Развитие познавательно-исследовательской — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Развитие познавательно-исследовательской

2019-09-26 116
Развитие познавательно-исследовательской 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воспитатель организует с детьми исследования природных объектов с помощью всех органов чувств (на прогулке дети трогают, нюхают, гладят, рассматривают кору деревьев, в уголке природы находят растения с гладкими и шершавыми листьями и т.п.). Учит измерять одни предметы при помощи других: дерево можно обнять одной или двумя руками, вдвоем, втроем и т.п.; песочница длиной пять шагов или восемь лопаток; на скамейку можно посадить пять кукол или поставить три машинки и т.п. Воспитатель организует в группе и на территории детского сада простые эксперименты с водой, воздухом, песком, глиной, камнями, плодами, семенами и др. Знакомит детей со свойствами разных объектов и предлагает для исследования предметы и материалы (ткань, дерево, бумага, глина, резина, камень, стекло и др.). Дети узнают о том, что происходит с вещами при намокании и высыхании, нагревании и охлаждении, погружении в воду и т.п. Вместе с детьми составляет и исследует мини-коллекции разных предметов, учит сравнивать предметы между собой, замечать их сходства и отличия по одному, двум или нескольким признакам одновременно, классифицировать на основании нескольких свойств и признаков (из каких материалов сделаны, для чего используются и т.д.). Воспитатель учит детей узнавать и практически обобщать свойства предметов и материалов, описывать их одновременно несколькими словами (мягкий, твердый, жидкий, гладкий, шершавый, тяжелый, легкий, тонет, плавает, летает, тает и т.п.). Дает детям возможность самостоятельно убедиться в том, что разные предметы имеют разный вес, объем, больший предмет не всегда оказывает более тяжелым и т.д.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

По мере освоения различных способов действий расширяются возможности математического развития детей в игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности (наблюдении, экспериментировании и др.), конструировании, изобразительной деятельности и др.

Сравнение предметов и групп предметов. Постепенно закрепляется опыт сравнения предметов по форме, цвету, размеру, назначению и т.д., опыт образования групп предметов с помощью перечисления и выделенияобщих свойств. Совершенствуется умение детей устанавливать и продолжатьзакономерность, выражать наблюдаемую закономерность в речи. Дети получают представление о ритме, узнают, что закономерно (ритмично) повторяются различные явления природы, узоры и предметы, созданные человеком, числовые ряды. Представления о ритме расширяются и обогащаются в рамках музыкальных занятий, изобразительной деятельности, занятий физической культуры, рассматривания в книгах иллюстраций о природных явлениях и т.д.

Количество и счет. Дети постепенно осваивают счет до 8 (и вбольших пределах в зависимости от успехов детей группы). Считая предметы, дети учатся называть числительные по порядку, указывая на предметы. Вначале предметы располагаются в ряд, а затем форма расположения меняется (по кругу, квадрату, трапеции, кучкой). Обращается внимание на грамотное произнесение числительных, их согласование с существительным в роде и падеже.

Как и раньше, знакомство с каждым последующим числом идет на основе исследования проблемной ситуации, в которой дети сравнивают две группы предметов, выражающих два последовательных числа. Уточняется понимание детьми значения слова «пара» как два предмета, объединенные общим признаком. В средней группе уточняются представления детей о числовом ряде (ряде натуральных чисел). Дети получают первичные представления о некоторых свойствах натурального ряда: ряд начинается с единицы; за каждым натуральным числом непосредственно идет только одно натуральное число; каждое последующее натуральное число на 1 больше предыдущего, а каждое предыдущее – на 1 меньше последующего. Естественно, что на данном этапе от детей не требуется обязательного проговаривания этих свойств. Они лишь приобретают опыт построения числового ряда в процессе предметных действий и опыт нахождения места каждого числа в ряду чисел.

После выработки счетных навыков и умения отвечать на вопрос «сколько?» дети уточняют представления о порядковом счете: они учатся отвечать на новый для них вопрос: «который?», а также узнают, что при пересчете предметов надо договориться о порядке счета (например, слева направо или справа налево), так как от этого зависит результат.

Величины. Уточняется понимание слов «длинный» и «короткий», «толстый» и «тонкий», «высокий» и «низкий», «широкий» и «узкий». В средней группе дети осваивают способы сравнения предметов по толщине и ширине. При этом у детей формируется умение правильно использовать соответствующие термины: «толще – тоньше», «одинаковые по толщине» и др. Постепенно дети переходят к упорядочиванию предметов по длине, высоте, ширине, толщине. Они исследуют ситуации, в которых надо выложить сериационные ряды, восстановить порядок в нарушенной последовательности: добавить недостающий, убрать лишний, переставить в нужном порядке. Под руководством воспитателя дети «открывают» правила сериации. Все новые знания, «открытые» детьми на занятиях, обязательно включаются в систему знаний детей в рамках различных видов деятельности. Например, можно попросить детей сравнить шарфы по длине, расставить элементы конструктора по высоте, переставить кукол в нужном порядке и пр.

Геометрические формы. Развиваются представления детей о пространственных формах окружающего мира. Они повторяют и закрепляют уже известные им формы – круг, треугольник, шар, и знакомятся с новыми плоскими фигурами – квадрат, прямоугольник, овал, и объемными фигурами – куб, цилиндр, конус, призма, пирамида. Последовательность ознакомления с геометрическими фигурами непосредственно связана с развитием счетных навыков детей, что позволяет организовать их самостоятельную исследовательскую деятельность. Так, с треугольником дети в младшей группе знакомились только после того, как освоили счет до трех. Соответственно, к знакомству с квадратом и прямоугольником в средней группе они приступают после освоения счета до четырех. Знакомство с прямоугольником идет путем сравнения с квадратом. В процессе исследования фиксируются общие и отличительные свойства этих фигур. С объемными геометрическими фигурами дети знакомятся также на основе сравнения их между собой. Знакомство с цилиндром сопровождается экспериментированием с карандашами цилиндрической формы, в результате которого дети открывают практическое применение свойств цилиндра – перемещение тяжелых предметов.

