Производство товаров и услуг. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Производство товаров и услуг.

2019-12-17 127
Производство товаров и услуг. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Макаров С.Е.

.

 

Великий Новгород

2000

 

 

Равновесие и ставка процента

Равновесие на рынке товаров и услуг: предложение и спрос на произведенные в экономике товары и услуги Следующие уравнения резюмируют представленный анализ спроса на товары и услуги:

Y = С + I + G, С = C (Y - Т), I = Кг), G -G, Т = Т.

Спрос на произведенный экономикой продукт предъявляется в виде потребления, инвестиций и государственных закупок. Потребление зависит от располагаемого дохода, инвестиции зависят от реальной ставки процента, а государственные закупки и налоги являются экзогенными переменными бюджетно-налоговой политики.

Факторы произ­водства и производственная функция определяют объем выпуска продукции:

Y = F(K, L) = Y.

Объединим эти уравнения:

Y = C (Y - Т) + I (r) + G. Поскольку значения переменных G и Т задаются экономической политикой, а уровень производства Y постоянен при данных запасах факторов производства и неизменной производственной функции, то:

Y = C(Y - Т) + I(r) + G

Теперь становится ясно, почему ставка процента r играет ключевую роль: При равновесной ставке процента спрос на товары и услуги равняется, их предложению.

Равновесие на финансовых рынках: предложение и спрос на заемные средства

Рассмотрим финансовые рынки.

Y - С - G = I.

Выражение Y - С - G - это та часть произведенной продукции, которая остается после того, как был удовлетворен спрос потреби­телей и правительства; она называется национальные сбережения, или просто сбережения (S). В такой форме основное тождество национальных счетов утверждает, что сбережения равны инвести­циям.

 (Y - Т - С) + (Т - G) = I. Выражение Y - Т - С - это частные сбережения. Выражение Т - G - это государственные сбережения.

Чтобы понять роль ставки процента в уравновешивании финансовых рынков, подставим выражения для функции потребле­ния и инвестиционной функции в основное тождество национальных счетов:

Y = C(Y - Т) - G = 1(r)

S = I(r).

Левая часть уравнения показывает, что национальные сбережения зависят от дохода Y и переменных экономической политики G и Т. Для неизменных Y, G и Т национальные сбережения S также неизменны. Правая часть уравнения показывает, что инвестиции зависят от ставки процента.

На рис. представлены графики сбережений и инвестиций как функции от ставки процента. Функция сбережений - это вертикальная линия, потому что в данной модели сбережения не зависят от ставки процента. График инвестиционной функции наклонен вниз: чем выше ставка процента, тем меньшее число инвестиционных проектов прибыльно.

  При равновес­ной ставке процента сбережения равны инвестициям, и предложение заемных средств равно спросу на них.

I, S

Сокращение налогов. Теперь рассмотрим сокращение налогов на величину ДТ. Непосредственное воздействие этого сокращения состоит в росте располагаемого дохода и, тем самым, в увеличении потребления. Располагаемый доход возрастает на ДТ, а объем потребления увеличивается на ДТ, умноженное на предельную склонность к потреблению. Чем выше МРС, тем сильнее воздей­ствие сокращения налогов на потребление.

Поскольку объем выпуска фиксирован при существующих запасах факторов производства, а уровень государственных закупок фиксируется правительством, увеличение потребления должно происходить за счет уменьшения инвестиций. Чтобы инвестиции сократились, должна возрасти ставка процента. Следовательно, сокращение налогов, равно как и увеличение государственных

закупок, вытесняет инвестиции и увеличивает ставку процента.

            Изменение инвестиционного спроса

Одной из причин, по которой может увеличиться инвестици­онный спрос, являются технологические новшества, которые приводят к увеличению инвестиционного спроса.

Инвестиционный спрос может также измениться из-за того, что государство поощряет или тормозит инвестиции, используя рычаги налогового законодательства. Такое изменение налогообложения делает большее количество инвестиционных проектов прибыльными и, подобно технологичес­ким новшествам, увеличивает спрос на инвестиционные товары.

