Глава 1. Теоретические основы развития мышления в дошкольном возрасте — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Глава 1. Теоретические основы развития мышления в дошкольном возрасте

2019-12-17 766
Глава 1. Теоретические основы развития мышления в дошкольном возрасте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.Теоретические основы развития мышления в дошкольном возрасте

1.1 Изучение проблемы мышления в зарубежной и отечественной психологии

1.2 Сущность мышления, его виды и формы

1.3 Возрастные особенности развития мышления у дошкольников

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. Диагностика уровня развития мышления старших дошкольников

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема развития детского мышления является предметом научного исследования психологов и педагогов в течение многих лет.

Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Значительную роль в этом сыграл "информационный взрыв" – знамение нашего времени. Сегодняшние дети умнее своих предшественников – это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющими поток разнообразных знаний в детские умы. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано – в 3 – 4 года.

Детское мышление проходит определенные этапы в своем развитии. Как указывает известный детский психолог А.А. Люблинская, первым средством решения задач для маленького ребенка является его практическое действие. Так, например, получив в руки игрушку вертолет, у которой неожиданно перестают вращаться пропеллер и крылышки, или закрытую на щеколду коробочку, ребенок трех - пяти лет не обдумывает пути и средства решения этой задачи. Он сразу начинает действовать: что-то тянет, крутит, дергает, трясет, стучит... Не получая желаемого результата, он обращается за помощью к взрослому или вообще отказывается от дальнейших проб. Подобное мышление получило название наглядно-действенного, или практического: задача дана наглядно и решается руками, то есть практическим действием. "Мышление руками" не исчезает по мере взросления, а остается в резерве даже у взрослых, когда какую-то новую задачу они не могут решить в уме и начинают действовать путем проб и ошибок. [20]

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психологического развития ребенка, первоначального формирования физических и психологических качеств, необходимых человеку в течении всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.

Согласно концепции Л.С. Выготского, в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту происходит перестройка структуры сознания, и благодаря этому все другие психические процессы интеллектуализируются. Оценивая подсменные возможности организованного обучения, Л.С.Выгодский писал, что «обучение может дать в развитии больше, чем то, что содержится в его непосредственных результатах. Приложенное к одной точке в сфере детской мысли, оно видоизменяет и перестраивает многие другие точки. Оно может иметь в развитии отдаленное, а не только ближайшие последствия». [8]

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. "Программа" дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлением, воображением, восприятием и т. п.

В психологии есть такое понятие: сензитивность (чувствительность к воздействиям определенного рода). Так, наибольшая сензитивность к языку у детей проявляется в 2 – 3 года, 5- летние дети легче и лучше, чем дети другого возраста, обучаются чтению. К сожалению, в дошкольном детстве пока не выделены все сенситивные периоды, в частности обучения игре в шахматы. Но достоверно известно одно: не стоит пропускать эти годы, иначе происходит необратимый процесс. Упущено время – потеряны возможности легко и безболезненно усвоить главное для этого возраста. Дошкольники необычайно чувствительны к разного рода воздействиям, и если мы не замечаем результатов каких-то воздействий, то это еще не свидетельствует, что они ничего не значат. Дети, как губка, впитывают впечатления, знания, но далеко не сразу выдают результаты. Возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов.

И это очень важно, так как школа в наше время предъявляет к малышу массу серьезных требований. С первых же дней учебы первоклассник должен ответственно к ней относиться, подчиняться требованиям и правилам школьной жизни, должен обладать развитыми волевыми качествами – без них он не сможет сознательно регулировать свое поведение, подчинять его решению учебных задач, организованно вести себя на уроке. Произвольным, управляемым должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребенка – его внимание, память, мышление.

Ребенку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной учителем задачи. И еще надо последовательно овладевать системой понятий, а для этого требуется развитие отвлеченного, логического мышления. К тому же наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, решать задачи. А это закладывается в раннем и дошкольном детстве.

В связи с этим нами была выбрана следующая тема курсовой работы:

«Особенности развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста».

