Островский Николай алексеевич — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Островский Николай алексеевич

2019-12-19 162
Островский Николай алексеевич 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

 

 

ЕРОШЕНКО ВАСИЛИЙ ЯКОВЛЕВИЧ

(1889-1952)

Родился в семье крестьянина. Ослеп в раннем детстве. В 1899-1908 годах обучался в Московской школе. Изучив международный язык эсперанто, он отправляется в 1912 году в Англию, где обучается в Королевском институте слепых, а затем, в 1914 году, в Японию, где учится в Токийской школе слепых.

 В Японии сближается с рядом известных литераторов, журналистов, революционеров. В частности, его другом был японский драматург Акита Удзяку ‎. Изучив японский язык, печатал в японских журналах свои сказки и очерки.

В результате встречи с Агнес Александер заинтересовался религией Бахаи и был первым переводчиком «Сокровенных Слов» Бахауллы на эсперанто.

В 1916—1919 годах жил и работал в Сиаме, Бирме, Индии. В 1919 вернулся в Японию, откуда был выслан в 1921 году по подозрению в большевизме. Прибыл во Владивосток, однако из-за Гражданской войны не смог выехать с Дальнего Востока.

В 1921—1923 годах жил и работал в Китае. Преподавал эсперанто в Пекинском университете, общался с рядом китайских писателей, теснее всего с классиком китайской литературы Лу Синем, который написал о Ерошенко очерк и переводил его произведения на китайский язык.

 В 1923 году приехал из Китая в Германию, участвовал в конгрессе эсперантистов в Нюрнберге. С 1924 по 1929 год — в Москве.

В 1929—1930 годах совершает путешествие на Чукотку. По 1935 год живет и работает в Нижнем Новгороде и Москве. В 1935 году основывает первую в Туркмении школу для слепых близ города Мары, где остается до 1945 года. В 1946—1948 годах — преподаватель Московской школы слепых детей. В 1949—1951 жил и работал в Ташкенте. В 1952 году, смертельно больной раком, переезжает в Обуховку и работает над последней книгой.

Многочисленные архивы писателя в разное время и при различных обстоятельствах были уничтожены. Творчество Ерошенко, созданное в Японии и Китае и составившее ему известность в этих странах, в СССР не переводилось до конца 1950-х годов.

 

Литература:

1. Ерошенко, В.Я. Избранное / В.Я. Ерошенко. – Б.м., 1977. – 171 с.

2. Ерошенко, В.Я. Книга сказок / В.Я. Ерошенко. – Белгород: КОНСТАНТА, 2014. – 143 с.: ил.

3. Ерошенко, В.Я. Сердце орла: [сборник] / В.Я. Ерошенко; [сост. и вступ. ст. Р. Белоусова]. – Белгород: Белгор. кн. изд-во, 1962. – 214 с.

4. Ерошенко, В.Я. Сказки / В.Я. Ерошенко. – Белгород: Везелица, 1992. – 24 с.

5. Ерошенко, В.Я. Цветок справедливости: сказка / В.Я. Ерошенко. – Белгород: Везелица, 1992. – 15 с.

6. Все не напрасно!: сказочный мир Василия Ерошенко / вступ. статья Б.И. Осыкова; авт. Б.И. Осыков. – Белгород: КОНСТАНТА, 2016. – 71 с.

 

 

АСАДОВ ЭДУАРД АРКАДЬЕВИЧ

(1923-2004)

Будущий великий поэт Эдуард Асадов родился в 1923 году в интеллигентной учительской семье. Первые свои стихи он написал уже в восемь лет. Последние классы Эдуард учился в московской школе, которую окончил в 1941-ом. Он стоял перед выбором, куда пойти учиться – в литературный институт или в театральный. Но все планы нарушила начавшаяся война.

В 1943-ем Эдуард был уже лейтенантом и попал на Украинский фронт, через время стал комбатом. Бой под Севастополем, который состоялся в мае 1944-го года, стал для Эдуарда роковым.

Его батарея оказалась во время боя полностью уничтоженной, однако остался запас боеприпасов. Отчаянный и смелый Асадов принял решение отвезти на машине эти боеприпасы в соседнюю часть. Разорвавшийся рядом с машиной снаряд смертельно ранил его, осколком была снесена часть черепа. Как потом сказали врачи, он должен был умереть спустя несколько минут после ранения. Раненый Асадов сумел довезти боеприпасы и только потом потерял сознание на долгое время.

Эдуарду пришлось много раз менять госпитали, ему сделали несколько операций, в конце концов, он попал в московский госпиталь. Там он услышал окончательный вердикт, врачи сообщили ему, что видеть Эдуард уже никогда не будет. Это была трагедия для целеустремлённого и полного жизни молодого человека. Как позже вспоминал поэт, в то время ему не хотелось жить, он не видел цели. Всю жизнь после выхода из госпиталя поэт носил на лице чёрную повязку, которая закрывала область глаз. Но время шло, он продолжил писать и решил жить во имя любви и стихов, которые сочинял для людей.

