Подвижная игра «Мы — капельки» — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Подвижная игра «Мы — капельки»

2019-12-19 718
Подвижная игра «Мы — капельки» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дети получают бумажные короны с рисунками капельки. Воспитатель надевает такую же бумажную корону с рисунком тучи. Она — тучка-мама, а дети — ее детки-капельки. Ребята окружают маму-тучу, прыгают вокруг нее, водят хоровод. Затем она отпускает их погулять на землю, дает наставления вести себя хорошо, полить растения, умыть землю и вернуться обратно. Дети разбегаются в стороны, потом собираются вместе, становятся друг за другом, образуя ручейки (ручейков должно быть несколько). Затем по команде воспитателя ручейки соединяются вместе (двойные ряды), образуя реку. Река впадает в океан — дети делают широкий круг. Мама-тучка напоминает им, что они — капельки, и зовет их домой. Дети кружатся, по одному возвращаются к туче. Круг замкнулся. Для этой игры хорошо бы подобрать музыкальное сопровождение.

Музыкальные капельки

Предложите детям прослушать разные варианты музыкальных произведений, отражающих поведение капелек: капельки летят на землю, капельки плывут в реке, капельки плывут в океане и т.п.

ВЕСЕННИЙ РАЗГОВОР

— Куда ты несешься,
Постой, ручеек,
Побудь, непоседливый, с нами!
— Спешу я, ребята,
Ведь путь мой далек,
Бегу я на родину, к маме!
— А кто твоя мама?
— Большая волна,
Волна океана седая,
О бурях неистовых пела она,
Меня на груди колыхая.
Всегда бы ту песню я слушать хотел,
Но солнце пригрело сильнее,
И к страннице-тучке
Я паром взлетел,
Понесся по свету я с нею.
— Какой ты счастливец!
Увидел с небес
Всю землю с ее чудесами!
— Да, много в пути
Повидал я чудес,
Но помнил, грустил я о маме.
— Так что же ты к ней
Не вернулся опять
Веселым сверкающим ливнем?
— Жестокая стужа
Успела сковать,
Укутать все панцирем зимним,
Я снегом на землю
Упал — и уснул,
С полями уснул и лесами.
— А что тебе снилось?
— Что, славя весну,
Бегу я на родину, к маме!
И вот я проснулся,
Преграды крушу,
Вперед пробиваюсь упрямо.
Прощайте, ребята,
Я очень спешу...
Мы скоро увидимся, мама!

(С.Погореловский)

Обсуждение стихотворения

При обсуждении текста обратите внимание ребят на превращения ручья, на его путешествие, которое и отражает круговорот воды в природе. Разбейте стихотворение на несколько смысловых частей: например, когда ручей «взлетел паром» к туче, когда вернулся «сверкающим ливнем», когда его «сковала жестокая стужа», когда он опять побежал к своей маме-волне.

1. Кто из ребят встречался с таким ручьем? О чем ему рассказал этот ручей?

2. Как вы думаете, куда спешил ручей, с которым вы встречались?

3. Предложите детям по очереди описать, как выглядел ручей зимой или весной, когда он был ливнем или «летал» вместе с тучей.

4. Почему ручей уснул? В какое время года это было? А в какое время года он проснулся? Почему?

Рисование

Нарисуйте, по выбору, текущий к маме ручей, или ливень, или этот ручей в зимнее время, или тучу, к которой он «паром взлетел». Можно предварительно распределить между детьми задания, чтобы получился комплект рисунков, отражающий все состояния ручья.