На рис. показаны последствия увеличения инвести­ционного спроса. Для любого данного уровня ставки процента

спрос на инвестиционные товары (а также и на займы) становится выше - это представлено сдвигом графика инвестиций вправо. Экономика переходит из старой точки равновесия Е1 в новую точку равновесия Е2

Удивительным выводом, который следует из рис. является то, что в точке равновесия объем инвестиций остается неизменным. Уровень сбережений определяет равновесный объем инвестиций. Другими словами, существует фиксированное предложение заемных средств. Увеличение инвестиционного спроса лишь увеличивает равновес­ную ставку процента.

Мы бы, однако, пришли к иному выводу, если бы изменили нашу простую функцию потребления и допустили существование зависимости потребления от ставки процента. Поскольку ставка процента - это доход от сбережений (равно как и цена заимствова­ния), более высокая ставка процента могла бы сократить объем потребления и увеличить сбережения. В таком случае график сбережений был бы наклонен вверх, как на рис, а не оставал­ся бы вертикальной линией.

 


     При наклоненном вверх графике сбережений увеличение инвестиционного спроса увеличило бы как равновесную ставку процента, так и равновесный объем инвестиций. Рис. иллюс­трирует такое изменение. Рост ставки процента вынуждает домашние хозяйства потреблять меньше, а сберегать больше. Со­кращение потребления высвобождает ресурсы для инвестирования.

 Совокупный спрос

Совокупный спрос — это модель, представ­ленная на рисунке в виде кривой, которая показывает различные объемы товаров и услуг, то есть реальный объем национального производства, который потре­бители, предприятия и правительство готовы ку­пить при любом возможном уровне цен. При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем боль­шую часть реального объема национального произ­водства захотят приобрести потребители внутри страны, предприятия, правительство, а также зару­бежные покупатели. И наоборот, чем выше уровень цен, тем меньший объем национального продукта они захотят купить. Таким образом, зависимость между уровнем цен и реальным объемом нацио­нального производства, на который предъявлен спрос, является обратной, или отрицательной.

КРИВАЯ СОВОКУПНОГО СПРОСА

Обратная, или отрицательная, зависимость между уровнем цен и объемом национального производства отчетливо выражена на рисунке.

Причины такого от­клонения различны.

Такой характер кривой совокупного спроса определяется прежде все­го тремя факторами:

1) эффектом процентной ставки;

2) эффектом материальных ценностей, или реальных кассовых остатков;

3) эффектом импортных закупок.

Эффект процентной ставки. Эффект процентной ставки предполагает, что траектория кривой сово­купного спроса определяется воздействием изменя­ющегося уровня цен на процентную ставку, а следовательно, на

 потребительские расходы и инвести­ции. Точнее говоря, когда уровень цен повышается, повышаются и процентные ставки, а возросшие процентные ставки, в свою очередь, приводят к сокращению потребительских расходов и ин­вестиций.

Уточнение. Рассматривая кривую совокупного спроса, мы предполагаем, что объем денежной мас­сы в экономике остается постоянным.

Вывод. Более высокий уровень цен, увеличивая спрос на деньги и повышая процентную ставку, вызывает сокращение спроса на реальный объем национального продукта.

Эффект богатства. Второй причиной, определя­ющей нисходящую траекторию кривой совокупного спроса, является эффект богатства, или эф­фект реальных кассовых остатков. Де­ло в том, что при более высоком уровне цен ре­альная стоимость, или покупательная способность, накопленных финансовых активов — в частности, активов с фиксированной денежной стоимостью, таких, как срочные счета или облигации, — на­ходящихся у населения, уменьшится. В таком случае население реально станет беднее, и поэтому можно ожидать, что оно сократит свои расходы. И наоборот, при снижении уровня цен реальная стоимость, или покупательная способность, материальных ценностей возрастет и расходы увеличатся.

Эффект импортных закупок. При повышении уровня цен эф­фект импортных закупок приводит к уме­ньшению совокупного спроса на отечественные то­вары и услуги. И наоборот, сравнительное уменьше­ние уровня цен в нашей стране способствует со­кращению нашего импорта и увеличению экспорта и тем самым увеличению чистого объема экспорта в совокупном спросе.

НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СОВОКУПНОГО СПРОСА

Мы видели, что изменения в уровне цен приводят к таким изменениям уровня затрат потребителей внутри страны, предприятий, правительства, зару­бежных покупателей, которые дают возможность прогнозировать изменения в реальном объеме наци­онального производства. Эго значит, что повыше­ние уровня цен, при прочих равных условиях, приве­дет к уменьшению спроса на реальный объем произ­водства. И наоборот, уменьшение уровня цен вызо­вет увеличение объема производства. Это соотношение представлено на графике как движение от одной точки до другой по стабильной кривой совокупного спроса. Однако если одно или несколь­ко "прочих условий" меняется, то смещается вся кривая совокупного спроса. Эти "прочие условия" называются неценовыми факторами со­вокупного спроса.

Чтобы понять, что приводит к изменениям в объеме национального выпуска, следует отличать изменения в объеме спроса на национальный продукт, вызванные изменениями в уровне цен, от изменений в совокупном спросе, вызванных изменениями одной или нескольких неценовых детерминант совокупно­го спроса.

Как показано на рисунке, увеличение сово­купного спроса представлено отклонением кривой вправо — от AD1 к AD2. Этот сдвиг показывает, что при различных уровнях цен желаемый объем товаров и услуг возрастет.

И наоборот, уменьшение совокупного спроса показано как сдвиг кривой влево — от AD1 к АD3. Этот сдвиг говорит о том, что люди будут покупать меньший объем продукта, чем прежде, при различных уровнях цен.

Другими словами, показанные на рисунке изме­нения в объеме совокупного спроса происходят в том случае, если изменяется один или несколько факторов, которые раньше считались постоянными. Эти неценовые факторы, или рычаги, сдвигающие совокупный спрос, перечислены в таблице.

Таблица 11-1. Неценовые факторы совокупного спроса:

Совокупное предложение

Совокупное предложение — это модель, представленная на рисунке в виде кривой, которая показывает уровень наличного реального объема про­изводства при каждом возможном уровне цен. Более высокие уровни цен создают стимулы для производ­ства дополнительного количества товаров и пред­ложения их для продажи. Более низкие уровни цен вызывают сокращение производства товаров. По­этому зависимость между уровнем цен и объемом национального продукта, который предприятия вы­брасывают на рынок, является прямой, или положи­тельной.

Макаров С.Е.

.

 

Великий Новгород

2000

 

 

Производство товаров и услуг.

Объем производства товаров и услуг в экономике - ВНП - зависит от двух параметров: факторов производства и производственной функции. Рассмотрим каждый из них по очереди.

   Факторы производства.  

    Факторы производства - это ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг. Основными факторами производства являются труд и капитал. Капитал (К) - это орудия производства, используемые работниками: строительный кран для строителя, калькулятор для бухгалтера. Труд (L)- это время, которое люди посвящают работе.

   Производственная функция.

  Существующая производственная технология определяет, какой объем продукции производится при данных количествах капитала и труда. Математически, экономисты выражают существующую технологию, используя производственную функцию, показывающую, каким образом факторы производства определяют объем выпускаемой продукции. Обозначая объем выпускаемой продукции Y, мы можем записать производственную функцию как:

Y = F (K, L)

       

Объем выпускаемой продукции является функцией количества капитала и количества труда. Производственная функция отражает существующую в данный момент технологию, т.е. набор существующих технологических способов производства неявно выражается в функциональной зависимости между затратами капитала, труда и выпуском продукции. Изменения в технологии изменяют и производственную функцию.

      Многие производственные функции имеют свойства, которые называется постоянная отдача от масштаба. Производственная функция имеет постоянную отдачу от масштаба, если относительный прирост всех факторов производства на одну и ту же величину приводит к относительному приросту объема выпускаемой продукции на ту же самую величину.

zY= F(zK,zL)

для любого положительного числа z.

             Фиксированное предложение товаров и услуг.

