Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2020-01-13 | 2021 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Картотека и сценарии проблемных ситуаций
по образовательным областям
Картотека проблемных ситуаций
Образовательная область - Физическое развитие
Учебная ситуация: физкультурное занятие - путешествие с преодолением препятствий
Неизвестное | Противоречие | Потребность (мотив) | Тип проблемной ситуации |
Как перейти через болото, не намочив ноги? | Если пойдем по болоту, ноги увязнут и намокнут | Победа в соревновании | Дидактический |
Проблемная ситуация
Материал: 3 доски 40x25 см, 3 круглые палки диаметром 5см, длина 40см, 3 тонкие пластмассовые полоски 40x25см
Проблемная ситуация возникает в подвижной игре с правилами «Не намочи ног»
Цель создания проблемной ситуации: развивать умение принимать решение, которое позволит выйти из затруднительной ситуации
Ход
На физкультурном занятии дети попадают в затруднительную ситуацию: необходимо перейти болото не намочив ноги. Задание детям содержит элемент соревнования: кто быстрее переберется через болото. Дети находятся с одной стороны группы. На полу отделяется чертой болото шириной примерно 6 метров. При этом детям предлагается подумать, как перебраться если у нас есть: деревянные дощечки, круглые палки, пластмассовые дощечки.
Дети высказывают предположения: принимается решение, что если по очереди переставлять 2 предмета, переступая на них, можно перейти на другой берег.
Тогда детям предлагается выбрать предметы, которые помогут перебраться на другой берег.
Дети высказывают предположения: принимается решение, что самый прочный и удобный способ - использовать деревянные дощечки.
- Почему у нас 3 дощечки, а не две?
|
Рассуждая подводим детей к необходимости взять с собой третью дощечку, как запасную.
Если дети не приходят к выводу о необходимости взять запасную, то педагог может сделать следующее:
- Я, как самая взрослая из вас, пойду первая (в процессе перехода с одного берега на доугой у воспитателя случайно «уплывает» одна дощечка)
Дети делают вывод: запасную дощечку нужно взять обязательно. Упражнение выполняется парами. По дощечкам двое детей наперегонки должны перейти на другой берег. Каждый ребенок кладет одну доску на пол, осторожно переступает по доске, а другую держит в руке. Затем кладет вторую в направлении движения, идет дальше и т.д. Третья доска остается как правило лишней, но ребенок должен иметь ее при себе.
Результат: дети благополучно перебираются на другой берег болота и продолжают путешествие.
Образовательная область - Познавательное развитие
Образовательная область - Познавательное развитие
4. Учебная ситуация: занятие - ознакомление с окружающим
Неизвестное | Противоречие | Потребность (мотив) | Тип проблемной ситуации |
Свойство: железа, пластмассы, дерева, бумаги - тонет или не тонет | Хрюша хочет переплыть речку, чтобы попасть в гости к Степашке, но не умеет плавать. | Выяснить какой из материалов, можно использовать для постройки плота | Дидактический |
В гости к детям приходит Хрюша и рассказывает о своей беде. Степашка пригласил Хрюшу к себе в гости на дачу. Но мост через речку, которая разделяет Хрюшу и Степашку, временно закрыли на ремонт.
- Как Хрюше попасть к Степашке?
- Из какого материала можно сделать плот?
- С помощью чего можно скрепить деревянные палочки?
Дети опытным путем определяют свойства предложенных материалов. Делают вывод о их потопляемости. Предлагают Хрюше помочь сделать плот из деревянных палочек, которые нужно скрепить между собой проволокой или веревкой. В емкости с водой проверяем прочность плота.
- Ребята, как вы думаете, опасность может подстерегать Хрюшу на воде, если он отправится на плоту один?
|
Дети высказывают свои мнения и предлагают Хрюше отправиться к Степашке с тетей Таней (ведущей Спокойной ночи малыши! Результат: коллективно дети изготавливают плот, закрепляют осторожное поведение на воде, Хрюша благодарит детей за помощь.
