богатство не придает, ни нищета не отнимает истинного блаженства от нас, но более делает нас блаженнее богатых. Ибо истинное блаженство не состоит во внеш­нем виде, но в покое душевном, от которого богатство отводит, но нищета к тому руковод­ствует, как выше сказано. Что пользы человеку внешне показываться, красоваться и блистать, но внутри попечением, печалью и страхом, как яблоку красному червем, снедаться? Это есть богатых блаженство! Напротив того, ничем не вредит быть внешне смиренным, умаленным, презренным и уничиженным, но внутри иметь сокровище безопасности, покоя и мира. Это есть нищих состояние! Не тот спокоен, следо­вательно, и блажен, кто много имеет, но кто ни о чем не печется, к этому нищета ведет нас. Это прими в рассуждение, христианин, и нищеты не бойся, ибо она для тебя, а не против тебя, помогает тебе, а не борет тебя.

4) В нищете твоей помяни о вольной нище­те Христа Сына Божия. «Знаете благодать Гос­пода нашего Иисуса Христа, что Он, будучи бо­гат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2Кор.8:9), — Он от убогой Матери Девы родился и положен был в ясли, «потому что не было им места в гостинице» (Лк.2:7); «Он при­шел к своим, и свои Его не приняли» (Ин 1:11); Он не имел «где приклонить голову» (Мф.8:20), и убо­гих учеников и апостолов имел, и повелел им нищету любить: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои», и прочее (Мф.10:9 и след.). Потому святой Павел о себе и про­чих апостолах говорит: «Мы нищи, но многих обо­гащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2Кор.6:10). И Петр святой к нищему хромому говорил: «Серебра и золота нету меня» (Деян.3:6). Да умягчит твою от нищеты скорбь и утешит сердце твое вольная Христова нищета и святых апостолов.

5) Помни, что странник ты и пришелец в мире этом, путник на пути мира сего, и к не­бесному отечеству идешь. Кто в странствовании обогащается! Не собирает ли богатства и в отечество посылает? Христианское отечество — небо. Там собирать себе сокровище повелел нам Христос: «Собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не под­капы


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.082 с.