Пути нейтрализации уголовных обычаев, традиций, — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Пути нейтрализации уголовных обычаев, традиций,

2019-12-17 155
Пути нейтрализации уголовных обычаев, традиций, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«законов» в ИУ.

Главное в борьбе с преступностью в местах лишения свободы - это осуществление системы взаимосвязанных научно обоснованных мероприятий воспитательного и принудительного характера с целью устранения причин преступности и создания условий, их исключающих. Знание причин и условий, способствующих совершению преступлений, закономерностей механизма индивидуального преступного поведения позволяет правильно определить систему мер и подходов к их предупреждению в ИУ.

Знание причин и условий, способствующих совершению преступлений, закономерностей механизма индивидуального преступного поведения позволяет правильно определить систему мер и подходов к их предупреждению в ИУ.

Методы профилактики преступлений в ИУ можно разделить на методы выявления и методы устранения и компенсации причин и условий преступлений.

Методы выявления обстоятельств, детерминирующих пенитенциарную преступность в ИУ:

1) проверка деятельности различных подразделений ИУ вышестоящими и контрольно-надзорными управлениями по службам (служба безопасности, оперативная, воспитательная, производственная, медицинская и др.), а также надзор со стороны прокуратуры, различные инспекции, инвентаризации и т.п.;

2) криминологическое исследование и выявление:

а) криминогенных зон в ИУ, где наиболее часто и в определенные периоды времени совершаются преступления и злостные правонарушения;

б) наиболее типичных, серьезных и в то же время специфичных для каждого ИУ недостатков по различным направлениям их деятельности (безопасности и режима, оперативная, воспитательная, производственная, бытовая, медицинская, досуговая и т.д.), которые чаще всего способствуют развитию конфликтных ситуаций в криминогенные и непосредственному совершению преступлений в данных ИУ;

в) технических несовершенств надзора, охраны, воспитания, труда, быта, досуга и других сторон жизнедеятельности осужденных;

г) количественных и качественных изменений состава осужденных;

д) преступной субкультуры осужденных, ее особенностей в каждой колонии и тюрьме;

е) кадровых упущений с точки зрения профессионального отбора, подготовки и переподготовки, повышения квалификации и др.;

3) оперативные приемы деятельности, которые также могут быть направлены на выявление криминогенных зон, группировок осужденных с их лидерами, "авторитетами", "ворами в законе" и т.п.;

4) выход на место, рейды по всей территории ИУ [14. С.876].

При этом следует обращать особое внимание на ранее враждовавших между собой лиц, а также родственников, друзей враждующих; склонных к занятию запрещенной деятельностью; склонных к употреблению спиртного, суррогатов, наркотиков; обладающих повышенной агрессивностью, например истерических и возбудимых психопатов; презираемых основной массой осужденных; лиц, страдающих слабоумием, крайне несамостоятельных, конформных, лишенных психологической активности, легко попадающих в зависимость от других и т.п.

Приемы, при помощи которых осуществляется выявление указанных обстоятельств, - это, как правило, различные исследовательские методы: анализ документов и наблюдение, некоторые виды опросов (интервью, беседа, анкетирование), эксперимент, тестирование, социометрические измерения и др.

Методы устранения, нейтрализации или компенсации обстоятельств и процессов детерминации преступлений в ИУ:

1) конструктивная технологическая разработка принципиально новых средств компьютерного сбора, обработки, использования информации о конкретных ИУ по направлениям их деятельности, средствах охраны и надзора за осужденными, в частности о возможностях и средствах повсеместного круглосуточного наблюдения за осужденными или только в криминогенных зонах, технических средствах проверки посылок, передач, писем, осмотра автомашин, обысков и осмотров осужденных и т.д.;

2) укомплектование ИУ высококвалифицированными кадрами, их подбор, расстановка, повышение квалификации;

3) комплексные профилактические операции в ИУ, связанные с мобилизацией всех подразделений и средств колонии, управления, привлечение сил из других колоний для решения наболевших вопросов, например, для пресечения групповой голодовки и забастовки с целью предупреждения массового преступного поведения, перекрытия каналов проникновения запрещенных веществ и др.;

4) организация оперативного обмена информацией между различными подразделениями ИУ о группировках, лидерах, криминогенных ситуациях и др.;

5) недопущение превышения фактического контингента осужденных над лимитом наполнения некоторых колоний за счет перераспределения осужденных между колониями, расширения действующих и строительства новых, современных ИУ и СИЗО;

6) повышение дисциплинированности среди сотрудников ИУ за счет правильной дисциплинарной практики, организации контроля, высокой заработной платы, максимально-минимальных пределов заработной платы, продвижения по службе, поощрений и взысканий вплоть до увольнения и привлечения к уголовной ответственности сотрудников-преступников [19. С.301].