Образовательная область - Познавательное развитие
5. Учебная ситуация: занятие по формированию элементарных математических представлений
Неизвестное | Противоречие | Потребность (мотив) | Тип проблемной ситуации |
Свойство: способ размещения палочек. | Принц хочет перебраться через ров, но не может этого сделать без дополнительного материала | Выяснить как положить «дощечки», чтобы перебраться через ров | Дидактический |
Педагог подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения, сталкивает противоречия в практической деятельности.
К детям приходит Принц и рассказывает, что злой Кощей похитил прекрасную Принцессу и запер её в башне на острове. Кощея Принц победил, но никак не может добраться до башни и освободить
Принцессу. Башня стоит на острове, вокруг острова широкий и глубокий ров, мостика
через ров нет, а есть только две дощечки.Дощечки очень короткие и Принц не может построить из них мост.
Возникает противоречие перед необходимостью перебраться через ров и невозможностью перебраться без вспомогательного материала. В практической деятельности дети должны найти решение:
Одну из палочек надо положить «на уголок», а вторую одним концом положить на 1 палочку, а другим - на остров.
Образовательная область - Познавательное развитие
6. Учебная ситуация: занятие по формированию элементарных математических представлений.
Неизвестное | Противоречие | Потребность (мотив) | Тип проблемной ситуации |
Свойство: способ измерения количества воды в сосудах (мерка) | У детей разное мнение на количество воды, как выяснить, кто прав | Выяснить, в каком сосуде воды больше | Дидактический |
Педагог излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос, а дети выбирают верную точку зрения.
Воспитатель показывает детям несколько прозрачных сосудов с водой различной емкости и формы и предлагает определить, в каком сосуде воды больше.
Дети высказывают свои точки зрения. Мнения расходятся. Возникает противоречие перед необходимостью найти сосуд с наибольшим количеством воды и невозможностью сделать это на глазок, без использования дополнительного материала.
|
- В.) Вот Дима думает, что воды больше в высоком сосуде, а Паша думает, что в широком, а Анечка сказала что воды везде одинаково.
Кто же из них прав? Как же нам проверить?
После обсуждения дети должны
прийти к выводу, что необходимо
измерить количество воды с помощью мерки (чашки или стакана). Можно также вылить воду в два совершенно одинаковых сосуда и сравнить объем в них визуально.
Образовательная область - Познавательное развитие
7. Учебная ситуация: занятие по ознакомлению с окружающим.
Неизвестное | Противоречие | Потребность (мотив) | Тип проблемной ситуации |
Огонь – это друг или враг? | Дети знают, что огонь может быть и другом и врагом, как его назвать. | Выяснить, что нужно делать, чтобы огонь стал другом | Дидактический |
Детям предлагается рассмотреть одно и то же явление с различных позиций.
К детям в гости мальчики Славик, Саша и лесные звери. Они просят детей рассудить их. Славик и Саша рассказывают историю о том, как они пошли в лес, попали под дождь и промокли. Им встретился добрый лесник. Он высушил, обогрел и накормил ребят в своей избушке.
Лесные звери рассказывают историю о том, как от непотушенного костра разгорелся большой пожар и принес много бед лесным обитателям.
Славик и Саша говорят, что огонь - друг.
Лесные жители говорят - враг.
Кто же прав? Объясните: почему вы так решили?
Возникает противоречие между одними и теми же по характеру знаниями о пользе и вреде огня и необходимостью сделать выбор в пользу одного из них. В результате беседы, дискуссии, дети приходят к выводу, что если соблюдать правила безопасности, то огонь - друг. Можно сформулировать эти правила и изобразить их в виде схем.
Образовательная область - Познавательное развитие
Образовательная область - Познавательное развитие
Образовательная область - Познавательное развитие
Образовательная область - Познавательное развитие
|
Тема: «Почему бабочки в тундре темного цвета?»