КАПЕЛЬКА

Нависли тучи над селом —
И разразился в небе гром!
Катился гром, гремел, ворчал
На всех,
Кого в пути встречал.
На землю шляпкою гвоздя
Упала капелька дождя.
Она была совсем ничья,
Но стала капелькой ручья.
И вместе с ней бумажный флот
С рассветом двинулся в поход.
И небывалой красоты
Шли канонерки и плоты...
Поила капля целый день
В лугах цветы,
В садах сирень.
Не обошла и огород,
Где зелень разная растет.
И под небесной синевой
Пропахла солнцем и травой.
В селе закончила дела
И быстро в реку утекла,
И там с мальчишками она
Ныряла весело до дна.
Потом у дальнего причала
Турбинам лопасти вращала,
Чтобы от них по селам тек
По проводам гудящий ток.
В реке закончила дела —
И в море капля уплыла.
От берегов родных вдали
Теперь качает корабли.

(Г.Люшнин)

Обсуждение стихотворения

Проследите вместе с детьми путь капли и ее дела. Как капля из реки попала в море? (Вспомним игру, когда дети-капельки собирались то в речку, то в океан.) Почему автор стихов написал, что капля упала на землю «шляпкою гвоздя»? Предложите детям убедиться в том, что, когда капля падает на землю или в воду, она действительно похожа на шляпку гвоздя. Это наблюдение они могут провести и во время мытья посуды, и на прогулке, когда капает дождь, и в лаборатории.

КАПЛЯ И МОРЕ

Море
Копило
Воды.
И проходили годы…
И огорчился один Ручеек:
— Ну, я — домой.
Приготовлю чаек.
Я ведь напрасно,
Напрасно тружусь!
Морю я больше
Не пригожусь…
Маленький Дождик
Решился спросить:
— Может быть, больше не моросить?
Зачем вам какие-то капли?
Вы же — Море!
Не так ли?
— Да. Я — Море.
— Да. Я горжусь.
Но от Капли не откажусь...
Капля
И капля по капле
Сделали Море,
Не так ли?

(Э.Мошковская)

Обсуждение стихотворения

Как вы думаете, как Капля попала в Море? Почему Капля оказалась нужна Морю? Можно ли сосчитать, сколько капель в ручье? В море? Где больше?

Выводы по теме:

Капельки воды в природе «ходят, движутся» по кругу. Они выпадают из туч в виде дождя (снега), путешествуют по земле, а затем под лучами солнца возвращаются обратно. Вода не исчезает, а только превращается из одного состояния в другое и путешествует.

Тема: «КАКОЙ БЫВАЕТ ВОДА»

Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания.

Экспериментирование

Материалы и оборудование: стаканчики с водой, стаканчик с молоком, палочки или чайные ложки, соломинки для коктейля, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой или электрочайник, или кипятильник, стекло или зеркальце, акварельные краски.

Опыт 1. «Вода — прозрачная».

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой — с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком — нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком — нет. Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
Предложите детям подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках?
При ответах на эти вопросы дети говорили: «Рыбы ведь в молоке не живут, они привыкли жить в одной воде. Они бы в такой реке ничего не видели, ведь молоко непрозрачное, и они могли бы врезаться в мосты. Они бы сталкивались голова с головой и с кораблями. Поэтому такие реки не существуют».

Опыт 2. «У воды нет вкуса».

Предложите детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у нее вкус? Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Вы должны доказать им, что у воды нет вкуса. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых (в том числе и в детском саду), что вода очень вкусная. У них формируется соответствующий стереотип, неверное с точки зрения свойств воды представление. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», — хотя на самом деле ее вкуса не чувствует. А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.

Опыт 3. «У воды нет запаха».

Предложите детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Как и в предыдущем случае, из самых лучших побуждений они вас начнут уверять, что вода очень приятно пахнет. Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

Опыт 4. «Лед — это твердая вода».

Если опыт проводится зимой, предложите детям еще во время прогулки выбрать понравившуюся сосульку. Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду, чтобы ребенок наблюдал за своей сосулькой. Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики льда, заморозив воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега. Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Вспомните опыт по предыдущей теме. Возьмите одну большую сосульку (один большой кубик льда) и несколько маленьких. Следите, какой из них растает быстрее — большой или маленький.
Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда полностью растают за разные промежутки времени.
Таким же образом проследите за таянием снега. Вывод: лед, снег — это тоже вода.