  Факторы производства и производственная функция вместе взятые определяют предложение товаров и услуг, которое равно объему производимой данной экономикой продукции. Выражая это математически, запишем:

Y = F (K, L) = Y

В каждый отдельный момент времени, объем производимой продукции фиксирован, так как предложение капитала и труда, а также технология преобразования труда и капитала в товары и услуги неизменны. Однако, с течением времени, объем производимой продукции меняется по мере того, как меняются предложения факторов производства или технология производства. Чем больше количество капитала или количество труда, тем больше объем выпускаемой продукции. Чем лучше существующая технология, выраженная производственной функцией, тем больше объем выпускаемой продукции.

    Распределение национального дохода по факторам производства

 

             Цены факторов производства.

            Распределение национального дохода определяется ценами на факторы производства. Цена фактора производства представляет собой количество денег, уплаченное за единицу фактора производства - заработную плату работников, или доход, полученный собственниками капитала. Так как мы исходим из предложения, что количества факторов производства в экономике не известны, кривая предложения фактора приобретает вид вертикальной линии. Точка пересечения наклонной вниз кривой спроса на фактор производства с вертикальной кривой предложения определяет равновесную цену этого фактора производства.

 

             Чтобы понять, как формируются цены на факторы производства, и происходит распределение дохода, мы должны изучить спрос на факторы производства. Спрос на факторы производства предъявляют тысячи фирм, их использующие.

 

             Проблема, стоящая перед конкурентной фирмой.

             Самое простое предложение, которое можно сделать относительно типичной фирмы, - это то, что она конкурентна. Конкурентная фирма - это фирма, которая мала по сравнению с рынками, на которых она торгует, и поэтому практически не оказывает влияния на цены, устанавливающиеся на этих рынках. Эта фирма - только одна из многих фирм, производящих аналогичный товар, она может увеличить объем продаж, на сколько ей угодно, не вызывая при этом падения цены, или же наоборот, может вообще прекратить продажи, и цена на данном рынке не возрастет. Такая фирма не может оказать серьезного воздействия и на уровень заработной платы своих работников, потому что много других местных фирм также нанимают работников. У фирмы нет причин увеличивать зарплату выше рыночной. Но если она попытается платить меньше, то работники уйдут на другую фирму. Следовательно, конкурентная фирма принимает как данные цены на свою продукцию и цены на используемые в производстве ресурсы. Для производства своего продукта фирме требуется два фактора производства - труд и капитал.

Y = F (K, L),

Фирма продает свою продукцию по цене P, платит работникам заработную плату W, арендует капитал по цене R. Фирма получает оба фактора производства от домашних средств, которым они принадлежат.

    Целью фирмы является максимизация прибыли. Прибыль - это выручка за вычетом издержек - то, что остается собственникам фирмы после покрытия затрат на производство. Выручка - это продажная цена единицы товара, помноженная на производимое фирмой количество товара, она ровна P x Y. Издержки включают, как затраты на капитал, так и затраты на труд. Затраты на труд равны W x L, размеру ставки заработной платы W, умноженной на количество труда L. Затраты на капитал равны R x K, издержек использования одной единицы капитала R, умноженной на количество капитала K. Таким образом можно записать: прибыль = выручка - затраты на труд - затраты на капитал = PY - WL - RK. Для того чтобы увидеть, каким образом прибыль зависит от факторов производства, используем производственную функцию Y = F (K, L). Подставим ее вместо Y в приведенное выше уравнение и получим:

прибыль = PF (K,L) - WL - RK.

  Конкурентная фирма принимает цены на факторы производства и свою продукцию как данные и выбирает такие количества труда и капитала, которые максимизируют прибыль.

 

             Спрос фирмы на фактор производства.

             Предельный продукт труда. Чем больше труда фирма использует в процессе производства, тем больше продукции она производит. Предельный продукт труда (MPL) - это дополнительное количество производственной продукции в результате использования дополнительной единицы труда. Другими словами, если фирма покупает дополнительно часть труда, объем ее выпуска увеличивается на MPL единиц. Можно выразить это алгебраически, используя производственную функцию:

MPL = F (K,L + 1) - F(K,L).

