Метод расчета и анализа индекса цен — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Метод расчета и анализа индекса цен

2019-12-17 51
Метод расчета и анализа индекса цен 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Важное значение в статистических исследованиях коммерческой деятельности имеет индексный метод. Полученные на основе этого метода показатели используются для характеристики развития анализируемых показателей во времени, по территории, изучения структуры и взаимосвязей, выявления роли факторов в изменении сложных явлений.

Индексы широко применяются в экономических разработках государственной и ведомственной статистики.

Статистический индекс — это относительная величина сравнения сложных совокупностей и отдельных их единиц. При этом под сложной понимается такая статистическая совокупность, отдельные элементы которой непосредственно не подлежат суммированию.

Например, ассортимент продовольственных товаров состоит из товарных разновидностей, первичный учет которых на производстве и в оптовой торговле ведется в натуральных единицах измерения: молоко — в литрах, мясо — в центнерах, яйцо — в штуках, консервы — в условных банках и т.д. Для определения общего объема производства и реализации продовольственных товаров суммировать данные учета разнородных товарных масс в натуральных измерителях нельзя. Не подлежат непосредственному суммированию и данные о количестве произведенных и реализованных различных видов непродовольственных товаров. Было бы, например, бессмысленно для получения общего объема реализации суммировать данные о продаже тканей (в метрах), костюмов (в штуках), обуви (в парах) и т.д.

В этих сложных статистических совокупностях единицами наблюдения являются товары с различными потребительскими свойствами. Данные о натурально — вещественной форме реализации отдельных товарных разновидностей непосредственному суммированию не подлежат. Для получения в сложных статистических совокупностях обобщающих (суммарных) величин прибегают к индексному методу.

Основой индексного метода при определении изменений в производстве и обращении товаров является переход от натурально — вещественной формы выражения товарных масс к стоимостным (денежным) измерителям. Именно посредством денежного выражения стоимости отдельных товаров устраняется их несравнимость как потребительских стоимостей и достигается единство.

Ведущая роль в статистическом изучении динамики цен принадлежит индексному методу.

В зависимости от степени охвата подвергнутых обобщению единиц изучаемой совокупности индексы подразделяются на индивидуальные (элементарные) и общие.

Индивидуальные индексыхарактеризуют изменения отдельных единиц статистической совокупности. Так, например, если при изучении оптовой реализации продовольственных товаров определяются изменения в продаже отдельных товарных разновидностей, то получают индивидуальные (однотоварные) индексы.

Общие индексывыражают сводные (обобщающие) результаты совместного изменения всех единиц, образующих статистическую совокупность. Пример, показатель изменения объема реализации товарной массы продуктов питания по отдельным периодам будет общим индексом физического объема товарооборота.

Важной особенностью общих индексов является то, что они обладают синтетическими и аналитическими свойствами.

Синтетические свойства индексов состоят в том, что посредством индексного метода производится соединение (агрегирование) в целом разнородных единиц статистической совокупности.

Аналитическиесвойства индексов состоят в том, что посредством индексного метода определяется влияние факторов на изменение изучаемого показателя.

Для определения индекса надо произвести сопоставление не менее двух величин. При изучении динамики социально-экономических явлений сравниваемая величина (числитель индексного отношения) принимается за текущий (или отчетный) период, а величина, с которой производится сравнение — за базисный период. [13]

Основным элементом индексного отношения являетсяиндексируемая величина. Под индексируемой величиной понимается значение признака статистической совокупности, изменение которой является объектом изучения. Так, при изучении изменения цен индексируемой величиной является цена единицы товара p. При изучении изменения физического объема товарной массы в качестве индексируемой величины выступают данные о количестве товаров в натуральных измерителях q. Стоимость продукции обозначается через s.

Индивидуальные индексы принято обозначать i, а общие индексы - I.

