В теории финансового права финансовый контроль классифицируется — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

В теории финансового права финансовый контроль классифицируется

2019-12-18 211
В теории финансового права финансовый контроль классифицируется 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В теории финансового права финансовый контроль классифицируется

По видам, исходя из следующих оснований.

В зависимости от времени проведения налогового контроля по от-

ношению к проверяемой финансово-хозяйственной операции вы-

деляются предварительный, текущий (оперативный) и последующий

налоговый контроль.

Известно, что предварительный контроль предшествует совер-

шению проверяемых операций, поэтому позволяет предупредить  

нарушение финансового законодательства и выявить еще на стадии

прогнозов и планов дополнительные финансовые ресурсы, пресечь

попытки нерационального использования средств

 Применительно

к нашей теме следует согласиться с тем, что в практике работы на-

логовых органов такой контроль носит вспомогательный характер.

Его использование ограничено стадией планирования проведения

налоговой проверки для принятия оптимальных решений.

Зарубежные специалисты, обращая внимание на вспомогательный контроль, считают, что контролерам необходимо концентрировать усилия на этапе планирования проведения налоговой проверки,

так как он позволяет разделить совокупность подлежащих проверке

лиц на тех, которые имеют невысокую вероятность риска налоговых нарушений, и тех, которые могут иметь их с высокой степенью

вероятности.

Предварительный контроль призван помочь предпринимателям и другим хозяйствующим субъектам в организации учета

и отчетности и не нацелен исключительно на выявление нарушений.

Он определяется специалистами как лояльный по отношению к налогоплательщику, так как зачастую осуществляется через помощь  

в составлении итогового баланса. В отдельных странах уже доказана

его эффективность, поэтому роль превентивного контроля возрастает.

  Текущий (оперативный) контроль ежедневно осуществляется

финансовыми службами для предотвращения нарушений финансовой

дисциплины в процессе привлечения или расходования денежных

средств, выполнения организациями обязательств перед бюджетом.

В сфере налогообложения такой контроль является частью регуляр-

ной работы налоговых органов и представляет собой проверку, проводимую в отчетном периоде для оценки правильности отражения  различных операций и достоверности данных бухгалтерского учета  и отчетности, представляемых плательщиками

 

. Примером может  

служить контроль за объемами производства и реализации этилово-

го спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции,

за ее экспортно-импортными поставками с целью недопущения за-

нижения налогооблагаемой базы и уклонения от уплаты налогов, ко-

торый осуществляется межрегиональной государственной налоговой

инспекцией.

Что касается последующего контроля, то он сводится к проверке

финансово-хозяйственных операций за истекший период на осно-

ве анализа отчетов и балансов, а также путем проверок и ревизий 

непосредственно на месте: на предприятиях, в учреждениях и ор-

ганизациях. Последующий контроль отличается углубленным из-

учением всех сторон хозяйственной и финансовой деятельности, 

что позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего  

контроля.

Принимая во внимание цикличность налогообложения,

самым распространенным следует признать именно последующий 

налоговый контроль, который проводится по окончании опреде-

ленного отчетного периода. Этот контроль осуществляется, прежде

всего, методом документальной проверки, который характеризуется

углубленным изучением финансовой и хозяйственной деятельности

налогоплательщика и позволяет вскрыть имеющиеся недостатки

.

В частности, камеральные налоговые проверки осуществляются  

только в форме последующего контроля, поскольку в соответствии

со ст. 88 НК РФ такие проверки проводятся на основе налоговых 

деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, 

служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также  

других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся

у налогового органа.

 

Наблюдение

представляет собой ознакомление с деятельностью  

объекта контроля без применения сложных комплексных приемов

получения и оценки информации.

Обследование

является одним из основных методов предваритель-

ного финансового контроля и направлено на исследование отдель-

ных сторон финансово-хозяйственной деятельности. Обследование

применяется для оперативного выявления соблюдения финансовой

дисциплины, а также определения целесообразности всесторонней,

более глубокой проверки подконтрольного объекта. Основной це-

лью обследования являются общий анализ финансово-хозяйствен-

ной деятельности и выявление ее недостатков. Реализация назван-

ной цели достигается путем решения следующих задач: исследования

(мониторинга) финансовой документации; выявления финансового

состояния объекта проверки; проверки соблюдения нормативных  

актов в сфере исполнения бюджетных назначений и правильности

их оформления; оценки уровня обоснованности и целевого назначе-

ния государственных (муниципальных) расходов и т. д.

Анализ

представляет собой специальный метод контроля достовер-

ности финансовой документации с использованием аналитических

приемов математики. Как правило, объектом финансового анализа

являются бухгалтерские счета и балансы, а главной задачей — выяв-

ление полноты и своевременности отражения в учете и отчетности

налогооблагаемой базы. Данный метод финансового контроля осу-

ществляется финансовыми органами, ведущими расчеты хозяйству-

ющих субъектов по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды

(налоговыми органами, внебюджетными фондами и т. д.).

