Вызовы и проблемы формирования международного финансового центра в Москве — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Вызовы и проблемы формирования международного финансового центра в Москве

2020-01-13 178
Вызовы и проблемы формирования международного финансового центра в Москве 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В условиях глобализации экономики наличие ведущего МФЦ является серьезным фактором конкурентоспособности экономики, ее веса и, в конечном счете, суверенитета. Формирование такого МФЦ есть существенный элемент стратегии модернизации социально-экономических институтов, функционирующих в финансовой сфере. Ситуация на финансовых рынках в Российской Федерации требует кардинальных изменений в силу недостаточной развитости финансового рынка. Инвесторы уходят на зарубежные площадки. Даже продажи российских акций, в том числе российских предприятий с государственным участием, осуществляются на иностранных площадках. Глобальная конкуренция между крупнейшими МФЦ ставит дилемму: либо Москва станет одним из ведущих МФЦ, либо втянется в зону притяжения уже существующих глобальных МФЦ.

Собственно вызовы таковы. Во-первых, необходимо четко сформулировать: какая же модель функционирования финансового рынка сложилась в России. Финансовый оазис невозможно создать в слабом национальном финансовом рынке. Во-вторых, надо ответить: какова главная цель создания МФЦ в России? Тогда можно будет целенаправленно оценивать степень готовности российского финансового рынка. В-третьих, следует определить рыночную нишу и конкурентов формируемому МФЦ. Неизбежные изменения и рост конкуренции в глобальной финансовой системе в предстоящие 10-15 лет ставят перед МФЦ в Москве проблему поиска своей ниши.

России необходимо глубже интегрироваться в мировые рынки, становясь страной, не только благоприятной для вложения инвестиций, но и удобной для ведения крупного международного бизнеса. Начинать нужно с детального анализа условий, которые прямо влияют на выбор заинтересованных в центре иностранных инвесторов и других участников финансового рынка. Задача сегодня заключается, прежде всего, в том, чтобы сделать условия работы на российском финансово-кредитном рынке привлекательными для иностранных инвесторов, а для этого нужно решить целый комплекс задач: развивать законодательство, совершенствовать правоприменительную практику, усиливать защиту прав и охраняемых законом интересов инвесторов и бизнесменов, создание комфортных условий для работы. Москва как МФЦ (и Россия в целом), хоть и фигурирует в международных рейтингах, однако не является притягательным местом.. В первую десятку вошли также Сингапур, Австралия, Канада, Япония, Швейцария, Нидерланды и Швеция. Россия находится на 39-м месте. Москва как МФЦ, хоть и фигурирует в международных рейтингах, но на совсем скромных позициях. Так, согласно последней версии (март 2013 года) индексов GFCI (Global Financial Centres Index), вычисляемых британской Z/Yen Group, первое место среди МФЦ сохраняется за Лондоном, на втором месте – Нью-Йорк, на третьем - Гонконг лишь на третьем. Далее в числе ведущих МФЦ входят Сингапур, Цюрих, Токио, Женева, Востон, Сеул, Фракфурт-на-Майне. Москва находится на 65-м месте.

Индексы CFGI начал регулярно публиковаться с марта 2007 года, однако данные рейтинга публиковались только по 50 лучшим МФЦ, куда Москва не входила. В сентябре 2008 года список был расширен до 75 МФЦ, и теперь мы впервые (CRGI 4) видим Москву на 57-м месте. Вскоре после этого, 5 февраля 2009 года Правительством РФ была утверждена Концепция создания МФЦ, однако никакого результата не ощущается, более того, рейтинг мы не видим – Москва опускается на 3 позиции (CRGI 5). Далее 11 июля 2009 года Правительством утверждается План мероприятий по созданию МФЦ в РФ, однако, судя по рейтингу, результат еще хуже – Москва опускается еще на 7 позиций – на 67-е место (CRGI 6). Далее – практически никаких изменений в рейтинге не происходит (см. табл. 3.1). Хотя результаты усилий по формированию МФЦ видны по росту рейтинговых баллов. Однако другие МФЦ тоже развиваются и рейтинг остается прежним.

