Для очищения от похоти плоти необходимо «умерщвление» и что этому мешает — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Для очищения от похоти плоти необходимо «умерщвление» и что этому мешает

2020-01-13 146
Для очищения от похоти плоти необходимо «умерщвление» и что этому мешает 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Для того чтобы очиститься от всеобъемлющего и разнообразного порока похоти плоти необходим подвиг «умерщвления» и «распятия», а не удовлетворяться по первому позыву.

Дмитрий Ростовский (Поучение на день памяти святых мучеников Адриана и Наталии): «Посмотрим, сколь неугоден Господу всякий, кто не борется со страстями тела своего, не побеждает, а любит их, кто не угашает в себе огня похоти, но еще более возжигает его, влекомый сластолюбием, как говорится в Писании: «Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак.1,14). Желающий же упорно сопротивляться своим страстям ради любви Христовой чем может побеждать их? Умерщвлением самого себя. «Умертвите, — говорит святой Павел, —земные члены ваши» (Кол. 3, 5). Таков был этот святой подвижник, говоривший себе: «Усмиряю и порабощаю тело мое» (1Кор. 9, 27). И никто не может иначе победить обуреваемую страстями свою плоть, как только ее умерщвлением. …Всякий сам может достаточно видеть в житиях святых, как многие истомляли себя различными умерщвлениями, угашая в себе пламя плотского вожделения. Достаточно сказать, что умертвивший свои страсти — это добрый подвижник и мученик без крови».

Феофан Затворник (Мысли на каждый день года, Неделя масопустная, Суббота): «(Гал.5, 24): «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями». Ныне превратился этот порядок: распинают плоть, но не со страстями и похотями, а страстями и похотями. Сколько мучат ныне тело обжорством, пьянством, блудными делами, плясками и гуляньями! Самый бессердечный хозяин не мучит так свое ленивое животное. …В сущности, потребности тела нашего просты и бесстрастны. Посмотрите на животных: не объедаются, лишнего не спят, удовлетворив плотской потребности в свое время, затем целый год остаются спокойны. Это лишь душа, забыв свои лучшие стремления, настроила себе из простых потребностей тела множество противоестественных стремлений, ставших по безмерности своей противоестественными и телу. Всячески, однако, чтобы отсечь от души привитые ею к себе страсти плотские, необходимо распинать плоть, только совсем в противоположном смысле, то есть не давая ей вдоволь и потребного или удовлетворяя ее потребности несравненно в меньшей мере, чем сколько требует ее природа».

Феофан Затворник (Толк. на посл. Колос. 3,5): ««Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение»… После того, как (в христианине по Крещению) дух благодатью Божиею оживает, возненавидевает грех и возлюбляет жизнь святую по Богу в правде и преподобии, душа и тело еще полны бывают неправостями от долговременной привычки к греховным делам, исказившим их естественные потребности. От этого душа и тело не перестают и после того влечь на грех или предлагать грешное, напоминая прежнее в страстях самоугодие. Восприявшему решение жить не по страстям надлежит строго смотреть за тем, что предлагают душа и тело, и, встречая что страстное в числе сего, отвергать то. Это отвержение страстных и греховных предложений и есть умерщвление земных членов, которое заповедует здесь Апостол. Отвергнутое страстное предложение опять придет; и опять его надо отвергнуть. Так всегда. Этим частым и всегдашним отвержением, которое всякий раз есть поражение страсти, страсть, наконец, замрет. Так — одна, другая, третья; так, наконец, все. …«Земными членами» (земными удами) Апостол называет страсти, которые вслед за сим и перечисляет. Страсти же назвал удами нашими потому, что они представляются будто неотъемлемыми частями нашего естества. Тем они и пленяют, что кажутся частями естества и что будто, вооружаясь против них, против естества идем. Отсекая страсти, будто члены свои отсекаем. На деле же страсти не естественные наши члены, а пришлые, привившиеся к естественным некоторым частям и их исказившие. И это можно счесть второю причиною, почему святой Павел назвал их удами нашими. По причине сей сцепленности иных страстей с членами нашими, действуя против страстей, нельзя, в то же время, не действовать против членов, к коим они прицепились. И тут-то привходит или врагом привводится саможаление, которое подсекает подвижническую энергию, а далее пропускает возникновение и страсти. Чтоб этого не случилось, Апостол и пишет: руби свои члены, не жалей; иначе не можешь явиться во славе со Христом Господом. Чтоб не подпасть этому искушению саможаления, подвизающемуся надлежит содержать в мысли и убеждении, что, умерщвляя некие члены свои, не их убивает, а привившуюся к ним страсть. Страсть, привившись, мертвит члены; ты же, умерщвляя страсть чрез некое умерщвление членов, освободишь их от мертвящей силы страсти и оживотворишь. Удами земными,— страсти названы потому, что все страсти упираются в землю и одним земным питаются. Они действуют по земному мудрованию и на земле находят себе удовлетворение. Земляность — отличительная черта живущих по страстям (см.: святой Златоуст). И пока страсти сии в силе, не дадут горняя мудрствовать и вышних искать».