Первый член правой стороны уравнения характеризует объем производства при К единицах капитала и L +1 единицах труда; второй член - объем производства при К единицах капитала и L единицах труда. Это уравнение показывает, что предельный продукт труда - есть разница в объемах производства при использовании L +1 и при использовании L единиц труда.

 

             Большинство производственных функций обладают свойством убывающего предельного продукта: при постоянной величине используемого капитала происходит следующее - чем больше количество используемого труда, тем меньше предельный продукт каждой дополнительной единицы труда. 

 

             От предельного продукта труда к спросу на труд.

             Когда конкурентная, максимизирующая прибыль фирма решает вопрос о том, нанимать или не нанимать дополнительную единицу труда, она прежде сего думает о том, как это повлияет на ее прибыль. Фирма сопоставляет дополнительную выручку от выпуска дополнительной продукции, полученную при использовании дополнительного количества труда, с величиной увеличения затрат на заработную плату. Объем дополнительный поступлений зависит как от цены на товар, так и от предельного продукта. Так как дополнительная единица труда производит MPL единиц продукции и каждая единица продукции продается за Р, дополнительные поступления составляют Р x MPL.  

 

 

 

Дополнительные затраты на покупку дополнительной единицы труда равны величине заработной платы W. Следовательно, изменения прибыли от привлечения дополнительной единицы труда составит:

(P x MPL) - W

 

До тех пор, пока дополнительные поступления P x MPL превышают ставку заработной платы W, дополнительная единица труда увеличивает прибыль. Следовательно, до тех пор пока MPL не снизится до величины, где дополнительная выручка равна величине заработной платы. Спрос фирмы на труд определяется равенством:

P x MPL = W

Или

 MPL = W / P.

 

              W / P - это реальная заработная плата, плата за труд, выраженная в единицах произведенной продукции, а не в долларах. Для того чтобы максимизировать прибыль, фирма нанимает работников до тех пор, пока предельный продукт труда не станет равен реальной заработной плате. Так как MPL снижается по мере роста количества труда, кривая на графике наклонена вниз, При какой-либо данной величине реальной заработной платы фирма продолжает нанимать работников вплоть до точки, где MPL становится равной величине заработной платы. Следовательно, график MPL представляет собой кривую спроса фирмы на труд.

 

 

 

 

Предельный продукт капитала и спрос на капитал.

             Решение о том, сколько использовать капитала, фирма принимает таким же образом, как и решение о количестве используемого труда. Предельный продукт капитала - это дополнительный объем выпущенной продукции, полученной от использования дополнительной единицы капитала.

MPK = F (K + 1, L) - F (K,L)

Таким образом, предельный продукт капитала есть разница между количеством произведенной продукции с использованием К + 1 и использованием К единиц капитала. Так же как и в случае с трудом, предельный продукт капитала убывает.

Прирост прибыли = (P x MPK) - R.

Что бы максимизировать прибыль, фирма будет продолжать приобретать дополнительное оборудование до тех пор, пока MPK не снизится до реальной цены капитала: MPK = R / P.

Реальная цена капитала - это издержки использования одной единицы капитала, выраженные в единицах товара, а не в денежных единицах.

 

      Конкурентная фирма, стремящаяся к максинизации прибыли, при решении вопроса о том, сколько использовать труда и сколько - капитала, следует простому правилу: фирма предъявляет спрос на каждый из факторов производства до тех пор, пока предельный продукт этого фактора производства не сравняется с реальной ценой на него.

 

             Распределение национального дохода.

Если все фирмы в экономике являются конкурентными и максимизирующими прибыль, тогда на каждый из факторов производства приходится ровно столько, сколько предельного продукта он добавляет общему объему выпускаемой продукции. Другими словами, реальная заработная плата каждого работника равна MPL, а компенсация издержек на оборудование, уплаченная каждому собственнику капитала равна MPK. Общие реальные расходы на заработную плату, таким образом, составляют MPL x L, а общая сумма реального дохода собственников капитала равна MPK x K. Доход, остающийся в распоряжении фирм после того, как они оплатили расходы на все факторы производства, называется экономической прибылью собственников фирм. Реальная экономическая прибыль равна:

экономическая прибыль = Y - (MPL x L) - (MPK x K).

