Институциональные структуры управления ЗВР — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Институциональные структуры управления ЗВР

2019-12-17 98
Институциональные структуры управления ЗВР 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Институциональные структуры и механизмы управления резервами опираются на законодательные основы, четко определяющие обязанности и полномочия центрального банка по управлению ими.

Если центральный банк управляет также средствами министерства финансов либо других министерств и ведомств, тогда инвестиционные цели и ограничения по управлению подобными средствами (вид используемых финансовых инструментов, уровень их надежности, сроки размещения и др.) должны четко прописываться и фиксироваться в соответствующем соглашении между центральным банком и министерством финансов либо другим министерством или ведомством[6].

Институциональные рамки должны способствовать обеспечению надлежащего управления и подотчетности, а также эффективного управления резервами. Четкое определение полномочий центрального банка по управлению резервами в законодательных актах и других документах в сочетании с раскрытием данной информации способствует усилению прозрачности и подотчетности и подтверждает тот факт, что центральный банк как орган по управлению резервами обладает необходимыми полномочиями по управлению ими.

Организационная структура центрального банка должна обеспечивать четкое распределение и разграничение обязанностей по управлению резервами. Данная структура должна охватывать все уровни центрального банка по управлению резервами от высшего звена до операционных звеньев, четко разграничивая обязанности и полномочия. Необходимо, чтобы иерархия принятия решений ограничивала риски, обеспечивая надлежащее управление резервами и эффективный контроль за данной деятельностью. Правильно сформулированное, хорошо документированное делегирование и ограничение полномочий обеспечивают однозначное понимание лицами, принимающими участие в управлении резервами, своей ответственности и пределы возложенных полномочий, а также взвешенное и прозрачное управление рисками и проведение лишь утвержденных операций.

Решения стратегического характера по управлению резервами принимает совет директоров (либо аналогичный по уровню орган управления), который определяет основные параметры операций по управлению резервами, склонность центрального банка к риску, наиболее предпочтительную компромиссную (сбалансированную) комбинацию различных видов риска (приемлемого для центрального банка уровня потерь) и уровня ожидаемой доходности.

Решения тактического характера по управлению резервами принимает инвестиционный комитет (либо аналогичный по уровню орган управления).

Реализация принятых решений осуществляется на операционном уровне - специалистами структурных подразделений, к компетенции которых относится непосредственное проведение операций по управлению резервами.

Контроль за соответствием данных операций установленным инвестиционным целям и ограничениям, а также контроль за их обоснованностью осуществляют руководители подразделений, к компетенции которых относится непосредственное проведение операций по управлению резервами.

Совет директоров принимает решения по:

• определению стратегических целей и ограничений при управлении резервами;

• определению подходов и методов по управлению рисками при управлении резервами;

• утверждению валютной структуры резервов и допустимых от нее отклонений;

• определению видов финансовых инструментов, в которые разрешается инвестировать резервы;

• выбору наиболее предпочтительных для инвестирования сегментов финансового рынка путем утверждения эталонных показателей и допустимых от них отклонений (отражают состав и структуру финансовых инструментов, в которые центральному банку целесообразно инвестировать резервы);

• определению подходов в выборе контрагентов для проведения операций по управлению резервами;

• утверждению лимитов на конкретных контрагентов центрального банка;

• определению методов, разрешаемых к использованию при управлении резервами;

• определению порядка проведения операций по управлению резервами;

• оценке подверженности центрального банка рискам при управлении резервами (как правило, не реже одного раза в год);

• осуществлению обзора деятельности по управлению резервами и оценке ее эффективности (как правило, не реже одного раза в год) и другим вопросам[7].

Инвестиционный комитет принимает решения по:

• выбору методов, которые целесообразно использовать при управлении резервами (из перечня методов, определенных советом директоров);

• конкретизации пределов отклонений от установленных эталонных показателей (в рамках допустимых отклонений, установленных советом директоров);

• утверждению инвестиционных решений (относится к проведению операций, по которым отсутствует документально рег-

• оценке подверженности центрального банка рискам при управлении резервами (как правило, не реже одного раза в месяц);

• осуществлению обзора деятельности при управлении резервами и оценке ее эффективности (как правило, не реже одного раза в месяц) и другим вопросам.