Старшая группа
Место в учебном плане:
Образовательная деятельность
«Ознакомление старших дошкольников с растительным и животным миром тундры».
Цель:
1.Знакомство детей с особенностями природных условий тундры.
2. Формирование элементарных представлений о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.
3.Развитие способности анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно - следственные связи.
4.Воспитание умения слушать сверстников, принимать их мнение; умение поддерживать беседу.
Описание:
Дети в процессе беседы (с использованием ТСО) выясняют, что в тундре есть растения, животные, которые ими питаются, много болот, насекомых, в том числе и бабочек. Но бабочки в тундре темного цвета.
Проблемный вопрос:
- Почему в тундре бабочки темного цвета?
На основе высказываний детей педагог подводит их к проведению опыта:
Методы:
- метод постановки проблемы - сообщение проблемы педагогом от проблемной ситуации;
- метод поиска решения - выдвижение, проверка гипотез детьми;
Методы решения проблемы:
1.Метод монологического изложения Форма: изложение, рассказ с постановкой проблемы без выдачи готового ответа.
2.Метод исследовательских заданий.
Форма - проведение опыта Тип проблемной ситуации: с удивлением.
Тип постановки проблемы: между житейскими представлениями детей и научным фактом.
Приемы создания проблемной ситуации:
1 шаг: обнажить житейские представления детей;
2 шаг: предъявить научный факт сообщением, наглядностью, опытом.
Материал и оборудование:
Коллекция бабочек нашей местности и тундры, настольная лампа, z предмета - темный и светлый.
Решение проблемной ситуации:
Опыт:
Под настольную лампу одновременно положить 2 предмета - темный \ светлый, подержать их там некоторое время и дать потрогать детям. Е процессе опыта выясняется, что сильнее нагрелся темный предмет. Зная, что солнечных дней в тундре немного, бабочка с помощью темной окраски берет все возможное тепло.
Деятельность детей:
- участвуют в беседы;
- выдвигают гипотезы;
- анализируют;
- обсуждают;
- участвуют в опыте;
- делают выводы.
Деятельность педагога:
- направляет детские рассуждения;
- предлагает (если это необходимо).
Образовательная область - Социально-коммуникативное развитие
Матрёшка приглашает на новоселье. Все пошли, но кукла Оля упала и порвала платье. Что делать? Рядом нет ни ниток, ни иголок.
Подготовительная группа
Тема: «Молоко» подготовительная группа Ситуация: Кот Матроскин надоил так много молока, что заполнил им все в доме емкости. Как Матроскин может использовать все это море молока? Цель: Развивать воображение, логическое мышление. Область применения: НОД, познавательные вечера | Тема: «Земля» подготовительная группа
Ситуация: Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков. Цель: Развивать умения, как поступить в непредвиденной ситуации Область применения: НОД, сюжетно-ролевая игра, совместная деятельность | ||
Тема: «ОБЖ» подготовительная группа Ситуация: Машенька заблудилась на улице и не может найти дорогу домой.Что же ей делать? Цель: Закреплять у детей знания правил поведения в опасных ситуациях, развивать мыслительную деятельность. Область применения: НОД, совместная деятельность, прогулки | Тема: «Объём» подготовительная группа Ситуация: Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком. Цель: Развивать у детей логическое мышление. Область применения: Исследовательская деятельность | ||
Тема: «Климатические зоны» подготовительная группа Ситуация: Одна подруга живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая - живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и снег, а другая — траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят)? Цель: Развивать умения детей анализировать Область применения: НОД, Самостоятельная деятельность. | Тема: «Муравьи- санитары леса» подготовительная группа Ситуация: В детский сад прилетела сорока с письмом от царя леса Берендея: «Тревога, появился муравьед!» Чем может грозить его появление в лесу? Цель: Уточнить представления детей о пользе муравьёв Область применения: НОД, экскурсии
| ||
Тема: «Условия роста растений» подготовительная группа Ситуация: Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше Цель: Активизировать познавательную деятельность в процессе решения проблемы Область применения: Исследовательская деятельность | Тема: «История вещей» подготовительная группа Ситуация: Цель: Формирование у детей мыслительных процессов Область применения: Совместная деятельность.