Групповая профилактика преступлений - это направленное внушение в специально созданных или стихийно образовавшихся группах людей с целью управления развитием криминогенной ситуации.

Структуру групповой профилактики преступлений можно представить следующим образом: субъекты, объекты, направления деятельности, методы и приемы. В качестве ведущих субъектов групповой профилактики преступлений в ИУ должны выступать психологи. Именно от них зависит концентрация усилий различных специалистов и психиатров, и сексопатологов, и психотерапевтов, и других специалистов узкого профиля - в работе с группами.

В ИУ могут применяться все типы групповой профилактики преступного поведения:

1. межличностный или внутригрупповой - работа с группой лиц, между которыми сложилась криминогенная ситуация; межгрупповой - направленное взаимовлияние групп людей с однотипными криминогенными ситуациями;

2.коллективный - направленное самовоспитание через специально созданный для этих целей сплоченный, педагогически целесообразный коллектив, требующий длительной многолетней работы;

3. массовый - сплошное воздействие главным образом на бессознательный уровень всех осужденных.

При исполнении лишения свободы могут применяться различные направления групповой профилактики (воспитание, лечение, регуляция напряженности, повышение квалификации и др.), а также самые разнообразные методы: групповая психотерапия, социогигиена и психогигиена, совместные занятия, проповеди и т.п., с использованием различных приемов (психодрама и социодрама), совместное участие в творческой деятельности, ролевые и спортивные игры, групповые упражнения, гипноз, аутотренинг, йога и т.д. [14. С.879].

Методы предупреждения конфликтных ситуаций в ИУ:

1.формирование у осужденных навыков правильных взаимоотношений, общения;

2. создание различных советов бригад;

3. контроль за деятельностью актива со стороны администрации и самих осужденных;

4. дальнейшая дифференциация осужденных, в частности, по типам мотивации - агрессивной, корыстной, аномально-сексуальной, неосторожной;

5. изучение в карантине вновь прибывших осужденных и их распределение по отрядам и бригадам;

6. разложение отрицательных группировок осужденных, как неустойчивых, так и устойчивых. Неустойчивые разлагаются путем развенчания лидера, авторитета; перераспределения осужденных как внутри колонии, так и в другие учреждения; а также применением иных приемов. Устойчивые группировки можно разложить путем сосредоточения с максимальной концентрацией различных "воров в законе", "авторитетов", лидеров в одной колонии, помещении камерного типа, в тюрьме, постоянного их этапирования, смены мест отбывания наказания;

7. организация оперативных игр с группировками осужденных с целью управления ими, решения ряда проблем колонии и др.;

8. поддержка, развитие и использование существующих группировок осужденных положительной направленности, "семей";

9. создание "режимных" отрядов и бригад колоний из злостных нарушителей;

10. социотехника: "рассечение" малой группы, создающей очаг напряженности; "прививка" - введение в состав группы осужденного, способного предотвратить возможные разногласия ее членов; объединение двух противостоящих групп путем постановки общей цели, для достижения которой необходимо взаимодействие;

11. создание ситуации, в которой лица, не пользовавшиеся авторитетом, могли бы проявить качества, способствующие формированию уважительного к ним отношения

Методы разрешения конфликтных криминогенных ситуаций:

1. переориентация субъектов ситуации посредством информирования о действительном положении дел, беседа с субъектами ситуации;

2. сдерживание субъектов ситуации под угрозой принуждения;

3. разобщение субъектов ситуации - ограничение или лишение возможности общения путем: перевода на отдаленные рабочие и спальные места, в другое звено, бригаду, отряд; изоляции в штрафном изоляторе; этапирования в другое ИУ.