 Сравнение цен одного товара осуществляется с помощью индивидуального (однотоварного) индекса цен:

                                          

 

где pi1 – цена на товар в текущем периоде,

pi0 – цена на товар в базисном периоде.

Основной формой индекса цен для совокупности разнородных товаров является агрегатный индекс. Цены различных товаров (например, кондитерских изделий и компьютеров) складывать бессмысленно. Несуммируемость элементов совокупности преодолевается путем взвешивания каждой цены по количеству проданных товаров. Сумма произведений цен товаров на их количество составляет товарооборот совокупности товаров. Чтобы выявить непосредственно изменение цен, необходимо зафиксировать показатели количества на одном из уровней: - базисного периода времени (формула Ласпейреса):

 

где qi0 – объем продаж в базисном периоде,

qi1 – объем продаж в текущем период;

 

- текущего периода времени (формула Пааше):

  

Четкость интерпретации, экономический смысл и удобство практического расчета формулы Ласпейреса сделали ее самой популярной в мире для расчета индекса потребительских цен, который показывает, во сколько раз изменились бы потребительские расходы в текущем периоде по сравнению с базисным, если бы при изменении цен уровень потребления оставался прежним. Такой расчет корректен при отсутствии значительных количественных и качественных изменений в структуре потребления (во времени и по территории, если индекс рассчитывается для нескольких регионов).

Изучение динамики розничных цен (например, для получения дефлятора, позволяющего рассчитать стоимостные показатели от четного периода в сопоставимых ценах) должно быть максимально приближено к совокупности товаров, произведенных в отчетном периоде. Результат расчета по формуле Пааше показывает, во сколько раз сумма фактических затрат населения на покупку товаров больше (меньше) суммы денег, которую население должно было бы заплатить за эти же товары, если бы цены оставались на уровне базисного периода.

Статистическим анализом доказано, что в долговременном аспекте формула Пааше занижает реальное изменение цен вследствие общественной отрицательной корреляции (относительный вес товара падает, если цена его возрастает).

Доказано, что наилучший линейный индекс лежит между индексами, вычисленными по формулам Ласпейреса и Пааше. Зарубежные статистики пытались найти компромиссную формулу.

Формула Эджворта - Маршалла:

 

формула (4) улавливает сдвиги в структуре покупок, но привязана к условной структуре товарооборота, не характерной ни для одного реального периода, не имеет прямого экономического смысла. Ее расчет встречает препятствия в сборе материалов.

Наиболее удачным компромиссом многие экономисты считают «идеальный» индекс Фишера:

 

который оценивает не только набор товаров базисного периода по ценам текущего, но и набор товаров текущего периода по ценам базисного. Применяется в случае трудностей с выбором весов или значительного изменения структуры весов.

Численные значения индексов, рассчитанных по различным формулам на основе одних и тех же данных, отличаются и порой значительно, особенно в годы резких изменений уровня цен и связанного с этим изменения структуры спроса. Отдать предпочтение одной формуле трудно: разные цели диктуют применение индексных форм, имеющих разный экономический смысл. Отказ от концепции единственного индекса цен в пользу концепции системы индексов позволит дать обобщающую характеристику и оценку основных причин изменения розничных цен. Но поскольку все же индексный метод не универсален, а отражает лишь тенденцию движения цен, то нельзя требовать большей определенности от рассчитанных индексов. Кроме того, на чистоту результатов огромное влияние оказывает достоверность исходных материалов, особенно ошибка выборки, степень представительности товаров, включенных в расчет. [2]

 

Таблица 3. - Об индексе потребительских цен в ноябре 2009 года:

В ноябре индекс потребительских цен составил 100,3%, за период с начала года - 108,4% (в ноябре 2008г. - 100,8%, за период с начала года - 112,5%).

                                        

 

 

                                           в процентах

 

Ноябрь 2009 г. к

 Справочно

Октябрю

2009 г.

Декабрю

2008 г.

Ноябрю

2008 г.