Объект исследования: познавательная сфера дошкольников.

Предмет исследования: психологические особенности мышления старших дошкольников.

Цель: изучить психологические особенности развития мышления у старших дошкольников.

Задачи:

1. Изучить литературу по теме исследования.

2. В беседе с воспитателями и психологами дошкольных образовательных учреждений города Магнитогорска выявить, насколько актуальна проблема развития мышления старших дошкольников для их повседневной практики.

3. Подобрать методики диагностики уровня развития мышления старших дошкольников.

Методы исследования:

1. Изучить работы отечественных и зарубежных психологов по данной проблеме.

2.Провести опрос воспитателей и психологов для выявления актуальности развития такого психического качества старших дошкольников как мышление.

3.Подобрать приемлемые в работе со старшими дошкольниками методики определения уровня развития мышления.

Теоретическая значимость работы:

В ходе изучения литературных источников по данному вопросу нами было выяснено:

- мышление – это способность человека рассуждать, представляющее собою процесс отражения объективной действительности, суждениях, понятиях;

- мышление – это внутреннее, активное стремление овладеть своими собственными представлениями, понятиями, побуждениями чувств и воли, воспоминаниями, ожиданиями и т.д.;

- мышлению присущ опосредованный характер;

- мышление всегда опирается на данные чувственного опыта – ощущения, восприятия, представления – и на ранее приобретенные теоретические знания;

- мышлению присуща обобщенность;

- ребенок дошкольного возраста может смыслить с разной степенью обобщенности, в большей или меньшей степени опираться в процессе мышления на восприятия, представления или понятия;

- различают три основных вида мышления: предметно – действенное, наглядно – образное и абстрактное;

- в основе мышления лежит условно – рефлекторная деятельность, формирующаяся в индивидуальном опыте;

- мышление можно рассматривать как деятельность, выросшую из практической и возникшую в процессе жизни индивидуума;

- о мышлении ребенка можно говорить с того времени, когда он начинает отражать некоторые простейшие связи между предметами и явлениями и правильно действовать в соответствии с ними;

- с момента овладения речью у ребенка развивается речевое мышление;

- в конце дошкольного возраста у ребенка складываются первичная картина мира и зачатки мировоззрения;

- усвоение форм образного познания подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствует развитию понятийного мышления;

Практическая значимость: знания полученные нами при изучении литературных источников могут быть применены в повседневной практике в ДОУ.

Структура работы: работа состоит из введение, двух глав, выводам по главам, заключения, списка литературы и приложения.


 

Выводы по первой главе

В ходе изучения литературных источников по данному вопросу нами было выяснено, что:

- мышление – это способность человека рассуждать, представляющее собою процесс отражения объективной действительности, суждениях, понятиях;

- мышление – это внутреннее, активное стремление овладеть своими собственными представлениями, понятиями, побуждениями чувств и воли, воспоминаниями, ожиданиями и т.д.;

- мышлению присущ опосредованный характер;

- мышление всегда опирается на данные чувственного опыта – ощущения, восприятия, представления – и на ранее приобретенные теоретические знания;

- мышлению присуща обобщенность;

- ребенок дошкольного возраста может смыслить с разной степенью обобщенности, в большей или меньшей степени опираться в процессе мышления на восприятия, представления или понятия;

- различают три основных вида мышления: предметно – действенное, наглядно – образное и абстрактное;

- в основе мышления лежит условно – рефлекторная деятельность, формирующаяся в индивидуальном опыте;

- мышление можно рассматривать как деятельность, выросшую из практической и возникшую в процессе жизни индивидуума;

- о мышлении ребенка можно говорить с того времени, когда он начинает отражать некоторые простейшие связи между предметами и явлениями и правильно действовать в соответствии с ними;

- с момента овладения речью у ребенка развивается речевое мышление;

- в конце дошкольного возраста у ребенка складываются первичная картина мира и зачатки мировоззрения;

- усвоение форм образного познания подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствует развитию понятийного мышления;


Мозговой штурм

Методика разработана А. 3. Заком и предназначена для диагностики уровня сформированности теоретического анализа и внутреннего плана действий у старших дошкольников. Результаты исследования позволяют установить степень развития теоретического способа решения задач в целом, сделать вывод об особенностях формирования у ребенка такого интеллектуального умения, как рассуждение, т. е. каким образом ребенок может делать выводы на основе тех условий, которые предлагаются ему в качестве исходных, без привлечения других соображений, связанных с ситуативной, а не содержательной стороной условий.