 

 

 

CFCI 4

CFCI 5

CFCI 6

CFCI 7

CFCI 8

Время

Сент. 2008

Март 2009

Сент. 2009

Март 2010

Сент. 2010

Место

57

60

67

68

68

∆Место

-1

-3

-7

-1

0

Баллы

414

363

462

516

506

∆Баллы

-8

-51

+99

+54

-10

 

CFCI 9

CFCI 10

CFCI 11

CFCI 12

CFCI 13

 
Время

Март. 2011

Сент. 2011

Март. 2012

Сент. 2012

Март 2013

 
Место

68

61

65

64

65

 
∆Место

0

+7

-4

+1

-1

 
Баллы

506

581

583

585

606

 
∆Баллы

0

+75

+2

+2

+21

 
                       

Таблица 3.1. Динамика Москвы в рейтинге МФЦ.

Источник: составлена автором по материалам рейтинга GFCI (Global Financial Centres Index), вычисляемого британской Z/Yen Group (www.zyen.com).

В «Концепции создания международного финансового центра в Российской Федерации» (2009), а также в Государственной программе «Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра» (2013), на наш взгляд, не корректно сформулирована цель – создание МФЦ в Москве. Согласно принятым на международном уровне определениям, Москва уже является международным финансовым центром. Более того, в ведущем рейтинге МФЦ - Global Financial Centres Index – Москва отнесена к категории глобальных МФЦ[30]. Значит, требуется более точное целеполагание. Рассмотрим возможные варианты.

Цель – превращение Москвы в ведущий МФЦ. Критерием достижения цели можно положить включение Москвы как МФЦ в первую десятку индекса CFGI. Идея превращения Москвы в ведущий МФЦ выглядит трудно достижимой[31], ряд ведущих международных финансистов считает что дорасти до уровня Лондона или Нью-Йорка нам просто невозможно[32]. В ведущих МФЦ, как показывает международный опыт, сложились оптимальные условия для осуществления финансовых операций и сосредоточения международного капитала, чего пока нет в России. Основные препятствия превращения Москвы в ведущий МФЦ: низкий уровень гражданских свобод в России, господство естественных монополий, многоуровневая коррупция, устойчивое недоверие бизнеса к российской власти[33]. По аналогичным причинам так и не стали ведущими МФЦ расположенные в материковом Китае Пекин или Шанхай, в отличие от свободного Гонконга. Процесс превращения Москвы в ведущий МФЦ сопряжен с рядом опасностей. Во-первых, российский финансовый рынок могут заполнить зарубежные деривативы, в первую очередь – разнообразные структурные финансовые продукты. Во-вторых, высококачественные иностранные ценные бумаги могут подорвать интерес локальных игроков к традиционным российским бумагам, «голубым фишкам», как это произошло уже произошло с российскими депозитарными расписками (РДР). В-третьих, опасность появляется при неконтролируемой работе нерезидентов, многие из которых преследуют только спекулятивные цели.

Цель – независимость МФЦ от иностранного капитала. Повышение рейтинга Москвы до уровня ведущих глобальных МФЦ привлечет спекулятивную ликвидность из развитых стран и эмитентов из развивающихся стран. Тогда в Москву придут большей частью компании, стремящиеся минимизировать свои издержки при международном перераспределении капиталопотоков. Дивиденты от высоликвидности финансовых инструментов российского рынка будут получать зарубежные собственники капитала, что не обеспечит социально-экономического роста России, не даст ресурсов для модернизации реального сектора. Более того, избыток спекулянтов на финансовом рынке с большой долей вероятности приведет к росту импорта и степени влияния нерезидентов на финансовую ситуацию в стране. Следовательно, России нуждается в суверенном МФЦ, не зависящим от иностранного капитала, подверженного повышенной «текучести». Наличие такого МФЦ поможет решению проблемы обеспечения глобальной конкурентоспособности российского бизнеса.