Эдуард Асадов всегда по жизни вел борьбу за прекрасные идеи против цинизма, неправды и бездушия. В своей поэзии автор уважал справедливость, принимая как своих злейших врагов все пороки человечества. Его стихи, как те руки, что помогают подняться тем, кто в беде, горе и печали. Поэт выпустил около 60 сборников своих стихов.

 

 

Литература:

1. Асадов, Э.А. Высокий долг: стихотворения и поэмы / Э.А. Асадов. – Москва: Современник, 1986. – 398 с.: ил.

2. Асадов, Э.А. "Галина" и другие поэмы / Э. Асадов. – Москва: Славянский диалог, 1999. – 224 с.

3. Асадов, Э.А. Дорожите счастьем, дорожите! / Эдуард Асадов. – Москва: Эксмо, 2004. – 415 с.

4. Асадов, Э.А. Дым отечества / Э.А. Асадов. – Москва: Молодая гвардия, 1983. – 190 с.

5. Асадов, Э.А. Зарницы войны: Повесть. Стихи. Поэмы / Э.А. Асадов. – Б.м., 1989. – 212 с.

6. Асадов, Э.А. Избранное / Э.А. Асадов. – Смоленск: Русич, 1999. – 610 с. – (Библиотека поэзии)

7. Асадов, Э.А. Когда стихи улыбаются: [стихотворения] / Эдуард Асадов. – Москва: Эксмо, 2004. – 350 с.: ил. – (Золотая серия поэзии)

8. Асадов, Э.А. Компас счастья: стихотворения, поэмы / Э.А. Асадов. – Москва: Советская Россия, 1979. – 349 с.: ил.

9. Асадов, Э.А. Ночные огни: стихи / Э. Асадов. – Москва: Советский писатель, 1982. – 110 с.: ил.

10. Асадов, Э.А. Страницы любви: сборник стихотворений / Э.А. Асадов. – Москва: Русская книга, 1998. – 416 с. – (Поэтическая Россия)

11. Асадов, Э. Стихи разных лет / Э. Асадов; сост. Т.Е. Серова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 544 с. – (Всемирная библиотека поэзии)

12. Асадов, Э. Судьбы и сердца / Э. Асадов. – Москва, 1990. – 445 с.: ил.

13. Тушнова, В. Стихи любимым женщинам / В. Тушнова, Я. Смеляков, Э. Асадов, Р. Рождественский, Л. Рубальская, Т. Снежина. – Москва: Эксмо, 2009. – 734 с.

 

 

СУВОРОВ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ

(1930-1998)

 

Михаил Иванович Суворов родился 24 февраля 1930 года в многодетной крестьянской семье в деревне Тишино Рузского района Московской области. В годы Великой Отечественной войны работал слесарем-инструментальщиком на местной картонной фабрике. В 13 лет от взрыва мины потерял зрение.

После окончания войны был направлен в Куйбышевскую школу-интернат для слепых детей, где получил среднее образование. В 1953 г. стал студентом историко-филологического факультета Калининского государственного педагогического института.

Еще в школе Михаил Суворов начал интересоваться поэзией, а потом и сам стал пробовать силы. Увлечение переросло в большую любовь, которая осталась с ним на всю жизнь. Год окончания института (1958) совпал с выходом первой книги стихов “Верность”. Через год выходит второй поэтический сборник “Счастье”. Направленность стихотворений, вошедших в эти книги, просматривалась довольно отчетливо – оптимизм и задор, юношеско-студенческая романтика, признания в дружбе и любви, утверждение себя и своего поколения, воспевание героизма, подвига, красоты, верности.

Михаил Иванович Суворов – автор шестнадцати поэтических сборников. Поэту присуще очень яркое и своеобразное видение окружающего мира. Он создал свой мир, неповторимый и сочный, по памяти и в силу своего воображения. То, что другим удается создать с помощью ежедневных личных визуальных впечатлений, Суворову приходилось постигать внутренним, духовным зрением.

Сквозная черта поэзии Суворова – жизнерадостность. На первых порах это было связано с преодолением недуга, с радостью возвращения к активной жизни. Со временем вырабатывается и зреет мужественный характер, не стыдящийся признаться в своих муках и слабостях. Может быть, именно это светлое мироощущение и заставляло Суворова писать замечательные стихи для детей. Многие стихотворения поэта положены на музыку и получили широкое признание: “Красная гвоздика”, “Поют девчонки о любви”, “Не грусти” и другие.

Более тридцати лет Михаил Иванович Суворов преподавал в специализированной очно-заочной школе рабочей молодежи для слепых. Ему было присвоено звание заслуженного учителя Российской Федерации.

 

 

Литература:

1. Суворов, М.Н. Белая теплынь: стихи и поэма / М. Суворов. – Калинин: Московский рабочий. Калининское отделение, 1985. – 103 с.

2. Суворов, М.И. Капли зари: стихи / М.И. Суворов. – Москва: Московский рабочий, 1966. – 95 с.

3. Суворов, М.И. Стоимость солнца: стихи / М.И. Суворов. – Москва: Московский рабочий, 1969. - 87 с.

