Аннотация как вид библиографической записи — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Аннотация как вид библиографической записи

2019-12-18 320
Аннотация как вид библиографической записи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Курсовая работа

Аннотация как вид библиографической записи


Содержание

Введение

Глава 1. Библиографическая запись

1.1 Понятие о библиографической продукции

1.2 Основные типы и виды библиографической записи

1.3 Аннотация – вторичный документ

Глава 2. Аннотация как жанр научного стиля

2.1. Правила подготовки аннотации для книжной торговли

2.2 Правила подготовки аннотации при характеристике архивных фондов        

Заключение

Библиографический список


Введение

Актуальность выбранной темы заключается в том, что аннотация является неотъемлемой частью любого современного издания. Кроме того аннотация присутствует не только в издательском деле, но и используется как краткая характеристика фильма, статьи, научной работы и др. Любое издание, будь то монография, учебник, аналитический обзор и пр., всегда предваряется вторичным документом (рефератом или аннотацией). Отсутствие вторичного документа свидетельствует о непрофессионализме издателя и крайне отрицательно сказывается на эффективности издания как средства распространения информации. С аннотации (реферата) начинается знакомство читателя с изданием в целом и основным произведением в частности. От того, насколько квалифицированно подготовлены эти документы, во многом определяется отношение читателя к изданию.

Трудно представить современную жизнь без информации, которая превратилась в третий ресурс развития общества, наряду с материей и энергией. Все сферы жизни охвачены процессом информатизации, т.е. насыщением их различными видами информации. Все чаще приходится слышать, что современное общество - это общество информационное, в котором любой индивидуум может получить релевантную информацию независимо от того, где, в каком банке данных, она находится. Основными процессами, осуществляемыми современными информационными системами, являются сбор, аналитико-синтетическая переработка, хранение, поиск и распространение информации. Информационные системы, аккумулирующие научную информацию, призваны в кратчайшие сроки осуществлять информационное обеспечение ученых и специалистов. Аннотирование и реферирование – это виды аналитико-синтетической переработки информации, которые очень часто встречаются в современном издательском деле. Без них практически невозможен выпуск изданий, поскольку выходные сведения любого издания содержат либо аннотацию, либо реферат. Что касается информационных изданий, прежде всего библиографических и реферативных, то аннотация и реферат являются основными видами вторичных документов, помещаемых в этих изданиях.

Теоретико-методологическую базу исследования составили работы Баранова В. М., Гречихина А. А., Никифоровской Н. А., Савиной И. А., Степанова В. К., Шамурина Е. И., Фокеева В. А. Хортюновой Л. В. и др.

Научная значимость работы заключается в том, что краткие аннотации являются важной частью при систематизации и поиске необходимой литературы и прочих источников информации.

Практическая значимость работы заключается в том, что аннотация, будучи уже результатом более или менее углубленного исследования книги - по существу научная работа. Аннотирование требует знания соответствующего вопроса, знания литературы вопроса, а нередко и многого другого.

Целью данной работы является рассмотрение аннотации как вида библиографической записи.

Исходя из цели исследования, мы можем определить задачи:

- выяснить сущность библиографической записи,

- рассмотреть аннотацию в совокупности ее проблематики.

Работа состоит из введения, основной часть, включающей 2 главы, разделенных на параграфы, заключения, библиографического списка. Основным методом исследования является теоретический анализ литературы.


Глава 1. Библиографическая запись

 

1.1 Понятие о библиографической продукции

 

В современной библиографии базовая категория «библиографическая продукция» трактуется излишне ограниченно - как документально зафиксированная библиографическая информация, т. е. как информация о документах. Правда, если буквально следовать определению ГОСТ 7.0-99, где библиографическая продукция трактуется через определение библиографической информации «как результата и средства библиографической деятельности», то можно говорить о достаточно обоснованном понимании этого термина. Только следует уточнить все же, что библиографическая информация - это не только результат и средство, но и содержание, предмет библиографической деятельности. В итоге мы можем утверждать, что библиографическая продукция - это библиографическая информация, воспроизведенная во всем многообразии возможных знаковых систем и материальных носителей (конструкций).[1]

Само слово «продукция» (от лат. producere - производить) обозначает всю совокупность продуктов, созданных в результате соответствующей деятельности. В случае библиографии таким продуктом является библиографическая информация. Но она, как нам уже известно, не существует, согласно принципу коммуникативности, вне ее материализации в определенной знаковой форме - произведениях, документах, изданиях, теперь еще и в форме динамических способов материализации - кино, радио, телевидение, компьютер. Определяющим для библиографической информации как продукции является ее знаковая форма материализации. На этом основании мы и ввели в библиографию в качестве базовой, а также в качестве одного из признаков многомерного критерия библиографической типологии категорию жанр. Именно он становится доминирующим при построении системы библиографической продукции.