Цель – репатриация российского капитала. О конкуренции Москвы, как МФЦ, с Лондоном, и тем более с Нью-Йорком, говорить бессмысленно. Более простая в реализации цель – добиться размещения и торговли ценных бумаг российских компаний в Москве. Такое возможно и сейчас, но мешает неготовность нормативно-законодательной базы и инфраструктуры, а также принципиальная несовестимость задач МФЦ и принципов функционирования существующей в России сырьевой экономики. Лучшие российские компании до сих пор проводят IPO за рубежом. Лишь 20% объема размещения за последние три года ценных бумаг российских компаний приходилось на наш рынок (в 2012 году, например, из трех крупных IPO ни одного не было проведено на отечественных площадках). При этом на долю компаний из России приходится 18% оборота Лондонской биржи. Всего же за последнее десятилетие 40 российских компаний разместили за рубежом свои акции на сумму порядка 14 млрд. долл. США. Для сравнения: в самой Великобритании 85% размещений акций национальных компаний было проведено на внутреннем рынке, в США, Китае и Бразилии – более 90%. Когда само государство не верит в свои торговые площадки и приватизирует на других, планы усиления МФЦ не вызывают доверия и у других сторон. Именно государство должно подать пример, приняв обязательство совершать приватизационные сделки внутри страны. В таком случае государство становится заинтересовано в том, чтобы довести конкурентоспособность финансовых площадок до нужного уровня. Для исправления ситуации Президент РФ Владимир Путин (в конце января 2013 года на совещании по развитию фондового рынка) высказался за то, чтобы акции приватизируемых предприятий продавались только на российских биржах. Эта идея лежит в общем русле решения стратегической задачи по «деофшоризации» российской экономики. Другая идея - инвестировать часть государственных резервов и средств пенсионных фондов в ценные бумаги, размещаемые на российской финансовой площадке. В качестве целевых показателей называется увеличение таких инвестиций к 2015 г. для пенсионных фондов – с 1% до 50%, для резервных фондов страны – с 0 до 15%. Однако, хотя и можно обязать российские финансовый фонды вкладывать средства нужным образом, остается открытым вопрос об эффективности таких вложений.

Цель – развитие финансовой сферы. Само идея создания международного центра является полезной. Построение инфраструктуры даст повод задуматься о многих важных аспектах развития финансовой сферы: инвестиционный климат Москвы, структурирование фондовой биржи после слияния РТС и ММВБ, развитие депозитария. Фактически, пока что не просматривается четкого видения МФЦ, однако в любом случае очевидна необходимость формирования адекватной правовой системы, защищающей интересы инвесторов, прозрачных нормативов.

Цель – упрощение выхода российского бизнеса на международную арену. В поиске своей ниши для Московского МФЦ можно отойти от привычного набора функций МФЦ (привлечение в страну иностранных инвестиций с целью стимулирования экономического роста, формирование реальных стоимостей акционированных создание новых рабочих мест и т.д.). Вспомним про малый бизнес, который представляет собой в настоящее время один из ведущих драйверов экономического развития. Конкурентной нишей для Московского МФЦ вполне может оказаться помощь малому бизнесу для его выхода на международную арену. Зарубежный опыт показывает пример быстрого развития финансовых площадок для компаний с невысокой капитализацией (например, лондонская Alternative Investment Market). Для достижения успеха в этом направлении нужно дорабатывать налогообложение, которое сейчас затрудняет доступ российских брокеров к зарубежным средствам.

Цель – занять позицию регионального финансового центра. Россия обладает большой экономикой, к которой тяготеет ряд евразийских стран, не имеющих четкого финансового центра. Компании из этих стран работают в Лондоне, некоторые — в Гонконге и даже в Варшаве или в Турции. Однако ни один из этих центров зачастую не подходит им по временным зонам и языку. Москва с полным правом может претендовать на роль финансового центра евразийских стран, на которую сейчас претендует Лондон и региональные игроки поменьше. Вполне реалистичной выглядит декомпозиция цели: превращение рубля в региональную резервную валюту; развитие внутреннего рынка капитала; конкуренция за инвестиции с соседними регионами. Финансовый центр евразийских стран будет способствовать развитию региона. Как показывает международный опыт, региональные МФЦ специализируются на каких-то выбранных видах деятельности.

Существует большое количество стран, которые пытаются основать финансовые центры. По три есть в Восточной Европе и на Ближнем Востоке, в Турции. Эти центры находятся практически в одной временной зоне с Москвой, поэтому они являются основными конкурентами МФЦ в Москве. В этом пространстве явно недостаточно места для пяти или шести центров. Для формирования Центра полезен опыт стран Ближнего Востока, которые сконцентрировались на развитии локальных фондовых рынков, регулировании и упрощении требований для инвесторов. Каждый развивающийся рынок стремится к провозглашению себя финансовым центром. И Москва – один из них, но далеко не единственный. В Азии к этому стремятся еще как минимум Гонконг и Шанхай. Вопрос, нуждаются ли развивающиеся рынки в таких финансовых центрах. Как показывает история последних десятилетий, финансовые центры в Лондоне и Нью-Йорке не раз ложились бременем на экономики Англии и США.  Для МФЦ в Москве существует определенная незанятая ниша финансового рынка, для занятия которой необходим ряд целенаправленных действия, в том числе: развитие инфраструктуры рынка акций в России (слияние бирж, создание центрального депозитария, допуск к ОФЗ через Euroclear); открытие счетов международного центрального депозитария (Euroclear); увеличение открытости локального рынка для иностранных инвесторов.