Ноябрь 2008 г. к

Октябрь 2009 г. к Сентябрю 2009 г.

Октябрю 2008 г. Декабрю 2007 г. Ноябрю 2007 г.
Индекс потребительских цен 100,3 108,4 109,1 100,8 112,5 113,8 100,0
в том числе на:              
товары 100,4 107,5 108,1 100,9 111,7 113,1 100,0
продовольственные товары 100,3 105,5 106,6 101,3 115,3 117,2 99,5
продовольственне товары без плодоовощной продукции 100,2 106,5 107,6 101,3 116,3 117,7 100,0
непродовольственные товары 100,4 109,4 109,6 100,5 107,8 108,6 100,6
услуги 100,1 111,1 112,1 100,7 114,8 115,8 99,9

 

В ноябре в 6 субъектах Российской Федерации прирост потребительских цен составил 0,7% и более. Наибольшее увеличение цен и тарифов отмечалось в Курской и Липецкой областях - на 1,0% в результате удорожания услуг на 3,7% и 3,6% соответственно.

В Москве индекс потребительских цен за месяц составил 100,3% (с начала года - 109,3%), в Санкт-Петербурге - 100,4% (с начала года - 108,0%).

Таблица 4. - Индексы цен на отдельные группы и виды продовольственных товаров:

                                         в процентах

Продовольственные товары

Ноябрь 2009 г. к

Справочно

Октябрю

2009 г.

Декабрю

2008 г.

Ноябрю

2008 г.

Ноябрь 2008 г. к

Октюбрь 2009 г. к Сентябрю 2009 г.

Октябрю 2008 г. Декабрю 2007 г. Ноябрю 2007 г.
Продовольственные товары без алкогольных напитков 100,2 104,9 106,0   101,3 116,3 118,4 99,3
Хлеб и хлебобулочные изделия 100,1 102,4 102,7 100,4 125,6   126,3 100,2
крупа и бобовые 98,1 99,1 98,6 99,5     126,5 128,6 99,1
макаронные изделия 99,4 102,2 102,7 100,6 133,1 135,7 99,4
мясо и птица 99,6     105,3 106,6 101,7 120,7 121,9 100,1
рыба и море- продукты 99,1 111,1 113,6   102,4 112,6 113,8 98,8
молоко и молочная продукция 101,1 100,9 101,6 101,4 111,4 114,1 100,7
масло сливочное 103,2 104,3   105,0 100,9 109,8   112,0 101,2
масло подсолнечное 99,4 80,6 79,0 98,6 124,5 125,3 99,2
яйца 101,3 85,0 86,1 103,0 112,3 116,4 100,9
сахар-песок 99,5 142,2   141,0 98,6 107,8   106,8 94,9
Алкогольные напитки 100,4   108,5 109,4 100,8   110,0 110,8 100,3

 

В ноябре среди наблюдаемых видов молочных продуктов молоко цельное пастеризованное, молочный напиток пастеризованный и стерилизованный, творог различной жирности, сметана и молоко сухое стали дороже на 1,2-3,4%.

Среди остальных наблюдаемых видов продовольственных товаров на 0,6-2,1% увеличились цены на консервы рыбные, кулинарные изделия из птицы, сыры твердые и мягкие, мед пчелиный, варенье, джем, повидло, пиво отечественных марок, сдобные булочные изделия, отдельные виды кондитерских изделий. Кроме того, обеды в столовых организаций, кофе в организациях быстрого обслуживания, обеды и ужины в ресторане стали дороже на 0,5-0,7%.

Наиболее существенное снижение цен отмечалось на икру лососевых рыб, окорочка куриные, рис, пшено, крупы овсяную и перловую, филе рыбное и муку пшеничную - на 1,8-2,9%.

Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России в конце ноября составила 2107,7 рублей в расчете на месяц. По сравнению с концом октября его стоимость увеличилась на 0,3% (с начала года снизилась - на 0,4%).

