Вопрос 1. Программа эмпирического социологического исследования — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Вопрос 1. Программа эмпирического социологического исследования

2019-12-17 201
Вопрос 1. Программа эмпирического социологического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопрос 1. Программа эмпирического социологического исследования

 

ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ - исследования, ориентированные на сбор и анализ первичных данных, проведенный по определенной программе и с использованием правил научного вывода.

Этапы исследования: а) подготовительный, разработка про­граммы; б) сбор информации (полевой этап); в) обработка полученных данных, г) анализ данных.

Программа исследования предполагает решение целого ряда задач:

1) формулировка проблемы;

2) определение цели и задач исследования;

3) определение объекта и предмета исследования;

4) создание выборки;

5) предварительный системный анализ объектаисследования;

6) формулировка рабочих гипотез;

7) создание инструментария исследования;

9) проведение пилотажного исследования

 

Определение объекта и предмета исследования

Объект исследования есть фрагмент объективной реальности, который подвергается исследовательскому рассмотрению.

В нашем примере это родители тех детей, которые получают юридическое образование.

Предмет исследования включает в себя стороны, свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению. Причины, по которым родители ориентируют детей на определенную специальность – предмет исследования.

Создание выборки.

В каждом исследовании стоит задача отобрать носителей информации для непосредственного изучения. Она решается путем определения группы людей которая он будет изучаться. Эта группа называется генеральной совокупностью.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ - все единицы исследования, которые обладают нужным для исследования признаком.

В нашем примере - это все родители, дети которых хотят получить юридическое образование. Выборочная совокупность - часть генеральной совокупности. Если выборка сделана правильно, то она считается репрезентативной, то есть выводы, полученные при исследовании части генеральной совокупности будут справедливы относительно всей генеральной совокупности. Репрезентативной выборка будет тогда, когда выборочная совокупность воспроизведет структуру генеральной, т.е. явится ее микромоделъю. Основное правило выборки: каждый член генеральной совокупности имеет равное право попасть в выборку.

Кого относить к генеральной совокупности, определяют цели иссле­дования, а кого включать в выборочную совокупность, решают математические методы.   Если вы хотите знать мнение типичного москвича, а поль­зуетесь телефонным справочником, то вероятность ошибки невелика, т.к. в Москве телефоны есть практически у всех. А что произойдет, если те­лефонный опрос проводится в каком-нибудь районном центре?

Создание шкалы переменной

Создается шкала измерения переменных. Переменная "образование", может быть измерена по шкале: высшее, незаконченное высшее, среднее, незаконченное среднее.

Требования к шкале:

а) соответствие задачам исследования. Например, в одних исследованиях, шкала образования будет требовать интервала: высшее образование – научная степень. В других исследованиях этот интервал будет не нужен, достаточно фиксировать высшее образование.

б) полнота. "Высшее - не высшее образование" - полная шка­ла. "Высшее - среднее образование" - неполная шкала;

в) логическая непротиворечивость. Неправильно будетсоставить шкалу так: высшее, гуманитарное, техническое образование. Известно выражение, что между рыжими и умными не выбирают. Рыжие могут быть умными и глупыми. А среди умных и глупых есть блондины, шатены и брюнеты.

ОПРОС

Существует два больших класса опросных методов: анкетные опросы и интервью.

Анкетным называется опрос, в ходе которого респондент сам заполняет анкету. Интервью предполагает, что вопросы задает интервьюер.

Проводимый опрос должен отвечать ряду требований. Приведем некоторые из них.

· Он не должен длиться более 30-40 минут, в противном случае респондент устает и последние вопросы остаются обычно без полноценных ответов.

· Важно, чтобы интерес к предмету опроса не снижался, а постепенно повышался. Поэтому более сложные по со­держанию (и пониманию) вопросы должны следовать за более простыми.

· Первый вопрос не должен быть ни дискуссионным, ни настораживающим. Лучше всего, если он будет ней­тральным.

· Трудные вопросы целесообразно поместить в середине анкеты, чтобы респондент «включился» в тему.