Методика может иметь как индивидуальное, так и фронтальное использование.

Ориентировочное время работы: 30 - 35 минут.

Инструкция испытуемым:

"Вам даны листы с условиями 22 задач. Посмотрите на них. Первые четыре задачи простые: для их решения достаточно прочитать условие, подумать и написать в ответе имя только одного человека, того, кто, по вашему мнению, будет самым веселым, самым сильным или самым быстрым из тех, о ком говорится в задаче.

Теперь посмотрите на задачи с 5 по 10. В них используются искусственные слова, бессмысленные буквосочетания. Они заменяют наши обычные слова. В задачах 5 и 6 бессмысленные буквосочетания обозначают такие слова, как веселее, быстрее, сильнее и т. п. Задачи с 7 по 10 подобны предыдущим.

Далее идут задачи 11 и 12. Эти задачи "сказочные", потому что в них про известных всем нам зверей рассказывается что-то странное, необычное. Эти задачи нужно решать, пользуясь только теми сведениями о животных, которые даются в условии задач.

В задачах с 13 по 16 в ответе нужно писать одно имя, а в задачах 17 и 18 - кто как считает правильным: либо одно имя, либо два. В задачах 19 и 20 обязательно писать в ответе только два имени, а в двух последних задачах - 21 и 22 - три имени, даже если одно из имен повторяется".

Задачи для предъявления:

1. Толя веселее, чем Катя. Катя веселее, чем Алик. Кто веселее всех?

2. Саша сильнее, чем Вера. Вера сильнее, чем Лиза. Кто слабее всех?

3. Миша темнее, чем Коля. Миша светлее, чем Вова. Кто темнее всех?

4. Вера тяжелее, чем Катя. Вера легче, чем Оля. Кто легче всех?

5. Катя красивее, чем Лиза. Лиза красивее, чем Лена. Кто красивее всех?

6. Коля умнее, чем Дима. Дима умнее, чем Боря. Кто умнее всех?

7.Саша веселее, чем Женя. Но Женя печальнее, чем Коля. Кто печальнее всех?

8. Дима слабее, чем Ренат. Но Дима сильнее, чем Петя. Кто слабее всех?

9. Миша умнее, чем Никита. Никита умнее, чем Гриша. Кто умнее всех?

10. Вова счастливее, чем Денис. Денис счастливее, чем Петя. Кто счастливее всех?

11. Собака легче, чем жук. Собака тяжелее, чем слон. Кто легче всех?

12. Лошадь ниже, чем муха. Лошадь выше, чем жираф. Кто выше всех?

13. Попов на 68 лет младше, чем Бобров. Попов на 2 года старше, чем Семенов. Кто младше всех?

14. Уткин на 3 кг легче, чем Гусев. Уткин на 74 кг тяжелее, чем Комаров. Кто тяжелее всех?

15. Маша намного слабее, чем Лиза. Маша немного сильнее, чем Нина. Кто слабее всех?

16. Вера немного темнее, чем Люба. Вера немного темнее, чем Катя. Кто темнее всех?

17. Петя медлительнее, чем Коля. Вова быстрее, чем Петя. Кто быстрее?

18. Саша тяжелее, чем Миша. Дима легче, чем Саша. Кто легче?

19. Вера веселее, чем Катя, и легче, чем Маша. Вера печальнее, чем Маша, и тяжелее, чем Катя. Кто самый печальный и самый тяжелый?

20. Рита темнее, чем Лиза, и младше, чем Нина. Рита светлее, чем Нина, и старше, чем Лиза. Кто самый темный и самый молодой?

