Преимущества и недостатки налоговых реформ — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Преимущества и недостатки налоговых реформ

2019-12-17 238
Преимущества и недостатки налоговых реформ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как известно, понятие «налоговая реформа» имеет несколько значений. Это и сам факт, и, в то же время, способ кардинального изменения налоговой системы, постоянное стремление к совершенствованию которой, а отсюда, - и определенная нестатичность (не путать с нестабильностью) - вполне нормальное, продиктованное самой жизнью, явление. Особенно, если речь идет о корректировке самой траектории налоговой системы, вызванной пересмотром методологических и концептуальных основ налоговой политики.

Для того, чтобы вводимая налоговой реформой налоговая система была хорошо понята, а значит - и принята населением и предпринимателями, положения относящегося к ней законодательства должны быть предельно четко сформулированы, ясно изложены и не допускать неоднозначного толкования или двусмысленности, чтобы налоговые инструкции их только разъясняли, но ни в коем случае не корректировали и подменяли.

В настоящее время перед страной стоит задача закрепить и развить позитивные тенденции, проявившиеся в экономике. Особая роль принадлежит налоговой системе, где должны быть найдены оптимальные пропорции прямых и косвенных налогов, налогов с юридических и с физических лиц, налогов на прибыль и на капитал, федеральных и местных налогов.

В посткризисный период проведены и проводятся серьезные реформы в области налогообложения.

Принята и действует Налоговый Кодекс, реформируются прямые и косвенные налоги. Налоговая система приобретает единый комплексный характер, воздействует на все стороны в жизни общества.

С помощью налоговой системы можно проводить протекционистскую экономическую политику или обеспечить политику фритредерства, то есть свободы товарному рынку. Путем определения государственных приоритетов можно, используя дифференцированные налоговые ставки и налоговые льготы, придавать производству желаемое направление. Наконец, налоги создают основную часть государственных доходов, а также доходов региональных и местных бюджетов, обеспечивая тем самым возможность воздействовать на экономику через расходную часть бюджета. [8]

Налоговое воздействие на развитие экономики может быть не только стимулирующим, но и сдерживающим. Подобная необходимость порой возникает для регулирования развития местностей с высокой концентрацией производства и населения. Чрезмерная концентрация хозяйственной деятельности и населения может привести к резкому обострению проблем сохранения окружающей природной среды, энерго - и вообще ресурсообеспечения и т.д.

В основе ограничивающих мер лежит дополнительное налогообложение, отмена налоговых льгот и лицензирование предпринимательской деятельности. Проблемы экологии и сохранения ландшафта во всех странах решаются обычно через налоги.

Роль налоговой системы в реформе экономики возрастает с введением в действие части первой Налогового Кодекса.

Налоговый Кодекс устанавливает общие принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения в действие, изменения и отмены, сборов и пошлин, принципы установления региональных и местных налогов. Кодекс четко определяет правовое положение налогоплательщиков, налоговых агентов, кредитных учреждений, налоговых органов, всех участников налоговых отношений. Практически речь идет о формировании новой отрасли права - налогового права с глубокой проработкой всех его элементов. В стране создается единая комплексная система налогов и сборов, обеспечивающая выполнение налогами не просто фискальных, а всех их многообразных функций по экономическому регулированию рыночной экономики.

При проведении любой реформы возникает вопрос о гармоничном соотношении прямых и косвенных налогов.

Классификация налогов на прямые и косвенные известна с глубокой древности. И тогда же возникла дискуссия о целесообразности увеличения (или снижения) тех и других налогов.

Что прямые налоги уплачивает непосредственно сам налогоплательщик из собственных средств. Это налоги на прибыль, на доход, на имущество, на капитал, земельный налог и т.д.

Косвенные налоги характеризуются тем, что их плательщиком фактически выступает не сам налогоплательщик, а конечный потребитель его продукции (работ, услуг).

Косвенные налоги: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной и т.д. входят в цену товара, становясь таким образом налогами на потребление. Косвенный налог не всегда можно целиком переложить на потребителя, так как это зависит от емкости рынка и наличия платежеспособного спроса.

В конце прошлого века, пока не получил особого развития подоходного налога с физических лиц, роль косвенных налогов в бюджетах всех развитых стран была чрезвычайно велика.