 

ЕРЕМЕЕВ ГЛЕБ СЕРГЕЕВИЧ

(род. 1934 г.)

Глеб Сергеевич Еремеев родился 19 июня 1934 г. в Москве. В 1942 г. от взрыва мины потерял зрение. Стихи начал писать рано, в детские годы. Первая публикация - в 1951 г. в журнале "Советский школьник". Первая книга стихотворений "Блики" вышла в 1963 г.

Глеб Еремеев окончил Литературный институт им. А.М. Горького. После окончания института Глеб Еремеев работал литературным консультантом в Союзе писателей, издательствах "Молодая гвардия", "Советская Россия", в журналах "Москва", "Жизнь слепых" (ныне "Наша жизнь") и "Советский школьник" (ныне "Школьный вестник"). В 1966 г. его приняли в члены Союза писателей СССР. С 1967 г. и по сей день он входит в редакционную коллегию журнала "Школьный вестник". Автор десяти поэтических книг.

Поэзия Глеба Еремеева – это поэзия четкой мысли и ясного чувства. Она напрямую адресована к сердцу читателя. Поэт говорит о России, о войне, о любви и смерти, о красоте русской природы, о своем военном детстве:

 

Война вошла в мальчишество моё

Сперва без дыма, крови и тревоги,

А как заходят путники в жильё

Передохнуть, испить воды с дороги.

В 2002 г. Г. С. Еремеев стал лауреатом Международной премии «Филантроп». В номинации «Поэтическое творчество» ему была присуждена первая премия.

 

Литература:

1. Еремеев, Г.С. Блики: лирика / Глеб Еремеев. – Москва: Молодая гвардия, 1963. –112 с.

2. Еремеев, Г.С. Ветка молнии: лирика / Глеб Еремеев; [послесловие Б. Слуцкого]. – Москва: Советская Россия, 1968. – 93 с.: ил. – (Поэтическая Россия)

3. Еремеев, Г.С. Зарницы памяти: стихи / Глеб Еремеев. – Москва: Советский писатель, 1985. – 78 с.: ил.

4. Еремеев, Г.С. Полотна зари: стихи / Глеб Еремеев. – Москва: Современник, 1982. – 79 с. - (Новинки "Современника")

5. Еремеев, Г.С. Преломление света: стихи / Глеб Еремеев. – Москва: Советский писатель, 1979. – 111 с.: ил.

6. Еремеев, Г.С. Пристальные звезды: лирика / Глеб Еремеев. – Москва: Молодая гвардия, 1985. – 79 с.

7. Еремеев, Г.С. Светотени: стихи / Глеб Еремеев. – Москва: Современник, 1989. – 79 с. - (Новинки "Современника")

 

 

ЗАРУБЕЖНЫЕ ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

 

ГОМЕР

(IX век до н.э – VIII век до н.э.)

 

Биография которого интересует сегодня многих, - первый поэт Древней Греции, чьи произведения дошли до наших дней. Он и сегодня считается одним из лучших европейских поэтов. Однако о самом Гомере никаких достоверных сведений нет. Биография этого поэта может быть воссоздана лишь предположительно. Это касается даже места рождения Гомера, которое до сих пор неизвестно. Семь городов боролись за право считаться его родиной: Хиос, Смирна, Саламин, Колофон, Аргос, Родос, Афины.

Вполне вероятно, что "Одиссея" и "Илиада" были созданы на малоазийском побережье Греции, которое было заселено в то время ионийскими племенами. А возможно, эти поэмы были сложены на каком-то из прилегающих островов. Гомеровский диалект, впрочем, не дает никаких точных сведений о том, к какому племени принадлежал Гомер, биография которого остается загадкой. Он представляет собой сочетание эолийского и ионийского диалектов древнегреческого. Некоторые исследователи предполагают, что он является одной из форм сформировавшегося задолго до Гомера поэтического - койнэ.

Гомер - древнегреческий поэт, биография которого была реконструирована многими, начиная с древних времен и до наших дней. Известно, что он традиционно изображается слепым. Так как многие легендарные певцы и прорицатели были слепыми (в частности, Тиресий), по логике античности, связывавшей поэтический и пророческий дар, предположение о том, что Гомер был слепым, выглядело правдоподобным. Гомеру в древности, кроме "Одиссеи" и "Илиады", приписывалось авторство и некоторых других поэм.

До наших дней сохранились фрагменты нескольких из них. Однако сегодня считается, что они были написаны автором, жившим позже Гомера.

 Это комическая поэма: "Маргит", "Гомеровы гимны" и др. Ясно, что "Одиссея" и "Илиада" были написаны намного позже событий, описываемых в этих произведениях. Тем не менее, их создание можно датировать не ранее чем 6 веком до н. э., когда их существование было достоверно зафиксировано.

 Таким образом, жизнь Гомера можно отнести к периоду с 12 до 7 века до н. э. Однако самая поздняя дата является наиболее вероятной.