21. Юля веселее, чем Ася. Ася легче, чем Соня. Соня сильнее, чем Юля. Юля тяжелее, чем Соня. Соня печальнее, чем Ася. Ася слабее, чем Юля. Кто самый веселый, самый легкий и самый сильный?

22. Толя темнее, чем Миша. Миша младше, чем Вова. Вова ниже, чем Толя. Толя старше, чем Вова. Вова светлее, чем Миша. Миша выше, чем Толя. Кто самый светлый, кто старше всех и кто самый высокий?

Правильные ответы:

1. Толя.

2. Лиза.

3. Вова.

4. Катя.

5. Катя.

6. Коля.

7. Женя

8. Петя

9.Миша

10. Вова

11. Слон.

12. Муха.

13. Семенов.

14. Гусев.

15. Нина.

16. Вера.

17. Коля и Вова.

18. Дима и Миша.

19. Катя, Маша.

20. Нина, Лиза.

21. Юля, Ася, Соня.

22. Вова, Толя, Миша.

Результаты исследования.

1. Уровень развития умения понять учебную задачу

Правильно решено 11 задач и более - высокий уровень.

От 5 до 10 задач - средний уровень.

Менее 5 задач - низкий уровень.

2. Уровень развития умения планировать свои действия.

Правильно решены все 22 задачи - высокий уровень.

Не решены последние 4 (т. е. 18 - 22) - средний уровень.

Менее 10 задач - низкий уровень.

Решены только 1 и 2 задачи - ребенок умеет действовать "в уме" в минимальной степени.

Решена только первая задача - не умеет планировать свои действия, затрудняется даже заменить в "уме" данное отношение величин на обратное, например, отношение "больше" на отношение "меньше".

3. Уровень развития умения анализировать условия задачи.

Правильно решены 16 задач и более, в том числе задачи с 5 по 16, - высокий уровень развития.

Задачи с 5 по 16 решены частично (половина и более) - средний уровень.

Задачи с 5 по 16 не решены - низкий уровень развития, ребенок не умеет выделить структурную общность задачи, ее логические связи.

 

Методика "Четвертый лишний"

 

Результаты исследования позволяют установить степень развития теоретических знаний, сделать вывод об особенностях формирования у ребенка такого интеллектуального умения, как рассуждение, т. е. каким образом ребенок может делать выводы на основе тех условий, которые предлагаются ему в качестве исходных, без привлечения других соображений, связанных с ситуативной, а не содержательной стороной условий.

Ребенку 5 – 6 лет зачитываются четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ребенку предлагается найти "лишнее" слово и объяснить, почему оно "лишнее".

- книга, портфель, чемодан, кошелек;

- печка, керосинка, свеча, электроплитка;

- трамвай, автобус, трактор, троллейбус;

- лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;

- река, мост, озеро, море;

- бабочка, линейка, карандаш, ластик;

- добрый, ласковый, веселый, злой;

- дедушка, учитель, папа, мама;

- минута, секунда, час, вечер;

- Василий, Федор, Иванов, Семен.

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный - 0 баллов.

10-8 баллов - высокий уровень развития обобщения;

7-5 баллов - средний уровень развития обобщения,

не всегда может выделить существенные

признаки предметов;

4 и менее баллов - способность к обобщению развита

слабо.

 

Игра "Данетка"

 

Сюда включены задания на формирование умения выделять существенные свойства (признаки) конкретных объектов и абстрагирование от второстепенных качеств, умение отделять форму понятия от его содержания, устанавливать связи между понятиями (логические ассоциации), формирование способности оперирования смыслом.

Суть этой замечательной игры для всех заключается в том, что ведущий загадывает слово или рассказывает условия какой-то совершенно необычной ситуации, а игроки (дети или взрослые) должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие вопросы, на которые можно дать один из пяти ответов: "да"; "нет"; "и да и нет"; "об этом нет информации"; "это не существенно".