Как видим, брани с похотями и добродетели целомудрие мешают старые привычки услаждаться и саможаление.

Бл. Августин (Исповедь, кн.2, гл.11): «Привычка говорила мне: "Ну как же тебе без них (плотских и мирских удовольствий)!" Но и ее прежде властный голос дрожал, ибо там, куда я обратил уже взор свой, виделась мне истинная чистота, целомудренная и блаженная. Честен и радостен был ее лик, ласков голос, нежны протянутые мне руки, многочисленны добрые примеры. Мне виделось там множество прекраснейших отроков и отроковиц, дивных мужей и жен, чистых вдов и девственных стариц. И чистота их не была бесплодной: от Тебя, Господи, супруга своего, породила она столько радостей! Я будто бы слышал слова: "Что же ты боишься? Неужто ты не сможешь того же, что смогли все они? Ведь не своею же силой они здесь, но Божией благодатью. Не ищи опоры в себе, ее там нет: возложи все упования свои на Господа и не бойся. Он подхватит тебя и исцелит твои раны". Я сгорал от стыда, ибо звучали еще во мне и прежние голоса, медлил и не решался. И опять зазвучали дивные слова: "Не слушай голоса нечистой плоти твоей, и она умолкнет. Она нашептывает тебе о телесных наслаждениях, но они вопреки закону Господа твоего". Так спорил я сам с собой в сердце своем».

Феофан Затворник (Толков на Ефес.5,17): «Наше благоразумие — очень часто, если не всегда,— кривит дело, будучи уклоняемо от правоты саможалением, человекоугодием и многими другими, по-человечески судя, уважительными причинами».

Феофан Затворник (Мысли на каждый день года, Неделя 3-я Поста. Четверг): «Саможаление — корень всех наших поползновений на грех. Кто же не снисходит себе, тот всегда тверд в добре. Больше всего держать надо в самой строгой дисциплине плоть, эту рабу несмысленную. Когда томят ее, она смиренна; а дай ей только малую льготу, уж она начинает показывать когти и свирепеть очами любострастными. Но дивно то, что, хоть не говори, все стоят за плоть и всякие ей выдумывают угодья».

Далее скажем о том, что, действительно, с похотью тяжелее бороться тому, кто состоит в супружестве.

Петр (Екатериновский) (О монашестве): «…по растленности нашей природы, при постоянном, близком поводе и полной возможности удовлетворять этому стремлению в брачном состоянии, трудно человеку подавлять разжжение похоти и избежать неумеренности. Как огонь с трудом погашается, пока есть пища для него; а если отнять пищу у огня, он сам собою погаснет: так и похоть, пока есть пища для нее в брачном состоянии, с большим трудом обуздывается, и нелегко бывает избежать неумеренности и сохранить сердце чистым, свободным от привязанности к чувственным удовольствиям».

Но, несмотря на это, чистота и брань с похотями плоти должна быть и в супружестве.

Феофан Затворник (Толкование на посл. 1 Солун. 3,4): ««…целомудрие требует обучения и подвига» (Экумений). В этом — подвиг не для одних безбрачных, но и для живущих в супружестве».

Василий Великий (О подвижничестве, Слово подвижническое и увещание об отречении от мира…): «…Ты, избравший общежитие с женою, не будь беспечен, как будто вправе предаться миру. Тебе для улучения спасения потребно больше трудов и осторожности, потому что избрал себе жилище среди сетей и державы отступнических сил, имеешь пред глазами побуждения ко грехам, и все твои чувства день и ночь напряжены к вожделению их. Посему знай, что не избежишь борьбы с отступником и не одержишь над ним победы без многих трудов на страже евангельских догматов».