 

 

Литература:

1. Гомер, Илиада [Электронный ресурс] / Гомер; читает Вадим Максимов; композитор Ксения Прасолова; пер. Н. И. Гнедича. – Москва: МедиаКнига, 2005. – 2 электрон. опт. диска (CD-ROM) (время звучания 22 ч.): MPEG-I Layer-3 (MP3), 128 Kbps, 16 bit, 44.1 kHz,Stereo – (Mp3-аудиокнига) – (Аудиокниги) – (Классика) – (Медиа Книга). – Систем. требования: MS Windows; Pentium I00; RAM 16 Mб; SVGA, 800x600; CD-ROM; Звуковая карта; Колонки или наушники; мышь. Аудиосистемы с поддержкой формата МР3: музыкальный центр; CD/DVD-плеер и т.д.

2. Гомер, Илиада. Одиссея: пер. с древнегреческого / Гомер; [вступ. ст. С. Маркиша; ил. Г. Епифанова, М. Пикова]. – Москва: Художественная литература, 1967. - 766 с.: ил. - (Библиотека Всемирной литературы: Серия первая: Литература Древнего Востока, Античного мира, Средних веков, Возрождения XVII и XVIII веков; Т. 3)

3. Данек, Г. Эпос и цитаты: изучая источники "Одиссеи" / Георг Данек; [пер. с нем.: А.Г. Жаворонков]. – Москва: Культурная революция, 2011. – 212 с.

4. Европейский эпос античности и средних веков / [сост., предисл. и коммент. И. Нахова]. – Москва: Детская литература, 1984. – 735 с.: ил. – (Библиотека мировой литературы для детей; Т. 31)

5. Лосев, А.Ф. Гомер / А.Ф. Лосев; [предисл. А.А. Тахо-Годи]. – [изд. 2-е, испр.]. – Москва: Молодая гвардия, 2006. – 398 с.: ил. – (Жизнь замечательных людей: серия биографий: основана в 1890 году Ф. Павленковым и продолжена в 1933 году М. Горьким; Вып. 1194 (994))

6. Мудрость Древнего мира: [сборник: От Гомера до Сенеки / авт.-сост.: Шойхер Владимир Юдович]; Л.А. Сенека, сост. В.Ю. Шойхер. – Москва: Вече, 2012. – 303 с. – (Мудрость великих)

7. Соболевский, С.И. Древнегреческий язык: [учебник] / С.И. Соболевский. – Фототипическое издание. – Санкт-Петербург: Изд-во Олега Абышко: Университетская книга, 2013. – 613 с.

8. Тихов, А.Я. Очерки по греческой литературе / А.Я. Тихов. – изд. 2-е. – Москва: ЛЕНАНД, 2017. – 185 с. – (Школа классической филологии)

 

 

ДЖОН МИЛЬТОН

(1608-1674)

Знаменитый английский поэт, публицист, мыслитель, В начале 1638 г. он отправляется в путешествие по Франции и Италии, в ходе которого знакомится со многими знаменитостями, в частности, с Г. Галилеем.

Ранние стихотворные произведения Джона Мильтона - короткие поэмы «Веселый» и «Задумчивый», драматическая пастораль «Комус». Поселившись после путешествия в Лондоне, Мильтон основал частное учебное заведение, в котором обучал племянников, но уже скоро увлекся общественной, публицистической деятельностью. В 1641 г. опубликован первый прозаический памфлет, посвященный английской Реформации.

Казнь в январе 1649 г. Карла I заставила его расстаться с уединением и разразиться смелым памфлетом «Обязанности государя и правительств». В марте 1649 г. Мильтона назначают секретарем при Государственном совете, в обязанности которому вменялась переписка на иностранных языках. 50-ые стали в жизни Мильтона настоящей черной полосой. В феврале 1952 г. он полностью лишился зрения, в мае при родах умерла супруга, в июне умер маленький сын. Вторая жена, с которой он связал судьбу в конце 1656 г., умерла в начале 1658 г. До 1655 г. слепой Мильтон продолжал работать секретарем с помощью помощников - переписчиков, чтецов.

В период 1660-1674 гг. Мильтон по-человечески был совершенно одинок: с оставшимися двумя дочерьми отношения у него не складывались. После воцарения на престоле Карла II он подвергся опале. Его острые политические памфлеты сожгли, ему довелось сидеть в тюрьме, даже сама его жизнь оказалась в опасности и была спасена только благодаря влиятельным друзьям. Однако именно в это непростое время он пишет лучшие свои произведения, посвященные библейской тематике, - «Потерянный рай» (1667) и «Возвращенный рай» (1671), а также «Самсоноборец» (1671), которые стали достойным окончанием его литературного пути. Восьмого ноября 1674 г. Джон Мильтон скончался в Лондоне.

 

 

Литература:

1. Горбунов, А.Н. Три великих поэта Англии: Донн, Милтон, Вордсворт / А.Н. Горбунов; Д. Донн, Д. Милтон, У. Вордсворт. – Москва: Изд-во Московского университета, 2012. – 313 с.