Таблица 5. - Стоимость минимального набора продуктов питания и ее изменение по сравнению с предыдущим месяцем в субъектах Российской Федерации (кроме автономных округов, входящих в состав области):

Максимальная стоимость

Минимальная стоимость

субъект Российской Федерации рублей изменение стоимости набора, % субъект Российской Федерации рублей изменение стоимости набора, %
Чукотский авт.округ 6540,8 99,9 Республика Татарстан 1696,7 101,5
Магаданская область 3793,6 100,5 Ульяновская область 1723,0           100,5
Камчатский край 3696,7 100,4 Чувашская Республика 1742,0 99,5
Сахалинская область 3623,3 100,2 Тамбовская область 1749,2 97,7
Республика Саха (Якутия) 3512,5 100,3 Саратовская область 1762,7           100,9

Стоимость набора в Москве в конце ноября составила 2379,2 рубля и за месяц увеличилась на 0,4% (с начала года - на 1,7%), в Санкт-Петербурге - 2294,2 рубля и осталась без изменения по сравнению с предыдущим месяцем (с начала года - снизилась на 0,7%).

Таблица 6. - Индексы цен на отдельные группы непродовольственных товаров:

                                       в процентах

Непродовольственные

товары

Ноябрь 2009г. к

Справочно

Октябрю

2009г.

Декабрю

2008г.

Ноябрю

2008г.

Ноябрь 2008г. к

Октябрь

2009г. к

Сентябрю

2009г.

Октябрю 2008г. Декабрю 2007г Ноябрю 2007г.
Ткани 100,2 108,2 108,8 100,8 105,9   106,3 100,5
Одежда и белье 101,1 110,3 111,3   101,4 108,8 109,7   101,2
Трикотажные изделия     101,2 111,1 112,2 101,5 109,4   110,3 101,3
Обувь 100,9 109,8 110,3 101,3 107,8 108,4 101,4
Моющие и чистящие средства 100,3   112,2 113,3 101,7 116,4 117,1 100,3
Табачные изделия 100,4   118,1   119,0 101,2 115,2 116,2   100,6
Электротовары и другие бытовые приборы 100,3 108,9 109,4 100,8 105,1 105,4 100,3
Телерадиотовары 100,3 105,3 105,5 100,4 101,2 101,3 100,3
Строительные материалы 100,1 102,0 102,1 100,4 111,2 111,7 100,1
Бензин автомобильный 99,9 110,2 102,1 94,1 109,2 113,1   99,9
Медикаменты 100,4   117,0 119,3 102,2 114,2 114,9 100,3

 

В ноябре на 1,9-3,7% выросли цены на зимнюю одежду и обувь для детей и взрослых, трикотажные и меховые головные уборы из овчины или кролика. На 1,2-1,4% подорожали некоторые виды верхней осенней одежды и трикотажных изделий для детей и взрослых, меховых изделий, а также домашняя обувь для детей.

Среди наблюдаемых видов нефтепродуктов цены на дизельное топливо выросли на 1,6%. Одновременно бензин автомобильный марки АИ-92 (АИ-93 и т.п.) за месяц стал дешевле на 0,2%.

При среднем увеличении цен на медикаменты на 0,4% галазолин стал дороже на 6,5%, аспирин отечественный - на 4,8%, нитроглицерин - на 1,5%, амброксол - на 1,1%, дротаверин, анальгин отечественный, комбинированные анальгетики, амоксициллин и поливитамины с макро- и микроэлементами - на 0,2-0,6%. Вместе с тем, по остальным наблюдаемым видам медикаментов отмечалось снижение цен на 0,2-1,8%.

Кроме того, медицинские термометры ртутные и вата отечественная подорожали на 1,8% и 1,2% соответственно.

