Трезвучия, виды трезвучий, их строения и обращения — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Трезвучия, виды трезвучий, их строения и обращения

2019-12-17 425
Трезвучия, виды трезвучий, их строения и обращения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЛАД и ТОНАЛЬНОСТЬ

ЛАД – система взаимоотношения устойчивых и неустойчивых звуков, тяготеющих к тонике.

ТОНАЛЬНОСТЬ – это высота лада, определяемая тоникой. Тональность получает название от тоники и наименования лада. 

ОДНОИМЕННЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ – это тональности с одинаковыми тониками, но разными ладами, звуковым составом и ключевыми знаками

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ – это тональности с одинаковыми ключевым знаками и звуковым составом, но разными ладами и тониками.

  3 ВИДА МАЖОРА И МИНОРА

Натуральный мажор – имеет строение: т – т – ½ - т – т – т – ½ 

Гармонической мажор – мажорный лад с пониженной VI ступенью:

Мелодический мажор – при движении вверх идѐт как натуральный, а вниз – понижается VI и VII ступени.

Натуральный минор – имеет строение: т – ½ - 1 – 1 – ½ - т – т 

Гармонический минор – минорный лад с повышенной VII ступенью: 

Мелодический минор – минорный лад, в котором при движении вверх повышаются VI и VII ступени, а вниз – как в натуральном миноре: 

2. ИНТЕРВАЛЫ

ИНТЕРВАЛ («расстояние»). - одновременное или последовательное сочетание 2 звуков

Если звуки интервала взяты одновременно – это гармонический интервал, если последовательно – мелодический интервал. Интервал определяется 2 величинами: тоновой и ступеневой. Тоновая величина – показывает количество тонов в интервале и обозначается словами – малая, большая, чистая, увеличенная, уменьшѐнная.

Ступеневая величина – показывает количество ступеней в интервале.

К чистым интервалам относятся: прима, кварта, квинта, октава. К малым и большим интервалам относятся: секунда, терция, секста, септима.

Нижний звук интервала – основание, верхний – вершина. Интервал, взятый от основания к вершине, называется – восходящим, а от вершины к основанию – нисходящим. Интервалы, образованные в пределах октавы называются – простые, а шире октавы – составными. Всего 8 простых интервалов: 

Прима – содержит 1 ступень,  чистая (ч1).

Секунда – 2 ступени. Если секунда содерж. ½ тона – то она малая (м2), если 1 тон -(б2)

Терция –3 ступени. В малой терции – 1 ½ тона (м3), в большой – 2 тона (б3). 

Кварта –4 ступени. Если в кварте 2 ½ тона – она чистая (ч4), если 2 тона – (ум4), если 3 тона – увеличенная (ув4).

Квинта –5 ступеней. Если в квинте 3 ½ тона – она чистая (ч5), если 3 тона – уменьшѐнная (ум5), если 4 тона – увеличенная (ув5). 

Секста –6 ступеней. Если в сексте 4 тона – она малая (м6), если 4 ½ тона – она большая (б6) 

Септима –7 ступеней. Если в септиме 5 тонов – она малая (м7), если 5 ½ - большая (б7).  

Октава – 8 ступеней. Если в октаве 6 тонов – то она чистая (ч8).

Интервалы, образованные на ступенях натурального мажора и минора называются – диатоническими, а на ступенях гармонического мажора и минора – характерными. Все диатонические интервалы делятся на - консонирующие и диссонирующие. Консонирующие интервалы – звучат мягко, звуки как бы сливаются друг с другом. 

Консонирующие интервалы: ч1, ч8. ч4, ч5. м3, б3, м6, б6.