2. Потерянный рай: поэма / Джон Милтон; [пер. с англ. Н. Холодковского]. – Москва: Эксмо, 2013. – 476 c. – (Азбука-Классика).

3. Потерянный рай = Paradise Lost; Возвращенный рай = Paradise Regained; Другие поэтические произведения = Other Poetical Works / Джон Милтон; изд. подгот. А.Н. Горбунов, Т.Ю. Стамова. – Москва: Наука, 2006. – 860 с.: ил. – (Литературные памятники / Рос. акад. наук)

ЗАРУБЕЖНЫЕ МУЗЫКАНТЫ

ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН

(1770-1827)

Родился 16 декабря 1770 года в Бонне в семье певца. Отец рано начал обучать Людвига играть на клавесине и скрипке. Уже в семь лет Бетховен первый раз участвует в выступлении. Друзья отца обучают будущего композитора игре на органе и скрипке. С 1780 года обучением Людвига занялся Кристиан Нефе. Нефе познакомил Бетховена с произведениями Баха, Моцарта, Генделя и Гайдна. Вскоре Бетховен стал концертмейстером придворного театра.

Когда Людвигу ван Бетховену было 12 лет издается первое его сочинение - вариации на тему марша Дресслера. В этом возрасте он уже работал помощником придворного органиста. В 1787 году едет в Вену, где берет несколько уроков у Моцарта. С 1789 году желая продолжать учебу, посещает лекции на философском факультете Боннского университета.

В 1792 году переезжает в Вену и начинает заниматься у известного австрийского композитора Гайдна. Но, и ученик, и учитель быстро разочаровываются друг в друге. И Бетховен сам находит себе учителя – Антонио Сальери. В первые годы в Вене Бетховен быстро становится известным пианистом. За первые десять лет, проведённых в Вене, Бетховен пишет более тридцати своих произведений.

В 1796 году Бетховен начинает терять слух, но продолжает писать музыку. Теряя слух, Бетховен все реже выходит на улицу, становится замкнутым, отказывается от выступлений. С 1819 года для общения с собеседниками, Бетховену пришлось применять бумагу и карандаш. Благодаря этому, до наших дней дошли некоторые его «разговорные тетради». В этих «тетрадях» ему писали реплики друзья, на некоторые из которых он отвечал, так же на бумаге. Несмотря на болезнь, именно в этот период он создает свои самые известные произведения.

Литература:

1. Альшванг, А.А. Бетховен / А. Альшванг. – Москва: Молодая гвардия, 1940. – 359 с.: ил. - (Жизнь замечательных людей)

2. Бах. Моцарт. Бетховен. Мейербер. Шопен. Шуман. Вагнер: биографические очерки / [сост. С.А. Базунов, М.А. Давыдова и др.; ред. С.Б. Васильев]. – Санкт-Петербург: ЛИО-Редактор: Глория: Кристалл, 1998. – 575 с.: ил. – (ЖЗЛ: Жизнь замечательных людей)

3. Бессонова, А. Шпага и виолончель: почему Бетховен написал музыку для уроженца Новооскольского уезда Николая Голицына / Анна Бессонова // Белгор. правда. – 2016. – 1 сент. – С. 28.

4. Бетховен. Мейербер. Глинка. Даргомыжский. Серов: биограифческие повествования / сост., ред. Н.Ф. Бонлдырева. – Челябинск: Урал Лтд, 1998. – 520 с. – (Библиотека Флорентия Павленкова. Жизнь замечательных людей)

5. Вагнер, Р. Бетховен / Р. Вагнер; пер. и предисл. В. Коломийцова. – Москва. – Санкт-Петербург: Изд. С. и Н. Кусевицких: Тип. С.Л. Кинда, 1911. – 145 с. – (Концертная библиотека)

6. Згорж, А. Один против судьбы: Бетховен: повесть о жизни / А. Згорж; сокр. пер. с чеш. – Москва: Молодая гвардия, 1980. – 207 с. – (Пионер – значит первый)

7. Кенигсберг, А.К. Людвиг ван Бетховен (1770-1827): краткий очерк жизни и творчества / А.К. Кенигсберг. – Ленинград: Музыка. Ленингр. отделение, 1970. – 92 с.: ил.

8. Кершнер, Л.М. Людвиг ван Бетховен: краткий очерк жизни и творчества. Книжка для юношества / Л.М. Кершнер. – 2-е изд. – Ленинград: Музгиз, 1960. – 102 с.

9. Кириллина, Л.В. Бетховен / Лариса Кириллина. – Москва: Молодая гвардия, 2015. – 494 с. – (Жизнь замечательных людей)

10. Кирнарская, Д.К. Классицизм: Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен: Кн. для чтения: [учеб. пособие по предмету "Музык. лит." для дет. музык. шк. и шк. искусств] / Д.К. Кирнарская. – Москва: Росмэн: Росмэн-пресс, 2002. – 106 с.: ил. - (Стили, композиторы, эпохи)

11. Кремнев, Б.Г. Бетховен / Б.Г. Кремнев. – Москва: Молодая гвардия, 1961. – 320 с.– (Жизнь замечательных людей)

12. Людвиг ван Бетховен: жизнь, творчество, окружение: альбом / вступ. статья и коммент. Н.Л. Фишмана; сост. Т.В. Соколова. – Москва: Музыка, 1971. – 255 с.: ил.