Так как нашей целью является изучение распределения национального дохода, мы перегруппируем члены равенства следующим образом:

Y = (MPL x L) + (MPK x K) + экономическая прибыль.

Отсюда видно, что национальный доход распределяется на доход собственников капитала, на доход работников и экономическую прибыль. Если предложить, что производственная функция обладает свойством постоянной отдачи масштаба, то окажется, что экономическая прибыль должна быть равна нулю, т.е. после того, как оплачены факторы производства, ничего не остается.

      Следовательно, весь доход распределяется на платежи за капитал и платежи за труд в соответствии с их предельной производительностью.

     Спрос на товары и услуги.

     Потребление.

   Все формы потребления составляют две трети ВНП. Домашние хозяйства получают доход от труда и собственности на капитал, платят налоги правительству, а затем решают, какую часть своего дохода после вычета налогов использовать на потребление, а какую – на сбережения. Доход, получаемый домашними хозяйствами, равен произведенному экономикой продукту Y. Затем правительство облагает домашние хозяйства налогом в объеме T. Следует, располагаемый доход, та часть,которая осталась после уплаты всех налогов, Y - T. Люди делят свой располагаемый доход на потребление и сбережение.

      Предположим, что объем потребления прямо зависит от уровня располагаемого дохода. Чем выше располагаемый доход, тем выше объем потребления. Таким образом,

C = C (Y - T).

Зависимость между объемом потребления и располагаемым доходом называется функцией потребления.

  Предельная склонность к потреблению (MPC) – это величина, на которую изменяется объем потребления с увеличением располагаемого дохода на один доллар. Обычно MPC принимает значения в интервале от 0 до 1. Поэтому если домашние хозяйства получают дополнительный доллар дохода, часть ее идет на сбережения.

 

      Инвестиции.

    Количество инвестиционных товаров, на которые предъявляется спрос, зависит от величины ставки процента. Поскольку ставка процента измеряет стоимость финансирования инвестиционных проектов, увеличение ставки процента приводит к тому, что уменьшается количество прибыльных инвестиционных проектов и, таким образом, сокращается спрос на инвестиционные товары.

   Экономисты проводят различие между номинальной ставкой процента и реальной ставкой процента. Обычно под термином «Ставка процента» подразумевается номинальная ставка процента: эта ставка процента, которую платят инвесторы за заем денег. Реальная ставка процента – это номинальная ставка процента, скорректированная на воздействие инфляции.

  Связь между реальной ставкой процента r и инвестициями I может быть выражена следующим образом: I = I (r).

         

Государственные закупки являются третьим компонентом спроса на товары и услуги. Эти закупки являются лишь одним видом государственных расходов. Другой тип включает трансфертные платежи домашним хозяйствам. Однако в отличие от государственных закупок трансфертные платежи не являются частью спроса на произведенные экономикой товары и услуги. Поэтому они не включены в переменную G.

  Трансфертные платежи, тем не менее, косвенно влияют на спрос на товары и услуги, являясь противоположностью налогов: они увеличивают располагаемый доход домашних хозяйств так же, как налоги уменьшают его. Располагаемый доход Y - T   включает как негативное налогов, так и позитивное воздействие трансфертных платежей.

   Если объем государственных закупок равен величине налогов минус размер трансфертных платежей, то G =T и правительство имеет сбалансированный бюджет.

 

 

Если G превышает Т, правительство сводит бюджет с дефицитом, который финансирует­ся путем увеличения государственного долга, т.е. заимствования на финансовых рынках. Если G меньше Т правительство сводит бюджет с положительным сальдо, которое оно может использовать на оплату своих непогашенных займов и сокращение своего долга.

Мы принимаем объем государственных закупок и налоговых поступлений за экзогенные переменные.

G=G,

Т = Т.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.124 с.