Диссонирующие интервалы – звучат резко. К ним относятся – м2, б2, м7, б7.тритоны

Все интервалы в ладу делятся на устойчивые и неустойчивые. Устойчивые интервалы – это те, у которых оба звука устойчивы, т.е. входят в состав тонического трезвучия. Все устойчивые интервалы – консонирующие. Неустойчивые интервалы – это те, в которых один или оба звука являются неустойчивыми, т.е. не входят в состав тонического трезвучия. Неустойчивые интервалы могут быть – консонирующими и диссонирующими. Все

диссонирующие и неустойчивые интервалы требуют разрешения. Разрешение интервалов – это переход неустойчивых  в ближайшие устойчивые звуки. Звуки увеличенных интервалов при разрешении расходятся, а уменьшѐнных – сходятся.

ОБРАЩЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ

Перенос  нижнего звука  интервала на октаву вверх или верхнего на октаву вниз называется обращением.При перемещении получается новый интервал, который в сумме с предыдущим

составляет чистую октаву. Таким образом: прима обращается в октаву, секунда – в септиму, терция – в сексту, кварта – в квинту, квинта – в кварту, секста – в терцию, септима – в секунду, октава – в приму. Сумма ступеней взаимообратимых интервалов равна 9, а сумма тонов равна 6. При обращении интервалов чистые обращаются в чистые, малые – в большие, большие – в малые, увеличенные – в уменьшѐнные, уменьшѐнные – в

увеличенные. Все консонирующие интервалы обращаются в консонирующие, диссонирующие – в диссонирующие

3. ТРИТОНЫ  и ХАРАКТЕРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ

Тритоны – это интервалы, в которых три тона. К ним относятся – ув.4 и ум.5. 

ув.4 = 4 ст.  3 тона. ум.5 = 5 ст. 3 тона.

Тритоны строятся натуральном и гармоническом мажоре и натуральном и гармоническом миноре.

В натур. мажоре: ув.4 - на IV ст., ум.5 – на VII ст.

В гарм. мажоре: ув.4 – на VI b ст., ум.5 – на II ст.

В натур. миноре: ув.4 – на VI ст., ум.5 – на II ст.

В гарм. миноре: ув.4 – на IV ст., ум.5 – на VII # ст.

Тритоны диссонирующие интервалы и требуют разрешения: ув.4 разрешается в сторону расширения (в б6); ум.5 – в сторону сужения (в м3).

    Ув.4 м.6 ум.5   б.3   ув.4 б.6  ум.6 м.3

                             ХАРАКТЕРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ

Характерные интервалы - это интервалы, которые встречаются только в гармонических видах мажора и минора. К ним относятся: ув2 и ум7, ув5 и ум4.

Характерные интервалы – диссонирующие и требуют разрешения.

Увеличенные интервалы разрешаются в сторону расширения. Уменьшѐнные – в сторону сужения. ув2 = 2 ст. - 1,5 тона. ум7 = 7 ст. - 4,5 тона.

В гарм. мажоре ув2 – на VI b ст.                   В гарм. мажоре ум7 – на VII ст.

В гарм. миноре ув2 – на VI ст.                       В гарм. миноре ум7 – на VII # ст.

Разрешение: ув2 - расширяется (в ч4); ум7 – сужается  (в ч5).

ув5 = 5 ст. - 4 тона. ум4 = 4 ст. -  2 тона.

В гарм. мажоре ув5 – на VI b ст.       В гарм. миноре ув5 – на III ст.

В гарм. мажоре ум4 – на III ст.          В гарм. миноре ум4 – на VII # ст.

Разрешение: ув5 - устойчивый звук на месте, а неустойчивый в сторону расширения (в б6); ум4 - устойчивый звук на месте, а неустойчивый в сторону сужения (в м3).

РОДСТВЕННЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ

Родственными называют те тональности тонические трезвучия которых

находятся на ступенях данной тональности натурального и гармонического видов.

Тональности, имеющие наибольшее число общих звуков называют

родственными. Каждая тональность имеет в родственных тональностях:

1. Параллельную главной тональности

2. Тональность субдоминанты

3. Параллельная тональность субдоминанты

4. Тональность доминанты

5. Параллельную тональность доминанты

6. Тональность минорной субдоминанты (в гармоническом виде) для мажора

или мажорной доминанты (в гармоническом виде) для минора.