13. Хохловкина, А.А. Бетховен / А.А. Хохловкина. – Москва: Музгиз, 1955. – 72 с. - (Массовая музыкальная библиотечка)

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ

КУСТОДИЕВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ

(1878-1927)

Родился 7 марта 1878 г. в Астрахани в семье преподавателя семинарии. Отец рано умер, и мальчик обучался в этом заведении на казённый счет.

В 1896 г. Кустодиев поступил в петербургскую Академию художеств, где занимался у И. Е. Репина. Ему было доверено участие в работе над репинской картиной «Заседание Государственного совета»: молодой художник выполнял для неё этюды с натуры. Кустодиева ожидала слава блестящего портретиста, но, сделав ряд истинных образцов в этом жанре, он избрал другой путь.

Борис Михайлович видел своё призвание в создании живописи, в которой максимально выразились бы русская жизнь и русская душа. Одной из лучших ранних работ Кустодиева стала «Ярмарка» (1906 г.). Особую монументальность народный идеал обрёл в образах кустодиевских купчих — они предстают своего рода русскими богинями, торжествующими над миром и вобравшими все его краски («Красавица», 1915 г.; «Купчиха за чаем», 1918 г., и др.).

В 10-х гг. XX в. к художнику пришло признание. Его работы представлялись на выставках петербургского объединения «Мир искусства» и московского Союза русских художников. С «мирискусниками» Кустодиева роднило присущее им в творчестве соединение реальности и фантастики. Групповой портрет художников «Мира искусства», который начал писать Кустодиев, остался неоконченным: в 1916 г. В результате операции на спинном мозге у живописца отказали ноги, он оказался прикованным к инвалидному креслу. Долгие месяцы провёл в больнице; тогда были задуманы многие его будущие картины.

Благодаря феноменальной зрительной памяти делал массу эскизов. А вскоре создал «Масленицу» (1916 г.), с её удивительной стереоскопичностью, панорамностью охвата пространства. Художник много работал и над эскизами декораций, костюмов для театральных постановок.

Однажды к нему в мастерскую пришёл Ф. И. Шаляпин. Портрет великого русского певца (1922 г.) стал последним значительным произведением Кустодиева.

 

Литература:

1. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927): каталог выставки к 100-летию со дня рождения / сост. Н.Г. Ефимова, А.Г. Петрова; под общ. ред. Е.В. Гришиной. – Ленинград: Искусство. Ленингр. отделение, 1978. – 80 с.: 26 л. ил., цв. ил.

2. Борис Михайлович Кустодиев [Электронный ресурс]. – Москва: Директмедиа Паблишинг, 2009. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): ил. – (Мировое искусство в лицах). – Систем. требования: IBM PC 486 и выше, 16 MB RAM, CD-ROM, SVGA, Windows 95/98/ME/NT/XP/2000.

3. Докучаев, В.Н. Борис Кустодиев: Жизнь в творчестве / В.Н. Докучаев. – Москва: Изобразительное искусство, 1991. – 207 с.

4. Кудря, А.И. Кустодиев / Аркадий Кудря. – Москва: Молодая гвардия, 2006. – 321 с. – (Жизнь замечательных людей)

5. Лебедева, В.Е. Борис Михайлович Кустодиев. Живопись. Рисунок. Театр. Книга. Эстамп / В.Е. Лебедева. – Москва: Наука, 1966. – 243 с.: ил.

6. Лебедева, В.Е. Кустодиев. Время, жизнь, творчество / В.Е. Лебедева. – Москва: Детская литература, 1984. – 159 с.

7. Саутин, Н.А. Борис Михайлович Кустодиев / Н.А. Саутин. – Ленинград: Художник РСФСР, 1987. – 86 с.: ил.

8. Турков, А.М. Борис Михайлович Кустодиев / А.М. Турков. – Москва: Искусство, 1986. – 160 с.

9. Эткинд, М.Г. Борис Михайлович Кустодиев / М.Г. Эткинд. – [Ленинград: "Художник РСФСР", 1968]. – 61 с.: ил. – (Народная библиотечка по искусству)

 

ЗАРУБЕЖНЫЕ ХУДОЖНИКИ

 

ФРИДА КАЛО ДЕ РИВЕРА

(1907-1954)

Фрида Кало де Ривера, или Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон. В Мексике, Европе и США ее называли просто по имени. Эта яркая женщина была уникальным художником, чья жизнь, полная нескончаемых бед и побед, сделала ее национальной легендой Южной Америки.

В шесть лет Фрида переболела полиомиелитом, искалечившим ее правую ногу. В восемнадцать — в автобусе попала в аварию. Девушка была искалечена настолько, что врачи складывали ее из кусочков, словно фотомонтаж. С тех пор и до самой смерти в 47 лет (1954) Фрида не расставалась с болью. Она перенесла две сложнейшие операции, сменила 28 корсетов, и пока гипс высыхал, ее подвешивали, привязывая к ногам мешки с песком.