Дмитрий Ростовский (Поучение на день памяти святых мучеников Адриана и Наталии): «О сколь преславный и пресветлый венец похвал ожидает побеждающего плоть и чистоту соблюдающего! Таковой не только прославится в будущем веке, но и в жизни этой почитается людьми и Богом. …Но так говорится не только о чистоте девствующих, но и о чистоте находящихся в супружестве и вдовствующих. Именно такую чистоту сохранила святая мученица Наталия, которая и в супружестве своем соблюла целомудрие, и во вдовстве пожила чисто до самой своей кончины. Еще же говорится так и о той чистоте, которая приобретается покаянием, ибо и такую чистоту преподобный Ефрем ублажает высокими похвалами. Святой же Златоуст приписывает этой чистоте, приобретаемой через покаяние, честь девства, когда говорит о грешной жене, у ног Христовых плакавшей: «Сначала она была женой блудницей, ныне же она дева, сестра Христова, невеста Слову». Угашающего огонь похоти и побеждающего свою плоть ожидает такая же почесть и венец, как и мученика, угли огненные поправшего».

Но многие люди, не зная законов духовной брани, думают, что погашая плотские желания законным совокуплением, они остаются чистыми. На самом деле они только удовлетворяют свою похоть плоти, и, конечно, ни о какой брани против нее речь не идет. Брань и очищение от порока похоть плоти приносит только воздержание.

Заметим и то, что тяжелее бороться тем людям, кто более склонен к горячности, чем те, кто холоден. Но для первых это - подвиг и им будет помогать Бог.

Феофан Затворник (Толкование на 1 Кор.7.2): «Есть сложения тела, более располагающие к похотливости, и есть сложения более трезвенные (холодные). Сильно ревнующий о спасении духа и естество преодолеет, при благодати Божией, подающей и ревность ту, а мало ревностный и с трезвенным сложением не сладит».

Феофан Затворник (Письма, п.565): «…у иных похоти и гнева совсем почти нет, милость Божия; а у других они свирепее всех зверей. Последние, если победят их, мученический венец получат, а первые за безгневие и непохотливость ничего не получат».

И, конечно, тем, кто более холоден к этой страсти, тому легче быть в воздержании.

Также укажем, что не следует христианам ждать пока похоть плоти пройдет, например, по старости лет, потому что если они начнут нести подвиг воздержания, то могут считаться подвижниками.

Исидор Пелусиот (Письма, ч.3, п.230): «…целомудрие в старости - не признак воздержания, но признак бессилия к распутству. …Поэтому не жди старости, чтобы во время оной уцеломудриться. Кроме того, неизвестно, достигнешь ли ее, да и самое дело не стоит соревнования».

Василий Великий (Беседы, беседа 13): «Пока способен ты к трудам - проводишь юность свою в грехах; а как скоро члены ослабели, тогда приносишь их в дар Богу, когда уже ни на что нельзя употребить их и по необходимости надо оставлять в бездействии, потому что сила утрачена от долговременного истощения. Целомудрие в старости - уже не целомудрие, а невозможность предаваться невоздержанию. …Когда порок от усталости приходит в недеятельность, это само по себе не заслуживает ни похвал, ни наказаний. Если перестанешь грешить по причине возраста, это будет по милости твоей немощи. А мы хвалим тех, которые добры по произволению, а не тех, которые вынуждены какою-либо необходимостью».

Нил Синайский (Сказания об избиении монахов на горе Синайской…, ск.2): «Иначе же, когда впоследствии силы увянут, пожелания угаснут, сама собою наступит старческая тишина, преуспеяние в целомудрии припишется уже не ревности произволения, а необходимости возраста. Ибо не изведавший брани никогда не воздвигнет себе победного памятника, и по окончании борьбы ни один борец не может хвалиться победою и тем, что он не пал, когда некому было уже с ним бороться. Но честь подвижнику, когда во цвете лет в жару вожделения, в пылу страстей рассудок его одерживает верх над пожеланиями, сильное влечение к супружескому сожитию, хотя оно и законно, подавляет в себе, свидетельствуя тем, что полномочную власть имеет он над собою».

 

Ответы на возможное самооправдание, что воздержание могут выдержать не все и что невозможно избавиться от помышлений и ощущений блудных

 

В Евангелии переданы слова Спасителя, что не все могут вместить скопчество, т.е. полное воздержание.

Николай Сербский (Феодул, или Раб Божий, гл. Сыны тьмы): «Сказали Ему ученики Его: «если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться». Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано… Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19, 10–11, 12). Блаженны те, кто духом себя оскопляет, духом и любовью к Богу, и не женится. Блаженны подлинные монахи. Они в Царстве Небесном будут больше царей. Но лишь небольшое число людей может принять это и выдержать».