 Например До-мажору родственны тональности ля минор, Фа мажор, ре минор,

Соль мажор, ми минор, фа минор; ля минору родственны тональности До

мажор, ре минор, Соль мажор, ми минор, Фа мажор, Ми мажор.

ПРОСТЫЕ РАЗМЕРЫ

Простые размеры – это размеры, у которых в такте одна сильная доля. К ним

относятся: 

а) двухдольные размеры – 2/2, 2/4, 2/8

б) Трехдольные размеры – 3/2, 3/4, 3/8, реже 3/16

Образование ритмических групп внутри такта называется группировкой

длительностей. При группировке длительностей в простых размерах основные

доли такта должны быть отделены друг от друга. Объединение всех длительностей общим ребром возможно, когда эти длительности одинаковые. 

СЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Сложный размер состоит из 2 и более простых размеров и может иметь

несколько сильных долей. Акцент первой доли сложного метра сильнее

остальных его акцентов, поэтому эта доля называется сильной, а доли с более

слабыми акцентами называются относительно сильными долями. Наиболее

употребительны следующие сложные размеры: 

а) 4-хдольные: 4/4, 4/8, реже 4/2 

б) 6-дольные: 6/4, 6/8, реже 6/16

 в) 9-дольные: 9/8, очень редко 9/4 и 9/16 

г) 12-дольные: 12/8, реже 12/16

Группировка в сложных размерах заключается в том, что простые размеры

группируются отдельно, образуя самостоятельные группы, как бы скрытые такты. 

СМЕШАННЫЕ РАЗМЕРЫ

От слияния 2 или нескольких простых разнородных размеров образуются сложные смешанные размеры. Смешанные размеры встречаются в музыке реже простых и сложных размеров. Наиболее употребительные из них 5-дольные и 7-дольные: 5/4, 5/8, 7/4, 7/8.строение смешанных размеров зависит от последовательности простых размеров; чередование сильных и относительно сильных долей такта следует неравномерно.

а) 5-дольные размеры: 5/4=2/4+3/4 или ¾ +2/4                                                                   б) 7-дольные размеры: 7/4 (3/4+2/4+2/4) и 7/4 (2/4+2/4+3/4). Встречаются такжепеременные размеры, в этом случае новый размер выставляется в начале такта.

Период

Период в музыке — наименьшая законченная композиционная структура, выражающая более или менее завершенную музыкальную мысль. Также может выступать в качестве формы самостоятельного произведения.

Периоды бывают:

• Однотональный,

• модулирующий — оканчивающийся в новой тональности,

• Расчлененного строения(делится на предложения),

• cлитного строения.

• Повторного строения,(2 предложение начинается так же как 1).

• неповторного строения.

• Квадратный — число тактов в периоде = 2n, чаще всего 4, 8, 16;

• неквадратный — число тактов ≠ 2n.

• с дополнением

• с расширением

1 предложение периода называется вопрос (заканчивается на доминанте),2 предложение – ответ(заканчивается на тонике).заключительный оборот - каденция.

ЛАД и ТОНАЛЬНОСТЬ

ЛАД – система взаимоотношения устойчивых и неустойчивых звуков, тяготеющих к тонике.

ТОНАЛЬНОСТЬ – это высота лада, определяемая тоникой. Тональность получает название от тоники и наименования лада. 

ОДНОИМЕННЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ – это тональности с одинаковыми тониками, но разными ладами, звуковым составом и ключевыми знаками

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ – это тональности с одинаковыми ключевым знаками и звуковым составом, но разными ладами и тониками.

  3 ВИДА МАЖОРА И МИНОРА

Натуральный мажор – имеет строение: т – т – ½ - т – т – т – ½ 

Гармонической мажор – мажорный лад с пониженной VI ступенью:

Мелодический мажор – при движении вверх идѐт как натуральный, а вниз – понижается VI и VII ступени.