Говоря о позитивных и отрицательных сторонах косвенных налогов, нельзя упускать из вида еще одно обстоятельство. Акцизы, как и таможенные пошлины, имеют не только фискальный характер. Они активно участвую в регулировании экономики. В частности, в создании одинаковой для всех предпринимателей конкурентной среды, а также в соблюдении интересов местных предпринимателей.

В ходе налоговой реформы были приняты прямо противоположные меры.

Противоречивость налоговой реформы была вынужденной, она диктовалась созданной кризисом экономической ситуацией и противоречивостью задач, которые приходилось решать.

Современная налоговая система была введена в Казахстане в начале 90-х годов. Необходимость быстрого и коренного изменения действовавшей системы была обусловлена изменением экономической политики, формированием рыночных отношений в казахстанской экономике. [9]

Разработчики экономических реформ по программе МВФ и те, кто начал внедрять эти реформы в казахстанскую экономику, идеализировали рыночную систему, фактически превратили формирование последней в самоцель. Считалось, что при переходе к рынку достаточно добиться либерализации экономики, ее открытости и макроэкономической стабильности любыми средствами, а затем рынок разрешит автоматически все проблемы. Некоторые экономисты в то время предостерегали от подобного подхода, считая более приемлемым для Казахстана проведение реформ в планово-рыночном направление - как это имело место в Японии, Китае и других странах, фактически получилось так, что богатый опыт и специфика экономики Казахстана оказались невостребованными. Впоследствии это отрицательно сказалось на ходе реформ в целом.

Теоретически при осуществлении перехода к рынку можно было бы просто скопировать налоговые законы, действующие в странах Западной Европы. Однако налоговые системы стран Западной Европы сложились в результате десятилетий функционирования рынка, действуют в относительно устойчивой экономике. Такой экономической ситуации на начало проведения рыночной реформы в Казахстане просто не было. Поэтому при механическом заимствовании западного опыта, пригодного для высокоразвитой системы рыночных отношений и основанного на длительном эволюционном развитии, игнорируется реальное состояние экономики Казахстана, где рыночные отношения формируются в «шоковом» режиме, а структуры рынка скорее можно назвать переходными, чем сложившимися.

Переход к рынку любой ценой потребовал принятия законодательства о новой налоговой системе, правил и инструкции, регламентирующих ее деятельность, дающих возможность управлять этой системой, а также создания надлежащего налогового механизма. Для казахстанских условий начало 90-х годов была избрана налоговая система по американскому образцу. В структуре налоговых отношений вместо ряда действующих налогов, характерных для административно-командной системы, главное место было отведено новой совокупности налогов, соответствующих формированию рыночных отношений в стране. Существенно изменилась экономическая суть многих ранее действовавших налогов. [10]

Казахстанская экономика становится все более открытой для мирового бизнеса. Все это приводит к необходимости по-новому подойти к проблеме анализа и формирования налоговой политики и налоговой системы.

Анализ показывает, что действующая налоговая система обладает целым рядом существенных недостатков. Она с самого начала не соответствовала экономической обстановке в стране.

Самым крупным недостатком нынешней налоговой системы является чрезмерное преобладание в ней фискальной направленности. Все другие функции налоговой системы не выполняются вообще. Высокий уровень налогового давления на налогоплательщика, чрезмерность налогового пресса для законопослушных налогоплательщиков угнетают экономику Казахстана, выполняют абсолютно разрушительную роль. В самом начале перестройки экономической и налоговой политики были введены завышенные ставки НДС. В противовес этому оппонентами предлагались умеренная суммарная налоговая ставка.

Завышенная совокупная налоговая ставка приведет к негативным последствия:

· спаду отечественного производства, ухудшению его структуры и ослаблению позиций казахстанских товаропроизводителей на внутреннем и международном рынках;

· тотальному стремлению производителей всех форм собственности к уходу от налогообложения;

· утечке капиталов за рубеж;

· криминализации хозяйственной жизни, нарастанию «теневой экономики.

Число налогов должно быть сокращено в несколько раз, должны быть упрощены процедуры их взимания

Налоговое бремя должно быть снижено, а налогоплательщикам предоставлено право, выводить из-под налогообложения расходы, необходимые для извлечения прибыли, увеличения инвестиционной деятельности, ускорения научно-технического прогресса

Следует реально обеспечить защиту налогоплательщиков. Налогоплательщик должен быть всегда прав и законодательно защищен от налогового произвола.