Опыт 5. «Пар — это тоже вода».

Для того чтобы показать детям еще одно состояние воды, возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар — это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям. Если нет под рукой термоса, возьмите электрочайник или кипятильник и в присутствии детей вскипятите воду, обращая их внимание на то, как по мере закипания воды появляется все больше пара.

Опыт 6. «Вода — жидкая, может течь».

Дайте детям два стаканчика: один — с водой, другой — пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Для того чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложите им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течет, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он... (дети определяют) жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течет, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель... (ответ детей) густой. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

Опыт 7. «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются».

Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай.
На дно аквариума мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок? (Дети отмечали, что в этом случае он растворился бы воде и тогда на дно реки нельзя было бы встать.)
Предложите детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Желательно, чтобы у каждого ребенка была своя краска, тогда вы получите целый набор разноцветной воды. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.

Опыт 8. «Лед легче воды».

Пусть дети выскажут свои предположения: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, может быть, сразу растворится? Выслушайте детей, а затем проведите опыт. Лед плавает в воде. Скажите детям, что он легче воды, поэтому и не тонет. Оставьте лед в стаканчиках и посмотрите, что с ним затем произойдет.

Опыт 9. «Вода бывает теплой, холодной, горячей».

Дайте детям стаканчики с водой разной температуры (горячую воду вы им уже показывали, когда изучали пар). Пусть они пальчиком попробуют и определят, в каком стаканчике вода самая холодная, в каком — самая теплая (естественно, при этом необходимо соблюдать правила безопасности). Если дети уже знакомы с принципом действия термометра, измеряйте вместе с ними температуру воды в разных стаканчиках.
Можно продолжить предыдущий опыт (№ 8), сравнив температуру воды до того, как в нее положили лед, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее?
Подчеркните, что в реках, озерах, морях тоже бывает вода с разной температурой — и теплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие — только в холодной. Если бы дети были рыбами, какую воду они бы выбрали — теплую или холодную? Как они думают, где больше разных растений и животных — в теплых морях или в холодных? В холодных морях и реках живет меньше разных животных.
В природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идет пар. Как дети думают, может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть — например, некоторые водоросли.
Важно, чтобы дошкольники поняли, что в водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.

Опыт 10. «Вода не имеет формы».

Предложите детям рассмотреть кубик льда (напомните, что лед — это твердая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом месте он остается кубиком (до тех пор, пока не растает). А жидкая вода? Пусть ребята нальют воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.
Опыт можно дополнить следующими наблюдениями: кубик льда, имеющий форму, при таянии превращается в жидкость и растекается по поверхности блюдца.

ЗАГАДКА

Он с жадностью пьет —
А не чувствует жажды.
Он бел —
А купается только однажды:
Он смело ныряет
В кипящую воду,
Себе на беду,
Но на радость народу...
И добрые люди
(Вот это загадка!)
Не скажут:
— Как жалко!..
А скажут:
— Как сладко!

(Б.Заходер)

Обсуждение стихотворения

Предложите детям подумать, какой из проделанных опытов напоминает им эта загадка.

Выводы по теме:

В заключение еще раз перечислите вместе с детьми все свойства воды, о которых они узнали в результате проведения опытов (вода — это жидкость, у которой нет цвета, запаха, формы и т.д.).

Тема: «ЧТО РАСТЕТ В ВОДЕ»

Цель: познакомить детей с некоторыми видами водных растений, с их особенностями, приспособленностью к жизни именно в водной среде.

Оборудование и материалы: рисунки, фотографии водоемов и водных растений.

Литература: А.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка».