Традиционно понятие жанра связывают с художественной литературой и научной разработкой его проблем занимается литературоведение. В современной журналистике (или публицистике) также используется понятие жанра. Наряду с литературными существуют еще и речевые жанры, развиваемые в лингвистике. Наиболее интересной и глубокой является концепция М. М. Бахтина. Настаивая на индивидуальном, неповторимом характере высказывания (речи), он вместе с тем отмечал, что эта индивидуальность не исключает существования типичных форм высказывания - речевых жанров. «Говорящему, - подчеркивал он, - даны не только обязательные для него формы общенародного языка..., но и обязательные для него формы высказывания, то есть речевые жанры». Причем М. М. Бахтин вкладывает в это понятие достаточно широкий смысл, включая все возможное разнообразие форм высказывания, текста. По его мнению, «даже в самой свободной и непринужденной беседе мы отливаем нашу речь по определенным жанровым формам».[2] Огромное разнообразие высказываний и текстов привело к тому, что в настоящее время не существует единой трактовки самого понятия «жанр», нет и научно обоснованной типологии жанров. По мнению М. М. Бахтина, такое состояние обусловлено тем, что «здесь в одной плоскости изучения оказываются такие разнороднейшие явления, как однословные бытовые реплики и многотомный художественный роман, как стандартная и обязательная даже по своей интонации военная команда и глубоко индивидуальное лирическое произведение и т. п.». С точки зрения рассматриваемой проблемы жанра в библиографии особый интерес представляет опыт исследования жанров в таком активно развивающемся сейчас научном направлении языкознания, как лингвистика текста.

К сожалению, в книговедении неоправданно мало внимания уделяется проблеме жанров, хотя книга является своеобразной и сложной системой и в книжном деле сформировались свои особые знаковые формы.

В работах и по типологии книги вообще, и по типологии информационных (библиографических) изданий в частности, используется жанр как один из определяющих признаков. Под жанром (знаковой, литературной формой) понимается научная категория, отражающая культурно-исторически, целенаправленно создаваемые способы семиотического воспроизведения содержания (социальной информации). Существует и определенная типология книжных жанров, которая соотносима с предложенной нами универсальной типологической моделью книги. Модель позволяет систематизировать все многообразие книжных жанров по самым различным критериям. Базовым для такой систематизации выступает многомерный, комплексный критерий – «способ информационного общения, или коммуникации». На его основе выделяются родовые жанровые категории книги - произведение, документ, издание. В целом они отражают историческую эволюцию системы информационного общения от естественного языка («устная книга») к письменности («рукописная книга») и печати («печатная книга»). Причем печать характеризует этап формирования массового информационного общения. С этого момента информационное общение приобретает характер сложной системы, обусловленной различными социальными уровнями, функциями, структурой и другими особенностями общественной деятельности.

В наше время указанные категории - произведение, документ, издание - отражают уже не только исторические, но и логические и практические уровни информационного общения, формирования общественного сознания. Более того, продолжается и их историческая эволюция, формируется новый тип книги – «электронная книга». В свою очередь, каждая из базовых родовых категорий может быть представлена следующими видовыми категориями: монография, сборник, справочник, серия.

Применительно к библиографическим жанрам следует учитывать, что они являются составной частью и выступают в определенной модификации книги - книги как знакового способа информационного управления. Следовательно, речь идет о функциональной, или специальной, типологии жанров, хотя намеченный в универсальной модели книги подход сохраняет свою действенность, будучи определенным образом видоизменен в соответствии с основной функцией библиографической деятельности.[3]

При разработке типологии библиографических жанров следует устранить доминирующее пока узкое понимание библиографии, которое, как мы уже отмечали выше, сводит всю библиографическую продукцию (книгу) к библиографическим пособиям. Типологическая модель библиографической продукции может быть представлена следующим образом. Наиболее существенная особенность такой модели заключается в том, что собственно библиографические пособия как основная форма воспроизведения «вторичной» библиографической информации составляют лишь один структурный компонент на уровне типовых функциональных категорий – «информационная библиографическая книга». Конечно, термин не совсем удачный, поскольку в современной терминологии слово «информационный» применительно к изданиям неточно квалифицирует их вторично-информационный (в нашем случае - информационно-управленческий) характер.