Вопросы в "данетке" формулируются непосредственно в процессе игры. Цель "данеток" - научить детей задавать сильные вопросы, научить отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира, научиться слушать других, быть внимательным (не повторять вопросы).

Достоинства "данеток":

1. У игры "Данетка" нет ограничений по возрасту. Эта игра достаточно азартна и интересна детям и взрослым. Вся хитрость в выборе действительно интересного объекта для данной категории играющих.

2. Игра "Данетка" абсолютно проста в проведении. Например: "Я загадал растение средней полосы. За десять вопросов определите растение, которое я загадал".

3. Легко варьировать уровень трудности игры. Например, исходная ситуация: "Я загадал одного из героев сказки ''Семеро козлят''" - это просто. А вот "Я загадал философский термин" - это сложнее.

Визуальные "данетки"

На столе раскладывают много предметов или картинок. Задают вопрос: "Какой предмет я загадал?" Возможные отсекающие вопросы:· Предмет лежит в правой половине стола? "Да".· Предмет лежит в верхней четверти стола? "Нет" и т. д.Сократив поле поиска по "территориальному" признаку, можно использовать видовые признаки: форма, цвет, вес.

Ситуативные "данетки"

Ситуативные "данетки" отвечают на вопросы: Как это могло произойти?Как выбраться из тупика? Как объяснить странное поведение человека? Ситуативные "данетки" развивают умение находить причинно-следственные связи.

Например, объясните ситуацию:1. Один человек выкопал картофель, а другой его за это крепко поколотил.2. Человек очень любил летать, но с некоторого времени перестал пользоваться самолетом.3. Сначала они набили друг другу по огромной шишке, поссорились, потом познакомились, а потом поженились. Как это могло произойти?

Придумать тему ситуативной "данетки" ("Загадалки") без навыка бывает не просто. Если вам трудно придумать ситуацию, поручите это детям. Превратите процесс придумывания тем ситуативных "данеток" в веселое упражнение по развитию остроумия.

Можно предложить такой алгоритм. Сначала придумывается необычная ситуация, потом она описывается и задается вопрос: как такое могло произойти? Например, "Подул ветер и человек опоздал на совещание". А ситуация могла разыгрываться таким образом. Автомобиль, на котором надо было ехать этому человеку на совещание, выезжал из гаража. Подул ветер, незакрепленные ворота гаража пришли в движение и покалечили автомобиль.

Если придумать ситуацию будет трудно, то возьмите готовую ситуацию из литературного произведения, например сказки. Из сказки выбирается ключевая или необычная ситуация и обыгрывается таинственными вопросами.

Самое простое - это задумать героя известного детям литературного произведения, - сказки, стихотворения, басни, даже песни (Татьяна Ларина, Буратино, Черномор, Иванушка - дурачок).

1. Испекли его для людей, а съела его лиса. (Колобок)2. Сначала она его сильно полюбила и объяснилась в любви, а он ответил отказом, потом он ее полюбил, объяснился в любви, но она ответила отказом. (Евгений Онегин)3. Сначала он ее поймал, поговорил и отпустил. Потом она сама к нему приплывала, делала подарки, но обиделась и уплыла. (Золотая рыбка)4. Сначала его сделали, чтобы съесть, но не съели, потом он убежал и его съели. (Колобок)5. Один гений сказал второму, что он гений, за что и был отравлен вторым. ("Моцарт и Сальери" А.С. Пушкин)6. Кто-то похвастался и остался без завтрака. ("Ворона и Лиса" И. А. Крылов)7. Четверо зверей-музыкантов забрались друг на друга и сильно напугали разбойников. (Бременские музыканты)8. Все лягушки квакают. Но одна лягушка квакнула так, что шлепнулась с большой высоты в болото. В чем дело? (Лягушка-путешественница)

Темы для "данеток" и возможные продолжения игры

Какой овощ я задумал?- Это корнеплод? (Морковь, свекла, редис)- Это листовой овощ? (Капуста, салат)- Это плодовый овощ? (Помидоры, огурцы)

Какое имя я загадал?- Это мужское имя?- Имя начинается с гласной?- В нашей группе есть такое имя?