Натуральный минор – имеет строение: т – ½ - 1 – 1 – ½ - т – т 

Гармонический минор – минорный лад с повышенной VII ступенью: 

Мелодический минор – минорный лад, в котором при движении вверх повышаются VI и VII ступени, а вниз – как в натуральном миноре: 

2. ИНТЕРВАЛЫ

ИНТЕРВАЛ («расстояние»). - одновременное или последовательное сочетание 2 звуков

Если звуки интервала взяты одновременно – это гармонический интервал, если последовательно – мелодический интервал. Интервал определяется 2 величинами: тоновой и ступеневой. Тоновая величина – показывает количество тонов в интервале и обозначается словами – малая, большая, чистая, увеличенная, уменьшѐнная.

Ступеневая величина – показывает количество ступеней в интервале.

К чистым интервалам относятся: прима, кварта, квинта, октава. К малым и большим интервалам относятся: секунда, терция, секста, септима.

Нижний звук интервала – основание, верхний – вершина. Интервал, взятый от основания к вершине, называется – восходящим, а от вершины к основанию – нисходящим. Интервалы, образованные в пределах октавы называются – простые, а шире октавы – составными. Всего 8 простых интервалов: 

Прима – содержит 1 ступень,  чистая (ч1).

Секунда – 2 ступени. Если секунда содерж. ½ тона – то она малая (м2), если 1 тон -(б2)

Терция –3 ступени. В малой терции – 1 ½ тона (м3), в большой – 2 тона (б3). 

Кварта –4 ступени. Если в кварте 2 ½ тона – она чистая (ч4), если 2 тона – (ум4), если 3 тона – увеличенная (ув4).

Квинта –5 ступеней. Если в квинте 3 ½ тона – она чистая (ч5), если 3 тона – уменьшѐнная (ум5), если 4 тона – увеличенная (ув5). 

Секста –6 ступеней. Если в сексте 4 тона – она малая (м6), если 4 ½ тона – она большая (б6) 

Септима –7 ступеней. Если в септиме 5 тонов – она малая (м7), если 5 ½ - большая (б7).  

Октава – 8 ступеней. Если в октаве 6 тонов – то она чистая (ч8).

Интервалы, образованные на ступенях натурального мажора и минора называются – диатоническими, а на ступенях гармонического мажора и минора – характерными. Все диатонические интервалы делятся на - консонирующие и диссонирующие. Консонирующие интервалы – звучат мягко, звуки как бы сливаются друг с другом. 

Консонирующие интервалы: ч1, ч8. ч4, ч5. м3, б3, м6, б6.

Диссонирующие интервалы – звучат резко. К ним относятся – м2, б2, м7, б7.тритоны

Все интервалы в ладу делятся на устойчивые и неустойчивые. Устойчивые интервалы – это те, у которых оба звука устойчивы, т.е. входят в состав тонического трезвучия. Все устойчивые интервалы – консонирующие. Неустойчивые интервалы – это те, в которых один или оба звука являются неустойчивыми, т.е. не входят в состав тонического трезвучия. Неустойчивые интервалы могут быть – консонирующими и диссонирующими. Все

диссонирующие и неустойчивые интервалы требуют разрешения. Разрешение интервалов – это переход неустойчивых  в ближайшие устойчивые звуки. Звуки увеличенных интервалов при разрешении расходятся, а уменьшѐнных – сходятся.

ОБРАЩЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ

Перенос  нижнего звука  интервала на октаву вверх или верхнего на октаву вниз называется обращением.При перемещении получается новый интервал, который в сумме с предыдущим

составляет чистую октаву. Таким образом: прима обращается в октаву, секунда – в септиму, терция – в сексту, кварта – в квинту, квинта – в кварту, секста – в терцию, септима – в секунду, октава – в приму. Сумма ступеней взаимообратимых интервалов равна 9, а сумма тонов равна 6. При обращении интервалов чистые обращаются в чистые, малые – в большие, большие – в малые, увеличенные – в уменьшѐнные, уменьшѐнные – в

увеличенные. Все консонирующие интервалы обращаются в консонирующие, диссонирующие – в диссонирующие

3. ТРИТОНЫ  и ХАРАКТЕРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ

Тритоны – это интервалы, в которых три тона. К ним относятся – ув.4 и ум.5. 