Научная библиографическая продукция отражает результаты библиографических исследований в плане разработки истории, теории и методики библиографии. Научная библиографическая информация (знание) воспроизводится в тех же видовых категориях, которые представлены выше в типологической модели: научной монографии (например, диссертации по библиографии); научного сборника (например, сборника научных трудов, сборника тезисов или докладов научных конференций по библиографии, избранных трудов выдающихся отечественных библиографов и т. п.); научного справочника (например, биобиблиографических словарей писателей и ученых, терминологических словарей по библиографии и т.п.); научной серии (например, серия «Труды отечественных книговедов»). Что касается научно-библиографической периодики, то до газеты пока дело не дошло, хотя такие предложения высказывались. Зато существовали издавна и теперь имеются, пусть пока и немногочисленные, научные библиографические журналы (например, «Библиография»).[4]

Учебная библиографическая продукция связана с необходимостью подготовки соответствующих кадров специалистов по информационному управлению.Популярная библиографическая продукция призвана пропагандировать знания и другие достижения библиографии, воспитывать библиографическую культуру среди самых широких слоев общества. И здесь активно используется весь спектр видовых категорий библиографической продукции - популярные монографии, сборники, справочники, журналы, газеты и серии.

Наконец, можно говорить и о художественно-библиографической продукции, где содержанием является библиографическая информация, а знаковыми формами ее воспроизведения - известные литературные жанры, например: роман М. Чернокова «Книжники»; сборник «Книжные страсти. Сатирические произведения русских и советских писателей о книгах и книжниках»; очерки С. Р. Минцлова (сына известного библиографа Р. И. Минцлова) «За мертвыми душами», в основу которых положены путешествия автора по России в поисках книг и рукописей и др.[5]

 

1.2 Основные типы и виды библиографической записи

 

К настоящему времени сложилось определенное многообразие библиографической продукции (книги), первооснову которого составляет сложная совокупность библиографической записи. Естественно, запись следует отличать от пособий и изданий, но последние лишь как результат усложнения логической переработки содержания первичных документов и изданий с привлечением уже не единичной совокупности их, а достаточно емкого множества, чтобы осуществлять информационное управление не просто на уровне констатации и сигнализации об имеющейся информации, а именно - информации, необходимой для принятия соответствующего информационного решения.

Важно отличать библиографическую запись от библиографического сообщения: последнее характеризует любой способ, или жанр, воспроизведения библиографической информации, тогда как запись - это фиксированное, закрепленное библиографическое сообщение, но в знаковой форме (жанре), соотносимой, задаваемой характером библиографической записи, в свою очередь обусловленной основными функциями библиографии. Наконец, с учетом понимания книги как универсальной категории в системе информационной деятельности и соответствующей науки (книговедения) мы можем говорить и о библиографической книге, выделяя затем основные типологические категории ее - библиографическое произведение, документ, издание. Соответственно и библиографическое пособие, и библиографическая запись в реальной практике также могут иметь характер указанных категорий.

Итак, все многообразие библиографической записи можно свести к трем основным категориям (типам). Функциональное, или управленческое, своеобразие и взаимосвязь между ними определяются следующим: если библиографическое описание только идентифицирует данную книгу (произведение, документ, издание, их части или их единичную совокупность) в целом среди других, всего накопленного в мире массива документальной, фиксированной информации, то аннотация осуществляет эту идентифицирующую функцию уже по отношению к содержанию данной книги, возможных ее частей, совокупностей, а реферат - в отношении только к новому, ценному и полезному содержанию. Именно указанное своеобразие основных категорий библиографической записи и позволяет нам построить достаточно строгую их систему в максимально возможной типологической конкретизации.

Библиографическое описание. В основу систематизации положены три типологических признака: объект описания, функция описания и полнота описания. Библиографическое описание содержит библиографические сведения о документе, приведенные по определенным правилам, устанавливающим наполнение и порядок следования областей и элементов, и предназначенные для идентификации и общей характеристики документа.