Для проведения занятий подберите рисунки водных растений вашей местности, тех, которые ребенок мог видеть в природе. Предпочтительно, чтобы это были растения с простыми, запоминающимися названиями и характерными внешними признаками. Хорошо, если дети запомнят названия этих растений, но не забывайте, что целью занятия не является их механическое заучивание. Главное, чтобы ребята поняли, что в воде и на суше растут разные растения, что водные растения приспособлены именно к существованию в воде и без нее очень быстро гибнут.

Беседа, наблюдение

Спросите детей, кто из них бывал на озере, на реке, на пруду. Видели ли они там какие-нибудь растения? Что им запомнилось? Рассмотрите с ребятами рисунки с изображением водоемов и отдельных водных растений, расскажите о них. Рассказ можно начать с белой кувшинки, которую знают многие дети и которую часто неверно называют белой лилией.

БЕЛАЯ КУВШИНКА. Предложите детям подумать, герои каких известных сказок оказались на листе этого растения. Прочитайте фрагмент сказки Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка».

«В реке росло много белых кувшинок и их широкие зеленые листья плавали по воде. Самый большой лист — дальше всех от берега. Старая жаба подплыла к этому листу и поставила на него ореховую скорлупку с Дюймовочкой. Рано утром бедная крошка проснулась и, увидев, куда она попала, горько заплакала, — кругом, куда ни посмотришь, вода да вода, берег чуть виднеется вдали».
Потом рыбки помогли Дюймовочке. Они, «подплыв к листу кувшинки, на котором стояла Дюймовочка, перекусили его зеленый стебель. И вот лист с Дюймовочкой быстро поплыл по течению».

Во время чтения обратите внимание детей на форму листа кувшинки, на котором оказалась Дюймовочка, и на стебель, который перекусили рыбы. Пусть ребята внимательно рассмотрят лист и стебель этого замечательного растения.
А кто еще из сказочных героев сидел на листе кувшинки? Читаем отрывок из книги А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (глава «Буратино знакомится с обитателями пруда»).

«Буратино, чтобы передохнуть, вылез на большой лист водяной лилии (это и была кувшинка, замечает читающий). Сел на нем, плотно обхватил коленки и сказал, стуча зубами: «Все мальчики и девочки напились молока, спят в теплых кроватках, один я сижу на мокром листе... Дайте поесть чего-нибудь, лягушки». Лягушки принесли угощение для Буратино, потом опять вспрыгнули на листья водяных лилий и сидели, как каменные, подняв большеротые головы с выпученными глазами».

Очень часто на листья кувшинок в реках, озерах опускаются стрекозы. Обратите внимание детей на то, что в сказке о Дюймовочке и в сказке о Буратино кувшинки росли там, где вода или стоит на месте, или течет не очень быстро. Кувшинки растут только в стоячей или медленно текущей воде.
У кувшинок прекрасные белые цветки с желтой серединкой. К ним часто прилетают разные насекомые и пьют вкусный сок — нектар. Цветки кувшинки особенные: они как будто знают, который час, когда им пора открываться, а когда закрываться. Кувшинки раскрывают свои лепестки утром, а закрывают вечером. Их даже называют цветы-часы. Листья и цветки у кувшинок — на длинных стебельках-веревочках. Эти стебельки-веревочки связывают их с толстыми корешками, которые лежат на дне реки и кормят растение. Стебелек у кувшинки очень нежный, в реке его держит вода, а вот на суше он прямо стоять не может. Белые кувшинки очень красивы, люди охотно рвут их для букетов. Поэтому в реках и озерах остается все меньше этих чудо-цветов. Сорванные, без воды они быстро вянут, цветки закрываются, и приходится их выбрасывать. Лучше всего любоваться кувшинками с берега реки и не рвать их.
В некоторых странах есть растения, похожие на кувшинки, но листья у них очень-очень большие (название растения — «виктория регия»). На таком листе может посидеть не только Дюймовочка или Буратино, но и настоящий ребенок.
По поведению цветков кувшинки можно предсказывать погоду: перед ненастьем они прячутся в воде.

