Методы и приемы, используемые на уроках изобразительного — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Методы и приемы, используемые на уроках изобразительного

2019-12-17 181
Методы и приемы, используемые на уроках изобразительного 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

                                   искусства.

В рисунках ребенок изливает естественным и спонтанным образом свои чувства и эмоции. Он созидает и разрушает, убивает и воскрешает образы, соответствующие его уровню сознания, его манере чувствовать и объяснять окружающий мир. Со временем ребенок выражает в рисунке более развитый взгляд на окружающий мир, придавая ему все большее правдоподобие, делая рисунок более точным, реалистичным и выразительным.

    На уроках изобразительного искусства я также использую принцип от простого к сложному. Вначале мы наблюдаем, сравниваем, оцениваем, знакомимся с азами цветоведения и художественными материалами. И только затем, используя все эти навыки, переходим к творческим и поисковым композициям.

    Поэтапное выполнение работы, благотворно влияет на эффективность развития творческих способностей. Она предполагает:

- выбор сюжета

- подбор материала

- цветовая гамма

.

1. Урок по воображению и наблюдению.

 

    Самые первые уроки – это всегда настоящий праздник цвета! Обилие живых цветов, которыми украшен класс, это не только наглядно – активный антураж, создающий праздничную атмосферу на уроке, но это еще и фон для любования, всматривания, наблюдения в красоты природы. Красота цветов проникает в души детей, именно она будет главным эмоциональным импульсом в их творчестве.   

    На первых уроках дети знакомятся с тремя самыми главными и волшебными цветами. Дети узнают и о том, какие чудесные превращения происходят с ними, когда они сливаются друг с другом, они научатся смешивать их наблюдать и передавать красоты природы. Примером для одного из таких уроков послужит тема «Сказочные цветы», где ребята услышат маленькую сказку о том, как злой волшебник решил наказать художника, спрятав от него все краски и оставив только красную, синюю и желтую. Таким образом, они невольно будут вовлечены в игру, помогая художнику выйти из затруднительного положения, и вполне самостоятельно найти ответы на поставленные вопросы.

    Прежде чем ребята начнут работать красками, превратим их в эльфов. Так им будет интереснее и полезнее для работы, т. к. задача урока написать цветы сверху.

И пролетая над лугом или полем, эльфы не видят стеблей, а только красивый и пестрый ковер цветов с яркими пятнами, такие же, как у нас в классе.

    Ребенок привык раскрашивать цветом все, что он изображает, но сейчас для меня важно подвести его от раскраски к удивительному эффекту слияния цветов, а затем вывести на широкую свободную импровизацию, когда цветы начинают принимать самые невиданные очертания и формы. Но главное в этой работе – эмоциональное восприятие ребенком цвета, свободный и смелый поиск цветовых сочетаний, на основе трех основных и свободный полет фантазии.

    Здесь применялся в совокупности наглядный и игровой метод, который очень хорошо усваивается детьми. Эти методы хорошо применяются и в других темах на наблюдение природы: «Осенний дождик», «Каким бывает осеннее небо или море», «Стихии природы», «Ветер», «Гроза», «Какого цвета добро и зло», «Как зажечь костер», «Собирая осенние листья», «Морское дно», «Зимнее окно», «Симфония цвета» и т. д.     

        

           

    2. Знакомство с художественными материалами.Тематическое рисование.

 

    На втором этапе ребята отправляются в путешествие по стране художественных материалов. Они знакомятся с разнообразными художественными средствами и приемами, которые будут использованы в дальнейших творческих и декоративных работах.

    Гуашь, акварель, пастель, тушь и перо, уголек и сангина – каждый из этих материалов обладает своими эмоциональными образными возможностями. Знакомя ребят с различными материалами, учу детей создавать образы, используя выразительные способности этих материалов. Другая задача состоит в том, чтобы они могли узнавать их по внешним признакам.

    Итак, мы отправляемся с ребятами в страну художественных материалов.

    Я наблюдаю, сколько было радости и изумления в глазах маленьких художников, когда я принесла большую коробку акварели, настоящую палитру художника, коробку художественной пастели и сангины. На этих уроках я буду показывать ребятам, как работать всеми этими материалами и как их можно смешивать между собой. Ребята должны будут почувствовать прозрачную мягкость акварели и ее переходов, матовость и насыщенность гуаши, разнообразность штриховки разноцветной пастели, выразительность и четкость линий пера и уголька с сангиной.