Какую часть одежды я задумал?- Это верхняя одежда?- Это мужская одежда?

Какую сказку я задумал?- Это русская сказка?

Какую историческую личность я задумал?- Это мужчина?

Какое дело я делаю утром обязательно?Какой цвет я задумал?Какое свойство мороженого, лампочки, арбуза, карандаша я загадал?Какую страну я задумал?Какого писателя, сказочника, поэта, ученого я задумал?Какую известную битву я задумал?

 

Выводы по второй главе

В данном разделе мы привели упражнения на развитие наглядно-образного мышления, словесно-логического и абстрактного.

Само понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Детям дошкольного возраста (до 5,5 - 6 лет) доступен именно данный тип мышления. Они еще не способны мыслить абстрактно (символами), отвлекаясь от реальности, наглядного образа. Поэтому усилия здесь должны быть сосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове различные образы, т.е. визуализировать. Часть упражнений на развитие способности визуализации описаны в разделе по тренировке памяти. Мы не стали повторяться и дополнили их другими.

Примерно в возрасте 6-7 лет (с поступлением в школу) у ребенка начинают формироваться два новых для него вида мышления - словесно-логическое и абстрактное. Успешность обучения в школе зависит от уровня развития этих типов мышления.

Недостаточное развитие словесно-логического мышления приводит к трудностям при совершении любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами. Упражнения по развитие этого вида мышления направлены на формирования у ребенка умения систематизировать слова по определенному признаку, способности выделять родовые и видовые понятия, развитие индуктивного речевого мышления, функции обобщения и способности к абстракции. Надо отметить, что чем выше уровень обобщения, тем лучше развита у ребенка способность к абстрагированию.

Здесь мы также приводим описание логических задач - это особый раздел по развитию словесно-логического мышления, включающий в себя целый ряд разнообразных упражнений. Логические задачи предполагают осуществление мыслительного процесса, связанного с использованием понятий, логических конструкций, существующих на базе языковых средств.

В ходе такого мышления происходит переход от одного суждения к другому, их соотношение через опосредование содержания одних суждений содержанием других, и как следствие формулируется умозаключение. Как отмечал отечественный психолог С.Л. Рубинштейн, "в умозаключении…знание добывается опосредованно через знание без каких-либо заимствований в каждом отдельном случае из непосредственного опыта".

Развивая словесно-логическое мышление через решение логических задач, необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему), дедуктивного (от общего к единичному) и традуктивного (от единичного к единичному или от общего к общему, когда посылки и заключения являются суждениями одинаковой общности) умозаключения.

Традуктивное умозаключение можно использовать в качестве первой ступени обучения умению решать логические задачи. Это задачи, в которых по отсутствию или присутствию одного из двух возможных признаков у одного из двух обсуждаемых объектов следует вывод о, соответственно, присутствии или отсутствии этого признака у другого объекта. Например, "у Наташи собачка маленькая и пушистая, у Иры - большая и пушистая. Что в этих собачках одинаковое? Разное?"

Недостаточное развитие абстрактно-логического мышления - ребенок плохо владеет абстрактными понятиями, которые невозможно воспринять при помощи органов чувств (например, уравнение, площадь и т. д.). Функционирование данного типа мышления происходит с опорой на понятия. Понятия отражают сущность предметов и выражаются в словах или других знаках.

Обычно этот тип мышления только начинает развиваться в младшем школьном возрасте, однако в школьную программу уже включаются задания, требующие решения в абстрактно-логической сфере. Это и определяет трудности, возникающие у детей в процессе овладения учебным материалом. Мы предлагаем упражнения, которые не просто развивают абстрактно-логическое мышление, но и по своему содержанию отвечают основным характеристикам данного типа мышления.

Сюда включены задания на формирование умения выделять существенные свойства (признаки) конкретных объектов и абстрагирование от второстепенных качеств, умение отделять форму понятия от его содержания, устанавливать связи между понятиями (логические ассоциации), формирование способности оперирования смыслом.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребёнок овладевает предметными действиями и речью, научается самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.

Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Одновременно у ребёнка усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности - познавательные интересы.

Мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности. На каждом возрастном этапе мышление имеет свои особенности.

Дальнейшее развитие мышления выражается в изменении соотношения между действием, образом и словом. В решении задач всё большую роль играет слово.

Существует определённая последовательность в развитии видов мышления в дошкольном возрасте. Впереди идёт развитие наглядно-действенного мышления, вслед за ним формируется наглядно-образное и, наконец, словесно – логическое мышление.

Развитие словесно-логического мышления у детей проходит как минимум два этапа. На первом из них ребенок усваивает знания слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач, а на втором этапе им познается система понятий, обозначающих отношения, и усваиваются правила логики рассуждений. Последнее обычно относится уже к началу школьного обучения.

Ребенку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной учителем задачи. И еще надо последовательно овладевать системой понятий, а для этого требуется развитие отвлеченного, логического мышления. К тому же наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, решать задачи. А это закладывается с раннего детства.


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акулова, Е. Познаем логические отношения: дидактические игры для старших дошкольников / Е. Акулова; Е. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2008. - № 8. – С. 65-69.

2. Акулова, Е. Познаем логические отношения: дидактические игры для старших дошкольников / Е. Акулова; Е. Акулова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 9. – С. 65-69.

3. Афонькина, Ю. Почему у хвоста есть рыба?: Учим детей правильно мыслить и говорить / Ю. Афонькина, Т. Белотелова, О. Борисова; Ю. Афонькина, Т. Белотелова, О. Борисова // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 1. – С. 44-46.

4. Белова, Е.С. Особенности диагностики творческого мышления у дошкольников / Е. С. Белова; Е. С. Белова // Психологическая диагностика. – 2008. – № 3. – С. 81-94.

5. Березина, Т.Н. Развитие способностей как гуманистическая составляющая образования / Т.Н. Березина; Т.Н.Березина // Alma Mater: Вестник высшей школы. – 2009. - № 7. – С. 19-25.

6. Богат, В.П. «Оператор РВС»: ТРИЗ в детском саду / В.П. Богат; В.П. Богат // Ребенок в детском саду. – 2008. -№ 3. – С. 77-78.

7. Богат, В.Ф. Творческие задачки. ТРИЗ в детском саду / В.Ф. Богат; В.Ф. Богат // Ребенок в детском саду. – 2007. - № 4. – С. 71-72.

8. Выгодский, Л.С. Избранные психологические исследования. М.:1956.- С.257.

9. Гамезо, М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии. М.: 1998.

10. Друбецкая, Л. Сказка о живых буквах /Любовь; Любовь Друбецкая // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2008. - № 3. – С. 32-33.

11. Ишмуратова, Е.М. Развитие познавательных функций у детей раннего возраста в различных видах продуктивной деятельности / Е.М. Ишмуратова; Ишмуратова Е.М. // Логопед в детском саду. – 2008. - № 6. – С. 30-37.

12. Коноплина, Н.В. Сказочный мир математики (занятия в старшей группе) / Н.В. Коноплина; Коноплина Н.В. // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2009. - № 6. – С. 52-56.

13. Крашенинников, Е.Е. Диалектическое обучение / Е.Е. Крашенинников; Е.Е. Крашенинников // Школьные технологии. – 2007. – № 4. – С. – 76-82.

14. Лизунова, Л.Р. Формирование словесно-логического мышления у детей с ОНР / Л.Р. Лизунова, М.И. Патырбаева, Н.Л. Лепихина; Лизунова Л.Р., Патырбаева М.И., Лепихина Н.Л. // Логопед. – 2009. - № 4. – С. 22-27.

15. Лыкова, И. Осенние аранжировки: для работы со старшими дошкольниками / И. Лыкова; И. Лыкова // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 10. – С. 58-62.

16. Малеева, З.П. Развитие наглядно-образного мышления у дошкольников с нарушением зрения / З.П. Малеева; З.П. Малеева // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2009. - № 1. – С. 27-33.

17. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – 9 – е изд. – М.: Академия, 2004. С. 453.

18. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; Под. общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. – 24 – е изд., 2003. - С. 358.

19. Отряскина, А.А. Решение логических задач (занятия по математике в подготовительной к школе группе) / А.А. Отряскина; Отряскина А.А. // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2009. - № 2. – С. 38-41.

20. Попенова, Н.Е. Словесно-логические игры в развитии детей старшего дошкольного возраста / Н.Е. Попенова; Попенова Н.Е. // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2008. - № 12. – С. 61-65.

21. Попов, В.Ф. Второй дошкольный период развития детей / В.Ф. Попов; Попов В. Ф. // Практическая психология и логопедия. – 2008. - № 5. – С. 14-19.

22. Прокофьева, М. Королевство выдумляндия / М. Прокофьева; М. Пркофьева // Дошкольное воспитание. – 2008. - № 11. – С. 124-125.

23. Психологический словарь,.3-е изд.,: Феникс. 2004.-С.268.

24. Путляева, Л.О развитии мышления / Л. Путляева // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 5. – С. 35-38.

25. Ратанова, Т. Старший дошкольный возраст: диагностика уровня умственного развития / Т. Ротанова; Т. Ротанова // Дошкольное воспитание. – 2006.- № 8. - С. 80-88.

26. Рудь, Ю.С. Развивающие математические игры в различных видах деятельности дошкольников (из опыта работы) / Юлия Сергеевна; Ю. С. Рудь // Дошкольная педагогика. – 2008. - № 1. – С. 21-25.

27. Сидорчук, Т.А. Развитие творческого мышления методами ТРИЗ и РТВ / Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко, С.В. Лелюх; Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко, С.В. Лелюх // Ребенок в детском саду. – 2007. - № 1. – С. 11-13.

28. Сидорчук Т А. Обучение старших дошкольников составлению связных текстов / Т.А. Сидорчук, О.Н. Синдяева; Т.А. Сидорчук, О.Н. Синдяева // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2007. - № 6. – С. 97-107.

29. Смирнова, Е. Ранний возраст: игры развивающие мышление / Е.Смирнова; Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 4. – С. 22-23.

30. Советский энциклопедический словарь/ Советская энциклопедия.-1981.-С.860.

31. Тугулева, Г.В. Психолого - педагогические условия реализации преемственности в развитии мыслительных способностей дошкольников и младших школьников / Г.В. Тугулева; Тугулева Г.В. // Актуальные психологические проблемы становления личности в современном мире: материалы III Всерос. научно-практ. конф. (заочной), г. Магнитогорск, 15 дек. 2005 г. – Магнитогорск, 2005. – С. 265-268.

32. Тугулева, Г.В. Совершенствование профессиональной подготовки студентов к обеспечению преемственности в развитии мыслительных способностей дошкольников и младших школьников / Г.В. Тугулева; Г.В. Тугулева // Проблемы подготовки учителя для современной российской школы: сб. материалов. – М., 2007. – С. 118-123.

33. Философский энциклопедический словарь.- М.:ИНФА-М.-2009.- С.280.

34. Французова, Н. О природе «детского философствования» / Н. Французова; Н. Французова // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 9. – С. 28-32.

35. Чуркина, О.П. Конструктивная игра в речевом развитии / О.П. Чуркина, В.Л. Васильева; Чуркина О.П., Васильева В.Л. // Логопед в детском саду. – 2008. - № 7. - С. 44-47.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Теории мышления

Таблица 1.

 


 

Виды мышления

 

Таблица 2


Формы мышления

 

Таблица 3

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.Теоретические основы развития мышления в дошкольном возрасте

1.1 Изучение проблемы мышления в зарубежной и отечественной психологии

1.2 Сущность мышления, его виды и формы

1.3 Возрастные особенности развития мышления у дошкольников

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. Диагностика уровня развития мышления старших дошкольников

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 


 

ВВЕДЕН


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.186 с.