Должны быть перекрыты существующие способы легального и нелегального ухода от налогообложения, создана эффективная система контроля за правильностью уплаты налогов

Региональные доходные части бюджета, а также органов местного самоуправления должны быть наделены твердыми источниками.

В статье рассмотрена лишь часть проблем реформирования налоговой системы Казахстана с точки зрения повышения эффективности казахстанской экономики и учета мировых экономических процессов. Но это, на мой взгляд, именно те основополагающие предложения, без реализации которых невозможно вывести страну из того тупика, в который ее завели нынешние неореформаторы.

Казахстан с 2009 года получил наиболее совершенное налоговое законодательство на постсоветском пространстве.

В 2008 году по уровню внутреннего валового продукта на душу населения Казахстан сравнялся с Россией. Факт всем не удивительный. Динамика экономического развития нашей страны такова, что уровень и качество жизни в Казахстане растут, как говорится, не по дням, а по часам.

Российское правительство, уже давно не только изучает опыт экономической политики своих казахстанских коллег, но и применяет некоторые ее элементы на практике. Достаточно вспомнить тот факт, что Казахстан первым, еще в период экономической депрессии сформулировал программу своего долгосрочного развития. Причем сразу до 2030 года.

"Необходимо привести налоговую систему в соответствие с задачами нового этапа развития Казахстана. Действующий Налоговый кодекс сыграл позитивную роль в экономическом росте, однако в настоящий момент его потенциал практически исчерпан", - заявил Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в своем Послании парламенту весной 2008 года (Послание Президента народу «Рост благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики» от 6 февраля 2008 года).

Если предыдущий кодекс можно назвать кодексом стабилизации казахстанской экономики, то новый, разработанный правительством, вполне достоин эпитета - кодекс развития. При его создании специалисты министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан ставили перед собой сразу несколько задач.

В первую очередь речь шла о необходимости упорядочить ныне существующую в стране и достаточно запутанную систему предоставления налоговых льгот отдельным предприятиям и бизнесменам. На сегодняшний день, по словам главы казахстанского государства, подобных преференций в стране существует более 170. И их количество постоянно растет. [11]

"На каком-то этапе мы поняли, что такие льготы уже не стимулируют развитие казахстанской экономики, а наоборот, порождают неравные условия конкуренции и ведут к росту коррумпированности государственного аппарата", - пояснил необходимость этого шага собеседник в министерстве экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан.

Вторая задача заключалась в необходимости сделать налоговую систему более удобной для добросовестных налогоплательщиков и менее обременительной для них. По задумке президента, это должно привести к уменьшению доли теневого сектора в казахстанской экономике и созданию таких условий для предпринимательства, при которых легальный бизнес являлся бы более привлекательным.

Наконец, в качестве третьей задачи правительство Казахстана поставило себе цель создать налоговые стимулы для диверсификации экономики страны и ухода от зависимости ее экспорта от мировых цен на энергоносители. И это лишь усиливает актуальность нового Налогового кодекса Казахстана.

Впрочем, вышеперечисленное можно отнести только к стратегическим целям нового Налогового кодекса. Но ведь есть еще и тактические. И их также немало. Правительство Казахстана попыталось сделать новый Налоговый кодекс нормативным актом максимально прямого действия. Для этого в него были включены положения пока действующих в стране подзаконных нормативных актов, принятых за последние пять лет. Была сделана и попытка максимально исключить возможность неоднозначного толкования отдельных статей документа.

Новый Налоговый кодекс Казахстана предусматривает 11 видов налогов. Среди них можно выделить корпоративный подоходный налог (КПН), индивидуальный подоходный налог (ИПН), налог на добавленную стоимость, социальный налог, единый земельный налог, налог на имущество и другие.

Ставки налогов в Казахстане будут значительно ниже ставок российских аналогов. Например, корпоративный подоходный налог не превысит 20 процентов. Для сравнения, отечественный налог на прибыль организаций составляет 24 процента. Социальный налог, в отличие от российского ЕСН, будет собираться по ставке 11 процентов от фонда оплаты труда.

Но самое интересное произойдет с казахстанским налогом на добавленную стоимость. После принятия нового Налогового кодекса ставка НДС в Казахстане должна стать одной из самых низких в мире.