· Вопросы должны быть ясными, четкими, понятными опрашиваемым (всем без исключения).   В анкете поставлен вопрос: «Каков размер Вашего месячного заработка?». О чем здесь идет речь? Только о заработке или о доходе? О заработке с учетом вычетов налогов или о начисляемой сумме заработной платы, содержащей сумму подоходного налога? Входят ли в заработок, о котором идет речь, премиальные?

Вопросы анкеты различаются между собой по содержанию и форме.

Деление вопросов по содержанию обусловлено характером информации, которую представляет ответ на тот или иной во­прос. Информация о фактах и отношении к ним, о нормах и мотивах поведения, об интенсивности мнения, о поведении в настоящем и прошлом является основанием деления их по содержанию.

По форме вопросы делятся на три основные группы: 1) открытые, закрытые и полузакрытые; 2) прямые и косвенные; 3) личные и безличные.

1) Вопрос открытого типа предусматривает свободную форму ответа:  «Скажите, пожалуйста, что могло бы содействовать повышению Вашего интереса к работе?»

Вопрос закрытого типа:  «Что Вам нравится в Вашей работе? Просим отметить те из перечисленных ниже вариантов, которые совпадают с Ва­шим мнением: 1) разнообразная работа; 2) работа, требующая смекалки; 3) не вызывает физического переутомления; 4) хороший заработок». Вопрос полузакрытого типа основан на добавлении к списку ответов фразы:  «Другие (моменты, причины, мотивы и т. д.). Укажите, какие именно». Вопрос как бы расшифровывается, дает возможность не только выбрать один из тех ответов, которые приводятся в анкете, но и выска­зать что-то свое.

2) Вторая группа вопросов по форме — прямые и косвенные. Прямой это вопрос как бы «в лоб»:   «Доставляет ли Вам работа мо­ральное удовлетворение или Вы трудитесь ради денег?». Такие вопросы применяются лишь для получения информации о наличии или отсутствии факта. Когда речь идет о мнении или мотивах поведения, прямой вопрос следует заменить косвенным : «Если бы случилось так, что Вам снова пришлось выбирать профессию, то избрали бы Вы свою нынешнюю профессию?».

3) Третья группа вопросов по форме — личные  «Как Вы считаете…» и безличные  «Некоторые полагают, что…».

Обычно в анкете чередуются открытые и закрытые, прямые и косвенные, личные и безличные вопросы.

Проверка и контроль достоверности данных оп­роса осуществляются контрольными вопросами.

  Рабочему предлагается вопрос: «Отметьте на шкале то суждение, которое соответствует Вашему мнению: 1) работой вполне до­волен; 2) скорее доволен, чем недоволен; 3) отношусь к работе безраз­лично; 4) скорее недоволен, чем доволен; 5) совершенно недоволен; 6) не могу сказать».

Для того чтобы проконтролировать ответ:  «Хотели бы Вы перейти на другую работу?» (да, нет, не знаю) или «Предположим, что по каким-то причинам Вы временно не работаете. Вернулись бы Вы на свое прежнее место работы?! (да, нет, не знаю)»,                                          

Контрольные вопросы обычно располагаются в анкете на некотором расстоянии как от основного, так и друг от друга.

Один из самых надежных средств контроля достоверности данных анкетного опроса - сочетание нескольких методов: ан­кетирование и наблюдение, анкетирование и свободное интер­вью.

Интервью   представляет собой своеобразную целенаправленную беседу «с глазу на глаз» с опрашиваемым. Интервью - целенаправленная, заранее запрограммированная беседа с респондентом.

При проведении интервью социолог исходя из ситуации и наблюдения за поведением собеседника может получить ту информацию, которая не стала бы его достоянием в случае осуществления анкетного опроса (анкетирования).

Различают несколько видов интервью: от полной свободной беседы с опрашиваемым до полностью формализованной процедуры опроса.

Свободное интервью, как правило, не имеет плана и заранее сформулированных вопросов. Его проводят в основном не  интервьюеры, а социологи, которые сами определяют тему беседы, формулируют вопросы, их последовательность, уточняют тему и т. д. Чаще всего свободное интервью применяется при опросах экспертов в начальной (разведывательной) стадии социологического исследования.