Художница создавала собрания народных мексиканских предметов, украшений, масок. Это был ее незыблемый остров в эфемерном мире. Вместе с Риверой они построили храм для коллекции доколумбовых идолов — божков ацтеков и майя. Фрида продала свою квартиру и вложила деньги в здание, укрепившее ее брак и ставшее национальным музеем.

Фрида постоянно носила платья женщин древнего мексиканского племени, славившихся величавостью и силой. Их костюмы были очень красивы и удачно скрывали физические изъяны Фриды. Где бы художница ни появлялась, она производила сенсацию.

Работы Фриды Кало пользовались бешеным успехом. В годы депрессии в Нью-Йорке раскупили половину полотен с ее выставки. Среди почитателей таланта Фриды были Нельсон Рокфеллер, Поль Элюар, Пикассо. Генри Форд подарил ей эксклюзивное авто. Кандинский плакал над ее картинами.

 

 

Литература:

1. Леклезио, Жан Мари Гюстав. Диего и Фрида: роман / Жан-Мари Леклезио; пер. с фр. Нины Кулиш. – Москва: Иностранка, 2003. – 206 с.

2. Фрида Кало / [авт. текста М.Н. Гордеева]. – Москва: Комсомольская правда: Директ-Медиа, 2015. – 71 с.: ил., цв. ил., портр. – (Лучшие современные художники; т. 2).

3. Хессе, Мария. Фрида Кало: биографический роман / Мария Хессе; [пер. с исп. А. Козловой]. – Москва: Э, 2018. – 143 с.: цв. ил.; 26 см. – (Биографический роман).

4. Эррера, Хейден. Фрида Кало / Хейден Эррера; [пер. с англ. Киры Сошинской]. – Москва: Эксмо, 2011. – 538 с.: ил.

5. Фрида Кало. Живопись и графика из собраний Мексики: [выставка] / культурно-исторический фонд "Связь времен", Музей Фаберже. – Санкт-Петербург: Культурно-исторический фонд "Связь времен": Музей Фаберже, 2016. – 167 с.: ил.

 

 

РУССКИЕ СКУЛЬПТОРЫ

ГОРЕНШТЕЙН ПОЛИНА

(ЛИНА ПО)

(1899-1948)

Родилась 18 января 1899 года в городе Екатеринославе (нынешний Днепропетровск). В 14 лет она серьезно увлеклась хореографией, однако, еще раньше у нее появилась тяга к рисованию. Полина обнаружила недюжинные способности к изобразительному искусству. В частности к ваянию.

Но совмещать эти два увлечения становилось все труднее – ведь серьезные занятия требовали полной самоотдачи. Пришлось выбирать между скульптурой и балетом. Сцена оказалась притягательнее.

Потом занятия в хореографическом училище Воронкова и в 1919 году, на театральных подмостках Мариуполя, Харькова и Киева появилась обаятельная танцовщица Лина По. в 1921-м году Лина перебирается в Москву, где она поступает в Высшие хореографические мастерские при Большом театре. Однако страсть к изобразительному искусству вновь дает о себе знать, и девушка поступает еще и в Высшие художественно-технические мастерские, - более известные, как ВХУТЕМАС, на отделение скульптуры. К сожалению, через полгода Лине вновь пришлось выбирать: художники за мольбертом и балерины за станком должны трудиться по 10-12 часов в день. Времени просто не хватало. И снова предпочтение отдано балету.

В течение 10 лет она успешно выступала со своими хореографическими программами. Но вот тяжелое осложнение гриппа - энцефалит.

Специалистов особенно встревожило, что заболевание с первых же дней приняло неблагоприятное течение. Появились такие опасные симптомы, как потеря музыкального слуха, музыкальной памяти, известная в невропатологии под названием амузия, поражение зрительных нервов.

Заболевание у Лины По протекало длительно. И хотя ряд тяжелых симптомов, таких, как амузия и параличи ног и рук, были устранены, неотвратимо пришла беда: Лина По потеряла зрение. В больнице по мере восстановления двигательных функций Лина начала лепить из хлебного мякиша. В этом порыве ее поощрял доктор Шамбуров. Он же принес ей дощечку с пластилином, убедил вернуться к лепке профессионально.

Постепенно Лина возвращает навыки юности, особенно ей удаются танцы, фигуры балерин и танцоров. Она показывает свои работы Михаилу Васильевичу Нестерову, который высоко их оценивает и всемерно поддерживает По.

Лина продолжала творить. Ее скульптуры воплощали в бронзе и мраморе. Она делала и бытовые сценки, в эвакуации родилась серия с восточными танцами. Лина лепила образы партизан и солдат, женщин и детей…. Она творила всего 12 лет, большего, к сожалению, ей не дала болезнь.

 

Литература:

1. Каталог выставки скульптуры Лины По. – [Б. м.]: [б. и.], 1946. – 4, [4] с.: портр.