Библиографическое описание является основной частью библиографической записи. Библиографическая запись может включать также заголовок, термины индексирования (классификационные индексы и предметные рубрики), аннотацию (реферат), шифры хранения документа, справки о добавочных библиографических записях, дату завершения обработки документа, сведения служебного характера. Правила составления библиографического описания определены действующим ГОСТ 7.1-2003 и разработанными в плане их конкретизации и детализации практическими пособиями: Правила составления библиографического описания; Составление библиографического описания: Краткие правила.[6]

Теми же нормативными документами определены и требования к подготовке библиографического описания по признаку полноты: краткое, расширенное и полное библиографическое описание. В основу их выделения положено деление всех элементов библиографического описания на обязательные и факультативные (необязательные). При использовании только обязательных элементов получается краткое библиографическое описание, обязательных и частично факультативных - расширенное библиографическое описание, всех возможных элементов - полное библиографическое описание. Последнее, конечно, условно, так как это в принципе - бесконечный процесс. Ограничение его в каждом конкретном случае обусловлено задачами информационного управления, библиографической идентификации.

По функциональному признаку в системе библиографического описания выделяется библиографическая ссылка. В самом общем определении это библиографическое описание в любом варианте его систематизации, составляемой на цитированное, рассматриваемое или упоминаемое в каком-либо тексте (произведении, документе, издании) другое издание (произведение, документ, составную часть или единичную совокупность их), необходимое и достаточное для его идентификации и поиска. Библиографическая ссылка оформляется в виде примечания к тексту (внутритекстовое, подстрочное, затекстовое), также может быть частично включена в сам текст, а частично оформлена в виде примечания. В свою очередь, библиографическая ссылка может быть дополнена собственным примечанием самого различного характера.

Аннотация. Второй из основных типовых категорий библиографической записи является аннотация. Здесь большой интерес представляют монографические работы Е. И. Шамурина и М.В.Истриной.

Как и в случае с библиографическим описанием, действует нормативный документ - ГОСТ 7.9-95 «Реферат и аннотация». В нем была предпринята попытка унифицировать структуру и объем аннотации, но в настоящее время этот нормативный документ можно считать несколько устаревшим и противоречивым.

Аннотация (от лат. annotatio - примечание, замечание, отметка) в своем этимологическом значении встречается уже у Плиния Старшего (вторая половина I в. н. э.). Но функционально, как известно, аннотация использовалась уже в каталоге Александрийской библиотеки (III в. до н.э.), в римских сборниках «О знаменитых мужах», посвященных жизнеописанию ученых, поэтов, полководцев, императоров. Позднее аннотация в виде краткой характеристики тех или иных авторов, сведений о тематике их трудов, оценки последних используется в биобиблиографических словарях Иеронима («О церковных писателях», 392 г.), Геннадия Марсельского ("О церковных писателях», вторая половина V в.) и др. С появлением научных журналов во второй половине XVII в. аннотация дает начало жанрам научной периодики, а в более поздний период - становлению так называемой аннотированной библиографии.[7]

В России аннотация использовалась уже в рукописных библиографических пособиях, например в единственном из дошедших до нас в полном смысле библиографическом указателе («Оглавление книг, кто их сложил»). Чаще всего это краткие биографические сведения об авторах, заимствованные составителем из аппарата отражаемых книг. Аннотации, идентифицирующие содержание книги, включающие оценки и рекомендации, появляются в XVIII в., прежде всего в повременных изданиях. В любом случае аннотация носит промежуточный характер: между библиографическим описанием и рефератом.

В основу типологической системы аннотаций положены три признака: функциональный, полнота отражения содержания и число аннотируемых изданий (произведений, документов, составных частей или единичной совокупности их). По наиболее существенному функциональному признаку мы выделяем следующие родовые категории аннотации: 1) сигнальную, или справочную, характерную для изданий государственной библиографии; 2) оценочную, отражающую в большей мере своеобразие научно-вспомогательной, или критической, библиографии; 3) рекомендательную, соотносимую с соответствующим видом библиографии. По полноте отражения содержания мы различаем две категории аннотаций - общую и аналитическую, по числу аннотируемых документов - групповую, включающую все перечисленные выше пять категорий аннотации.[8]

Аннотация – это краткая характеристика произведения печати с точки зрения его содержания, оформления, направленности, происхождения и т. д. В аннотации очень коротко раскрывается содержание произведения – буквально только говорится, о чем оно. Также указывается назначение и аудитория, например «учебник предназначен для студентов, обучающихся по специальности…». Аннотация может описывать, может рекомендовать, быть общей или содержать какую-либо специальную направленность. Цель аннотации – проинформировать читателей о существовании работы (текста) определенного содержания и характера.