    Темой первых уроков будет «Осень». Ребята опять услышат маленькую сказку о том, как поссорились разные краски между собой и решили выяснить, какая лучше и главней. Но я беру чистый лист бумаги и на глазах у детей рисую три разных осенних пейзажа, прямо на глазах у детей, используя особенности этих художественных средств. К концу спора красок ребята увидели три совершенно разных и красивых пейзажа. На одном солнечно – золотистая и радостная, на другом – мрачная и дождливая, а на третьем рисунке получилось сплетение радости и грусти. Радость – в яркой и сочной листве и многообразии красок, ну а грусть – в пронзительной синеве небес, в которой утопает золотой багрянец, в стаях улетающих птиц.

    Для еще большего эмоционального восприятия, я показываю ребятам репродукции картин художников: Левитана и Рериха, Саврасова и Васильева. Это поможет детям еще раз понять, как многолика и прекрасна осенняя природа.

    В практической работе ребята самостоятельно и индивидуально выберут себе материал и настроение в работе. Каждый ребенок создаст свою осень.

    По окончанию работы над этой темой, можно сделать выставку на школьных стендах. Собрав ребят вместе для коллективного просмотра. Предлагаю ребятам самим высказать свое мнение по работам. В ответах ребят прослеживается эмоциональная отзывчивость на все увиденное и услышанное на уроках.

    Здесь решались задачи нравственно – познавательного характера. Меня волновало не только то, что ребенку была дана информация, но и то, как он реагирует и воспринимает ее.

    На этом уроке, главным образом использовался наглядный и словесный метод, принцип доступности и активности. Обязательно нужно было создать условия детям для высказывания своих мыслей и чувств, и чтобы каждый ребенок был уверен в том, что его выслушают. По ответам детей можно проследить, как на основе своих наблюдений, он воспринимает искусство. Детская работа – это главный ответ на то, как глубоко он усвоил содержание темы и сумел слить ее со своими внутренними переживаниями.

 

        

 

 

   3. Рисование с натуры.

 

    Далее ребята продолжат знакомство с техническими средствами и с видом изобразительного искусства графики. Это будут графические материалы, они узнают о технике гризайль и монотипия, а также будут учиться рисовать с натуры.

    Вместе с познанием выразительных возможностей новых материалов продолжается приобщение учащихся к красоте природы, которая каждый раз для восприятия детей открывает все новые грани своего очарования и своеобразия.

    Здесь нам хорошо подойдут такие темы, как «Деревья как люди», «Хоровод осенних веток» или «Деревья проснулись».

    Хорошо художнику- живописцу. Он может выразить свои чувства и настроения при помощи цвета (напоминаю урок про осень). Другое дело – художник- график. Он располагает, куда меньшими возможностями. У него в запасе лишь только линия, штрих и пятно. Можно ли пользуясь этими выразительными средствами передать чувства и настроения?

    Карандаш, перо, уголь, сангина и тушь. Я показываю, какими свойствами он обладают при изображении. Какие тонкие и изящные линии и штрихи делает перо, смоченное тушью, а как мягко может рисовать уголек, но можно применить и совсем иной и новый способ ля достижении выразительности и эффектности рисунка. Этот прием потребовал предварительной подготовки. Лист ватмана я натерла воском или парафиновой свечкой, чтобы получился ровный восковой слой. А поверх него наношу кистью слой черной туши или черной гуаши. Когда тушь высохла, я показываю, как острым перышком выцарапывают рисунок веточки или дерева. Перо снимает слой туши, а из-под него выступает белый лист бумаги, как гравюра. Дети, конечно, удивлены, что можно рисовать не только по белой бумаге, но и по черной, когда уже получается совсем другое настроение.

    А можно рисовать и с помощью стекла, используя толь два или три цвета. Рисунок с помощью гуаши и стекла называется монотипией, рисование только тремя цветами (например, черным, коричневым и белым) – называется гризайль (серый). Этот вид рисования нам тоже сегодня подойдет.