В результате анализа финансовой деятельности контролируемого

объекта производится доначисление налогов или уточнение налого-

облагаемой базы, что значительно влияет на рост доходов государ-

ственных или муниципальных бюджетов.

Проверка

представляет собой один из основных методов финансо-

вого контроля и предусматривает исследование определенного круга

вопросов с целью выявления нарушений финансового законодатель-

ства. В ходе осуществления проверки контролирующие органы более лубоко анализируют финансовую деятельность объекта, привлекая

максимальное количество документальных источников информации.

Объектом проверки может быть любая финансовая операция, совер-

шенная территориальными, коллективными или индивидуальными

субъектами финансовых правоотношений. Субъектами, имеющими

права на проведение проверок, являются практически все органы  

и агенты финансового контроля. Так, Счетная палата РФ контроли-

рует своевременное исполнение доходных и расходных статей феде-

рального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

федеральное казначейство проверяет использование средств феде-

рального бюджета; Центральный банк РФ контролирует осущест-

вление банковских операций, проводит инвентаризацию валютных

и иных ценностей, находящихся в денежных хранилищах и кассах

кредитных организаций, и т. д.

 

Формой завершения проверки служит акт о выявленных наруше-

ниях (акт проверки) или (в случае отсутствия нарушений) письмен-

ное заключение проверяющего. В акте проверки отражаются все ос-

новные выявленные нарушения и недостатки в целях последующего

рассмотрения дела компетентным органом (должностным лицом).

На основании изложенных в акте фактических данных руководитель

контролирующего органа вправе принять одно из решений: о на-

правлении проверяемому субъекту предписаний об устранении вы-

явленных нарушений финансового законодательства; о применении

к нарушителю мер ответственности в соответствии с возложенной

компетенцией; о направлении материалов дела в иной компетентный

орган финансового контроля; о предъявлении иска в суд в защиту

нарушенных прав государства (муниципального образования).

При вынесении решения о привлечении подконтрольного объ-

екта к ответственности акт проверки имеет доказательственную силу,

однако указанные в нем факты должны быть исследованы в ходе су-

дебного разбирательства.

 

 

Ревизия

представляет собой комплексную проверку, направлен-

ную на взаимосвязанное изучение финансовой и хозяйственной  

деятельности предприятий, организаций, учреждений, граждан-

предпринимателей и др. Характерными чертами ревизии являются

максимальный охват экономических и юридических сторон деятель-

ности, участие в ее производстве экспертов и специалистов, сочетание

различных приемов финансового контроля. Ревизия осуществляется

с целью выявления законности, достоверности и целесообразности

финансовых операций, что достигается в ходе контроля за следующи-

ми сферами финансово-хозяйственной деятельности: соблюдением финансовой дисциплины; рациональным использованием государственных денежных средств; сохранностью материальных и денежных

ресурсов; правильностью ведения бухгалтерского учета и составления

отчетности и др.

Проведение ревизии требует оперативности, высокой квали-

фикации сотрудников проверяющего органа, четкого механизма  

их взаимодействия, поэтому комплексные проверки осуществляют-

ся, как правило, специальными органами финансового контроля —

Счетной палатой РФ, Министерством финансов РФ, Центральным

банком РФ и др.

 

 

Ревизии классифицируются на несколько видов по следующим

основаниям.

По содержанию ревизии делятся на

документальные

и

фактические

.

Документальные ревизии включают в себя проверку различных фи-

нансовых документов. На основе их анализа можно определить закон-

ность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической

ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных

ценностей.

По времени осуществления ревизии делятся на

плановые

и

внеплановые

.

В основном ревизии проводятся в соответствии с планом,

который составляется в вышестоящих органах, министерствах или ве-

домствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся

не реже одного раз в год, а в непроизводственной сфере — не реже

одного раза в два года.

По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на

фронтальные

и

выборочные

.

При фронтальной (полной) ревизии проверя-

ется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период.

Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку фи-

нансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.

 

По объему ревизуемой деятельности ревизии подразделяются

на

комплексные

,

при которых проверяется финансовая деятельность

данного субъекта в различных областях, в них принимают участие

одновременно ревизоры нескольких органов; и

тематические

,

кото-

рые сводятся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой

деятельности.

По окончании ревизии членами комиссии составляется акт реви-

зии — документ, имеющий важное юридическое значение. Он под-

писывается лицами, производившими ревизию, а также руководите-

лем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица. В акте

ревизии указываются ее цели, основные результаты проверки, вы-

явленные факты нарушений финансовой дисциплины, называются

причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в данных

нарушениях лица и предлагаются меры по ликвидации названных

нарушений и меры ответственности виновных  лиц. Руководитель и главный бухгалтер имеют возможность представить по акту реви-

зии возражения.

На основе акта ревизии принимаются меры по устранению вы-

явленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению при-

чиненного материального ущерба,   виновные привлекаются к от-

ветственности, разрабатываются предложения по предупреждению

нарушений. Руководитель проверяемой организации должен принять

меры к устранению выявленных нарушений до окончания проведения

ревизии.

 

 

В теории финансового права финансовый контроль классифицируется


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.