Но пусть эти слова не будут нам в самооправдание наших греховных немощей, потому что, во-первых, «невозможное человекам возможно Богу» (Лк.18,27), а это значит:

Феофилакт Болгарский (Толкование на евангелие от Луки, гл.18): «Он сказал: «невозможное человекам возможно Богу». Кто имеет человеческий образ мыслей, то есть увлекается дольним и пристрастен к земному, тому, как сказано, спастись невозможно, а для Бога это возможно; то есть, когда кто будет иметь советником своим Бога и в учители себе возьмет оправдания Божии и заповеди о нищете (о целомудрии – от сост.), и будет призывать Его в помощь, тому возможно будет спастись. Ибо наше дело желать добра, а совершать оное дело Божие».

Климент Александрийский (Кто из богатых спасется, гл.21): «…эти слова полны высокой премудрости. Потому что если человек лишь при помощи своих сил трудится и старается приобрести бесстрастие, то ничего у него не выйдет; если же он обнаружит, что чрезмерно к этому стремится и о сем ревнует, то стремление его при содействии силы Божией сопровождается успехом. Потому что души, этого добивающиеся, вдохновляемы бывают Богом; если же питать в себе доброе желание они отказываются, то и Дух Божий оставляет их. Потому что спасать кого-либо против его воли есть принуждение; в согласии же с его волей - благодать. И не для сонных и ленивых существует Царство Божие, напротив, «употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12). Бога вынуждать и от Бога жизнь в себя воспринимать - вот единственно правое насилие. Ведущий тех, которые прилежат к сему твердо, или лучше сказать со всею силою. Он уступает им, снисходит. Радуется Он, когда таким образом побеждается».

Во-вторых, грешная, малодушная, саможалеющая душа всегда говорит: «я не могу, мне тяжело…», и даже не пробует что-то изменить и отречься от своих старых желаний, привязанностей, мыслей и т.д. И только душа, имеющая мужество и истинное стремление к высшему, даже если чувствует свое бессилие, будет усердно просить Бога о даровании себе той или иной добродетели и сам человек будет стараться бороться со своими страстями.

Тихон Задонский (Об истинном христианстве, кн.2, § 356): «…поскольку мы от природы нашей злы, от грешника Адама грешниками и грехолюбивыми рождаемся все, то не иное что замышляем, как злое и суетное, а Христос же есть самая чистейшая благостыня и святыня, есть свет, никакой тьме не причастный (Ин.8:12; 1 Ин.1:5), — потому и не можем Ему последовать, пока себя, как злых, не отречемся. Потому и Сам Он говорит: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя» (Мф.16:24)».

Филарет Дроздов (т.5, Беседа на обновление храма Святаго Архистратига Михаила…): «И каждый из нас, дабы устроить себя в храм духовный, да не полагается на собственное мудрование, да не надеется на собственную силу, да ищет благодати Божией; да просит милости Божией; Христа, и веру в Него, и любовь к Нему да полагает в основание своих мыслей, дел и жизни».

А если душа не хочет отказываться от своих плотолюбивых и страстных желаний, следовать за Христом и отрекаться себя, то тогда и не следует нам лукаво оправдываться своей немощью…

Отметим еще одно возможное заблуждение.

Игнатий Брянчанинов (Аскетический опыты 1, О чистоте): «Некоторые утверждают, что человеку невозможно быть свободным от порабощения плоти, тем более от помышлений и ощущений блудных, что такое состояние неестественно. Законополагает Бог, ведущий возможное и невозможное для нас, более нежели мы: и потому достижение чистоты и телесной и сердечной возможно для человека. Законополагает Бог, Творец естества: и потому сердечная чистота не противна естеству человеческому. Она неестественна естеству падшему; она была естественна естеству по сотворении его, и может соделаться естественною по обновлении. Она может быть возделана и приобретена: хлеб, овощи, плодовитые деревья не растут на земле сами собою; но когда земля приготовится должным образом, и полезные произрастения посадятся и насеются, тогда они произрастают в особенном изобилии для пропитания и наслаждения человеков. Необработанная земля дает одни плевелы, или дает одну траву, пищу скотов, а не человеков. Нужен подвиг: предмет подвига достоин того, чтоб для него предпринят был усиленный и трудный подвиг избранными для подвига. Чистота названа в Писании святостью».

Заметим и то, что некоторые люди, слыша о чистоте, говорят следующее:

Иоанн Лествичник (Лествица, слово 15): «Некоторые говорят, что по вкушении плотского греха невозможно называться чистым; а я, опровергая их мнение, говорю, что хотящему возможно и удобно привить дикую маслину к доброй. И если бы ключи царства небесного были вверены девственнику по телу, то мнение оное, может быть, имело бы основательность. Но да постыдит умствующих таким образом тот, кто имел тещу, а был чист и носил ключи царствия».

Как правило, такие люди даже не пробовали начинать бороться с блудной страстью…

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.