    Я кладу на стол стекло. На него наношу гуашевую краску трех цветов, которые ассоциирую с каким-либо временем года. Стекло немного смачиваю водой, чтобы краски быстро не засыхали. Краску наношу на стекло, где предположительно будет земля и деревья. Затем берем лист бумаги и прикладываем его к стеклу и потом аккуратно снимаем бумагу со стекла – на ней остается отпечаток – оттиск. Он иногда получается совершенно неожиданным, а формы на отпечатке, – причудливыми и сказочными, вызывая различные ассоциации. Тонкой кисточкой завершаем картину, прорисовывая детали стволов, ветвей и листьев.

    Оказывается, что любой из этих материалов в руках хорошего рисовальщика, становится превосходным средством выражения красоты окружающего мира.

    Сегодня в нашем классе изобилие ветвей различных пород деревьев и коряжин. У каждого из них, как и у человека, есть свой характер. Вот изогнулись и повисли тонкие ветви березки, словно хрупкая девушка наклонилась к воде, а вот толстые ветви дуба, словно сильные, уверенные руки отца- защитника протянулись вверх, а рядом нарядный и кудрявый клен вместе с яркой рябинкой ведет разговор.

    И на этом уроке для меня важно, чтобы ребята смогли очеловечить эти образы, увидеть за каждой веточкой нежность, хрупкость или силу, уверенность, мощь. А передавать эти образы мы будем уже нам знакомыми графическими материалами.

    Теперь ребята понимают, что выразить многообразие характеров вполне под силу не только художнику – графику, но и им самим, если умело пользоваться выразительными средствами и характером линии.

  -Разве можно передать нежность, хрупкость, угловатой линией сангины?! А силу, мощь – тонкой, волнистой линией тонкого перышка?!

   Теперь можно начинать работу. Ребята рисуют с натуры ветки деревьев, выбирая материал и передавая характер в работе. Вариантность заданий на уроке изобразительного искусства позволяет творчески подходить к осуществлению поставленных задач. Широкое разнообразие вариантов внутри одной темы поможет избавиться от стереотипности и откроет простор для творческого самовыражения в дальнейшем.

 

    4. Декоративное рисование. Творческое задание.

 

    На предыдущих занятиях мы наблюдали и сравнивали природу, рисовали с натуры, знакомились с различными, художественными материалами, т. е. Набирались знаниями для творческой работы. Именно такие занятия дети любят больше всего, где они могут полностью раскрыться.

    Тема такого урока будет посвящена украшению платков. А называться она будет так: «О чем рассказывают украшения».

    Ребята входят в класс и видят везде развешанные прекрасные платки бабушек, мам, летние косыночки, на столах разложены старинные вышитые кисеты и мешочки. В классе даже стало светлее и уютнее от этой красоты. Но главное, что она будет активно «работать» на уроке, помогая мне вывести ребят за пределы обычного, бытового восприятия предметного окружения, поможет детям сделать открытие: все прекрасные платки – тоже искусство, в котором нашли воплощение щедрые мотивы цветущей земли, переосмысленной творческой фантазией художника.

    - А откуда художник черпает свое вдохновение, где он находит такие интересные завитки и витиеватые линии? Какие удивительные по цвету платки, какое многообразие узоров и цветов!

- Человек всегда жил в содружестве с природой, наблюдал ее, именно она вдохновляла художников. В наших платках тоже присутствуют элементы цветов и листьев, завитки веточек деревьев и разноцветные крылья бабочек. Художник не разрушает эту красоту, а подчеркивает ее, делает более выразительной и красочной.

Ребята вспоминают первые уроки, когда они были маленькими эльфами и рисовали сказочные цветы, вспоминают, как при помощи перышка они рисовали с натуры тонкие веточки рябинки и березки. И сегодня они, как настоящие художники, которые тоже наблюдали природу, будут придумывать украшения для своих художественных изделий.

-А какой платок вы бы выбрали для своих мам или бабушек?

Ребята увлеченно спорят, приводят свои доводы. В итоге мы вместе приходим к выводу, что платок – это настроение. Он может подчеркнуть красоту человека, а может не соответствовать ей. Темный платок может приглушить молодость, а яркий и броский – может подчеркнуть старость. Если за каждым предметом ребята научатся видеть нечто большее, чем сам предмет, в данном случае образ человека, то творческий процесс на уроке будет наполнен новым содержательным смыслом.