С точки зрения метода анализа и оценки текста (первоисточника) различают описательные (раскрывающие тематику без критической оценки), рекомендательные (оценивающие пригодность текста для данной категории читателей), справочные аннотации (с критическими замечаниями).

Приступать к написанию аннотации можно лишь тогда, когда известно:

· КОМУ? (к кому адресована аннотация),

· О ЧЕМ (о каком тексте будет идти речь),

· ЗАЧЕМ (с какой целью будет написана аннотация (проинформировать, убедить прочесть и др.));

· ГДЕ (в какой ситуации эта аннотация будет восприниматься (устно, письменно)).

Типовая структура аннотации или реферата

I. Библиографическое описание

II. Содержательная часть

1. Сигнальная (справочная):

а) назначение издания (тип произведения);

б) сведения об авторах;

в) объект, проблема, тема, лежащая в основе содержания (изложения);

г) основные рассматриваемые вопросы (подтемы), аспекты или полученные результаты; по ГОСТ 7.9-95: предмет, тема, цель работы; метод или методология проведения работы; результаты работы; область применения результатов; выводы; дополнительная информация;

д) особенности художественно-полиграфического оформления (исполнения);

е) наличие и особенности аппарата книги (издания);

ж) читательское назначение.

2. Оценочная:

а) характеристика нового, ценного и полезного содержания (по сравнению с предшествующими изданиями, аналогичными изданиями на ту же тему, того же автора, жанра и т.п.);

б) оценка социальной значимости издания (идеологической, научной, технической, художественной и т.п.);

в) наиболее значимые факты, идеи, достижения и т.д.

3. Рекомендательная:

а) характеристика содержания, в наибольшей степени соответствующего потребностям данной категории читателя;

б) рекомендации в зависимости от целей чтения, навыков самостоятельной работы с книгой, уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки читателя и т.д.;

в) целесообразная последовательность чтения, изучения, использования (от общего к частному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, от нового к ценному и полезному и т.д.);

г) сведения, усиливающие пропагандистский характер рекомендаций;

д) методические советы читателю, направленные на воспитание культуры чтения;

е) методические советы работникам книжного дела по использованию данного издания (изданий) в руководстве чтением.

III. Аппарат аннотации (реферата).

Образец аннотации:

А) Стрелков Л.П. «Уроки сказки»: «Данная книга – помощник родителей по нравственному и эмоциональному развитию дошкольников. Слушая текст книги, построенный на материале сказок, ребенок анализирует его, решает этические задачи, усваивает элементарные нравственные нормы. Книга ярко иллюстрирована и дает родителям рекомендации по работе с дошкольниками».

Издательская аннотация представляет собой аннотацию издательства, помещенную в издании на обороте титульного листа, последней сторонке обложки, переплета, клапане суперобложки. Целью такой аннотации является сжато охарактеризовать содержание и особенности издания, основной упор сделав на отличительных достоинствах издаваемых произведений (произведения) вообще и для определенного круга читателей в особенности, на примечательных чертах автора и его творчества. От издательской аннотации не следует отказываться даже в тех случаях, когда в издании помещен макет аннотированной каталожной карточки, поскольку у аннотации в карточке другая задача — как можно точнее представить тематическое содержание книги, по которому читатель, обратившийся к систематическому каталогу библиотеки, мог бы судить, следует ли ему брать издание для чтения или просмотра. Аннотация же должна повлиять на выбор покупательский по самому изданию, где о его тематическом содержании можно получить более полное представление по предисловию и оглавлению (содержанию). В издании, выпущенном на иностранном языке или одном из языков народов России (кроме русского) и предназначенном для распространения в России, издательскую аннотацию целесообразно приводить также на русском языке (помимо аннотации на языке издания не русском).

 

1.3 Аннотация – вторичный документ

 

Согласно ГОСТ 7.9-95 «Реферат и аннотация. Общие требования», аннотация должна включать характеристику основной темы, проблемы, цели работы и ее результаты. В аннотации указывается, что нового несет в себе издание в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению.

