Помехи на пути активного слушания ребенка — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Помехи на пути активного слушания ребенка

2019-12-19 409
Помехи на пути активного слушания ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1. Приказы, команды. "Убери, замолчи"

2. Предупреждения, угрозы "Если не прекратишь, я уйду"

3. Мораль нравоучения "Ты должен уважать взрослых"

4. Советы, готовые решения "Я бы на твоем месте..."

5. Логические выводы, лекции "Пора бы знать..., сколько раз повторять..."

6. Критика, выговоры, обвинения "На что это похоже... Вечно ты..."

7. Похвала Необходимо вместо похвалы-оценки, необходимо выразить СВОИ чувства. Вместо "молодец", надо "я очень рад..."

8. Обзывание, высмеивание

9. Догадки, интерпретации "Небось опять..., Я все равно вижу..."

10. Выспрашивание, расследование "Нет ты все таки скажи..., ну почему ты молчишь..."

11. Сочувствие на словах, уговоры "Перемелется, пройдет, успокойся"

12. Отшучивание, уход от разговора.

 

Урок седьмой "Чувства родителей"

 

Если ребенок вызывает своим поведением отрицательные эмоции, надо сообщить ему об этом. Нельзя копить обиду в себе, это разрушает в первую очередь тебя и в итоге приводит к взрыву позже.

Когда говоришь о своих чувствах ребенку, следует делать это от первого лица. Сообщить о себе и своих переживаниях, а не о нем и его поведении. Например, "меня очень утомляет громкая музыка" вместо "не мог бы ты потише".

Не требовать от ребенку невозможного или трудно выполнимого, вместо этого менять окружающую обстановку. Например, чем запрещать кататься на горке в белых штанах, лучше купить для этого черные.

Чтобы избежать лишних конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка. Например, не следует ругать малыша за то что он измазался когда ел, он еще не научился есть аккуратно как взрослые.

Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка.

 

Урок восьмой "Как разрешать конфликты"

 

При столкновении интересов принято рассматривать две ситуации:

1. "Выигрывает родитель", минусы дети получают негативный опыт решения проблем силой и растут либо агрессивными, либо пассивными.

2. "Выигрывает ребенок", минусы - в родителях копится недовольство, а ребенок растет эгоистом

Конструктивный способ решения конфликтов включает в себя:

1. Прояснение конфликтной ситуации. Скачало родитель активно слушает ребенка, затем говорит о своем желании с помощью "я-сообщений"

2. Сбор предложений. Начинается с вопроса ребенку "Как нам поступить?"

3. Оценка предложений и выбор оптимального.

4. Детализация принятого решения

5. Выполнение решения, проверка.

 

Урок девятый "Как насчет дисциплины?"

 

Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их! Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности. Дети восстают не против самих правил, а против способов их «внедрения».

 

Правило первое

Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого.

 

Правило второе

Правила (ограничения, требования, запреты) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

 

Найти золотую середину между попустительским и авторитарным стилями нам помогает образ четырех цветовых зон поведения ребенка: зеленой, желтой, оранжевой и красной. В зеленую зону поместим все то, что разрешается делать ребенку по его собственному усмотрению или желанию. Действия ребенка, в которых ему предоставляется относительная свобода, находятся в желтой зоне. В оранжевой зоне находятся такие действия ребенка, которые в общем нами не приветствуются, но ввиду особых обстоятельств сейчас допускаются. В последней, красной, зоне находятся действия ребенка, неприемлемые ни при каких обстоятельствах. Это наши категорические «нельзя», из которых нами не делается исключений.

 

Правило третье

Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Например, исследовать лужи можно, но только в высоких сапогах.

 

Правило четвертое

Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.

 

Правило пятое

Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным. Предложение, в котором вы говорите о правиле, лучше строить в безличной форме.

 

Правило шестое

Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое. Вот примеры: в семье заведено, что по выходным дням отец ездит с сыном на рыбалку, или мама печет любимый пирог, или все вместе отправляются на прогулку… Однако, если случается непослушание или проступок, то «праздник» в этот день или на этой неделе отменяется. нужно иметь запас больших и маленьких праздников. Придумайте несколько занятий с ребенком или несколько семейных дел, традиций, которые будут создавать зону радости. Сделайте некоторые из этих занятий или дел регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно, если он не сделает чего-то очень плохого. Отменяйте их, только если случился проступок, действительно ощутимый, и вы на самом деле расстроены. Однако не угрожайте их отменой по мелочам. Зона радости — это «золотой фонд» вашей жизни с ребенком.

 

Психологи выделили четыре основные причины серьезных нарушений поведения детей.

 

Первая — борьба за внимание.

Вторая причина — борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки.

Третья причина — желание отомстить. Дети часто бывают обижены на родителей.

Четвертая причина — потеря веры в собственный успех.

 

И поэтому всякое серьезное нарушение поведения подростка — это сигнал о помощи. Своим поведением он говорит нам: «Мне плохо! Помогите мне!»

Какие же родительские чувства соответствуют каждой из четырех названных причин.

Если ребенок борется за внимание, то и дело досаждая своим непослушанием и выходками, то у родителя возникает раздражение.

Если подоплека стойкого непослушания — противостояние воле родителя, то у последнего возникает гнев.

Если скрытая причина — месть, то ответное чувство у родителя — обида.

Наконец, при глубинном переживании ребенком своего неблагополучия родитель оказывается во власти чувства безнадежности, а порой и отчаяния.

Чем больше взрослый недоволен, тем больше ребенок убеждается: его усилия достигли цели, и он возобновляет их с новой энергией.