    Украшения… На этот раз мы будем рассматривать их, как украшения выражающие характер человека – силу, нежность, доброту.

- А как вы думаете, украшения могут рассказать о человеке?

Показываю очередной красивый старинный платок.

- Попробуйте рассказать о том, для кого он предназначен.

Я могла бы и сама это сделать, но сейчас важнее, чтобы это сделали ребята. Дети говорят, что такой платок, носила молодая девушка, добрая и веселая, как мама т. к. он яркий и на нем много цветов и завитков.

- А если представить, что на платке не цветы и бабочки, а львы и тигры?

- Кто бы мог надеть такой платок? Наверное, человек, обладающий силой и мужеством.

Ребята разобрались в том, для кого украшения и почему они так выглядят и могут передавать характер человека, рассказать, какой он.

   - А что бы вы предложили бы для своих платков? Дети предлагают звезды, солнышко, бабочек, луну, цветки и листья, грибы и веточки.

    -А теперь давайте посмотрим на платок, как на цельную, замкнутую композицию. В ней существует определенный порядок в расположении природных элементов. Я показываю схематично, как можно изобразить один из платков, пользуясь лишь линиями и геометрическими фигурами. Вместо букета цветов, листьев, стеблей – схема. Вначале не у всех получается, но постепенно ребята понимают, что от них требуется, и уже более уверенно справляются с работой.

    - Художник, прежде чем начнет изображать листья, веточки, цветы и т. д., продумывает композицию, а не располагает их бездумно и хаотично. Точно так же, как это сейчас я продемонстрировала. А потом эту схему можно заполнить и конкретными природными элементами. Предлагаю ребятам подумать, где можно расставить акценты – или в центре платка, или по углам. После подготовительной работы можно подключать свою фантазию, выполнив роспись платка. Только ребята не должны забывать, для кого они делают свои платки – для доброй мамы или строгой бабушки, или веселой сестренки.

   Хожу по рядам, смотрю за работой. Подхожу к Алине, она так расстроена, что не передать. Для нее упавшая клякса на ее чудесном платке для мамы – настоящая трагедия.

    -Что будем делать?! Еще одно мгновение и наша клякса превратится,… Во что бы ты хотела ее превратить? В бабочку, она красивая, как мама. Легкое движение кисти и кляксы нет, а есть нарядная бабочка. Показываю ее ребятам и советую – если случится беда, прибегите к волшебному превращению. Вот и все разрешение проблемы. А все могло бы случиться по-другому. Можно было бы поругать за неопрятность и неряшливость. В этом случае ребенок бы пострадал и еще сильнее расстроился, замкнулся и отошел бы еще дальше от учителя. А сейчас душа его раскрылась в благодарности, как та бабочка, из кляксы

      Состояние, которое испытывают ребята, выполняя эту работу не только – творческий поиск, но и еще это прекрасный момент, когда они в мыслях о своих близких и дорогих людях. Сейчас это не бездушное и механическое заполнение квадрата различными узорами, а работа, наполненная эмоционально – смысловым содержанием. И чем чаще ребенок будет испытывать подобное состояние души, тем заметнее будет его рост, как творческой и гармоничной личности.

    Здесь использовались наглядный и словесный методы в сочетании с практическими. Принцип научности, доступности, наглядности, активности детей.

    Для таких заданий хорошо подходят темы: «Костюм, который не для всех», «Добрые и злые образы», «Наша посуда», «Маски и куклы», «Роспись предметов нашего быта» «Игрушки» и т. д.

 

5. Коллективная, творческая работа.

 

На четвертом, заключительном этапе ребята будут использовать весь арсенал своих знаний и умений для создания большой коллективной работы.