Налог на добавленную стоимость, особенно в том виде, в каком он прописан в проекте Налогового кодекса Казахстана, - это вообще отдельная история.

Как отмечают эксперты, снижение налоговой нагрузки на бизнес, которое произойдет в Казахстане после вступления в силу нового Налогового кодекса, - вполне осознанный шаг руководства этой страны. " Налоговый кодекс должен предусматривать снижение общей налоговой нагрузки для несырьевых секторов экономики, особенно для малого и среднего бизнеса", - еще весной, выступая перед парламентом, дал указание правительству президент Назарбаев.

Но не менее важным представляется другое поручение Нурсултана Абишевича: "Новый кодекс должен приобрести характер закона прямого действия, ограждающего от вольного толкования его норм налоговыми службами, сочетать качество администрирования и интересы налогоплательщиков".

Более того, теперь казахстанские налогоплательщики не будут обязаны указывать в своих платежных документах большое количество реквизитов - БИК, ИИК, ЕКС и прочие. Будет введен и порядок автоматического зачета излишне уплаченных сумм налогов, пени, штрафов. Причем без предварительного заявления налогоплательщика.

Интересно, что новый Налоговый кодекс прямо обязывает правительство Казахстана создать с представителями бизнеса специальную комиссию, которая займется устранением административных барьеров в экономике республики.

Новый Налоговый кодекс Казахстана соответствует принципам определенности, справедливости, гласности и единства.

Одной из первостепенных среди них является проблема налогового регулирования доходов для стимулирования роста сбережений населения, с одной стороны, и инвестиции, - с другой (в той степени как первые по мере накопления являются источником вторых). Ведь это не только взаимосвязано между собой (между указанными показателями существует прямая зависимость), но и ведет к более высокому соотношению капитала и активов, капитала к труду, повышению дохода на душу населения.

Примерно такая же картина, как в торговле, только в меньших масштабах наблюдается на рынке услуг. Снижение платежеспособного спроса сразу после кризиса и постепенное оживление, которому в этой сфере весьма способствует наличие реальной конкуренции. Более трети услуг в настоящее время оказывается населению предприятиями различных негосударственных форм собственности и более четверти услуг оказывается частными индивидуальными предпринимателями.

Серьезные проблемы остаются в финансовой среде. Несмотря на, то что увеличилась прибыльность предприятий, о том безусловно свидетельствуют суммы налоговых поступлений в бюджетную систему страны, взаимная задолженность, не снижается. Растут и недоимки перед бюджетами всех уровней и государственными внебюджетными фондами. Вследствие низкой расчетной дисциплины предприятия и организации не могут в полной мере восстановить свои оборотные фонды, утраченные в период обострение кризиса. По этим же причинам остается чрезвычайно низкой инвестиционная активность. Отсутствие финансовых ресурсов предприятий приводит к увеличению доли бартерных операции, к выплате заработной платы работникам не деньгами, а продукцией предприятий. В итоге снижается прибыль, недопоступают в бюджет налоги на прибыль предприятий и организации и подоходный с физических лиц. Все это приводит к нарушению ритмичного производственного процесса. [12]

Одним из основных критериев состояния социально-экономического развития государства являются реальное поступление налогов и сборов бюджет, дополненное неналоговыми источниками доходов.

Роль налоговой системы в реформе экономики возрастает с введением в действие части первой Налогового Кодекса.

Налоговый Кодекс устанавливает общие принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения в действие, изменения и отмены, сборов и пошлин, принципы установления региональных и местных налогов. Кодекс четко определяет правовое положение налогоплательщиков, налоговых агентов, кредитных учреждений, налоговых органов, всех участников налоговых отношений. Практически речь идет о формировании новой отрасли права - налогового права с глубокой проработкой всех его элементов. В стране создается единая комплексная система налогов и сборов, обеспечивающая выполнение налогами не просто фискальных, а всех их многообразных функций по экономическому регулированию рыночной экономики.

На основе вышеизложенного можно сказать, что налоговые реформы Республики Казахстан стремятся достичь оптимального соотношении целей минимизации экономических издержек любых категорий налогоплательщиков (физических и юридических лиц) и одновременном обеспечить денежные поступления в бюджет.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.