На операционном уровне принятие решений по проведению операций по управлению резервами распределяется между следующими подразделениями:

• фронт-офис (подготовка инвестиционных решений, непосредственное проведение операций);

• мидл-офис (внесение предложений по эталонным показателям, контроль за соблюдением установленных ограничений по рискам при управлении резервами, оценка эффективности управления резервами и подготовка соответствующей информации);

• бэк-офис (контроль за проведением операций на соответствие установленному порядку, расчеты по операциям, направленные на своевременное выполнение обязательств центрального банка);

• подразделение бухгалтерского учета (отражение операций в данных бухгалтерского учета). Специалисты центрального банка, участвующие в деятельности по управлению резервами, должны обладать знаниями и навыками в области численных методов, макро- и микроэкономики, анализа финансовой отчетности, корпоративных финансов, управления портфелем активов финансовых рынков и методов их анализа, в том числе анализа инвестиций в долговые обязательства, производных финансовых инструментов и другими. Кроме того, специалисты центрального банка, осуществляющие операции по управлению резервами, должны полностью понимать риски, связанные с их управлением, а также подходы к управлению рисками. Высокие требования к профессиональным знаниям и навыкам по всем аспектам управления резервами определяют потребность центрального банка в хорошо подготовленных кадрах.

Необходимым условием привлекательности места работы для высокопрофессиональных специалистов в области управления резервами и ограничения негативных последствий на случай неожиданного ухода из центрального банка работника, игравшего ключевую роль, является предоставление таким специалистам финансовых стимулов на уровне рыночных, в том числе хорошо продуманная программа повышения уровня квалификации персонала.

Система управления рисками

 

Управление резервами связано с рядом рисков. Система управления рисками в центральном банке должна строиться на основе управления контролируемыми рисками, то есть рисками, которые поддаются влиянию в результате определенных действий центрального банка. К ним традиционно относятся валютный, кредитный, ценовой (процентный), операционный, правовой риски и риск ликвидности.

Главной целью управления рисками является реализация превентивных мероприятий и мер, смягчающих размеры последствий (потерь) центрального банка. Основные этапы управления рисками центрального банка - их идентификация, оценка, оптимизация и мониторинг.

Система управления рисками центрального банка опирается на общепринятые принципы, включающие определение следующих параметров:

• валютная структура резервов, пределы отклонений от нее;

• перечень наиболее предпочтительных для инвестирования сегментов финансового рынка путем утверждения эталонных показателей и допустимых от них отклонений;

• максимально допустимый срок погашения финансовых инструментов, значение их модифицированной дюрации;

• инвестиционный горизонт;

• максимально допустимая доля финансовых инструментов в резервах, несвободная от кредитного риска (депозитов в иностранных коммерческих банках, негосударственных ценных бумаг иностранных эмитентов и др.);

• предельно допустимое значение показателя VaR, т.е. максимально допустимые потери при управлении резервами, которые могут возникнуть в рамках определенного периода времени с заданной вероятностью[8].

Установление перечисленных параметров направлено на минимизацию рисков, связанных с управлением резервами, и отражает фактическую склонность центрального банка к риску при управлении резервами, поэтому решения по данным параметрам принимаются советом директоров.

Валютная структура резервов устанавливается с целью ограничения валютного риска, определяется на основе ретроспективного анализа волатильности курсов валют (с целью минимизации потенциальных потерь из-за изменения курсов валют) с учетом возможной потребности в использовании резервов в той или иной валюте в будущем (главным образом для проведения интервенций). Применение прогнозных значений курсов валют при определении валютной структуры ограничено по причине субъективности данных прогнозов.

Доля драгоценных металлов в резервах и структура металлов устанавливаются с целью ограничения ценового риска. Эти параметры определяются на основе ретроспективного анализа волатильнос-ти котировок металлов (с целью минимизации потенциальных потерь из-за изменения стоимости металлов) с учетом возможной потребности в использовании резервов в том или ином металле в будущем.

Перечень финансовых инструментов, в которые центральный банк может инвестировать резервы, включая минимально допустимый кредитный рейтинг для эмитентов таких инструментов, устанавливается с целью ограничения кредитного, ценового (процентного) риска и риска ликвидности. Данный перечень формируется путем экспертной оценки существующих финансовых инструментов на предмет их соответствия целям и ограничениям по управлению резервами.

Эталонные показатели устанавливаются с целью минимизации кредитного, ценового (процентного) рисков, риска ликвидности и конкретизации уровня ожидаемой доходности. Возможные эталонные показатели определяются на основе ретроспективного анализа показателей доходности и риска отдельных сегментов финансового рынка, которые в наибольшей степени соответствуют целям и ограничениям по управлению резервами.

Максимально допустимый срок погашения финансовых инструментов, значение их модифицированной дюрации устанавливаются с целью минимизации ценового (процентного) риска и риска ликвидности. Эти параметры определяются экспертным путем, исходя из целей и ограничений по управлению резервами, на основе анализа возможных потерь по финансовым инструментам в зависимости от срока их погашения (величины модифицированной дюрации).