2. Музей Лины По: [каталог]. – Москва: Всерос. о-во слепых, 1980. – 31 с.: ил.; 17 см.

3. Миннигулова, Фарида Муслимовна. Искусство скульптуры Башкортостана второй половины ХХ века. История, тенденции, мастера: монография / Фарида Муслимовна Миннигулова. – Уфа: Уфимский государственный ун-т экономики и сервиса, 2014. – 292 с.: ил.

 

РУССКИЕ УЧЕНЫЕ

11.

 

ПОНТРЯГИН ЛЕВ СЕМЕНОВИЧ

(1908-1988)

В 14 лет Лев потерял зрение из-за несчастного случая: взорвавшийся примус (прибор для нагревания и приготовления пищи) вызвал сильнейший ожог лица. Врачи лишь усугубили ситуацию — мальчик полностью ослеп после неудачной хирургической операции. Для отца, Семена Акимовича, это стало настоящей трагедией. Лева был вынужден уйти из школы. Одноклассники Левы каждый день забирали его из дома, водили в школу, рассказывали ему пройденный материал, а потом возвращали домой. Школу Лёва окончил с золотой медалью, затем поступил в институт. И там нашлись друзья, которые стали его глазами.

Он не пользовался приспособлениями для слепых, например книгами с шрифтом Брайля, но запоминал лекции в университете на слух. А ночью воспроизводил в памяти услышанное. Любил кататься на лыжах и коньках, плавал на байдарке. Окончил Московский университет (1929). С 1939 года заведующий отделом Математического института им. В. А. Стеклова АН СССР, одновременно с 1935 года профессор МГУ.

 В топологии открыл общий закон двойственности и в связи с этим построил теорию характеров непрерывных групп; получил ряд результатов в теории гомотопий (классы Понтрягина).

В теории колебаний главные результаты относятся к асимптотике релаксационных колебаний. В теории управления — создатель математической теории оптимальных процессов, в основе которой лежит т. н. принцип максимума Понтрягина; имеет фундаментальные результаты по дифференциальным играм.

Работы школы Понтрягина оказали большое влияние на развитие теории управления и вариационного исчисления во всём мире. Его учениками являются известные математики Д. В. Аносов, В. Г. Болтянский, Р. В. Гамкрелидзе, М. И. Зеликин, Е. Ф. Мищенко, М. М. Постников, Н. Х. Розов, В. А. Рохлин.

Понтрягин написал подробные мемуары «Жизнеописание Л. С. Понтрягина, математика, составленное им самим», в которых дал оценки многим учёным и событиям, свидетелем и участником которых он был, в частности, кампании против Н. Н. Лузина.

Литература:

1. Понтрягин, Лев Семенович Гладкие многообразия и их применения в теории гомотопий / Лев Семенович Понтрягин. – Москва: Изд-во Акад. Наук СССР, 1955. – 140 с. – (Труды Математического института им. В. А. Стеклова).

2. Понтрягин, Лев Семенович Анализ бесконечно малых / Лев Семенович Понтрягин. – 2. изд., стер. – Москва: УРСС, 2004. – 255 с.: ил. – (Знакомство с высшей математикой).

3. Понтрягин, Лев Семенович Избранные научные труды: [В 3 т.] / Лев Семенович Понтрягин; сост. Р.В. Гамкрелидзе; редкол.: Р.В. Гамкрелидзе и др. – Москва: Наука, 1988.

Т. 2: Дифференциальные уравнения. Теория операторов. Оптимальное управление. Дифференциальные игры / отв. ред. Р.В. Гамкрелидзе. – Москва: Наука, 1988. – 575 с.: ил.

4. Понтрягин, Лев Семенович Математический анализ для школьников / Л.С. Понтрягин. – 3-е изд., стер. – Москва: Наука, 1988. – 94 с.: граф.

5. Понтрягин, Л.С. Непрерывные группы / Л.С. Понтрягин. – 3-е изд., испр. – Москва: Наука, 1973. – 519 с.: черт.

6. Понтрягин, Л.С. Обыкновенные дифференциальные уравнения: [учебник для гос. ун-тов] / Л.С. Понтрягин. – Москва: Физматгиз, 1961. – 311 с.

7. Понтрягин, Лев Семенович Обыкновенные дифференциальные уравнения: [Учебник для гос. ун-тов]. – 2-е изд., перераб. – Москва: Наука, 1965. – 331 с.

 

ЗАРУБЕЖНЫЕ УЧЕНЫЕ

ТОМАС ЭДИСОН

(1847-1931)

Родился осенью 1847 года в Америке. Из-за перенесенной в детстве скарлатины частично оглох, не был пригоден для школы, поэтому мать дала ему домашнее обучение.

В 1854 чета Эдисонов отправляется в Порт-Гурон, где будущий изобретатель занимался продажей газет, сладостей, фруктов и овощей. А в свободное время он интересовался книгами научной тематики, проводил научные опыты. Пока Эдисон трудился на железной дороге, он создал принадлежавшую ему газету Grand Trunk Herald.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.174 с.