Работа по ознакомлению с геометрическими фигурами непременно сопровождается поиском в окружающей обстановке предметов, сходных по форме. При этом обращается внимание на правильное согласование в речи детей прилагательных с существительными. В свободное время детям предлагается почитать загадки и стихи о геометрических фигурах.

Пространственно-временные представления. В процессе общения и разнообразных игр (сюжетных, подвижных, дидактических и др.), конструирования и других видов деятельности детей уточняется понимание смысла слов «внутри», «снаружи», «впереди», «сзади», «между». В средней группе дети начинают знакомиться с более сложной формой ориентировки в пространстве – по плану-карте (схеме). Умение детей двигаться в указанном направлении, определять положение того или иного предмета в комнате по отношению к себе совершенствуется в рамках подвижных игр, выполнения физических упражнений, ритмики, танцев, дидактических игр и др. Уточняются представления детей о временных отношениях «раньше – позже», «сначала – потом». Дети учатся находить последовательность событий и нарушение последовательности, тренируются в составлении сериационных рядов по данным временным отношениям. Расширяются представления детей о частях суток.

КОНСТРУИРОВАНИЕ

Педагог помогает детям установить связь между игровыми конструкциями и объектами реального мира (зданиями, предметами мебели, транспортными средствами). Рассказывает о том, как люди научились строить дома, делать мебель, конструировать транспорт и тем самым обустраивать свое жизненное пространство. В начале учебного года педагог организует несколько игровых и дидактических ситуаций для закрепления детьми способов конструирования, освоенных во второй младшей группе (с некоторым усложнением задач). Дети строят ворота, мостики, мебель, гаражи и домики (узкие, широкие, высокие, низкие) для различных по форме и величине игрушек. В последующем на освоение каждого нового способа конструирования отводится несколько занятий и игровых ситуаций. Сначала дети создают постройку в сотворчестве с педагогом, на последующих этапах –самостоятельно изменяют конструкцию в соответствии с заданными условиями (решают конструктивные задачи, поставленные педагогом); затем придумывают и создают свою постройку. Каждая тема может быть представлена несколькими постепенно усложняющимися конструкциями. Новые способы конструирования дети осваивают во взаимодействии с педагогом, а различные варианты постройки (высокая, длинная, широкая) создают самостоятельно. Это способствует формированию обобщенных способов действий, появлению обобщенных представлений о строительных деталях и конструируемых объектах. На протяжении учебного года педагог расширяет и уточняет представления детей о различных предметах, учит выделять их конструктивные свойства, помогает установить связь между реальными предметами и их отображениями в постройках (домик, гараж, клумба). Учит сравнивать и группировать предметы по конструктивным свойствам. Обогащает опыт изменения и обыгрывания построек. Знакомит с новыми деталями (призма, брусок, цилиндр) с учетом их основных конструктивных свойств (размер, устойчивость, форма). Дети учатся самостоятельно анализировать постройки: находить основные (смыслообразующие) части, различать их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (например, в домике выделять стены, крышу, фундамент), их функциональное назначение. Осваивают новые умения конструирования: ставить кирпичики на ребро углами друг к другу, замыкая пространство, соразмерять детали и предметы между собой, соблюдать интервал.

Педагог учит детей создавать конструкции не только по предложенной теме или освоенному способу, но также по условиям и собственному замыслу. Особое внимание при этом уделяет обучению планированию действий; советует заранее подбирать детали по форме, размеру, устойчивости и в соответствии с содержанием, конструировать в определенной последовательности. Педагог содействует проявлению и развитию личности ребенка- дошкольника в процессе конструирования и обыгрывания созданных конструкций, поддерживает желание быть занятым интересной созидательной деятельностью, вступать в содержательное общение с другими детьми и взрослыми (педагогом, родителями), доводить начатое дело до конца, исправлять ошибки, радоваться успехам.

Примечание: задачи и содержание художественного конструирования из бумаги, бытового и природного материала представлены в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ

Воспитание звуковой культуры речи

• Формировать и закреплять правильное произношение всех звуков родного языка, в том числе свистящих и сонорных звуков, твердых и мягких (с, съ, з, зъ, ц, ш, ж, ч, щ, л, ль, р, ръ).

• Уточнить термин «звук», познакомить с понятием «слово».

• Учить называть слова с определенным звуком, называть первый звук в слове.

• Развивать речевой слух, способность повышать и понижать громкость голоса, замедлять и ускорять темп речи.

• Развивать интонационную выразительность, учить говорить с разными интонациями (повествовательной, вопросительной, восклицательной).

• Формировать четкую дикцию.

Словарная работа

• Продолжать работу по активизации словаря детей: названий предметов, их качеств, свойств, действий (существительные, прилагательные, глаголы).

• Уточнять обобщающие понятия (игрушки, одежда, мебель, овощи, посуда).

• Учить подбирать определения к заданным словам; развивать умение понимать смысл загадок.

• Проводить работу по правильному употреблению слов, обозначающих пространственные отношения; развивать у детей желание узнавать, что означает новое слово.

• Формировать умение различать и подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы), например: дети – ребята, доктор – врач; чистый – грязный, холодный – горячий.

• Знакомить с многозначными словами (ручка, игла).


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.