Значит, задача родителя — перестать реагировать на непослушание прежними способами и тем самым разорвать заколдованный круг.

 

Урок десятый "Кувшин" наших эмоций"

 

Эмоции (разрушительные) - гнева, злобы, агрессии, являются причинами боли, страха, обиды (страдательные).Например, дочь не желает ложиться спать - вы сердитесь. Отчего? От досады, что ваши воспитательные усилия остаются безрезультатны. Причина возникновения страдательных эмоций - неудовлетворенность потребностей. Человеку нужно,чтобы его любили, понимали, признавали, уважали, чтобы он был кому-то нужен, чтобы у него был успех, чтоб он мог реализоваться и уважать себя

В детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких

Положительное отношение к себе - основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него.

За каждым обращением к ребенку - словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием мы сообщаем ему не только о себе, своем состоянии, но и всегда о нем, а часто - в основном о нем.

 

Что делать?

 

1. Ребенок сердится на маму. Лучше всего его активно послушать, угадать и назвать его "страдательное" чувство.

2. Что ему не хватает? Если недовольство ребенка повторяется по одному и тому же поводу, если он постоянно ноет, просит поиграть, дерется, грубит, вероятная причина в неудовлетворенности его потребностей. Необходимо пересмотреть условия которые не противоречат потребностям ребенка.

3. Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности.

 

  • Безусловно принимать его
  • Активно слушать его переживания и потребности
  • Бывать, читать играть вместе
  • Не вмешиваться в его занятия с которыми он справляется
  • Помогать когда просит
  • Поддерживать успехи
  • Делиться своими чувствами
  • Конструктивно разрешать конфликты
  • Использовать в повседневном общении приветливые фразы
  • Чаще обнимать.

 

 

Тренинг "Негативные и позитивные установки.

Их воздействие на психологическое развитие ребенка"

 

НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ Сказав так: подумайте о последствиях и вовремя исправьтесь ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ
«Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить…» Замкнутость, отчужденность, безынициативность, подчиняемость, угодливость, приверженность стереотипному поведению «Будь собой, у каждого в жизни есть друзья!»  
«Горе ты мое!» Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.   «Счастье мое, радость моя!»  
«Плакса – вакса, нытик!»   Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, повышенное эмоциональное напряжение, страхи. «Поплачь, будет легче…»
  «Вот дурашка, все готов раздать…» Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм. «Молодец, что делишься с другими»  
«Не твоего ума дело!» Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужденность, конфликты с родителями. «А как ты думаешь?..»  
«Одевайся теплее, заболеешь!»   Повышенное внимание к своему здоровью, тревожность, страхи, частые простудные заболевания.   «Будь здоров, закаляйся!»  
«Ты совсем как твой папа (мама)…» Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя.   «Папа у нас замечательный человек!» «Мама у нас умница!»
«Ничего не умеешь делать, неумейка!»   Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению. «Попробуй еще, у тебя обязательно получится!»  
«Не кричи так, оглохнешь!» Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность. «Скажи мне на ушко, давай пошепчемся!…»    
«Противная девчонка, все они капризули!»(мальчику о девочке) «Негодник, все мальчики забияки и драчуны!»(девочке о мальчике)     Нарушения в психосексуальном, осложнения в межполовом общении, трудности в развитии выборе противоположного пола.   «Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого»  
«Неряха, грязнуля!»   Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей «Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!»  
«Ах ты, гадкий утенок! И в кого ты такой некрасивый!» Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях.   «Как ты мне нравишься!»
«Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!» Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность. «Смелее, ты все можешь сам!»  
«Всегда ты не вовремя, подожди…»   Отчужденность, скрытость, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, «уход» в себя, повышенное психоэмоциональное напряжение.   Иди ко мне!  
«Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!» Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности. «Держи себя в руках, уважай людей!»  
«Ты плохой, обижаешь маму, я от тебя уйду к другому ребенку!…» Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушения сна, отчуждение от родителей, «уход» в себя или «уход» от родителей. «Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!»  
  «Жизнь очень трудна, вырастешь – узнаешь!» Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм.   «Жизнь интересна и прекрасна! Все будет хорошо!»  
«Уйди с глаз моих, встань в угол!»   Нарушение взаимоотношений с родителями,»уход» от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.   «Иди ко мне, давай во всем разберемся вместе!»
«Не ешь много сладкого, зубки будут болеть и будешь то-о-ол-стая!» Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя «Кушай на здоровье!»  
«Все вокруг обманщики, надейся только на себя!» Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверхконтроля, ощущение одиночества и тревоги.   «На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…»    

 

Естественно, список установок может быть намного больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы невзачай и не со зла, может «всплыть» в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребенка, его поведение.

 

Как часто вы говорите детям?

Я сейчас занят(а)…

Посмотри, что ты натворил!

Это надо делать не так…

Неправильно!

Когда же ты научишься?

Сколько раз я тебе говорила!..

Нет! Я не могу!

Ты сведешь меня с ума!

Что бы ты без меня делал!

Вечно ты во все лезешь!

Уйди от меня!

Встань в угол!

 

Все эти словечки крепко зацепляются в подсознании ребенка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

 

А эти слова ласкают душу ребенка:

Ты самый любимый!

Ты очень много можешь!

Спасибо!

Что бы мы без тебя делали?!

Иди ко мне!

Садись с нами!…

Я помогу тебе…

Я радуюсь твоим успехам!

Что бы ни случилось, твой дом – твоя крепость.

Расскажи мне, что с тобой…

 

Чувство вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребенок – не беспомощная «соломинка на ветру», не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на нее наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться. Так догадывайтесь!

 

Социальные партнеры МБОУ "Архиповская ООШ"


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.