Особенность глубинного интервью в том, что оно преследует цель получить информацию, свидетельствующую не только о наличии того или иного социального факта, явления, но и объясняющую причины появления данных фактов, явлений. Глубинное интервью большей частью применяется для выяснения общественного мнения по тому или иному кругу вопросов.

Цель фокусированного (направленного) интервью - изучение общественного мнения относительно конкретного факта, ситуации. Опрашиваемые в этих случаях знакомы с объектом, интересующим социолога, и высказывают свое отношение к нему и мнение о нем, давая ему оценку.

Стандартизированное интервью - наиболее распространенное из всех перечисленных видов интер­вью. Чаще всего оно проводится при переписи населения.

Требования к интервьюеру

§ не допускать своей интерпретации формулировки вопро­сов;

§ не допускать своего толкования ответа на вопрос;

§ задавать вопросы строго в той же последовательности, которая предусмотрена анкетой;

§ исключить сознательный пропуск каких-либо вопросов, кроме специально оговоренных.

НАБЛЮДЕНИЕ

Один из методов социологического исследования - наблюдение,  под которым понимается сбор первичной специальной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий, в которых они имеют место.

Виды наблюдений:

1 ) По положению наблюдателя:   включенные (когда исследователь является участником событий  (например, журналист, социолог меняет место работы, становясь грузчиком и т. д.) и невключенные, когда наблюдение осуществляется при невмешательст­ве исследователя в изучаемые события.

2) По формализации: контролируемые (по плану) и неконтролируемые (известен только объект)

3) По месту и условиям наблюдения: полевые наблюде­ния, проводимые в естественной среде, в естественных услови­ях, и лабораторные (эксперимент).

При всей привлекательности наблюдения как метода сбора социальной информации (простоте и сравнительно небольших финансовых затратах) у него есть немало слабых мест.

АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ

Как правило, под документом в социологии подразумевают те или иные источники, содержащие информацию о социальных фактах и явлениях общественной жизни, о тех или иных социальных субъектах, функционирующих и развивающихся в обществе.

Анализ документов открывает социологу возможность увидеть в отраженном виде многие стороны социальной действи­тельности. Например, социологическое исследование, посвященное изучению свободного времени жителей того или иного города может быть начато с получения статистических данных об использовании библиотек, посещении театров, концертов и т. д.

По форме фиксации информация делится на:

· письменные документы (в них сведения изложены в форме текста);

· статистические данные (цифровая форма изложения);

· иконографическая документация (кино-, фотодокументация).

Методы анализа документов являются традиционный (классический) и формализованный (количественный).

Традиционный анализ направлен на полное, всеобъемлющее выявление их содержания. Слабостью традиционного анализа документов является субъективизм.

Стремление преодолеть субъективность традиционного ана­лиза породило разработку формализованного (количественного) метода анализа документов, или контент-анализа.

На основании изменений в текстах газет, журналов, передач телевидения и радио, в текстах договоров, можно судить о тех или иных тенденциях, раскладе политических сил, функционировании интересующих социальных институтов, имеющих непосредственное отношение к объекту анализа.

Сущность контент-анализа заключается в подсчете того, как отражены в некотором информационном массиве (тексте, микрофонном материале и т. п.) интересующие исследователя смысловые единицы.

 

Вопрос 1. Программа эмпирического социологического исследования

 

ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ - исследования, ориентированные на сбор и анализ первичных данных, проведенный по определенной программе и с использованием правил научного вывода.

Этапы исследования: а) подготовительный, разработка про­граммы; б) сбор информации (полевой этап); в) обработка полученных данных, г) анализ данных.

Программа исследования предполагает решение целого ряда задач:

1) формулировка проблемы;

2) определение цели и задач исследования;

3) определение объекта и предмета исследования;

4) создание выборки;

5) предварительный системный анализ объектаисследования;

6) формулировка рабочих гипотез;

7) создание инструментария исследования;

9) проведение пилотажного исследования

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.