| ||
Тема: «Свойства дерева» подготовительная группа Ситуация: Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться. Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться. Противоречие: Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в школу, и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает, что утонет. Что делать? Цель: Формировать свою точку зрения в процессе решения проблемы. Область применения: исследовательская деятельность | Тема: «Свойства воздуха» Подготовительная группа Ситуация: Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать. Знайка предложил ему спасательный круг. Но он все равно боится, и думает, что утонет Цель: Упорядочить знания детей о свойствах воздуха. Область применения: Исследовательская деятельность | ||
Проблемные вопросы к занятиям.
Введение в грамоту.
-Почему одинаково звучащие слова могут быть разными по смыслу?
-Из чего состоит слово,если мы его произносим?
-Из чего состоит слово,если мы его пишем?
-Может ли слово состоять только из гласных звуков?
-Может ли слово состоять только из согласных звуков?
-Что образует слог?
-Что определяет границы предложения на письме?
-Что определяет границы предложения в речи?
Изобразительное искусство.
Рисование.
-Можно ли нарисовать портрет без кисточки?
-Что произойдет,если смешать краски между собой?
-Почему цвета называют теплыми и холодными?
-Как при помощи цвета передать настроение?
-Почему рисунок одного и того же предмета у разных людей выглядит непохоже?
-Может ли портрет рассказать о самом человеке?
-Какую картину называют натюрмортом?
Лепка
-Что получится,если к шарику прикрепить столбик?
-Что будет,если согнуть глиняную палочку?
-Что нужно сделать,чтобы слепить снеговика?
-Что произойдет,если части предмета соединить непрочно?
-Зачем нужно стека?
-Что нужно сделать,чтобы придать образу выразительности?
Аппликация
-Для чего нужно знать правила работы с ножницами?
-Почему говорят: «Семь раз отмерь, один раз отрежь»?
-Что нужно сделать, чтобы за один раз вырезать несколько деталей?
-Можно ли заменить бумагу другим материалом?
-Как узнать, какой материал лучше использовать для работы?
-Что нужно сделать,чтобы вырезать симметричную фигуру?
-Если использовать природный материал, то приемы работы будут такие же как и с бумагой?
Конструирование.
-Как узнать,сколько деталей потребуется для постройки?
-Почему шар может катиться, а кубик нет?
-Почему одни постройки из одних и тех же деталей получаются разными?
-Почему одни постройки получаются прочными, а другие нет?
-Можно ли сконструировать поделку из бумаги?
-Что нужно сделать, чтобы из листа бумаги сложить снеговика?
-Какой схеме соответствует постройка?
Логика.
-Почему птицы летают,а люди нет?
-Почему днем светло,а ночью темно?
-Можно ли пронести воду в решете?
-Что общего между цифрой четыре и слоном?
-Что нужно сделать, чтобы получить последующее число?
-Зачем кошке мягкие лапки?
Развитие музыкальности.
-Что нужно сделать детям,чтобы праздник прошел весело?
-Для чего придумали ноты?
-Зачем людям нужны песни?
-Можно ли весело петь песню, если у нее грустный характер?
-Может ли музыка быть только грустной или только веселой?
-Почему для танца снежинок используем мелодию вальса, а для солдатиков маршевую музыку?
-Можно ли с помощью музыки передать настроение?
Физическая культура.
-Зачем нужны правила в подвижных играх?
-Что будет, если не заниматься физкультурой?
-Что надо сделать, чтобы прыжок получился длинным?
-Какие виды спорта вы знаете?
-Что надо сделать, если не получается упражнение?
-При каких условиях команда сможет победить?
-Почему говорят: «В здоровом теле, здоровый дух»?
Картотека и сценарии проблемных ситуаций
по образовательным областям
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!