Среди остальных наблюдаемых видов непродовольственных товаров на 0,2-1,8% стали дешевле ткани из искусственного или синтетического шелка, коньки роликовые, подержанные легковые автомобили импортные, персональные компьютеры, общероссийские ежедневные газеты, телефонные аппараты сотовой связи и отдельные виды строительных материалов

Таблица 7. - Индексы цен и тарифов на отдельные группы и виды услуг:

                                             в процентах

Услуги

Ноябрь 2009г. к

Справочно

Октябрю

2009г.

Декабрю

2008г.

Ноябрю

2008г.

ноябрь 2008г. к

Октябрь

2009г. к

Сентябрю

2009г.

Октябрю 2008г.   Декабрю 2007г. Ноябрю 2007г.
Жилищно-коммунальные 100,2 119,4 119,6 100,5 116,2 116,4 100,4
жилищные 100,2 113,0 113,1 100,4   114,8 115,0 100,1
оплата жилья в домах государственного и муниципального жилищных фондов 100,3 114,6 114,6 100,1 113,3 113,3   100,2
содержание и ремонт жилья для граждан собственников жилья в результате приватизации 100,1 114,5 114,6 100,2 113,6 113,6 100,0
услуги по организации и выполнению работ по эксплуатации домов ЖК, ЖСК, ТСЖ 100,1 115,0   115,0 100,1 114,6   114,6 100,1
вывоз мусора 100,6 124,2 124,3 100,7   117,9 117,9 100,3
коммунальные 100,3 122,8   123,0   100,5 116,8 117,0   100,6
водоснабжение холодное и водоотведение 99,9     122,9 122,9 100,1 116,1   116,1   100,1
отопление 101,0 120,2   120,9 101,3 116,2 116,9 100,4
водоснабжение горячее 100,0 124,4 124,4 100,2 118,6   118,6   100,4
газоснабжение 99,9 124,1 124,1 100,0 122,9 122,9 103,5
электроснабжение 99,9 124,9 124,9 100,0 113,7 113,7 100,0
Медицинские 100,7   113,1 114,2   101,0 115,2 116,3 100,7
Пассажирского транспорта 99,7     105,0   108,1 101,2 119,0 123,5   98,7
Связи 100,1 102,8 103,4 100,0 101,4 101,5 100,2
Организаций культуры 100,6 110,5 111,5 101,0 114,5 115,0 101,5
Санаторно-оздоровительные 99,5 109,4 110,2 99,6 120,3 121,8 97,0
Дошкольного воспитания 100,7 116,1 116,5   101,5 120,2 120,7   100,4
Образования 100,2 108,1 108,4   100,3 115,6 116,0 100,5
Бытовые 100,6 109,2 110,4 101,5 117,3 118,6 100,5
Зарубежного туризма 98,6     105,9 110,6 100,1 117,7 118,3 97,2
Физкультуры и спорта 100,8 111,1   112,3 101,0 119,8 120,9 101,0
Страхования 99,8 102,0 102,1 100,3 103,6   103,6 99,5

 

В ноябре на фоне незначительного (на 0,1%) повышения цен и тарифов на услуги в целом услуги проводного вещания стали дороже на 1,8%.

На 0,8-1,4% выросли тарифы на проезд  в пригородных поездах, стоимость начального курса обучения вождению легкового автомобиля и услуг по удостоверению завещания, цены на занятия в плавательных бассейнах, на билеты в кинотеатры, а также на отдельные виды бытовых, медицинских, ветеринарных и посреднических услуг.

Вместе с тем услуги воздушного транспорта стали дешевле на 2,3%.

На 0,4-2,1% снизилась стоимость экскурсионных туров в европейские страны, поездок на отдых в Испанию и Турцию, поездок в Китай, а также путевок в санатории, пансионаты и дома отдыха на территории России.

Кроме того, на 0,6% и 0,2% соответственно снизилась стоимость подключения к сети Интернет и услуг по страхованию автомобиля.

 

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.