ув.4 = 4 ст.  3 тона. ум.5 = 5 ст. 3 тона.

Тритоны строятся натуральном и гармоническом мажоре и натуральном и гармоническом миноре.

В натур. мажоре: ув.4 - на IV ст., ум.5 – на VII ст.

В гарм. мажоре: ув.4 – на VI b ст., ум.5 – на II ст.

В натур. миноре: ув.4 – на VI ст., ум.5 – на II ст.

В гарм. миноре: ув.4 – на IV ст., ум.5 – на VII # ст.

Тритоны диссонирующие интервалы и требуют разрешения: ув.4 разрешается в сторону расширения (в б6); ум.5 – в сторону сужения (в м3).

    Ув.4 м.6 ум.5   б.3   ув.4 б.6  ум.6 м.3

                             ХАРАКТЕРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ

Характерные интервалы - это интервалы, которые встречаются только в гармонических видах мажора и минора. К ним относятся: ув2 и ум7, ув5 и ум4.

Характерные интервалы – диссонирующие и требуют разрешения.

Увеличенные интервалы разрешаются в сторону расширения. Уменьшѐнные – в сторону сужения. ув2 = 2 ст. - 1,5 тона. ум7 = 7 ст. - 4,5 тона.

В гарм. мажоре ув2 – на VI b ст.                   В гарм. мажоре ум7 – на VII ст.

В гарм. миноре ув2 – на VI ст.                       В гарм. миноре ум7 – на VII # ст.

Разрешение: ув2 - расширяется (в ч4); ум7 – сужается  (в ч5).

ув5 = 5 ст. - 4 тона. ум4 = 4 ст. -  2 тона.

В гарм. мажоре ув5 – на VI b ст.       В гарм. миноре ув5 – на III ст.

В гарм. мажоре ум4 – на III ст.          В гарм. миноре ум4 – на VII # ст.

Разрешение: ув5 - устойчивый звук на месте, а неустойчивый в сторону расширения (в б6); ум4 - устойчивый звук на месте, а неустойчивый в сторону сужения (в м3).

ТРЕЗВУЧИЯ, ВИДЫ ТРЕЗВУЧИЙ, ИХ СТРОЕНИЯ И ОБРАЩЕНИЯ

Созвучие из 3 и более звуков, расположенных по терциям, либо которые могут быть расположены по терциям, называется – аккорд. Аккорд, состоящий из 3

звуков, расположенных по терциям называется – трезвучие.

Различают 4 основных вида трезвучий:

Мажорное (или Большое, Б53) – состоит из б3+м3. крайние звуки образуют ч5.

Минорное (или малое, м53) – состоит из м3+б3. крайние звуки образуют ч5.

Увеличенное (ув53) – состоит из б3+б3, крайние звуки образуют ув5.

Уменьшѐнное (ум53) – состоит из м3+м3, крайние звуки образуют ум5.

Мажорное и минорное трезвучия – консонирующие, а увеличенное и уменьшѐнное – диссонирующие. Звуки, входящие в состав трезвучия имеют свои названия: нижний звук – прима или основание, средний – терция или терцовый звук, верхний – квинта или квинтовый звук. Если звуки трезвучия расположены по терциям – это основной вид трезвучия.

Обращение трезвучия – перенос нижнего звука на октаву вверх

Трезвучие имеет 2 обращения:

Секстаккорд (6) – первое обращения трезвучия, он состоит из терции и кварты, крайние звуки образуют сексту.

Квартсекстаккорд (64) – второе обращение трезвучия, Он состоит из кварты и терции,.

Мажорный секстаккорд (Б6) – м3+ч4

Минорный секстаккорд (М6) – б3+ч4

Мажорный квартсекстаккорд (Б64) – ч4+б3

Минорный квартсекстаккорд (М64) – ч4+м3


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.092 с.