Инвестиционный горизонт устанавливается с целью минимизации риска ликвидности, определятся экспертным путем исходя из анализа существующих (возможных) обязательств центрального банка.

Максимально допустимая доля финансовых инструментов в резервах, несвободная от кредитного риска (депозитов в иностранных коммерческих банках, негосударственных ценных бумаг иностранных эмитентов и др.), устанавливается для минимизации кредитного риска. Данный параметр определяется экспертным путем с учетом целей и ограничений по управлению резервами, на основе анализа вероятности дефолта финансовых инструментов.

Максимально допустимые потери при управлении резервами, которые могут возникнуть в рамках определенного периода времени с заданной вероятностью (VaR), определяются с целью минимизации валютного, кредитного, ценового (процентного) рисков. Этот параметр устанавливается на основе ретроспективного анализа стоимости финансовых инструментов, вероятности дефолта по ним.

Минимизация операционных рисков при управлении резервами обеспечивается за счет четкого распределения и разграничения обязанностей (по непосредственному проведению операций, расчетов и осуществлению контроля за операциями, отражению операций в бухгалтерском учете, организации управления рисками и оценки эффективности операций) между различными подразделениями центрального банка. Дополнительная минимизация операционных рисков при управлении резервами обеспечивается за счет осуществления регулярных проверок адекватности внутреннего контроля при проведении операций по управлению резервами подразделением внутреннего аудита. В ходе данных проверок особое внимание должно уделяться:

• эффективности выполнения задач по управлению резервами;

• полноте выявления рисков при управлении резервами;

• наличию необходимых условий для минимизации рисков;

• эффективности систем внутреннего контроля[9].

 Для обеспечения управления резервами надежным и эффективным образом центральный банк должен осуществлять операции на рынках, обладающих достаточной глубиной и ликвидностью. Проведение операций на глубоких и ликвидных рынках обеспечивает их осуществление без затруднений и каких-либо нежелательных последствий для цен, влияющих на стоимость продажи центральным банком финансовых инструментов или на объем средств, требуемый для их приобретения.

Кроме того, взвешенное управление рисками центрального банка достигается за счет разделения резервов на несколько частей, или портфелей (траншей). Критериями при таком разделении резервов выступают уровень их ликвидности и сохранности (уровень риска), а также уровень ожидаемой доходности. При этом критерием для выделения части резервов в отдельный портфель могут выступать и специальные требования по выполнению задач, связанные с другими аспектами политики центрального банка. Разделение резервов на портфели способствует достижению компромисса между целями центрального банка по управлению резервами (обеспечение их сохранности, ликвидности и доходности). Оно происходит таким образом, чтобы первый портфель обладал максимальным уровнем сохранности и ликвидности (минимальным уровнем риска), следствием чего является и минимальный уровень ожидаемой доходности, а каждый последующий портфель (второй, третий и т. д.) за счет снижения уровня сохранности и/или ликвидности (повышения уровня риска) увеличивал уровень ожидаемой доходности по сравнению с предшествующим портфелем.

Количество портфелей определяется величиной резервов и их достаточностью. Чем больше объем резервов, тем на большее количество портфелей они могут быть разделены. Традиционно разделение резервов на три портфеля: операционный, инвестиционный и драгоценных металлов. Это разделение осуществляется в целях управления резервами (аналитические цели; в данных бухгалтерского учета подобное разделение может отсутствовать). Каждый из портфелей имеет свои параметры риска и доходности.

Цель операционного портфеля - обеспечение максимального уровня сохранности и ликвидности резервов. Соответственно, данный портфель, как правило, обладает и минимальной ожидаемой доходностью (по сравнению с инвестиционным портфелем). Максимальный уровень сохранности и ликвидности обеспечивается за счет инвестирования резервов в высоконадежные и высоколиквидные финансовые инструменты:

• остатки средств в иностранной валюте на корреспондентских счетах в банках с рейтингом не ниже “АА”;

• депозиты (кредиты) в иностранной валюте (блокировки на корреспондентских счетах) в банках с рейтингом не ниже “АА” и остаточным сроком погашения не более одного года;

• ценные бумаги (векселя, облигации) иностранных эмитентов с рейтингом не ниже “АА” и остаточным сроком погашения не более одного года;

• сделки обратные РЕПО с ценными бумагами иностранных эмитентов с рейтингом не ниже “АА”[10].

Операционный портфель используется для проведения интервенций центрального банка по поддержанию курса национальной валюты, а также для выполнения государством своих обязательств по внешнему долгу (если необходимо) и других непредвиденных платежей.