Проблемы. Формирование МФЦ в Москве сталкивается с необходимостью решения ряда проблем[34]. Первая проблема -   неблагоприятный инвестиционный климат в России. Отсутствуют адекватные условия для работы как иностранных, так и российских потенциальных инвесторов.  Вторая проблема -   неразвитость финансового рынка. Российский финансовый рынок не обладает надлежащей финансовой инфраструктуры и качественным финансовым регулированием. Недостаточно разработано законодательное регулирование финансового рынка. На российский фондовый рынок практически не допущены иностранные ценные бумаги. Попытка создания в 2008 г. сектора RTS Global на бирже РТС для начала работы с иностранными ценными бумагами, хотя бы на уровне индикативных котировок, завершилась ни чем. Проблемой привлечения иностранных ценных бумаг являются сложности выпуска проспекта иностранных ценных бумаг, распространяемый в России (проспект должен быть составлен на русском языке, подписан брокером с собственным капиталом не менее 150 млн руб. и т.д.). Мало иностранных инвесторов на российском рынке. Проблему здесь составляет признание иностранных лицензий брокеров и депозитариев, обеспечение им прямого входа на российский биржевой рынок. Происходит отток активно торгуемых финансовых инструментов и ликвидности за рубеж. Российские эмитенты проводят эмиссию не только в глобальных МФЦ (Лондон, Нью-Йорк), но также в региональных МФЦ, таких как центрах Гонконг, Шанхай, Варшава и т.д. Для обхода имеющейся квоты на размещение акций российских компаний за рубежом инвесторы, предпочитающие Москве другие МФЦ, переводят материнские компании под иностранную юрисдикцию.

Третья проблема - отсутствие адекватной городской среды. Транспортная и инженерная инфраструктура не обеспечивают адекватную городскую среду функционирования МФЦ. Конечно, создание «физически осязаемого» МФЦ в Москве имеет большое значение. Однако чтобы в Россию действительно потянулся международный капитал, еще важнее другое: улучшение правовых условий для инвесторов, становление нормальной конкурентной среды и совершенствование банковской системы. Без решения этих задач нереально формирование создание МФЦ. Правительство РФ пока не может решить, где и как создать МФЦ. Обсуждаются три варианта[35]размещения: район «Рублево-Архангельское» - это наиболее вероятное место размещения МФЦ; район «Москва-Сити»; земли «новой Москвы. Однако, если ориентироваться на мировой опыт, МФЦ Москвы не может быть упакован в одном месте. Даже в Лондоне при наличии Сити и Кэнери-Уорф финансовые институты разбросаны по всему городу. Помимо институциональных условий, важна физическая инфраструктура Центра: что, где будет, каким образом объекты, банки будут друг с другом связаны, включая градостроительные решения и инженерные коммуникации. Самые большие проблемы при создании МФЦ в Москве - это плохая транспортная ситуация, дефицит гостиниц и офисов. Важно отметить, что проект по формированию МФЦ - это не девелоперский проект. МФЦ в Москве вряд ли будет упакован в одном месте. Общая проблема - создание комфортных условий и разнообразных стимулов для размещения в Москве компаний финансовой индустрии.

Четвертая проблема - нехватка специалистов. Во времена высокоскоростного обмена данными территориальное местонахождение центра не так важно. Крупные компании устремятся туда, где рынок труда предлагает квалифицированных специалистов. Большое преимущество Лондона в том, что исторически он представляет средоточие банкиров и финансистов. Важным элементом формирования МФЦ является привлечение в Россию высококвалифицированных иностранных менеджеров и специалистов. Здесь имеются проблемы, связанные с получением виз, обеспечением таких специалистов и их семей жильем, хорошей связью, личной безопасностью, достойными бытовыми и другими условиями.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.