КУБЫШКА ЖЕЛТАЯ. Не менее известное водное растение — кубышка желтая, которую часто неверно называют желтой лилией. Предложите детям сравнить кубышку и кувшинку. Чем они похожи? Чем отличаются? Кубышка обычно растет рядом с кувшинками. Свое название она получила из-за того, что ее плоды похожи на маленькие зеленые кувшинчики — кубышки. Ими очень любят лакомиться бобры. В сказке о Дюймовочке старая жаба украшала дом кубышками (желтыми кувшинками) и камышами.

СТРЕЛОЛИСТ. Это интересное растение, которое очень хорошо запоминают дети. Его несложно найти во многих водоемах нашей страны. Свое название растение получило благодаря форме верхних, надводных, листьев.
Покажите детям лист (рисунок) и спросите, на что он похож. Лист напоминает наконечник стрелы, отсюда и название. Но не только этим интересен стрелолист. Его нижняя часть всегда находится под водой, а верхняя — над водой, поэтому нижние, подводные, листья, совсем не похожи на верхние, надводные, стреловидные. Нижние листья напоминают длинные тонкие зеленые ленточки. Получается, что на одном и том же растении — разные по форме листья. Очень важно обратить внимание детей на этот факт, так как существование двух типов листьев объясняется тем, что они растут в разных средах: нижние — в воде (она их держит, поэтому они нежные, тонкие), а верхние — над водой, на воздухе (они должны держать себя сами, поэтому листья плотные, твердые).

РЯСКА. В сказке о Буратино есть такие слова: «Зеленая ряска на поверхности пруда заколебалась, и появилась большая, страшная змеиная голова... Но это была не змея. Это была никому не страшная пожилая черепаха Тортила».
На наших речках тоже бывает много ряски — небольшие зеленые пластинки (кружочки) часто покрывают значительную часть водоема. Ряска отлично плавает. Иногда ее бывает так много, что она полностью покрывает водную поверхность.
Обычно ряска состоит из трех кружочков — одного большого и двух маленьких. Это «мама» и две ее «дочки». Со временем «дочки» отделятся от большого кружочка-мамы и будут плавать сами. Потом у них появятся свои собственные дочки-кружочки. Если есть возможность, поместите ряску из водоема в аквариум, предварительно сосчитав количество кружочков вместе с детьми. Посчитайте, сколько кружочков-рясок будет через одну, две недели и т.д.
Ряска очень легко прилипает к рукам, дайте детям убедиться в этом. Почему? Если животное, например птица, сядет на воду, где много ряски, к ней прилипнет несколько кружочков растения. Полетит птица на другое озеро, и ряска с ней. Так в другом водоеме тоже появится растение ряска. Иногда ее можно увидеть даже в лужах. Ряской питаются многие водные животные.

РОГОЗ. Это растение широко известно под другим названием — камыш, но настоящее его имя «рогоз». Детям нравятся коричневые бархатные початки этого растения. Его семена с пухом разносятся ветром. Растет рогоз по влажным берегам болот, озер, рек. В его зарослях прячутся птицы (утки и другие). Из стеблей рогоза плетут корзины, делают канаты, ими покрывают крыши.

После рассказа о водных растениях сделайте вывод об их связи с реками, озерами, прудами, о том, что вода — это их дом, без которого они не могут жить. Там, где нет воды, нет и таких растений.

ВОДНЫЕ РАСТЕНИЯ АКВАРИУМА. Внимательно рассмотрите с детьми растения аквариума. Пусть ребята увидят, какие они разные: одни плавают на поверхности, другие прикреплены к грунту. Когда растений в аквариуме становится слишком много, вы часть из них удаляете. Используйте этот момент для знакомства детей с водными растениями. Положите удаленные из аквариума растения на блюдца, разрешите их потрогать. Обратите внимание на то, что у многих растений листья очень мягкие. Что происходит, если оставить их на блюдце без воды? Они быстро усыхают: без воды эти растения не могут жить.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.