    Конец учебного года. До его завершения осталось несколько встреч. На этом уроке ребятам предстоит выполнить очень серьезную коллективную работу. Общими усилиями создать коллективное панно «Весна, шум птиц». В нем они творчески воплотят все знания и весь эмоционально – образный багаж, накопленный за год. Если им удастся творчески воплотить весь арсенал средств художественной выразительности, то они сумеют передать образ пробуждающейся природы. А образ ее складывается из многих компонентов. Это разные по характеру деревья, стоящие в нежно – голубой дымке, это и звонкие стремительные ручейки – первые вестники пробуждения, это и первые наполненные радостным щебетом хлопоты птиц, это и пробуждающаяся земля, палитра которой насыщена богатым разнообразием оттенков цветов – теплых и холодных, звонких и глухих.

    - Ребята, давайте, еще раз внимательно всмотримся в картины художников, чтобы увидеть, как они использовали знакомые нам средства художественной выразительности, для того чтобы наполнить картины чувствами и ощущениями жизни.

- Скажите, в картине какого художника образ весны более нежный, светлый? От чего это зависит? А если бы в картине И. Левитана «Весна. Большая вода» вместо нежных, тоненьких стволов были изображены мощные стволы дубов, изменилось бы настроение, каким бы оно стало?

Обилие вопросов на уроке связано с тем, что перед практической работой ребята должны осознать и наглядно убедиться какими художественными и выразительными средствами они должны будут пользоваться. Ребята уже выполняли коллективные работы, но на этот раз в работу подключится весь класс, и каждый ребенок сумеет убедиться в реальности результатов своей творческой работы и соотнести их с результатами творческих усилий всего коллектива.

    На полу расстелены две трехметровые, широкие бумажные ленты, на каждую из которых предварительно нанесен определенный цветовой фон с определенным настроением. Его сделали желающие ребята в продленке. Разбиваю класс на несколько творческих групп. Пока ребята из одной группы рисуют и вырезают птиц, другая творческая группа рисует разные по характеру деревья с передачей пространственных планов. Затем новая группа ребят изображает пастелью струящиеся ручейки или тихие заводи, зеленую дымку вокруг деревьев и первые подснежники, а группа, работающая до нее, включается в общую работу.

    Когда панно ожило, наполнилось весенним дыханием, к нему подходят ребята с готовыми птицами, раскладывают их и приклеивают в определенном ритме среди чудесной панорамы весенней природы.

    Рассматриваем панно все вместе. В нем были использованы разные, уже знакомые технические средства, поэтому оно получилось такое интересное. Ребят переполняет чувство гордости за свою работу.

    Теперь этим панно можно украсить школьный коридор или стенд. Коллективная и творческая работа дает возможность поверить в свои творческие силы и возможности. Последние минуты урока – кульминационные. В этот момент душа ребенка совершает открытие той красоты, которую он, может быть, не замечал ранее. Ребенок начинает ощущать роль и значение творчества и искусства как одно целое, начинает по-новому ощущать их силу и доброту.

    Б. Неменский считал коллективную творческую работу – одним из самых эффективных методов развития творческих способностей, т. к. в такой работе нет нетворческих детей, каждый что-то делает для общего рисунка по мере своих сил. А темы здесь можно использовать самые разные: «Мой город», «Парк» и т. д.

 

                       Содержание.

1. Теоретическая часть.

Введение.

Особенности обучения на уроках творчества.

Пути и способы развития интереса к творчеству на уроках изобразительного искусства и художественного труда.

Виды творческой деятельности, используемые на уроках.

2. Практическая часть.

Методы развития творческих способностей у детей

  6-9 лет.

Методы и приемы, используемые на уроках

Художественного труда.

Методы и приемы, используемые на уроках изобразительного искусства.

3. Заключение.

 

4. Приложение.

                      Приложение.

1. Марина Левина. «365 веселых уроков труда» - издательство Рольф Москва 2000 г.

 

2. С. Корнилова, А. Галанов. «Уроки изобразительного искусства для детей 5-9 лет» - издательство Рольф Москва 2000 г.

 

3. Н.А. Горяева. «Первые шаги в мире искусства» - издательство Просвещение Москва 1991г.

 

4. В.И. Левин «Воспитание Творчества» - Томск: Пеленг, 1993г.

 

5. В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов - «Детство творческой личности» - спб.: издательство Буковского, 1994 г.

 

6. Энциклопедический словарь юного художника - сост. Н.И. Платонова, В.Д. Синюков – М.. Педагогика, 1983 г.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.