Методы индивидуальной профилактики преступлений в ИУ можно разделить на методы изучения осужденных; выявления "отклоняющихся" от определенных, принятых в ИУ норм осужденных; учета, контроля и воздействия на них [14. С.881].

Методы изучения осужденных - это различные исследовательские приемы, имеющие определенную специфику приложения: анализ документов - уголовных и личных дел, переписки; опрос лиц, хорошо знающих осужденного; наблюдение окружающей микросреды, группировки, в которую он входит; тестирование; эксперимент; беседа с иными осужденными и др.

Методы выявления "отклоняющихся" осужденных можно подразделить на: оперативные, методы изучения окружающей микросреды, методы криминально-психологического исследования и др.

Эти методы направлены на выявление, постановку на учет, контроль над поведением осужденных: склонных к совершению побегов и иных уклонений; совершивших преступления в ИУ; систематически или злостно нарушающих режим отбывания наказания; подпадающих под административный надзор; имеющих психические аномалии; склонных к употреблению спиртного, наркотиков, токсических веществ; склонных к азартным играм; не занимавшихся до осуждения трудом, не имевших постоянного места жительства; переведенных в ИК из воспитательной колонии; проявляющих к администрации ИУ и другим осужденным агрессию в поведении; гомосексуалистов и др.

Один из методов борьбы с группами отрицательной направленности - это развенчание их лидеров. Как отмечалось ранее, лидер является основообразующим элементом подобной группировки. Поэтому после компрометации эта группа часто распадается и прекращает свою противоправную деятельность. Сильно бьет по авторитету лидера неоднократный вызов в оперативный отдел по громкоговорящей связи или через дневальных. В оперотделе с осужденным проводят формальные беседы на любые темы (а иногда просто вызывают, отпускают через определенное время, не разговаривая с ним). В некоторых ИУ, после того как осужденный покинул оперотдел, проводят обыски спальных помещений (рабочих мест). Такой прием будет особенно эффективным, если в ходе подобных обысков обнаружат запрещенные предметы, вещества.

Чтобы пресечь влияние воровского сообщества на деятельность ИУ, исключить распространение в местах лишения свободы уголовно-воровских традиций, необходима серьезная изоляция «авторитетов» преступного мира и их ставленников от общей массы осужденных. Для этого целесообразно, создать специальные ИУ, в которых содержалось бы подобная категория осужденных. В таких учреждениях на работах по хозяйственному обслуживанию не могут использоваться никакие другие осужденные.

Основные элементы тактики борьбы с этими явлениям в местах лишения свободы:

1. надежное оперативное прикрытие воровского «авторитета» и его окружения;

2. сбор информации о личности воровского «авторитета» и его деятельности с целью уяснения слабых и сильных сторон, положения и взаимоотношений в уголовном мире;

3. поиск компрометирующих сведений, в том числе и в прежних местах отбывающих наказания;

4. создание таких условий для отбывания наказания, которые бы вынуждали его нарушить «кодекс арестантской чести»;

5. подрыв доверия к «авторитетам» со стороны других членов уголовного сообществ, его окружения и основной массы осужденных на основании полученных компрометирующих данных;

6. целенаправленная оперативно-профилактическая и воспитательная работа по разоблачению несостоятельности идеологии и ее вреда;

7. закрепление полученных результатов в форме письменного отречения от воровской идеологии и организация выступления по местному радиовещанию, в многотиражной печати и т.д.

Есть еще один способ нейтрализации «авторитета», который может привести к распаду отрицательной группировки, перевод лидера из колонии в тюрьму.

В ИУ созданы локально-профилактические участки (ЛПУ), в которых должны содержаться только уголовные «авторитеты», «смотрящие» за зонами и их ближайшие сподручные. При этом не должно быть никаких связей таких осужденных с осужденными, размещенными в зоне. Следовательно, «авторитеты» не могут воздействовать на основную массу спецконтингента. В некоторых учреждениях практикуется водворение в ЛПУ злостных нарушителей режима, не относящихся к «авторитетам». Таких осужденных должны помещать в ШИЗО, а иначе обесценивается сама суть ЛПУ.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.