Цель инвестиционного портфеля - обеспечение более высокого уровня ожидаемой доходности резервов за счет снижения уровня их сохранности и ликвидности (по сравнению с операционным портфелем). Наиболее высокий уровень ожидаемой доходности резервов обеспечивается за счет их инвестирования в финансовые инструменты с более высоким уровнем рисков (в первую очередь более высокого риска ликвидности и ценового (процентного) риска) главным образом в ценные бумаги (векселя, облигации) иностранных эмитентов с рейтингом не ниже “АА” и остаточным сроком погашения более одного года.

Цель портфеля драгоценных металлов - обеспечение дополнительной диверсификации резервов за счет инвестирования их части в такой вид активов, как драгоценные металлы. Этот портфель может состоять из:

• драгоценных металлов в хранилище центрального банка в виде банковских слитков;

• драгоценных металлов на счетах и депозитах банков с рейтингом не ниже “АА”.

Уровень сохранности и ликвидности операционного портфеля, как правило, превышает аналогичные параметры инвестиционного. При этом уровень ожидаемой и фактической доходности операционного портфеля часто ниже аналогичного параметра инвестиционного.

Уровень сохранности, ликвидности портфеля драгоценных металлов, как правило, ниже аналогичных параметров операционного портфеля и соответствует данным параметрам инвестиционного (при размещении драгоценных металлов в банках с рейтингом не ниже “АА”).

Для конкретизации параметров риска портфелей (их уровня сохранности и ликвидности) и их уровня ожидаемой доходности центральные банки используют эталонный показатель - показатель, определяющий сегмент рынка финансовых инструментов, который центральные банки считают самым оптимальным по заданным критериям доходности, и риска при формировании конкретного портфеля резервов. Преимущественно из этого сегмента рынка центральные банки выбирают финансовые инструменты для их включения в конкретный портфель. Эталонный показатель устанавливается для каждого из портфелей. Но для операционного и инвестиционного - как правило, отдельно по каждой из основных резервных валют.

Эталонный показатель конкретизирует перечень финансовых инструментов, используемых при формировании портфелей, в которые разрешено инвестировать резервы: из всего перечня инструментов данный показатель определяет непосредственно предназначенные для инвестирования резервов. Таким образом, эталонный показатель определяет состав и структуру каждого из портфелей резервов, видение центрального банка о стратегическом распределении резервов между различными финансовыми инструментами. Поэтому этот показатель не должен отражать временные факторы или краткосрочные рыночные ожидания. Выбор эталонных показателей закрепляет решение центрального банка о компромиссе целей при управлении резервами и позволяет установить склонность центрального банка к риску в количественном выражении.

Эталонный показатель также применяется для оценки эффективности управления каждого из портфелей путем сравнения параметров риска и доходности портфелей с аналогичными параметрами эталонного показателя по соответствующему портфелю.

В зависимости от целей по управлению резервами в качестве эталонных показателей могут выступать рыночная процентная ставка, индекс ценных бумаг или их комбинация (внешний эталонный показатель), либо показатель, самостоятельно рассчитываемый центральным банком (внутренний эталонный показатель)[11].

Устанавливаемые центральным банком эталонные показатели должны быть реально воспроизводимыми, то есть позволять формировать фактические портфели, параметры доходности и риска которых близки к значению аналогичных параметров данных эталонных показателей. В случае невозможности выбора (расчета) воспроизводимого эталонного показателя существующий эталонный показатель используется только для оценки эффективности управления портфелем.

Минимальный размер операционного портфеля определяется исходя из оценки достаточности резервов для проведения интервенций центрального банка по поддержанию курса национальной валюты, выполнения существующих обязательств центрального банка и возможных платежей. Максимальный размер данного портфеля, как правило, не устанавливается. Если его фактический размер превышает минимальный, тогда средства из него могут переводиться в другие портфели в пределах суммы указанного превышения, в первую очередь - в инвестиционный портфель. В случае если фактический размер операционного портфеля меньше минимального, он должен пополняться за счет перевода средств из других портфелей (при наличии в них финансовых инструментов в ликвидной форме) в сумме, необходимой для доведения фактического размера операционного портфеля до минимального. В первую очередь средства переводятся из инвестиционного портфеля (как наиболее ликвидного портфеля после операционного).

Максимальный размер инвестиционного портфеля определяется исходя из склонности центрального банка к риску. Его минимальный размер, как правило, не устанавливается. Максимальный размер портфеля драгоценных металлов определяется исходя из склонности центрального банка к риску. Портфели резервов формируются и пересматриваются в соответствии с установленными эталонными показателями и процедурой, предусмотренной нормативными документами центрального банка.



Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.