По мнению Сазоновой Л.И., все аннотации делятся на краткие и развернутые. Краткая аннотация обычно используется при характеристике справочных изданий (энциклопедий, словарей, справочников) и сборников статей, когда содержание произведения может быть достаточно четко выражено несколькими словами, уточняющими заглавие, или когда отдельные статьи сборника подробно реферируются. Развернутая аннотация отличается от краткой более подробным изложением содержания произведения, например научной монографии. Здесь могут быть использованы рубрики и оглавление издания. Подробные аннотации составляются при характеристике изданий, представляющих большую научную ценность.[9]

В теории и практике свертывания информации наиболее трудным вопросом является типология аннотаций. Несмотря на наличие ГОСТ 7.9-95. «Реферат и аннотация», пока нет должной четкости в методиках по составлению аннотаций, хотя этот вопрос многократно поднимался на страницах специальных изданий. Так, М. В. Истрина выделяет следующие пять групп сведений об изданиях литературы, которые обычно содержатся в издательской аннотации:

1) об авторе, составителе;

2) о произведении литературы, вошедшем в издание;

3) о научно-справочном аппарате;

4) об оформлении, иллюстрациях;

5) о читательском адресе издания.

Как справедливо отмечают А. А. Гречихин, И. Г. Здоров, в типологии М. В. Истриной есть существенные недостатки. Прежде всего, это нечеткое различие между литературным произведением и изданием, а также то, что не учитывается целевое назначение издания, в зависимости от которого находятся все остальные его типологические характеристики, и прежде всего содержание. Другие типологические характеристики издания обычно достаточно отражены уже в библиографическом описании. Тем более что оно включает область применения, в которой можно конкретизировать достаточно подробно все особенности издания, в том числе и содержание.

А. А. Гречихин, И. Г. Здоров предлагают типологию аннотаций, беря за основу именно целевое назначение, и выделяют три типа аннотаций:

1. Сигнальную, или справочную, аннотацию;

2. Оценочную аннотацию;

3. Рекомендательную аннотацию.

Что касается сигнальной (справочной) аннотации, то в принципе уже само библиографическое описание позволяет дать полноценный информационный сигнал, особенно при современных требованиях к аппарату издания, унифицированных правилах библиографического описания. Наибольшая трудность – характеристика предмета (содержания) документа в силу трудности и субъективности при формулировании его заглавия. Аннотация принимает вид краткой дополняющей характеристики заглавия. Семиотическая форма и место в библиографической записи таких сведений могут быть самыми различными:

- уточнение заглавия;

- второе заглавие;

- примечание о содержании документа как структурный элемент библиографического описания;

- дополнительная характеристика содержания документа вне стандартной структуры библиографического описания.

При составлении сигнальной аннотации эти дополнительные характеристики получают из аппарата или в крайнем случае путем изучения содержания самого источника. В принципе дополняющие сведения могут быть приданы любому элементу библиографического описания, они могут характеризовать любые другие аспекты источника информации. Следовательно, содержательная характеристика – наиболее важная, но частная разновидность аннотации. В своей оптимальной полноте аннотация должна отражать сведения о всех типологических свойствах источника информации. Они и определяют структуру аннотации Взаимозависимость их такова, что отсутствие в аннотации любого из них ведет к неверной идентификации, систематизации, оценке содержания источника, следовательно, потребитель получает неадекватный библиографический сигнал. Содержание данного документа не существует вне его конкретных типологических характеристик.

А. А. Гречихин, И. Г. Здоров выделяют следующие основные разновидности справочной (сигнальной) аннотации:

1. Уточняющая сигнальная аннотация создается путем соответствующего уточнения содержательности отдельных областей и элементов библиографического описания – заголовка описания, заглавия и сведений об ответственности, примечания;

2. Общая сигнальная аннотация характеризует в целом содержание (предмет) документа, то есть о чем говорится в документе;

3. Аналитическая сигнальная аннотация характеризует содержание документа с определенной точки зрения, в определенном аспекте.

4. Сводная сигнальная аннотация составляется на несколько документов (частей нескольких документов) аналогичного содержания, одного автора, издательства и пр.

Оценочная аннотация, в отличие от сигнальной, имеет специфический элемент – аналитическую (критическую, оценочную) часть. Такая аннотация результат специального (научного) изучения документального источника, оценки его информационной значимости в первую очередь с точки зрения приращения социальной информации, то есть качественно новой и ценной информации по отношению к уже имеющейся в системе информационного общения. Такая аннотация может или ограничиваться аналитической частью как дополнением к библиографическому описанию, или содержать кроме указанных также и сигнальную часть, характеризующую в общем данный документ.

А. А. Гречихин, И. Г. Здоров выделяют следующие разновидности оценочной аннотации:

1. Сопоставительная аннотация сигнализирует о наличии новой социальной информации в документе по отношению к уже имеющейся в системе социального общения.

2. Критическая аннотация содержит элементы научной критики (оценки) информации в первоисточнике.

3. Сводная оценочная аннотация - это перечисленные выше две разновидности аннотаций, составленные на определенное множество документов.

Рекомендательная аннотация – один из самых ответственных жанров вторичной информации. Особенность такой аннотации в том, что составление ее требует предварительного учета, систематизации, анализа, оценки и синтеза всей документальной информации, то есть обобщенного представления о наличии, новизне и ценности аннотируемого документального источника. Рекомендательная аннотация характеризует источник с точки зрения оптимального использования имеющейся в нем информации не вообще, а в сфере определенной общественной деятельности, данной категорией потребителя. Рекомендательная аннотация может или ограничиваться непосредственно рекомендательной характеристикой документа, дополняющей его библиографическое описание, или эта характеристика является составной частью аннотаций сигнального и оценочного вида.

А. А. Гречихин, И. Г. Здоров выделяют следующие основные разновидности рекомендательной аннотации:

1. Сигнальная рекомендательная аннотация характеризует условия эффективного освоения и использования всей социальной информации, содержащейся в документе.

2. Аналитическая рекомендательная аннотация характеризует условия эффективного использования определенной (новой, ценной и полезной для данного потребителя) социальной информации, содержащейся в документе.

3. Сводная рекомендательная аннотация составляется на определенное множество документальных источников информации (не менее двух).

Таковы типологические особенности аннотаций как вторичных документов. Следует заметить, что четкой границы между разновидностями нет. Так, иногда можно встретить, например, общую, сигнальную (справочную) аннотацию, которая в то же время имеет уточняющие элементы. И это далеко не единственный вариант сочетания в одном документе признаков двух аннотаций. Все это является предметом дальнейших книговедческих исследований.[10]

 


Глава 2. Аннотация как жанр научного стиля

 

2.1 Правила подготовки аннотации для книжной торговли

 

Аннотация является составной частью книготорговой библиографической информации (по отраслевому стандарту ОСТ 29.131-98 «Издательская и книготорговая библиографическая информация. Общие технические требования»). Правила подготовки аннотации регламентированы межгосударственным стандартом СИБИД ГОСТ 7.9-95 «Реферат и аннотация. Общие требования». А так же ГОСТ 7.86.-2003 «Издания. Общие требования к издательской аннотации». Значимость аннотации определяется тем, что она должна привлечь внимание покупателя к книге, раскрывая ее основное содержание, особенность именно данного издания книги. В аннотации также отражаются дополнительные сведения, которые отсутствуют в библиографическом описании. ГОСТ 7.8 определяет издательскую аннотацию как содержащую краткую характеристику издания с точки зрения его целевого назначения, содержания, читательского адреса, издательско-полиграфической формы и других его особенностей. На издательскую аннотацию распространяются все требования ГОСТ 7.9-95 «Реферат и аннотация. Общие требования» в части, касающейся аннотации.

Издательская аннотация составляется издателем при подготовке издания к выпуску и используется для информационно-библиографических целей:

- в издании, как элемент выходных сведений по ГОСТ 7.4 и 7.5,

- на карточках для каталогов и картотек по ГОСТ 7.51.

Издательская аннотация является частью библиографической записи. Она сопровождает библиографическое описание и содержит краткую характеристику издания.

Издательская аннотация не включает сведения, вошедшие в библиографическое описание, а дополняет их.

При аннотировании первого тома многотомного и серийного издания необходимо давать аннотацию на издание в целом и на первый том этого издания. В последующих томах дается аннотация, кратко характеризующая издание в целом и очередной том.

Для многотомного или нумерованного серийного издания аннотация каждого тома включает сведения о годах выпуска предыдущих томов.

Примечание - При выпуске многотомного издания в течение календарного года эти данные не указываются.

По содержанию и характеру сведений издательская аннотация делится на:

- аннотацию к литературно-художественным изданиям,

- аннотацию к др


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.